Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Церковь и государство. Исторический опыт.


Церковь и государство. Исторический опыт.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

В конце 1950-х годов над Киево-Печерской Лаврой стали сгущаться тучи.
В стране началась хрущевская антирелигиозная кампания, которая
стала наиболее тяжелым временем для верующих в послевоенный период.
Пик гонений на Церковь пришелся на 1958–1964 годы*. Дошло даже до того,
что в 1961 году сам Хрущев заявил: «Обещаю, что вскоре мы покажем
последнего попа по телевизору!». Были закрыты многие монастыри,
и в 1960 году поползли слухи о предстоящем закрытии Киево-Печерской Лавры.
То и дело приезжали комиссии разного уровня, составляли протоколы
об аварийном состоянии обители. Мнение монахов и наместника в счет не брали.
Участились разного рода провокации. Экскурсии с гидом-атеистом на глазах
у братии имели своей целью высмеивание «поддельных» мощей и мироточивых глав.
Все чаще стали приезжать журналисты для написания фельетонов и пасквилей.

* С 1958 года в Советском Союзе начался ожесточенный «штурм небес»,
как назвали впоследствии этот период, закончившийся в 1964 году отстранением Н. С. Хрущева.
За это время была закрыта половина всех храмов Русской Православной Церкви,
из шестидесяти монастырей осталось лишь шестнадцать. Митрополит Николай (Ярушевич)
заявил во всеуслышание в 1958 году о «фактах физического уничтожения Православной Церкви.
Патриарх считает, что в настоящее время ведется линия на уничтожение Церкви и религии вообще,
и более глубоко и широко, чем это было в 20-х годах». Власти не простили Владыке его активности
в защите Церкви: 12 декабря 1960 года сотрудники госбезопасности убили главного обличителя
власти, стремящейся уничтожить Церковь.

Священникам запретили служить требы в домах верующих. От приходов требовали
предоставлять списки верующих, у православных родителей отнимали детей
под предлогом «фанатичного религиозного воспитания» и помещали их в интернаты.
Матерей вызывали в милицию и требовали прекратить посещение храмов под угрозой
лишения родительских прав. У приходов и епархий были отняты хозяйственные постройки,
жилые дома, причем священников нередко выселяли прямо на улицу. Совершено было
массовое изъятие автомобилей у приходов и храмов, отключались телефоны,
храмы отключали от водо – и теплосети, запрещали их ремонт
.

Тогда же ввели жесткий контроль треб – крещений, венчаний, отпеваний.
Все они заносились в особую книгу с указанием фамилий, паспортных данных,
адресов участников. Пытались даже ввести регистрацию записок на проскомидию.
Тем самым власть хотела уничтожать приходы руками самой Церкви, которая
этими регистрациями еще и компрометировала себя. В храмах постоянно работали
сексоты, записывающие тех, кто посещал службы. В результате многие верующие
вынуждены были прекратить посещения богослужений в храмах.

Верующих увольняли с работы, студентов отчисляли из ВУЗов, лишали прописки,
выгоняли из общежитий и квартир, избивали. В 1962 году выходной
с Пасхального воскресенья 29 апреля перенесли на понедельник.

На Пасху хулиганы из числа мобилизованных комсомольцев врывались в храмы,
били стекла, стреляли в окна из ружей. Тысячи верующих были осуждены
и отправлены в лагеря, ссылки, на поселения. Особенно часто применялось
в те годы заключение православных в психиатрические больницы
для принудительного лечения.

В 1961 году вся Русская Церковь оплакивала потерю Киево-Печерской Лавры
– колыбели христианства на Руси. Ее закрыли с помощью милиции под предлогом
ремонта и реставрации. Был момент, когда Святейший Патриарх Алексий I заявил,
что он лучше уйдет в отставку, чтобы не быть бессильным свидетелем ликвидации Церкви.
Много раз Патриарх добивался встречи с Н. С. Хрущевым, но тот неизменно отказывал…
В марте 1961 года умолкли лаврские колокола, прекратились молитвы в церквах,
погасли свечи и лампады, закрылись двери келий, опустели коридоры.
Старцы расходились – одни в вечность, другие гонимые властями…

http://alexandrtrofimov.ru/?p=6916&page=3


Главным событием всего периода гонений 1950–60-х годов
стала битва за Почаевскую Лавру.
Патриарх не дал согласия на закрытие обители,
но и не мог остановить злодеяние.
Руками самой Церкви монастырь уничтожить не удалось,
тогда власти решили разогнать Лавру с помощью силы.

