Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)


Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Из «Писем Валаамского старца»

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

Духовная жизнь, как рост телесный: человек сам себя не замечает.
Однако признак духовности состоит в том <…>, когда человек видит свои грехи, аки песок морской. В этом здравие души.

Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит,
ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают.

Нам должно стремиться к добродетели, насколько хватит наших сил,
но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней,
и хранит Господь не за наши труды, а за смирение.

Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни.
Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это Промыслом Божиим.

Грехи никогда не удовлетворишь, чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи.

От скорбей две пользы: первая – усердие к Богу и благодарность от всей души,
вторая – избавляет от суетных попечений и забот.

Без молитвы жизнь будет многовоздыхательна, а от молитвы, когда получишь навык,
сердце возвеселится и умиротворится – блаженное состояние.

Наш должен быть труд, а успех зависит от благодати, благодать дается не за труды, а за смирение;
кто насколько смирится, настолько и благодать приходит.

Если по духу найдется человек, вот тогда поговорить и посоветоваться с ним
– такой способ в наше время самый лучший. А неопытный руководитель может только повредить духовному делу,
таких случаев немало было в прежние времена и в наше.

Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех.

Аще случится пошатнуться в добродетели – не трепещи, ибо наше естество очень изменчивое.
Ангелам только свойственно неизменно стоять в добродетели.

Духовная жизнь подобна дереву, сказали святые отцы, без листьев, т.е. без трудов плодов не бывает,
однако и без плодов дерево посекается.

По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам,
а если не будем трудиться, и благодать Божия не поможет; наш труд и благодать Божия идут совместно.

Хотя и тяжеловато терпеть скорби, но очень полезно.
И мы должны готовиться, с Божией помощью, терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки.
Если так подготовимся, когда они придут, легче будет переносить их.

Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных.
Человек если сознает свою немощь и покается, Господь, по Своей благости, не помянет его немощей и грехов.
Больше всего надо бояться диавольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие.

Когда говоришь что кому на пользу души – говори просто.
Не надо думать, чтобы повлиять на человека.
Это сделает благодать Божия помимо нашего желания, если только будет на пользу слушающему.

Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет богомудрых святых отцов:
если предстоит тебе два зла – выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят – выбирай большую.

Временное уединение полезно, ибо маленько успокаивается дух от разной суеты.
А чтобы жить в уединении... Оно страсти не врачует, а только усыпляет.
Если внимательно жить в народе, скорее придешь в самосознание,
ибо здесь много страшных причин, которые обнаруживают нашу гниль.

Если что случится человеческое, помнить надо, что мы не мудрее премудрого Соломона,
не крепче пророка Давида и не ревностнее апостола Петра.

Строй-ка себе свой домик, а о чужих не заботься, тогда узнаешь, как строить домики для других.
Знание без духовных опытов только кичит.

Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу.

Не горячись высоко прыгать, в духовной жизни требуется терпеливая постепенность.

Поношение очень полезно, а хваление очень вредно, ибо этим ногу подставляют в духовной жизни.
Тщетная слава очень нас связывает и ослабляет нашу свободную волю.

Серебро узнается пробой, а подвижничество – смирением.

Мы должны глубоко веровать в Божий Промысл и не доискиваться причин, отчего происходит с нами то и другое.
Мы должны делать все ради Бога, а на людей не обращать внимания, ибо люди сегодня хвалят, а завтра свалят.
Человеку свойственно падать, а диаволу – не каяться.

Только святые ангелы живут без перемен, непрестанно славят Господа. А мы должны терпеть.
Во время трудного переживания – ждать радости, а во время радости – ждать скорбей.

Вместе жить и чтобы был мир душевный, требуется терпение и смирение, а как у нас нет этих добродетелей,
и думается нам: всё другие виноваты, а не мы. Однако надо стараться, чтобы хоть долго не сердиться, иначе молитва в толк не пойдет.

Если человек усвоит память смертную, тогда только и будет правильный взгляд на свою временную скоропроходящую жизнь.

Болезни и скорби – не случайные явления, а Богом посылаются для нашей пользы.
И их можно назвать брачной одеждой, в которой могли бы мы войти в брачный вечный чертог.

