Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать вторую (Лк.16:19–31)

Тертуллиан и святые: Ириней Лугдунский, и Амвросий Медиоланский, и Григорий Римлянин, называемый Диалог,
и другие за историю почитали нынешнее Евангельское повествование; божественный же Златоуст,
и иже во святых Кирилл Александрийский и Феофилакт Болгарский и другие притчею сие повествование называли.
И истинно, если посмотришь на видимую малость переношений и инознаменательностей, на образец исторического
повествования, на лице именно Лазаря, – мало усомнишься, что повествование сие есть история. Если же паки разберешь,
сколько находится переношений и инознаменательностей, и богатого введенного без имени так: «человек некий»,
еще же и сие, что прежде суда представляет Лазаря на лоне Авраамли, богатого же во аде: не усомнишься,
что притчею говорил Богочеловек ныне чтенные слова. Но сомнение сие довольно решили отысканные древние
Евангельские рукописания, в которых прежде сего: «человек некий бе богат», сии находятся слова:
«рече же и другую притчу: человек некий бе богат», и проч. Конец же сей притчи есть представление мщения
любострастных и немилосердых богачей и славы тех, кои великодушно переносят убожество и болезнь.
Кто с верою и со вниманием послушает сего небесного учения, если богат, будет воздержен и милостив;
если же убог и немощен, будет мужествен и терпелив.

Лк.16:19. «Рече Господь: человек некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло.»

Украшали в древние времена краскою, из раковин растворенною, одеяние, и называли таковое порфирами, от багряного цвета;
виссоном же называли индийские льняные одеяния. Было же в те времена таковое одеяние весьма в великой цене.
Сей убо богатый, – который означает всякого любострастного и жестокосердого богача, – одевался одеянием багряным и виссонным,
и веселился не некогда, но во всякий день светло, то есть, великолепно и довольно и богато, столь имея, многими и различными пищами
и напитками исполненный, и музыку, и пения, и пляски, и игры и другое сему подобное, – что доныне видим во дворцах любострастных
и тщеславных богачей, боготворящих чрево и работающих удовольствиям плоти своей.

Лк.16:20–21. «Нищь же бе некто, именем Лазарь, иже лежаше пред враты его гноен.
И желаше насытитися от крупиц, падающих от трапезы богатаго: но и пси приходяще облизаху гной его»

По какой причине умолчал о имени богатого, показал же имя бедного?
Да явит недостойными Божия напоминовения имена нечестивых людей, каковым был богач притчи сея,
достойны же Божеского напоминовения имена праведников, каковым был нищий Лазарь.
Грешников имена в сей жизни токмо помнятся и пишутся на гробах их: «нарекоша имена своя на землях» (Пс.48:12);
праведников же «написана суть на небесех» (Лк.10:20) и в книге жизни (Флп.4:3). Злочестивых имена ниже достойными
судил устного произношения Пророко-царь Давид: «ни помяну имен их устнама моима» (Пс.15:4), благих же имена достойными
памяти и чести пред Богом назвал: и «хвально имя» их пред Ним (Пс.112:3). Смотри же, как в лице Лазаря многие и великие
соединяет болезни, в лице же богатого – богатство и ежедневные удовольствия, да терпение убогого и жестокосердие богатого видя,
великодушному поревнуем, жестокосердого же отвратимся. Нищ Лазарь, настолько нищ, что желал крупиц, падающих от трапезы богатого;
нищ и убог так, что не имея ни дома, ниже прибежища, лежал близ врат двора богатого; нищ и немощен, не токмо же немощен,
но и гноем пораженный и недвижимый, так что псы, приходя, облизывали раны его. Столько же терпя, ниже хулил, ниже роптал
на Божественный промысл, ниже поносил богатого жестокосердие, но так как другой Иов, великодушно и мужественно перенес.
Сие же явствует из сего: ибо если бы он таковым не был, то бы Ангелы не относили душу его на лоно Авраамово.
Богатый же, порфирою и виссоном одевающийся и роскошными столами увеселяясь, видя Лазаря страждущего
толико жалостными болезнями, ниже ввел его в дом свой, ниже снабдил его когда одеянием или пищею,
ниже мало сострадал о болезни его.

Лк.16:22. «Бысть же умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его.»