Монахов запугивали, вызывали в милицию и КГБ, лишали прописки,
после чего отдавали под суд за нарушение паспортного режима,
отнимали паспорта, насильно призывали в армию, избивали,
отправляли в психиатрические больницы. Сотрудники МВД и КГБ
принудительно вывозили монахов за пределы области, избивали
и угрожали новыми насилиями и заключением в тюрьму, если они
вернутся в Почаев, но иноки обязательно возвращались.

Все здания монастыря, кроме храмов и келий, были отняты,
в Лавре ликвидировали производство свечей, уволили всех
наемных рабочих, запрещали зимой продавать Лавре топливо
и строго следили за этим, так что иноки жили в неотапливаемых
кельях, но никто из них сам не уходил из обители. Запрещено было
проводить любые ремонтно-реставрационные работы.

Монастырь обложили грабительскими налогами.
Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать гигантскую сумму
в 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли. Однако Лавра держалась
благодаря щедрым пожертвованиям паломников и верующих, присылавших
денежные переводы и посылки. Государство нашло способ перекрыть и этот
источник средств. 28 ноября 1959 года ЦК КПСС принял печально известное
постановление «О мерах прекращения паломничества к так называемым
“святым местам”». Оно запрещало все организованные паломничества,
требовало прекратить доступ верующих к семистам учтенным властями
святым местам. Были отняты все монастырские гостиницы, запрещалось
ночевать в монастырских церквах. Гостиницу для паломников переоборудовали
в психиатрическую лечебницу. Для выполнения постановления подготовили
секретную инструкцию, разрешавшую применять любые методы для устрашения
и недопущения верующих к святыням. В доме нынешней семинарии, что стоит
у подъема к Святым Вратам, власть быстро устроила «музей атеизма»,
так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Для музея власти изъяли
много ценных вещей и книг из сокровищ Лавры.

Постановление развязало руки местным властям: началась жестокая война
против паломников и верующих жителей Почаева. С богомольцами справиться
было легче – у них не было жилья. В монастыре строжайше запрещалось
оставаться на ночь. Паломники ночевали на земле у лаврских стен, или в полях
и лесах, окружавших монастырь. На них совершала набеги милиция, их травили
собаками, арестовывали, вывозили из города, осуждали по статье за нарушение
паспортного режима, приговаривали к заключению в тюрьмах, помещали
в психбольницы. Особая охота шла на женщин: их насиловали группы милиционеров.

С жителями Почаева также велась беспощадная борьба. Каждый верующий
находился на специальном учете, за их домами была установлена слежка.
Тех, кто осмеливался принимать паломников, наказывали штрафами,
но это поначалу. Вслед за этим их увольняли с работы.
У них конфисковывали дома, лишали прописки и выгоняли из Почаева.

К изумлению властей результат от всех этих «мероприятий» оказался обратным:
«резко увеличился поток верующих»
,– как сообщали гонители в секретном донесении
вышестоящим органам. Если в 1961 году на празднике преподобного Иова Почаевского
было две тысячи паломников, то через год – более пяти тысяч.
Тогда была сделана попытка закрыть Лавру силой.

Летом 1963 года власти пытались ночью ликвидировать Почаевскую Лавру.
У входа стояли грузовики для вывоза всей братии, а ворвавшаяся в монастырь
милиция выламывала двери, вытаскивала монахов из келий, тащила их к машинам.
Иноки кричали через окна:
– Православные, спасайте Лавру!
Верующие жители Почаева собрались у святых ворот, где на них обрушились
потоки грязной воды из пожарных машин. Тогда православные взяли
тяжелую скамейку и как тараном пробили ею ворота. Здесь их ожидала милиция.
Началось избиение, но люди ложились под колеса автомобилей, их оттаскивали,
но они снова бросались под колеса. Так Лавру удалось отстоять.
Монахов не смогли тайком вывезти из монастыря.

