СТОЙТЕ В СВОБОДЕ (Гал. 5, 1)
Будучи патриотом своего Отечества и ревнителем чистоты Православия, о. Гавриил постоянно, с глубочайшей сердечной болью размышлял о том, что происходит ныне в России и Церкви Русской.
В конце 90-х годов XX века возникла проблема, вызвавшая немалое смущение и тревогу среди верующих — всеобщая кодификация населения и введение новых удостоверений личности. Сотни паломников, приезжавших в Оптину Пустынь, стремились найти здесь разрешение своим недоумениям. Батюшка рассказывал, что, разделяя тревогу верующих, с целью разобраться в этой проблеме, Духовный собор обители обратил на нее пристальное внимание. Получив от отца Наместника благословение выразить свое мнение по этому вопросу, Батюшка серьезно рассмотрел его в свете Священного Писания.
Результатом этих размышлений явилась записка «Идентификационный номер», в которой он писал: «Ныне в мире все ярче являются возвещенные через пророков в Божественном Писании признаки пришествия светлого и явленного дня Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в который со славою Судия всех придет каждому воздать по делам его. Но почему у многих из нас на сердце не радость о встрече с Творцом и Богом нашим, а смущение и печаль житейская? Нерадение о славе Божией и грехи наши — причина того, что глубоко смущает нас попущенное Богом великое испытание веры нашей, состоящее в том, что перед Вторым Пришествием Христовым на малое время явится и воцарится антихрист — человек беззакония, сын погибели (2 Сол. 2, 3), дышащий злобой на рабов Божиих — православных христиан. Христос Пришествием Своим поразит антихриста, который будет ввержен в озеро огненное (Откр. 19, 20). Такая же участь — вечные мучения в озере огненном — постигнет и самого отца лжи — сатану — ангела, отпавшего от воли Творца своего Бога в противление (Откр. 20, 10). Ныне же через людей, которые по сути орудия сатаны, строится храм-капище антихристу — вводится новый мировой порядок с целью установления политико-экономической и духовной диктатуры мирового правительства во главе с антихристом. Устанавливается новый мировой порядок с помощью создающейся электронно-компьютерной системы тотального контроля и управления людьми».
Всеобщая кодификация населения и строжайший контроль над личностью — это составляющие общемирового глобализационного проекта — нового мирового порядка. По словам Батюшки, таким образом ныне и каждого человека, и Россию в целом втягивают в мировую систему зла. Заботясь о том, чтобы не оставить своих духовных чад в неведении, о. Гавриил разъяснял: «Неправильно рассуждают те, кто думает, что процесс глобализации — это естественный ход развития человеческой истории, то есть — нечто неизбежное. Священное Писание ясно говорит о подготовке к воцарению в конце времен единого мирового правителя — антихриста. Стирание государственных границ, национальных особенностей, культуры — такое “объединение” или глобализация ведет именно к этой цели. Мировое правительство уже создано и открыто заявляет о себе».
Беседуя с чадами, он постоянно побуждал их не быть равнодушными, иметь дух исповедничества и жертвенности, предупреждал словами Апостола: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противустойте ему твердою верою... Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми (1 Пет. 5, 8-10).
Ссылаясь на слова старца Паисия Святогорца о «доброй обезпокоенности», Батюшка призывал быть трезвыми до конца: нельзя забывать, в какое время мы живем, надо готовиться к тому, что придется сделать выбор — исповедничество или отступничество. Понимая, что непринятие электронных документов, отказ от вхождения в мировую глобальную систему неизбежно вызовет преследования со стороны властей, что такие люди будут поставлены вне закона, вне общества, он обращал внимание духовных чад на то, с какой осторожностью, покаянием и страхом Божиим нужно будет принимать решения в таких условиях. Главное — жить по-евангельски и молитвенно искать волю Божию.
«Можно ли сохранить благодать Святаго Духа, — писал о. Гавриил, — веру и правильное сердечное устроение, если внешне принять номер, связанный с числом зверя, по своему произволению? Нет! Об этом свидетельствует безчисленный сонм новомучеников, жертвенной кровью которых мы имеем время на покаяние и продолжение их подвига исповедничества.
Неведение, боязливость и малодушие не будут оправданием для того, кто примет число имени зверя. Принятие числа повлечет за собой вместо успокоения попущенное Богом наказание, предвозвещенное в Апокалипсисе Иоанна Богослова: Кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией... приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем. И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его (Откр. 14, 9-11). В то время как в исповеднических скорбях Бог не оставит верных рабов Своих. Нам известно много символов богоборчества, и некоторые из них были атрибутами нашей жизни, но именно о числе антихриста нас предупредило Священное Писание две тысячи лет назад...
Введение нового мирового порядка приведет к уничтожению национальных различий народов (что связано с предательством Отечества содействующими этому людьми) и в конечном итоге — к уничтожению индивидуальных особенностей жизни человека, и превратит людей, носящих образ и подобие Божии, в запрограммированные, лишившиеся богоподобной свободы существа (физические лица). Таково намерение сатаны — осквернение образа Божия в человеке».
«Для тех, кто не доживет до пришествия антихриста, отношение к числу 666 сохранится в произволении души», — считал Батюшка. То есть проявленное ныне произволение — отказаться от участия в построении глобального антихристианского общества — может вмениться в отказ от поклонения антихристу. В этом он заповедовал быть последовательными.
