Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Афонский спор об Имени Божием. Об имяславии и имяборчестве.


Афонский спор об Имени Божием. Об имяславии и имяборчестве.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

ДВА ЗАБЛУЖДЕНИЯ УМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
(Из писем владыки Антония  (Михайловского))

Все ереси или унижали Господа Иисуса Христа, как-то: арианская, несторианская и др. или как бы возвеличивали – монофизитская и монофелитская и др.

Святой Серафим Саровский получил откровение Божие, что все «западники» — епископы православной Церкви Христовой,
унижающие имя Иисуса Христа, погибнут. (Смотри православный журнал «Душеполезное чтение» 1912 г.)
В семинариях и академиях, начитавшись еретической западной богословской литературы, многие епископы и священники
стали унижать имя Божие Иисус, сравнивать с простыми именами человеческими, и утвержденную Церковью Христовою
молитву Иисусову отрицали и считали ее суеверием и т.п. Святой апостол Павел, провидя в Духе Божием таких священников,
написал: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12,3).
Я Иисус, Которого ты гонишь, — сказал Господь гонителю Христа Савлу (Деян. 9,5).

Нельзя отделять имя Иисуса от Самого Господа Иисуса Христа. В акафисте Спасителю читаем: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!
Святой блаженный архиепископ Феофилакт пишет: Сравнивающие имя Божие Иисус с простыми именами человеческими – суть братия богоубийц.
(Смотри толкование на первую главу к Римлянам.) Святой Димитрий Ростовский в «Слове на Обрезание Господне» подтверждает то же.
Даже имя Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Церковь Христова не разрешает давать при крещении младенцев, не сравнивает
с простыми именами. В православном катехизисе сказано: Имя Божие свято само в себе. Святой Симеон Новый Богослов в 62-м слове пишет,
что когда мы произносим собственные имена человеков, то эти имена просты и безжизненны, а когда мы произносим имена Божии,
то эти Божии имена неотделимы от Бога, как и свет, воссиявший на горе Фаворской при преображении Господа.
А потому и дана заповедь Божия 3-я: Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

Имя Божие Иисус одинаково относится к Божеству и человечеству Сына Божия. Западники, унижающие имя Божие Иисус, возражают,
что если имя Иисус Божественное, то почему же оно при произношении в молитве не творит чудес. А разве Иисус Христос, когда ходил
по земле, всем творил чудеса? В Евангелии от Матфея – 9 гл. ст. 20 – 22. Многие теснили – толкали Господа, но жена кровоточивая
с верою прикоснулась и получила исцеление. В Евангелии от Матфея гл.13 ст. 58 сказано, что Иисус в этом городе не сотворил многих чудес
по причине неверия жителей. Имеющий уши слышать, да слышит! – говорит Иисус. В начале XX века появилась эта богоборческая ересь,
которая, унижая имя Господа Иисуса, вызвала другую ересь – имяславскую.

Эта ересь (имяславская) стала как бы превозносить имя Божие Иисус. Имяславцы стали учить, что имя Иисус изначально и предвечно равно Сыну Божию,
стали писать акафисты, каноны, тропари одному имени Иисус, а это – замаскированное монофизитство и монофелитство, существующее в Абиссинии,
где путешествовал основатель имяславцев. Западники, унижающие имя Божие Иисус – это замаскированные ариане, а имяславцы – это замаскированные
монофизиты и монофелиты. По учению же Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой имя Иисус стало Божественным
со времени тайны воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (Ин. 7,39).

Эти два заблуждения ума человеческого хорошо поняли два великих иерарха – Митрополит Московский Макарий
и Митрополит Киевский Владимир и их единомысленные епископы, которые и постановили передать этот церковный вопрос
на усмотрение Вселенского Собора. (Смотри «Церковные Ведомости» №20 за 1913 г. и послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 г.)

Еретиков имябожников – имяславцев, которые составляют каноны, акафисты и пр. одному имени Божию Иисус, которые убеждены,
что имя Иисус равно существу Божию, — сравнительно очень мало, но западники, «православные епископы» и их сторонники
– сознательные и бессознательные враги Иисуса Христа и молитвы Иисусовой, которую они считают суеверием и волшебством,
— приписывают имяславие и всем епископам православным и христианам, которые пользуются молитвой Иисусовой для спасения...


Все ереси или унижали Господа Иисуса Христа, как-то: арианская, несторианская и др.
или как бы возвеличивали – монофизитская и монофелитская и др.

«Буква закона убивает»

Как-то раз я спросил одного человека: «Кто ты? Воин Христов или воин лукавого?
Знаешь ли ты, что у лукавого тоже есть воины?» Христианин не должен быть фанатиком,
ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без рассуждения кидается словами, пусть даже
и правильными, тот делает зло. Был я знаком с одним писателем. Человек он был очень
благочестивый, однако с людьми мирскими говорил языком грубым, доходившим до глубины души
и сотрясавшим их. Однажды он говорит мне: «На одном собрании я сказал одной госпоже то-то и то-то».
Однако он сказал ей это так, что искалечил ее. Он оскорбил ее перед всеми. «Слушай, — сказал я ему,
— ты бросаешь людям золотые венцы с алмазами, однако, швыряя их таким образом, ты проламываешь
головы, и не только слабенькие, но и крепкие». Давайте не будем «по-христиански» [в кавычках]
побивать людей камнями. Кто перед другими обличает согрешившего или с пристрастием говорит
о каком-то человеке, тот движим духом не Божиим, но иным. Церковь действует посредством любви,
а не так, как законники. Церковь смотрит на все с долготерпением и стремится помочь каждому,
чтобы он ни натворил, каким бы грешником ни был.

