Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Разговор о смерти, её смысле в духовной жизни и подготовке к ней


Разговор о смерти, её смысле в духовной жизни и подготовке к ней

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Пневма написал(а):

Готовимся ли к смерти?
Умилостивляем ли господа Бога?
Эта смерть уже переступила наши границы,

Главный вопрос, на который трудно ответить.

0

2

Аника написал(а):

Главный вопрос, на который трудно ответить.

Если трудно ответить, значит не готовимся, ждем, когда петух клюнет, жареный.

0

3

проходимец написал(а):

Если трудно ответить, значит не готовимся, ждем, когда петух клюнет, жареный.

Нет. Как раз таки, дело в том, что не знаешь, в чем заключается эта подготовка.

0

4

Аника написал(а):

дело в том, что не знаешь, в чем заключается эта подготовка.

Где-то читала, что один Ангел сказал подвижнику - Господь так создал, что человека научает человек - вот, смотри - здесь святой Паисий хорошо говорил о смерти и подготовке к ней, мне кажется --
Живое слово мудрости духовной

Да и святой Игнатий в "СЛОВО О СМЕРТИ".

Как говорил св.Паисий - представьте, что завтра утром вы не проснетесь и не встретите рассвет - вот и помолитесь вечером так, как будто на утро вас не будет здесь.

Отредактировано Пневма (2019-11-27 15:57:04)

0

5

Аника написал(а):

дело в том, что не знаешь, в чем заключается эта подготовка.

Для начинающих готовиться:
Для христианина смерть — это главное событие в жизни, к которому мы готовимся, начиная с Крещения. Смерть — это переход души человека из мира материального в духовную вселенную, это окончательное осуществление свободы выбора, это день начала Суда над человеком. Как говорит сохраненное Священным Преданием слово Господа:

— В чем застану, в том и сужу.

После смерти нет покаяния, и потому у православных разработана практика подготовки к этому важнейшему моменту. Помня о том, что смерть может прийти внезапно, по русской поговорке: «Смерть у человека не за горами, а за плечами», мы стараемся всегда готовиться к смерти, даже когда ничто не предвещает ее приближения. Но особенно внимательными мы должны стать, когда узнаем, что у нас смертельная болезнь (а скрывать это — тяжелейший грех для врачей и родственников). Умирающий должен не впадать в отчаяние, как это делают безбожники, а тотчас начать последнюю «подгонку» своей жизни. Он прекращает все ненужные дела (карьера, забота о завтрашнем дне своем и детей) и греховные связи. Например, курильщик бросает табак, блудник разрывает постыдную связь, пьяница перестает пить, должник расплачивается по долгам, вор отдает украденное. Надо вспомнить, нет ли человека, с которым еще не примирился, и обязательно попросить у него прощения, как и сказал Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5,25–26).

Также и обиженному надо помириться с умирающим, чтобы гнев Бога не обрушился на него. Был случай, когда два друга, живших в Киево-Печерской Лавре поссорились. Один из них, иеромонах Тит, смертельно заболел и решил попросить прощения у своего бывшего товарища, иеродиакона Евагрия. Тот не хотел простить. Тогда его насильно притащили к постели умирающего. Тит сполз с кровати и, упав на колени, просил прощения. Но гордый диакон воскликнул:

— Не прощу его ни в этой жизни, ни в будущей!

И вдруг упал мертвым, а Тит встал с пола здоровым. Все удивились, и Тит рассказал им, что он увидел грозного Ангела, который стоял рядом с ним и угрожал наказать за обиду. Но когда Тит попросил прощения, а Евагрий не простил его, то Ангел пронзил жестокосердого огненным копьем, а Тита исцелил прикосновением.

Предсмертную болезнь надо терпеть с молитвой и благодарностью, помня, что страдание, переносимое с терпением, очищает человека от грехов. В это время надо чаще причащаться, посещать храмы и святыни, быть более внимательным к близким. В Древней Руси было принято в это время принимать монашеский постриг. Это время для исследования Священного Писания и святоотеческой литературы.

Когда состояние умирающего не даст ему возможности посещать храм, то молиться надо и дома. При нападении помыслов уныния и отчаяния надо читать Евангелие и Псалтирь. При этом надо чаще причащаться и на дому. Очень полезно принять Таинство Соборования, дающее дар безболезненной кончины.

