Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Святые отцы об Иуде Искариоте и его предательстве


Святые отцы об Иуде Искариоте и его предательстве

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

ДВА СЛОВА В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Святитель Иннокентий (Борисов),
архиепископ Херсонский и Таврический

Источник: Русская линия
https://rusk.ru/st.php?idar=114062

Слово 1-е

Ныне день предания Господа, день мрачный и печальный,
почему Святая Церковь и ознаменовала его, наравне
с днем смерти Господа, печатью поста в продолжение всего года.
– Kто любит Спасителя своего, тот не будет нарушать этой печати,
тот со всею верностью хранить знамение скорби и сетования
по возлюбленном. Ибо, хотя предание, равно как и смерть Господа,
послужило – своими последствиями – ко спасению всего мира,
но тем не менее это действие – самое черное и отвратительное.
Мне даже представляется оно преступнее самого распятия.
Ибо распинатели Господа не знали Его, как должно: ибо если бы познали,
то не распяли бы Господа славы (1 Kор. 2, 8). А здесь кто предает?
Собственный ученик, один из двенадцати, то есть ближайший
– предает тот, кто слышал все беседы Господа, был свидетелем Его жизни
и чудес, разделял с Ним, в продолжение более трех лет, и радости, и печали.

После всего этого предание так неожиданно в предателе, что сама Церковь
в недоумении будет заутра вопрошать:

«Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?
Еда от лика апостольского тя отлучи? Еда дарования исцелений лиши?
Еда иных ноги умыв, твои же презре? Еда от трапезы тя отрину?
О, коликих благ не памятлив был еси!»

(Утреня Великой Пятницы. Седален, глас 7-й).

Все было сделано для Иуды, и все им презрено!
Что он не имел никакой причины сетовать и жаловаться на Учителя,
показывают собственные слова и ужасный конец его: согрешил я,
– говорит он самим убийцам Учителя, – предав кровь невинную (Мф. 27, 4).

Что же ввело тебя, несчастный, в этот ужасный грех?
– Сребролюбие и диавол, ответствуют евангелисты.
Нося ковчежец с деньгами, Искариот пристрастился к носимому, и оказался татем (вором).
После этого святое общество Иисусово, в котором господствовал дух произвольной нищеты
и самоотвержения, сделалось для него чуждым, тяжелым, противным душе, зараженной
страстью. Иуде везде и во всем мечталась корысть и сребренники. Диавол не замедлил
воспользоваться этой несчастною расположенностью сердца, и, основав в душе Иуды
жилище себе, заставил его смотреть на все происходившее не очами веры и любви,
как смотрели прочие апостолы, а своекорыстным глазом мытаря и фарисея.
Так смотрел Иуда на миро, которое Мария возливала на ноги Иисусовы, и, притворившись
другом нищих, жалел, что оно не продано, и деньги не отданы в распоряжение его лукавству.
Так, без сомнения, смотрел Иуда и на все прочее. «Что, – думал он, – мы ходим из края
в край Иудеи как нищие? Почему бы не воспользоваться усердием народа, не взять в свои руки
власть, которая, видимо, дается сама собою? Ведь Мессия должен, наконец, господствовать
над всеми и всем. Ужели ждать, чтобы нас всех захватили, как преступников, и подвергли казни?
Пожалуй, за этим не станет. Но пусть дожидаются этого другие. Искариот не так прост и недальновиден.
Он возьмет свои меры заранее». – «Что же ты медлишь», – шептал во уши диавол.

Теперь самый благоприятный случай отстать от общества Иисусова.
Видишь, как синедрион ищет случая взять Учителя тайно.
Ты сам можешь сделать это неявно, так что Учитель даже не сочтет тебя предателем.
Ибо, что требуется для этого? Только указать место пребывания Учителя ночью.
Kроме того, что тебе заплатят за эту важную услугу, ты войдешь через это в связь
с первыми лицами синедриона. И Ему будет не большая беда от этого: ты сам видел,
как Он не раз спасался чудесно от всех козней и сетей Своих врагов; спасется и теперь,
а ты сделаешь свое дело и составишь себе счастье: пользуйся случаем и спеши!

И несчастный ученик точно спешит – на свою погибель.
Под предлогом покупок, нужных к празднику, он находит случай тайно побывать
у первосвященников и оговориться с ними о предательстве. Желание не представлять
из себя низкого продавца, торгующегося за кровь, и показать мнимое усердие
к пользам синедриона, заставляет его согласиться на самую невеликую цену,
в надежде, со временем, большей и лучшей награды. Для этого же он явится
в самом вертограде Гефсиманском, с видом не предателя, а человека, возвращающегося
из посылки, который потому позволяет себе дружелюбно приветствовать Учителя и даже
облобызать Его между тем, как это именно лобзание было знаком для явившейся затем,
как бы без всякого согласия с Иудою, спиры иудейской. Поэтому-то до самого конца
никто из учеников не мог знать, кто предатель.

Один Учитель видел и ведал все; видел и употреблял все меры спасти – не Себя,
а ученика несчастного. Сколько трогательных вразумлении на одной последней вечери!
Омовение ног, преподание Тела и Kрови могли тронуть духа отверженного, но не тронули Иуду!
Страсть сребролюбия заглушила все!

Но заглушила на время. Kогда замысел совершился, когда Учитель вместо того,
чтобы чудесно спасаться от врагов, предал Себя им, как овца на заколение, Иуда пробудился,
вспомнил о всем, что видел доброго, святого, божественного в Иисусе, и обратился к раскаянию.
Серебренники повержены, невинность Учителя исповедана всенародно; оставалось только,
подобно Петру, омыть грех слезами и обратиться к тому же Учителю и Господу с верою.
Но диавол внушил теперь другое: прежде соблазнял безотранием, так теперь представлял
неотпускаемость вины и греха. И вот Иуда на древе погибельном!
Тогда-то, не прежде, во всей силе постигли его грозные слова:
лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24; Мк. 14, 41).