Я вижу, что некоторым свойственна странная логика. Их благоговение — это хорошо, их расположение к добру
— это тоже хорошо, но необходимо еще духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало
узколобие, чтобы голова не стала такой твердой и упрямой, что хоть кол на ней теши. Вся основа в том, чтобы иметь
духовное состояние, для того чтобы в человеке было духовное рассуждение. Иначе он стоит на «букве закона»,
а «буква закона убивает». Тот, у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя, он выслушивает [другого],
а когда спросят его мнение, говорит смиренно. Он никогда не скажет «я», но «помысл говорит мне» и «отцы сказали».
То есть он говорит, как ученик. Тот, кто считает, что он способен исправлять других, имеет много эгоизма.

— Геронда, когда кто-то, начиная что-то делать, имеет доброе расположение, но [затем] уклоняется в крайности,
     то значит ли это, что у него не хватает рассуждения?

— В этом его действии есть эгоизм. И такой человек, не зная себя самого, не понимает этого, потому и бросается в крайности.

Часто некоторые начинают с благоговения, и до чего только не доходят потом!
Как, например, иконобожники и иконоборцы. И одно крайность, и другое крайность.
Одни дошли до того, что скребли икону Христа и, для того чтобы «улучшить» Божественное Причащение,
сыпали эту пыль в Святую Чашу! Другие жгли иконы, топтали их… Поэтому Церковь и была вынуждена
поместить иконы высоко, а когда раздор утих, она опустила их вниз, чтобы мы поклонялись им
и воздавали честь тем, кто на них изображен.

святой преп. Паисий Святогорец
Слова. Том II. Духовное пробуждение

+1

2

ГРАМОТА НА АѲОНЪ ВСЕЛЕНСКАГО ПАТРІАРХА ІОАКИМА ІІІ-ГО, ОСУДИВШАЯ УЧЕНІЕ КНИГИ «НА ГОРАХЪ КАВКАЗА».

Высокопреподобнѣйшему Игумену Священнаго, Царскаго, Патріаршаго и Ставропигіальнаго Св. Пантелеймона Монастыря на Аѳонѣ Киръ-Мисаилу съ братіею Монастыря и всѣмъ на Св. Горѣ подвизающимся Русскимъ по происхожденію благоговѣйнѣйшымъ монахамъ.

Тѣмъ изъ монаховъ, которые безсмысленно богословствуютъ и ошибочную теорію о божественности имени «Іисусъ» выдумали и распространяютъ, — совѣтуемъ и повелѣваемъ отечески тотчасъ же и строго отставать отъ душевреднаго забдужденія и перестать спорить и толковать о вещахъ, которыхъ не знаютъ.

Имъ надобно прежде всего заботиться о спасеніи души своей, а разрѣшенія какихъ бы то ни было недоумѣній своихъ они должны искать и находить въ преданномъ ученіи Церкви, сверхъ котораго и помимо котораго не дозволено новшествовать и новыя выраженія употреблять. — Иначе противъ распространяющихъ это безсмысленное, богохульное ученіе, смущающихъ св. Гору, приняты будутъ со стороны Церкви строжайшія мѣры, какія указываются священными канонами противъ нечестивыхъ и непокорныхъ и какихъ требуетъ спокойствіе и порядокъ вашего священнаго мѣста.

А такъ какъ начало и причина соблазна есть невнимательно и неосновательно во многихъ мѣстахъ составленная книга монаха Иларіоиа «На горахъ Кавказа», то мы, порицая и осуждая неправильныя и опасныя выраженія въ ней объ имени «Іисусъ», запрещаемъ чтеніе этой книги всѣмъ на св. Горѣ, какъ книги, содержащей много ошибочнаго и ведущей къ заблужденію и ереси.

«Богъ же всякой благодати, призвавшій насъ въ вѣчную славу Свою во Христѣ Іисусѣ, Самъ да совершитъ васъ, да укрѣпитъ, да содѣлаетъ непоколебимыми. Ему слава и держава во вѣки. Аминъ». (І посл. Ап. ІІетра, глава 5. ст. 10, 11).

1912 г., сент. 12 дня № 8522.

+ Константинопольскій Патріархъ Іоакимъ, во Христѣ молитвенникъ.


ГРАМОТА НА АѲОНЪ ВСЕЛЕНСКАГО ПАТРІАРХА ГЕРМАНА Ѵ-ГО).

Германъ милостію Божіей архіепископъ Константинополя, Новаго Рима и Вселенскій патріархъ.

Преподобнѣйшіе эпистаты и антипросопы Кинота (собранія) св. Горы, возлюбленные о Господѣ чада нашей мѣрности, да будетъ съ вашимъ преподобіемъ благодать и миръ оть Бога.

Изъ разныхъ грамотъ, полученныхъ изъ вашего св. мѣста, также и изъ особенно важнаго доклада вашего преподобія, съ прискорбіемъ узнала Церковь о всемъ касающемся нѣкогда явившагося и распространяющагося тамъ, особенно между русскими монахами — новшества и суесловнаго ученія объ имени «Іисусъ», какъ бы Самомъ Сущемъ Іисусѣ и Богѣ и нераздѣльно, и, такъ сказать, ѵпостасно отожествляемымъ съ Нимъ.

А такъ какъ происшедшее отъ заблужденія и превратнаго, невѣжественнаго толкованія новоявленное и неосновательное это ученіе составляетъ хульное злословіе и ересь, какъ отожествляющее и сливающее неслитное и тѣмъ самымъ ведущее къ пантеизму (всебожію), то мѣрность наша со священнѣйшими и честнѣйшими митрополитами, возлюбленными нашими въ Св. Духѣ братіями и сослужителями, весьма возмутившись не только появленіемъ, но и настойчивымъ доселѣ распространеніемъ нечестиваго и душевреднаго этого ученія въ честномъ вашемъ мѣстѣ признали закономъ и неотложнымъ дѣломъ обратить тщательное вниманіе и снова разсмотрѣть его, послѣ бывшаго уже осужденія, приснопамятнымъ предшественникомъ нашимъ, святѣйшимъ патріархомъ Киръ-Іоакимомъ, совмѣстно съ Святѣйшимъ Сѵнодомъ.

