Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » О молитве и трезвении по учению святых отцов Церкви


О молитве и трезвении по учению святых отцов Церкви

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Олег Лыткин написал(а):

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ О МОЛИТВЕ

Сомнительный текст.

Впредь лучше воздержитесь от чтения
и распространения подобных «творений»
неизвестного происхождения взятых
из мутных недр интернета.

Про молитву с избытком есть
множество проверенных текстов
известных святых отцов
начиная от творений свят.Игнатия
и свят.Феофана и заканчивая
более близкими к нам по времени
игуменом Никоном, о.Фаддеем,
старцем Паисием, схиархим.Кириком,
архиеп.Антонием (Голынский-Михайловский)
и т.д.

схиигумен Савва (Остапенко), архим.Кирилл Павлов
и архим.Рафаил Карелин тоже писали о молитве

Самое главное в молитве — это покаянное
чувство, сознание своей греховности
и величия Божия
без этого все усилия идут впустую.

Святые отцы близкие к нашему времени
не советовали заниматься какими-либо
приемами с дыханием  самочинно
без опытного наставника.

Равно и с поиском «сердечного места».


схиархимандрит Кирик Афонский (Максимов)
https://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Afonsk … ouchenija/

св. Антоний (Голынский-Михайловский)
О молитве Иисусовой. Аскетический трактат
https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Goly … -delanija/

0

2

togiya написал(а):

Про молитву с избытком есть
множество проверенных текстов
известных святых отцов

Но в этом тексте не просто про усиленную молитву, а про усиленную молитву, совершаемую ОПРЕДЕЛЕННЫМИ СПОСОБАМИ.
И, как ни странно, у Симеона Нового Богослова примерно  об этом. Я проверил.

0

3

Олег Лыткин написал(а):

у Симеона Нового Богослова примерно  об этом.

у преп.Симеона был очень хороший духоносный наставник
святой жизни ( святой преп. Симеон Благоговейный )
Поэтому он так и писал…

В наше время лучше ориентироваться на то,
что писал святитель Игнатий Брянчанинов.

О.Серафим Роуз тоже его советовал:

1. Прежде всего, научитесь смиряться с тем состоянием,
в котором вы оказались, и извлекать из него максимальную пользу.
Если оно не приносит духовных плодов – не отчаивайтесь, а напротив,
удвойте усилия: что вы сами конкретно можете сделать для своей
духовной жизни в создавшемся положении? Регулярныя церковныя службы
и причастие Св. Тайн – это уже дело огромной важности. Вслед за тем
налаживайте утренния и вечерния молитвы всей семьей и совместное
чтение вслух, – причем все должно быть по мере ваших сил и возможностей
в данных жизненных обстоятельствах.

2. Из литературы могу порекомендовать вам те книги, которыя специально
предназначены для живущих в миру, и те, где изложены основы духовной жизни
,
как, например, «Моя жизнь во Христе» прав. Иоанна Кронштадтского,
«Невидимая Брань» преп. Никодима Святогорца, Жития святых, и упомянутое выше
«Приношение современному монашеству»: эта книга, в той части, которая составляет
«духовную азбуку», адресована также и мирянам.

3. Большую пользу духовному росту и трезвому взгляду на жизнь
приносит дневник (подойдет обычная общая тетрадь), куда хорошо записывать
как выдержки из прочтенных книг, на которыя вы по той или иной причине
обратили особенное внимание, так и свои собственныя заметки, в том числе
и о своих недостатках, требующих исправления. О том, насколько это важно,
ясно свидетельствует «Моя жизнь во Христе» прав. Иоанна Кронштадтского.

( имеется в виду книга свят.Игнатия:
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … nashestvu/
)

0

4

togiya написал(а):

В наше время лучше ориентироваться на то,
что писал святитель Игнатий Брянчанинов.

