Основные признаки модернистов-еретиков, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)
Dec. 6th, 2017 at 9:14 PM
Вот как архимандрит Рафаил (Карелин) говорит о том, что такое церковный модернизм:
"Модернизм является продолжением и новым этапом обновленчества
– антицерковного авангардистского учения, возникшего на волне революции
в первой половине прошлого столетия. Тогда обновленчество представляло собой
преимущественно экклесиологическую ересь, стремящуюся извратить и разрушить
канонические основы, иерархическую систему и богослужебный устав и сразу же
проявило себя как мятеж и раскол Церкви.Поэтому границы между обновленчеством и православным традиционализмом
были довольно ясно очерчены.Теперь модернизм действует более осторожно, планомерно и последовательно,
без крикливых лозунгов и эксцессов, но диапазон его борьбы стал значительно шире.
Модернизм делает глубокий подкоп под православную догматику, и, что самое опасное,
выступая против Православия, старается говорить от имени православия".
А вот что говорит архимандрит Рафаил (Карелин) о том, как вычислить модернистов:
"Можно указать целый ряд особенностей модернизма.
Необязательно, чтобы в статье или лекции какого-нибудь модерниста были представлены все эти пункты.
Но достаточно даже одного, чтобы понять, что мы имеем дело с реформаторством.
Не обязательно изменять все числа в сложной формуле: достаточно изменить одно число – и вся формула
уже не работает; достаточно одной глубокой раны на теле человека, чтобы он истекал кровью.
Поэтому перечисленные ошибки у модернистов могут содержаться в любой композиции, или даже
ограничиться одной:
1. Модернисты отрицают передачу греха Адама к его потомкам.
2. Отрицают искупление или извращают его смысл.
3. Скептически относятся к чудесам, описанным в Библии и житиях святых.
4. Отрицают пресуществление Святых Даров, совершаемое на литургии.
5. Враждебно относятся к слову «мистика», сознательно путая православную мистику
с ложным мистицизмом.
6. Стремятся к языковой реформе – замене древнего богослужебного языка на современный,
менее отвечающий динамике молитвы.
7. Рассматривают любовь Божию в отрыве от справедливости Божией, тем самым обращая
Божественную любовь в оправдание нравственной вседозволенности.
8. Извращают понятие Церкви, а именно, догмат: «верую во единую, святую, соборную
и апостольскую Церковь». Они утверждают, что в других конфессиях или даже при отсутствии
религиозной веры можно спастись.
Игнорируют действие Духа Святого, пребывающего в Церкви, отрицают святость Церкви,
как и чистоту ее учения. Соборное сознание Церкви они заменяют собственными догадками
и измышлениями.
9. Стараются рационализировать как богословие, так и богослужение, вообще холодно относятся
к богослужению, считая его второстепенным делом для спасения.
10. Нигилистски относятся к Священному Преданию, традиции и преемственности.
11. По мнению модернистов, классическое, ортодоксальное богословие – это не более
как «мертвечина и скучище».
12. Чтобы скрыть свою антиправославную направленность, модернисты в одном месте утверждают то,
что отрицают в другом, отрицают то, что доказывали сами раньше. При этом если модернист
будет обличен в еретической мысли, то сошлется на другое место в своих высказываниях
и скажет, что его взгляды следует рассматривать не в отдельности, а в целом.
Но что значит это целое – не понятно. К такому приему модернисты прибегают для того,
чтобы создать путаницу в сознании православных.
13. Многие модернисты стараются реабилитировать учение Оригена и чуть ли не представить его
жертвой заблуждения со стороны апологетов Православия – отцов Вселенских Соборов.
Для модернистов Ориген – неканонизированный святой.
14. Они учат о всеспасении, уже заранее предрешенном Богом, то есть, неизбежном.
При этом они не только повторяют и варьируют апокатастасис Оригена, но в некоторых случаях
идут намного дальше. Если для Оригена грешник должен пройти очищающие страдания
на земле, то некоторые модернисты считают, что достаточно грешнику пожелать спасения,
и он же будет спасен.
15. Модернисты преуменьшают значение как ангельских, так и демонических сил в истории мира
и нравственной жизни каждого человека. Демонические искушения они склонны списывать
под эмоциональные аффекты и психические расстройства.
16. Модернисты стараются дискредитировать церковные авторитеты и вероисповедальные книги.
17. Они лавируют между эволюционистским и креационистским учениями о создании мира и человека
и выступают с компромиссными гипотезами.
18. В своих критических наскоках на православное учение модернисты употребляют подлог:
свои предположения выдают за факты, шаткие обоснования за твердые доказательства.
19. Путем монтажа цитат и манипуляции фрагментами, выдернутыми из патристических сочинений,
они приписывают святым отцам те мнения, которые устраивают их, не считаясь ни с церковной
экзегетикой, ни с правилами герменевтики.
20. Модернисты, высказывая свои мысли, стараются не раскрывать их до конца, чтобы не выдавать свою
антиправославную сущность. Поэтому у модернистов чувствуется отрывочность и незаконченность
концептуальных взглядов.
21. Модернисты дефицит веры маскируют под широтой взглядов.
Они спекулируют словами «наука»», «просвещение» и «прогресс».
22. Модернизм не только потакает человеческим страстям и мирским вкусам, но иногда доходит
до циничного отношения к святыне. Они говорят о метафизических вопросах с шутками и ухмылками,
которые разрушают чувство благоговения к предметам веры. Божество – это огонь, к которому нельзя
приблизиться без покаяния и благоговения. Некоторые теологи ведут себя так, будто хотят
позаимствовать славу муллы Насреддина".