Слово в Понедельник Светлой Седмицы.

Свтятитель Иннокентий Херсонский

Христос воскресе!

Когда хотят праздновать в честь какого-либо высокого и важного лица,
то обыкновенно стараются узнать, что ему особенно нравится, и что для него противно.
- Мы, братие, предначали вчера празднество в честь лица самого великого и важного,
— в честь Господа и Спасителя нашего, за нас пострадавшего и для нас воскресшего.
Посему тем нужнее для нас знать верно, что Ему в нашем праздновании
может быть благоугодно, и что противно.

Кто же нам откроет сие?
О привычках и наклонностях сильных земли узнают от их приближенных.
К нашему Господу ближе всех те, кои всегда творят волю Отца Его.
Один из таковых был святой Павел, который пользовался за сие еще на земле
такой постоянной и великой близостью к Воскресшему, что мог сказать о себе:
живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2; 20).

Скажи же нам, Божественный апостоле, как лучше праздновать пасху,
- праздновать так, чтобы сим празднованием угодить воскресшему Господу.
Он так много страдал за нас, что для нас было бы величайшим несчастьем,
если бы еще и наше празднование послужило для Него в огорчение.

Когда действительно хотите, отвечает апостол, праздновать достойным образом
Пасху; то празднуйте оную не в квасе весте, не в квасе злобы и лукавства,
но в безквасиих чистоты и истины: ибо Пасха наша за ны пожрен быстъ, Христос (1 Кор. 5; 7-8).

Итак, вот чего не любит Господь наш, и чего по тому самому ни под каким видом
не должно быть у нас среди настоящего празднества в честь Его: - это ветхий квас,
иначе квас злобы и лукавства! Вот что Ему приятно и чем по тому самому
как можно более должно запастись каждому из празднующих: это безквасие чистоты и истины!

"Но почему апостол, говоря о Пасхе, упоминает о квасе?
Что за отношение между квасом и Пасхой?"
- Следующее: давая совет, как праздновать христианам свою Пасху, апостол
имел притом в виду пасху иудейскую. Иудеям, во время празднования их пасхи,
под опасением смерти, повелел Господь беречься всего квасного (Исх. 12; 15):
посему они за несколько дней до пасхи оставляли, и теперь оставляют,
употребление кваса. (закваски) Имея в виду такой обычай и такую строгость
Церкви ветхозаветной, апостол советует то же делать и христианам,
во время празднования своей Пасхи, то есть наблюдать безквасие.

Но иудей берегся кваса вещественного, ибо был под законом обрядовым,
под стихиями... мира (Гал. 4; 3); а христианин должен беречься кваса духовного
- злобы и лукавства. Иудей вкушал в продолжение пасхи опресноки,
бывшие только символом чистоты, а христианин должен питаться самой вещью,
иметь чистоту духовную. Вот почему апостол говорит таким сравнительным языком,
и рассуждая о том, как христианам праздновать Пасху, упоминает притом
о квасе и велит его беречься!

Но важность совета апостольского не в выражении, а в существе вещи;
и на сие-то, братие, должны мы обратить теперь все наше внимание.
Апостол требует, чтобы у празднующих Пасху не было, во-первых, злобы.
И зачем ей быть тут? Пусть она останется в сердце врагов Иисусовых,
в сердце Иуды, Пилата и ему подобных (о, если бы не было ее и там!);
а в сердце христианина зачем быть злобе? На кого злиться?
— Не за всех ли умер Христос, и не для всех ли воскрес?

Он умер и воскрес для всех, а мы не в состоянии будем, ради Его,
перенести какой-либо обиды, какого-либо слова? Что же мы за последователи Его?
Если бы кто обидел нас и самой жестокой обидой, то мы должны простить ему ныне,
ради Воскресшего. Ибо при такой радости не время считаться обидами.
Никто более нас самих не прогневал Царя Небесного; но воскресший Господь
всем исходатайствовал прощение. Нам ли, помилованным, продолжать злобу?
Прощенным ли считать долги?