Святитель Игнатий считал умное делание необходимым, но предостерегал от поспешных шагов и ошибок на пути. Он писал о том, что дыхательные приёмы носят лишь вспомогательный характер и могут быть вредны, но не отвергал их всецело.

Вот его слова:

Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением следующих отеческих писаний:

1) Слова о трезвении Исихия пресвитера Иерусалимского134,

2) Глав о трезвении преподобного Филофея Синайского135,

3) Слова о сокровенном делании во Христе святого Феолипта, митрополита Филадельфийского136,

4) Сочинений святых СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА, и Григория Синаита, помещенных в первой части Добротолюбия,

5) Слова Никифора Монашествующего и сочинения святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, помещенных во 2 части Добротолюбия,

6) Предания преподобного Нила Сорского,

7) Цветника священноинока Дорофея, и других.

"...При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени. Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму малопомалу начнет переходить в соединение ума с сердцем, и механизм, предложенный отцами, явится сам собою. Все механические средства, имеющие вещественный характер, предложены отцами единственно как пособия к удобнейшему и скорейшему достижению внимания при молитве, а не как что-нибудь существенное. Существенная, необходимая принадлежность молитвы есть внимание. Без внимания нет молитвы. Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира. Пособия всегда остаются только пособиями. Те же святые отцы, которые предлагают вводить ум в сердце вместе с дыханием, говорят, что ум, получив навык соединяться с сердцем, или, правильнее, стяжав это соединение по дару и действию благодати, не нуждается в пособии механизма для такого соединения, но просто, сам собою, своим собственным движением соединяется с сердцем" (Приношение современному монашеству", глава 26)

В приведенном же мной тексте "Несколько тезисов о молитве" сказано о дыхательных приёмах как опасных, и они не рекомендуются.

togiya написал(а):

Сомнительный текст

Для меня это НЕ ОЧЕВИДНО. В чём сомнительность? Я не вижу противоречий с тем, что писал святитель Игнатий

Или, по Вашему мнению, обсуждение творений древних святых отцов сегодня уже априри сомнительно?

Отредактировано Олег Лыткин (2021-12-16 20:59:00)

0

5

Выражу свое отношение.
Нужно отделить зёрна от плевел.
Одно дело – образ молитвы, и другое – вспомогательные методики к образу.
Верный образ молитвы – это не воспарять вниманием ввысь и не бороться с помыслами в уме, а СТУЧАТЬ В ДВЕРИ СЕРДЦА. Это образ молитвы, единодушно одобренный всеми святыми отцами.
А вот с методиками произошли интересные вещи. В течение нескольких последних столетий распространилось множество ложных представлений о них.
И, в частности:
1) представление о том, что внешними действиями (ИМ, связанная с дыханием) можно достичь высоких духовных состояний; и чем выше искусство в этих внешних действиях, тем выше духовное преуспеяние. Это в корне неверно и представляет собой путь в погибель;
2) распространились подробные описания множества дыхательных методик ИМ с приданием им значения универсальности, то есть пригодности для любого человека; с указанием, что произносить на вдохе, что на выдохе и прочими мелкими деталями; Нужно заметить, что эти методики не являлись универсальными даже для людей, которые их проповедовали. Если они подходили для состояния покоя, то не подходили для состояния физической активности, требующей совсем другого дыхательного ритма, состояния болезни и пр.  И уж тем более не учитывали индивидуальных особенностей разных людей. Используя эти готовые методики, многие люди просто покалечились. И вместо помощи получили вред.
В итоге такие всероссийские учителя как святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов рекомендовали совсем не пользоваться ДЫХАТЕЛЬНЫМИ МЕТОДИКАМИ. Или пользоваться ими только под руководством опытных наставников.
Но они не призывали отказываться от умного делания вообще и от правильного образа молитвы! Этого не было! Не призывали к этому и древние отцы. Поэтому я считаю, что обсуждаемый текст привлекает внимание к правильному образу молитвы в полном соответствии с учением святых отцов.