19 июля 1963 года милиционеры устроили массовое избиение паломников,
отобрали у них паспорта. Монахов продолжали арестовывать и отправлять в тюрьмы,
некоторые расплатились жизнью. «Вернулась история гонения на христианство первых веков»,
– это строки одного из обращений к Н. С. Хрущеву и генеральному прокурору Р. А. Руденко.
Ответ Лаврских монахов на гонения лучше всего передают слова из письма Патриарху
иеромонаха Аркадия (Копылова) от 26 июля 1963 года: «Пусть что хотят, то и делают,
я с Лавры не пойду и под видом расстрела».

0

2

Св. Василий Великий арианствующему епарху Модесту:
«Ты, наверное, никогда не встречал настоящего епископа?»

В 371 году император Валент, сторонник арианства, сделал все,
чтобы распространить и упрочить ересь Ария на всей подвластной ему
территории. Большинство его подданных под угрозой гонений,
конфискации имущества, пыток и смерти подчинились его воле.
Единственным  непокорным был епископ Кесарии, св. Василий Великий.
Валент послал к нему епарха Модеста, чтобы тот урезонил его.

– Как смеешь ты, Василий, — свирепо говорит ему Модест,
— противиться царским приказам? Как смеешь ты презирать императора?
Только ты противишься его повелениям!
Кем ты себя возомнил?

Св. Василий: В чем ты обвиняешь меня, епарх?

Модест: В том, что ты не следуешь вере царя!

Св. Василий: У царя  нет правильной веры!
Он думает, что Сын Божий — это творение, создание, вымысел Божий,
а не истинный Бог, которому я поклоняюсь.

Модест. А тогда мы, последователи веры императора, кто мы такие?

Св. Василий: Еретики!

Модест: Почему ты говоришь так, Василий? Не лучше ли тебе быть с нами?
Разве не предпочтительнее было бы тебе иметь нас в своих друзьях?

Св. Василий: Как христианин, я предпочитаю иметь друзей, которые
прежде всего являются христианами. Есть ли у них чины или нет, мне все равно.

Модест: И ты не боишься моей власти?

Св. Василий: Чего мне бояться? Конфискации имущества?
У меня нет ничего, что принадлежит мне.
Изгнания?
«Господня земля и что наполняет ее».
Мучений?
Мое больное тело не долго будет страдать.
Смерти?
Ее  жажду и я, чтобы поскорее соединиться со своим Богом!

Модест: Никто и никогда, Василий, не говорил со мной с такой отвагой.

Св. Василий: Ты, наверное, никогда не встречал настоящего епископа!

«Ваше величество, мы побеждены!» — позже признался Валенту епарх Модест.

Профессор богословия, протопресвитер Феодор Зисис комментирует
вышеприведенный диалог так: «Св. Василий Великий сохранял
это бескомпромиссное отношение к ереси и ее сторонникам даже
перед лицом тогдашнего планетарного лидера, императора Валента,
который отправил епарха Модеста, чтобы склонить к послушанию
мужественного и непреклонного епископа. Все отступили: и патриархи, и епископы,
и единственным непокорным был св. Василий Великий. Наверняка, те, кто тогда
отрекся от веры, говорили то же самое, что можно услышать и в наши дни:
разве может такое быть, чтобы он один сохранил веру неповрежденной?
Ведь на нашей стороне — большинство».

ИСТОЧНИК: Стилиан Г. Пападопулос, Житие одного Великого (Василия Кесарийского),
Издательство Апостолики Диакониа, 1979 г., с. 309–320, отрывки
/ Στυλιανού Γ. Παπαδόπουλου, Η ζωή ενός Μεγάλου (Βασίλειος Καισαρείας),
Έκδοσις Αποστολικής Διακονίας 1979, σ. 309–320, αποσπάσματα.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
http://myrophoros.blogspot.com/2023/01/ … st_14.html

+1

3

Почему нельзя прикасаться помазанным Божиим...