Большую сердечную боль вызывало у о. Гавриила начавшее распространяться среди православных отношение к Церкви как к организации, свойственное более католикам. «Церковь — это не организация только, это живой организм, и все верующие — его члены. А сейчас насаждается принцип дисциплины армейской: дан приказ — и все обязаны выполнять. Не только иерархи, но и простой человек, живущий по Евангелию, также является носителем Истины. То, что отменили Поместные Соборы, — это уже отступление от духа соборности», — с печалью говорил он.
Батюшка писал одному из духовных чад: «Ты правильно примечаешь, что уже не только в мире, но и в Церкви-организации происходят некоторые чудны́е вещи... Отсылаю тебя прочитать очерк о Н.А. Мотовилове в книге С.А. Нилуса “Великое в малом”. Если во времена земной жизни преподобного Серафима так было в администрации, то ныне, о чем плачу и болезную, сие — и в ограде Церкви. Паки и паки напоминаю слова апостола Павла: Не будьте младенцы умом, умом бывайте совершенны; но злобою младенствуйте ».
Со скорбью переживая происходящее, Батюшка, тем не менее, призывал «удерживать нить послушания церковной иерархии», неоднократно повторял: «Если с амвона открыто не проповедуется ересь, надо хранить послушание». Слыша недоумение людей, неравнодушных к судьбам Отечества и не находящих в официальной позиции церкви надлежащих ответов на многочисленные острые вопросы современности, о. Гавриил исследовал их с величайшей осторожностью и страхом Божиим. Он глубоко печалился о разделении мнений, начавшемся не только в церковной иерархии, но и среди почитаемых всеми старцев.
Будучи ревнителем чистоты Православия, противником личных номеров и электронных удостоверений личности, о. Гавриил никогда не поддавался соблазну уклониться в некий «православный экстремизм», связанный с духом вражды, нетерпимости и навязывания своего мнения ближнему. Предостерегал: ни в коем случае нельзя осуждать тех, кто принял ИНН, личные коды, новые паспорта, так как каждый человек даст свой ответ Богу. Сам Господь дал человеку свободу, предлагая ему путь спасения, но не навязывая его.
Считая, что каждый должен делать свое дело и на своем месте, в соответствии с тем чином, в котором призван, Батюшка признавал для мирян вполне допустимым, а в каких-то случаях даже необходимым, заниматься общественной деятельностью в этом направлении, участвовать в патриотических православных общественных организациях и братствах. «Монаху же это не подобает, — строго предупреждал он. — Монах должен заниматься прежде всего своим делом — молитвой и послушанием». Сетовал, что некоторые монахи чрезмерно увлекаются тем, что не входит непосредственно в их духовные обязанности: чтением газет и журналов, обсуждением новостей, чуть ли не составлением политических партий. Батюшка всеми силами старался поправить тех, в ком замечал подобное уклонение от святоотеческого пути. А некоторым прямо запрещал чтение книг и журналов общественно-политического направления.
«Таковое ныне время, — писал Батюшка одному из своих духовных чад, — безмерная немощь духовная, некому и сказать слово правды, чтобы осталось в сердце без глупого трезвона и извращения. Только тот, кто сейчас в пустыне, он и сможет спастись. Пустыня для каждого может быть в разном месте, но для всех она — состояние души. Надо отрешаться от внешнего мира. И тут дело не в том, чтобы не видеть ближних, закрывать глаза на их скорби и беды. Нет, нужно не видеть чужой грех. И второе: отбрасывать прилоги вражии, стремиться не обращать на них внимания с Божией помощью. Все борются с чем угодно, только не со своим грехом и не со своими страстями. Нам так нельзя, учитывая внешнее положение искусительных дел: “власть имущие” планируют введение электронных документов, кои неприкосновенны для надеющихся спастись, ибо сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение. Во внешнем Господь не постыдит, аще имамы сокровенную пустыню по слову Иисусову: Царствие Божие внутрь вас».
Он благословлял читать молитвы преподобных Анатолия и Нектария Оптинских, где говорится: «Господи... имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего». Объяснял: «Это для всех приемлемо — так молиться. Сокровенная пустыня — в сердце, в молитвенном предстоянии пред Богом. Если человек стяжал такое устроение, то он и в Москве, и в любом городе, и где угодно будет спасаться как в пустыне. В любом месте Господь может надежно сокрыть рабов Своих от лица богомерзкого антихриста и его слуг».
Основные надежды и упования о. Гавриила были, конечно же, в области духа. Самым насущным, самым главным для Батюшки везде и всегда был Христос, Которого он возлюбил всем сердцем своим, всею душою своею, всем разумением своим и всею крепостию своею. Молитвенное смиренное предстояние пред Богом, как бы непрестанное внутреннее богослужение — вот что было его сущностью, его дыханием и жизнью.
Понимая, что возможность возрождения России находится всецело в руце Божией, он говорил: надо молиться, чтобы народ наш обратился, наконец, к покаянию, а через это — к более глубокому, по-настоящему христианскому восприятию того, что происходит в России по попущению Божию. Ситуация может измениться только в том случае, если вот именно сейчас кто-то покается и, оставив греховную жизнь, начнет жизнь литургическую, церковную. И еще кто-то, и еще...