0

6

Пыльный написал(а):

Мы люди серые, в науках не сведущие, умом скуднющие, света Фаворска не видящие, куда нам о молитвах рассуждать. В грязи копаемся, грязью бросаемся, грязью питаемся, к чистоте ничем не прислоняемся. Отцов святых не видали, рядом не стояли, что читали\слыхали - всё переврали, нам ли рассуждать. Дыхательные упражнения, ума в печень течение - нам бы поиграть. Суть молитвы - обращение, не тщеславье не прельщение, нам то не понять...

"Истинное смиренномудрие – характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский...

Ложное смирение видит «себя» смиренным: смешно и жалостно утешается
этим обманчивым, душепагубным зрелищем.
Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его
не только думать о себе, намекать другим, что он смирен,
но открыто говорить это, громко проповедовать".

- Святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты,
том 1, "О истинном и ложном смиренномудрии"

0

7

У святого преподобного Симеона Нового Богослова, так же как и в обсуждаемом тексте, речь идёт об образах молитвы применительно к НОВОНАЧАЛЬНЫМ:

"И вот каким образом может, кто желает, подняться от земли и взойти на небо: ВО-ПЕРВЫХ, нужно подвизаться умом и укротить страсти, во-вторых, упражняться в псалмопении, то есть молиться устами, потому что, когда умалятся страсти, тогда молитва уже естественно доставляет удовольствие и сладость даже языку и вменяется в благоугодную пред Богом, в-третьих, молиться умно, и в-четвертых, восходить в созерцание. ПЕРВОЕ СВОЙСТВЕННО НОВОНАЧАЛЬНЫМ, второе – преуспевающим, третье – подходящим к последним степеням преуспеяния, а четвертое – совершенным.
Итак, начало не другое какое есть, как умаление и укрощение страстей, а они не другим каким способом умаляются в душе, как хранением сердца и вниманием, ибо, как говорит Господь наш, от сердца исходят помышления злые, которые сквернят человека; там и потребны внимание и хранение" ("О трёх образах внимания и молитвы").

Следовательно, ни о каких высоких состояниях, дарованиях, благодатных слезах (а также об угрозе скатывания в прелесть), говорить при использовании ТРЕТЬЕГО образа молитвы не приходится. Речь идёт лишь о том, чтобы НОВОНАЧАЛЬНЫМ перестать молиться неправильно и начать молиться правильно. Не используя дыхательные техники по совету более поздних отцов.

0

8

Олег Лыткин написал(а):

Для меня это НЕ ОЧЕВИДНО. В чём сомнительность?

Как минимум — в безвестности происхождения этого текста.
( хотя и содержание тоже настораживает )

Зачем им пользоваться в то время, когда сейчас есть
надежные проверенные в достатке?

Вот совет от схиигумена Саввы Остапенко
дошедший до нас благодаря о.Рафаилу Карелину
( из его книги «На пути из времени в вечность» ):

Что меня поразило в отце Савве в тот день?
– То, что он был совершенно спокоен, как будто все происходящее
не касалось его, как будто вся его жизнь сосредоточилась
в имени Иисуса Христа, а до остального ему мало дела.
Он вверил себя и свое сокровище – чад своих – воле Божией
и Покрову Пресвятой Богородицы. Мне казалось, что если бы
его послали не в Печерский монастырь, а в степи Казахстана
или в заполярную тундру, то он принял бы это с таким же
душевным миром и готовностью, как послушание, данное от Бога.

