Беседа Старца, которую мы, следуя его выражению, именовали "Размышлением смиренного сердца",
была сказана за пять дней до праздника Святой Пятидесятницы.
Начало Беседы, однако, мы почерпнули из письма Старца одному его духовному сыну.
Мы просили Старца рассказать нам о своей прошлой жизни, прежде чем он взял на себя благое иго
в монашестве послужить Господу Иисусу Христу. На это он нам ответил: "Брат, у меня нет моего прошлого.
У монаха нет ничего собственного. Прошлая жизнь — если она была хороша — Бог это ведает;
если дурна — Бог простил меня, призвав меня к спасению. Нет у меня ничего "своего", кроме чувства
своей неключимости; все в руках моего Спасителя: жизнь, душа и все движения, и всякое дыхание.
Нет у меня ни моего настоящего: спасаюсь ли или нет, живу ли угодно Богу или нет, поступаю ли по правде Божией?
— не вем; это ведает только Бог. Слышал я, вы меня называете "блаженным старцем". Брат, только тогда я блажен,
когда пребываю в молитве, потому что тогда моя душа соединяется со всесвятым и блаженнейшим Богом;
а иначе — я грешный и убогий. Нет у меня ни моего будущего: потому что это всецело в руках Божиих:
простит ли Он мои грехи или нет, призовет ли быть с Собою и впишет ли мое имя в Книгу Жизни или нет:
по грехам моим я буду осужден на вечную муку, как недостойный Бога? — не вем и трепещу. Если, по слову Писания,
и вся человеческая праведность, как грязное рубище перед лицом Божией всеобъемлющей Правды и Святыни (Ис., 64,6) [5],
то что же сказать мне, грешному и убогому, у которого ничего нет. Единственное, что есть у меня, это мой Спаситель,
мой Бог, мое Радование: а другого ничего у меня в жизни нет. Бог, ангелы и душа — единственная реальность во веки веков. Аминь".
Размышление смиренного сердца
1. Возлюбленный брат, прими это краткое размышление, плод смиренного моего сердца.
Я знаю, что ты не откажешься принять его, зная, что каждый любящий своего брата — по заповеди Господней (Ин. 15,12) [6]
— желает ему духовного утешения на его пути в Царство Небесное, вожделенную цель нашего земного странничества.
Ты не знаешь, что в древности монахи, встречая друг друга на пути, приветствовали друг друга так: один вопрошал:
"Брат, как ты спасаешься?" На что другой отвечал: "Твоими святыми молитвами, отче". — Воистину, мы нуждаемся
в духовном подкреплении друг от друга, потому что путь не легок и легко погибнуть, почему и апостол нас увещевает:
"Блюдите, како опасно ходите, скупующе время, яко дние лукави суть" (Еф. 5, 15 — 16) [7] и еще: "Дондеже время
имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере" (Гал. 6, 10) [8]. Да, брат, много у нас врагов на нашем пути:
враг в сердце каждого из нас — это наше греховное вожделение, отчаяние и маловерие; враг наш извне — диавол,
нападающий на нас со всех сторон и никогда не оставляющий нас безвредными и безмятежными; враг — окружающие
нашу жизнь, следующие по пятам и опережающие нас заботы, тревоги, огорчения, опасности, злые обстоятельства
и злые люди; враг наш — и самое время, отнимающее от нас жизнь и приводящее к состарению и немощи:
так что в сущности у нас очень мало остается времени для работы на спасение нашей бессмертной души.
Итак, брат, спроси самого себя, и часто спрашивай: "Душа моя, как ты спасаешься?"
И, однако, возлюбленный, несмотря на все эти невзгоды и опасности, я тебя приветствую, говоря тебе: "Радуйся!"
Радуйся — потому что ты — христианин и носишь на себе имя Христово. Радуйся — потому что, ради Господа нашего Иисуса Христа,
Бог тебя принял в Свои сыны, и ты ежедневно обращаешься к нему со словами: "Отче наш". Радуйся — потому что Сын Божий
и Спаситель твой именует тебя "братом Своим" (Ин. 20, 17) [9], (Евр. 2, 11-12) [10]. Радуйся — потому что ты искуплен (Гал. 3,13) [11],
(1 Тим. 2, 5, 6) [12]. Радуйся — потому что для тебя уготовано Царство от сложения мира (Мф. 25,34) [13], если ты только
сделаешь усилие в течение этой жизни, дабы наследовать его в вечности. Радуйся — потому что ты уже причислен к лику спасенных (Еф. 2, 5) [14]
и уже вписан в Книгу Жизни (Откр. 3,5) [15], и от тебя требуется мало, чтобы подтвердить это и удержаться на такой великой высоте.
Радуйся — потому что Бог призвал тебя в монашестве угодить Ему и облек тебя "ризою спасения", каковой разумей крещальную твою рубашку,
и "одеждою веселия" (Ис. 61,10) [16], каковой почитай твои монашеские одежды, и знай и радуйся, что Сама Божия Матерь
и сонмы преподобных покровительствуют тебе, если ты только не падешь духом и не станешь нерадеть о своем звании.