Причём исполнение Промысла Божия никак автоматом не аннулирует личные (да и другие) грехи монархов...

https://3rm.info/main/91391-mnenie-poch … video.html

0

4

Просто напомню...

21-го февраля исполнится ровно 410 лет с того момента,
как в 1613-м году Земский собор единогласно избрал
Михаила Романова царем, что положило начало
династии Романовых, при которых Россия стала Империей.

0

5

Советский архимандрит Алипий (Воронцов)воин (ТК "Россия", 2007)

12 марта – 49 лет назад отошел ко Господу архимандрит Алипий (Воронов) /28.07.1914 – 12.03.1975/, наместник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил.

Родился в бедной крестьянской семье в Московской губернии. Проходил службу в армии с 1936 по 1938 год, демобилизовавшись устроился работать на московский военный завод выпускавший бомбы.

Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины.

Но у отца Алипия хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб.

Безпокоясь за судьбу больной матери, на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми отец Алипий решил возобновить производство бомб.

Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом и домой с завода уже не уходили».

На фронт Ивана Воронова призвали в 1942 году. Прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях. Бог хранил будущего архимандрита, он не получил ни одного ранения или контузии.

Война оставила неизгладимый след в душе отца Алипия: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».

На поступление в Троице-Сергиеву Лавру его родная мать благословила иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет безпечальным».

И благословение родной матери он увидел действенным. При постриге, когда нужно было определять ему монашеское имя, посмотрел наместник Лавры в Календарь; ближайшее имя, чтобы он был тут же и именинником, оказалось «Алипий», имя преподобного Алипия, знаменитого иконописца Киево-Печерского. По постриге отец Алипий посмотрел сам в Календарь и прочитал перевод своего нового имени: «беспечальный».

Поэтому, когда его по телефону пытались пугать представители властей, он отвечал: «Учтите, я — Алипий — безпечальный». И как его небесный покровитель, отец Алипий тоже был иконописцем.

У него не было отдельной кельи. Наместник Лавры показал ему в коридоре место с условием, если отец Алипий к утру за одну ночь сделает себе келью в этом коридоре, то келья будет его. Отец Алипий ответил: «Благословите».

И за одну ночь он сделал перегородки, отгороженную келью внутри обил лучинкой, оштукатурил, побелил, устроил пол, покрасил его. А утром наместник Лавры был чрезвычайно удивлен, когда пришел к отцу Алипию и увидел его в новой келье за столом с горячим самоваром.

Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Алипий стоял на этом ответственном посту с 1959 по 1975 год.

На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности знаменитого Псково-Печерской обители. Но другая задача была еще сложнее – защитить монастырь от закрытия его властями.

Советское время вообще было временем жесточайшего ограничения всех свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Сотни тысяч людей, в том числе тысячи священников, монахов и архиереев были казнены властью только за веру и верность Богу. Тысячи храмов были разрушены, остальные закрыты: даже в крупных городах власть старалась оставить открытым только по одному православному храму.

Война заставила власти ослабить давление на Церковь, открыть часть храмов. Но Хрущев начал новый виток борьбы с Церковью. Он обещал показать последнего попа по телевизору. То есть предвкушал нынешние времена, когда телевизор заменит людям Бога, и надеялся дожить до них.

Вот заголовки центральных и местных изданий того времени: «Псково-Печерский монастырь – очаг религиозного мракобесия», «Аллилуйя вприсядку», «Нахлебники в рясах», «Лицемеры в рясах».

Противостоять клевете было очень трудно, ещё труднее было сохранить монастырь. Что мог один монах противопоставить аппарату подавления всесильной власти? У него было только одно оружие. Но самое сильное оружие – слово!

Смелость его слов поражает даже при взгляде из нашего либерального времени. Как же поражающе это смелое и твердое слово звучало тогда! Когда ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить…», – он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет». Еще во время войны он усвоил, что лучшая защита — наступление.

