Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной


Живое слово мудрости духовной

Сообщений 121 страница 150 из 342

121

Ежедневные правила от схиигумена Саввы (Остапенко)

1.Быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей.
2. Никогда, даже шутя, никого не обманывать.
3. Быть бескорыстным даже в мелочах.
4. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным.
5. Во всех неприятностях судить строже всех самого себя и быть снисходительным к другим.
6. Никогда и ни над кем не шутить и не насмехаться.
7. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других.
8. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров.
9. Всегда стараться не быть праздным.
10. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобой, что тяжело преодолеть себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.

Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; коль скоро нет его, все не впрок!

Заучите сие хорошенько!

схиигумен Савва (Остапенко)  (1898–1980)  из Псково-Печерского монастыря

+1

122

ВИДЕНИЯ СВЯТЫХ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ.
Почему литургию иногда называют ангельским служением? Потому что ангелы всегда присутствуют за Евхаристией и помогают священнослужителям ее совершать.
По свидетельству старца Иакова Эвбейского, который не раз удостаивался дивных видений Божиих, как только священник скажет на литургии начальный возглас, в алтарь тотчас стекаются Небесные Силы. Другой праведник, святой Иоанн Кронштадтский, писал: «К соучастию в служении литургии призываются на проскомидии все святые, начиная с Божией Матери. Со священником участвуют в служении все святые и все ангелы»[28].
Преподобный Евфимий Великий († 473) рассказывал некоторым из своих учеников, что часто видел ангела, совершавшего с ним литургию.
В 1892 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) приехал в Петербург. Здесь он встретился с праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн пригласил преподобного Анатолия в свой храм в Кронштадт. Когда началась литургия, отец Иоанн увидел, что вместе с преподобным Анатолием служат два ангела.
Таинство Святого Причащения, совершаемое за литургией, соединяет в один союз небо и землю. Это единение, невидимое для очей обычных людей, во всей своей красоте предстает перед духовным взором святых.
-—
"Люди слепы и не видят, что происходит в храме во время Божественной Литургии. Однажды я служил Литургию и не мог совершить великого входа из-за того, что видел. Внезапно я почувствовал, как кто-то толкает меня в плечо и ведет к святому жертвеннику. Я подумал, что это псаломщик. Оборачиваюсь и вижу огромное крыло, положенное мне на плечо Архангелом и ведущее меня на великий вход. Что происходит в алтаре во время Божественной Литургии! Часто я не выдерживаю и сажусь, в это время сослужащие думают, что что-то не в порядке с моим здоровьем, но они не знают, что я вижу и слышу".
Старец Иаков.
-—
Особенного благодатного видения преподобный Серафим Саровский сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим Саровский, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.
-—
В своих записках игумен Феодосии (Попов; † 1903) приводит воспоминания своей бабушки о ее детстве, когда ей было семь — восемь лет. «В церкви я становилась у самого амвона, против Царских врат, и зорко следила за всеми действиями священника. Причина моих наблюдений за священником была та, что однажды, бывши в праздник с моими родителями у обедни, я видела над престолом, немного повыше главы священника, прямо над святой чашей парящего Голубя, который был бел, как снег и неподвижно, едва заметно трепеща крыльями, держался в воздухе. И видела я это не раз, и не два, а несколько раз, о чем я передала своей подружке, и мы всегда с нею, как только, бывало, услышим звон колокола, так и бежим изо всех сил, желая перегнать друг друга, и станем вместе у амвона, дожидаясь появления блестящего белого Голубка. И уж как же любили мы Его за то, что Он был такой беленький, такой-то хорошенький!
Но были дни, когда мы так и не могли дождаться этого чуда, которое совершалось только во время служения старика-священника Росницкого. Только в его служение мы и видели всегда нашего Голубка. При другом священнике этого не бывало. Когда же мы рассказали об этом нашим родителям, а родители сказали священнику Росницкому, с тех пор мы с подругой уже более не видали чудного Голубочка»[34].
-—
Великий афонский подвижник иеросхимонах Тихон († 1968) в своем уединенном афонском храме совершал литургию с помощью только одного монаха-певца. Он поступал так потому, что хотел в алтаре в полном одиночестве свободно предаваться углубленной молитве. Когда начиналась Херувимская песнь, отец Тихон обычно на двадцать — тридцать минут погружался в духовные созерцания. Поэтому монах многократно повторял Херувимскую песнь до тех пор, пока не слышал шаги отца Тихона, идущего из алтаря на Великий вход. Как-то после службы певчий спросил:
— Что ты видишь, старче?
— Херувимов и серафимов, славословящих Бога. Мой ангел-хранитель отпускает меня только через полчаса, и тогда я продолжаю Божественную литургию.
Иногда иеросхимонах Тихон совершал литургию и без помощи певчего. Однако при этом пение в храме всё же звучало! Однажды старца посетил Феоклит Дионисиат. Отец Тихон находился в храме, и оттуда слышалось умилительное пение. Феоклит хотел было войти внутрь, но дверь оказалась закрытой. Не желая никого беспокоить стуком в дверь, он решил дождаться окончания службы около храма. Вскоре пение стихло, и через некоторое время отец Тихон открыл дверь. Войдя внутрь, Феоклит не нашел там никого, кроме отца Тихона. Это его поразило, и он понял, что за литургией пели ангелы.
-—
Валаамскому схимнику Кириаку во время литургии было видение. Он стоял в алтаре, и, когда служащий священник возгласил: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся», от престола излилось необычайное благоухание. Когда же священник стал молиться о снисхождении Святого Духа на предлежащие Дары, Кириак увидел, что алтарь наполнился херувимами, которые окружили престол. Священника объял огонь, и, как только он сделал земной поклон перед престолом, с вышины слетел белый голубь, который стал парить над дискосом. Затем голубь взлетел на верх святой чаши и, сжав крылья, опустился в нее. И тотчас ангелы, падши ниц, поклонились святому престолу. Когда священник возгласил: «Изрядно о Пресвятей», Небесные Силы опять поклонились до земли. После пения «Достойно есть» они поклонились в третий раз. Затем ангелы окружили священника, осенили его главу пречудной плащаницей и после этого стали невидимы.

https://pp.vk.me/c836425/v836425304/21e9/vmUoag_hdnU.jpg

+2

123

«Богословие, которое изучается как наука, обычно исследует предметы с исторической точки зрения и потому понимает их внешне
и, поскольку при этом отсутствуют подвижничество в святоотеческом духе и внутренний жизненный опыт, – наполнено сомнениями и вопросительными знаками.
Ибо никто не может умом постигнуть божественную благодать, если сначала не будет подвизаться, чтобы ее ощутить и чтобы она начала в нем действовать.
Тот, кто думает, что сможет познать тайны Божии с помощью внешнего умозрения, подобен безумцу, который хочет увидеть рай в телескоп».