Но если ты споткнулся, то Они же помогут тебе встать, лишь бы ты только имел решимость продолжать свой путь и избежать тину,
из которой нет спасения. Брат-монах, как только Бог услышал от тебя твои монашеские обеты, Он даровал тебе крылья для того,
чтобы ты невозбранно взлетел к небу выше сего мира и немеркнущими очами мог взирать на солнце славы. Смотри, блюди, ревнуй
о своих крыльях и не допусти врагу тайно или явно подрезать их у тебя, потому что есть ли что более несчастное, чем орел,
ползающий по земле?! Нет, брат, я знаю, что с помощью Божией этого не приключится тебе, и ты поднимешься выше всех сетей
и ловушек и взлетишь в небо, к Богу, призвавшему тебя званием, святым (2 Тим. 1, 9). И посему, услышь слова апостола:
Радуйся всегда о Господе; и паки реку, радуйся (Флп. 4, 4). Знай, что для тебя время не ждет; люби время своей жизни,
потому что это — время, которое Господь тебе доверил для того, чтобы ты потрудился о спасении своей души, и другого времени
уже не будет. Ты вспоминаешь свое прошлое; придет время, когда и вся жизнь твоя уже будет прошлой и ошибки прошлого уже не будет
возможно исправить. Вспоминаю, как некогда к нам прибыл на 6-й неделе Великого Поста один известный блаженной жизни архипастырь,
который в своей беседе к нам говорил: "Вот еще так недавно была первая седмица Великого Поста, исполненная напряженной
и подвижнической молитвы; а вот уже теперь мы в шестой седмице и, можно сказать, при конце Святой Четыредесятницы.
Так быстро пролетело время! Так быстро пролетит и наша жизнь". Вспоминаю я этого блаженного архиерея; вспоминаю голос его
и выражение его лица; казалось, это было вчера, а на самом деле прошло уже очень много лет со дня его кончины. Воистину, так быстро
летит время нашей жизни! Не случалось ли тебе, по окончании Великого Поста, если ты его соблюдал не с той строгостью, как это должно,
или попускал себе или даже нарушал этот пост, — с горечью в сердце пожалеть, что время поста уже закончилось, и ты не проявил к Христу
той любви, которую мог, и, таким образом, потерял благое время Великого Поста, как бы остался в стороне от благоприятного времени?”
Радуйся, что ты сейчас живешь и тебе дана возможность проявить любовь к Богу, угодить Богу, потрудиться, показать себя Его верным рабом,
и не рабом, а — сыном, по слову Евангелия (Ин. 1, 12) [17]. А если ты призван в такую честь, в такую радость, то, что же, перетерпи все скорбное
стойко и мужественно и ни в коем случае не смей мне опускать голову в печали, потому что для этого нет никакого основания. Представь себе,
что некоему человеку было бы обещано, что по окончании училища он получит сан сановника при царе, богатство и почести; но только для этого
он должен теперь же пройти полный курс учения. Скажи, как тебе кажется, ужели бы этот человек с радостью не стал бы запоминать наизусть.
Посмотри на учеников: как они устремляются в училища, как стараются, как подвергают себя дисциплине строгих наставников; иногда плачут
над трудной задачей и, однако, не оставляют своего учения, потому что знают, что это им необходимо для будущего: надежда лишь на некое
благополучие в жизни, а прямое ручательство Божие, что тебе будет очень хорошо, если ты ныне постараешься учиться, и дано тебе будет за это
— подумай только! — целое царство, и не просто царство, а Царство Небесное — вечное, непреходящее, бесконечно более славное и счастливое
и возвышенное, чем любое земное царство. И обещает тебе это Сам всесильный и всебогатый и всемилостивый Бог, Твой любящий Отец!
Какое же у тебя тогда основание падать духом? Какой предлог и причина ослабевать и отстраняться от предложенного тебе счастливого удела?
Но, может быть, ты скажешь: я — слаб и немощен и никакого успеха в небесном учении не показываю? Брат, все равно учись и все равно старайся.
Помню, был у нас в юности наставник, и был он строгий. Но если ученик старался: не пропускал его уроков и исполнял домашние задачи,
то хотя бы ученик и был весьма неспособным, однако, этот наставник снисходил к нему и давал ему возможности дальнейшего продвижения
в училище, взирая не на его успехи, а на самое старание. Если так поступал оный строгий наставник, то что же сказать нам о всемилостивом
и прощающем наши немощи Боге.
2. А теперь побеседуем на предлежащую нам тему. Миновала Святая Пасха; миновало Вознесение Господне,
а теперь ожидаем Святую Пятидесятницу. Это были великие и святые праздники, а теперь — великое и святое время
ожидания и подготовления к конечному Святому Празднику, которым увенчивается круг дней Святой Четыредесятницы
и Святой Пятидесятницы.
После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, соделавшего спасение рода человеческого; после того,
как свет спасительного Воскресения воссиял всей вселенной и святые ученики насладились превечной и неотъемлемой радостью
восстания от мертвых Учителя и Господа и утвердились в полном сознании великой победы над всемирным злом и над смертью,
которую одержал Христос Бог, и в участие в которой они были призваны (Ин. 16, 33) [18], (1 Ин. 2, 14; 5, 4) [19], - святые апостолы,
по заповеди Спасителя, пребывали в Иерусалиме в ожидании сошествия на них Святого Духа (Лк. 24, 49) [20], Деян. 1, 4-5) [21],
которое было необходимо для их помазания и укрепления на подвиг всемирной проповеди Божественного Евангелия. Перед ними
открывалась великая, славная и многотрудная стезя, и человеческие силы, конечно, не довлели даже для вступления на нее, а тем паче
для прохождения сей царской дорогой до победного конца. Но Дух Святый, сойдя на Церковь Сына Божиего, оспособит их для этого и явит
их тем чудом, каким они вошли в историю человечества. Именно: Он сделает их победителями мира — их, которые не имели с собою ни меча,
ни копья, ни легионов, ни военных кораблей, ни сокрушающих стены таранов; Он явит их мощнокрылыми орлами, облетевшими все концы мира
— их, не имевших к своим услугам ни скоротечных колесниц, ни быстрокрылых кораблей, ни дорог, ни пристанищ; Он учинит их добрыми
ангелами вселенной, одолевшими полчища князя мира сего, их — которые оставались смертными людьми, носившими немощное тело;
Он покажет их богачами, приобретшими весь мир для Христа — их, которые оставались бедняками в отношении земных благ и бездомными
странниками на дорогах сего мира; Он представит их мудрецами, ничего не взявшими от эллинской философии и от мудрости века сего,
и, однако, рыбарскими мрежами уловившими всю вселенную в познание Божие и пучиною премудрости Божией затопившими всю гнилость безбожия.