И для болѣе полнаго знакомства съ подробностями этого заблужденія, возложивши изученіе и изслѣдованіе происхожденія и основанія его на наставниковъ нашей богословской въ Халки школы, по представленіи ими основательнаго подробнаго изложенія (копія котораго была представлена въ Протатъ), приступили къ сѵнодальнону разсмотрѣнію, на которомъ единодушно осудили сказанное новоявленное ученіе объ имени «Іисусь», какъ бы Сущемъ Самомъ Іисусѣ и Богѣ существенно содержащимся въ Его имени и объявляемъ въ Св. Духѣ (сіе ученіе), какь хульное и еретическое.

ІІосему, сообщая сѵнодальный судъ и осужденіе этого заблужденія настоящимъ нашимъ патріаршимъ посланіемъ вашему преподобію, повелѣваемъ, чтобы вы объявили это церковное рѣшеніе священному м-рю Пантелеймона и священному Ватопедскому скиту св. Аидрея, и всѣмъ, гдѣ бы то ни было тамъ заблуждающимся монахамъ, потребуйте же отъ имени насъ и Церкви, чтобы всѣ, соверщенно отвергнувъ хульное заблужденіе, уклонялись бы отселѣ тщательно отъ разныхъ чуждыхъ ученій и пребывали вѣрны только въ преданныхъ догматахъ и въ преподаваемомъ ученіи Церкви, сверхъ котораго и помимо котораго никто не долженъ новшествовать. «Аше бо кто Вамъ благовѣститъ, паче еже пріясте, анаѳема да будетъ».

Извѣщая же о томъ, что если и послѣ этого второго церковнаго внушенія найдется кто-либо остающимся въ этомъ злословномъ мнѣніи и самовольно продолжающимъ держаться этого неосновательнаго ученія объ имени «Іисусъ», какъ Сущемъ Самомъ Богѣ, относительно таковыхъ, какъ еретиковъ и нарушителей церковнаго повиновенія, приняты будутъ опредѣленныя церковными канонами мѣры, и что отнюдь невозможно, чтобы оставались таковые и пятномъ своимъ порочили честное ваше мѣсто, молимся, да просвѣтитъ Господь Богъ всѣхъ на пути благочестія и добродѣтели, Его же благодать и неисчетная милость да будетъ съ вашимъ преподобіемъ.

+ Патріархъ Константинопольскій, теплѣйшій къ Богу о васъ молитвенникъ.

№ 2206, апрѣля 5-го дня 1913.

.

+1

3

ИМЯБОЖИЕ – ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ.

Пояснение от Ред.: Один из зарубежных богословов архиеп. Серафим (Соболев) в 30-х годах 20-го века дал детальную богословскую критику «имябожнического» учения в своей работе против софиологии Вл. Соловьева, о. Сергия Булгакова и о. Павла Флоренского. В этой работе «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (София 1935) три главы (№ 18, 19, 20) посвящены опровержению учения «имябожников», ибо для о. Сергия и о. Павла «софиология» и «имябожничество» находились в тесной связи друг с другом. Для архиеп. Серафима имябожие – древняя ересь евномиан (от ересиарха Евномия), которую Вселенский II Собор (381) анафематствовал. Следует заметить, что автор этой труда, после Второй Мировой Войны (как многие другие русские эмигранты) прельстился мнимой свободой в СССР, учинил непослушание Архиерейскому Собору РПЦЗ и своему Первоиерарху блаж. Митр. Анастасию (Грибановскому), самочинно перешел в Московскую Патриархию. Тем не менее этот труд остается и поныне полезным материалом по православному богословию. Предлагаем нашим благосклонным читателям познакомится c весьма ценным и интересным трудом.

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)
https://drive.google.com/file/d/0B00lXD … JZbl2mDhtg

Содержание:

Глава восемнадцатая.

Определенiе Софiи: имя Божiе. Ученiе объ имени Божiемъ о. о. Булгакова Флоренского и афонскихъ имябожниковъ. Отношенiе къ сему ученiю греческой и русской Церкви............277
Глубокая давность имябожническаго учения. Теорiя Евномiя и ссылка его на Св. Писанiе........283
Святоотеческое ученiе о человѣческомъ «примышленiи», какъ источникѣ изобрѣтенiя именъ....287
Ниспроверженiе св. отцами ссылки Евномiя на слова Св. Писанiя: Быт. 1, 3, 6, 9, 11, 20. Взглядъ св. Григорiя на происхожденiе всѣхъ словъ Св. Писанiя....290
Взглядъ св. Григорiя на слова Св. Писанiя, которыя представляются произнесенными отъ лица самого Бога. Абсурднось мысли, приписывающей имена въ ихъ изобрѣтенiи и произнесенiи Богу.....294
Несостоятельность ссылки Евномiя на другiя, указанныя имъ слова Св. Писанiя....299

Глава девятнадцатая.

Ученiе Евномiя, что имена Божiи выражаютъ сущность Божiю и чрезъ нихъ прiобѣтается ея познанiе. Ученiе св. отцовъ о непостижимости и неименуемости Божественнаго существа.....302
Ученiе св. отцовъ о главномъ имени Божiемъ: «Сый». Абсурдност попытки Евномiя объять именемъ безпредѣльное естество Божiе............308
Ученiе св. отцовъ: что выражаютъ имена Божiи. Процессъ ихъ образованiя, показывающiй, что они суть дѣйствiя человѣческiя.............313
Ученiе св. отцовъ о познанiи Божественныхъ свойствъ, чрезъ имена Божiи. Несовершенство этого познанiя, свидѣльствующее, что имена Божiи – человѣческiя дѣйствiя............321
Ученiе Церкви о священномъ и спасительномъ значенiи именъ Божiихъ при наличiи вѣры и добрыхъ дѣлъ..............321

Глава двадцатая.

