Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » преподобный Иустин (Попович)


преподобный Иустин (Попович)

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

I. Об отношении Церкви к властям

Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Деян.5:29

Это – душа, это – сердце Православной Церкви; это – ее главное благовестие, заключающее в себе
все другие благовестия, т. е. всеблаговестие. Она живет этим и ради этого. В этом – ее бессмертие и вечность;
в этом ее непреходящая всеценность и всезначимость. Повиноваться больше Богу, нежели человекам,
– это принцип всех ее принципов, святыня всех ее святынь, мерило всех ее мерил.

Это все-благовестие является сущностью всех святых догматов и всех святых канонов Православной Церкви.
Здесь абсолютно недопустимо, ценой чего бы то ни было, делать со стороны Церкви какие-либо уступки
каким бы то ни было политическим режимам или же идти на компромиссы с людьми или с демонами,

а также, еще в большей степени – с неприкрытыми гонителями Церкви, церкво-борцами, стремящимися
во что бы то ни стало ее уничтожить.

Повиноваться больше Богу, нежели человекам, – это устав Православной Церкви, Устав вечный и неизменный,
Устав всех уставов, а также вечная и неизменная ее позиция, в соответствии с которой должны вырабатываться
все другие ее позиции (в сербском языке слова «устав» и «позиция» (сербск. – «став»), являются однокоренными. – Примеч. пер.).
В этом содержится и первый ответ Церкви первым ее гонителям (см.: Деян.5:29); но это – ответ и всем последующим ее гонителям
во все последующие века, вплоть до Страшного Суда. Для Церкви Бог всегда на первом месте, а человек – всегда на втором.
Поэтому людям можно и должно повиноваться до тех пор, пока они не ополчаются против Бога и Божиих законов.
Но как только они начинают противиться Богу и Его законам, Церковь должна против них выступить и им воспротивиться.

Властям надлежит покоряться, пока они поддерживают Божественный порядок в мире,
пока они – слуги Божии и пока они и в самой жизни поступают как слуги Божии.
Покоряться властям подобает, потому что они как слуги Божии носят меч, наказывающий зло и защищающий добро.
Покоряться властям подобает, потому что они слуги Божии – отмстители в наказание делающему злое, а не доброе.

Но если власти нагнетают страх и мстят делающим доброе, если власти преследуют Божие добро,
если гонят они самое величайшее Благо, Все-Благо мира сего – Господа Иисуса Христа, а тем самым – и Его Церковь,
то таким властям повиноваться не следует, нельзя даже слушать их.

С такими властями христианин должен бороться: бороться святыми, евангельскими средствами.

Никогда не должен христианин повиноваться больше людям, нежели Богу, а особенно тем людям,
которые против Истинного Бога и против Его Евангелия.

Власть в своем начале, в принципе – от Бога.
Однако если власть отрекается от Бога и начинает выступать против Бога, то она превращается
в сплошное олицетворенное насилие и тем самым перестает быть от Бога, становясь властью от дьявола.

Таким образом, мы, христиане, знаем и тайну власти, и тайну насилия: власть благословлена Богом, насилие же Богом проклято.
Все, что от Бога – добро, но стоит этим злоупотребить, как оно тут же становится от дьявола.
Злоупотребление Божиим – в этом весь дьявол, в этом весь дьяволизм всех миров, включая и человеческий.
Власть – от Бога; и пока она действует в Боге и ходит под Богом и с Богом – она благословенна.
Но как только она оставит Бога, то становится тиранией, свирепым насилием – и тем самым переносит себя
под власть антибога, противобога, дьявола.

Таково евангельское, апостольское, святомученическое, святоотеческое, православное учение о природе и значимости власти.

Таково об этом святое и непогрешимое учение Православной Христовой Церкви, таково оно от начала до сего дня,
таким пребудет оно и от сего дня во все последующие века. Свидетели сему? – Все святые апостолы, все святые отцы,
все святые мученики. Особенно – святые мученики, начиная от святого первомученика Стефана и вплоть до нашего
святого дьякона Аввакума и всех прочих святых мучеников, пострадавших уже в наши дни.
Все они пострадали за Господа Иисуса Христа, по большей части – от царей, королей и тиранов,
одним словом – от богоборческих властей мира сего. И количество этих святых мучеников и исповедников исчисляется
даже не тысячами, а миллионами. Все они – святые и бессмертные свидетели Богочеловеческой истины, заключающейся
в следующем: христиане должны противиться безбожным и богопротивным указам и постановлениям царей, начальств
и властителей мира сего, кем бы они ни являлись и где бы ни находились.
Каждый святой мученик, каждый святой исповедник – это живое и бессмертное воплощение пресвятого все-благовестия
Православной Церкви: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей своей силой, всем умом исполнял это Божественное все-благовестие.
И потому все они были мучимы, подвергаемы пыткам и издевательствам и приняли смерть от богоборческих правителей
в те или иные века истории.

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … tom1/2_1_1  )
http://bible.optina.ru/new:act:05:29#pr … n_popovich  )

+2

2

Всем ценителям Достоевского Федора Михайловича могу посоветовать книгу св Иустина "Философия и религия Ф.М.Достоевского".

https://predanie.ru/book/195975-filosof … toevskogo/

Достоевский не всегда был современным, но всегда — со–вечным. Он со–вечен, когда размышляет о человеке, когда бьется над проблемой человека, ибо страстно бросается в неизмеримые глубины его и настойчиво ищет все то, что бессмертно и вечно в нем; он со–вечен, когда решает проблему зла и добра, ибо не удовлетворяется решением поверхностным, покровным, а ищет решение сущностное, объясняющее вечную, метафизическую сущность проблемы; он со–вечен, когда мудрствует о твари, о всякой твари, ибо спускается к корням, которыми тварь невидимо укореняется в глубинах вечности; он со–вечен, когда исступленно бьется над проблемой страдания, когда беспокойной душой проходит по всей истории и переживает ее трагизм, ибо останавливается не на зыбком человеческом решении проблем, а на вечном, божественном, абсолютном; он со–вечен, когда по–мученически исследует смысл истории, когда продирается сквозь бессмысленный хаос ее, ибо отвергает любой временный, преходящий смысл истории, а принимает бессмертный, вечный, богочеловеческий, Для него Богочеловек — смысл и цель истории; но не всечеловек, составленный из отходов всех религий, а всечеловек=Богочеловек."