Очень трудно уступить другому – это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем.

Свойство гордости – видеть в себе только хорошее, а в других только худое,
а свойство смирения – видеть свои грехи, а в других добрые качества.

Конечно, телесный труд нужен, ибо без него и плодов не будет.
Однако знай, что все телесные труды – не как добродетель, а как пособие к добродетели.
Многие много трудились, а плодов не получали, ибо труд их был внешний, убивающий дух.

Мы не должны себе верить, пока не ляжем в гроб.
И в добродетели устоять зависит не от нас, но от благодати Божией.
А Господь хранит за смирение: насколько человек смирится, настолько и преуспевает в духовной жизни.

Человечество мятется, и бедные люди не знают секрета внутреннего мира, не знают, как обрести его.
Вот секрет: не вмешивайся ни в какие чужие дела и не подмечай немощи ближнего твоего.
Знай только себя, и довольно с тебя. Если это исполнить, поверь мне, будешь всегда мирный.

Эта наша жизнь временная и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать,
только скорби разные бывают. А как душа сотворена по образу и по подобию Божию, кроме Бога,
нигде и никогда не найти спокойствия и утешения. Если будем располагаться на волю Божию,
тогда скорби будут тревожить только слегка.

Помыслы, от которых бывает душевный мир и умиление, – верно знай, что они ангельские.
А помыслы, от которых бывает душевное смущение и расстройство, – это бесовские.

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются тщеславие, лицемерие,
лукавство, гнев и прочие страсти душевные.

Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий.

Насколько очищается сердце от страстей, настолько Бог познается, и будет Царство Божие внутри Вас.

http://pravoslavie.ru/121637.html

+3

2

Валаамский старец Иоанн (Алексеев)
(1873-1953 гг.)

*При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы,
не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения,
но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.

*Молитва самый трудный подвиг... Все же Господь, по своему милосердию,
временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал.

*Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели.
Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует.
Преподобный Агафон говорит: "Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы".

* К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания;
в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати...
В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность...
Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца...
Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати,
а благодать Бог дает не за труды, но за смирение, насколько человек смиряется,
настолько и благодать посетит... В Отечнике сказано: "Ученик сказал старцу: такой-то "видит ангелов".
Старец ответил: "это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи".
Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого.

*Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех,
тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека,
а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих.

*Молитва требует борьбы, до часа смертного...

*...внимание - душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.
*Не в нашей власти состоит устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение.
Лествичник говорит: "Где случилось падение - там предварила гордость". Великое для нас счастье, что мы имеем книги
св. Отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно. Хорошо бы духовную жизнь проводить
под руководством духовного наставника, но оскудели преподобные, а без наставника очень опасно руководиться
только одними книгами... Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение и Господь по своей благости
поможет нам грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники
благочестия, держались за смирение и покаяние.

*Память надо набивать чтением св. Евангелия и творениями св. Отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным.
Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь
и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.

*Грешных страстей никогда не удовлетворишь, чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи;

*Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали св. Отцы; от скорбей две пользы:
первая - усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая - избавляет от суетных попечений и забот.
Из святоотеческих писаний видно; они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то,
что не пожелали предать писанию, чтобы нас неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние.
Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести.
Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать
в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели.
Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога,
именно только, смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.

*Мудрую духовную жизнь св. Отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью...
Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание.

*Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба... Преп. авва Дорофей говорит:
"Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит".
По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение,
ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание,
чтобы вразумился и стремился к добродетели.

У св. Отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки.
"Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их,
таковые будут выше нас и отцов наших". Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность.

* Без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят св. Отцы.
Господь избрал на проповедь св. Пророков и св. Апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос совершенный Бог
и совершенный человек (кроме греха) скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного им человека терпел укорение, поношение,
презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием...

Петр Дамаскин пишет: "Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, и это знак здоровья души".
При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле.
Блаженны подобные люди, которые приходят в такое состояние, оно дается от Бога за глубочайшее смирение
и называется бесстрастием.

+2


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)