Видите, до чего довела страсть сребролюбия человека не самого худого!
Ибо, если бы Иуда не обещал из себя много доброго, то не был бы избран в апостолы.

Будем же, братья, блюстись этого недуга, равно как и прочих страстей,
ибо все они равно опасны, и рано или поздно – оканчиваются и душевною,
и телесною гибелью для человека. Но, падший да не унывает и да не приходит к отчаянию!
У Небесного Врача нет неисцельно больных. Доколе живем, дотоле можем спастись,
как бы ни были велики грехи наши. Если бы сам Иуда, вместо погибельного древа,
поспешил к древу Kреста Христова с верою и покаянием, то вместе с кающимся разбойником
вошел бы в рай, без всяких сребренников.
Так рассуждают об этом и учат все богомудрые отцы Церкви.

Аминь.

0

2

Слово 2-е

Святитель Иннокентий (Борисов),
архиепископ Херсонский и Таврический

По благодати Божией, братья, мы стоим уже на последнем пределе
Святой Четыредесятницы. Kак перед древними израильтянами,
странствовавшими сорок лет в пустыне, перед нами теперь Ханаан духовный
– страдания, смерть и воскресение Господа нашего.
Чего не делала Святая Церковь, дабы приготовить нас к достойному вшествию
в эту землю обетования!

И гремела громом проклятия на сынов строптивых; и питала послушных манною
различных молитв и песнопений, самим Телом и Kровью Христовою; и услаждала
для ослабевающих на пути горькие воды покаяния древом Kреста; и в последние дни
эти разверзала перед всеми книгу Нового Завета, показывая все деяния нашего Господа.
После столь долгого и разнообразного удобрения земли и сеяния, надобно быть богатой жатве.
Итак, где теперь Иисус и Халев, – те, которые добре подвизались подвигом поста?
Да престанут от четыредесятидневного странствия, да переходят, не намокая, Иордан,
да идут прямо в Сионскую горницу, где уготовляется бессмертная трапеза.
Там будут омыты красные ноги их от самого тонкого праха земных помышлении;
там услышат они последнее завещание грядущего на страдания Господа, примут мир
и обетование Духа; оттуда во след за Ним, без наших указаний, пойдут в Гефсимании
и на Голгофу, дабы страдать с Ним и сораспяться Ему духом.

Но что делать, братья, тем из нас, которе во время духовного странствия по пустыне поста,
не преставали обращать лицо и сердце к Египту, роптали при горьких водах покаяния и тогда,
когда Моисей на горе принимал закон, покланялись под горою, может быть, тельцу златому
(см. Исх. 32, 1-6)? Перед такими не разверзнется Иордан, не падут стены Иерихонские,
не станет солнце прямо Гаваона (см. Нав. 10, 12)!
Таковым место не у гроба Спасителя, а у гробов похотения (см. Числ. 11, 34)!

Но что вижу я? – Одесную распятого Господа висит разбойник. Что слышу?
Господь вещает к нему: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).
Kто же может затворить рай, когда Господь отверзает его?
– Итак, братья, кто бы вы ни были, как бы ни казались великими грехи ваши,
грядите все на Голгофу: распятый Господь призывает вас. Несмотря на нечистоту нашу,
Он не хочет никого исключить из блаженного Завета Своего; хочет, чтобы мы все
участвовали в Небесном Царствии, приобретенном Его заслугами. Оставьте же, братья,
все темные дела ваши, и спешите к своему Спасителю, пока Он еще на земле, доколе
без вас не предал дух Свой Отцу. Оставьте, говорю, темные дела. Ужели вы дерзнете
явиться с ними и перед Господом? Показать их и у креста Его? Довольно вы возмущали
своими беззакониями Его жизнь: надобно ли возмущать ими и последние минуты Его?
Нет, братья, как бы ни было упорно во грехе сердце ваше, вы не позволите ему такового
бесчувствия, такового небрежения к своему Спасителю: посредством покаяния вы сложите
тяжесть грехов ваших у подножия Голгофы; явитесь перед лицом Распятого,
если не со смирною благих дел, то и не со зловонием беззакония, – явитесь для того,
чтобы упасть в слезах к стопам Его, принести исповедание в грехах своих, просить
забвения измен ваших и благословения на исправление своей жизни, на побеждение
злых навыков ваших, борьба с которыми сделается с этих пор вашим главным занятием
в жизни. Без этого лучше не являться ко гробу своего Спасителя, лучше не лобызать язвы Его.

Поспешите же, братья, очистить себя покаянием; поспешите возобновить через него
расторженный грехами вашими союз с Богом и Христом. Благоприятнее этого времени нет,
и быть не может. Взирая неуклонно на страдания Господа, душа сама будет проситься на крест,
сердце само преклонится к подножию его. Не подавляйте, братья, этого святого чувства:
идите всеми мыслями за своим Спасителем. Он изнеможет под тяжестью креста;
заденьте его вместе с Симоном Kиренейским, заденьте верою, и идите на Голгофу,
с твердою решимостью начать распятие плоти своей с ее страстями и похотями.

С Господа будут совлекать одежды; а вы поспешите облечься ими, прикрыть
греховную наготу свою Его правдою и заслугами. Kопие изведет из ребра Его воду и кровь,
а ты стань под Kрестом с отверстыми устами, да падет в твою внутренность хоть
капля жизни для погашения адского пламени, тебя снедающего.