Умер нищий, умер и богатый. Нищего, взяв Ангелы, отнесли на лоно Авраамово, богатый же был погребен.
Но что же значит лоно Авраамово? и почему не сказал и о бедном также – погребен был, так как и о богатом?
Лоно Авраамово означает места благих, «яже уготова Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Лоном же сии назвал,
поколику как корабль, ко брегу приставший, безопасен от возмущения многоволнуемого моря: так и праведный,
достиг до возлюбленных Господа селений, покоится от бури многобедственной жизни. Авраамовым же лоном
называется Божественное блаженство, поколику крестная жертва тела Иисуса Христа отверзла вход в оное праведным,
ибо тело Господа Иисуса есть от семени Авраамова, то есть, от Святой Девы: «не от Ангел бо когда приемлет,
но от семене Авраамова приемлет» (Евр.2:16). Сие же, «погребоша его», сказал о богатом, а не о бедном,
поколику по смерти душа богатого сошла во ад, коего изображение есть гроб, так как место подземное
и мрачное и темное: бедного же не прешла во ад, но в лоно Авраамово, которое означает немерцающий свет
и Божественное блаженство. Из сих слов научаемся, что по смерти праведных души принимают святые Ангелы
и преносят их на место покоя, так как Лазаря; души же грешников нисходят на место мучения, так как богатого.
Знай же, что ниже лоно Авраамово означает совершенство Божественной славы, ниже ад – совершенство мучения:
ибо после второго токмо Господня пришествия и всемирного суда и Господнего ответа праведные удостоятся
совершенного Божественного блаженства, грешники же конечного мучения, – тогда, то есть, когда Господь сии слова
скажет праведным: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34),
грешникам же речет: «отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.25:41).
Послушаем же теперь, что делается с несчастным богачом, находящимся во аде.

Лк.16:23–24. «И во аде, возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его.
И той возглаш, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде,
и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем.»

Богач, адовыми муками обдержимый, возвед очи свои горе, видит Авраама, далеко от него сущего, видит же и Лазаря
на лонех Авраамлих: и Авраама видит, так как мужа странноприимного, Лазаря же, яко нищего, им непомилованного,
да видение каждого умножит стыд и мучение жестокосердого его сердца. Что же означает возглашение богатого,
и просьба милости, и жажда? Чрезмерную и несносную муку мучимых. Того для и не много воды требовал, но каплю,
да обнаружится неудобосносимость страдания; ибо когда чрезмерно страждем, и малейшее утешение великим почитается.
Из сего же научаемся, что чрезмерная и великая есть казнь мучимых, и что они видят и познают праведных, не только знаемых,
но и незнаемых, видят же и тех, которые ими были обижены, только издалеча; ибо весьма далеко отстоят от наслаждения
вечного царствия и славы. Видит посему немилосердый богач и Авраама странноприимца, и Лазаря непомилованного им:
любодейная же Египтянка и Сусанну целомудренную и Иосифа, которого прельщала и оклеветала; и неправедная Иезавель
и Илию праведного и Навуфея, которого обидела; и Нерон мучитель как Константина равноапостольного, так Петра и Павла
и прочих святых, им умерщвленных. Подтверждает сию истину слово Господне: «воззрят нань, егоже прободоша» (Ин.19:37).
Яснее же изобразил сие премудрый Соломон, говоря: «тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших Его
и отметающих труды Его. Видящии смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении Его» (Прем.5:1–2).
Но, по бедственных возглашениях и прошениях, удостоился ли мучимый богач просимого им малейшего утешения? Никак.
Послушайте, что ему ответствовал Авраам.

Лк.16:25. «Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем,
и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши.»

Чадом назвал Авраам богатого, хотя по жестокости своего сердца недостоин был такового названия, для того,
чтобы показать, что и по смерти любовь и милосердие водворяются в душе праведных; понеже любы «николиже отпадает» (1Кор.13:8).
Почему не негодуют, ниже ненавидят они грешников, но соболезнуют о них и скорбят. Сие же показывают сии кротчайшие
и сострадательные слова: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая»;
почему достойно ныне Лазарь веселится, ты же страждешь. Сему же негде и Спаситель наш научил, говоря:
«блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4); также: «горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете» (Лк.6:25).
Но ужели все наслаждающиеся земными благими будут мучимы в будущую жизнь, и все такожде страждущие в мире
будут прославлены на небеси? Никак. Те только богатые и счастливые будут мучимы, кои, так как богач нынешнего Евангелия,
присвояя себе только данные благие и нимало не разделяя с бедными, иждивают сии на собственные прихоти и удовольствия.
Сие же показал, ибо не сказал: восприял благая, но – «восприял еси благая твоя»; те, то есть, которые ты, так как собственные
и так как тебе одному данные, издержал, и ничего убогим не давал. Подобным образом те только бедные и немощные прославятся
на небесех, которые как Лазарь великодушно и терпеливо ради любви Божией и бедность и болезнь переносят.
Сими же словами показав, что прошение богача не есть праведное, присовокупляет сие, что и исполнение сего есть дело невозможное,
говоря:

