Свтт. Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Тихон, Петр, Филарет, Иннокентий и Макарий, Московские и всея России чудотворцы.
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Ныне святая Церковь совершает память первосвятителей Русской Православной Церкви, просиявших делами благочестия и мудрого управления паствою Христовою, — святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария. Эти русские первосвятители управляли Церковью в разное время, но все они, благодаря своей ревности ко спасению вверенных им душ, имели один и тот же дух Христовой любви, готовые положить души свои за ближних. В тяжёлое для Церкви время они сумели управить кораблём церковным, и сохранить его среди бушующего моря житейских страстей. Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздаёт каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы — первопрестольного града, сердца православной России. Святитель Петр завещал похоронить его в Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела — собирания Русской Земли.
Подвиг его продолжил святитель Алексий, духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Всю свою жизнь он отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. Друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Победа на Куликовом поле стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.
Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона — достойный преемник первопрестольников Российских. В 1439 году в Царьграде был поставлен митрополитом латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Он стал первым Предстоятелем Автокефа́льной Русской Церкви.
В XVI веке Россия была единственной страной, над которой не тяготело иноземное иго. В 1547 году в Москве, оплоте православия, состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя. Святитель созвал в Москве Соборы, которые явили «новых чудотворцев» — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа. В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника. Много лет подвизался в Соловецкой обители, был в ней игуменом. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови. Ярость царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.
Первый патриарх Русской Церкви, Иов, ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол, многие молитвы. В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русскими полкам и воеводам, обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь.
Святитель Ермоген, будучи еще приходским священником, участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а затем составил Сказание о ее обретении и Службу. Господь привел святого Ермогена на патриарший престол в Смутное время. Духоносный старец-Патриарх стал поистине Ангелом-Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных". Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.
Святитель Московский Филарет стоял во главе перевода Библии на русский язык, известный как Синодальный перевод. Так же он составил «Христанский Катихизис». Везде и во всем святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти. Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В совершенстве владея словом, митрополит Филарет необычайно обогатил сокровищницу церковного красноречия.
В 1867 году преставился святитель Филарет и на его место был назначен святитель Иннокентий. Он привлек к себе любовь духовенства и паствы добротой, доступностью, простотой общения. Явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря.
Святитель Макарий (Невский) известен как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием. Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Синоде, которая определила учение имяславцев православным, не содержащим ереси.
Патриарха Тихона называли молитвенником народным, старцем всея Руси. Это была действительно святость, величественная в своей простоте. В годы гонений и расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Причину бедствий он видел во грехе: «Грех растлил нашу землю,— говорил он, и призывал: очистим сердца покаянием и молитвой».
В своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона, пути твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян.
Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
----------------------
Святитель Дионисий Александрийский, епископ, исповедник
Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Священномученик Дионисий, епископ Александрийский, был в зрелом возрасте обращен в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном (III) и стал его учеником. Впоследствии был наставником Александрийской огласительной школы, а затем, в 247 году, поставлен во епископа Александрии.
Много сил прилагал святитель Дионисий для защиты Православия от ересей и укреплял свою паству в твердом исповедничестве истинной веры во время гонений от императоров Декия (249-251) и Валериана (253–259).
Святой епископ претерпел много страданий. Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. О почивших своих чадах он писал: «Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев. Сей род смерти – дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества».
Сам святой Дионисий не меньше паствы просиял делами любви и благотворительности. Кроме того, он автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой на богословские темы. Он посылал разным людям множество писем, сохранившихся доныне. Скончался святой Дионисий в 264 или 265 году.
-----------------------
Преподобная Харитина, княжна Литовская
От юности твоея Бога всем сердцем возлюбила еси, Харитино преподобная, подвиги в вере положила еси за Христа. Жениха твоего, и в новое твое Отечество, землю русскую вселилась еси, к Небесному Отечеству нас призывавши, молящи Христа Бога спастися душам нашим.
Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине.
В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина — «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качество ее — отзывчивость, так характерная для русских женщин во все времена. Это отзывчивость на чужое горе, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своей собственной. Это — отзывчивость, благодаря которой она смогла стать своей, родной в другой стране. Она стала чадом другого народа и приняла в «игуменстве» чад этого народа. А игуменья — мать и отец в одном лице.
В жизни духовной может быть только мать и отец, и не должно быть мачехи или отчима — не должно быть чувства сиротства. Молитвенное предстательство святых жен под благодатным действием Самой Божией Матери помогает всем людям становиться истинными детьми Отца Небесного и возвратиться в свой Небесный Дом.
Преподобная Харитина является также небесной покровительницей Литвы и литовского народа.