Еще повторю: наступающие дни суть самые благоприятные для покаяния грешников,
ибо суть дни спасения всего мира – свидетель тому благоразумный разбойник.

Аминь.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический

: Русская линия

см. также книгу:

cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Последние дни земной жизни. Господа нашего Иисуса Христа
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_H … ni_hrista/

В этой книге выражена ещё одна мысль… даже и не одна…
о причинах предательства Иуды и отвержения Христа народом еврейским

Мысли эти чрезвычайно важные,  и потому советую всем ознакомиться:
( в пересказе схиигумена Гавриила ):

Был ли жадным Иуда?

Кавказский скит

Проповедь схиигумена Гавриила (Игумен N.)
в Великую среду Страстной седмицы (28.04.2021).

0

3

святитель Иоанн Златоуст

Беседы о предательстве Иуды

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatou … stve_iudy/

0

4

1. «Иуда возмутился растратой излитого мироносицей мира
и сказал, что это миро можно было продать, а деньги раздать нищим.
Под влияние Иуды попали и другие апостолы, имевшие Благодать.
Они увидели внешнюю правильность того, что сказал Иуда, и попали
под его влияние, ибо не ведали его сребролюбивого сердца.
А Христос даже денежный ящик поручил Иуде, чтобы насытить его страсть,
и тот «вметаемая ношаше»».
(Преподобный Паисий Святогорец).

2. «Иуда, предав Христа, пошел к фарисеям, чтобы сказать им «согреши́х».
Но фарисеи ответили Иуде: «Ну а нам-то ты зачем говоришь о том, что согрешил?»
Эти слова задели Иуду, он обозлился, швырнул фарисеям сребреники, ушел
и от эгоизма повесился. Но если бы Иуда покаялся, пошел ко Христу и сказал бы Ему
«прости», то он бы спасся». (Преподобный Паисий Святогорец).

3. «Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда
был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была,
чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя.
Один человек попросил священника: «Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду».
Всё равно что говорил: «Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей.
Поэтому сейчас помоги ему»». (Преподобный Паисий Святогорец).

4. «Иногда можно жить среди святых и не преуспевать.
Разве существовали предпосылки большие, чем у Иуды,
который постоянно находился со Христом?
Иуда не имел смирения и доброго расположения.
После своего предательства он опять не смирился, с гневом
и эгоизмом швырнул сребреники и с лукавством полез в петлю.
А фарисеи поступили по-диавольски. После того, как их дело
было сделано, они сказали Иуде: «Ты узриши»».
(Преподобный Паисий Святогорец).

5. «Когда человек просит у тебя что-нибудь для того, чтобы покичиться
полученным перед другими, дай ему. Смотри, ведь Христос не сказал Иуде:
«Какой же ты апостол? Положи конец своему сребролюбию!» — но поручил ему
и денежный ящик». (Преподобный Паисий Святогорец).

6. «Так что же, книжники и фарисеи не знали разве Ветхого Завета?
Разве Анна и Каиафа не знали лучше всех других написанного о том,
что Христос будет предан за «тридесять сребреник»? Почему же они [дали Иуде]
не тридцать один или двадцать девять сребреников, а тридцать?
Но они были ослеплены. Бог знал, что все произойдет именно так.
Бог предведает, но не предопределяет». (Преподобный Паисий Святогорец).

7. «Распятие Христово пророки описали в таких тонкостях — вплоть до того,
что станет с Его одеждами, куда пойдут деньги, полученные за предательство,
что на них купят землю горшечника для погребения странников, но евреи
всё равно не поняли. «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети»».
(Преподобный Паисий Святогорец).


Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел
его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды
потому, что он намерен был предать Христа.

Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик:

Не Предведение есть причина будущих событий,
а будущие события — причина Предведения.
Не из Предведения вытекает будущее,
а из будущего — Предведение;
не Христос — виновник предательства Иуды,
а предательство — причина Господнего Предведения».
Если ты будешь жить богоугодно, — спасешься,
а если развращенно, — погибнешь. Бог предвидит и то, и другое.
Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение.

Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух — несомненно, но не определено наперед”»

(свт. Илии Минятия, “Проповеди”, Слово в неделю 1-ю Великого поста).


Не предательство Иуды соделало нам спасение,
но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу.

0

5

Виталий83 написал(а):

А как после самоубийства покаешься...

у Иуды при первой попытке дерево нагнулось
и таким образом помешало его замыслу…
тогда он ещё мог покаяться

вот так повествует об этом святой преп. Нил Мироточивый:

и раз затронули это, то приведу полностью всю историю:
( это из книги:
Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского
https://predanie.ru/book/220324-posmert … afonskogo/

Не соблюдаешь ты постоянной решимости твоей,
т. е., не постоянно предложение твое в духовном подвиге,
не мирствует настроение твое, но как вихрь вертится в голове твоей;
не знаешь ты, что творится с тобою, ни добро добрым не признаешь,
ни зло злым, как и Иуда, который обладал таким смыслом, что сладкое
для него делалось горьким, а горькое сладким.

Сие явствует из того, что он повесился на древе, дабы сделать
тем себе обручена вечнаго мучения... Бог же не попускал Иуде совершить желаемаго,
т.е. промыслительно делал так, что первыя попытки самоубийства ему не удавались.
Бог, как непомнящий зла, возбранял Иуде, - не покается-ли он, как Манассия,
или как разбойник, или как блудница, он же, сей Иуда вертоголовый, оставался таким же,
каким был раньше; снова обращался, головой своей и расположением, т. е. мыслию
и сердцем ко злу, уклоняясь от милосердия Божия!..