Однажды два областных финансовых работника прибыли в монастырь, чтобы проверить доходы. Отец Алипий спросил их:

– Кто вас уполномочил?

Предписания на бумаге у них не оказалось.
– Нас уполномочил народ!

– Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас, – предложил Алипий.

– Нас уполномочила партия! – уточнили проверяющие.

– А сколько в вашей партии человек?
– 20 миллионов.

– А в нашей Церкви – 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может.

В следующий раз финансовые работники пришли уже с предписанием. отец Алипий ответил им, что несмотря на предписание, он может разрешить проверку только по благословению владыки. Тогда те связались с владыкой епархии и получили «благословение».

– Вы коммунисты? – спросил их Алипий.
– Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят.
Эти «товарищи» больше не приходили.

Говорят, когда представители властей пришли к нему за ключами от пещер, в которых лежат мощи святых основателей и братий монастыря, он встретил кощунников при боевых орденах и медалях и грозно закричал келейнику:

– Отец Корнилий, неси топор, сейчас им будем головы рубить!

Это было сказано в такой форме что пришедших и «след простыл», так быстро и безвозвратно они убежали.

Но самый, наверно, тяжелый момент для отца Алипия настал, когда пришли уже с подписанным приказом о закрытии монастыря. Здесь уже нельзя было отшутиться. Отец Алипий бросил документ в огонь камина на глазах у представителей власти и сказал, что лучше готов принять мученическую смерть, но монастырь не закроет.

Благодаря архимандриту Алипию Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. Много сил и средств было вложено им в возрождение крепостных стен и башен, покрытие позолотой большого купола Михайловского собора, организацию иконописной мастерской.

Отец Алипий не раз писал критику на неправду о Псково-Печерском монастыре и написал в Журнал Московской Патриархии статью о преподобном Корнилии, чтобы не искажали историю.

Защищал верующих людей пред сильными мира сего, заботился об устройстве их на работу. Он писал, что вся вина этих людей состоит лишь в том, что они верят в Бога.

Когда верующие разделывали в монастыре клумбочки, власти спросили: "Кто у вас работает и на каком основании?" Отец Алипий ответил: "Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле". И вопросов больше не последовало.

Пастырей церкви, прибывающих в обитель, он наставлял прилежать служению в своем храме. "Вот, Вы, батюшка, от своего храма уехали, и в вашем храме бес будет служить". - "Как так?" – ему возражали. Отец Алипий отвечал по-евангельски: "Бес обретет храмину пустую..."

Во время эпидемии ящура он разъяснял, чтобы служение в храмах не прекращалось, так как коровы в храмы не ходят, и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура.

Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну.

Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить.

Вопросившему отца Алипия, получил ли он указ, отец Алипий ответил, что получил. "Почему же не выполняете?" - последовал вопрос. Отец Алипий ответил, что этот указ написан под давлением по слабости духа, "я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом". И служение панихид в пещерах не было прервано.

В 1968 году стараниями о. Алипия был объявлен всесоюзный поиск ценностей ризницы Псково-Печерского монастыря, вывезенных фашистскими оккупантами в 1944 году. Спустя пять лет монастырская утварь была найдена. В 1973 году представители консульства ФРГ в Ленинграде передали их обители.

Отец Алипий никогда не ездил в отпуск. И даже, как сам он писал, по своей воле не выходил за монастырские ворота, усердно прилежал исполнению монашеских обетов. И обвинителям отвечал, что если из мира течет в обитель на чистый монастырский двор мирская нечисть, то это уж не наша вина.

До самой своей кончины он преподавал благословение на каждое монастырское служение и делание и не оставлял своего послушания.

Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: "Где твоя келья?" - он показывал на гроб и говорил: "Вот моя келья".

В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: "Матерь Божия пришла».

Скончался в 4 часа утра 12 марта 1975 года. 15 марта погребен в Богом зданных пещерах за престолом Пещерного храма Воскресения Христова.

Отредактировано Ярослава (2024-03-12 19:14:50)

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Церковь и государство. Исторический опыт.