Антио́х IV Эпифа́н   
(др.-греч.  Ἀντίοχος Δʹ Ἐπιφανής  )
ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.

— сирийский царь из династии Селевкидов
македонского происхождения, сын Антиоха III Великого,
царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э.

Проводил политику эллинизации населения, 
которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее
и Маккавейским войнам.

Эллинизация --- это  прообраз нынешней глобализации.

Самое даже имя этого царя Антио́х (др.-греч. Ἀντίοχος ) означает  — "противостоящий".

будучи коварным и надменным по отношению к рабам Божиим,
из желания истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы,
он приказывает всем всюду возлагать курильницы, чтобы таким образом никто
из святых не мог ни купить, ни продать, если только предварительно не принесет
жертвы. Это и есть начертание, положенное на правой руке. А начертание на челе
указывает на то, что все будут увенчаны и будут носить на себе огненный венец,
но (венец) не жизни, а смерти. Так именно ухитрился поступить с иудеями
и Антиох Епифан, этот сирийский царь, происходивший из рода Александра Македонского.
И он также, возгордившись в те времена в сердце своем, издал предписание,
чтобы все поставили жертвенники пред дверями (домов), принесли жертвы и,
увенчавшись плющами, устроили торжество в честь Диониса.
Тех же, которые
не пожелали повиноваться, он повелел умерщвлять после предварительных
мучений, пыток и допросов. Впрочем, сам он получил вполне достойное возмездие
от Господа, праведного Судии и всевидящего Бога: он скончался, будучи съеден червями.

Если кто желает обо всем этом знать в подробности, то пусть обратится
к Маккавейским Книгам
: в них все это показано.

Сщмч. Ипполит Римский
Об антихристе.


епископ Порфирий (Успенский)

Четыре книги Маккавейские

Переведены с греческого подлинника, изданного в Москве в 1821 году
по благословению Св. Синода всероссийского, доктором греческой
словесности Порфирием епископом Чигиринским.

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Usp … kavejskie/


ещё один перевод на русский всех четырех книг:

Книги Маккавеев (Четыре Книги Маккавеев)
/ Перевод с древнегреческого,
введение и комментарии Н.В. Брагинской, А.Н. Коваля,
А.И. Шмаиной-Великановой; под общ. ред. Н.В. Брагинской;
научный редактор М. Туваль.
М.: Мосты культуры/Гешарим, 2014. – 632 с.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/knig … makkaveev/

В синодальном же переводе есть только три книги,
а четвертой нет.


Краткий пересказ содержания книг:

Маккавейские книги

Книги Маккавейские названы по имени героев, деяния которых
в них описаны. Эти книги повествуют о событиях 330–130 годов до Р. Х.
На смену Персидской империи пришла греческая, основанная Александром
Македонским. Его огромная империя просуществовала очень недолго.
После смерти Александра Македонского она распалась на четыре царства,
из которых два – Египетское и Сирийское – имели весьма важное значение
в истории иудеев. Во время последовавших войн за наследство, Палестина
явилась яблоком раздора между властителями этих двух стран.
В 203 г. до Р. Х. власть над Иудеей перешла в руки Сирийских царей
и с той поры началось тяжелое время для иудеев, так как Сирийские цари
старались насадить среди них язычество. Особенно жестоким преследователем
евреев, верующих в истинного Бога, оказался царь Антиох 4-й Епифан
(175–164 до Р. Х.). При нем греческий культ был объявлен государственной
религией. Люди, отказывавшиеся принять язычество, преследовались
и умерщвлялись. Храм Божий подвергся осквернению. (Антиох, претендуя
на божеские почести, назвал себя Епифаном – что значит «Явление бога».
За свои лютые преследования верующих он стал прообразом имеющего придти
последнего гонителя веры – антихриста.
Ап. Павел, говоря об антихристе,
предсказывает, что он «сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога» (2Сол. 2:4),
напоминая подобный случай с Антиохом. Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения»
в святилище храма Божия (предсказанной пророком Даниилом в Дан. 9:27, см. Мф. 24:15),
напоминает такое именно состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане.
Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями).

1-я книга Маккавейская, упомянув о завоеваниях Александра Македонского
и о разделении его царства между его полководцами (330–310), переходит
к истории гонений Антиоха Епифана на иудеев (175 г. до Р. Х). и изображает
ужасы этого гонения. В защиту веры выступил священник Маттафия и его
пять сыновей, прозванные Маккавеями – «молотами» за их успешную борьбу
с поборниками язычества. Из сыновей Маттафии особенно прославились
Иуда, Ионафан и Симеон.

2-я книга Маккавейская дополняет предыдущую книгу, приводя новые подробности
о борьбе палестинских евреев против притеснений веры со стороны сирийский царей,
начиная с Илиодора, посланного царем Селевком Филопатором ограбить Иерусалимский
храм, до победы Иуды Маккавея над Никанором, военачальником Димитрия Селевка.
Во время гонений Антиоха Епифана пострадали девяностолетний священник Елеазар,
потом – семеро братьев и многие другие, которые после лютых мучений были
умерщвлены в 166 г. до Р. Х. (6–7). Эти страдальцы за веру позже были названы
«Маккавейские мученики» и вспоминаются Церковью 14-го августа.

3-я книга Маккавейская повествует о более ранних гонениях на иудеев в Египте
от Птоломея 4-го Филопатора, начавшихся в 216 г. до Р. Х., т.е. лет на 50 раньше
времени Иуды Маккавея. Поводом к гонению было озлобление царя Птоломея за то,
что он по молитве первосвященника Симона не был допущен Богом во Святая Святых
Иерусалимского храма. Далее книга описывает, как царь Птоломей замыслил
истребить иудеев: заманить их на ипподром и затоптать слонами.
По молитве первосвященника Бог послал двух ангелов, которые устрашили слонов,
и иудеи были спасены.

Подводя итог, следует сказать, что Маккавейские книги изобилуют повествованиями
о подвигах за веру в Бога и примерами мужества. Во времена гонений со стороны
язычников христиане черпали из Маккавейских книг назидательные примеры терпения
и твердости.

Последние годы до пришествия Спасителя

Дальнейшие события в жизни еврейского народа не попали в Библию.
В 63 г. до Р. Х. Святая Земля была покорена римским полководцем Помпеем.
С этого времени Палестина с ее четырьмя областями сделалась подчиненной Риму
и платила ему дань. Вскоре власть сосредоточилась в руках хитрого идумеянина
по имени Антипатра, который сумел добиться доверия Рима. От Антипатра власть
перешла к его сыну, жестокому Ироду Великому, который в 37 г. до Р. Х. объявил
себя «царем иудейским». Он был первым царем, который называл себя иудейским,
не будучи иудейского происхождения. При нем в небольшом городе Вифлееме
родился истинный Царь и Спаситель мира – Христос.

Так исполнилось предсказание патриарха Иакова, сказанное за две тысячи лет
до Рождества Христова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его,
доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:9–11).

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lekts … -zavetu/27

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mi … ij-zavet/3


24. Маккавеи – первые антиглобалисты
Глобальный проект Александра Великого

https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desni … tov/#0_127