Преп. Иустин (Попович)

Отредактировано Пневма (2019-10-26 18:57:47)

+2

3

Царь-антихрист знаменует начало XIX века, папа-антихрист – середину XIX века; европейская философия-антихрист (из сумасшедшего дома) – конец XIX века; Бонапарт, Пий, Ницше – три роковых имени трех самых тяжелых больных, больных врожденной болезнью.

Победители ли они XIX века? – Нет, они самые опасные носители болезни, унаследованной от XVIII века. Цезарь, понтифекс и философ... и не в языческом древнем Риме, а посреди крещеной Европы! Они не победители, а самые что ни на есть побежденные.
Когда Бонапарт насмеялся над святынями в Кремле, когда Пий провозгласил себя непогрешимым, когда Ницше объявил о своем служении антихристу, тогда солнце померкло на небе, и будто не одно, а тысяча солнц, то и тогда бы померкли они от печали и страха, ибо такого дива еще мир не видал: атеист-царь, атеист-понтифекс и атеист-философ.

Во времена Нерона хотя бы один из трех не был атеистом – философ XVIII века – век Пилата, ибо осудил Христа на смерть; XIX в. – век Каиафы, ибо вновь распял Христа; XX век – век синедриона, составленного из крещеных и некрещеных иуд, который провозгласил, что Христос навеки умер и не воскресал. Почему вы, братья, тогда удивляетесь, что наступили небывалые бедствия для Европы – вплоть до мятежей, войн и революций?

Кто тогда победитель, если не цезарь, не понтифекс и не философ, отвернувшейся от Христа Европы? – Победитель – это русский мужик и сербский крестьянин, по слову Христову: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк. 9, 48), Кто был самым незнатным и меньшим в XIX веке – в веке великого Бонапарта, «непогрешимого» Пия и неприступного Ницше, – если не русский мужик-паломник по святым местам и сербский крестьянин – борец против полумесяца и освободитель Балкан?

Диавольское поле битвы, диавольское священство, диавольская мудрость – вот поприще для императора, папы и философа XIX века. Сербский крестьянин был полной противоположностью всему этому: первое – его князья мужественно боролись за свободу родины и чистоту Православия; второе – его священство претерпело мучения за Христа, и третье – его философией была рыбарская апостольская мудрость.
И к нему относятся молитвенные слова Господа и Спаса нашего Иисуса Христа: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11, 25). Что открыл Бог младенцам? – Мужескую храбрость, небесную святость и Божественную мудрость, – открыл им все то, что противоположно западному цезарю, папе и философу, как противоположны день и ночь. Если бы Европа осталась христианской, то хвалилась бы Христом, а не культурой.

Выход из всех безвыходных положений

Тот выход есть Господь Иисус Христос и Его Божественное творение – Церковь, которой Он – Глава, а она – Его Тело.
Апостольская, святоотеческая, соборная, вселенская, православная вера в эту Церковь и является воскресением из всех еретических смертей. Любая ересь, так или иначе, сводится к человеку и заменяет им Богочеловека Христа, а этим она отвергает Церковь, которая вся от Богочеловека и в Богочеловеке. Спасение от этого возможно лишь через возвращение к Православной вере. К Апостольской, Богочеловеческой вере: возвращение на Богочеловеческий путь св. Апостолов и св. Отцов, к их непоколебимой Православной вере в Богочеловека Иисуса Христа, к их благодатной Богочеловеческой жизни в Церкви Духом Святым, к их свободе во Христе, которой (свободой) Он нас освободил, к их Богочеловеческому благодатному опыту в Духе Святом, к их святым, Богочеловеческим добродетелям.

«Отец Православия», «тринадцатый апостол» – св. Афанасий Великий говорит – «Мы содержим, храним веру Вселенской Церкви, которую Господь дал, Апостолы проповедали, Отцы сохранили. Ибо на ней Церковь основана, и кто отпадет от нее, тот не есть христианин и не может называться христианином»
(Письмо Серапиону, 1, 28–39).

Только так можно спастись и освободиться от рабства человекоугодия и человекослужения, и стереть все грехи, ибо рабство это подобно идолопоклонству.
Без решительного апостольско-святоотеческого следования за Единым Истинным Богом, Богочеловеком и Спасителем Иисусом Христом все еретики безвозвратно утонут в мертвом море «культурного» идолопоклонства и будут служить кумирам, в которых нет спасения, нет воскресения, нет обожения для такого тленного унылого существа, каким является человек.

Святые Отцы Седьмого Вселенского собора, избавленные Богочеловеком Господом нашим Иисусом Христом от всякого идолопоклонства, вот о чем нам благовествуют и что нам завещают в качестве единственного Православного пути, Богочеловеческого пути, которым необходимо следовать, не взирая на помрачение этого мира и этого века:

«Святые отцы наши, исполняя Божественную заповедь Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, поставили свечу Божественного знания так, чтобы всем светила в доме, т.е. всем славящим Бога в Православной Вселенской Церкви, чтобы ни один из них не споткнулся о камень еретического зловерия.

Ибо святые отцы изгоняют прочь всякое еретическое заблуждение и отсекают гнилые члены, если они неизлечимо больны; они очищают гумно, а пшеницу, т.е. всякое питательное слово, подкрепляющее сердце человека, собирают в житницу Православной Вселенской Церкви, а солому еретического злого учения выбрасывают вон и сжигают огнем неугасимым... И мы, всячески придерживаясь догматов и дел Богоносных отцов наших, проповедуем едиными устами и единым сердцем то, что они нам передали, ничего не добавляя и ничего не отнимая от того, но в том утверждаясь и укрепляясь, так учим и исповедуем, как шесть святых Вселенских Соборов постановили.