--------------------------------------

«Если хочешь выйти на связь с Богом, чтобы Он услышал тебя во время молитвы, переключись на смирение,
потому что Бог всегда работает на этой частоте, и смиренно проси Его милости.
<...>
Дух Святый не сходит с помощью техники, и потому богословие не имеет ничего общего с духом науки.
Дух Святый нисходит Сам, когда видит в человеке для этого духовные предпосылки.
Духовной предпосылкой является очищение человеком от ржавчины своих духовных проводов, для того чтобы стать хорошим электропроводником
и принять духовный ток божественного просвещения. Так он становится духовным ученым, богословом».

( преп. Паисий Святогорец )

+1

124

Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время.

Преподобный Амвросий Оптинский

+1

125

Наставления сербского старца Фаддея Витовницкого

Старец вспоминал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».

***

Еще вспоминал: «С ранней своей молодости отправился я послужить Господу. У меня было слабое здоровье, и я думал, что остаток своей жизни проведу так, как того требует Господь».

***

Старец Фаддей всю свою жизнь старался совершать подвиг ежедневного служения литургии, даже в дни тяжелой болезни. Он любил повторять слова святого праведного Иоанна Кронштадтского как свои собственные: «Когда я не служу литургию, я не живу!»

***

С 1981 года и почти до конца жизни отец Фаддей подвизался в Витовницком монастыре. Слава о духовном рассуждении, мудрости и прозорливости старца широко расходилась среди верующих. Сам смиренный старец на вопрос о своей прозорливости шутливо отвечал: «Ну да, вот заберусь на подоконник и далеко-о вижу…»

***

Еще говорил: «Люди приходят ко мне с невысказанными вопросами, но Бог знает, что им нужно. Не я. Они думают, что я отвечаю на мысли их. Господь отвечает, а не я, не я…»

***

Отец Фаддей зачастую принимал круглыми сутками и годами страдал от нервного истощения из-за тяжелой духовной ноши, которую он нес. Он иногда говорил: «Когда мы молимся за других, то принимаем на себя часть их страданий». Отец Фаддей подвизался и сугубым подвигом — он никогда не ложился в постель.

***

Архимандрит Йован (Радосавлевич) говорил о старце: «Народ всего Витовницкого края, да всей страны, почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик седого одухотворенного старца словно озарен светом и радостью. Такие духовники — благодатный дар Божий в наше суровое время».

***

Старец Фаддей Витовницкий оставил нам в назидание духовные советы и наставления. Эти советы и наставления просты, но полны евангельской мудрости и Божественной благодати. Его поучения передавались из уст в уста.

***

Старец говорил: «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь».

***

Печалился: «Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной».

***

Еще говорил: «Гораздо лучше учить жизнью, чем словами».

***

Отец Фаддей наставлял духовных чад: «Почему Господь наказывает нам любить неприятелей наших? Это не ради них, но ради нас. До тех пор, пока мы сохраняем в себе мысль об обиде, которую нам нанесли недруги, друзья, родные, близкие, мы не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии. Необходимо освободиться от этого зла, выбросить его, как будто ничего и не было, простить все».

***

Учил: «Не следует много думать о себе, потому что, думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало».

***

Старец предупреждал: «Строгость в отношении к ближним опасна. Строгие возрастают лишь до определенной степени и остаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».

***

Предупреждал еще: «К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда вы объявили войну этой другой особе. И она будет к вам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода, ни словом, ни движением, внутри себя, своими мыслями, вы это вызвали».

***

Увещевал: «Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних “неприятелей”».

***

Советовал еще: «Люди переменчивы как ветер. Сегодня они — за тебя, завтра — против. Кто может остановить ветер? Кто может угодить всему свету? Если стараешься угодить каждому, обязательно попадешь в беду. Евангелие говорит: премудрость — прóстым. Будем перед всем миром ничем, чтобы перед Богом стать чем-то».

***

Советовал: «Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо это есть великая радость — дружить с единомышленниками».

***

Еще говорил: «Ключевая черта характера — основа при переходе в вечность. Если мы мирны и тихи — идем в ряд святых и ангелов».

***

Советовал: «Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр».

***

У старца спросили: «Как нужно молиться Богу?» Старец ответил: «Молиться нужно так, как молился отец Иоанн Кронштадтский. Он внимательно читал молитвы, на каком-нибудь слове чувствовал, что его сердце согрелось, а в душе разлились мир и радость, и затем уже молился с чувством. Слова молитвы нужно произносить с верой в то, что Господь смотрит на вас и слушает вас.

+1

126

Каждый из нас может исцелиться и воскреснуть, если он этого по-настоящему захочет. А для этого нужно твердо веровать, что воскресение и исцеление возможны. И Евангелие нас в этом убеждает.
Таких случаев были миллионы, и они повторяются ежедневно: придет человек в храм весь израненный, больной грехом, с мертвой душой, а слово Божие коснется его сердца – и у него просыпается совесть. И если сам человек не заставит ее умолкнуть, то совесть начинает его преображать. Она говорит ему: стыдно тебе так поступать, нехорошо, ты идешь против Бога, против самого себя. И человек начинает поступать уже не по своим желаниям, а по совести. И тогда ее голос начинает звучать все громче и громче, и человек начинает в себе видеть все больше и больше грехов. Многие даже удивляются: не ходил в церковь – вроде бы лучше был, а стал ходить – стал хуже. Нет, это не так. Просто раньше не видел в себе греха, а теперь видишь, причем все больше и больше. Разве все более прозревающий становится все более слепым? Нет, конечно.

Протоиерей Димитрий Смирнов

0

127

Сопротивление духа
Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим

Я говорю: поступайте по духу,
и вы не будете исполнять вожделений плоти,
ибо плоть желает противного духу,
а дух — противного плоти:
они друг другу противятся…
Гал.5;16-17

Христос с учениками. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь Христос с учениками. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь

Для православного христианина быть «сумасшедшим» по отношению к миру – это норма. Святой апостол Павел обличает коринфских христиан: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе» (1Кор.4:10). Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Этими словами он опять укоряет их и показывает, что столь противоположным качествам невозможно соединиться в одно и столь различным предметам невозможно быть вместе. Как можно, говорит, чтобы вы были мудры, а мы безумны в Христовых делах? Мы подвергаемся биению, презрению, бесчестию, и почитаемся ни за что, а вы пользуетесь честью и от многих почитаетесь разумными и мудрыми; но возможно ли, чтобы проповедующие одинаковое учение имели противоположные качества? "Мы немощны, а вы крепки", т. е., нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь спокойствием и великим уважением: но это несообразно с сущностью проповеди. "Вы в славе, а мы в бесчестии". Здесь он обращается к благородным и превозносившимся внешними достоинствами» (Гомилия 12 на 1-е послание к Коринфянам).

В последнее время многие православное христиане стали стыдиться быть «сумасшедшими» во Христе и, подобно коринфянам 1-го века, захотели быть «мудрыми». И тут оказалось (а может, все-таки показалось?), что православный мир сошел с ума. Сошел с ума в глазах тех, кто еще сохранил связь с тем древним благочестием, передаваемым через поколения нашими далекими и близкими предками.