Вот, приближается день кончины. Обычно к христианину собираются родные и близкие люди, чтобы поддержать его молитвой и утешением в его последний час. Но, главное, приглашают духовника или просто ближайшего священника, который напутствует умирающего. Сначала человек искренно исповедуется во всех грехах своих за всю жизнь и принимает Тело и Кровь Христа. По правилам Церкви, умирающий причащается, даже если он и вкушал пищу и не читал правила. В Троице-Сергиевой Лавре был случай, когда дьякон умер сразу после Литургии. Позже он явился одному своему другу и на вопрос, как миновал он заставы князя тьмы, ответил так: «Как молния пронесся я мимо них, ради благодати святого Причастия».

Но приобщаться можно только тогда, когда умирающий пребывает в сознании. Во время коматозного состояния недопустимо преподавать никакие Таинства, кроме Крещения (и то при условии, если человек желал креститься, но не успел).

Если прежде во время болезни он не соборовался, то его соборуют. И после этого священник читает «Канон при разлучении души от тела». В нем он от лица умирающего просит Христа и Богородицу помочь ему пройти воздушную область, где царствует дьявол, и явиться оправданным пред Престолом Бога. А после канона священник читает молитву на исход души, с просьбой очистить ее от всякого зла и уйти в мире.

Если умирание сопровождается тяжелой агонией, то священник совершает «Чин, на разлучение души от тела, когда человек долго страждет».

Если священника нет рядом, а человек умирает и подвергается нападкам бесов, то необходимо родным читать Евангелие и кропить умирающего святой водой. Но все же самую действенную помощь может оказать святое Причастие, ради которого, по правилам Церкви, священник даже обязан прервать службу (кроме евхаристического канона). Не надо стесняться тревожить иерея в любое время суток, если больной может умереть. Ведь на родных, которые не помогли напутствовать умирающего, ляжет тяжкий грех.

Автору известен случай, когда священника пригласили к умирающей. Когда он пришел, то увидел страшное зрелище — больная лежала с выпученными глазами и пыталась руками отбиваться от нападающих на нее со всех сторон невидимых существ.

— Боюсь, боюсь! — кричала она, и никто не мог ей помочь. Священник спросил ее, желает ли она причаститься, и она ответила: «Да!» После этого она потеряла речь и лишь с ужасом смотрела на стоящих вокруг страшных истязателей. Но как только она причастилась, то тотчас улыбка появилась у нее на устах, на лице появилось выражение покоя, и спустя несколько минут она в мире скончалась. Так что нельзя ни в коем случае затягивать с напутствием. Необходимо спрашивать об этом — желает ли человек причаститься (а некрещеный — креститься) — у любого, вне зависимости от того, верил ли он раньше или нет. Ведь при подходе к смертному рубежу у многих открываются духовные глаза, и они начинают видеть ту реальность, которую прежде отвергали.
https://vikidalka.ru/3-50837.html

0

6

Аника написал(а):

Пневма написал(а):
Готовимся ли к смерти?
Умилостивляем ли господа Бога?
Эта смерть уже переступила наши границы,

Главный вопрос, на который трудно ответить.


Задумалась над твоими словами, вообще..это хорошая тема для отдельной темы.
Итак

проходимец написал(а):

Для христианина смерть — это главное событие в жизни, к которому мы готовимся, начиная с Крещения. Смерть — это переход души человека из мира материального в духовную вселенную, это окончательное осуществление свободы выбора, это день начала Суда над человеком.


Вспомнились слова  апостола Павла, что жизнь для него Христос, а смерть - приобретение.
Вот, и если смотреть толкования -- не на эти слова, а далее по его мысли --, смотри как она развивается --

Общее указание сторон христианской жизни, каких намерен коснуться Апостол (1. 27)
Глава 1, стих 27.
Точию достпойне благовествованию Христову жительствуйте, да аще пришед и видев вас, аще и не сый у вас, услышу, яже о вас, яко (истиною) стоите во едином дусе, и единодушне сподвизающеся по вере благовествовапия (волею).