И мы веруем... что «нас спас не ходатай, не Ангел, но Сам Господь» (Ис. 63, 9), и за Ним следуя и Его глас приемля, мы велегласно восклицаем: не собор, не царская власть, не заговор Богом проклятых спасли Церковь от идолов, но Сам Господь славы – воплощенный Бог спас и освободил Церковь от идолопоклонских заблуждений.

Потому Ему слава, Ему благодать, Ему поклонение, Ему хвала, Ему величие, ибо искупление и спасение Его суть, Им совершены, поскольку Он Один имеет силу полностью спасти, чего не имеет ни один из тленных людей. Итак как пророки провидели, как Апостолы научили, как Церковь приняла, как учителя возвели в догмат, как вселенная согласилась, как Благодать научила, как Истина Себя явила, как ложь была прогнана, как Премудрость явилась, как Христос утвердил – так мы мыслим, говорим, так проповедуем Христа, истинного Бога нашего...

Это вера апостольская, это вера отеческая, это вера Православная! Это вера утвердит Вселенную! (Деян Св. 7-го Вселенского Собора, заседание 4; и Синодик Православия).

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … nizm/#0_20

Отредактировано Пневма (2019-10-28 20:16:51)

+2

4

Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион.

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … nizm/#0_19

+3

5

Прп. Иустин (Попович)
Толкование на Мф. 27:24

Ст. 24-25 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается,
взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших

Вот одна из этих искр: он умывает руки перед народом, говоря: невиновенъ я въ крови праведника сего (стих 24).
- Но все же, одно ясно и очевидно: перед римским мерилом правды, перед римским правосознанием, - Иисус - праведникъ,
Иисус невиновен, Иисус не заслуживает смерти. Но что же это такое, ради чего римское правосознание осуждает на смерть
Богочеловека, праведника, Бога? - Это помраченность совести, болезненность сердца, расслабленность воли,
опоганенность ума у римского человека, и любого человека вообще. Это та греховность и прагреховность рода человеческого,
которая осуждает на смерть всякое добро, а прежде всего Верховное Добро, Вседобро = Бога.
Она работает, действует в человеческом сознании и совести как что-то самое внутреннее и самое близкое.
Это та сила греха, которая непреодолимо действует в каждом человеке, от первого до последнего,
от самого великого до самого малого. Действует и тогда, когда разбужденное сознание и совесть этого не желает.
Она живет во всем человеческом. В этом отношении апостол Павел говорит всю истину о всех, исповедуется от имени
всех людей и каждого человека, когда заявляет: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
А потому уже не я делаю то, но живущiй во мне грехъ. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу; уже не я делаю, но живущий во мне грехъ» (Рим 7, 15. 17. 19. 20).

Пилат мог бы всем существом своим подписаться под этим заявлением, только если бы он по-павловски пробудился
для истины о человеке и роде человеческом, и рассмотрел бы ее в ее страшной серьезности. Во всяком случае,
Пилат совершает зло, которого не хочет, а не совершает добро, которого хочет. В этом и заключается вся его ответственность,
что он сознательно находится в рабстве такой неправде. Поэтому лекарство от этой болезни не в человеке, не в людях,
но в Богочеловеке. Ибо только Он имеет для этого и лекарство, и любвовь, и силу.

Вожди еврейского народа состязаются с Пилатом в - неправде и преступлении.
Перед их грехолюбивой совестью еще раз встает во всей полноте проблема Богочеловека Иисуса.
Ставит ее Пилат, вводя в драму Иисусову разбойника Варавву. Дилемма ясна: или Богочеловек, или Варавва?
Надо выбрать.
И евреи сознательно и решительно выбирают Варавву, разбойника, между тем как Бога осуждают на смерть.
Это еще одно свидетельство о бесконечной падшести и пропадшести человеческой природы.

Свидетельство, исходящее от «избраннаго народа», а на противоположной стороне свидетелсьтво, исходящее
от языческих народов. Их огреховленной совести не нужен Бог; да, греху не нужен Бог, ибо Он ему мешает,
Он его уничтожает, ибо Он его убивает; поэтому грех всей силой восстает против Бога через все сознания
и совести человеческие, огреховленные и одьяволенные, не хочет Бога: «нет Бога»; а если Он есть,
надо Его стереть с лица земли, или убить. В этом вся теология демонизма человеческого, но так же и сатанинского.
Бесконечно решительны евреи в своем грехолюбивом богоборчестве: весь народъ сказалъ:
кровь Его на насъ и на детяхъ нашихъ (стих 25). И действительно, куда упала капля Его божественной крови,
или тысячная, или миллионная часть одной капли, все души зажглись огнем и опустошились пожаром,
ибо кровь Его святая - «огнь поядающiй». Да, Бог и Его пресвятая кровь - это «огнь поядающiй» (Евр 12, 29).
И еще: Варавва постоянно идет перед еврейским народом с тех пор, как избранник его. И все так же будет
идти до тех пор, пока перед завершением земного мира «остатокъ Израиля» не спасется (Рим 9, 27).

+1

6

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасхальное слово преп. Иустина (Поповича)

Воистину безсмертны и воистину вечны!
Ведь это дар, воскресный дар Воскресшего Господа Христа;
все мы Им стали безсмертны и вечны. Я безсмертен и вечен для вас,
вы безсмертны и вечны для меня. И все наше безсмертно и вечно,
имеет безсмертную и вечную ценность.

Будем жить как безсмертные и вечные существа!
Ради этого человеколюбивый Господь пришел на нашу землю и Воскрес,
и дал нам Свое вечное Евангелие, и основал Свою вечную Церковь.
И этим обезпечил нам безсмертие и жизнь вечную!
Поэтому все это имеет к нам отношение – благодаря Ему, Воскресшему и Вечному!
Через Него имеем безсмертную и вечную жизнь.

Всеславным Воскресением Своим Господь обезпечил нам двойное воскресение:
воскресение души и воскресение тела. Воскресение души – от греха, ведь грех – смерть души,
гроб души; воскресение тела – из гниения, которое через грех обладало человеческой природой.
Ненависть – это смерть души; злость, гнев, похоть, лень, неприязнь, сплетни, клевета,
вообще всякий грех, всякая страсть – смерть души, гроб души. Через все наши нераскаянные
страсти гниет наша душа, гниет совесть наша, гниет ум наш.

