https://3rm.info/publications/74730-kak … ikonu.html

Разъяснение правил Типикона (церковного устава) о Великом Посте

Как постились наши православные предки.

От правил Святых Отец, и о Предании Апостольских сице лепо есть
поститися всякому православному християнину в Великий Пост:

В первую неделю, глаголемую Феодорову, поститися два дни,
в понедельник, и во вторник, ни хлеба не ясти, ни воды пити,
но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении
вечерни, в девятый час дни, ямы сухоядение, и сурово зелие,
и пием укроп с медом, и паки поститися до пятка.
В пяток же ясти хлеб и сурово зелие, и варение без посласти.

О слабом:

Аще кто слаб, или не может поститися двух дней, то во вторник ясти хлеб с водою,
по захождению солнца. Тако же и в четверг. И тако проводит пост и до суботы.

О старом:

Аще кто престарел, и не может поститися, или от недуга изнемогл, или паки млад зело,
и крепости к посту не имать, таковый в понедельник вечер по захожении солнца
да яст хлеб и мало воды. Тако же и во вторник, и в среду, и в четверток, и в пяток.

О субботе:

В субботу, и в Неделю, ямы варение с маслом. И пием пития мало.
А в прочая дни святаго Поста в понедельник, в среду, и в пяток не ясти варения,
но токмо хлеб и сурово зелие, и ина подобная таковым от земнаго плода.
А во вторник, и в четверток ясти варение.

Разъяснения православного Устава о трапезе:

Православный Устав не предполагает более двух трапез в день.
Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии,
т. е. около полудня, а вторая – после вечерни, т. е. вечером.
Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается
в 9-й час по Византийскому времени (15.00 по Москоквскому).

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.
Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский
или студийский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития
(«Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды,
за еже поститися по преданию всему братству». Типикон, лист 415, стр. 839)

2. В среду одна трапеза после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров
(«Ядим сухоядение: пием и сок с медом». Лист 423, стр.853).

3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития
(«В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем,
но пребываем постящеся даже до пятка». Лист 423 об, стр. 854).

4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла
(«Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду».
Лист 424 об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного
вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается
как отвергнутая («Но не творим сего ныне за честность дне». Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (гл. 2),
приводится первый чин (Палестинского монастыря св. Саввы Освященного),
но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может
выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней
Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас»
во вторник после вечерни (т. е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению).
В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых,
дается же и укроп (т. е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин, Афонский, предполагает следующее:

1. Понедельник – полное воздержание от пищи.

2. Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день,
вечером по одной литре (ок. 340 г) хлеба, можно с солью,
и воду («Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти.
Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба
и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом». Лист 415, стр. 89).

В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же,
как предписывает палестинский устав (см. выше)

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено.
Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается.
Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем,
после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы.
Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее
сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза
во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию»
в принципе характерен для Типикона.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена
вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе
вареные бобовые, оливки и маслины («Ядим боб обваренный с маслинами белыми
и черными, и варение (т. е.вареная горячая пища) с елеем.
Вина же испиваем по красовулю (ок. 200 г)». Лист 425 об, стр. 858).

В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно
назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином
– по две чаши. Это же правило действует для всех остальных воскресных дней
Великого Поста.

В прочих седмицах:

Типикон (гл. 2) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться
от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т. е. около 15.00,
и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу
с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез
в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных,
предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза.
Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения
и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).