«Посему умоляю вас возлюбить жизнь, сообразную с Евангелием, чтобы мне, приду ли к вам или буду жить где в друюм месте, увеселяться восписуемыми вам похвалами; доставят же мне это веселие ваше согласие, ваше единомыслие в Божественном, общий вам подвиг в деле истины и то, что нимало не приводят вас в смятение противники!»
(блаженный Феодорит)

Точию. Все то сбудется, что он обещал, и радость будет, и похвала будет, только исполните условие, которое вам предложу; а если не исполните, будет все противное.
«Что значит — точию? Значит, что это есть только достожелаемое мною, а не другое что-либо. — Видишь ли, как все прежде он говорил им для того, чтобы побудить их к преуспеянию в добродетели»
(святой Златоуст).

Достойне благовествованию Христову жительствуйте. Жительствуйте, πολιτευεσυε — гражданствуйте, — живите так, как следует жить гражданам Царства Христова. А это как? Смотрите в Евангелии. Как требует Евангелие Христово, так и живите. «Евангелие же требует: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и последует Мне (ср.: Мк. 8, 34)»
(блаженный Феофилакт).
В этом дух жизни о Христе Иисусе. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотъми (ср.: Гал. 5, 24).

Строгая подвижническая жизнь — печать Евангельской жизни. Истинные Евангелики суть только строгие подвижники.

Да аще пришед и видев вас, аще и не сый у вас, услышу, яже о вас.
Приводится обстоятельство это в видах раздражения ревности, по сердечной связи их с Апостолом; к существу же наставления это ничего не прибавляет.
Как отец детям, как любимый наставник любимым ученикам, говорит им: смотрите, не сделайтесь причиной огорчения для меня; мне крайне дорого ваше преуспеяние; и ничто мне так не желательно, как и видеть, и слышать, что вы во всем совершенны. Аще пришед... аще и не сый — «говорит не потому, будто бы переменил намерение и не хотел уже прийти к ним, но, если бы случилось, прибавляет: то и не сый у вас могу радоваться: аще услышу, яко...»
(святой Златоуст).
Аще — вместо: когда. Когда приду и увижу,— или пока еще не приду, а буду собираться или в дороге буду, услышу о вас, чтобы мне и видеть, и слышать о вас одно доброе.

Указывая, что такое доброе он желает и видеть, и слышать, возвращается святой Апостол к наставлению: яко (истиною) стоите в едином дусе и единодушне.
Истиною — нет в греческом подлиннике. Если принять сие слово, то значение его, здесь уместное, будет: не вид только стоящих имеете, но истинно стоите, искренно, каковыми кажетесь, таковы пребывайте и в сердце. Стоите — указывает на твердость веры и жизни по вере. Как столп какой, глубоко вкопанный, твердо стоит — не пошатнешь: так они тверды в жительствовании, достойном Евангелия. В едином дусе и единодушие. «Сказавши им — жительствовать достойно Евангелия, указывает и образ такого жительствования. А это есть — искренность в вере: ибо иначе нельзя быть в едином духе, как так. Потом заповедует им иметь и одну душу, в чем доказательство превеликой — (взаимной) любви»
(святой Дамаскин).

В одном духе и одною душою — можно и не различать, разумея под сими совершенное во всем согласие и любовное единение. И можно под духом разуметь одинаковое их отношение к Богу, а под душою — прочие проявления внутренней жизни. В едином дусе — будет: одинаково все, по вере в Господа, пред лицем Его в сердце предстоя и одинаковою ревностию ревнуя благоугодными Ему во всем явиться. Единодушне — будет: содержа одинаковый образец мыслей, одинаковые питая добрые расположения, намерения и предприятия, одинаковые имея вкусы во всем. То и другое и составит крепкий между ними союз любви, непреодолимый для врагов и внешних и внутренних.

Святой Златоуст говорит: «сие-то особенно соединяет верных и поддерживает любовь. Посему Христос сказал: да будут едино (Ин. 17, 11).
Ибо царство раздельшееся на ся не станет (ср.: Мф. 12, 25). Посему Павел повсюду сильно убеждает к согласию. Посему же и Христос говорит: о сем разумеют ecи, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Что значит: во едином дусе? значит: в одном и том же даровании единомыслия и ревности. Равным образом и: стоять единодушие — означает единомыслие. В сем-то смысле многие души называются единою. Так было древле. Всем бе, сказано, сердце и душа едина (ср.: Деян. 4, 32)».

Сподвизающеся по вере благовествования. «Это значит: вспомоществуйте друг другу в подвиге за веру Евангельскую»
(святой Златоуст).