Христос Воскресе! – Потому Воскрес, чтобы и мы воскресли благодатью Его воскресной,
Его силой воскресли бы от всех наших смертей, из всех наших гробов. И можем, если захотим.
Все зависит от меня, от тебя, от нашего личного усердия, от нашей веры и ревности.
Встань спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос! (Еф. 5, 14) – во грехе ли,
пусть в самом страшном; в страсти ли, пусть в самой тяжелой – восстань!
Грехи усыпили твою душу и умертвили. Восстань, воскресни из мертвых – покаянием!
Пробуди себя от смерти – верой, пробуди – молитвой, пробуди – милостыней, пробуди – постом!
И освятит тебя Христос! Несомненно, освятит тебя, если только обратишься к Нему с покаянием,
молитвой, надеждой, воздыханиями, слезами! Знай: нет греха, нет страсти, которые бы
не могли победить и я, и ты, и все мы, победить воскресной силой Воскресшего Господа Иисуса,
Единого Победителя всех смертей во всех мирах.

А когда я, ты, мы воскресим себя из мертвых от грехов и станем жить по-новому,
тогда Воскресший Господь и паству нашу приведет к новой жизни ради молитв наших,
ради веры нашей, ради подвигов наших. И на наших глазах станет сбываться Евангельская истина:
Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17): новый ум в тебе и во мне, и во всех нас, новая душа,
новое сердце, новая совесть; и в них – новые мысли, новые ощущения, новые желания, новая жизнь
– все евангельское, все безсмертное, все вечное, все богочеловеческое.

Каждый человек есть твой вечный брат, твой безсмертный собрат.
Берегись, чтобы не опечалить его! Будь внимателен к тому, что думаешь о нем, что говоришь о нем,
как поступаешь в его отношении, чего желаешь ему. Ведь ты будешь жить с ним вместе в Вечности!
Поэтому пусть все у нас будет вечно и безсмертно: и наша любовь к человеку, и наше добро,
и наша истина, и наша правда. Да не постыдимся в новом свете ни своей любви перед Господом Вечной Любви,
ни своего добра перед Господом Вечного Добра, ни своей истины перед Господом Вечной Истины,
ни своей правды перед Господом Вечной Правды. А Вечный Бог и Господь для того и стал Человеком,
чтобы все Свое сделать нашим: и Вечную Истину, и Вечную Правду, и Вечную Любовь, и Вечную Жизнь.
Одним словом, святоотеческим словом: Бог стал Человеком, чтобы человека сделать богом по благодати.
Тебя и меня, брат, сослужитель Воскресшего Господа Христа!

Поэтому будь всецело Его, всякий день и всякую ночь, всецело Его
– всем сердцем, всей душой, всеми мыслями, всей силой.
И будешь Его, если непрестанно станешь усердствовать в евангельской молитве,
в святой евангельской любви, в святой евангельской правде,
в святом евангельском добре, в святом евангельском посте,
в святой евангельской милостыне, в святой евангельской жизни.
Не будем так делать – раздерут нас на куски сласти и страсти этого мира.
С чем тогда предстанем перед Господом? Со сворой диких зверей
– нераскаянных грехов наших и неутоленных наших страстей?
О, братия и сослужители, вечно наше добро и вечно наше зло.
Потрудимся же в этой жизни выбросить из себя все зло
и утвердим в себе всякое добро Христово.

Священник ли ты? Призвание более возвышенное, чем Ангельское и Архангельское,
но и более ответственное. А по жизни каким надо быть?
Как священник ты самый великий богач в этом мире.
Ведь тебе доверены человеческие души. А каждая из них ценнее всех видимых миров на свете.
А тебе доверено столько человеческих душ! Поэтому твое священническое призвание
ответственнее Архангельского: ты должен заботиться о каждой душе, о каждой душе
дать ответ Господину и Творцу боголиких душ, которые доверены тебе на сохранение,
просвещение, обожение и спасение. Пусть же все ведет тебя к Небу, прежде всего тебя
и с тобой всю твою паству. А перед паствой – твою семью, твою «домашнюю церковь».
Помните страшные слова Господа: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня,
тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его
во глубине морской (Мф. 18, 6).

Кто-то из святых сказал: «Никто не спасается один».
Это значит, что спасая себя от греха и зла, человек тем самым помогает спасению своих ближних.
Ведь все люди составляют одну духовную семью, одно духовное тело, тело Церкви.
Хочешь или не хочешь, ты своей жизнью спасаешь вокруг себя людей или губишь:
приближаешь их к Небу добром или низвергаешь во ад своим злом.
А из вечного Евангелия Спасоносного струится вечное благовестие:
Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти
и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Святые братия и собратия, вера наша – вера вечной радости,
ведь она нас через победу над всякой смертью ведет в объятия
к Воскресшему Господу Христу. Имейте эту веру и насаждайте ее, и берегите ее,
прежде всего в себе, а потом – в ближних вокруг себя.

Любовь наша – любовь вечной радости, потому что божественная, святая, вечная, она ведет нас верой, молитвой, постом, милостыней, смирением, незлобием, истиной, правдой, надеждой, терпением в вечное Царство любви Христовой, где люди и Ангелы, по-братски обнявшись, живут в вечной радости.

Молитва наша – полна вечной радости, и пост наш полон вечной радости, и милосердие наше, и истина наша, и правда наша, и страдание наше, все это полно вечной радости, ведь ведет нас в объятия к Единому Человеколюбцу – Чудесному и Чудотворному Господу нашему Иисусу Христу, чтобы с Ним вечно царствовали на Небе, если Он уже царствует в душах наших на земле через Святые Тайны и святые добродетели.

Христос Воскресе!