О, ужели ли это все — не чудо из чудес?! Итак, святые апостолы, после Вознесения Господня, пребывали в ожидании пришествия Святого Духа,
Которого еще не знали, не вкусили, не испытали, потому что Дух Святой еще не сошел на Церковь. И не только ожидали они великий Дар,
который имели приять, но, как говорит Писание, единодушно пребывали в молитве ив молении (Деян. 1, 14, 2, 1) [22].
3. Возлюбленный брат, после недавнего праздника Вознесения Господня, после радости Воскресения Христова, после того как и для тебя
отверзся путь подвижничества, так и ты пребывай в молитве, ожидая наступления конечного и великого праздника Святой Пятидесятницы.
Конечно, Дух Святый после первой христианской Пятидесятницы, бывшей во времена святых апостолов, уже неотступно и всегда пребывает
в Церкви, и благодать Его неоскудно совершает все таинства в течение всего года; но знай, что в праздник Святой Пятидесятницы, когда
Святая Церковь торжественно совершает память излития Святого Духа на Церковь, это — не только воспоминание прошлого события, хотя
и имеющего столь великое значение и для прошлого, и для настоящего, и для будущего (потому что все совершаемые Церковью праздники
и таинства имеют значение для вечного), но это — и особое, обильнейшее пребывание Святого Духа в Церкви и сильнейшее осенение Его
благодатию всех тех, которые в этот день молитвенно пребывают в храме Божием и, преклонив свои сердца и колена, молятся о приятии
Святого Духа в свои души и благословения на свою жизнь. Святые апостолы, как мы сказали, пребывали в молитве и в молении, ожидая
пришествия Святого Духа, так и ты, подражая им, заранее молись и усердным молением подготовь себя так, чтобы благодать Святого Духа
не только коснулась тебя, но и неоскудно и неотъемлемо возобитала в твоем сердце. Не думай, что время между Вознесением Господним
и Святой Пятидесятницей является как бы некой пустотой; нет, это — время особо данное тебе для того, чтобы ты подготовил себя к приятию
великого Дара и Таинства. Далее, не говорится в Священном Писании, что апостолы, ожидая пришествия Духа. Божиего, в то время пребывали
"в молитве и в посте", как это говорится в иных случаях (Деян. 13,3.14,23) [23], (2 Кор. 6, 4, 5, 11, 27) [24], но просто говорится, что они
пребывали "в молитве и в молении"; и их ожидание великого Дара не было связано ни с какими трудами и тяготами, так что их подвиг был
только духовным. И от тебя сейчас не требуется никакого поста или земных поклонов, а только — радостное ожидание Благодати и пребывание
в молитве; и смотри не неради о ней; и как святые ученики Христовы в оные времена, так и ты, подражатель им и также ученик Христов,
пребывай всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24,53). 4. Итак, после Вознесения Господа во плоти и до наступления Пятидесятницы,
святые апостолы ожидали пришествия Святого Духа. Потому что Дух Святый еще не сошел тогда. Бесценный, драгоценный Дар Церковь еще не прияла.
Тело Церкви было еще как бы неодушевленным. Дух Святый еще не пришел, чтобы оживотворить и воздвигнуть Церковь Христову;
сердце Церкви еще не билось.
О, Душе Святый, прииди и вниди в сердце Церкви Сына Божиего! О, Душе Святый, прииди и в наши земные храмы, и в наши сердца!
Да, брат, Дух Святый придет во храмы Божий. Блюди же, чтобы Он вошел и в твою душу и тело. Ты знаешь, что Церковь есть там,
где обитает Дух Святый; без Духа же Святого нет и Церкви. Поэтому еретические сборища не есть Церковь, хотя бы внешняя их форма
и напоминала Церковь; но знай: это — лишь труп без жизни. Дух Святый пребывает там, где вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое.
Про такую Церковь Бог свидетельствует как о Невесте Своей и вещает ей: Вся добра ecu, ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песнь Песней 4, 7).
Брат, обращусь к тебе: ты также — храм Божий, по слову божественного Павла: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1 Кор. б, 19), то есть принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу,
Который искупил вас дорогой ценою (1 Кор. 6, 20), Кровью Своею честной, которой Он приобрел тебя для Себя (Деян. 20, 28) [25].
Итак, ты — храм Божий. Дух же Святый пребывает в тебе тогда, когда у тебя вера православная и образ жизни отвечает этой вере.
Если же ты потерпел ущерб в отношении твоей веры или согрешил иными грехами в жизни, не скорби! А лучше сказать: да, скорби;
но не приходи в отчаяние, потому что Бог ведает твое неможение; плоть - немощна, снисходительно к тебе сказал о тебе твой Творец (Мф. 24,41).
И земные храмы терпят ущерб и нуждаются в обновлении их, хотя бывают сделаны из камней, кирпичей, мрамора и железа, то есть
из элементов куда более прочных, чем твое тело, которое в результате грехопадения даже и бессмертной твоей душе передает свою немощь
и многоболезненность. И если проявишь усердие, то в день Святой Пятидесятницы, во время твоей молитвы, произойдет обновление твоего храма,
и благодать Святого Духа сильна и мощна сделать его снова крепким и благолепным. Молись же, чтобы тебе никогда не перестать быть храмом Божиим
и чтобы Дух Святый не только не покинул тебя, но и обновил, и укрепил, и освятил, и облаголепствовал.