Вдруг стало неприличным быть многодетной матерью, выступать за запрет абортов, наказывать непослушных детей, испытывать чувство вины за свою греховность. Сами православные предлагают быть осторожными – не дай Бог вами начнут манипулировать! – в общении с духовниками, избавляться от «чувства вины» за непрочитанные каноны и акафисты, которое делает нас мрачными и угрюмыми, и радоваться во Христе, согласно завету св. ап. Павла: «Всегда радуйтесь!» Но при этом замалчивается продолжение мысли Апостола: «Непрестанно молитесь!» А «чувство вины» – оно как раз от того, что непрестанно молиться не получается. Получается, и то не всегда, как раз «прочитывать» правило. И от этого опять «чувство вины».

Духовнику теперь страшно давать своей пастве какие-либо правила, требовать соблюдения приличия в одежде и уж тем паче контролировать увлечения. «Младостарец! Он нами пытается манипулировать!» И бедный батюшка, чтобы не быть заподозренным в излишней, не по годам духовности, начинает штудировать трактаты по психологии, чтобы быть современным, приятным и понятным. Таким образом пастырское душепопечение подменяется психологией в ее самой примитивной, рассчитанной на обывателя интерпретации. А ведь любому правильно рукоположенному священнику при хиротонии сообщаются Христовы дары для совершения пастырского служения. И если он не злоупотребляет ими, т.е. не подменяет собой Христа, а смиренно несет свое послушание, пасет паству больше любовью, нежели властью, – какой же он младостарец?! Главный признак младостарчества не неправота в духовном руководстве – никто не застрахован от ошибок! – а упрямство в отстаивании своей «правоты».

Истинные христиане всегда были чужды миру, лежащему во зле. Целомудрие вызывало насмешку, доброта и кротость – обвинение в слабости, щедрость возбуждала зависть, честность – злобу, скромность – презрение. Но этими и другими добродетелями, увенчанными любовью, христиане побеждали мир, были интересны ему. Сколько бы ни пытались «мудрые христиане» примирить Евангельское учение с мирской мудростью, сколько бы ни рядились в одежды светской учености, всегда это оборачивалось очередной ересью или конфузом – как с обновленцами.

Человек – существо духовно-телесное. Согласно православной антропологии, человеческая природа состоит их духа, души и плоти. При этом дух и душа неделимы – это единое целое, где дух главенствует и является органом Богообщения, посредством которого человек соединяется с Богом. Правильное устроение направленности сил человеческой природы – дух живет в Боге, душа питается энергией обоженного духа, а плоть насыщается силой одухотворенной души. С грехопадением прародителей дух отторгнулся от Божественного начала и стал паразитировать на душе, которая, в свою очередь, обратилась к плоти для наполнения наступившей пустоты, а плоть, утратив бессмертную пищу, стала смертной. Воплощение Сына Божия исцелило поврежденную грехом человеческую природу, и во Христе вектор направленности сил снова обрел свою первозданность – дух к Богу, душа к духу, плоть к душе.

Христова эра ознаменовалась жесточайшей борьбой, когда дух человека, стремящийся к Богу, стал яростно противиться поврежденной плоти. И даже самые ревностные подвижники вслед за святым апостолом Павлом взывают: «Окаянный я человек!...»

Задача христианина – восходить от силы в силу по пути духовного совершенствования, совлекая с себя плотского, душевного человека и облекаясь в духовного

Двухсоставный человек может существовать на трех онтологических уровнях: духовном, душевном и телесном. Пребывание на последнем уровне ничем не отличает его от животного – это инстинкты выживания в агрессивной среде. Душевный уровень – это уже способность мыслить и рассуждать – это наука, искусство, культура. Духовный уровень – это Богообщение в молитве, таинствах, созерцании. Задача христианина – восходить от силы в силу по пути духовного совершенствования, совлекая с себя плотского, душевного человека и облекаясь в духовного (Кол.3:9-10). Это требует постоянного напряжения всех сил человеческой природы. И не всегда этот труд отображается внешней радостью и приветливостью, зачастую наоборот – скорбным выражением, а то и прямой агрессией. Внешнее поведение человека, проходящего духовную брань, не является показателем его духовного преуспеяния. В этой связи интересен ответ прп. Серафима Саровского к вопрошающим у него о том, кто в Саровском монастыре выше всех? Преподобный сильно удивил всех своим ответом: «Повар!» – «Как повар?! – недоумевали вопрошающие, – он же злой, как дикий зверь! Набрасывается на людей, всегда в гневе, крайне раздражителен». – «Ему от природы достался такой скверный характер, что если бы он постоянно не сдерживал себя, то всех в монастыре поубивал, – ответил Преподобный. – Он делает над собой неимоверные усилия, а окружающим кажется, что он свирепый и раздражительный, и они осуждают его. Но у Бога Свой суд – Он смотрит, какие усилия предпринимает человек в борьбе со своими страстями, и по этим усилиям судит».

Так что свирепый вид и грубое поведение человека не всегда являются показателями его духовной несостоятельности, зачастую это следствие дурного воспитания и плохой наследственности. В Церковь приходят люди разного социального положения, образованности, воспитания, не говоря уже о наследственности – несколько поколений, имевших несчастье родиться в XX столетии, не особо заботились о том, чтобы от их «благочестивого древа произросла благая отрасль». В XXI веке ситуация с «благочестивым потомством» в мировом масштабе не только не улучшилась, но стала напоминать апокалиптическую картину – все эти «суррогатные матери» и «однополые семьи», как допустимые формы сексуального поведения, приведут в конечном итоге к тому, что рожденные извращенным способом от извращенных родителей дети станут армией каких-то новых людей. Умножение греха в мире, происходящее от нераскаянности творящих его, будет способствовать появлению на свет все большего количества «саровских поваров». Но рассчитывать на то, что новоявленные носители «паленых» генов будут что-то предпринимать в борьбе со своей дурной наследственностью, могут только неисправимые оптимисты.

Хотя относительно России некоторый осторожный оптимизм можно допустить. Православный ренессанс конца прошлого и начала нынешнего века заставил многих молодых людей, пресытившихся грехом и разочаровавшихся в бездуховной вседозволенности, встать на путь нравственного очищения и покаяния. Появляются молодые семьи, для которых идеалом становятся целомудрие, многодетность, евангельское совершенство. Многие выбирают монашество как самый короткий путь к совершенству. Но и в семейной, и тем более в монашеской жизни необходимо плоть подчинять духу. И чем сильнее испорченность природы, чем упрямее восстает плоть, тем больше волевых усилий требуется духу, чтобы занять свое царственное положение в природной иерархии человека. И в этой борьбе интеллектуально развитая и культурно образованная душа, привыкшая угождать плоти, нередко становится предательницей духа. Грубые плотские страсти – чревоугодие, похоть, пьянство и т.д. – не так опасны, как страсти душевные – тщеславие, зависть, сребролюбие, высокоумие и гордость. Развращенная душа, привыкшая паразитировать на плоти, становится ее мучительницей. По замечанию свт. Иоанна Златоуста, плоть требует пищи, а не объедения, пития, а не пьянства, совокупления, а не блуда. В излишество и извращения плоть ввергает ненасытная, испорченная душа. И в зависимости от того, насколько дух, воспламененный верою, будет способен сопротивляться поврежденной плоти и развращенной душе, настолько укрощенная душа и смирившаяся плоть будут получать исцеление, а весь человек – спасение.