И все Его стало нашим, лично моим, лично твоим: нашей верой в Него, нашей любовью к Нему, нашей молитвой Ему, нашей жизнью в Нем и ради Него. Ему Воскресшему, Ему Всепобедному, Ему – Единой Вечной Радости нашей, Единой Вечной Истине нашей, Единой Вечной Жизни нашей, Единой Вечной Любви нашей – отдадим со всеми Святыми всю свою жизнь, все свое безсмертие и всю свою вечность.

Аминь! Аминь! Аминь!

Монастырь Челие, 1961 год

Перевод с сербского
Анатолия Казанцева

Источник: Посев и жатва.
Белград, 2007

0

7

ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Преподобный Иустин (Попович)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня – малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница.
Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами
– святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли.
В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили
наибольшего из людей. Наибольшего – это говорю не я.
Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню,
которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей,
более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков,
из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем:
«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).
Нет большей похвалы во всей вселенной.
И потому сегодняшний день – малая Великая Пятница.

Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им?
Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде.
Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам,
мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве и сегодня христоборцы
не кричат: Распни, распни его! Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса
из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя.

Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом?
Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире.
Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените?
Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные!
Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка,
тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами.
Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной.
Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими
правдами; Христова, мол, Правда не нужна нам, Божией Правды мы не хотим.
Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того,
что в этом мире человек, истинный человек, не может удержаться без Бога.
Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют
главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников земли,
а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего,
требуют смерти Богочеловека Христа.

Да, сегодняшний праздник – это вторая Великая Пятница. Почему?
Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы
и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами.
Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя,
как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе,
в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков,
всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников.
Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола
среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога,
чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра,
раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал
и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос.
Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса,
когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира.
Он – и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру
и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого – на Господа Иисуса Христа.

Сам Господь Иисус Христос – вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей
в этом мире. – «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира».
Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах.

Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней,
говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное?
– Вот Оно – Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное.
Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью,
он и к ним воззвал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Посмотрел и на север, и на юг – те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола.
Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, – такой!

Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою,
Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени
Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное»
(Мф. 4, 17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелие между евангелистами Христовыми.

Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти земного Ангела и небесного человека,
– святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу
Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним
чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40, 3; Мф. 11, 10). Не только пророк, сказал Спаситель
о Крестителе, но и больший пророка – Ангел Господень. И его, его люди не хотят,
гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти,
среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые
на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались
людьми Божиими, людьми святыми.

Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками.
Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель,
но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно
земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников,
Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень.
Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым
и преступным царем Иродом.

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший
из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником
между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире!
Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему
говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером
и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана
до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть,
зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть – это лишь врата,
раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры,
объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе
перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих,
стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках!
И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом.
Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча
и Креститель Господень Иоанн.

Мы сегодня точно также прославляем и первого исповедника евангельского
и христианского, первого исповедника Божия в этом новозаветном мире.
Смотри, он бесстрашно, в глаза, говорил и исповедовал Истину Божию:
Царь, не должно тебе иметь жены брата твоего, живого брата твоего.
Увел ты жену у брата своего. Все законы неба и земли против тебя, и я, я тебе сказую
эти законы неба и земли, ибо я на то послан. Царь, ты не можешь иметь жены брата своего.
Неустрашим, как бессмертный лев, неустрашим, как Херувим во плоти. Вот, это первый
исповедник Христовой веры, а после него – сонмы, лики славных исповедников Христовых
в этом мире, – исповедников, свидетельствующих и исповедующих перед всем миром,
перед востоком и западом, севером и югом что Господь Христос – Единый Истинный Бог
на небе и на земле. И это вопреки всем гонениям, всей лжи тех, кто силится восставать
против Христа в мире сем вопреки всем ересям, вопреки всем богоборцам, всем гонителям
Христа, неустрашимые всепобедители, бесчисленный их сонм, начиная от святого Предтечи
до наших дней. Они свидетельствуют и объявляют всей вселенной сию истину:
Христос прежде всего выше всего! Он – Единый Истинный Бог. Вы, лжебоги, маски, личины,
скверные и отвратительные личины ложных богов, скрывайтесь! Душе человеческой
в этом земном мире необходим Истинный Бог Кто вы, самозванцы? Кто?
В могилы, в тысячи сетей вы сами себя влечете, и вы хотите Господа Христа заменить?
Как вы нищи, как убоги! Увы, ни над кем весь ад так не смеется, как над вами.
Громко смеются демоны над вами, а вы их не слышите, а мы слышим, – мы, христиане.

Да, святой Креститель – это первый христианский исповедник, а за ним, как за кормчим,
устремились тысячи и тысячи славных исповедников Христовых в этом мире.

Братья мои, великая тайна проходит черед этот праздник, подобно тому, как нити
простираются по ткани и составляют ее. Вы слышали из сегодняшнего святого Евангелия:
ученики возвещают Спасителю том, что Предтеча усечен. Умолкли уста, объявлявщие миру
о Тебе, Господи! Что теперь? Кто мы, по сравнению с Твоим великим Крестителем?
Спаситель молчит. И что необычно, Он зовет учеников Своих и удаляется с ними
в пустынное место. Что это? Неужели Господь бежит, неужели Он бежит от Ирода?
Смотри, Он, Всемилостивый Чудотворец, взирая на несчастную мать-вдовицу,
воскрешает ее сына, никому неведомого, кроме матери и Его Самого. Но вот, Господи,
Предтеча Твой лежит мертвый, погубленный, почему его Ты не воскресишь?
Ты воскресил дочь начальника синагоги Иаира. Но вот тот, которого ты нарек
наибольшим из рожденных женами, усечен злодеем-царем. Господи, охрани Правду Свою,
защити Твоего первого апостола, Твоего первого мученика, первого евангелиста,
первого Ангела во плоти, первого пророка, первого исповедника. Воскреси его!
Спаситель молчит, удаляется в пустынное место и молится Богу.
Почему, Господи?