5. Брат, понимаешь ли ты: Кто Такой — Святый Дух? Дух Святый это — Свет превечный; это — Огнь Животворящий во веки;
это — Жизни Податель и Сама Жизнь; это Ум и Сила, бездну Которой может ли кто из смертных — да и не только из смертных,
но и из премирных ангельских сил — когда-либо постигнуть и описать? Дух Святый есть Бог, Третье Лицо Святой Троицы,
От Отца Исходящий И На Сыне Почивающий, Единочестный и Единопрестольный С Ними. Дух Святый это — Самое Прекрасное,
Что Только Есть В Мире.
Брат, знаешь ли ты, Кто Такой — Дух Святый? Если ты ответишь: да, знаю, — то ты заблуждаешься, и я боюсь за тебя,
потому что только Бог знает Сам о Себе, по слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11);
это еретикам присуще как бы "брататься" с Духом Святым; нам же, православным, достоит со страхом и трепетом
и самое имя поминать Святого Духа, нашего Бога. Но если ты ответишь: нет, не знаю, — то опять же я боюсь и болезную за тебя,
потому что это свидетельствует о том, что жизнь твоя остается беспросветной ночью. Брат, мы должны знать Духа Святого в малой мере
нашего восприятия: потому что если Духа Христова нет в тебе, то ты — не Христов; если Дух Святый не коснется в этой жизни твоего сердца,
то — горе тебе, потому что ты еще духовный мертвец (Рим. 8, 9) [26].
Брат, не касалась ли тебя когда-нибудь великая радость? — Это был Дух Святый. Брат, не испытывал ли ты, находясь в полном внешнем довольстве,
мучительнейшее томление по Небу? — Это Дух Святый вещал тебе и звал тебя к Себе. И наоборот, быв в лишении всего, не испытал ли ты когда-нибудь
всецелую, скажу так, полноту всего, так что тебе уже ничего на свете и не надо было? — Это был Святый Дух. Брат, не посещало ли тебя, хотя бы
на мгновенье, сонное видение красоты неописуемой, невообразимой, всеобъемлющей и, конечно, не земной? — Это Дух Святый приоткрыл тебе завесу
будущего мира (впрочем, в отношении снов всецело полагайся на духовное руководство твоего Старца). Брат, не казалось ли тебе часто, что весь мир,
со всеми своими благами, не стоит и единой свечки, и не хотелось ли тебе тогда броситься на колени и молить о небесном утешении?
— Это Святый Дух коснулся твоей души. Брат, когда Дух Святый коснется твоей души, знай, что тогда весь мир представится тебе совершенно иным,
чем ты представлял себе его до тех пор, как и этот наш вещественный мир бывает иным ночью и совершенно иным, когда его озарит солнце
и когда нашему взору все становится ясным и отчетливо-познаваемым. Брат, в минуты тяжкой скорби не приходило ли тебе нежданно и благостно
утешение и успокоение, как бы среди зимнего хлада нежданное веяние грядущей весны и теплое дыхание весеннего ветерка?
— Это Дух Святый утешил тебя, потому что Он — Утешитель. Брат, не испытывал ли ты внезапное чувство горячей любви к Богу, и хотя ты и не видел Его
и не можешь видеть, ни осознать умом, — ты почувствовал Его близость к тебе своим внутренним человеком, не взывал ли к Нему со слезами в сердце:
Твой есмъ аз, спаси мя! (Пс. 118, 94)? - Это Святый Дух, Сама Любовь, милостиво призрел на тебя.
6. Брат, посмотри на этот окружающий тебя мир. Взгляни на ночное небо: какая стройность течения звезд, и каждая звезда — как сверкающий алмаз
на порфире Небесного Царя! Стройно как бы проплывают в безмерном просторе, совершая положенный им Богом путь, таинственные созвездия
в ночной час, напоминая нашему уму о Творце и о вечности. Их создал Бог. Для чего? Для какой цели? — Не знаем ныне; но когда и сами приобщимся к вечности,
все нам будет открыто... Но вот наступает восход солнца. Взгляни, бледнеет небо; тихая, легкая синева сменяет темноту ночи; легкое, едва заметное начертание
света появляется на востоке: это — уже не ночь, но еще и не день, минуты, полные тишины и загадочности: это как бы опять мир готовится быть созданным Богом,
как было в седом начале. Бог сказал тогда: Да будет свет: и быстъ свет (Быт. 1,3). Вот и теперь — свет на востоке становится все ярче и ярче, а звезды как бы
угасают одна за другой, как светильники, которые окончили свое ночное служение, и ангелы гасят их до наступления ночи. И вдруг мощно, как бы разлитое золото,
царственно воссиявает солнце и осиявает всех своим царственным сиянием, и все ожило, и все восхваляет Дарователя света. Восходящее солнце своими лучами
целует землю и всю сослужебную тварь и пробуждает ее вознести хвалебной гимн общему Творцу [27]. Слава Тебе, показавшему нам свет!
О, Солнце Правды, Господи Иисусе Христе, воссияй паки в этом ночном мире нашей греховности и озари тяжко спящие души наши и пробуди их
к хвалению Тебя и восстави их в благоугождение Тебе!
Взгляни, брат: вот с восходом солнца все сбрасывает с себя сон; взгляни, птицы взвиваются к небу и наполняют небо и землю своим пением;
вот туман снимает свой покров с речки и полей и тонкой пеленой поднимается к небу, и разверзается как бы некая завеса из тончайшей материи.