Я подошел к нему, взял благословение и попросил уделить мне
несколько минут. Я спросил о том, что считал самым главным:
как научиться Иисусовой молитве.
Отец Савва внимательно
посмотрел на меня. Кажется, ему понравился мой вопрос.
Он стал излагать мне учение святых отцов об Иисусовой молитве
по «Добротолюбию». Я был удивлен тем, что он помнил наизусть
целые страницы из святоотеческих творений. Прежде я читал
«Добротолюбие», но в его устах оно звучало по-другому.
Слова отцов были как бы оживотворены и согреты его личным
молитвенным подвигом. Я воспринимал их так, будто слышал
в первый раз. Словно раньше, открывая книгу, я видел ноты,
а теперь слышу их дивное звучание. Страницы «Добротолюбия»
засияли передо мной внутренним светом. Мне казалось, что
древние отцы-аскеты говорят его устами. Что я испытывал в эти минуты?
– Какую-то необычайную живую теплоту в своем холодном сердце.
Тогда я почувствовал, что значит жизнь и смерть сердца. Я понял
всем своим существом, почему люди уходили в монастыри и пустыни,
какое духовное сокровище, подобное златоносной жиле, они находили там.
И еще мне казалось, что если бы тогда отец Савва сказал мне:
«Оставь все и иди за мной», то я бы пошел за ним хоть на край света.
Затем я спросил его: «У какого отца наиболее полно и ясно изложено
учение об Иисусовой молитве, особенно для нашего времени?».
Он ответил: «У русского инока Дорофея в книге, называемой
«Цветник рукописный» »,
– но добавил, что эта книга очень редкая и написана
на церковнославянском языке.
  Он беседовал со мной
с таким вниманием и участием, как будто ему не предстояло
вскоре покинуть Лавру, как будто не стояли у стен монастыря
его чада, горько оплакивая грядущую разлуку с духовным отцом.
Казалось, что у него нет ничего, кроме имени Иисуса Христа,
и в этом имени есть все.

https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karel … vechnost/2

Слова книги описывают события ещё советских времен…
( 1955 год )

В настоящее время упомянутая схиигуменом Саввой
книга уже есть и на русском языке,
и доступна через интернет:


священноинок Дорофей
Цветник
https://azbyka.ru/otechnik/antropologiy … -dorofeja/


Свят.Игнатий, как Вы и сами заметили,
тоже рекомендовал эту книгу:

Олег Лыткин написал(а):

Святитель Игнатий считал умное делание необходимым,
но предостерегал от поспешных шагов и ошибок на пути.
Он писал о том, что дыхательные приёмы носят лишь вспомогательный характер
и могут быть вредны, но не отвергал их всецело.

Вот его слова:

Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою
надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением
следующих отеческих писаний:

1) Слова о трезвении Исихия пресвитера Иерусалимского,

2) Глав о трезвении преподобного Филофея Синайского,

3) Слова о сокровенном делании во Христе святого Феолипта,
   митрополита Филадельфийского,

4) Сочинений святых СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА,
    и Григория Синаита, помещенных в первой части Добротолюбия,

5) Слова Никифора Монашествующего и сочинения святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, помещенных во 2 части Добротолюбия,

6) Предания преподобного Нила Сорского,

7) Цветника священноинока Дорофея, и других.

И преп.Паисий Величковский тоже очень высоко ценил эту книгу…

0

9

togiya написал(а):

Как минимум — в безвестности происхождения этого текста.
( хотя и содержание тоже настораживает )

Очень рад, что Вы начали обсуждение по существу. Возражу Вам.
Важность данного текста заключается в привлечении внимания современных нам христиан к святоотеческому учению ОБ ОБРАЗАХ МОЛИТВЫ.
К сожалению, сегодня вместе со справедливо осуждёнными дыхательными методиками ИМ (зачастую искажёнными) ошельмованным оказалось и учение святых отец об образах молитвы. А это в корне неверно! Это учение святых отцов нужно очищать от наслоившихся ложных стереотипов и клеветы, поскольку оно имеет крайне важное практическое значение.
Что касается происхождения текста. Сам этот текст не важен; он – лишь повод для обсуждения крайне актуальной проблемы в свете учения святых отец.