Потому, что святой Предтеча должен стать первым апостолом и в аду, в царстве смерти,
куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир.
В этом царстве смерти, называемом адом, то есть местом непроглядным, где никто
никого не видит, в этом царстве смерти были все: праведники и грешники,
– все ветхозаветные люди до пришествия Господа Иисуса Христа. Грех ввел смерть
в земной мир, смерть в среду людей. И царство смерти было единственным обиталищем
человеческих душ после их телесной смерти в этом мире. Предтеча должен был стать
Предтечей и в аду, царстве смерти, чтобы и там проповедать душам всех людей:
Вот, пришел на землю Тот, Кого вы ожидали, Кого вы жаждали увидеть. Вы, праведники все:
Моисей, Авраам, Давид, все святые пророки и праведники. Вот Он пришел на землю,
как человек, как Спаситель и творит такие знамения и чудеса, которых вы, все вы вместе,
никогда и не видели. Его взгляд исцеляет от всех болезней, Его слово воскрешает от всех смертей,
Его глас изгоняет бесов из одержимых ими людей. Поистине пришел Спаситель мира на землю,
Господь Иисус Христос. И вот, я иду пред Ним, чтобы и вам проповедать эту преблагую весть,
эту радостную весть: сойдет Он и сюда к нам. Через немного времени сойдет, и вы Его увидите.
Вы увидите, какова Его человеческая душа, вся исполненная Богом
и блистающая бесконечным светом.

Святой Предтеча явился в царстве смерти и как первый Евангелист, чтобы проповедать
Евангелие Христово всем душам в царстве смерти. Явился всем им и как первый мученик,
чтобы показать, как за Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, Спасителя мира люди радостно
пойдут на смерть, пока она не будет побеждена и попрана. Они не будут бояться смерти,
ибо будут сильнее ее. Господь дарует победу над смертью тела воскресением Своим с телом.
И вошел славный Предтеча в царство смерти, как Предтеча всех истинных исповедников Христовых
в мире, всех истинных пророков в мире, чтобы объявить всем душам в царстве смерти:
Вот, смерть побеждена, бесы попраны, царство смерти будет разрушено, когда Господь явится здесь
через короткое время. И вы будете выведены из этого ужаса в небесные радости, в мир горний.

И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами,
ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический,
свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти.

Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице.
И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча
радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь
и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.

Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад,
в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе,
Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление
всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она
неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто?
Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни,
Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло
содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось
царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог.
И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него,
Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле.

Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное.
Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил
святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса.

Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика,
первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его
радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству,
святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул
беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом
с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам,
обращающимся к нему с молитвой.

Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому апостолу Христову,
и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь
к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он ее усладит
Христовой благодатью, которую таинственно ниспошлет из горнего мира в твою измученную душу.
И когда вы в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегните к нему святому исповеднику,
скажите ему, что на сердце вашем, излейте скорби и нужды душевные и будьте уверены,
он таинственным, божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех
искушений и бед. Но если вам нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире:
на тебя нападают люди со всех сторон, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить,
уничтожить за то, что ты Христов, хотят, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе,
ты тогда вспомни о нем, первом мученике, возопий к Нему: О, святый мучениче,
первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер
за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся царство Христово
святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик Святителей.
Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость.
Пятница малая, а воскресение великое – воскресение для всех христиан всех веков.
И для нас сегодня: и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина
сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечно живого
на небесах святого Иоанна Крестителя Господня, как он победил смерть, причиненную ему Иродом,
как возлетел он в небесный мир, чтобы быть первым, после Богоматери, рядом с Господом
Иисусом Христом. Вы видели икону, называемую «Деисус», т. е. Моление: Господь сидит
на престоле славы, как Царь Небесный, с правой стороны Его – Пресвятая Богоматерь,
а с левой – святой Предтеча. Они молятся Ему за род человеческий.

О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы
за нас христиан-сербов, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию,
всех помиловал, всех спас, чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли
Единого Истинного Бога на небе и на земле, Господа Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава,
ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Монастырь Челие
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
1964 г.

Преподобный Иустин (Попович)

«Преподобный Иустин Попович. На богочеловеческом пути», C-Пб., 1999 г.

10 сентября 2007 г.

+1

8

«Пост — это путь, который ведет к победе над грехом,
над диаволом, над смертью — в Воскресение!»

( преподобный Иустин Попович )

Беседа во вторую Неделю Великого Поста

Пост — это путь, которым и ты, и я идем в Воскресение.
В Воскресение тела и души. Идем и ты, и я...
Потому-то пост и является столь чудесным и удивительным, что он приводит куда?
В Воскресение! Ибо что означает Воскресение? Воскресение — победа над смертью,
Воскресение — победа над грехом, Воскресение — победа над диаволом!
Вот что такое пост.

В одной дивной стихире тех дней мы молились и пели:
«Последуем постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших»
(Четверг 1–й седмицы Великого поста, вечер, на стиховне самогласен).
Пост — это победа над диаволом. Это благая весть, которую принес нам Господь.
Хочешь победить грех, хочешь победить творца греха — диавола самого?
Вот тебе пост — говорит Спаситель!

Да, постом ты становишься наибольшим победителем в этом мире.
Кто победил диавола? Кто, кроме Господа нашего Иисуса Христа?!
Никто другой, никогда. Потому Он — Спаситель мира, ибо только Бог сильнее диавола.
Все прочее уступает ему. И если мы следуем за Христом — мы, воистину,
следуем за Победителем, дающим нам окончательную победу над диаволом,
над всякой нечистью, нападающей на нас и стремящейся во что бы то ни стало
сокрушить нас и ввести в грех, то есть в смерть.

Человек — бессмертное существо! И Господь сошел в наш земной мир,
чтобы победить наш грех: чтобы дать нам спасительные силы и средства,
дабы и мы сделали то же самое, дабы мы всегда делали то же самое,
вместе с Ним, водимые Им, следуя за Ним.

Что все победы человеческие?! Ничто! Все человеческие победы — это поражения,
ибо они не побеждают смерть. Что такое все победы, которые многочисленные цари, тираны,
диктаторы и всевозможные «сильные» мира сего одерживали и одерживают поныне?!
Что все эти европейские войны: первые, вторые, третьи, десятые и пятидесятые — что?!
Жалкие поражения! Поражения на поражениях, а не победы. Погибающие люди придумали войны
и убийства как средство, чтобы победить зло в этом мире.