Взгляни на всю эту красоту. Обрати свой взор опять на небо: там, где столь недавно был мрак ночи, теперь царствует дивная лазурь
и ярко-белые облака озарены расплавленным золотом солнца. Взгляни, брат, на это ежедневное, столь привычное чудо; посмотри, что создал Бог,
Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, и заключи о Боге и прими это в сердце. Затем перенеси свой взор на темные леса, на великие горы,
верхи которых всегда покрывает снег, как бы некая почтенная седина, какие они великие и торжественные, как бы некие нерукотворенные храмы Божий:
они вместе и великие, и грозные, и прекрасные! Все это создал Дух Божий, и, по слову Писания, в руце Его ecu концы земли, и высоты гор Того суть (Пс. 94, 4),
и прикасаяйся горам, и дымятся (Пс. 103, 32), как некие великие и нерукотворенные жертвенники. Вспомни, что и Господь наш Иисус Христос во время
Своей земной жизни любил восходить на горные места, может быть по той причине, что они — ближе к небу.
Господи, возвысь и наш ум от земли к Тебе на небо, и пусть, когда отымется с очей наших туман ненужных и тягостных мыслей,
он всегда взирает к Тебе, и сделай наше сердце жертвенником чистых и возвышенных мыслей; сделай его, по слову Писания, горой святой Твоей (Пс. 47, 2 и т. д.).
Брат, помнишь ли ты оного священного Старца, который в ответ на сетования своих учеников, печалившихся на невозможность приобрести
дорогостоящие священные книги, поднял руку к небу и сказал им: "Чада, Бог нам дал две священные книги, которые всегда направляют нас к спасению:
Святое Евангелие, эту книгу из книг, явившую нам все, и — этот небесный свод, который, как некая огромная и отверстая книга, научает нас о Боге.
В ночной час это листы черного пергамента с серебряными буквами, научающие нас о бесконечном величии мудрости Творца и грозно напоминающие
нам о вечности и таинственности будущей жизни. В дневной же час — это листы голубого пергамента с живительными надписями из золота и багрянца
восходящего и заходящего солнца и белизны облаков, и эти надписи учат тебя о благости к тебе Бога, давшего тебе не только всю эту красоту
в наслаждение для тебя, но Своим Промыслом и любовью покрывающего тебя. Итак, ночное небо говорит тебе о всемогуществе и непостижимости Творца,
а дневное небо говорит тебе о любви и благости к тебе твоего Небесного Отца. Чада, часто взирайте на небо и вздыхайте по нем, потому что небо
— это наша будущая Отчизна: там святые ангелы, там души праведников от века, там Пресвятая Владычица наша Богородица, там души преждеусопших
отец и братии наших, там — Бог, Царь Небесный! Что же может быть лучшим, чем небо?"
Далее, брат, взгляни на луг и на цветы на нем и подивись Божией премудрости, которая полевой цветок, сегодня сущий, а завтра же увядающий,
одевает такой красотой, в какой, по свидетельству Самого Творца, и Соломон не был одет во всей славе Своей (Мф. 6, 28, 29) [28].
Господи, если Ты так позаботился о красоте полевой лилии, которая, как Сам Ты сказал, сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (как увядшее сено) (Мф. б, 30),
то, по Своей несказанной милости, помоги мне вернуть первобытную красоту моей бессмертной души! Я знаю, что Ты создал меня для Себя, и мое сердце
не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе [29]. Я знаю, что Ты создал мою душу прекрасной и определил, что все сокровища вселенной не идут в сравнение
с первобытной красотой души моей, когда эта красота возвращается ко мне; а это бывает лишь тогда, когда она спасается в Тебе и находит себя в Тебе
и обретает вечную жизнь в Тебе. Но, увы, сам я, Господи, нещадно губил всю мою красоту; и если время сгубило красоту и крепость моей юности,
то в погублении душевной моей красоты вина лежит всецело на мне, и не знаю, не превратился ли я скорее в какое-то чудовище и посмешище?
Помоги мне Господи, слезами моими омыть нечистоту моей души, и, что можешь, то и сделай — а я верую, что Ты все можешь, чтобы мне опять быть
благолепным пред Твоим взором, ныне и весь остаток моей земной жизни, а там и в вечности.
Далее, брат, взгляни на просторы моря и вспомни слова Псалмопевца: Того есть море, и Той сотвори его (Пс. 94, 5), Сие море великое и пространное (Пс. 103, 25).
Вот эти бесконечные просторы воды, и не мертвые, а полные жизни в них: то они синие, то зеленые, как изумруд, то светло-голубые, как сапфир,
то серые, как топаз, то точно рассыпаны на них сияющие алмазы; иногда — они грозные и бушующие, покрытые большими и пенящимися волнами,
и наполняют душу мореплавателя великой робостью и смирением и великим страхом Божиим; то, наоборот, они лазурно застывшие, как бы некое
великое озеро, и тогда сердце мореплавателя утешается, и хвалебная Богу песнь сходит с его уст.
И весь мир полон живых существ: многовидных и многочисленных, соединенных одним началом, и начало — ЖИЗНЬ.
Жизнь, о, что это за таинственная и мощная сила! Жизнь — это чудо из чудес!
И это только Ты мог сотворить, Источниче жизни и бессмертия!
И сколько того, что наш глаз не видит и, возможно, никогда не увидит в глубинах неба, в недрах земли, в море и в воздухе.
И вот, брат, взгляни на всю эту красоту и премудрость и представь себе, что когда-то этого ничего не было.
И Бог создал все это и содержит Своим Промыслом, как это негде и читаем: "На все сущее Ты простираешь лучи Твоего Промысла"!