О спасительномъ значенiи именъ Божiихъ въ молитвѣ. Ученiе св. отцовъ о совершенномъ-третьемъ образѣ молитвы.............325
Свидѣльство третьяго и въ особенности перваго и второго образовъ молитвы объ именахъ Божiихъ, какъ не имѣющихъ спасиетльнаго значенiя безъ другихъ добродѣлей и при наличiи гордости..............334
Свидѣльство св. отцовъ въ особенности ученiемъ о духовной молитвѣ объ именахъ Божiихъ, какъ о человѣческихъ дѣйствiяхъ. Сила именъ Божiихъ въ нихъ значенiи.............337
Ниспроверженiе св. отцами ученiя Евномiя объ отождествленiи имени Божiяго съ Самимъ Богомъ. Осужденiе этого ученiя Церковью............341
Тщетная попытка русскихъ имябожниковъ обосновать свое ученiе на словахъ о. Iоанна Кронштадскаго...........345

0

4

СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И ИМЕНОБОЖНИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ. ВЪ ТРЕХЪ ЧАСТЯХЪ. ХАРЬКОВЪ, 1916.

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF) или на сайте Национальной электронной библиотеки >>> (LINK)
https://drive.google.com/file/d/0B00lXD … lszajvfmyQ

ОГЛАВЛЕНІЕ.

Часть 1-я (догматическая)

Рецензія на сочиненіе схимонаха о. Иларіона, называемое «На горахъ Кавказа»……1

Отзывъ о статьѣ Святогорца «О почитаніи имени Божія»….17

Письмо почтеннаго старца-грека къ русскому духовнику-іеросхимонаху….24

Еще о книгѣ «На горахъ Кавказа»….26

Письмо автора книги «На горахъ Кавказа» схимонаха Иларіона на Аѳонъ къ духовнику-іеросхимонаху о. Н…..28

Грамота на Аѳонъ вселенскаго патріарха Іоакима ІІІ, осудившая учение книги «На горахъ Кавказа»….29

Посланіе монастыря Ватопеда въ Андреевскій скитъ по поводу новоявленной ереси и безпорядковъ въ скиту….30

Рѣшеніе аѳонскаго Кинота по дѣлу о новой ереси и бунтѣ въ Андреевскомъ скиту…..31

Грамота на св. Аѳонъ новаго вселенскаго патріарха Германа V…..32

Отзывъ Халкинской богословской школы объ ученіи имябожниковъ….33

Грамота на Аѳонъ вселенскаго патріарха Германа V…..37

Посланіе Святѣйшаго Всероссійскаго Синода по поводу новоявленнаго ученія книги «На горахъ Кавказа»….39

Великое искушеніе около святѣйшаго имени Божія….50

О новомъ лжеученіи, обоготворяющемъ имена и объ «Апологіи» Антонія Булатовича….78

Аѳонская смута….101

Какъ учитъ св. Церковь объ именахъ Божіиъ…..149

Судъ аѳонскихъ старцевъ надъ имебожниками….151

Письмо Аѳонскаго Кинота настоятелю Пантелеймоновскаго монастыря…..152

Опредѣленіе Святѣйшаго Синода о пересмотрѣ рѣешенія относительно имебожниковъ…..153

Форма обѣщанія для возвращающихся къ ученію православной Церкви имебожниковъ….161

Отвѣтное Посланіе Константинопольскаго Патріарха Германа Святѣйшему Синоду….161

Часть 2-я (историческая).

Изъ моей поѣздки на старый Аѳонъ…..165

Правда о событіяхъ, происшедшихъ въ первое полугодіе 1913 г. въ Пантелеимоновомъ монастырѣ…..192

Воззваніе Обители Св. Великомученика и Цѣлителя Пантелеимона на Аѳонѣ…..203

Докладная записка игумена Андреевскаго скита въ Россійское въ Константинополѣ Посольство о безпорядкахъ въ скитѣ…....208

Часть 3-я (Положеніе имебожническаго вопроса по удаленіи имебожниковъ съ Аѳона).

Актъ русскихъ насельниковъ Святой Аѳонской Горы….213

Прошеніе игуменовъ Русскихъ Обителей и Настоятелей келій на Аѳонѣ Высокопр. Владиміру, Митр. Петрогр….216

Новая позиція о. Антонія Булатовича….219

Ученіе св. Григорія Нисскаго объ именахъ Божіихъ и «относительное» поклоненіе….229

Новое исповѣданіе имебожниковъ…..239

Обращеніе игумена Пантелеимонова монастыра на Аѳонѣ, архимандрита Мисаила, къ православнымъ Россіянамъ…..258

Обращеніе архіепископа Антонія къ издателямъ православнаго сборника противъ именобожнической ереси…..261

Новая защита имебожничества….266

Происки аѳонскихъ смутьяновъ…..272

Письмо архимандрита Іоны іеромонаху Аѳонскаго монастыря о. Алексію (Кирѣевскому)…..276

ПРИЛОЖЕНІЯ.

№ 1. Какъ вели себя имебожники во время суда Московской синодальной конторы надъ ними….. I

№ 2. Святогорскій монахъ Климентъ……II

№ 3. Каково ученіе, таковы и средства къ его защитѣ….XXXV

№ 4. Соблазнъ….XLI

0

5

Игорь Александрович 1993 написал(а):

ИМЯБОЖИЕ – ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ.