Лк.16:26. «И над всеми сими, между нами и вами пропасть велика утвердися,
яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят.»

Кроме же всего сего, говорит праведно, и другая причина есть, которая препятствует исполнению прошения твоего.
Великая пропасть, то есть, великое и глубочайшее пустое расстояние, твердо утвержденное, есть между нами,
сущими в Божественной славе, и вами, сущими в муках. Сие же для того, чтобы ни блаженные не могли,
хотя бы хотели, прейти на место осужденных, ниже осужденные на место блаженных. Знать же надобно во-первых,
что чрез сию притчу говорил Господь о имеющем быть после конечного сего всемирного суда и решения,
так как о настоящих вещах; во-вторых же знай, что сказав сие, «яко да хотящии», и умолчав о сем: ежели восхощет Бог,
– подал случай всякому уразуметь, что по собственному произволению не может никто из места осуждения прейти
в место блаженства: но если Бог восхощет, учинив, чрез оставление грехов, достойным недостойного блаженства,
творит такое пременение. Сие даже до дня судного не есть противно правосудию Его, но благоутробию Его и свойственно.
Доныне еще ни Сын Божий не сшел с небесе судить живым и мертвым, ниже мертвые воскресли, ниже телеса,
посредством коих творили добродетель или злобу, с своими соединились душами, ниже суд был, ниже определение
последовало: но Агнец Божий, вземляй грех мира, закалается ежедневно на жертвенниках православных, дондеже придет,
то есть, до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Сия убо жертва, которая, на кресте будучи принесенною,
примирила человека с Богом, беспрестанно даже до кончины приносимая, приклоняет Многоблагоутробного на милость
к грешникам умершим. На сей же вере и уповании основываясь, христиане, имея также пример Маккавеев, приносят
о умерших сродниках и друзьях жертвы и приношения: святая же Божия Церковь, Апостольским последуя преданиям,
простирает руки свои, неусыпно молясь, и именно и безъименно, о всех почивших православных христианах,
и сию же приносит бескровную жертву для отдаления Божеского гнева к умершим грешникам. Обратимся же паки
к предложению и послушаем, что в ответ сказал немилосердый богач, услышав то, что ему сказал Авраам.

Лк.16:27–28. «Рече же: молю тя убо отче, да послеши его в дом отца моего.
Имам бо пять братия, яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения.»

Что сие? Немилосердый является милосердым; сожалеет и печется о братиях своих, не помиловав души своей
и не постарався о спасении своем? Так. Просит Авраама, чтобы из мертвых воскресил Лазаря и послал его в дом отца его,
да засвидетельствует братиям его, какое осуждение и муку причиняет грех, какое блаженство и славу добродетель.
Но таковое пременение немилосердого богача означает чрезмерную жестокость муки. Такова мука, что могущественною
явилась сотворить милосердым немилосердого и попечительным о других непопечительного о своей душе!
Но какой конец имеет притча, вводящая богатого, просящего от Авраама таковых требований?
Конец есть, чтобы обличить неверующих Божественным Писаниям, но требующих чудес.
Сие же явствует из нижеследующего.

Лк.16:29. «Глагола ему Авраам: имут Моисеа и Пророки, да послушают их.»