Он Господа предал, Бог же, милосердуя о нем, повелел ветви, (на которой он повесился),
приклониться, и наклонилась она; но Иуда, порабощенный злом, устроил себе место еще выше,
взлез на это место, укоротил петлю для своей шеи и бросился с высочайшаго места,
дабы совершить несовершившееся и завершить тем вся злая своя!.. Бог опять нагнул ветвь,
но сей, ненасытный злом, снова завязал петлю, устроив третий этаж высоте своего зла,
которым и погубил себя; снова влез на высоту третьяго этажа, навязал себе петлю на шею,
и сбросил нечистое свое тело с третьей степени высоты,
- говорим (тело треоскверненное)
убийством отца, прелюбодеянием с материю и убийством брата".

Виталий83 написал(а):

А как после самоубийства покаешься...
А почему до него не покаялся (при наличии возможности)
- мы знаем, что добровольно уступил врагу под действием своих страстей,
а именно - сребролюбия.
Да и сколько ведь людей во все времена не смогли покаяться
даже при наличии возможности - по собственному желанию, так или иначе.

Виталий83 написал(а):

Потому, быть может, что тут уже дело - не только в наличии\отсутствии желания,
но уже в наличии\отсутствии возможности для этого.
Иуда Искариот - если бы склонил на это свою свободную волю - смог бы покаяться при жизни,

святой преп. Нил Мироточивый хотя и упоминает о сребролюбии…
всё-таки даёт другой ответ, как мне думается, более основательный
и глубокий, и вообще, он уделяет на удивление много внимания
личности и истории жизни Иуды Искариота…видимо не безосновательно,
но усматривая и в этом возможность доставить читателю духовную пользу

раз затронули это, то приведу полностью всю историю:

Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его - Ровель.
Перед зачатием Иуды мать увидала страшный сон и с криком проснулась.
На вопрос мужа она сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол
и будет он разрушителем рода Иудейскаго. Муж же укорил ее за веру во сны.
В ту же ночь она зачала, (не вняв, следовательно, сему предостережению от Бога)
и посем родила сына. Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее,
они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю судьбы; сделали ящик и,
осмолив его, положили в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское.

Напротив Искарии находился небольшой остров, на котором зимой пасли овец
и жили пастухи; к ним то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды,
накормили ребенка овечьим молоком и отдали некоей женщине вскормить его;
эта женщина назвала ребенка Иудой. Когда он нисколько подрос пастухи взяли его
от кормилицы и привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши;
тут повстречался с ними отец Иуды, - Ровель, и, не ведая, что это его сын, взял его
к себе в приемыши. Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив
и, скорбя о брошенном в воду сыне усыновили Иуду. После этого родился у них сын
и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из за него наследства,
ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Иуда стал безпрестанно обижать брата своего
и бить его, за что родители часто наказывали Иуду, но Иуда все более и более разжигался
завистию к брату, увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовавшись
однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата,
а затем, испугавшись последствий, - бежал на тот остров, на котором его вскормили
и, здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котором в конце концов вошел
в прелюбодейную связь с женою сына хозяина, и убив его, бежал в Иерусалим.

В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода, где Ирод полюбил его за ловкость
и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все потребное.
Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он без вести пропал,
скорбели о нем. Так прошло много времени; наконец произошли в Искарии великия смуты,
так что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим, и купили себе дом
с прекрасным садом, рядом со дворцем Ирода. Тогда то и убил Иуда отца своего,
как будет изложено устами Святаго ниже, женился на матери своей и родился у них сын.
Посем, случайно в беседе с женою, открылось, что они суть кровныя - сын с матерью;
Иуда, оставив мать пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом в ученики,
сделан казнохранителем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать
деньги и тайно отсылать их матери, якобы ради пропитания ея.

     И познал Иуда беззаконие свое, т. е., что взял в жены мать свою, убив ея мужа,
который был отцем ему и убив отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей,
так как раньше о сем не знал; и услыхав, что Иисус учит в окрестностях Иерусалима,
(сиречь призывает грешников к покаянию), пошел, нашел Его и присоединился к Нему,
чтобы следовать за Ним.

     Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он - человек доброненавистный,
зломышленный и злообразный, но принял его с великою радостию, дабы
уврачевать душу Иуды. И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами,
чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: все потребное для плоти,
в чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды.

     Услыхав это повеление Христово, апостолы исполняли его с готовностью,
не роптали по поводу того, что творил Иуда и никогда не жаловались на него Христу,
хотя и видели многия его ослушания или безчиния, ибо всякое слово Христа принимали от Него,
с решимостию исполнить его на деле. Поэтому и не роптали нисколько на брата своего Иуду.
Тогда Иуда был братом апостолов и ученик Христов; Христос умыл ему ноги, как и прочим апостолам;
после-же предательства сделался он братом диавола, учеником Денницы и стал как один
из других диаволов. Тогда он был апостол, ныне же диавол... Это (случилось с ним) потому,
что апостолы, исполняя на деле (слова Христовы), сделались столбами райскими,
Иуда же, хотя и внимал словам Христовым, но не слушал их с готовностию, безропотно
и не имел решимости к делу, т. е., чтобы исполнять их на деле,
(слушался) с ропотом
и повиновался неохотно.  Апостолы держались за слова Христовы, как за столбы непоколебимые
и стали сами столбами райскими; Иуда же держался за слова Христовы, как за столб гнилой
и сам сделался обвалом, т. е. как бы оторвался и отвалился от части Господней и апостолов,

низвергшись в преисподнюю ада.