7. Напоследок всего, Бог создал тебя, о, человек, как венец Своего творения. Создал тебя по образу Своему, по образу Божию (Быт. 1, 27)
и вдохнул в тебя жизнь, потому что Дух Божий — Источник жизни; Он — Жизнь и Податель жизни и творит жизнь, как Отцу и Сыну сопрестольный
и самовладычный, как негде и читаем: "Когда в начале Адама Ты создал еси, Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси, Благоутробне:
сотворим человека по Нашему подобию. Дух же Святый соприсутствоваше Содетель".
Итак, Бог создал тебя, существо разумное, свободное и возвышенное, сочетавшее в себе и духовный и материальный мир, олицетворение в малом всего творения Божиего, и затем поставил тебя царем над всей подсолнечной тварью и даровал тебе райское счастье и житие безмятежное и беспечальное; ты имел общение с Богом, и добрые ангельские силы любили тебя, и вся природа с радостью повиновалась тебе; при этом Бог предложил тебе дар обладать бессмертием, если своей свободной волей, своим произволением — что было бы совершенно и естественно ожидать от тебя в отношении твоего Творца и Благодетеля — ты будешь любить Бога и держаться Его заповедей, направленных на твое благобытие и дальнейшее возрастание в добре.
Но, возможно, ты скажешь: где же я — существо счастливое и бессмертное?! — Увы, это — только слова; на деле же я — убогий, многоболезненный и смертный, и я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7); и все это объемляется одним словом: я — человек! Ты говоришь, что я создан как свободное существо; но так ли это? — Все имеет власть надо мной: и невзгоды, и болезни, и состарение, и смерть, и раб я иных людей и их хотений, и своих собственных нужд, печалей и забот. Увы, скажи мне: это ли — то райское наслаждение, которое, ты говоришь, Бог даровал мне? Не то ли же это самое, что немощному старцу, потерявшему волосы и зубы, с померкнувшим взором и тысячью морщин на лице, едва передвигающемуся и согбенному летами и немощью, восхвалять его красоту и юную силу?! Не то ли же это самое, что вместо печальной речи или почтительного молчания перед гробом умершего говорить веселые слова и восхвалять в нем жизненные силы?!
Брат, отвечу я тебе на это: мы говорим не о том, что ныне есть, а о том, что предназначалось тебе и что было некогда в твоих руках, и где не было бы ни немощной старости, ни болезней, ни печалей, ни плачевной участи смерти. И это не мечта, не химера, не плод сладостного воображения. Нет, это была реальность, и благость Божия предназначала тебе счастье и бессмертие. Но ты сам знаешь: что произошло; как человек явил себя недостойным даров Божиих, оказался вероотступным Богу, поверил и перешел на сторону врага Божиего и как бы стал, увы мне, заодно с ним; и вот, отвергнув возможность покаяния, предложенную ему Богом, он удалился от Бога и ушел в землю далече сущую (Лк. 15,13) [30] и здесь потерял все: счастье, безмятежие и бессмертие, но не — и свободу воли (потому что это у него осталось и было необходимо, чтобы осталось). Итак, человек ушел от Бога и этим от самого себя и от своего счастья. Увы, увы мне! И тогда произошла эта космическая, больше которой не было и не будет, катастрофа, и смерть вошла в мир: в Божий цветущий и счастливый мир въехал страшный всадник на бледном коне, и имя этому всаднику — смерть, и ад следовал за ним (Откр. 6, 8), и завладел этот всадник всем миром. И стал человек смертным, и вся природа, окружающая его, также стала смертной; весь мир стал смертным; все, решительно все испортилось и прияло в себя залог смерти, потому что человек — это был тот, который в себе сочетал и возглавлял и представлял собою весь окружающий мир, и потому, когда в него вошла смерть, она вошла и во всю материю; и всю тварь, будь то великая, будь то малая, объяла власть смерти. И потому, как ты видишь, смерть господствует во всем мире. Через диавола — отца смерти и мертвеца — в человека вошла смерть, а через человека — во всю тварь; но знай, что через Сына Божиего — Бога живого и животворящего, поправшего смертью смерть — в человека войдет в день оный жизнь, а через человека — и во всю тварь; поэтому-то вся тварь, по слову великого апостола Павла, с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим. 8, 19), то есть воскресения людей в славе бессмертия, которого и они явятся участниками, как слуги и рабы человека, незаслуженно пострадавшие из-за его грехопадения... Но это будет в будущем. А ныне, после грехопадения и изгнания из рая, человеку стало тяжко жить, и все потребное для его жизни дается ему с трудом и с борьбой, и с насилием над окружающим его миром. Так что человек со скорбью определил свою жизнь так: Малы и несчастны дни жизни моей (Быт. 47, 9); и: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневного жизнь его (Иов. 7, 1); и: Дние мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды (Иов. 7, 6); и: Дни мои быстрее гонца, - бегут, не видят добра (Иов. 9, 25); и: Исчезоша яко дым дние мои (Пс. 101,4); или: Лучше день смерти дня рождения (Еккл. 7, 2). И таких горестных мыслей и причитаний исполнено Писание. Спросили некогда бывшего при смерти некоего мощного царя, жившего долго и правившего своим царством с силой и многой славой и богатством, часто ли он бывал счастлив в жизни? И он ответил: "Из всех лет своей долгой жизни не думаю, чтобы я был действительно счастлив больше единого часа". По слову Писания: Человек... пресыщен печалями (Иов. 14, 1). А затем, в результате всего, ставит печать на всю свою жизнь: Сетуя (то есть в печалях) сниду во ад (Быт. 37, 35). И вместо свободы (свободы от Бога?!), обещанной человеку диаволом, человек нашел себя связанным бесчисленными путами и цепями своих грехов, общих тягот и своих личных забот и невзгод; и вместо радости стал он жить в скорби и в страхе, и страхе в отношении своего настоящего и будущего и даже прошлого, по написанному: Помышления смертных - боязлива (Прем. 9, 14).