Предательство души заключается в подмене духовного душевным

Предательство души заключается в подмене духовного душевным. В этой игре развращенная, лукавая душа использует всю свою культурную образованность и интеллектуальную изощренность, чтобы казаться привлекательной для себе подобных, но еще неокрепших «малых сих», соблазняя которых, она получает новых игроков, чья многочисленность создает ложное ощущение правоты и иллюзию победы. Отсюда все бывшие и нынешние соблазны – все эти гей-парады, кощунственные фильмы и спектакли, флэш-мобы и индивидуальные акции, вся эта пена изо рта ревнителей творческой свободы и религиозной независимости. Восстание плоти, получившее в названии скандальной панк-группы свое бесовское выражение, пытается погасить сопротивление духа, все ярче пламенеющего в возрождающейся и окрепшей в гонениях Церкви Христовой. Естественно, что для нераскаянных грешников этот очистительный огонь – источник вечного мучения, свет, обнажающий все смердящие язвы их загубленных душ. И совершенно абсурдными, странными и возмутительными являются попытки некоторых православных «мудрецов» заменить этот пламень комфортным солярием.

Нередко православные кидаются защищать свою веру от «внешних» – людей совсем неверующих, или непонятно во что верующих. При этом раскрывают самое сокровенное – то, что слышать может только достойный. Назидательно в этом отношении поучение свт. Кирилла Иерусалимского, обращенное даже не к язычникам, а к оглашенным, которым тоже до времени нельзя открывать всех глубин православной веры: «…если оглашенный спросит тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадает в безумие, потому что не понимает слышанного, однако ж, оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны. Се, ты уже теперь близок к нам; смотри не рассказывай, не потому, чтобы проповедуемое здесь недостойно рассказывать, но потому, что слух не достоин слышания. Был некогда и ты оглашенным; тогда я не сообщал тебе, что надлежит сообщить. Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышания (из «Предисловия к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского», п.12).

Вот и повод задуматься, что мы можем – да и зачем? – ответить всем нынешним «оскорбленным оскорбившимися», которые живут в построенном ими зловонном, уродливом «райке», оберегая свою свободу дышать смрадом и претворять прекрасное в безобразное, получая от этого извращенное удовольствие? – Только подать чашу чистой, родниковой воды, и то – если попросят!

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим

21 декабря 2016 г.
http://www.pravoslavie.ru/99617.html

+1

128

Печаль никогда не должна быть сильнее веры в Бога и надежды на Него. Что бы ни произошло, надобно веровать в Его милосердие и надеяться от Него помилования.
Cвятитель Филарет, митрополит Московский

Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима: «Кто в нашей обители всех выше пред Лицем Божиим?» Старец, не задумываясь сказал: «Повар, из бывших солдат». И объяснил, что характер у повара от природы огненный, он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная внутренняя борьба привлекает великое благоволение Божие. За эту борьбу ему подается благодатная сила Святого Духа. Непреложно Божие обетование:побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды. И наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию.
Троицкие цветки (91, 81).

+1

129

Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны...

Архимандрит Кирилл (Павлов)

+2

130

Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться.
Святитель Иоанн Златоуст (36, 48).

+1

131

Геронда Иосиф Исихаст (Спилиот, Пещерник):

В непрестанной своей аскетической борьбе - главным врагом он считал лень (по святоотеческой терминологии – нерадение), а вовсе не гордость.
Ибо, как говорил Иосиф Исихаст, нерадение не позволяет тебе даже собрать духовный плод и увидеть его (плод – Божественную Благодать),
в то время как гордость крадет его после того, как ты его приобретешь.
То есть, если не будешь лениться и нерадеть, то в самом начале вкусишь от этого бесценного плода и, помня этот пережитый опыт, можешь (если захочешь),
через покаяние и самоукорение снова его вернуть. Если же ты совсем не знаешь, что это за плод, то даже и не будешь стараться его приобрести.

+2

132

преподобный Силуан Афонский:

Драгоценнее всего на свете - знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его.

Познавшая Бога душа - во всем должна предаться на волю Божию, и жить пред Ним в страхе и любви.
В любви, потому что Господь есть любовь.
В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.

О, Господи, силою благодати Святого Духа сподоби нас жить по Твоей святой воле.
Когда благодать с нами, тогда мы сильны духом; но когда теряем ее, тогда видим свою немощь; видим, что без Бога мы и помыслить хорошего не можем.

Боже Милосердный, Ты знаешь немощь нашу. Молю Тебя: дай мне смиренного духа, ибо по милосердию Своему смиренной душе Ты даешь силы жить по воле Твоей;
Ты открываешь ей все тайны Свои; Ты даешь ей познать Себя, и как бесконечно Ты нас любишь

Как узнать, живешь ли ты по воле Божией?

Вот признак: если ты скорбишь о какой-либо вещи, то значит не вполне предался воле Божией, хотя тебе, быть может, и кажется, что ты живешь по воле Божией.

Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем.
И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается покоен как если бы имел ее.

Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего.
Но что ни случится, - она говорит: «так Богу угодно». Если болен, - думает: значит мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее.

И так сохраняется мир в душе и теле

Самое лучшее дело предаваться воле Божией и нести скорби с упованием. Господь, видя наши скорби, лишнего никогда не даст.
Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией.

+1

133

Комментарий преподобного Силуана к житию  Марка Афинского ( Фраческого )

само житие вот тут:  Жития святых.

Преп. Марк Афинский или Фраческий был отшельником на горе Фраческой в Эфиопии.
Перед смертью его посетил другой подвижник, преп. Серапион. Ему было откровение о том, чтобы он отправился к Фраческой горе и увиделся там с Марком,
о котором не только Серапион но и, вообще, никто ничего не знал. Серапион послушался, нашёл и гору, и отшельника, а тот уже был при смерти.
Марк сказал Серапиону: «Тебя Бог послал сюда для того, чтобы ты похоронил святыми твоими руками мое смиренное тело».

Марк умер в присутствии Серапиона, когда они оба молились, и у Серапиона в момент его смерти было видение.

«Я созерцал воздушный путь к небу и отверзшиеся небеса. Причем я видел стоящие на этом пути полчища бесов <…>.
Святая душа Марка была задержана на воздухе около одного часа. <…>
Когда душа преподобного прошла без всякого для себя вреда чрез бесовские полчища и приближалась уже к отверстому небу,
я увидел как бы подобие простертой с неба правой руки, принимавшей непорочную душу» (Жития святых св. Димитрия Ростовского, 5 марта).

вот что сказал об этом преподобный Силуан. Его биограф, о. Софроний Сахаров, пишет:

«У нас сохранилась письменная заметка об одной беседе Старца с посетившим его монахом; беседа эта происходила в нашем присутствии 18/31 марта 1932 г.
Старец говорил <…>. Преподобный Марк Фраческий за то, что пред исходом утешал свою душу исчислением своих трудов,
был задержан в воздухе на один час; а это “на один час” – значит, что существовала опасность так и пребыть...