Нет, говорит, никакой нужды в послании Лазаря в дом отца твоего. Имеют книги Моисейские и Пророческие:
пусть слушают учения их, которое их ведет к творению всякой добродетели. Истинно же и Пророк Моисей
о всякой добродетели писал, наипаче же и о сострадании к бедным возвестил, говоря: «отверзая отверзи руце твои
брату твоему нищему, и просящему на земли твоей» (Втор.15:11). Да и все Пророки то же проповедывали учение,
наипаче Пророк Исаия, который изобличая Иудеев, уповающих на единые свои посты, говорил:
«раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей,
и от свойственных племене твоего не презри» (Ис.58:7). Что же на сие сказал богач?
Лк.16:30. «Он же рече: ни, отче Аврааме, но аще кто от мертвых идет к ним, покаются.»
Богач сей, когда услышал о словах Божественного Писания, не удовольствовался.
Почему, собою и других измеряя, сказал Аврааму: нет, отче Аврааме, ни учением Пророческим убедятся:
но если бы кто из мертвых воскрес и, пришед к ним, проповедал покаяние, тогда бы отвратились от грехов своих.
Но Авраам на сие ответствует таким образом.

Лк.16:31. «Рече же ему: аще Моисеа и Пророки не послушают, ни аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры.»

Кто не верует, ниже убеждается словами Божественного Писания, таковый не поверит, ниже убедится,
хотя бы кто и от мертвых воскрес. Таковый есть ответ Авраама на вторичное прошение богатого.
Есть же сей ответ истина известная и опытами доказанная. Ибо и Лазарь, Марфы и Марии брат,
воскрес из мертвых; но однако Архиереи ниже поверили, ниже покаялись, но совещались убить и Лазаря.
«И многа телеса усопших святых восташа» во время спасительного страдания Христова,
«и изшедше из гроб по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем» (Мф.27:52–53):
но однако Иудеи ниже поверили, ни покаялись, но гнали и умертвили Апостолов, учеников Иисуса Христа.
Воскрес из мертвых и Сам начальник спасения, Иисус Христос, «и постави Себе жива по страдании Своем,
во мнозех истинных знамениих деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя яже о царствии Божии» (Деян.1:3);
но однако Архиереи и священники Иудейские ниже поверили, ниже покаялись, но «довольны сребреники
даша воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим» (Мф.28:13).
И если бы и ныне кто из мертвых воскрес, то же бы было по заключению. Какие бы сомнения, какие бы следствия!
Сколько бы было лжесвидетельств, сколько бы запутанностей: не есть ли притворник и лжец говорящий,
что он воскрес из мертвых, или не есть ли привидение (Ин.20:25)? Ибо и из самых Апостолов, когда во-первых
узрели Иисуса Христа воскресшего, иные не верили, иные сомневались, иные же мнили дух видети (Мф.28:17; Лк.24:37).
Сверх сего, если бы когда воскрес кто из мертвых, диавол, который творил мечтательные чудеса во время Фараоново,
дерзнул бы учинить и ложные мертвых воскресения, и чрез то научая воли своей, многих совратил бы с истинного пути.
Следовательно, напрасно требуется мертвых воскресение для подтверждения имеющих веровать и исправления грешников.
Слово Божественных Писаний есть убедительнее свидетельства воскресения от мертвых, ибо есть вероятнее
и самых чувств наших, так как премудро доказал Богоглаголивый Петр, который хотя все видел чудеса Иисуса Христа,
хотя видел преображение Его, и слышал с небеси глас глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих:
Того послушайте» (Мф.17:5); однако сказал: «и сей глас мы слышахом с небесе сшедш, с Ним суще на горе святей:
и имамы известнейшее Пророческое слово» (2Пет.1:18–19).

Знать же надобно, что притча сия не только показала, что мучимые видят и признают праведников,
но и с противной стороны, то есть, что праведные видят и познают осужденных. Но первое имеет известную причину.
Ибо мука осужденных умножится, когда узрят славу праведников. Второе же сомнению предлежит: ибо если праведные
увидят и познают осужденных, последует то, что они будут скорбеть, будучи милосердыми и человеколюбивыми,
скорбь же уменьшает совершенство радости блаженства их. Два решения имеются для сего сомнения.
Се первое: праведные совершенно не узрят во аде грешников; сказано же сие для связи приточного слова,
хотя не клонится к концу притчи, так как и некоторые слова других притчей не клонятся к приточному предмету,
как негде говорили. Се и второе: притча говорит о случившихся прежде второго пришествия и решения Божеского,
в которое время ни святые не получают совершенного блаженства, ни грешные совершенного мучения.
Ибо соболезнование праведных означает несовершенное наслаждение Божественной славы. Сие же только до дня судного:
и соболезнуют дотоле только, видя и познавая мучимых, да ходатайственно о спасении и избавлении оных попекутся.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feot … i-chast2/5