Архиепископ Никон (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)
Мои дневники

Скорбное письмо

Скорбные думы, скорбные письма...
Русь, да неужели ты перестала быть православною?
Ужели все, что так дорого было сердцу русских людей,
за что они душу свою полагали, теперь дозволено попирать,
осмеивать, топтать в грязь всякому безбожнику,
считающему себя "интеллигентом"?…

<…>

…Если всякий христианин должен помнить заповедь Господню:
«Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол
на вы лжуще имене Моего ради», - тем паче сию заповедь должен
носить в своем сердце тот, кому Господь поручил и других учить ей.
Как он научит других, если сам не исполняет её? Сказано ведь:
«Иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем».
В деле проповеди только то слово и сильно, которое идет от опыта духовного.
Св. Исаак Сирин говорит, что слово опыта есть живая вода,
утоляющая жажду души, а слово без опыта - что вода,
писанная на стенах.

Отцы и братия! Архипастыри и сопастыри словесного стада Христова!
Настают для нас времена исповедничества, а может быть, и мученичества.
Язычество грязною волною врывается в среду христианства. Кажется,
будто сатана вышел из бездны, чтобы обольщать народы на четырёх концах земли...
Вера гаснет в сердцах тех, которые считали себя верующими, а на место ее входит
сатана в эти опустошенные от всего доброго сердца и властвует над ними.
Ужас объемлет сердце, когда читаешь, что творится в Португалии, что еще
так недавно творилось в Испании, что грозит нашим единоверным братиям
христианам в Турции...

С какою беспощадною злобою враги Христа издеваются над теми,
кто не вотще носит имя Христово! И особенно эта злоба услаждается
в издевательствах и истязаниях над теми, кто стоит ближе к Церкви:
над служителями алтаря и иночествующими. Их прямо истребляют,
как вредных животных. Да сохранит Господь нашу бедную Русь от такого несчастия!
Ведайте, отцы и братия, что то, о чем пишет мне священник, что мы все видим воочию,
о чем пишут ежедневно патриотические газеты - всё это только начало болезням,
или - по народному присловию - лишь цветочки. Будут и ягодки, если попустит Господь
по грехам нашим. Тайна беззакония уже назревает на земле.

Заклятые враги христианства ведут своё дело искусно и неутомимо.
Готовьтесь к исповедничеству, готовьтесь к мученичеству.
И тем горше будет чаша наших испытаний, что нам поднесут её не язычники,
не римские воины, а изменники Христу. О, они злее всех язычников,
ибо они суть «сборище сатаны», о котором говорит Тайновидец.
Что все нынешние поношения, кои нам приходится терпеть, пред теми,
какие ждут нас впереди, если попустит Господь! Грозы Божии ходят вокруг нас,
Господь зовет всех нас к покаянию. Не у гражданского закона ныне искать нам
защиты: не тот дух веет ныне в тех сферах, откуда мы могли бы ждать этой защиты,
- не внесут ныне законопроекта, который защитил бы нас, без наших жалоб,
от поруганий, из уважения только к нашему сану и званию...

Нет! Возьмем свой крест и бодро пойдём за Тем,
Кто Сам впереди нас возшел чрез крест на небо,
крестом отверз врата небесные. Кто и нам заповедь
дал о крестоношении, Кто силён и нас укрепит в сем подвиге
благодатию Своею!   Будем себе постоянно напоминать
слово великого труженика и страдальца за проповедь
Христова евангелия Апостола Павла: «Кратковременное легкое
страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
когда мы смотрим не на видимое, а на невидимое: ибо видимое временно,
а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 17). Это знал ещё Царь Давид:
«При умножении скорбей моих в сердце моём,  - говорит он,
- утешения Твои услаждают душу мою» (Пс. 93, 19).
А Господь - слышите, что обещает?
«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах!»

1910 год.