Слова: волею — нет в греческом подлиннике. Если принять его, оно будет значить: доброхотно, с крепкою решимостию не уступать, с желанием устоять, чего бы это ни стоило.

Вера благовествования — вера Евангельская нигде не водворялась без борьбы.
Всюду встречала она сопротивления: ибо являлась среди мира, духу которого была совершенно противоположна, — изгоняла его из своего круга.
За это мир ее ненавидел, противился ей и гнал ее.
От этого всякому обществу верующих неизбежно было находиться в подвиге самозащищения.
Для успеха в этом подвиге Апостол заповедует — стоять в едином духе и единодушно, — чтоб все были как одна душа.
Таких кто одолеет? Непреодолимость не то есть, чтобы ничего не претерпевать, а чтобы не отставать от веры, хотя бы и умереть пришлось.

Сколько мужества вдыхает душа, когда все ее подкрепляют? Она сильна тогда одна, сколько все души в совокупности. Так в вере,—как показали мученики Так и в жизни, как доказывают братские общества, соединяющиеся для преуспеяния в христианском совершенстве. Пример, совет, молитва — тотчас обращают в бегство всякого врага.


http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/fe … txt03.html

0

7

Для христианина смерть — это главное событие в жизни,

парадокс )

+1

8

Аника написал(а):

Для христианина смерть — это главное событие в жизни,

парадокс )


Смерть тела - главное событие в жизни души!

0

9

Аника написал(а):

Как раз таки, дело в том, что не знаешь, в чем заключается эта подготовка.

Если знаешь в чём состоит (духовный) смысл этой маленькой и преходящей земной жизни,
значит уже знаешь и в чём заключается подготовка к смерти.

Ведь смерть --- это переход в ту настоящую жизнь, ради которой мы люди созданы Богом.
А здешняя жизнь --- лишь некое подобие той жизни, но бледное  подобие... как тень мимолётная...
и она нам дана для того, чтобы мы определились и сделали окончательный выбор для вечности. 
Чтобы своими делами показали куда мы стремимся,  чему отдаём предпочтение.
Жизни с Богом к которой и призваны ( как христиане ) или "жизни", которая на самом деле не жизнь
а самая настоящая вечная смерть, страшнее которой едва ли что-то может быть.

Каждый раз принимая какие-то решения, совершая поступки, говоря слова
мы делаем ещё один шаг к утверждению своего выбора, укрепляя его ( действуя по вере )
или разоряя ( если исполняем похоти плоти, и служим страстям ).

А смерть --- это финишная черта, за которой будут подведены итоги
и вынесен приговор.

«Не будь искушений, - никто бы не спасся», - говорит один авва.
Почему он так утверждает?
Потому что от искушений происходит немалая польза.
Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет - он зол.
Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог…ловит этот камень
и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков ,
чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения
не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас,
чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь
и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий.
Нам надо хорошенько понять , что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним,
пока не уйдём из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, чтобы сделать
свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов.
Если же человек умрёт и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется.
Пересдачи уже не бывает.

( святой преподобный старец Паисий Святогорец «СЛОВА» т.1  стр.60  )


«Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь милость.
Прежде, нежели почувствуешь слабость, смиряйся, и во время грехов покажи обращение.
Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти…
Припоминай о гневе в день смерти и о времени отмщения, когда Господь отвратит лице Свое
»

(Сир. 18, 20–22, 24).


Вот у нас с завтрашнего дня как раз и пост начинается... благоприятное время
для того чтобы испытаться себя и приложить некоторые усилия для исправления.

Преподобный Ефрем Сирин:

«Будем молиться, пока есть на сие время.
Здесь, пока мы в этой жизни, всегда можем умилостивить Бога.
Нетрудно здесь снискать нам прощение, и благовременно для нас ударять в дверь Его милосердия.
Прольем слезы, пока еще время к принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно.
Ибо там, за гробом, ни во что не вменяются слезы. Здесь выслушивает нас Бог, если взываем к Нему.
Здесь прощает, если просим о том. Здесь изглаживает беззакония наши, если мы благопризнательны.
Здесь – утешение. Там – допрос.
Здесь – терпение. Там – строгость.
Здесь – снисхождение. Там – справедливость.
Здесь – свобода. Там – суд.
Итак, свободная воля как некий священный дар, который дан каждому человеку, дана именно для того,
чтобы в этой земной жизни мы определились в добре или во зле
».