Итак, может быть ты скажешь, что сотворение человека было ошибкой Бога, и при этом сошлешься на слова Писания, где говорится, что Бог, видя людей, живущих в грехе и во зле всякого вида, раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6)? — Нет, брат, Бог не ошибается и не может ошибиться. По слову Священного Писания: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмъ (Притч. 9, 1). Эти "столбы", как разумеем, следующие: Божие предведение всего, Промысл Божий в отношении настоящего и будущего, икономия, благостыня, беспредельная разумность, всемогущество и правда. Вот в этих нормах разумей и все творчество Божие. Что же касается слов Писания, говорящих о том, что Господь "раскаялся", что сотворил человека, — то разумей это иносказательно, как сказанное в границах ограниченного человеческого разума: как сказанное для людей, бывших за много тысяч лет до пришествия Христова и сошествия Святого Духа, озарившего человеческий ум для разумения Писаний. Это было сказано в те времена, когда люди, по слову Писания, ходили во тьме и жили в стране и тени смертной (Ис. 9, 2) [31]. В Ветхом Завете ты найдешь многое, что надо понимать именно в смысле сказанного для весьма ограниченного человеческого сознания и уровня его понимания духовных вещей. Например, говорится о "гневе Божием", о "скорби Божией", о "ревности Божией", когда, на самом деле, Бог — бесстрастен; говорится о "сердце Божием", об "очах" и "ушах" Божиих, когда, на самом деле, Он — бесплотный Дух; но все это было выражено в сферах нашего ограниченного человеческого понимания. Так и приведенные слова разумей в том смысле, что Писание побуждает тебя к совести, к познанию своей негодности и к раскаянию; как бы говорится: смотри, что ты сделал со своей жизнью? ты, человек, стал таким дурным, что Бог просто раскаивается, что создал тебя. Так и любящие родители, случается, говорят своим детям: "Я тебе после сего больше не отец! Ты мне больше не дочь", — и подобное, а на самом деле любят их и болезнуют о них, и, конечно, не отрекаются от них. Нет, Бог не раскаялся, что создал человека, потому что еще прежде сотворения его знал все, что должно будет приключиться, и ни в коем случае не отрекся от него. Да и мог ли Бог что-нибудь сделать напрасно? или Его премудрость могла ли допустить ошибку? Или Его любовь к Его любимому творению — человеку — могла ли иссякнуть? — О, конечно, нет! "Разум Его — неизмерим", говорит Священное Писание (Пс. 146, 5) [32]. Премудрость Божия и предвидела, и знала, что произойдет грехопадение человека, и не только создал, но приготовил для будущего человека, уже после грехопадения, Царство, уготованное от сложения мира (Мф. 25, 34). Потому что Бог знал, что человек вернется к Нему; да и не может жить без Него; и из блаженного, так сказать, младенческого возраста и, так сказать, "географической" близости к Богу в раю человеку должно вырасти в непобедимого и сознательного воина Божьего, близкого к своему Создателю и Благодетелю своей верностью, своим подвигом, готовностью претерпеть за Него раны и смерть и своей ненасытимой любовью к Нему. "Глубиной Своей премудрости Бог умеет и дурное использовать для благих целей", по выражению одного из святых отцов.
8. Но, возможно, ты скажешь: за что же я должен нести наказание и страдать за чужие грехи, за грехи неких Адама и Евы, которых и имена даже я бы и не знал, если бы великий Моисей не возвестил мне их? И при этом я должен страдать за грех их, который не знаю, в сущности, понимать ли в буквальном смысле сказанного в Библии, или же в иносказательном? И не Сам ли Бог заповедал, чтобы мы прощали друг друга и не были злопамятны, но, наоборот, от сердца прощали друг друга всегда и во всем (Мф. 6,14 - 15,18,21 - 22) [33], а вот нас Он наказывает в тысячных поколениях со времен первых людей за их грехопадение? — Брат, не стязайся с Богом и не упрекай Его, а смиренно и с любовью склонись перед Его волей, даже если бы это и было так, как ты говоришь (но это именно не так, — как я тебе докажу дальше). Помнишь, как один инок до такой степени любил Бога, что все с радостью принимал от Него, и говорил: "Если бы Бог велел мне сейчас и тотчас же и навсегда идти в ад, то и это я с любовью и с готовностью и без малейшего колебания в сердце, радостно бы исполнил; лишь бы совершалась Его святая воля". Видишь, недаром этот старец получил от Бога дар чудотворения. Подражай его соизволению воле Божией, благой и совершенной (Рим. 12, 2) [34]. Люби Бога: потому что любящим Бога... все содействует ко благу (Рим. 8, 28) и: любящим Бога Господь обещал венец жизни (Иак. 1,12); и в день оный ты будешь одесную Его, и Он призовет тебя в нескончаемое Царство и радость (Мф. 25, 33 — 34) [35].
Но не Бог ли предал меня смерти и аду? — Нет, не Бог. Смерть и ад для себя создал и создаешь ты сам. Бог же смерти не сотворил, говорит Священное Писание (Прем. 1, 13); и великим желанием Он не хочет смерти грешника (Иез. 33, 11) [36].