     

Не ограничился он тем, что имел власть внешняго распоряжения над всем мирским,
— говорим: над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить
в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям
приносить Христу веру, миро и Божественную славу, т. е., не хотел давать людям чтить Христа,
как Бога, славить Его, как Бога и возливать, на Него драгоценное миро на что люди того времени
расходовались, как тратятся и ныне люди, чтобы приносить дары в церковь, говорим для литургии,
которая есть отпечаток Христов; фимиам же, (возжигаемый в кадиле и приносимый Господу
в Богослужении) есть тип (или отпечаток) мира (возлияннаго на Господа при жизни);
как говорит Пророк-царь Давид: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... "
Свеча же, носимая пред священником на выходах, есть тип Честнаго Предтечи Крестителя
и его учения в пустыне перед пришествием Христовым, как сказано у Пророка
"Глас вопиющаго в пустыне, исправьте путь Господень... "
и опять: "Покайтеся, приблизилось Царствие Небесное... "
и опять: "Се Агнец Божий, вземляй грех мира... "
и опять: "Я крещу вас водою, но грядет крепчайший Меня,
которому я недостоин отрешить ремень от сапог Его,
Тот крестит вас Духом Святым и огнем... " (Лук. 3, 4 - 6 и Iоан. 1, 36).

     Это, (т. е. эти жертвы Христу как Богу) и хотел воспретить Иуда,
вознамерившись воспрепятствовать (приношению их, т. е. излиянию мира на Христа)
— но сам был возбранен и низвергся с безграничным своим сребролюбием, коварный,
которым прельстил его Денница, во ад, - следующим образом.

     Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его
на время погребения Его, Сына Человеческаго; Иуда же искал продать его,
ибо стоимость цены его была чрезмерна. Христос же сказал:
„Да сохранится оно на день погребения Моего... "

     Нечто подобное случилось и в то время, когда Иуда попрал сад отца своего,
взяв прекраснейшие, именуемые ароматами, цветы; мать убоялась что-либо сказать ему,
так как он был царский человек; Иуда же и не спрашивал у матери (позволения сорвать цветы);
но, будучи хищником и властителем сам смело сорвал благоуханные и драгоценные цветы,
вышел вон из дому отца и встретил отца перед дверьми, возвращающагося с работы в дом свои.
Отец, увидя в руках Иуды ароматы, спросил: „Зачем сорвал ты эти благоухания? "
— Иуда же с великою дерзостию отвечал: „Нужны они мне, что спрашиваешь? "
— Отец же, когда услыхал такое слово от Иуды, разгневался и сказал: „тебе нужны, а мне не нужны? "
— (Потому и) Христос изрек Иуде: - „оставь, оно Мне нужно на время погребения Моего... ".
     Иуда же сказал отцу: „как разговариваешь ты смело со мною, не знаешь разве что я царский человек? "
- Отец же сказал ему: „пусть ты и царский человек, зачем же дерзко говоришь так мне?
Что мне тебя бояться?  Как смел ты взойти в дом мой и взять вещь без спросу",
— и попытался отец отнять их из рук Иуды. Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов
отца своего, не позволил выслушать от него даже малаго слова, но тотчас схватил в руки камень
и, ударив им по голове, убил отца своего, - отцеубийца Иуда!.. С великою надменностию пошел он
затем к повелителю своему и показал ему ароматы. И сказал ему повелитель: „каким образом дали их тебе? "
- и сказал Иуда: „я не искал того, чтобы мне их дали, но убил его и взял! " - Сказал ему повелитель:
„правда ли, что говоришь? "- Говорить Иуда:, свидетельствуюсь жизнью моею, я убил его, господин мой,
ибо поносил он повелительство твое и меня оскорбил". - Сказал повелитель: „сейчас пошлю человека,
узнать правда ли что говоришь, и если это верно, то изгоню я тебя из палат моих и накажу как следует,
ибо не ему ты сделал, но мне сделал ты такое безчестие". - Послал повелитель человека, тот нашел
его убитым; возвратился посланный и возвестил о случившемся; повелитель, услыхав, что это правда,
разгневался и смутился зело. Иуда же, будучи лукав, прибег к защите ходатаев; и пошли вместе с ним
(к царю заступаться за него дворцовые люди); повелитель же, увидав, что возмутились дворцовые люди,
смутился, оказал ему снисхождение, пожалел его, и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены
жену убитаго мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это, мать же не желала и говорила, что берет другаго,
а этого не хочет, но повелитель грозно повелел ей, дабы она не смела брать другого, но только этого.
Ввиду такой беды, мать, не желая, приняла его, - и взял Иуда мать свою себе в жены...

     Потому и сказал Христос, (чтобы напомнить Иуде все это), что пусть останется миро
на время погребения Моего...     И закипело кипение в сердце кипящаго злобою,
Христос же, как Сердцеведец, понял замысел Иуды...

     В день тот, по омовении ног апостолам, когда все сотрапезовали и Иуда был при сем,
во время трапезы воздохнул Христос и сказал, что из вас двенадцати есть один, который
предаст Меня в руки человеков грешников.  И говорили апостолы между собою:
кто есть тот, который предаст Его? Христос же, увидав это волнение среди апостолов,
сказал, что протягивающий руку свою передо Мною, - и Иуда тотчас протянул руку свою
перед Христом (к солилу).

     Не попустил Христос произойти смуте, как сие свойственно нынешним людям,
но дал одну только примету и ничего больше не говорил...