«И рече Господь к Моисею: живу Азъ и присно (вечно) живет Имя Мое» (Числ. 14,20-21)
https://azbyka.ru/biblia/?Num.14&r~c~utfcs

«Отче! Я исполнил дело, которое Ты поручил Мне, Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра»  (Ин. 17,4-6)

https://azbyka.ru/biblia/?Jn.17&r~c~utfcs

Св. Ап. Павел: «Посему и Богъ превознес Его и даровал Ему Имя, выше Всякаго имени, дабы пред Именем Iисуса преклонилось всякое колено небесных земных и преисподних. И всяк язык исповедал, яко Господь Iисусъ Христосъ во славу Бога Отца» (Филип. 2,9-11).
https://azbyka.ru/biblia/?Phil.2&r~c~utfcs
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

"Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия.
Будем помнить, что на суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово163;
тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христианской веры.

Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов.
Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического."

Святитель Игнатий Брянчанинов. "О молитве Иисусовой"
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … e_opyty/26

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Ещё от святителя Игнатия:

О догмате Имени Божия. Свт. Игнатий (Брянчанинов) и современные имяборцы ПРЦ/РПЦЗ
см. источник:
https://ortorussia.livejournal.com/1254385.html

===цитата===

"Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово; тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христианской веры. УЧЕНИЕ О БОЖЕСКОЙ СИЛЕ ИМЕНИ ИИСУСОВА ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ДОСТОИНСТВО ОСНОВНОГО ДОГМАТА , и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического" (О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником).Св. Игнатий (Брянчанинов).

Ведь ясно сказано?
Учение О БОЖЕСКОЙ СИЛЕ ИМЕНИ БОЖИЯ ИМЕЕТ ТАКОЕ ДОСТОИНСТВО ОСНОВНОГО ДОГМАТА.

Что же отвечает на вопрос об этих словах Святителя Игнатия об основном догмате христианской веры о.Валерий Рожнов - вот здесь???
http://rpzs.ru/razyasnenie-po-nekotorym-voprosam/#mor..

А - РОВНЫМ СЧЕТОМ - НИЧЕГО.
НИЧЕГО (!) О СИЛЕ ИМЕНИ БОЖИЯ!

Он просто - переводит разговор на другую тему:
"Русская Церковь своей соборностью никогда не отрицала силу и благодатное действие Иисусовой молитвы, если она произносится в русле правильного догматического вероисповедания. А это значит, когда говорится в молитве: «Господи Иисусе Христе»…, то исповедуется, что Иисус Христос не только Человек, но и Господь – это вероучительный догмат о двух природах Богочеловека – Человеческой и Божественной".
Как ловко переворачивает о. Валерий слова Святителя Игнатия о Божеской силе Имени Иисусова - на две природы Христа. Как будто кто -то из нас сомневается в этих двух природах Спасителя нашего...Как будто Святитель действительно об этом говорил в своих аскетических трудах.

Почему о. Валерий так отвечает?
А - потому что не признает Силу Имени Иисусова. И труды Святителя Игнатия по этому вопросу - просто не читал.
А далее о. Валерий говорит- как сильно он лично любит Иисусову Молитву - но не говоря опять (!) при этом ни слова о СИЛЕ ИМЕНИ БОЖИЯ В МОЛИТВЕ. Но такая любовь к Молитве Иисусовой - абсурд и невежество.
Это и называет Свт.Игнатий невежественным богохульным умствованием против Молитвы Иисусовой, ибо главное в ней - действие Самого Бога в Имени Своем.....
"Но где имябожники увидели, что святитель Игнатий Брянчанинов через Иисусову молитву утверждает в качестве догмата их учение? "- восклицает о. Валерий.

Вот, о.Валерий - ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ.

Святитель Игнатий кратко о величии и Божественном достоинстве Имени Божия, как – Основного догмата Христианской Веры.

1). Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата Христиан­ской Веры и принадлежит к всесвятому числу и со­ставу этих догматов (Т. 1, с. 204-205). В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна, кото­рую Господь имел со святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предше­ствовавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спасительные для рода человеческого. Учение, произнесенное Госпо­дом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещания, в котором собраны и из­ложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной (Т. 5, с. 81-82).

2). Явление имени Того, Кто превыше всякого име­ни, есть совершеннейшее познание Того, Кто пре­выше всякого познания (Т. 5, с. 64. См. гл. 14).

3). Имя Господа паче всякого имени: оно - Дух; оно источник жизни; оно животворит, изменяет, пе­реплавляет, боготворит (Т. 2, с. 234).

4). Господь Иисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его - живое (Т. 2, с. 226).

5). «Имя Сына Божия, - сказал Ангел святому Эрме, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мир» (Т. 2, с. 219).

6). Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу (Т. 2, с. 83-84); сила и действие этого имени Божественны; они всемогу­щи и спасительны; они - превыше нашего понятия, недоступны для него (Т. 1, с. 240). Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба (Т. 2, с. 223). Сын, несмотря на принятие Им человечества, пребывает превысшим постижения всех разумных тварей. Превыше постижения их - и Его всесвятое имя (Т. 2, с. 235).

7). Имя Иисус, по наружности своей ограничен­ное, но изображающее собой Предмет неограничен­ный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу (Т. 2, с. 218). Человеческое имя Иисуса Христа заим­ствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас (Т. 1, с. 200).

8). Силою имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правиль­ность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным, мыслям и чувст­вованиям, принадлежащим непорочному естеству человеческому (Т. 2, с. 226). Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом (Т. 2, с. 226). Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и дару­ется ему отпущение грехов (Т. 2, с. 226).

9). Диаволу ненавистно Имя Господа Иисуса Христа, как сокрущающее всю его силу; он трепещет этого всесильного Имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтоб они отвергли оружие пламенное, страшное для их врага, - спасительное для них самих (т. 7, с. 227). Сатана восстал коварно против всесвятаго и великолепнаго имени Господа нашего Иисуса Христа, употребляет в свое орудие слепоту и неведение человеческое, оклеветал имя еже паче всякого имене (Т. 1, с. 200).

