Беседа преп. Никона Оптинского (Беляева) с духовными детьми

Однажды я раскрыл свой дневник на той странице, где написано, что Батюшка Варсонофий говорил мне:

- Один мирянин спросил меня: "Скажите, Батюшка, как мне жить?"
Я подумал: что мне ответить ему, какое краткое назидание сказать?
Потом и говорю: "Вы Псалтирь читали?" - "Да, читал".
-"Если читали, то должны помнить, что там есть в одном псалме такие слова:
"Наставит (Господь) кроткия на суд, научит кроткия путем Своим" (Пс. 24, 9).

Что же означают эти слова?
А эти слова означают то, что путям Господним учит Сам Господь, а не человек,
что путям Господним может научить только Сам Господь. Но не всех людей учит Господь,
а только кротких, потому что, кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной
к принятию Божественного научения,- только таких учит Господь".
На этом в моем дневнике поставлена точка.

Но я вчера долго размышляя об этом, пришел к более подробному рассуждению.
Я рассуждаю, что если бы человек мог научить путям Господним, т. е. научить,
как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся.
Между тем, на деле оказывается не так, а именно, что весьма многие ученые люди
не идут путем Господним. Возьмем, например, богословов, окончивших академию,
как часто они идут не путем Господним, а наоборот, путем греха.
Приходилось встречаться с людьми, окончившими курс богословских наук и говорившими,
что они согласны были бы заниматься чем угодно, только не богословием, и в то же время
они хвастаются, что знают дух христианский и даже сочинения духовные пишут.

Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним?
Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним.
Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников.
Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткою,
доброю жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Своим.

Если станем просматривать Псалтирь, то увидим, что там есть много выражений, говорящих про пути Господни
и духовное разумение их. Например: "Наставит кроткия на суд",- это изречение истолковывается так:
людей кротких Господь сподобит духовного рассуждения,- так понимает это еп. Игнатий Брянчанинов.

В псалме 1, который начинается словами: "Блажен муж", написано:
"Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных" (Пс. 1, 5).
Это выражение сей святитель толкует так, что никакая нечестивая и грешная душа
не поднимется на духовную высоту, не будет иметь духовного рассуждения.

Еп. Игнатий Брянчанинов проводил жизнь христианскую, подвижническую, и он сподобился
духовного рассуждения и проразумевал духовно учение Христа и вообще все Священное Писание.

Итак, человек кроткий будет Господом наставляться на путь Христов.

Дальше в Псалтири есть такое выражение: "Все пути Господни - милость и истина" (Пс. 24, 9).
По толкованию Батюшки Амвросия, которое сообщил мне о. Агапит, эти слова означают, что пути Господни
требуют от человека двух вещей: милости и истины. Как же следует понимать это?

А вот как: все, желающие непорочно проходить пути Господни, должны оказывать всякую милость
и снисхождение по отношению к ближним, хотя бы и согрешающим, а от себя требовать исполнения
всякой истины, всякой законной правды. По отношению к себе мы должны быть неумытными судьями,
все свои поступки мы должны строго выправлять по заповедям Закона Божия, а к ближним мы должны
быть всегда милостивыми и снисходительными,- и вот это-то и будет признаком, что человек идет по пути Господню.

Если в отношении себя человек не будет требовать исполнения заповедей Господних, то он не может
проходить пути Господни, а потому и не будет истинным христианином. А если будет исполнять их,
то при всяком звании и положении внешнем будет христианином, и чиновник на почте, и архимандрит,
и епископ,- все могут исполнять заповеди Христовы, добродетели Евангельские и могут наблюдать
могущих быть истинными последователями Христова учения. "Вси путие Господни, милость и истина",
- будем наблюдать за собой, чтобы осуществлять в жизни "милость и истину", тогда мы будем находиться
на пути Господнем и будем проводить христианскую жизнь.

Некоторые люди к себе бывают снисходительны, а к ближним немилостивы,
просто иногда даже душу ближнего готовы истязать, а надо поступать наоборот.

Вот как хорошо записать полезную мысль или изречение, я забыл про это толкование,
а дневник мой напомнил мне. Добавлю, что современные толкования не удовлетворяют меня;
правда, в них есть кое-что, есть высокие мысли, но все-таки этого недостаточно и всегда остается желать большего.
Современные толкователи толкуют подряд все, но более с исторической точки зрения, а не духовной - таинственной.
Но бывает, что человек находится под особенным озарением духовным, тогда проявляется в его толковании глубокий,
таинственный смысл.

Это духовное озарение посещало Батюшку Варсонофия. Оно обильно посещало св. отцов.
Это ясно видно в их писаниях. Иногда с одного слова Священного Писания, приведенного
в подтверждение той или иной мысли сразу открывается глубочайший смысл.

Источник: Преподобный Никон(Беляев).
На Господа возвергаю надежду. Сардоникс 2003г.
Беседа 17 июля 1925 года. стр. 29-33