https://ekzeget.ru/bible/otkrovenie-ap- … 3/stih-14/

«Согласно с указанием самого Апокалипсиса (см.: Откр. 16:13; 19:20),
толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка,
действующего одновременно с первым зверем - антихристом (ср.: Мф. 24:23-26).
Как первый зверь из моря есть личность именно антихриста - человека греха (2 Фес. 2:3),
царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность,
хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели
своей деятельности» (Орлов). Во втором звере, по нашему мнению, естественнее всего
видеть воплощение той псевдонауки, о которой говорили мы раньше и которая,
действительно, по всем своим типичным сторонам есть подлинное «детище земли»
- и исходящее исключительно отданных земли, и знающее, и признающее только землю.
Этот второй зверь будет занимать положение, служебное по отношению к первому зверю
- антихристу. На это указывает и выражение действует перед ним, а также и сущность всей его,
описываемой далее, деятельности. Его личная характеристика определяется главным образом
данными 11-го стиха - тем, что он имел два рога, как бы агнчих, но говорил, как дракон.
В этих символах пред нами вырисовывается определенно тип лицемера, по внешности мягкого,
кроткого и, как говорят, симпатичного (как агнец - ягненок), в душе же, а равно и в учении своем
по существу - лютого, деспотичного и злобного, как дракон... Конечно, тут полное соответствие
тем лжеучителям, о которых предупреждал Господь в Нагорной проповеди верующих Своих:
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре а внутри суть волки хищные:
по плодам их узнаете их (Мф. 7:15-16). Так как два его рога агнчих явно напоминают Агнца Христа,
то нужно думать, что он придет под личиной проповедника христианского и учение свое облечет
как будто в соответствующие формы гуманности, благожелательности, терпимости ко всему
(в том числе особенно к заблуждению, т.е. лжи, и ко всем видам греха). Но, встречая на пути своем
твердость убеждений, устойчивость и религиозных, и нравственных принципов, в особенности же
крепкую и непоколебимую веру в Бога и во Христа как воплотившегося Божия Сына, он этот
индифферентизм свой заменит потом свирепою, прямо сатанинскою враждебностью и злобой
и обрушится на таких исповедников с теми же мерами террора и насилия, как и сам антихрист,
всемерно содействуя ему и помогая в стремлении изничтожить всех этих «врагов»,
нарочито хитроумно изыскивая для того подходящие средства.

И тогда первый зверь передаст ему всю власть свою, и он станет заставлять,
т.е. именно мерами притеснений, лишений и бесчеловечных гонений насильственно
принуждать всех поклоняться первому зверю, так как-де он уже победил христианство,
доказал-де его несостоятельность, и все поражения свои будто бы покрыл победой.
Он один-де может дать рай на земле, и, кроме него, никому нельзя поклоняться
— ни на земле, ни на небе.



Так как в этой пропаганде своей лжепророк - второй зверь поставит себе всемирные цели,
так, чтобы добиться полного отказа всех от прежних религиозных верований
у последователей всех церквей и исповеданий, то свою проповедь он будет
сопровождать великими знамениями, включая сюда, в подражание
недавно действовавшим Еноху и Илии, и низведение огня с неба.
Спрашивается: какие же это будут знамения и чудеса - подлинные или ложные?
Апостол Павел, описывая беззаконника антихриста, действующего непосредственно
перед Вторым пришествием Христовым, говорит в параллельном месте, что это
пришествие антихриста, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями
и чудесами ложными (2 Фес. 2:8-9). Это выражение - чудеса ложные - понимались
издревле двояко: и как собственно ложные, т.е. лишь кажущиеся, фальшивые,
и как действительные чудеса, но «на лжу наводящия». И чаще признают эти великие знамения
«естественными и действительными фактами, действительными, а не кажущимися,
чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе» (Орлов, который ссылается здесь
на св. Иустина Философа, Клифота, Шуллера, Лютарда). Подобно сему и Андрей Кесарийский
о низведении огня пишет: «Нисколько не удивительно, что для обольщенных очей видим будет
огонь, сходящий с неба, так как еще из истории Иова мы знаем, что, по Божию попущению,
действием сатаны снизошел огонь с неба и сжег его стада
» (см.: Иов 1:ι6).

Однако нам кажется, что знамения эти лишь будут
действительно представляться великими и прямо поражающими,
но именно, как и сказал св. Андрей, - для очей обольщенных.
Дело в том, что одним из характерных и прямо отличительных
признаков людей последнего времени будет то, что у них,
так сказать,
сотрется различие между истиною и ложью. Прельщающе и прельщаеми

(2 Тим. 3:13), как коротко аттестовал ап. Павел эту их податливость на всякое
обольщение. Они утратят самый вкус к  истине, а с ним и чутье истины,…
По своим прихотям будут они избирать себе учителей, которые льстили бы слуху их;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням
(2 Тим. 4:3-4) А с другой стороны,
и об антихристе Павел, сказавши о силе, и знамениях, и о чудесах ложных, совершаемых им
— по действию сатаны, добавляет, что будет это со всяким неправедным обольщением
погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Фес. 2:10-11);
так что опять: сначала обольщение, а потом - вера в ложь (значит, ложь и в чудесах той эпохи).

Из истории Церкви мы знаем великое множество всякого рода «страхований»
и всякого рода удивительных знамений и видений, порой физического типа,
с коими диавол представал в особенности подвижникам, например Антонию,
Сергию, Серафиму и неисчислимому сонму подобных им великих борцов.
Имея некоторую подкладку в пользовании таинственными и человеку неизвестными
силами природы, в подавляющем большинстве явления эти, несомненно, были
по существу привидениями. То же будет, по нашему убеждению, и в те последние времена
— в знамениях и чудесах антихриста и его лжепророка.…


Беда Достопочтенный святой
Толкование на группу стихов: Откр: 13: 14-14

И обольщает живущих на земле, и т.д.
Как сказано, его пришествие, по действию сатаны,
будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2:9).
Не совсем ясно, имеется ли в виду под знамениями и чудесами ложными то,
что человеческие органы чувств будут обмануты призраками, представляющими,
что антихрист делает то, чего на самом деле не делал; или же то, что знамения
и чудеса будут настоящими, но введут уверовавших в них, не знающих о силе дьявола,
в заблуждение о том, что их можно творить только силой Божией.
Ведь семья святого Иова вместе с большим числом скота погибла
не в призрачном, но в настоящем огне и ветре
.

Источник

Беда Достопочтенный, Изложение Откровения. Cl. 1363, 2.13.171.24.