10). Проповедовать учение, противное тому учению, которое проповедано Евангелием о имени Божием есть произвольное отлучение себя от благодати Божией, по свидетельству Апостола (Т. 1, с. 200). Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой (имени Божия) имеет весь характер умствования еретического (Т. 1, с. 205).[26] Будем помнить, что на Суде Божием мы должны дать отчет за каждон праздное слово (Мф. 12,36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христианской Православной Веры.- (Т. 1. С. 204).

Слова 9 и 10 пунктов, прямо пророческие:
Свт. Игнатий Брянчанинов предвидел, что в последние времена диавол возстанет хулой на Имя Божие; или по нынешней терминологии, предвидел имяборческую ересь, восставшую против Святейшего Имени Божия и против Сладчайшего Имени Иисус Христова. А возможно, в его время в христианстве уже были враги Имени-Божия.

Итак, величайший Святой Игнатий (Брянчанинов ) говорит:

"Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа. Хотя многочисленные свидетельства Священного Писания возвещают нам величие имени Божия; но с особеннейшей определенностью объяснил значение этого имени святой Апостол Петр перед синедрионом Иудейским, когда синедрион допрашивал Апостола коею силою или коим именем даровано им исцеление хромому от рождения? Петр, исполнився Духа Свята, рече: "Князи людстии и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуеми есмы о 6лагодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень, укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам". Это свидетельство - свидетельство Святого Духа: уста, язык, голос Апостола были только орудиями Духа.

И другой орган Святого Духа, Апостол языков, издает подобное провещание. "Всяк, говорит он, иже призовет имя Господне, спасется". "Христос Иисус смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.

Немы да будут устны льстивыя, глаголющия на великолепное Имя Его беззаконие, гордынею своею, своим глубоким неведением и соединенным с ними уничижением чуда Божия. Рас­смотрев величие Имени Иисусова и спасительную силу моления им, мы воскликнем в духовной радо­сти и удивлении: Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны человеческими (Пс. 30:19,20).
Сии на колесницах, и сии на конех — на плотском и суетном умствовании своем, мы же, с простотою и верою младенцев, ИМЯ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО ПРИЗОВЕМ (Пс. 19:8)...

Итак, существует или нет в Церкви Христовой догмат о почитании Имени Божия?
Имяборцы говорят, что такового догмата в церкви нет, и ожидают, пока некий собор вынесет догмат о почитании Имени Божия.
Однако, считать, что догмата о почитании Имени Бога нет - это одинаково признавать, что нет догмата о признании и почитании Бога.

Догмат об Имени Бога. это – догмат о Боге, – и наоборот: догмат о Боге, это - догмат об Имени Божиемъ.
Так, в дореволюционном «догматическом богословии» говорится: «То, что спасает нас, есть ИМЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА и Духъ Бога нашего» (Догматич. Учен. О семи церковн. Таинствах. О.Катанского. СПб. 1877 г. С. 99).

А потому ДОГМАТ О БОЖЕСКОЙ СИЛЕ ИМЕНИ ИИСУСОВА - СОВСЕМ НЕ НОВЫЙ, А ИЗВЕЧНЫЙ ДЛЯ ИСТИННОГО ХРИСТИАНИНА.

Учение о прославлении Имени Божия и есть основной догмат Православной Церкви Христовой, потому что есть заповедь Отца Небесного:
"А заповедь Его та, чтобы мы веровали ВО ИМЯ Сына Его Iисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (1 Iоан. 3,23).

Да будет Имя Господне благословенно во веки веков! Аминь
Использованы труды инока Епафродита

===конец цитаты===
первоисточник: http://wordforsoul.ucoz.ru/load/imjasla … 18-1-0-868

Отредактировано Аника (2023-12-13 22:10:25)

0

6

1.ОБ ОСУЖДЕНИИ ЕРЕСИ ИМЯБОРЧЕСТВА. Указ №1 от 12 (25) октября 2008 от епископа Анадырского и Чукотского Диомида
(Источник: Портал Credo.ru)

Главной причиной великих бед, постигших Русскую Православную Церковь и Русское Государство в начале XX столетия и потрясавших оные вплоть до сего дня, являлось безнаказанное хуление Имени Господня, лишавшее Русскую Землю удерживающей мiровое зло Божественной Благодати.

Посему, действуя в полноте архиерейской благодати, дарованной мне от пастыреначальника Христа, во утверждение богооткровенной и спасительной Истины я осуждаю хулу Имени Господня и делаю следующие определения и указания клирикам, монашествующим и мирянам, пребывающим под моим омофором.

1. Считать богохульным, еретическим и не имеющим силы церковного акта "Послание Святейшего Синода всечестным братиям во иночестве подвизающимся", выпущенное по определению № 4183 Святейшего Синода от 16-17 мая 1913 года, а также все предыдущие и последующие документы, так или иначе утверждающие, что Имя Господне якобы не извечно и тварно.

2. Всякое Имя Господне неотделимо от Бога и является Его Действием, а, согласно определению святого Константинопольского Поместного Собора мая-июня 1351 года "Действие Божие не создано" и "слово "Бог" употребляется богословами для обозначения как Существа, так и Действия Божия", отчего, надлежит Православно исповедовать Имя Господне извечным, как свидетельствует Священное Писание: "рече Господь к Моисею: (...) живу Аз, и присно живет Имя Мое" (Чис. 14, 20-21), и, посему, нетварным и обозначающимся по указанному Соборному определению словом "Бог".

3. Упорствующих и закореневших в богохульном исповедании будто бы Имя Господне не извечно и тварно, какой бы церковный сан они не имели и в какое время и где бы они ни жили, считать еретиками, именуя таковых "имяборцы", а их еретическое учение, идущее вразрез с Православием, называть "имяборчество".

