Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » святитель Иоанн Златоуст


святитель Иоанн Златоуст

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Слово св. Иоанна Златоуста
на Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Благовременен день праздника и всеобщей радости,
в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии,
и я думаю об осужденном на немоту за неверие... 
И вот ангел Господень явился ему, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему:
не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета
родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк.9-13).

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу.
Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ,
и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание
разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ
согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился
и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей:
странен приход этого человека, странно его обещание!

Кто сей, что смело вступает в священный храм?
Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного?
Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей?
Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека;
кто же это, что наполняет мою душу страхом?
Кто се – светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах?
Кто этот – наблюдатель за моею чредою?
Кто он, что препятствует моему ходатайству?

Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного,
а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю,
прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа,
чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был,
устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле,
сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися.

Что за выгода для народа, если у меня будет сын?
Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя?
Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой,
кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия;
погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения;
юность не цвела, – как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария,
не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников
у Царя небесного; исполняю повеление, – не по своей власти приказываю;
я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, ,
а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь;
не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость,
и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий,
не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека,
«и образовавший дух человека внутри него» (Зах.12:1). Не веришь, Захария?
А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден?
Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь!
Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария?
По своей старости ты возражаешь, старец, – телесное омертвение полагаешь сильнее Бога.

Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы;
ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию,
но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь.
Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том,
кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу:
что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же – об этом я молился,
или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать
свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю
разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы
обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав,
не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них
и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял?

Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился,
того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени
не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают
начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим,
и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении,
я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города,
а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом
природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом,
как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом?

Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом?
Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод,
а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло;
ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы;
если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было
знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы,
если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела;
Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце
не отступило назад; чем мне убедиться в этом?

Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась
легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны
твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму,
то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу,
исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь;
спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном.

Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше?
Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего?
Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо
станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью;
если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется,
и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, «по чему я узнаю это?
ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк.1:18).

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее
Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие?
Чем мне убедиться в этом, – говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона?
Чем мне убедиться в этом, – говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает?
Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества.
Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба?
Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега?

Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд?
Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана?
Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского?
Чем мне убедиться в этом, – говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие?
Не веришь, что может родить бесплодная? Что же – если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает?
И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности,
чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить» (Лк.1:20).

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление!
Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык:
«он объяснялся с ними знаками, и оставался нем».
Хорошо у Евангелиста записано и это - оставался; молчание ожидает рождаемого голоса,
Захария – Иоанна, старец – сына, иерей – пророка.

Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога,
то прими биченосное знамение в собственном своем теле: «будешь молчать
и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется».
Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там
и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария,
чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства
Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов.

Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания,
то за это «будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня,
как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием,
наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным;
принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь
благое от него, а он выражал знаками: «никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь
Владычнего негодования». О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует;
язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается,
и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн
в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки,
и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов,
чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы
последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего,
и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы
приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать.
О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый,
и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог
не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве;
и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец.

Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну;
и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина,
что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался
превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду
ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь
в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду,
кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба
воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым;
вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью,
возглашу всем присутствующим: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29).
Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее,
…и радовались с нею» (Лк.1:57-58). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою
родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова.
Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот «жена твоя родит тебе сына;
…и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит
к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13,15-17).

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно,
так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, – и та, которая рождает,
в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух,
а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай!
Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. – Не после своего рождения Иоанн
получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем,
как сказал Ангел: «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним
в духе и силе Илии» (Лк.1:15,17). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу;
поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе:
«за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин.1:30).
За мною - по времени; прежде меня - по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина?
Слушай внимательно! Илия значит – Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, – он исполнился
Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, – то о нем говорил Господь чрез пророка
за много времени раньше: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1, ср. Мк.1:2)
и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии,
так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали,
как бы он желал назвать дитя, – потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему.
Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом;
тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем.
И, дав имя ему, получил речь: отсюда «все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его,
и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк.1:63-64).

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются;
Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил,
и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает
немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается,
что даже самое его имя вызывает голос: я «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает;
Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила
и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка
была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился
и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием:
«благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк.1:68).
Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария
первый раз воскликнул: Благословен Господь. Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес.
Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом,
и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством,
и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он
ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул
«благословен Господь Бог израилев».

О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца,
не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею,
достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой
и сотворил избавление ему. Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

+1

2

кто опишет неслыханную дерзость злых женщин?
Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя,
который был бы подобен злой жене (ныне я говорю
лишь о злой женщине, а не о доброй и целомудренной,
ибо знаю, что есть много женщин кротких и благонравных,
о добродетельной жизни которых будет упомянуто впоследствии,
к пользе и для подражания добродетельным, дабы мы возлюбили то,
что добро и честно). Ни один зверь в мире не похож на злую женщину.
Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто.
Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто;
однако, лев и змий питают менее злобы, нежели женщина (злая),
как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря:
лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною.
Пусть не подумает никто, что пророк изрекал сие, посмеиваясь (над женщиною):
– самые дела удостоверяют с точностью то же самое: Даниила во рву львы
устыдились; праведного же Навуфея умертвила Иезавель. Кит сохранил
невредимым Иону во чреве; Далида же, остригши и связавши Самсона,
предала его иноплеменникам. Змии, аспиды и гадюки убоялись Иоанна в пустыне:
Иродиада же усекла его на вечери. Вороны питали Илию на горе: Иезавель же
устремлялась убить его, после того, как он благодействовал, низведши дождь.
Вот что она говорила ему: «Если ты Илия, то я – Иезавель; пусть сотворят со мною
боги (что хотят), и пусть увеличат возмездие мне, если завтра в сей же час твоя душа
не будет умерщвлена». И убоялся Илия, и ушел ради спасения души своей, и скрылся
в пустыне, идя сорок дней, и начал искать смерти себе, сказав:» Господи, Боже!
Достаточно для меня (страданий сих): возьми от меня мою душу, ибо я нисколько
не лучше отцев моих»!