     Тогда предал Он жертву Литургийную*, которую мы возносим и ныне....
Потом, после трапезы удалился Иуда от союза апостольскаго, скажем лучше,
от братий своих, стал союзником Денницы и братом диаволу...

     И сказал коварный в своем коварном и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его,
попрошу (еще), и, что попрошу, мне дадут... Тотчас пошел он в синагогу еврейскую
и великим гласом сказал: что даете мне, - и я предаю вам Его? - Евреи тотчас одарили его
тридцатью сребренниками. Получив их Иуда сказал: последуйте за мной.
Взяв в руки светильники, палки, ножи, веревки, и друге подобные бичи, они последовали за ним...

     Иисус Христос тогда молился, после молитвы пришел к апостолам и сказал:
„Бдите и молитесь; не ведаете ни дня, ни часа... ибо Сын Человеческий предается"...
Опять пошел на место молитвы Своей и молился на мног час... Снова пошел к апостолам,
увидел их спящими и сказал с кротостию. „Возстаньте, бдите и молитесь, ибо не ведаете,
ни дня, ни часа, ибо Сын Человеческий предается... " Опять пошел к месту молитвы Своей,
молился, и говорил: „Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия".
Тотчас, при этих словах Его, приспел Иуда со светильниками, от множества огней
стало светло как днем, час же был ночной...   И сказал Иуда евреям, „Кого я обниму и облобызаю,
того хватайте"... Тогда вошло множество воинов туда, где были собраны вместе апостолы.
Иуда, со сребренниками в руке, обнял хищно нечистый Чистаго, сказал: „Радуйся Равви,"
коварно приложил сквернейшая свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию честь
пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму сребролюбия (т. е. во мрак
со своим сребролюбием, от Света Христа - к диаволу)... И схватили Христа воины;
апостолы же, увидав Его схваченным воинами, весьма смутились. Петр, схватил одного раба,
повергь его вниз, выхватил короткий нож, который имел и, побуждаемый ревностию, урезал рабу ухо.
Тогда воскликнул Христос и сказал: „Петре! Петре! вложи нож в ножны, ибо нож (если) даешь,
нож и приемлешь... " и взяли Христа, как разбойника, на судилище, и „поучашася тщетным на Господа
и на Христа Его (Пс. 22)".
Тогда поругание окружило Его!..
Красная хламида облекла Его!..
Терновый венец возложили на главу Его, над которою трепетала рука Предтечи!..
Очи Его завязали и биениями били Его!..
Слова проречений требовали от Него!..
И иными непомерными (терзаньями) терзали!..

     Увидев эти страсти Христовы помраченный сребролюбием Иуда - разомрачился
и весьма раскаялся, но не припал к покаянию, - говорим, ко Христу, и, горько плача
не оплакал беззаконие свое, подобно Петру, но пошел и поверг сребренники там,
где их приял и сказал: „Зло сотворил я, возьмите ваши сребренники... "
Отвечали ему книжники и сказали: „Ты узришь... " и были озабочены, говоря между собою,
что не достоит класть их в корвану; озабоченно они вопрошали, что с ними сделать?
- наконец сделали странно-погребальницу, которая обретается и поныне...

     Потом Иуда, бросив там сребренники, удалился в глубокое место и удаляясь был озабочен,
что такое сделать, там (в овраге). Когда он размышлял об этом, пришел ему (на ум)
скверный помысл совершить самоубийство. Внял нечистый нечистому и совершил
то дело следующим образом. На месте, где он размышлял, было одно дерево,
как нарочно для казни. Тотчас снял Иуда с себя пояс, который был из верблюжьей шерсти,
одним концем его затянул свою шею, другим - привязал себя к дереву...
Ветвь в тот же час наклонилась, (т. е. когда он свергся, чтобы повиснуть)...
     Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.
Всевозможным образом действовал Бог, чтобы не повесился (Иуда), ибо Иуда был
все же человек, Бог, ожидал покаяния Иуды. Но Иуда не освобождал себя из петли,
чтобы пойти, припасть к подножию креста и сказать: „Я Тебя распял, прости меня!..
Моя злая мысль вознесла Тебя на крест; благосердствуй обо мне... "
Если бы изрек он перед крестом эти три слова, исполнив их и делом, (выразив свое покаяние),
Христос принял бы его. А каким же исполнить делом? - Дело сие: дабы слезил горько,
стенал рыдая и жалостно плакал; но Иуда так не поступал (т. е. не хотел повергнуться на землю
перед крестом Христовым во спасение свое), но повергался на землю, чтобы повеситься,
(не взирая на то, что) ветвь приклонялась, а на кресте был предружелюбнейший Христос,
(о Котором Иуда мог быть несомненно уверен, что Он не отвергнет его покаяния)!..
Как дружелюбствовал Василий Великий Иосифу, (котораго крестил на смертном своем одре),
так дружелюбствовал и Христос Иуде, ожидая от него покаянных слов, но Иуда (вместо того,
чтобы сказать эти слова, предпочиталъ) крепко затянуть петлею горло свое - Искариот!..
Взирает вдаль Христос на обе стороны креста Своего, не увидит ли Иуды...
Он, Который жаждет спасения людей, жаждал также Иудинаго покаяния и искал его...
Великим гласом Христос со стенанием воскликнул: „жажду";
Иудеи поняли, что Он требует воды и с своим Иудейским безстыдством,
наложив губу на трость, напоили его желчью и уксусом...
Опять воскликнул Он и сказал: „свершилось"...

Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его?
- ради своей гибели или спасения?
Если для спасения, то почему погиб злосчастный?
- Потому что не имел твердой веры пренетвердейший (пренепостояннейший).

http://www.optina-pustin.ru/6227-nil-mi … atele.html

То есть, обобщая всё сказанное преп.Нилом … можно сделать вывод,
что пребывая близ Христа несчастный Иуда не имел твердой веры
словам Спасителя, но относился к ним несерьезно,  непоследовательно,
без полного доверия, не применяя сказанное к себе и своей жизни…
и в итоге так и не исцелился от страстей своих и через. них
(т.е. через  возобладавшие его душей страсти )
дошел до окончательной погибели своей.

И опять мы возвращаемся к теме необходимости жить по Евангелию…
сообразуя с заповедями евангельскими всю жизнь свою,
к необходимости бороться со страстями… и иметь простую
детскую веру ко всякому слову евангельскому (как про это
очень хорошо сказано у о.Элпидия) и ко всему тому, чему учат
святые отцы Церкви.

Хотя обладаем был страстями Иуда, но не страсти погубили его,
но неверие словам Христовым, нежелание следовать им,
ибо через следование словам мог бы изцелиться от страстей…
Уподобился Иуда больному, который ходил к врачу, чтобы
изцелиться от болезней (страстей) своих… но несерьезно
относился к предписаниям врача, не исполнял сказанное ему,
остался неизцельным и потерял жизнь свою…

Аз есмь Господь, Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь, …
И аще бы еси послушал заповедий Моих, то был бы убо аки река мир твой,
и правда твоя яко волна морская, и было бы яко песок семя твое,
и исчадия чрева твоего яко персть земли

(Ис.48:17)

…но не послушал Иуда, пренебрег несчастный словами Спасителя,
«беззако́нный же Иу́да не восхоте́ разуме́ти…» (После́дование у́трени Великой Пятницы)

Для нашего (последнего) времени «иудина болезнь» стала повсеместно
распространенной… как выразился о.Серафим Роуз:

характерной чертой духа времени, отличной от прошлого,
является атмосфера Микки-Мауса.
Серьезность – вот что отсутствует в духе времени.
И это отсутствие серьезности вошло в привычку и в быт:
расслабься, относись ко всему легко, важного ничего не происходит;
что бы ни случилось, не принимай близко к сердцу.
… 
Вся эта атмосфера – вся эта нереальная киношная атмосфера
– не только в духе времени, она вошла в наши дома.
Она оказывает влияние на то, насколько серьезно воспринимается жизнь,
на то, как воспитывают детей. Впрочем, детей больше не воспитывают.
Сама идея, что их нужно воспитывать, нужно взращивать в определенном духе
и принципах, – сама эта идея отсутствует. Они сами собой взращиваются,
проходят через все влияния окружающего мира, и в результате получается
нечто очень несерьезное. Это главная причина, почему, когда дети вырастают,
многие из них просто сходят с ума, приобщаются к различным диким
и ужасным религиям, становятся наркоманами, преступниками, совершают
множество безумных поступков. В детстве они не познали реальную земную
истинную жизнь ни в плане духовном, ни просто в серьезном отношении к тому,
как прожить день за днем. Это одна из главных причин, которые делают
нашу жизнь столь отличной от прошлого и гораздо более трудной для духовного делания.

https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz … otiv-boga/

И самое ужасное, что эта несерьезность
уже успела проникнуть и в православие… и, как говорит все тот-же о.Серафим:

***

Бессилие Православия, столь обширно выражаемое и переживаемое сегодня,
само по себе, несомненно, является производным духовной слабости,
отсутствия серьезности современной жизни.

***

Нельзя быть христианином вполсилы – тут либо всё, либо ничего.

***

Тот, кто серьезно читает святых отцов и стремится, в меру своих сил,
вести православную духовную жизнь, становится изгоем в наше время;
должен сознательно стремиться вести жизнь, совершенно отличную от той,
что отражена почти во всех нынешних «православных» книгах
и периодических изданиях.

***

http://serafim-penza.cerkov.ru/internet … ima-rouza/

0

6

togiya написал(а):

, обобщая всё сказанное преп.Нилом … можно сделать вывод,
что пребывая близ Христа несчастный Иуда не имел твердой веры
словам Спасителя, но относился к ним несерьезно,  непоследовательно,
без полного доверия, не применяя сказанное к себе и своей жизни…
и в итоге так и не исцелился от страстей своих и через. них
(т.е. через  возобладавшие его душей страсти )
дошел до окончательной погибели своей.

И опять мы возвращаемся к теме необходимости жить по Евангелию…
сообразуя с заповедями евангельскими всю жизнь свою,
к необходимости бороться со страстями… и иметь простую
детскую веру ко всякому слову евангельскому (как про это
очень хорошо сказано у о.Элпидия) и ко всему тому, чему учат
святые отцы Церкви.

Хотя обладаем был страстями Иуда, но не страсти погубили его,
но неверие словам Христовым, нежелание следовать им,
ибо через следование словам мог бы изцелиться от страстей…
Уподобился Иуда больному, который ходил к врачу, чтобы
изцелиться от болезней (страстей) своих… но несерьезно
относился к предписаниям врача, не исполнял сказанное ему,
остался неизцельным и потерял жизнь свою…

пример иуды-предателя из XX века:

… апостат Александр Осипов, бывший профессор Ленинградской духовной академии,
публично отрекшийся от веры и основной причиной своего отречения
назвавший именно недостоверность Священного Писания. …

Примечательно, как известный духовник игумен Никон (Воробьёв)
прокомментировал в одном из писем своим духовным чадам
это отпадение Осипова от веры:

«Дорогой...! Ты, конечно, прочитал статью в «Правде» за 5/XII А. Осипова.
Твое отношение, да и всякого не глупого человека понятно.
Мне бы очень хотелось знать подробнее и лучше, как отнеслись учащиеся.
Понятно ли им, что этот несчастный показал себя в своей статье таким
нравственным ничтожеством (главное, не замечая этого), что статья производит
на читателя действие обратное тому, чего хотел автор. Он и сам не оправдался
и религии не повредил, а показал, что Господь обнаруживает в свое время
скрытых иуд и выкидывает их из Церкви.