4. Всем священнослужителям и миссионерам иметь неизменным повелением Господа нашего Иисуса Христа проповедь народу Божию Православного вероучения о Имени Господнем (Мф. 28, 19-20; Лк. 24, 46-49) – непобедимой силе, уповании и спасении Православных Христиан,
"несть бо иного Имене под небесем, даннаго в человецех, о Немже подобает спастися нам" (Деян. 4, 12);

наряду с этим, священнослужителям и миссионерам вменить в обязанность разъяснение погибельности имяборчества, а также выявление его носителей – имяборцев, каковых открыто обличать и отнюдь не допускать к церковному общению вплоть до соответствующего покаяния.

Необходимое Соборное осуждение имяборцев, а также составление Православных вероопределений против имяборчества оставить на рассмотрение Поместного Собора Русской Православной Церкви.

+ Епископ Анадырский и Чукотский Диомид

12/25 октября 2008 г.

Источник: http://www.pravoslav.de/imiaslavie/sovr/diomid.htm

Отредактировано Аника (2023-12-13 21:10:05)

0

7

Итак, Сам Господь Иисус Христос  утверждает, что Имя Его Извечно и нетварно, вопреки решению имяборцев, ибо ВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ.
о том же говорят нам апостолы Его и книги Нового и Ветхого Завета.
Святой праведный Иоанн Кронштадский прямо учил : !Имя  Божие есть Сам Бог!"
======
а вот противоположному учили попы февралисты, которые уничтожили институт монархии своим совместным решением, отдали на ритуальное убиение Помазанника Божия и вымарали имя Его из всех богослужебных книг.
Наблюдаете тенденцию? Сначала Имя Божие - Царя Небесного уничижается и хулится, затем имя  Царя земного уничтожается, теперь вот имени  от Бога человеков лишают, цифра вместо имени. И всё с благословения соглашательства предателей Православия происходит.

Отредактировано Аника (2023-12-13 22:14:13)

0

8

Эти споры похожи на то, что творилось в эпоху иконоборчества...
С одной стороны "иконобожники", а с другой "иконокласты"...

Обе эти крайности вне истины...

Чуть подробнее:

В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.

Но ведь связь образа(иконы) и имени с первообразом не означает тождественности и единосущия...

0

9

В наше время ещё одна крайность появилась - сторонники теории "плоской Земли", которые в качестве агрументов приводят дореволючионные ещё публикации (если не ошибаюсь, они основаны на Писании и Предании даже!), утверждают, что нужно чуть ли не исповедовать заблуждения насчёт "круглой" Земли...

Там аргументация такая, что это - заблуждение насчёт правильного мироустройства...

Вроде бы так...

0

10

Земля это творение Божие. Плоская она или круглая, как это повлияет на ваше спасение?

Имя Божие хулится среди мнящих себя православными.  Епископами, которые позже изгнали Царя из Церкви, Имя Божие, объявляется ничего-не значащим набором звуков и порождением тварного сознания падших людей.

Как этот факт может оставить равнодушным? Тем более, что хуле на Имя Божие придали образ православного догмата?

И между тем этот лже-догмат продолжает отводить людей от почитания Имени Божьего.
Почитания, которое нам заповедано Самим господом Иисусом Христом, когда Он дал  ученикам Молитву Господню: "Отче наш! Да святится ИМЯ ТВОЁ!"

ИМЯ БОЖИЕ ЕСТЬ СИЛА и ЭНЕРГИЯ БОЖИЯ!
Оно нетварно и существует вечно, и открыл Его  нам Сын Божий, а не ограниченный человеческий ум назвал так Бога: Троица Святая: Отец, Сын, и Дух Святой.

"Идите и научите все народы, крестя их ВО ИМЯ ОТЦА и СЫНА и СВЯТАГО ДУХА", велел Господь апостолам своим.

Таки, что, в пустой звук крестили? И пустой звук соделывал новую тварь из твари падшей? Облекал  тленное в нетление тоже пустой звук? Какой силой он это делал?

Профессор Богословия А.Ф. Лосев о прорехах в аргументации имяборцев:

"(...) если какое-нибудь общение с Богом возможно, то Бог как-нибудь именуем, и тогда имена Божии не суть просто звуки, но – сила и умное проявление Божие;
если имена – только звуки, то, как и в случае с иконами, почитаемыми как идолы, или как в случае с Фаворским Светом, почитаемым как тварь, подобное имяборчество ведет к позитивизму и безбожию.

Нельзя с православной (как, впрочем, и вообще с религиозной и даже вообще с реально жизненной) точки зрения сказать, что имена суть только мертвые звуки.

Имя вещи есть ее смысловая сила, а Имя Божие есть сила и энергия Божия.

Но признать это – невозможно для имяборчества. Это для него убийственно,

ибо, согласно приведенным только что соборным постановлениям*, всякая энергия Божия неотделима от существа Божия и потому есть сам Бог,
хотя Бог Сам по Себе и не есть ни имя вообще, ни Его собственное Имя.

*прим: Соборные акты Константинопольского ( Влахернского) Собора 1351 года против учения Варлаама

см. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/k … obor_1351/

Отредактировано Аника (2023-12-14 13:35:04)

+1

11

Эти споры похожи на то,
что творилось в эпоху иконоборчества...

С одной стороны "иконобожники",
а с другой "иконокласты"...

Обе эти крайности вне истины...

Вот слова игумена Никона Воробьева,
имевшего дар разсудительности:

(из писем) :


Учиться надо и молитве, и вообще христианству у Игнатия Брянчанинова. Лучшего учителя для нашего времени нет. Но и он стал почти недоступен современным христианам.