Другие Отцы были более умудренными в духовной брани. Преподобный Макарий Великий, проходя воздушные пространства, не переставал смирять себя,
и когда уже издали кричали ему бесы, что он избежал их, ответил, что еще не избежал. Так отвечал он потому, что привык держать ум свой во аде, и тем действительно избежал бесов»

(Жизнь и учение старца Силуана. Гл. 3).

Говоря, что Марк Фраческий «пред исходом утешал свою душу исчислением своих трудов»,
Силуан имел в виду следующий эпизод из его жития.
Когда Серапион подошёл к пещере, где находился Марк, то услышал, как тот разговаривает с собою вслух:

«Блаженна душа твоя, Марк, что при помощи Божией ты не загрязнил себя нечистотами мира сего, что ум твой не пленился скверными помыслами!
Блаженно тело твое, так как оно не погрязло в похотях и страстях греховных! Блаженны очи твои, которых диавол не мог соблазнить созерцанием чужой красоты!
Блаженны уши твои, потому что они не услыхали голоса женского в этом суетном мире! Блаженны ноздри твои, потому что они не обоняли смрада греховного!
Блаженны руки твои, потому что они не прикасались ни к каким, принадлежащим людям, вещам. Блаженны ноги твои – не вступавшие на дорогу, ведущую к смерти, и не устремлявшиеся ко греху!
Твоя душа преисполнилась духовной жизни и ангельской радости! <…> Зачем скорбишь ты, душа моя? Не бойся! Ты не будешь задержана в темницах ада, бесы ни в каком случае не смогут оклеветать тебя.
По благодати Божией в тебе нет какого-либо особенного греховного порока: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их».


В житии поясняется, что Марк говорил это «для утешения своей души и для утверждения несомненной надежды своей на Бога».
Но Силуан Афонский пришёл к выводу, что в этом заключалась его ошибка, за которую душа и была задержана бесами на один час (а могло бы выйти и хуже).

+1

134

togiya написал(а):

Геронда Иосиф Исихаст (Спилиот, Пещерник):
В непрестанной своей аскетической борьбе - главным врагом он считал лень (по святоотеческой терминологии – нерадение), а вовсе не гордость.


Однажды отец Порфирий спросил меня:
«Скажи мне, сколько нужно лет, чтобы выучиться на юриста?»
Я ему ответил.
Он меня опять спросил: «А сколько лет нужно, чтобы выучиться на механика, химика, врача?»
Я ответил, недоумевая, зачем он об этом спрашивает.
Но Старец задал новый вопрос: «А сколько времени нужно нам, чтобы научиться познавать волю Божию и исполнять ее?»
Я понял смысл предыдущих вопросов, и мне стало стыдно. Что я мог ответить?
Что в своем большинстве мы, верующие, ленивы и теплохладны, что мы – «христиане-любители»?
Старец и так это знал.
Он сказал мне: «Ленивый никогда не станет христианином. Для того чтобы стать настоящим христианином, надо работать, и много работать».

( из книги Цветослов советов. часть 21.   https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kav … sovetov/21  )

+1

135

Это правда, что без любви к людям ты не можешь возлюбить Бога.
Но также несомненно и то, что только через любовь к Богу ты сможешь воистину возлюбить людей.

( преподобный старец Порфирий Кавсокаливит )

+1

136

Кот старца Нектария. Рассказ-быль

Один из последних великих старцев дореволюционной Оптиной пустыни Нектарий (+ 1928) до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные случаи из тех далеких времен.
***
Однажды мать его сидела и шила что-то. А он, тогда еще его звали Колей, играл на полу возле ее ног с котенком. Большие зеленые глаза котенка в полумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило.
Как-то раз, когда котенок мирно сидел возле него, Коля схватил из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котенку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится. Но мать заметила это и быстро перехватила его руку: «Ах, ты! – воскликнула она. – Вот как выколешь глаз котенку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!»
Прошло много лет… Николай решил стать монахом, и был принят в Оптину Пустынь. По истечении нескольких лет, когда он был уже иеромонахом, нареченным при постриге Нектарием, он подошел однажды к колодцу. А там другой монах набирал себе воды.
Над колодцем подвешен был черпак с длинной заостренной ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию этой самой ручкой. Еще секунда – и остался бы старец с одним глазом.
- Если бы я тогда котенку выколол глаз, – говорил он, – и я был бы сейчас без глаза. Видно этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете.
Из комнаты в комнату в старческих келиях ходил неслышной поступью пушистый серый кот. Выйдет старец Нектарий – и кот за ним. Войдет – и он здесь.
Скажет ему что-нибудь батюшка – кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко.
Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, слушает молитвы старца.
Иной раз погладит его отец Нектарий и скажет:
- Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев… А мы малы, и у нас – кот.
Из книги Наталии Скоробогатько «Старец Николай и голуби»
Издательство «Христианская жизнь», 2010г.

+2

137

Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее (108, 510).
В заповедях – не одно делание: в них сокровен и при посредстве их бывает явлен духовный разум.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 6).
Библия Патриса Леона. Моисей получает скрижали завета на горе Синай. 10 век

Что может быть беззаконнее этого, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что надлежало бы наказывать их, и за что не следовало бы позволять им переступать порога церковного, за то самое они возводятся в священническое достоинство?
Свт. Иоанн Златоуст

+3

138

Что значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин.

За фразой «у каждого – свой бог» скрывается совсем иное утверждение – «я сам себе бог».

+2

139

Уход за больными и о болезнях детей .

Вчера вечером, идя в храм на бдение, я увидел в одном уголочке отца с малышом на инвалидной колясочке. Я подошел к ним, обнял малыша и поцеловал его. «Ты знаешь о том, что ты Ангел?» – спросил я его. А его отцу я сказал: «Для тебя великая честь ухаживать за Ангелом. Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в Рай». Их лица просияли от радости, потому что они почувствовали божественное утешение.

Старец Паисий Святогорец
Из книги Слова. Том IV.
"О семейной жизни"

+1

140

ЧТО ПИСАЛ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС ПЕРСТОМ НА ЗЕМЛЕ?

Приидите сейчас, чтобы присутствовать при величественном зрелище и научиться. Чтобы научиться и понять, чада Божии, Кто источник неизреченной радости, той радости, которой радовались апостолы и мученики Христовы.

Приидите и вы, грешники, ибо это больше всего к вам относится. Приидите к устам, которые вас не осуждают, приидите к деснице, которая вас милует, и пред очи, которые вас оплакивают. Приидите к Царю, все вы, нищие и убогие духом, чтобы Он возвел вас в духовное дворянство, облек вас в царскую багряницу, венчал ваши главы царскими венцами, посадил рядом с Собой за трапезу вместе с ангелами Своими святыми. Приидите и услышите и увидите, как Он, Всемилостивый, поступает с грешниками, чтобы радость осветила ваши сердца.
Однажды утром сидел благой Господь перед храмом в Иерусалиме и многие алчущие души питал Своим сладким учением. И весь народ шел к Нему (Ин.8:1). О вечной радости говорил Господь народу. О вечной радости праведника в вечном небесном отечестве. И народ услаждался божественными словами, словно медом. И горечь многих огорченных, злоба многих озлобленных, таяли, словно снег на солнце. И кто знает, сколько бы продолжался этот прекрасный диалог любви и мира между небом и землей, если бы не случилось нечто неожиданное. Человеколюбивый Мессия не уставал бы учить народ, а боголюбивый народ неутомимо слушал целительную и чудесную Мудрость.