Напротив, если бы кто имел врага самого жестокого, то нарочно употреби все усилия
примириться с ним в настоящие дни: превратив злобу его в любовь, ты премного угодишь
Воскресшему, составишь для него празднество самое светлое. "Но как явиться к такому врагу?"
А как Господь являлся врагам Своим ради тебя! Явись о имени Иисуса, скажи: Христос воскресе,
и докажи сие на деле; объяви, что Воскресший не велел питать вражды, что ты исполняешь
повеленное от Него, скажи сие, и требуй мира и любви. Послушает? - Ты приобрел брата,
отнял его у сатаны и даровал Господу. Не послушает? - Ты сам вышел из области смерти;
ибо "ненависть", - по слову апостола, - "есть смерть" (1 Ин. 3; 14).

Второе требование святого Павла состоит в том, чтобы у празднующих Пасху не было лукавства.
Лукавство никогда неприлично христианам; ибо для чего лукавить тем, кои все должны быть
братиями, все созданы и воссозданы во Христе для истины, кои идут к одной цели, сражаются
с одними врагами, пользуются одними средствами спасения, для коих всех истина столь же
необходима, как воздух?

Но тем паче в настоящие дни неприлично христианину иметь и малейший вид лукавства.
-Ибо что говорит он ныне другим, и что слышит от других, встречаясь с ними?
Говорит: Христос воскресе! Слышит: воистину воскресе! То есть, мы все христиане делаемся
ныне свидетелями и благовестниками истины Воскресения Христова, и потому повторяем
оную все стократно, вопреки иудеям, силившимся и теперь еще силящимся сокрыть
сию истину в неправде, клеветавшим и теперь еще клевещущим на апостолов Христовых,
будто они похитили тело своего Учителя.

Но в свидетеле всего нужнее любовь к истине: тому не верят, когда говорит и правду,
кто часто говорил неправду. Посему, предаваясь лукавству и лжи в настоящие дни,
мы сим самым лишим язык свой всей силы, отвратим от себя всякое доверие,
не только врагов нашей веры, иудеев, магометан и других, но и самых присных наших;
ибо от лживого, - скажет всякий, - кая истина! (Сир. 34; 4).

В таком случае лучше не говорить: Христос воскресе! И не отвечать: воистину воскресе!
А молчать, зная свое недостоинство. Но как молчать, когда все говорят и свидетельствуют
о воскресении? Такое молчание было бы тяжелее смерти. Значит, надобно возлюбить истину,
и удалить от себя всякий вид двоедушия: неискренности, хитрости и лукавства, дабы
соделаться достойным свидетелем истины Воскресения Христа.

Наконец, апостол требует для достойного празднования Пасхи чистоты и истины.
Праздник всякий любит чистоту; вследствие чего, мы очищаем к праздникам домы наши
и одежды; измываем самих себя. Но для Воскресшего нужна не сия чистота.
Он готов принять нас в рубищах, готов нагих посадить за трапезу с собой,
коль скоро душа чиста и облечена в одежду невинности.

И напротив, измовенные уста для Него отвратительны, когда на них привитает ложь
и нечистота сердечная: и светлая одежда для Него хуже вретища, когда под ней
сокрываются страсти, когда она куплена притеснением ближних. Посему, празднуя Пасху,
надобно заботиться не об одной чистоте домов и одежде, а паче о чистоте души и сердца.
Без сей чистоты с каким лицом осмелимся мы приходить в церковь?
Ибо в сии наипаче дни в церкви множество Ангелов: как стать среди сонма
чистейших духов с нечистой душой?

Кроме сего надобно часто в сии дни лобызать крест, икону воскресения и священный хлеб:
как приступить к сей святыне с очерненной совестью, со зловонием греха? Если бы даже
не захотел подходить ко кресту и хлебу, по причине своей нечистоты, а удовлетворился
одним стоянием в церкви; то все ты не можешь спокойно взирать на святилище.
Ибо, смотри, царские двери отверзты всю неделю! Это значит, что Сам Царь славы
непрестанно на тебя смотрит с своего престола. Сокроется ли от его очей, если в тебе
есть какая-либо нечистота греховная? И какая дерзость стоять пред лицом Царя
в рубищах греха, с язвами совести!

Магдалина шла с благовонным миром на гробе Воскресшего, но и тут сказано ей:
не прикасайся Мне! Что же скажут нам, если мы будем исполнены худых мыслей,
беззаконных замыслов?

Но довольно уже говорили мы, каково должно быть настоящее празднество;
скажем теперь нечто и о том, как бывает оно на самом деле.