О горе! Пророк Илия испугался женщины; убоялся женщины тот, кто носил в себе
дождь вселенной над язычниками, кто свел с неба огонь, кто молитвою воздвиг мертвого.
Да, действительно, убоялся. Ибо никакая злоба не может быть сравнена со злобою женщины.
Мои слова подтверждает и книга Премудрости, говоря: несть главы паче змиины и нет злобы
более злобы женской!

О зло диавольское, и острейшее оружие!

Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною, женщиною кротчайшего Давида
склонил к обманному убийству Урии, женщиною склонил к преступлению мудрейшего Соломона,
женщиною мужественнейшего Самсона ослепил, по вине женщины умертвил сыновей священника Илии,
по вине женщины заключил в оковах в темницу благороднейшего Иосифа, по вине женщины предал
на усечение Иоанна, светильника всего мира.

Да, что говорю я о людях (вообще)? по вине женщины диавол и святых отвлекал от добродетелей;
он (диавол) женщиною всех посекает, всех убивает, всех порочит, всех уничижает;
ибо женщина бесстыдная никого не щадит, священников не чтит, левита не стыдится,
пророка не стесняется. О зло, злейшее всякого зла, женщина злая! Если она бедна. Богатеет злобою,
если же имеет богатство, способствующее ее лукавству, то это вдвойне пагубно.
Женщина нетерпеливое животное, неисцельный недуг, неукротимый зверь.
Я видел и аспидов неукротимых укрощенными, и львов, и единорогов и медведей прирученными;
женщина же злая и, будучи обличаема, гневается, и будучи усовещеваема с ласкою, превозносится.
Если муж ее облечен властию начальственною, то она и днем, и ночью, развращает его речами,
побуждая к злодейству, как Иродиада Ирода; если же она имеет бедного мужа, то побуждает его
к гневу и брани. Если она вдова, то самолично бесчестит всех; ибо не обуздывает языка своего
страхом Господним, не взирает на будущий суд, не уповает на Бога, не хранит законов любви.
Злой женщине ничего не стоит предать смерти своего мужа. Ибо жена праведного Иова
советовала ему отдать себя на смерть через хуление (Бога), говоря: «Скажи некое слово ко Господу и умри».
О нрав лукавый! О намерение неблагочестное! Жена Иова не явила милосердия, видя своего мужа,
страдавшего утробою по причине тяжелой болезни, подобно углю распространяющему искры,
– видя все тело его покрытым язвами и снедаемым червями; не склонилась к милосердию,
видя его скорченным, весьма болезненным и крайне страдавшим, испускавшим
сквозь болезненно отверстые уста учащенное дыхание. Не смягчилась сердцем,
видя ходившего некогда в царской порфире, ныне лежащим на гноище, обнаженного телом.
Не вспомнила прежнего обычного нежного супружеского отношения, не вспомнила о том,
сколь много славы и добра получила она от него ранее. Но что говорит она:
«Скажи некое слово ко Господу, и умри».

далее по ссылке:
http://www.pravoslavie.ru/1774.html

( СЛОВО НА ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ ИОАННА )

0

3

Грех, не имеющий оправданий.

Если скажу тебе — постись, ты представляешь мне
в свое оправдание немощь телесную.

Если скажу — подавай бедным, указываешь
на недостаточность средств и необходимость вырастить детей.

Если скажу — ходи в церковь, говоришь мне о разных заботах житейских.

Если скажу — слушай внимательно то, что говорят в храме,
и уразумей смысл Божественных слов,
ты ссылаешься на недостаток образования.

Если скажу — позаботься о том, чтобы помочь душе брата твоего,
отвечаешь: «Он советов моих не послушает, ибо много мы с ним
говорили и он презрел слова мои».

Пустые, конечно, это предлоги, но, по крайней мере,
хоть что-то ты можешь выставить в качестве оправдания.

А если скажу — перестань гневаться и прости брата своего,
каким ты можешь воспользоваться предлогом?

Не можешь указать ни на немощь телесную, ни на бедность,
ни на отсутствие образования, ни на занятость и заботы,
ни на что-либо другое.

Посему этот грех непростителен более, чем всякий другой!
Как сможешь ты воздеть руки к Небу?
Как повернешь язык для молитв?
Как будешь просить о прощении?

Если и захочет Бог простить твои грехи,
то ты сам не позволишь Ему,
не прощая грехов брата своего...

Если ты отомстишь и отплатишь — или словами, или делами,
или проклятиями, — Бог уже не вступится за тебя,
так как ты сам взял на себя наказание обидящего.
И не только не вступится Он, но ещё и тебя привлечёт Он к ответу,
ибо ты отнесся к Нему с поруганием.

Источник: https://fanpage.gr/plus/thriskia/agios- … i-amartia/

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
http://myrophoros.blogspot.com/2021/11/ … .html#more

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » святитель Иоанн Златоуст