В той книге, на которую Вы сослались, очень много хорошего и ценного сказано об ИМ, но почти ничего - ОБ ОБРАЗЕ ЕЕ СОВЕРШЕНИЯ. Конечно же, учение об ИМ не ограничивается лишь одним учением об образе совершения молитвы. И я никогда не утверждал этого. Просто я пытаюсь обсудить одну очень узкую проблему.

Повторюсь: образ совершения ИМ (И НЕ ТОЛКО ЕЁ! НО ЛЮБОЙ МОЛИТВЫ!), имеет крайне важное практическое значение. Поскольку молитва, совершаемая неправильно, не приносит плодов или приносит не те плоды, которые ожидает делатель.

Преподобный Серафим Саровский: «ОБРАЗ МОЛИТВЫ весьма хорошо  расположил св. Симеон Новый Богослов» (Духовные наставления мирянам и  инокам, «О молитве»)

Святитель Феофан Затворник: «Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться), или художественное творение сей молитвы не всем пригоже, и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. ОДИН ПРИЕМ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЕН: «ВНИМАНИЕМ СТОЯТЬ В СЕРДЦЕ». Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление» (Духовные наставления, «Молитва Иисусова»).

«Для того чтобы ум держался на одном при употреблении краткой молитвы, надобно СВЕСТИ ЕГО ВНИМАНИЕМ В СЕРДЦЕ, ибо, оставаясь в голове, где происходит толкотня мыслей, он не успевает сосредоточиться на одном... Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела... (там же).

Святитель Григорий Палама: «…необходимо для тех, кои положили внимать себе в безмолвии возвращать и заключать ум в теле, наипаче же в том, которое есть внутреннейшее в теле тело, которое мы называем сердцем» (Добротолюбие, том 5 «О священно-безмолвствующих»).

Правильный образ молитвы может быть дан человеку Богом по благодати. Но это не означает, что мы сами не должны искать правильный образ молитвы.

Преподобный Никифор уединённик: «Это величайшее из великих делание делается достоянием многих или всех наипаче чрез НАУЧЕНИЕ. Редкие ненаученно получают его от Бога, по своему нуждническому труду и по теплоте веры; но что редко бывает, то не закон» (Добротолюбие, том 5)

Также у него находим вспомогательную методику обретения правильного образа молитвы, не связанную с дыханием: «…сделай так, как я еще тебе скажу, и с Божией помощию найдешь искомое. Ведомо тебе, что словесство (говорение) всякаго человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. Итак этому словесству, изгнав из него всякий помысл (ибо сможешь, если захочешь), дай сию молитовку: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – и понудь его вместо всякаго другаго помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякаго сомнения, как это сами мы опытом познали (там же).

Эта методика вполне сходна с методикой, изложенной в обсуждаемом тексте. Различия лишь в нюансах.

Данная дискуссия представляется мне важной и интересной. Может быть, вынести её в отдельную тему?

0

10

togiya написал(а):

содержание тоже настораживает

А что именно настораживает? Обоснуйте, пожалуйста, это утверждение ссылками на святых отцов.

0

11

Олег Лыткин написал(а):

А что именно настораживает?

Настораживает то, что люди
имея чистый источник ( т.е. святых отцов и их писания )
и чистую воду из него в достатке…
начинают бродить по неизвестным грязным
местам и дегустировать непоняную мутную жидкость
найденную в тех местах…
а когда им указывают на несообразность действий
начинают оправдываться и защищать себя
и свой образ действий…

-1

12

togiya написал(а):

бродить по неизвестным грязным
местам и дегустировать непоняную мутную жидкость
найденную в тех местах…

А хоть что-нибудь по существу? "Мутная жидкость" - это, видимо то, что противоречит Писанию и святым отцам? В чём противоречие? Или сказать совсем нечего?

0

13

В этой теме
на этом форуме
пусть будет
только то, что
несомненно исходит
от святых отцов.

Всё то, что касается
молитвы и трезвения.

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » О молитве и трезвении по учению святых отцов Церкви