Давая людям заповедь, Господь предупредил их, что нарушение ее повлечет за собой для них смерть. Когда же эту заповедь они нарушили, то Господь возвестил им о страшных результатах их поступка, сказав, что после всех тягот той жизни, которая им отныне будет предстоять, они возвратятся в землю, из которой были созданы, то есть — умрут (Быт. 3, 6-19) [37]. Это не был приговор Судьи повинным; нет, увы, сам человек вынес себе смертный приговор. Слова Господа не являются проклятием человека, а — аттестацией искусного Врача. Он видел, что больной поглотил смертельный яд, потому что это-то и есть качество греха, который уже начал губительно действовать, и больной уже выявил симптомы своего отравления: гордость, хитрость, ложь и, так сказать, утверждение в грехе. Видишь, зло — каковым является грех — связано со смертью; иначе и быть не может, потому что только Бог и сущее от Него добро — бессмертны; если бы и зло было бессмертно, то этим оно обладало бы божественным свойством; да не будет! Зло и смерть связаны в одно: для духов зла, которые сделали зло своей стихией, как приговор будет грядущая смерть вторая (Откр. 21, 8) [38], участниками ее станут также и непокаявшиеся грешники; но и ныне злые духи и их родоначальник являются мертвыми духами, как лишенные участия в жизни, которая проистекает только от Бога; для людей же нынешнего века и для всей подвластной им природы смерть выражается в видимом разрушении, в тленности всего. Немедленно после грехопадения Бог не мог исцелить Адама и Еву, потому что яд греха уже укрепился в них, и человеку необходимо было, чтобы противоядие было выработано самим человеческим существом, то есть чтобы внутреннее победило то, что противоестественно стало внутренним. Когда же со временем человек осознает, в какую беду он впал, каким страшным недугом заболел, а это должно было прийти с опытом и со временем, тогда у него возникнет горячее желание вернуться к Богу; как и у блудного сына, лишь по испытании им бедствий в далекой и чуждой своего отца стране, проснулись желание и решимость с раскаянием постараться вернуться к своему Отцу и в отчий дом. Для блудного сына было неожиданным откровением увидеть, с какой добротой и любовью принял его всегда любивший и жалевший его Отец. Так и для всего падшего человечества явилась великим откровением любовь Божия, которая побуждала человека вернуться к Нему и угрожала ему за грехи, и благословляла, и благодетельствовала ему, когда человек обращался к Нему и старался, буквально "с грехом пополам", посильно жить чистой жизнью. Таким образом, в больном ветхозаветном человеке уже начали появляться условия для того, чтобы его организм усвоил противоядие. Но сам по себе создать это противоядие человек не мог, потому что зло и смерть проникли в самый организм его души и тела. Вот тогда и явила себя царственно-мощная любовь Божия. Благоволением Отца и соитием Святого Духа Сын Божий принял человеческое естество: Бог принял человеческую природу и как Богочеловек внес жизнь и святость, и бессмертие в самую человеческую природу и этим исправил, обновил и воскресил человеческое естество, и таким противоядием в самой природе человека победил грех и смерть. От человека, от каждого уже в отдельности, требуется усвоить это противоядие, воспользоваться той божественной силой, которую Христос дал человеку для побеждения в себе последствий грехопадения; если же это он не сделает, то спасения ему уже нет.
Итак, брат, Бог не присудил тебя к смерти. Бог создал человека для нетления, — говорит Писание, — соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью же диавола смерть вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2, 23 — 24). Бог создал тебя для жизни, радости и святости. И даже, несмотря на твое грехопадение, настолько возлюбил тебя, что для того, чтобы избавить тебя от ада и смерти, Христос умер ради тебя на кресте.
Смерть пришла в мир по причине греха. Но знай, что ты страдаешь в этой жизни не за грехи первых людей, а за свои собственные. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10, 7). Так что сетуй не на первых людей, а на самого себя, потому что как они грехом внесли в мир смерть, так и ты своими грехами поступаешь: непрестанно согрешая, ты непрестанно и "обогащаешь" мир смертью. Ты слышал: Господь любит праведники (Пс. 145, 8). Ты слышал слова Господа: Праведники пойдут в жизнь вечную (Мф. 25, 46). А праведно ли ты живешь? Ты слышал заповеди Господни, в соблюдении которых заключается жизнь, а в отвержении их — смерть, по слову великого Моисея (Втор. 30, 15-20) [39], запрещающие тебе дурные поступки и наставляющие тебя делать добро. Поступал ли ты всегда согласно их предписанию? Ты слышал и заповеди блаженства: "Блажени нищий духом, блажени плачущий, крот-цыи, милостивии, чистии сердцем и миротворцы, и гонимые за правду". Скажи, принадлежишь ли ты к ним? Если ты винишь Адама и Еву за то, что они пренебрегли единую заповедь Божию (и винишь их справедливо за это) и явились для тебя виновниками несчастий, то, скажи, не много ли больше, чем они, ты грешил и согрешаешь, и считаешь ли ты себя достойным рая? — Спроси свою совесть, и пусть она сама ответит тебе. Вместе с Давидом и ты скажи: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну (всегда) (Пс. 50, 1, 4). И прочтя и обдумав весь этот покаянный псалом и обдумав свою жизнь, попекись о грехе твоем (Пс. 37, 19). Воззови ко Господу: Прости все грехи мои! (Пс. 24, 18), и, ударяя себя в перси, проси прощения, чтобы получить от Него оправдание, как делал некогда мытарь, ударявший себя кулаком в грудь и взывавший: Боже, милостив буди и мне грешнику (Лк. 18,13). Нет ничего гибельнее, как говорят святые отцы, чем свою вину бросать на другого; так поступили первые люди и погибли; и Псалмопевец говорит: Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех (выдумывать извинения в грехе) (Пс. 140, 4). Нет, признай свой грех, покайся и проси Бога простить тебя.