1. Не премудрость ли взывает?
    и не разум ли возвышает голос свой?

2.  Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3.  она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4.   "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

5.  Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

6.  Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;
7.  ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;
8.  все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9.  все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

10.  Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11.  потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

12.  Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

13.  Страх Господень - ненавидеть зло;
       гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого,
       и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и
сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то,
что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24. Я родилась, когда еще не существовали бездны,
       когда еще не было источников, обильных водою.

25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26.  когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27.  Когда Он уготовлял небеса, я была там.
       Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28.  когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,
       когда полагал основания земли:
30.  тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день,
        веселясь пред лицем Его во все время,
31.  веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

32. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33.  Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34.  Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих
       и стоя на страже у дверей моих!

35.  потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36.  а согрешающий против меня наносит вред душе своей:

        все ненавидящие меня любят смерть".

( Притчи Соломона, гл.8 )


Умный человек — это человек очистившийся.
(Святой Паисий Святогорец)

Оттачивая свой ум не в божественном, а в лукавстве, человек предает себя диаволу.
Но тогда лучше бы ему было и вовсе лишиться рассудка, чтобы в День Судный
иметь смягчающие вину обстоятельства.

- Геронда, простота отличается от лукавства?

- Да, как лисица отличается от шакала. Шакал, захотев что-то утащить, смело идет и берет то, что хочется.
Лисица же постарается получить желаемое с помощью хитрости.

- А может ли, Геронда, человек считать лукавство остротой ума?

- Да, может, но, всмотревшись в себя - он поймет, что есть лукавство и что - острота ума.
Ведь таблица распознания у него есть. Каковы дарования Духа Святаго?
Любовь, радость, мир и подобное этому [1]. Есть ли в нем что-нибудь из этих дарований?
Не имея в себе названных признаков, человек будет иметь в себе нечто сатанинское,
отличительные признаки тангалашки.

Умный человек - это человек очистившийся, освободившийся от страстей.
Действительно умен тот, кто освятил и свой ум. Если не освятится ум,
то от его остроты нет никакого проку. Вон, журналисты, политики - они ведь люди умные,
но многие из них, не имея освященного ума, вместе с умными вещами говорят глупости.
Страшные глупости морозят они от большого ума! Если сам человек не извлечет пользы
из своего ума, то его умом воспользуется диавол. Если человек не воспользуется
остротой своего ума для доброго, то диавол будет использовать ее для злого.

- Значит, не использовав остроты своего ума для доброго, человек дает тем самым права диаволу?

- Если человек не использовал свой острый ум для добрых дел, то права диаволу даются сами собой.
Не работая духовно, человек извращает добро. И зло делает тогда не диавол, а сам человек.
Например, кто-то умен, но умом своим не работает, лентяйничает.
Но раз он не работает головой, то что толку в том, что она умна?

- А может ли обладать способностью к правильному суждению человек умный, но имеющий страсти?

- Прежде всего, ему надо быть внимательным в том, чтобы не доверять собственному рассудку.
Доверяя собственному рассудку, человек духовный впадает в прелесть, а человек мирской - сходит с ума.
Не надо верить своему помыслу. Надо спрашивать и советоваться, надо освятить свой ум.
И вообще человек должен освящать все, что у него есть. Освятившийся острый ум способствует
стяжанию рассуждения. У человека умного, но не освятившегося, духовного рассуждения не будет.
А человек наивный от природы может какого-нибудь прельщенного принять за святого,
а чье-то женоподобное сюсюканье принять за благоговение.
В то время как очистившийся умный человек становится весьма рассудительным.

- Геронда, каким образом острый ум очищается?

- Для того чтобы он очистился, человек должен не принимать "телеграммы" лукавого
и не иметь лукавых мыслей, но во всем действовать с добротою и простотой.
Таким образом, приходит духовная ясность, божественное просвещение.
Тогда человек видит сердца людей и не приходит к человеческим заключениям.

- Геронда, связано ли рассуждение со знанием?

- Рассуждение появляется от божественного просвещения.
Можно читать Святых Отцов, иметь правильные знания по каким-то вопросам,
подвизаться и молиться, однако рассуждение появляется от божественного просвещения.
Это явление иного порядка.