Обратил ли ты внимание, что в разделе о молитве перед словом «богослужение»
стоят три точки. Я не сомневаюсь, что здесь было какое-то пакостное слово.
Даже редакция не сочла возможным напечатать его. Дух, водивший его пером,
всю свою злобу излил главным образом на богослужение и на молитву Иисусову.
Обрати на это внимание! Падший человек во время молитвы, искренней и правильной,
входит в общение с Творцом мира, получает от Него великие милости и силу
отгонять могучего духа, мнящего быть равным Богу. Как можно стерпеть это унижение!
Вот и он изливает свою злобу и ненависть на молитву и богослужение. Пусть поймут
все значение и силу молитвы и милость Божию к нам, падшим!

Несчастный Александр своими словами о молитве показал,
что он никогда ни разу не помолился, а следовательно,
никогда и не верил в Бога. Он и отрекается не от Бога,
не от христианства, а отрекается от того представления о религии
и Боге, которое он имел.

Самое отречение его не есть результат искренних сомнений, искания.
Нет.
Слишком ничтожны указанные им самим причины отречения.
Видно, что он человек практичный, человек мира сего.
Пока положение его было более или менее прочно,
пока можно было  получать изрядный оклад – он маскировался
под верующего, целовал руки архиереев, презираемых им,
и «готовил юношей к пастырской деятельности».
Когда же положение его стало колебаться, то он решил
обеспечить себе твердое положение на другом фронте.

Пока могут еще использовать его отречение и за это принять к себе,
он поспешил это сделать, пока не поздно. Когда Иисус Христос,
после насыщения пяти тысяч, стал говорить о хлебе жизни, многие отошли от него,
потому что не могли принять Его слов. Они поступили честно.
Их плотское мудрование не могло возвыситься до Духа Истины.
Но Иуда не покинул Иисуса Христа, потому что носил ящик с деньгами
и пользовался ими для себя. Он надеялся и на большее.
Наравне с другими он ожидал воцарения Мессии со всеми выгодами для себя.
Когда же узнал, что Иисус Христос не собирается на земле устроить Свое царство,
узнал, что его ожидает смерть, то использовал для себя и это: он перешел
в лагерь врагов Его, предал Христа и получил тридцать сребренников.
Ведь все равно Ему умирать! Недаром отрекающихся в настоящее время от Христа
сравнивают с Иудой. Делается это не для оскорбления отпадших
(они достойны великой жалости), а потому что в обоих случаях
есть общее душевное устроение: без веры, а по выгоде шли за Христом,
по выгоде и продали. Однако предатели никогда и нигде не пользовались доверием,
а тем более уважением. «Мавр сделал свое дело, мавр может и уйти»...
Не было у Александра искренности до отречения, нет ее и в отречении.
Он – психологический «юрод», построивший здание на песке.
От небольшого искушения оно пало, и «было падение его велие».

---

Случай с бывшим протоиереем и профессором Ленинградской академии Осиповым
– хорошее подтверждение тому, что Божественная Премудрость не может войти
в лукавую душу и обитать в теле, виновном в грехах. О том, насколько опасно
неочищенному от грехов и страстей приступать к исследованию богословских вопросов,
говорит святитель Григорий Богослов: «Любомудрствовать о Боге можно не всем,
потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь
в созерцании, а прежде всего – очистили, по крайней мере очищают, и душу, и тело.
Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому,
как для слабого зрения – к солнечному лучу»[6].

Неудивительно, что отречению Осипова предшествовало сначала
прекращение священнослужения (по причине болезни ног),
затем – вступление в запрещённый канонами вторичный брак.
Как пишет один из его бывших учеников, «клирик, перестающий служить литургию,
постепенно нравственно деградирует. То, что Осипов после своего второго брака
никогда более не совершал Таинства, подготовило его уход.
Остальное (в том числе и позитивистский взгляд на многие историко-церковные
и канонические проблемы) этим лишь усугубилось»[7].

Не менее показателен и следующий факт: в газетной статье, декларирующей его отказ от веры,
Осипов вспоминал, как он колебался, стоит ли ему принимать сан священника:
его смущала, во-первых, необходимость носить рясу, во-вторых, нелюбовь к богослужению:

Согласно исследованиям современного церковного историка Михаила Шкаровского,
ещё за 9 лет до публичного отречения Осипов уже состоял в должности
«секретного осведомителя ленинградского уполномоченного Совета по делам
Русской православной церкви», а само отречение произошло по приказу
сотрудников КГБ в рамках кампании по публичным отречениям священнослужителей.


Известно также, что перед смертью «Осипов тяжело заболел
и написал покаянное письмо Святейшему Патриарху Алексию I
с просьбой принять его в общение с Церковью. Святейший ответил,
что Александр Осипов может быть допущен к Причастию
Святых Христовых Таин после письменного опровержения
своего отречения через газеты.

Опровержения не последовало»…

----------------------------------------------------------------------------------------------

https://tsargrad.tv/articles/tipologija … t-2_193719

https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobe … okajanie/2
( письмо 230 )
Н. 7/XII-60 г.

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Святые отцы об Иуде Искариоте и его предательстве