А зло в этом мире может победить только Бог и Божия сила. Только Бог и Божия сила может победить
творца всякого зла и греха — диавола. И Бог каждому из нас даровал эти Божественные силы,
чтобы мы, как разумные человеческие существа, как разумные Божии существа, побеждали зло,
побеждали диавола Божественной силой.

Вот святой пост, вот святые молитвы. Что это? Это и есть те Божественные силы,
которые Господь оставил нам и даровал Церкви Своей Святой, чтобы все мы, каждый из нас,
побеждал диавола, побеждал ради самого же себя. Чтобы каждый из нас побеждал свой грех,
побеждал не ради других, а ради самого же себя. Ибо знай, всякий твой грех — это воин диавола.
Всякий грех, который ты пригрел и носишь в себе, явно или тайно, — это лазутчик диавола,
оружие его страшное, всепобедное. Всепобедное до тех пор, пока ты не спохватишься и не поймешь,
что совершаемый тобою грех в действительности убивает тебя же самого, и тот, кто совершает
какой-либо грех, — совершает самоубийство. Ты совершаешь самоубийство ненавистью, гневом,
тщеславием, сребролюбием, все это — страшные орудия диавола, которые он дает тебе в руки,
и ты убиваешь сам себя.

Не может диавол навязать грех никому из нас, он может только предложить согрешение.
Он может только предложить тебе меч, чтобы ты убил сам себя. Убить он тебя не может,
Бог не дает ему такой власти. Но ты, если примешь меч от него, если примешь, например,
сребролюбие, или примешь гнев, или примешь зависть, или злость, или осуждение,
или воровство, смотри, ты взял в свои руки меч и собственноручно вонзаешь его в сердце свое.
Нет власти у диавола, не может он человека принудить на грех, он имеет власть только
предложить человеку грех. И он предлагает грех и тебе, и мне. А мы — я и ты?
Я и ты или принимаем грех, или отвергаем. А это значит или убиваем себя — душу свою
отлучаем от Бога, или, отказавшись от греха, спешим к Воскресению Господа нашего
Иисуса Христа, к спасительной победе — к окончательной победе — над грехом,
над смертью, над диаволом.

Для того, братие, Господь сошел в этот мир. Для того Он и оставил нам все:
для того оставил святой пост, для того оставил святую молитву, — чтобы мы победили диавола,
творца греха и смерти. Ибо, что всякий грех делает с тобою и со мной? Помрачает нас.
Грех — это тьма, он изливает из себя тьму, и тьма заполоняет душу твою и мою,
заполоняет наш рассудок, заполоняет нашу совесть, и мы, — словно в бреду, в кошмаре,
во мраке, в кромешной тьме, в помрачении. Не ведаем, что творим — вот что такое грех.
Всякий грех — это опьянение души.

Но Господь сошел в этот мир, чтобы дать нам спасительный свет — дать нам факелы,
дать нам светильники, дать маяки, чтобы мы эту диавольскую тьму разогнали.
И сей святой пост — это огромный маяк, стоящий на нашем жизненном пути.
Пост изливает с Неба в душу твою Небесный свет. Но только если это истинный пост.
Ведь истинный пост — это воздержание от всякого зла. Воздержание от скоромной еды и пития,
но, при этом, воздержание от всякого зла и греха.

А молитва, что же молитва производит с тобой? Она возносится на Небо, и изливает с Неба
в душу твою Небесный Божественный Свет. Кто мы, что мы, куда идем?
Куда нас ведут наши дни и ночи? Куда мы так спешим? Как бы я ни захотел,
как бы ты ни захотел задержать, остановить этот день, он не остановится.
Несет он тебя, несет. Куда?

И вот пост — спасительный свет перед нами прорезает густой мрак, и мы знаем,
что этот святой путь ведет в Воскресение Господа нашего Иисуса Христа,
Который воистину — Свет Светов! Ибо Воскресением Своим Господь всю вселенную озарил
блистаньми Божества, освятил, просветил Своим Божественным Светом — просветил всю тварь,
все существа, людей, души наши, звезды, небеса, птиц, растения, животных, все во всем мире просветил,
освятил и этим явил — что? Этим Господь явил главную и завершающую тайну нашего бытия,
явил то самое главное, что каждый из нас должен знать и исполнять.
И это единственное, что всегда будет оставаться с нами.
Все остальное смерть похитит и отнимет у нас, все похитит!
А это останется с каждым из нас навсегда!

Всякий грех — это помрачение души, а всякая добродетель — это преображение души.

Гордость — насколько это страшно!

Высокомерие, если заведется в моей душе или в твоей, ух!
Похоже на тьму кромешную, о которой Спаситель говорил
в Своем Святом Евангелии (ср. Мф. 25, 30). Ад, пекло!

Высокомерие, тщеславие, самолюбие, знай — все это твой малый ад.
И ты, брат, сестра, носишь в себе ад!

Но Господь даровал нам лекарства. Лекарство от гордости — смирение.
Смири себя пред Господом, смири себя пред братом, пред людьми,
и тотчас Божественная сила смирения исполнит душу твою Божественным Светом
и рассеет, и изгонит весь мрак гордости, высокомерия, тщеславия из твоей души.

Человек сребролюбивый не видит ничего, кроме стяжания денег.
Но сребролюбец — это не только тот, кто любит деньги и имение.
Сребролюбец — это, например, и ученый, который корпит над книгами всю жизнь,
— нашел себе такое развлечение и забыл о Боге. Сребролюбие — это ложный идол,
ложное божество. Все, что человек вместо Истинного Бога провозглашает
смыслом своей жизни, своим божеством в этом мире, — все это и есть сребролюбие:
вместо Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа,
объявить целью своей жизни невесть что.