Об имени Иисусовом, может быть, встретимся, поговорим с Вами. Если попадут Вам книги об имяславцах, то там прочтете об этом. Я скажу кратко так: мне кажется, к имени Божиему или Иисусову надо относиться, как к иконе Спасителя или Св. Троицы и подобному.

Седьмой Вселенский Собор узаконил почитание святых икон, но постановил чтить не как само Лицо, которое изображено, а лишь как напоминание об изображенном, однако почитать их священными предметами. Если Господь "везде сый и вся исполняяй", то тем более – в имени Своем или в иконе. Всякий, чтущий Бога, чтит и Его имя. Но спасает человека не имя Иисуса Христа, а Сам Христос, и спасает не всех, а кто уверует в Него и крестится, и живет по заповедям Его, а в нарушениях кается.
Чем больше угодники Божии любили Господа, тем дороже для них становилось и имя Божие. Отсюда и происходит недоумение. В имени Божием присутствует Господь, но имя Божие не есть Сам Бог, как говорили имяславцы, и спасает не имя, а Господь, присутствующий в имени. Призывая имя Божие, мы призываем Бога и Им, Богом, спасаемся, а не сочетанием звуков имени Его.

https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_4285

0

12

Хороший ответ...

0

13

На Кавказ приехали изгнанные в 1913 году со Святого Афона взбунтовавшиеся монахи-имябожники22. Много имябожников осело в горах Псху. Монашествующие, арестованные в пустыне близ села Георгиевское в 1930 году, считали имябожников раскольниками. Ослепленные страстью, невежеством и ревностью не по разуму, имябожники вели себя агрессивно по отношению к православному монашеству. Много пришлось потерпеть от них и иеромонаху Стефану23. Немногие из них, покаявшись, вернулись в лоно церкви. Одним из этих немногих оказался чтимый старец, ныне канонизированный схиигумен Кукша (Величко)24.

На скорбном эпизоде в истории Русской Православной Церкви, так называемой «афонской смуте 1912/13 года», следует остановиться подробнее.

Начало смуте на Святой горе положил выход в свет книги «На горах Кавказа». Ее автор, схимонах Иларион, происходил из лиц духовного звания Вятской губернии. Более двадцати лет он пробыл на Афоне, состоя в числе братии скита «Новая Фиваида» при русском Пантелеимоновском монастыре, отстоящем от обители на расстоянии четырех часов пути на лодке по морю. Вскоре после образования Ново-Афонского монастыря близ Сухума духовник Илариона, старец Дисидерий, вместе со своим учеником переселился с Афона на Кавказ. Однако, тяготясь жизнью в общежительной обители, старец с Иларионом удалился в горы ради большего уединения и безмолвия. Беседы с духовным отцом схимонах Иларион старался записывать. После смерти старца Дисидерия отец Иларион ушел еще глубже в горы, избрав для жительства уголок Теберды на реке Гуначхир. Используя записи бесед с духовником, свой собственный молитвенный опыт, вместе с послушником, Ефимом Ивановичем Мирошниковым, схимонах Иларион составил книгу об Иисусовой молитве под названием «На горах Кавказа»25, которая впервые была напечатана в 1907 году26.

В 1899 году на Мархотском хребте Кавказских гор между Анапой и Новороссийском, в местечке Темные буки старец Иларион основал Покровскую женскую общину, в 1904 году преобразованную в монастырь27. «Отец Иларион не имел богословского образования, но был истинным аскетом, кротким, пребывающим в непрестанной молитве. Увы! не внял он предостережению святых отцов о том, что «богословствовать так же опасно, как плавать в верхней одежде»… В силу каких-то внутренних, одному Богу известных причин, отца Илариона заинтересовал вопрос о природе имени Божия. Этот тонкий и таинственный вопрос отец Иларион решал один, поверив своему личному опыту. И тут опять встает во всей своей непреложной силе духовный закон: «Видел ты падшего? – Знай, он поверил себе». Постепенно этот вопрос совершенно поглотил старца. И, к великому прискорбию, отец Иларион стал учить о имени Господа не в согласии с учением Церкви: он начал утверждать, что «Имя Божие есть Сам Бог», как бы ввел четвертую ипостась – Имя»28

В 1907 году книга «На горах Кавказа» попала на Старый Афон, спровоцировав там многолетнюю ожесточенную смуту, что дало повод для изгнания со Святой горы сотен русских монахов и обострило и без того сложные взаимоотношения с греками. Апологетом имябожия стал бывший лихой гусар, лично знакомый Государю Императору, иеросхимонах Антоний (Булатович). Имябожники исповедовали, что «Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа <…> есть Сам Бог»29. В 1913 году имябожие было осуждено как ересь вселенским патриархом Германом V, и в том же году признано сектантством Священным Синодом Русской Православной Церкви30.

Сам схимонах Иларион отказался принять решение Священного Синода и в 1915 году писал в своем Исповедании веры: «Исповедую, что Имя Иисус есть Сам Бог <…>»31. В Теберде он жил недалеко от Сентинского женского монастыря и имел сильное влияние на некоторых монахинь обители, а также на монахов близлежащего Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. В келье у него хранилась дароносица с запасными Святыми дарами. Поскольку в церковь он не ходил, то причащался келейно. Схимонаха Илариона обвиняли в том, что он, будучи простым иноком, дерзал в келье у себя причащать своих учениц из Сентинской обители, а также своих последовательниц в последний год своей жизни в урочище Темные буки. В 1916 году Иларион умер под церковным запрещением и был погребен в «Темных буках». На месте его погребения почитательницы выстроили часовню, где совершались богослужения32.

Старец Стефан (Игнатенко), неуклонно руководствовавшийся чистым учением святых отцов, не мог принять самочинное учение имябожников и не позволял своим духовным чадам читать творение схимонаха Илариона33.

«Жизнеописание иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)»
Галина Чинякова

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Афонский спор об Имени Божием. Об имяславии и имяборчестве.