Но случилось нечто ужасное, варварское, жестокое. И это нечто, конечно же, пришло так же, как и сейчас приходит, от книжников и фарисеев. Всегда, когда народ наслаждается миром и гармонией в Боге, тут же появляются книжники и фарисеи, жалкие вожди, чтобы со своим союзником дьяволом нарушить этот мир и внести свою какофонию в божественную гармонию, непонятную и бесполезную для их отупевших и пустых душ.

Что же сделали книжники и фарисеи? Победили какое-то непобедимое войско? Или поймали разбойничьего главаря? Нет. Они притащили несчастную женщину. Грешницу, взятую в прелюбодеянии, тащили с оглушительными криками и, с победоносной гордостью поставив ее перед Христом, сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин.8:4–5). Вот как поставили вопрос тайные грешники, ловцы чужих грехов и свои ловко скрывающие. Испуганный народ расступился, давая старейшинам довести до конца свой злой план. Некоторые в страхе разбежались, они не могли вынести этого ужасающего крика после благой беседы Господа, Который говорил о жизни и радости, а эти крикуны призывали к убийству. Господь сеял радость и веселье во всех сердцах и семя всходило из них, как из доброй земли, а народные вожди, били, словно град, по нежным всходам.

Было бы уместно спросить, почему они, как блюстители закона, сами не побили камнями эту женщину, почему они привели ее к Иисусу? Закон Моисея давал им на это право. Вряд ли это была первая женщина грешница, побитая их руками! Или первая кровь, пролитая на их земле! Кого бы это удивило в те времена? Кто бы возмутился? Никто, никто. Совсем никто. Кто сегодня возмутится исполнению смертного приговора над преступником? Закон Моисея ставил плотский грех, грех прелюбодеяния, в ряд преступлений, которые карались смертной казнью. Почему же еврейские начальники привели женщину грешнику к Иисусу? Не ради того, чтобы испросить у Него умягчения приговора или помилования, нет совсем не для этого. Они привели ее, движимые своим адским замыслом, чтобы поймать Господа на нарушении закона и обвинить Его. В своем помрачении они не хотели уменьшить зло, они хотели умножить его. Одним ударом они хотели убить две жизни, женщины грешницы и Христа. Об этом говорит их вопрос – Ты что скажешь?

А Ты что скажешь? Зачем спрашивать Его, если им известен закон Моисея? Евангелист, который повествует об этом событии, объясняет их намерение такими словами: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (Ин.8:6). Они уже не один раз хотели поднять на него руку, то побить камнями, то убить, но либо Он ускользал из их рук или они боялись народа, который считал Его за пророка. Но сейчас они нашли удобный момент, чтобы осуществить свое желание. Здесь, перед храмом Соломона, в котором хранились скрижали закона под сенью херувимских крыл, здесь перед большим собранием народа Христос должен был высказаться против закона Моисеева, и тогда их цель была бы достигнута. Они бы до смерти забили камнями и Христа и грешницу. Даже скорей забили бы Его, чем грешницу, также как позже, перед Пилатом, требовали освобождения разбойника вместо Господа.

Разве не видите сейчас, какая темная градовая туча нависла над грешницей и над Безгрешным? Все присутствующие ожидали одного из двух, или Господь по милосердию Своему освободит грешницу и этим нарушит закон, или же исполнит закон и скажет – делайте так, как написано в законе и этим нарушит собственную заповедь о прощении и милосердии. В первом случае Он был бы осужден на смертную казнь, во втором же был бы осмеян и посрамлен. Может быть, в этой толпе были и такие, кто, затаив дыхание, ожидали от Иисуса чего-то третьего, великого и неизвестного. Это могли быть те, кто уже присутствовал на прежних испытаниях Христа злобными и скудоумными начальниками. Снова здесь эти же искусители, снова та же клика, которая занималась ловлей грешников в свои сети, снова те же кровожадные, которым кровь пророка слаще крови любого грешника. Ты что скажешь?…Когда искусители поставили вопрос «Ты что скажешь?», наступила полная тишина. Тишина среди народа, среди судьями и грешницей; у нее перехватило дыхание.

Тишина наступает всегда, когда на цирковых аренах укротители заставляют львов и тигров выполнять свои команды, делать все, что они прикажут. Но сейчас перед нами стоит не укротитель диких зверей, а Укротитель людей – призвание, много труднее первого, ибо много труднее укротить одичавших от греха людей, чем диких от природы животных.
Ты что скажешь? Перед белокаменным храмом стоял Тот, Который больше храма. Вся площадь была заполнена людьми, негде было бы упасть яблоку, в полной тишине все взоры устремились на Него. Никто в этой массе народа и думать не мог, что ответ, который Он даст в эту минуту, в этот солнечный день, пред храмом премудрого царя, стоя рядом с несчастным и грешным человеческим существом, которому через несколько минут предстояло быть раздавленным, разорванным на части, превращенным в месиво крови и мяса, никто, повторяю, никто не мог предположить, что Его ответ будет звучать столетиями, станет вечным. Никто не мог подумать, что Его ответ на протяжении 19 веков будут повторять с благоговением, удивлением и радостью в нашем городе, в Константинополе, в Риме, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио, во всех концах земли. Только Он один знал об этом. Только Он один знал, что в этот час и в этом месте присутствуют не все Его слушатели. Только Он один знал, что Его тогдашний ответ услышат и будут повторять и в нынешнем поколении христиан двадцатого века миллионами человеческих душ. А где те миллионы, миллиарды христиан, которые слышали и повторяли его до нас? Только Он, Всезнающий, знал, что Его тогдашний ответ станет нравственным законом поколениям, племенам и народам до конца времен.
Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что Он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Ты что скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.
Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайне драматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь перстом по земле;
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум – клятвопреступник
Елед ударил отца
Амарнах присвоил имение вдовы
Мерари совершил содомский грех
Иоиль поклонялся идолам
И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое – Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он – беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль, и написанное исчезло.
После этого великий Господь восклонился и мягко сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Как будто кто-то, взяв оружие из рук врагов, сказал: а теперь стреляйте! Несколько минут жестокие судьи женщины грешницы стояли обезоруженные и как обвиняемые перед Судией немо и неподвижно. А благой Спаситель, снова склонился и снова писал что-то на земле. Что Он писал сейчас? Перечислял ли другие сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста? Или же писал, какими должны быть старейшины народа, чтобы пробудить их совесть? Об этом мы не должны спрашивать. Главное, что Он, написав эти слова на песке, трижды попал в цель: первое – бунт, который подняли против Него иудейские начальники, Он обратил в ничто; второе, пробудил в их окаменевших душах умирающую совесть, пусть на мгновение; третье, спас грешницу от смерти. Ибо говорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:9).
Площадь перед храмом Соломона быстро опустела. Никого не осталось на ней, кроме них, двух, которых старейшины обрекли на смерть – грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, Он же сидел, склонившись к земле. Нигде никого, только они. Всюду тишина. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и не видя никого кроме женщины, сказал ей «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Господь знал, что никто ее не осудил, но хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешить ее сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажет ей после этого. Подобно искусному врачу, который сначала подбодрит больного, а потом даст ему лекарство. Никто не осудил тебя? Тогда женщине вернулся дар речи, и она ответила: Никто, Господи. Эти слова произнесло то несчастное существо, которое несколько минут назад не надеялось на то, что еще когда-нибудь что-нибудь сможет выговорить, то существо, которое впервые в жизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого эта грешница знала только боль и наслаждение, думая о низшем наслаждении, которое – удел животных. А теперь она испытала радость, которая принадлежит человеку и обществу людей. Наконец благой Господь сказал женщине: «и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смерти ее. Но следует понимать, что неосуждение Христа значит много больше, чем неосуждение человеческое. Если люди не осуждают твой грех, это значит, что они не назначают тебе наказания за грех, но оставляют тебя один на один с твоим грехом, оставляя его в тебе. А когда не осуждает Господь, это значит, что Он прощает тебя, прощает твой грех и очищает от него твою душу, как от гноя. Потому слова Господа «и Я не осуждаю тебя» значат то же, что и слова «Прощаются тебе грехи твои. Иди, чадо и впредь не греши».