Преподобный Иустин (Попович):

«Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни.
Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души
и уничтожил бы то, что личность делает личностью. Однако и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим
хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле,
не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося
необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому,
что ей недостает земных условий и средств спасения».

Рассуждая о том, что для умерших покаяние закрыто, преподобный Иоанн Дамаскин писал:

«Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей.
Ибо после падения нет им покаяния, как и людям нет покаяния после смерти».

 


В общем...  суть подготовки к смерти   В ПОКАЯНИИ.

Потому что только здесь на земле мы можем покаяться и с Божией помощью
привести свою душу в доброе устроение.

0

10

Аника написал(а):

Для христианина смерть — это главное событие в жизни,

парадокс )

Парадокс в чем?

0

11

проходимец написал(а):

Парадокс в чем?


Вы правы. Парадокс это только для человека без веры. Без православной веры.

ПС
Решила уточнить, смысл слова "парадокс".
Прочла.

Наверное, я неправильно его применила?

Отредактировано Аника (2019-11-28 06:31:53)

0

12

togiya написал(а):

В общем...  суть подготовки к смерти   В ПОКАЯНИИ.


Мне вспоминаются святые, умирающие с улыбкой на устах. Они счастливы. По особенному счастливы: по-настоящему.
Хочется умереть также.

yozhik написал(а):

Смерть тела - главное событие в жизни души!

Мне думается, что нет.
Тело, это конечно,важная составляющая человека, но главным для души при умирании  тела становится другое.

ПС
Душа борется за тело. Но и осознаёт неизбежность расставания. Душа- христианка знает, что это расставание временно.
Душа радуется, когда телу становится легче. И тогда она способна размышлять. А не только кричать и плакать.

Отредактировано Аника (2019-11-28 06:41:27)

0

13

Какая интересная тема!

"где богатство ваше - там и сердце ваше"
Не это ли - "индикатор" в памятовании о смерти? Да и вообще - в духовной жизни человека.

А ведь - есть еще и воскресение души прежде воскресения тела...

Не обличает ли совесть хоть в чем-либо?
Не обличает ли совесть хоть в чем-либо?...
А после молитвы об этом же?
А после не одной такой молитвы?

Если (при памятовании о смерти и представлении ее) - страх и тянет что-то земное - значит так.
Если - сердце сладостно начинает учащать ритм (но и со страхом, потому что  "ин суд человеческий..")  - значит, наверное, так.

Могу ошибаться, конечно.

Отредактировано Виталий83 (2019-11-28 12:05:25)

0

14

Письма о духовной жизни
игумен Никон (Воробьев)

Батюшка начал чувствовать особое недомогание зимой 1962–1963 гг. 1 ноября 1962 года он писал:
«Чувствую себя слабо, мысли о смерти не отступают от меня.
Я вижу, что если доживу до 1963 года, то не проживу его.
Лично для меня смерть желанна.
Я знаю, что есть будущая жизнь, есть милость Божия к нам, есть для верующих в Господа Иисуса Христа несомненная надежда войти в блаженную, а не мучительную вечную жизнь».

«Жить мне никогда не хотелось и теперь не хочется.
Только желание помочь нуждающимся еще поддерживает интерес к жизни.
Сам же по себе я, кажется, в любую минуту рад был бы покинуть мир сей.
Страшит, конечно, неподготовленность, но и это умеряется надеждой на милосердие Божие».


«Народ в своем подавляющем большинстве, – скорбел батюшка, – совершенно не знает христианства и ищет не пути спасения, не вечной жизни, а тех, кто бы помог ему что-то «сделать», чтобы сразу избавиться от той или иной скорби».
Приходящим к нему с подобным настроением он говорил:
«Не хочешь скорбей – не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, не откладывай надолго причащение, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, прощай всех, тогда Господь и тебя помилует и, если полезно, то и от скорби освободит».


https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobe … -segodnya/

Аника написал(а):

Хочется умереть также.


возможно, эта книга будет в помощь
"Нам оставлено покаяние"
https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobe … okajanie/2

Отредактировано Пневма (2019-11-28 13:56:29)

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Разговор о смерти, её смысле в духовной жизни и подготовке к ней