ДАНОВО КОЛЕНО

Даново колено - одно из колен Израилевых,
утерянное после Ассирийского пленения.

Произошло от Дана, сына Иакова от Валлы, служанки Рахилиной.

Пророчество Иакова относительно Дана: «Дан будет судить народ свой…
Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт 49, 16, 17)
— толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков,
точно так же как и другое предсказание о Дане: «Дан молодой лев, который
выбегает из Васана» (Втор 33, 22), «…с покатостей Ермона, где он скрывается,
подстерегая себе добычу» — указывает на силу и воинственность потомков Дана.
Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова
— самый известный между данитянами по своей силе, отличался также
и своею ловкостью и хитростью (Суд 14, 15). Быть может, тот же самый
воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова.

Пророчество Иеремии о колене Дана гласит, что «от Дана слышен храп коней его,
от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю
и всё, что на ней, город и живущих в нем» (Иер 8, 16).

Вышеупомянутые предсказания сопоставляются с перечислением
в Откровении Иоанна Богослова ста сорока четырех тысяч человек от всех колен
Израилевых, имеющих на челе печать Божию (Откр 7, 4), в котором вместо
колена Ефремова упомянуто Иосифово, а колено Даново совершенно исключено.

Исходя из этих предсказаний, ряд святых отцов делает заключение
что из колена Данова произойдет антихрист.

Так святитель Андрей Кесарийский пишет:

Точное обозначение равенства спасаемых каждого колена, думается мне,
указывает на многоплодие Апостольского семени, потому что число двенадцать,
взятое двенадцать раз и умноженное на полную тысячу, дает указанные тысячи,
ибо они были учениками семени, упавшего, по человеколюбию, на землю
и произрастившего многоразличный плод всемирного спасения. Да явно будет и то,
что колено Даново, так как из него произойдет антихрист, с прочими не упомянуто,
вместо его - Левiино, как издревле священническое, в число колен не входящее.

Также и святитель Ириней Лионский, говоря об антихристе, замечает что:

Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено,
из которого придет,  говоря: от Дана [...] (Иер 8, 16). И поэтому сие племя
не считается в Апокалипсисе  в числе спасаемых (Апок 7, 5-7) [2].

Хотя известен только один сын Дана, Шухам или Хушим (Быт. 46, 23; Чис 26, 42),
его колено, тем не менее, согласно обоим исчислениям Израиля занимает второе место
по численности после колена Иуды (Чис. 1, 39; Чис. 26, 43). В странствованиях по пустыне
колено Дана вместе с коленами Асира и Неффалима ставило стан севернее скинии.
Колено Дана возглавляло тот стан, который должен был последним выступать в поход (Чис. 2, 25-31).
К колену Дана принадлежали Аголиав, помощник Веселиила при сооружении скинии,
ковчега завета и всех принадлежностей для них (Исх. 31, 6), а позже и судья Израиля Самсон
(Суд 13, 2, 24). После Соломона (при нем из Данова колена происходил по матери
знаменитый художник Хирам) о нем уже не упоминается среди других израильских колен.

Удел колена Данова, который оно получило последним из 12 колен, граничил на севере
с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина и на юге - с уделом
колена Иуды. Из его городов, в числе которых были Цора, Аиалон, Екрон, Иоппия,
четыре были выделены левитам (Нав 19, 40-46; Нав. 21, 5, 23 и след.). Колено Даново
так никогда и не смогло полностью завоевать предназначенный ему удел.
Екрон оставался во владении филистимлян, а аморреи не позволили сынам Дана
проникнуть на плодородную равнину, оттеснив их в горы (Суд 1, 34 и след.).
Хотя колено и не было тем самым полностью отрезано от побережья (Суд 5, 17),
ему пришлось искать выход и решать территориальные проблемы. И этот выход
был найден в захвате высмотренного разведчиками города Лаиса (Ласема)
в Северной Палестине, который данитяне переименовали в Дан (Нав. 19, 47; Суд 18).
Здесь, на севере, согл. предсказанию Иезекииля, должен находиться их удел
в земле обетованной (Иез 48, 1), хотя имя этого колена уже не упоминается
среди 144 тыс. запечатленных (Откр 7).

Судей 1:34–35 Территория, вначале отданная ДАНУ,
была расположена на запад от удела Вениамина,
простираясь до побережья Средиземного моря в Иоппии.
Как и у Вениамина, у Дана было незавидное положение
между Иудой и Ефремом. Аморреи не давали сынам Дановым
заселять побережье и вынудили некоторых из них искать
другие места для заселения. Эти сыны Дановы переселились
на север в долину Хула возле горы Ермон. Они завоевали
город Ласем (Лаис) и назвали его в честь своего предка Дана
(верхняя часть карты; см. также Суд. 18 и карту 4–9).

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki … ij-atlas/4

При политическом непостоянстве данитяне отличались и религиозною неустойчивостью:
основанный ими Дан сделался местом особого незаконного культа, впоследствии
превращенного Иеровоамом в культ золотого тельца.
Эта северная колония Данова колена
завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикиянами,
принося в жертву своим коммерческим расчетам интересы отечества и народа.

Ныне относится к одному из утерянных колен Израилевых. Потомками данаитов
считают себя эфиопские племена, именуемые фалаша - т.н. эфиопские евреи.

Как и вокруг других утерянных колен, вокруг потомков Дана вырасло немало
домыслов об их последующей судьбе. Так, имеются многочисленные версии,
нередко ищущие подтверждение в языковых сходствах, которые прочат в данаитов
датчан, корейцев, японцев или даже индейские племена.

https://drevo-info.ru/articles/5199.html


Завоевание и территория

Согласно библейскому описательной, после завершения завоевания Ханаана со стороны израильских колен после примерно 1200 г. до н.э., [5] Иисус выделил землю среди двенадцати колен. Дан был последним племенем, получившим территориальное наследство. [6] [7] Земля, первоначально выделенная Дану, была небольшим анклавом в центральной прибрежной части Ханаана, между Иудой, Вениамином, Ефремом и филистимлянами . [8]

К северу территория Дана примыкала к Иоппии, современной Яффо . Эта территория, изначально не очень обширная, вскоре была уменьшена своими опасными соседями, филистимлянами. [4] Племя смогло разбить лагерь только в холмистой местности с видом на долину Сорек , место лагеря стало известно как Махане Дан («Лагеря Дана»). ( Иисуса Навина 19 ) Область, которую они пытались заселить, простиралась на юг до Шефелы в районе Тимны ; в результате современное государство Израиль называет этот регион Гуш Дан ( область Дан ).

С момента завоевания земли Иисусом Навином до образования первого Соединенного Королевства Израиль в ок. 1050 г. до н. Э. Колено Дана входило в свободную конфедерацию израильских племен. Центрального правительства не существовало, а во время кризиса людьми руководили временные лидеры, известные как судьи . [9]

Самым знаменитым данитом был Самсон , данаитский судья периода поселения на землях, выделенных Иисусом Навином. Пнина Гальпаз-Феллер видит сходство между историей Самсона и племенными легендами Деньенов . [9]

В результате давления со стороны филистимлян часть племени отказалась от надежд на поселение вблизи центрального побережья, вместо этого мигрировав на север филистимской территории, и после завоевания Лаиса вновь преобразовала его в город Дан ( Судей 18 ). Таким образом, их территория в конечном итоге лежала к северо-востоку от Неффалима , к востоку от верхнего течения реки Иордан , недалеко от ее восточных источников и определяла северную границу земли израильтян. Таким образом, в ряде библейских текстов упоминается «Весь Израиль от Дана до Беэр-Шевы ».

Единая монархия
С ростом угрозы вторжений филистимлян израильские племена решили сформировать сильную централизованную монархию, чтобы ответить на этот вызов, и Племя Дана присоединилось к новому царству с Саулом в качестве первого царя. После смерти Саула все племена, кроме Иудеи, остались верными дому Саула. Но после смерти Ишбосфея , сына Саула и наследника престола Израиля, племя Дана присоединилось к другим северным племенам израильтян, сделав Давида , который тогда был царем Иудеи, царем воссоединенного царства Израиль. . [10] Племя оказало существенную военную поддержку королевству в виде 28 600 солдат, считающихся «экспертами в войне». [11]

Северное Королевство Израиля
Однако после восшествия на престол Ровоама , внука Давида, в ок. 930 г. до н.э. северные племена отделились от Дома Давида, чтобы преобразовать Израильское царство в Северное царство. [10]

Ассирийское завоевание и упадок
Как часть Израильского царства , территория Дана была завоевана ассирийцами и изгнана ; способ их изгнания привел к потере их дальнейшей истории .

Заявления о происхождении от Дэна
По словам Иустина Мученика, Симон Волхв , также известный как Симон Колдун
и Симон Волшебник, происходил из деревни Гитта (также пишется Гетта) в Самарии ;
[12] место, заселенное коленом Дана согласно Иосифу Флавию . [13] [14]
Иустин, который сам был уроженцем 2 века в Самарии, писал, что почти все самаритяне
в его время были сторонниками Симона. Сохранившиеся ортодоксальные тексты, такие
как тексты Иринея , Иустина Мученика , Ипполита и Епифания , считали Симона
источником всех ересей , включая гностицизм .

Эфиопские евреи , также известные как Бета Исраэль , заявляют о своем происхождении
от колена Дана, члены которого мигрировали на юг вместе с членами колен Гада , Ашера
и Неффалима , в Королевство Куш , ныне Эфиопия и Судан , [15] во время разрушение Первого Храма .
Эту позицию поддерживает бывший главный раввин сефардов Овадия Йосеф . [16]
Говорят, что они воевали с туземцами. [17] Чарльз Аптон относится змей Vodou (вуд)
Бог Danbhala как производный частично из инославной формы Эфиопии иудаизма. [18]
Некоторые писатели XIX века, такие как Эдвард Хайн, утверждали, что Племя Дана
обосновалось в Ирландии. [19]

Характеристики

Их основной торговой характеристикой было мореплавание,
необычное для израильских племен. [20] В Песне Деворы говорится,
что колено оставалось на своих кораблях со своим имуществом. [21] [22] [23]

Иконография

Весы правосудия - эмблема колена Дана.
Современные художники используют «весы справедливости», чтобы представить
Племя Дана, поскольку в Бытии 49:16 упоминается, что Дан «добьется справедливости
для своих сородичей». Более традиционные художники используют змею
для изображения Дэна, основываясь на Бытии 49:17: «Да будет Дан змеем у дороги,
рогатой гадюкой у дороги, Кусающей пятку лошади, так что всадник кувыркается назад».

https://ru.esc.wiki/wiki/Tribe_of_Dan

https://ru.esc.wiki/wiki/Gush_Dan


Интересные параллели усматриваются:
в Откровении, где написано про Вавилон ( 14, 17 и 18 главы )
также в 51 главе книги пророка Иеремии
https://ekzeget.ru/bible/kniga-proroka- … /glava-51/
говорится о «сидящей на водах» , о великой роскоши
и про тех, кто имея корабли обогатились от торговли…

И вот, именно у колена Данова видим всё это
— корабли, мореплаванье (совершенно нетипичные для остальных колен),
культ золотого тельца…  и т.д.