Вот радость несказанная! Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибо Господь явил милость. Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Все это – Евангелие Христово, все это радостная Весть, одна из страниц Книги Радости.
Если кто-то хочет вкусить этой радости, незнакомой фараону египетскому и кесарю римскому, тот должен перестать грешить. Ибо грех – причина печали и убийца радости. Особенно опасен грех плотской, который совершила женщина-грешница. Что такое плотской грех? Это тот грех, который ставит на службу себе все остальные грехи – клятвопреступление, клевету, воровство, непочитание родителей, убийство, отрицание Бога и, наконец, самоубийство. Совершающий плотские грехи почитает свое тело и не почитает Бога, Создателя тела. Найдется ли на всем свете безумный правитель, который использовал бы самую дорогую колесницу для перевоза мусора? Наше тело – драгоценнейшая колесница, которую создал Господь на земле и из земли для того, чтобы в них путешествовали царские дети, царские души. Кто совершает плотской грех, тот, в безумии своем, употребляет эту драгоценную колесницу для перевоза мусора.
В действительности, плотской грех является безумием. Безумен тот, кто надеется через этот грех обрести радость, ибо именно этот грех влечет за собой безнадежную печаль. С тех пор, как диавол посеял его среди людей, он всегда и навсегда несет погибель, болезнь и смерть. Самый тонкий из всех грехов, в своих последствиях, он страшнее всех. Если перед вами открылись души тех, кто носит в себе этот грех, вы бы ужаснулись. Вы бы увидели такие искалеченные и уродливые души, какими не могут быть и тела. Как оскорбляли бы они своим уродством ваш взгляд! Каким несносным был бы их запах! Да сохранит вас Господь от этого греха, чада Божии, от этой смертоносной печали. А вы, кто согрешил, спешите к ногам пречистого Христа, как та кающаяся грешница, чтобы Он очистил вас от этой проказы, Он, единственный, Который может и хочет. В Нем истина, в Нем правда, в Нем милость, в Нем жизнь. От Него радость исходит, а не от плоти и крови, которые умирают и истлевают, превращаясь в грязь, которой место лишь под землей. Но этой жалкой тленности Создатель даровал честь, чтобы от нее рождались цари и пророки, священники и поэты, мудрецы и простые честные люди. Воистину безумие извратить цель, которую Творец определил для тела. Безумие еще больше унижать то, что достаточно унижено судьбой. Безумие гасить в себе луч божественной целесообразности и возжигать смрадный уголь гадкой страсти. Это безумие, которое производит телесный грех, разрушает брак, убивает любовь, делает малых детей сиротами при живых родителях, сеет раздор между братьями и друзьями, превращает честь в бесчестие, уважение в унижение, подвергает мудрецов насмешкам, повергает сильных, ломает здоровых, умножает больных, переполняет лечебницы для умалишенных, опустошает очаги, распространяет ненависть, наполняет кладбища самоубийцами, обременяет суды, переполняет тюрьмы, развязывает войны, свергает царей, делает мраморные дворцы домами скорби и печали, народ ничтожными лягушками, государства загонами для сатанинского стада. Это безумие не вам предназначено, дети Божии. Оно предназначено отпавшему от Бога диаволу и его стаду. А вам предназначено царское достоинство в бессмертном Царстве Царя Бога. Для вас уготована радость – неизреченная радость, которой радуются ангелы на небесах и святые души на земле.
В Америке есть одно прозрачное озеро, которое индейцы назвали Вода Смеха или Вода Радости. Это озеро очень известно и воспето во многих стихах. Вода в нем никогда не возмущается и никогда и не стоит, но всегда трепещет, трепещет, трепещет, тихо и нежно, как будто смеется. Поэтому индейцы называют его Вода Смеха. В него любит смотреться солнце, в нем яснее видны звезды и луна. Леса вокруг озера в отблесках воды приобретают волшебную красоту. Говорят, что нигде нет сосен и елей прекраснее и нигде птицы не поют веселее, чем на берегах этого озера. Все создания земли и неба, когда склоняются над ним, выглядят светлее, добрее и разумнее, чем есть на самом деле. Говорят, что над этим озером всегда звучит легкий переливистый смех, тихий и удивительный, днем и ночью, зимой и летом. Помню, как стоя на берегу этого озера, мы вдруг испытали внезапную неизъяснимую радость. Кто бы посмотрел на свое отражение в его воде, всегда на его лице появлялась улыбка. Но когда я задумался и представил себе, что может быть в будущем, меня охватила грусть, ибо представилось мне, что эти прекрасные сосны когда-то засохнут и власть смерти и тленность оставят свой отпечаток и здесь. От этой мысли печаль снова проникла в мое сердце. Но мы знаем, дети Божии, другое озеро, Которое называется Вода Жизни. Никогда не увянет то, что растет на берегах его. Никогда не состарится и не умрет тот, кто пьет воду его. Будет чист и светел каждый, кто умоется его водой. Каждый, кто склонится над ним, увидит себя бессмертным ангелом, а не смертным человеком. Увидит в его отражении все творение неизреченно прекрасным, как ни одна сказка не могла описать. Это неиссякаемое озеро Воды Живой есть Тот безгрешный Спаситель Господь Иисус Христос, Который писал перстом на земле и спас жизнь грешницы. Тогда звал Он людей, взывая: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек» (Ин 4:13). И ныне зовет Он с престола небесной славы, зовет и призывает всех, кто имеет уши: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек». Блаженны вы, чада царские, когда оставляете мутные воды, воды печали и смерти, которые пьют грешники и отравляются и умирают духовно, прежде чем умрут физически. Блаженны вы, если припадает к этому вечному озеру Воды Жизни, чтобы пить из Него и в этом и в ином мирах. В нем сияет улыбка вечной радости и свет вечной жизни. Из Него выпадают четыре реки радости и питают всю вселенную видимую и невидимую. Одна река зовется Радость Истины, другая – Радость Правды, третья – Радость Милости, четвертая – Радость Жизни. Этот вечный источник вечной истины, вечной правды, вечной милости и вечной жизни – Сам наш Господь Спаситель Иисус Христос, дарующий радость, Которому подобает слава с Отцом и Духом Святым на небеси и на земли ныне и во веки.
Святитель Николай (Велимирович),
Перевела с сербского Светлана Луганская
http://hranive.ru/19035/

+2

141

Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять.
Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей. Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что “умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого.
Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так cчитает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно – иди и служи. У тебя болят ноги или спина, – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.
А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика...