Более того, посмотри, сребролюбец, ты же сбился со своего жизненного пути.
Мрачная ночь легла на совесть твою, легла на очи души твоей, и ты уже не видишь верного пути,
не видишь истинного смысла своей земной жизни. Ты даже не видишь, что у тебя есть лекарство,
единственное лекарство от твоей смерти, от твоего ада — покаяние.
Да, для помраченных сребролюбием, покаяние — единственное лекарство пред Господом.

Грех — это помрачение души и совести нашей, а добродетель — это преображение души.

Пост — это постепенное преображение души. Постом душа очищается от всякой нечистоты,
от всякого греха, от всякой страсти. Пост — это время неизбежного искоренения из души,
молитвой и другими подвигами, всех наших скверных качеств, всех наших скверных навыков.
И если до поста ты допускал, чтобы язык твой нес всякую чепуху или ложь, пост тебе дан для того,
чтобы преобразить язык твой — да обуздаешь и да образумишь ты свой язык!
То же самое сделай с глазами, с ушами и со всем твоим существом. Оставь грех!
Вот это будет пост. Это — настоящий пост. Если ты осуждал и клеветал — впредь не осуждай
и не клевещи, если крал – впредь не кради, если находишься с кем-то в ссоре
— мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (Мф. 5, 25),
чтобы смерть не настигла тебя ночью внезапно, а ты в ссоре со своими ближними.
Тяжко будет тебе! Ведь эта ссора — твоя петля. Петля, которая прямиком затащит тебя
в царство ссор, греха и диавола — в ад! Господи Благий, пошли мне все возможные
спасительные средства, да искореню всякий грех, все грехи из души моей!

Что такое зависть? Зависть — это страсть настолько страшная, что Самого Бога Христа предает.
Евреи из зависти предали Господа Иисуса Христа, из зависти! (ср.: Мф. 27, 18) И не говорите,
что зависть — небольшой грех! Из зависти диавол обманул Адама и Еву, позавидовал
Божиим существам, боголиким созданиям Божиим — первому человеку и первой жене,
из зависти предложил им грех, низверг их в страшнейший грех. Вот ты думаешь:
«Я сегодня позавидую, завтра позавидую — сохраню все в тайне, оставлю это в себе».
Но знай, в тебе остался твой убийца, в тебе остался твой ад, в тебе остался твой диавол
— через зависть. Ибо грех никогда не приходит один. Господь говорит, что за каждым грехом идет диавол.
И ты, когда совершаешь какой-нибудь грех, когда впускаешь в душу твою какой-нибудь грех, знай,
с этим грехом входит в твою душу диавол. И уже не ты сам, а он тебя ведет. Куда?
В смерть, в смерть! Куда? В ад, в вечные муки!

А Пост — святой пост, молитва — святая молитва, это путь, который ведет к победе над грехом,
над диаволом, над смертью — в Воскресение!

И сегодня, в эту вторую Неделю святого поста, мы славим одного из таких великих победителей,
славим святого Григория Паламу, архиепископа Солунского, великого подвижника Божиего,
великого борца за Православие, за Свет Христов. Он тот, кто всю жизнь свою шел за Спасителем нашим,
кто постом, молитвой и всеми евангельскими добродетелями побеждал всех диаволов, все грехи,
все страсти этого мира, возжигал Божественный Свет в душах всех, кто находился рядом с ним.
Он и сейчас жив и живит нас своими святыми творениями.

И так каждый святой угодник Божий. Каждый святой — кто он?
Не кто иной, как непрестанный ревнитель заповедей Христовых в этом мире,
не кто иной, как исполнитель всех заповедей Божиих. А каждая святая добродетель
возжигает в душе человека Небесный Божественный Свет.

Святые угодники Божии — это те, кто святыми добродетелями изгнали из себя всякую тьму греха,
всякий мрак, всякое помрачение демонское и всякий ад. Поэтому каждый святой всегда изображен
в окружении света — из него исходит Божественное Сияние, и вокруг главы сияет нимб.
Все светлое в нем: мысли, помыслы, помышления — святые и светлые — поэтому светом озарена
и его глава, и все его существо, и все его существование. Очистил тело и душу от страстей, от мрака,
от помрачения и просиял Божественным Светом.

Таков святитель Григорий Богослов, таков и святитель Григорий Палама,
таков и святитель Василий Великий, таковы все святые угодники Божии от первых до последних.
И все эти святые сейчас здесь с нами, в Церкви Христовой. Они — живые наши воспитатели,
наши современники. Ведь святые не умирают! Душа человеческая не умирает — Воскресением Своим
Господь победил смерть, — и тела наши тоже воскреснут в день Страшного Суда.
А святые угодники Божии — это наши живые современники, и они помогают нам.
Все мы составляем единое Тело Христово, Церковь Христову, и Святые всегда помогают нам
и ведут нас путем святых евангельских добродетелей.

Вот и Григорий Палама, этот великий подвижник, ведет нас к Воскресению Господа
нашего Иисуса Христа, ведет нас ко всем победам над грехом, над смертью, над диаволом.
Он искушен, он имеет силу, имеет всепобеждающую благодать. Всё получил он от Господа,
и делится этим с нами, чтобы каждый из нас постился истинным постом. А истинный пост
— это воздержание от всякого греха, воздержание от всякой страсти и воздержание
от скоромной еды, чтобы усмирить плоть, чтобы усмирить разжение страстей.
Но, с верой, ограничивая себя в пище, нужно понуждать себя на всякое воздержание от зла.

Будем же и мы, каждый из нас, ревностно трудиться над спасением душ наших,
следуя за Господом, Который оставил нам пост, как победу над диаволом.
Чтобы и мы с радостной душой успели войти в Светлое Святое Воскресение
Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы и мы воскресли вместе с Ним из всех смертей
— окончательно и навсегда победили все грехи в себе, все страсти и всех бесов.
Чтобы и мы со всеми святыми удостоились на земле и на Небесах славить Его
— Чудесного, Незаменимого Бога и Господа нашего Иисуса Христа
— Единственного Спасителя людей, Спасителя мира (ср. Ин. 4, 42).

Аминь.

Преподобный Иустин (Попович)

Монастырь Челие, 1967

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » преподобный Иустин (Попович)