Ах, братие, как далеко отстоят наши празднования Пасхи от истинного празднества,
коего требует апостол! Вам известны обычаи мира в сии дни, происшествия,
их наполняющие, занятия, в коих они проходят: скажите сами, когда менее чистоты
и святости между людьми, как не в сии дни? Когда наипаче злословят, лгут, кощунствуют,
как не в сии дни? Когда наиболее распрей, браней, даже убийств, как не в сии дни?
— С окончанием поста как будто оканчивается у многих все доброе;
Христос воскресает, а они умирают духом!

И для людей с чувством христианским тяжело смотреть в сии дни на безумные игрища,
на забвение многими всякого воздержания, на явное торжество нечистых страстей:
каково же должно быть при сем воскресшему Господу, Тому, Который, для того и умрет за нас,
чтобы соделать всех нас людьми чистыми и святыми? Посему-то, братие, заметили ль вы,
какая просьба предложена была нам от имени Воскресшего? - Потерпи Мене, глаголет Господь,
- читалось в прошедшую субботу на литургии, - потерпи Мене в день воскресения Моего,
во свидетельство (Соф. 3; 8).

Признаюсь, братие, что я, когда слышу слова сии, всегда исполняюсь стыда и сокрушения.
Вот, думаю, до чего дошли христиане, что им надобно предлагать такую просьбу!
- Спаситель не требует уже ничего для Себя от тех, кои искуплены Его Кровью; не говорит:
прославь Меня, или: принеси Мне в дар что-либо; нет, это много для Его последователей!
Он ищет меньшего, просит не долга, а милости, не справедливости, а снисхождения:
потерпи Мене!

Ты, как бы так говорил Он, не хочешь служить Мне, хотя куплен Моей Кровью;
не хочешь следовать за Мной, хотя клялся быть Моим последователем.
Окажи, по крайней мере, одну милость: потерпи Мене, не предавайся порокам при Мне,
не изгоняй Меня прежде времени, не благословляй в лицо. Потерпи Мене, хотя ненадолго,
хотя в день Воскресения Моего, в тот день, когда и узникам дают свободу, и с врагами
обходятся дружелюбно. Пусть пройдут Мои торжества, престанут славословия,
затворятся двери: тогда, если хочешь погубить душу твою, тогда твори угодное тебе:
а теперь не изменяй так нагло, не безславь Моего Креста, не порочь своей веры и Моей Церкви.
Потерпи Мене, потерпи во свидетельство Мое; Мне нужно свидетельство!

У Меня идет спор, и спор не малый: суд мой в сонмища языков (Соф. 3; 8).
Это овцы... кои не суть еще от двора Моего (Ин. 10; 16), коих Мне тяжко подобает
привести в ограду Церкви. Но как привести, когда, приведенные уже будут бежать вон?
— Как привести, когда неверные видят в последователях Моих все мерзости язычества?
Как привести, когда Меня Самого изгоняют из храмов безчинствами во дни
самого Воскресения Моего? Итак, еще прошу: потерпи Мене; зане суд Мой в сонмища языков!

Иначе иудей за тебя будет издеваться надо Мной; иначе магометанин за твою жизнь
будет поносить Крест Мой; иначе суд Мой с ними будет продолжительнее; ибо у Меня
будет недоставать свидетельства Моих последователей. Сам диавол посмеется
над торжеством Моим: Я буду показывать язвы, за тебя понесенные, а он будет
выставлять язвы, тобой за него носимые; Я буду изводить души из ада, а он твою душу
повлечет во ад; Я буду распространять Жизнь и Воскресение, а он через тебя будет
разливать смерть и тление. Потерпи убо Мене... в день воскресения Моего,
во свидетельство: зане суд Мой в сонмища языков!

Надобно, братие, иметь каменное сердце, чтобы не тронуться от сего гласа Воскресшего Господа.
Посему и не почитаю нужным присовокуплять что-либо к нему, кроме совета и моления,
чтобы вы размыслили о нем сами, на свободе дома. Кто сделает сие, тот наверно столько умилится
сердцем, что постарается провести настоящий праздник, как советует апостол, а не как требуют
плоть и кровь, то есть, не в квасе злобы и лукавства, а в безквасиих чистоты и истины.
Аминь.