И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...

Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...
Помни это...

Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.

А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя...

Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо, до самого конца. Вот здесь, в Печорах, была схимница, она всю жизнь провела в скрюченном состоянии, и кто-то слышал от нее жалобы? – нет! Наоборот, люди приезжали к ней за утешением.

Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!..

Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое "несчастье". Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью. Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там...

Помнишь слова апостола: "Лучше бы вы не крестились..."? Это – страшные слова, которые во многом относятся к нам. Почему? Потому что внешне мы принимаем православные обряды, а внутри остаемся теми же, что были до крещения или обращения – завидуем, обманываем, испытываем к ближним неприязнь, осуждаем, а самое главное, наше сердце еще не отлепилось от сего мира и не прилепилось ко Господу. Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла.

Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно. А ведь жизнь духовная – это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать.

Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук.
http://ic.pics.livejournal.com/vilsen/12799972/139550/139550_original.jpg
Священник Василий Ермаков

+3

142

Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения.

Человек был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным через приобщение к гордости. Был человеком как носящий в себе образ Божий и стал зверем, преисполненным тщеславия.

Человек, творящий благое с кичением... впадает в крайнюю погибель.

Гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил ее себе, но и для того, кто ненадолго разделяет ее.

Гордый не знает самого себя и после многих трудов теряет все сокровище добродетели.

Гордость... может повредить всякую добродетель души: молитву, милостыню, пост, или что-либо другое. Сказано: "что высоко у людей, нечисто перед Богом".

Представь, если хочешь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью - никто не может быть хуже, нечестивее и виновнее его. Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души.

Святитель Иоанн Златоуст

+1

143

Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: «Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра». Нет,– все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу. Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту этого часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что нет цены этому времени, которое в твоих руках. Считай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих дурных склонностей и пожеланий.
Преподобный Никодим Святогорец (64, 81)

+2

144

Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук.

Священник Василий Ермаков

+1

145

 Человеку необходимо войти в смысл добра, почувствовать его необходимостью, иначе будет одна сплошная расхлябанность.
Попробуй, пошли кого-нибудь из-под палки воевать! Он будет стараться оттуда убежать, да отсюда улизнуть.
Однако, поняв, какое зло принесет враг, сам потом пойдет и запишется добровольцем.


преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том II
Духовное пробуждение

+1

146

Никого не радует наказание, но потом мы благодарим Бога за то, что Он отсекает в нас все грубое, ненужное и выявляет красоту.
Мы не должны отталкивать карающую руку, она готовит нас к жизни достойной и праведной.

Государыня Императрица
Александра Феодоровна Романова

+1

147

"Положите себе за правило ежедневно благодарить Господа"
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

У христиан иные устремления, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами.
Преподобный авва Исаия (34, 114).

0

148

Как замечают святые отцы, в нас всегда есть некое тяготение к покою равнодушия.

Так говорит св. Иоанн Кассиан Римлянин /см. «Добротолюбие» т. 2, стр. 12–16/:

«Когда воля наша водится самолюбием и земною мудростью, то загадывает держать некую, достойную всякого осуждения средину между сими двумя стремлениями
/то есть плотским и духовным/, располагаясь так воздерживаться от плотских страстей, чтобы при этом нисколько не терпеть прискорбностей, неизбежных при исполнении требований духа,
- без казнения плоти желая достигнуть телесной чистоты (!), без труда бдений стяжать чистоту сердечную, с упокоением плоти обиловать духовными добродетелями,
без ожесточенных злословий получить благодать терпения, являть смирение Христово без ущерба в чести мирской, следовать простоте благочестия с высокомерием века сего,
служить Христу с людскою славою и благоволением, говорить решительную правду, не встречая никакого, даже малого оскорбления,- вообще достигнуть благ будущих, не теряя настоящих.

Такая воля не ведет к истинному совершенству, но, поставляя в состояние противной теплоты, делает такими, каковы те, о коих с укором говорит Господь в Апокалипсисе:

вѣ́мъ твоя́ дѣлá, я́ко ни студéнъ еси́ ни тéплъ: не да студéнъ бы бы́лъ ни тéплъ {о, дабы́ студéнъ бы́лъ еси́ или́ горя́щь}.
Тáко, я́ко обуморéнъ еси́, и ни тéплъ ни студéнъ, изблевáти тя́ от­ ýстъ мо­и́хъ и́мамъ {тáко, понéже тéплъ еси́, и ни студéнъ еси́ нижé горя́щь, и́мамъ тя́ изблевáти изъ ýстъ мо­и́хъ}.
(Откр.3:15)

русский перевод

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.


Как говорит этот отец, состояние человека, когда он избегнет плотских грехов, но, расслабленный беспечностью, не заботится о стяжании истинного совершенства,
об очищении сердца от душевных страстей, то «такое состояние, возвышаясь над состоянием плотским, остается только душевным, которое словом Самого Господа
названо достойным отвержения,  - за то, что от холодного перешедши к теплому, остановилось на сей противной теплоте».


цитировано по книге архимандрита Лазаря Абашидзе
( http://orthodox.kiev.ua/ru/articles/481.html )

+1

149

Христиане чаще всего от своих страдают. Иисус Христос Господь наш от своих пострадал, якоже есть писано: «во своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин. 1:11). Пророки Его от своих единоплеменников пострадали, как видим в Писании (Мф. 13:57; 23, 37). Тако и христиане от своих христиан, но ложных, страждут. Злый сосед добраго соседа ненавидит и гонит; злый муж добрую жену, и злая жена добраго мужа ненавидит и гонит; злый брат и сестра добраго брата и сестру ненавидит и гонит. «И врази человеку домашнии его» (Мф. 10:36). Вот христианские гонители – лживые христиане. Злые преследуют благочестивых, так как святая жизнь обличает злых. Добрые злым не сообщаются, но злобу их обличают святым своим житием, того ради злые добрых гонят.

Свт. Тихон задонский

+1

150

Где не прекращается брань, там всегда есть опасность поражения. Как бы искусен кто ни был в брани, как бы мужественно ни сражался, как часто ни наносил бы противникам смертельные удары, если он находится среди битвы, то неизбежно иногда терпит и удары вражеского меча.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Херемон) (53, 374).

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной