Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Архимандрит Клеопа (Илие)


Архимандрит Клеопа (Илие)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

О рассудительности
Архимандрит Клеопа (Илие)

Рассудительность, или дар различения, служит украшением добрых дел,
как говорит святой Исаак Сирин: «Всякую вещь красит мера».
Без этой соли духовной всё хорошее портится и превращается в тлен.
Это украшение добродетелей стяжается, как говорят святые отцы, бесстрастием.

...

Пришел как-то к святому Варсонофию Великому, великому старцу Палестинскому,
один монах и сказал ему:

– Ты позволишь мне проклинать бесов и читать молитвы святого Василия?
– Не проклинай их, ибо великое поругание потерпишь от них!
   Смирись и говори всем братиям: «Прости меня»! Так ты победишь демонов!
   Ведь диавол всё может сделать, только «прости меня» не говорит, ибо впал в гордыню.
Только одним ты одолеешь диавола – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу…»
Диавол постится – ведь он никогда не ест, соблюдает девство – он же не женится, бодрствует – а разве он спит когда-нибудь?
Значит, ты занят делом, а он сидит зря? Так не бывает. Ты что, думаешь, что обгонишь диавола, если побежишь с ним наперегонки?
Да он же в мгновение ока окажется на другом краю земли. Только одним ты его одолеешь – если будешь думать так:
«Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу и даже недостоин жить на земле!» Одного лишь смирения боится диавол.
Ничего другого он не боится. Ты можешь быть таким ревностным подвижником, каких еще свет не видывал,
но если не можешь попросить прощения, то ты поруган им; ты – помело диавола.

Рассудительность нам надо иметь и в беседах, коленопреклонениях, бдении, и в молчании, воздержании от еды,
питья и сна, во всех телесных подвигах. Поэтому, братия, да поможет нам милость Божия стяжать чуточку рассудительности,
ибо в мире сем много сетей, и всяческих искушений, и недоумений в духовных вопросах. Будем же держаться рассудительности,
меры во всем.

Лес не боится того, кто доверху нагружает телегу свою дровами, ибо знает, что, когда тот поедет с горы, ось лопнет,
конь упадет, ибо дальше бежать не сможет. Лес боится того, кто каждый день по бревнышку тащит из леса и уносит домой.
Так и враг, он не боится того, кто берет широко, ибо останется не пахано. Понемножку, вот так вот.
Понемножку, потихоньку-полегоньку!

...

https://pravoslavie.ru/72080.html


1)  Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным.
преподобный Исаак Сирин Ниневийский
Слова подвижнические
Слово 1.
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ … icheskie/1

+2

2

Архимандрит Клеопа о причинах рака и вере

Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) – старец монастыря Сихастрия,
известный румынский духовник, наставник многих иноков и мирян,
которые со всего света приходили к нему за духовной помощью,
за ответами на мучительные вопросы, что перед каждым из нас ставит
современный мир. Бич наших дней – раковые заболевания, и старцу
не раз приходилось объяснять, как по-христиански переносить эту болезнь,
и отвечать на вопрос, в чем причина распространенности онкологических
заболеваний – с духовной точки зрения. Одну из бесед со старцем на эту тем
у мы и публикуем сегодня.



– Отец Клеопа, каждый день к вам приезжают люди со всех концов света, чтобы поговорить.
Скажите, пожалуйста, какое впечатление создается у вас о современных христианах?

– Какое впечатление? Впечатление, что у нас, у современных христиан, всё шиворот-навыворот.
Даже если мы крещены, мы совершенно не знаем, во что мы верим. Я каждодневно с болью и скорбью
наблюдаю, что мы создали очень странный и неприемлемый образ Бога. Образ, абсолютно
не совпадающий с евангельским и тем, что мы видим в творениях святых отцов, а ведь там говорится
о Боге как о бескрайней любви и бесконечном сострадании.

К сожалению, почти 99% приходящих сюда представляют Бога таким Высшим Разумом,
Который только гневается на человека и грозит ему наказанием и очень редко относится
к нему с любовью и добротой.

Я, конечно, не врач, я пастырь, но я верю, что причина распространенности онкологических заболеваний
кроется здесь: человек имеет неправильное понятие о Боге.

– Вы хотите сказать, что если мы исправим это неправильное представление о Боге, то найдем лекарство от рака?

– Да! Большинство страдающих от рака заболели из-за стресса, страха, беспокойства, богоотступничества,
скорбей и расстройства. Рак стал развиваться, потому что человек отвернулся от своего предназначения
– соединиться с Богом. Если вы чувствуете своим сердцем связь с Богом, то вы спокойны. Вот лекарство от рака.
Нужно, чтобы человек верил: Бог по Своей любви создал его, любит его и имеет о нем Свой план.

– Как может человек обрести покой, если он постоянно грешит и подвергается падениям?
Как такой человек может почувствовать присутствие Бога в своем сердце, если он живет в грехе,
изменяет, блудит и совершает преступления?

– Всё просто. Достаточно, чтобы человек верил, что Бог по Своей любви создал его и любит его
и что Бог и о нем имеет Свой план. А кто знает, какова связь человеческих прегрешений с Божиим планом…
С другой стороны, не будем забывать, что мы все – нарушители Закона Божиего, так как нет человека,
который со всей точностью соблюдает Божий Закон.

Если блудник, или изменник, или преступник поверит в Бога и призовет Его, говоря:
«Боже мой, Ты создал меня из такого дешевого материала – земли. Помоги мне перенести все мои скорби и трудности!»,
то его проблема решится с Божией помощью. Человек грешный осознает, что он пришелец на этой земле и должен
держать путь в ином направлении: его дорога должна вести в Царствие Божие.

Хуже всего, что мы не можем принять самих себя такими, какие мы есть на самом деле,
и этот наш внутренний «грешник» не в состоянии иметь и поддерживать связь с Богом.

– И когда рак удастся вылечить, какая у нас должна быть цель?
– Увидеть и осознать чудеса Божии. Какое же самое большое из них? – Терпение Бога нас, грешных.

– Старец, как вы считаете, сегодня есть святые?
– Есть, и много! Бог знает их. Если бы сейчас не было святых, этот мир прекратил бы свое существование.
Об этом ясно говорит святой Симеон Богослов: «Когда святые исчезнут из этого мира, мир прекратит свое существование».

– Вы раньше жили совершенно один, вдали от людей…
– Это не совсем так. Я, может, и был в пустыне, однако мир и люди продолжали жить в моем сердце.
– Я имею в виду, что вы несколько лет вообще не видели людей.
– Да, десять лет я вообще не видел ни одного человека. Я жил далеко в горах.

– И чем же вы питались?
– В основном медом и травами. Один старик, знавший, как я живу, приносил мне каждые два месяца
   масло, хлеб, яйца, однако я никогда не видел его.

– Сейчас люди со всего света приезжают, чтобы увидеть вас.
– Я в этом не виноват, это два моих духовных чада – епископ и архимандрит – распустили славу обо мне.

– Я слышал, что вы пишете книги. Это правда?
– Я пишу о чудесах Божиих, которые вижу каждый день в природе и в мире. Пишу акафист святому Андрею.
Написал акафист румынским святым III–IV века, пострадавшим при императорах Диоклетиане и Максимилиане,
– это греческие воины, которые стали святыми на нашей земле: Атал, Зотик, Филипп и Камас.

– Спасибо большое, отец! Благословите!
– Бог благословит! Всего доброго!

+1

3

Что такое гордость и из чего она рождается.
Архимандрит Клеопа (Илие)

Брат: Преподобный отче, прошу вас, скажите мне, что такое гордыня и какой она бывает?

Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония.
             И поскольку ты спросил, какой она бывает, то знай, что, как говорит святой Григорий Двоеслов,
             «у гордыни пять ступеней, а чтобы понять эти ступени, надо сначала понять, что блага,
             которыми гордится гордый, также бывают пяти видов, а именно:
             блага природные, то есть сообразительность, красота, храбрость и тому подобное;
             второй вид — блага приобретенные, каковы знание, мудрость, мастерство и подобное им;
             третий — блага случайные, каковы богатство, слава, должность и тому подобное;
             четвертый — блага волевые,
             пятый — блага духовные, то есть дар пророчества, чудотворений и тому подобное».

Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ,
не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.

Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому,
что они полагаются ему как якобы достойному того.

Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет.

Четвертая ступень гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они.

Пятая, и последняя, ступень гордости — когда человек доходит до того, что порочит священные законы
и не подчиняется им так, как предписали святые отцы.

Знай еще, брат Иоанн, и помни, что у гордости есть двенадцать дочерей: тщеславие, любопытство, возношение ума,
хвастовство, леность, дерзость, лицемерное исповедание, самооправдание, вероотступничество, своеволие, самочиние
и полное свыкание с грехом.

Брат: Но как зарождается гордость, преподобный отче, в уме человека?

Старец: Гордость, брат Иоанн, имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях:
             самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни,
             то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других.

Брат: Преподобный отче, гордость бывает только одного вида или нескольких видов?

Старец: Гордость, брат Иоанн, бывает двух видов, а именно: гордость нашей воли и гордость ума.

Брат: А какая из них хуже или опасней?

Старец: Знай, брат Иоанн, что много хуже гордость ума.

Брат: А почему гордость ума хуже гордости воли?

Старец: Вот почему, брат Иоанн. Гордость воли, поскольку она легче распознается умом, легче поддается уврачеванию,
             ибо ее легче подчинить должному, а когда ум поражен гордостью и твердо уверен, что его суждение лучше суждения других,
             тогда как его исцелить? Не имея того, кто мог бы подчинить его суждению других, он не считает другого лучше себя.
             Если око души — а это ум, с помощью которого человек распознаёт и очищает гордость воли,— немощно, слепо
             и преисполнено гордости, то кто его сможет уврачевать? И если свет — это тьма, а дорожный указатель не туда повернут,
             то как они смогут осветить и направить других?

Поэтому, брат Иоанн, нам надо противостать более бдительно и твердо этой опасной гордости ума.
И, с великой силой противостоя ей, станем обуздывать горячность нашего ума, а мнение свое покорим мнению других
и соделаемся безумными ради любви Христовой, чтобы смочь нам умудриться, как сказано: Если кто из вас думает
быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3: 18).

Итак, брат Иоанн, пойми, что гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик,
что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!

Сам Бог через пророка Исаию окаивает пораженных этой болезнью, говоря им:
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 21).

И великий апостол Павел заповедует нам: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16).

И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих (Притч. 3: 7).

Думаю посему, брат Иоанн, что из сказанного и достаточно ясно понятого ты уяснил себе, что гордость ума хуже
и опаснее гордости воли. Знай же и то, что как гордость ума, так и гордость воли — зло весьма многовидное.
И это многовидное зло греха гордыни дивно описывает святой и божественный отец Иоанн Лествичник таким образом:
«Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения,
отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева,
дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья,
противник Богу, корень хулы».

Видишь, брат Иоанн, как многообразно зло греха гордыни? Поэтому Божественное Писание называет гордого
нечистым пред Богом, говоря: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16: 5).
Но и того, кто сдружается с гордым, оно тоже называет нечистым, говоря: Кто прикасается к смоле, тот очернится (Сир. 13: 1).
Потому, брат Иоанн, этот грех крайне мерзок пред Богом, и Он наказывает его очень сурово.

http://www.pravoslavie.ru/43370.html
logoslovo.ru/forum/all/topic_17099/

+1

4

Как Бог наказывает грех гордыни?


Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом
             и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал
             и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9).
А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью,
представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним,
в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения
из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним
из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу.
Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов.
Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным
и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит
царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими
драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото,
все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день
сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это;
ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14).
Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12).
Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того
как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты?
Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря:
Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15).
И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит:
Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного;
устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).
Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес,
звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12).
А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей
возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю
и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение
сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей
внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды
сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе,
Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим,
под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11).
А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог
гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил
         это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы.
Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец:   Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким
              и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала
слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче?
          Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому
         что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью
             и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости
             — это пренебрежение послушанием.
Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь.
Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла
не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им
вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5).
А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами
станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний,
так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог,
и чтобы по причине этого мечтания они пали».

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем,
будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь.
Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн.
Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад.
Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия.
В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения.
И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица
добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им
надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19).
Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было
к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду
и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни.
Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией
до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим
до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать
о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог
сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8),
как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь
о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11).

И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.


https://pravoslavie.ru/43493.html
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

[1] См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.
[2] На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

Архимандрит Клеопа (Илие)
15 декабря 2010 г.

+1

5

Искушения, находящие на гордых.

Брат: Преподобный отче, а на кого из гордых не находят искушения?

Старец: Искушений, которым попускает Бог, брат Иоанн, найти на гордых, намного больше,
и они намного тяжелее, чем искушения, находящие на смиренных. И, чтобы ты понял это,
послушай того же отца Исаака Сирина, который говорит так: «А искушения, которые находят
по попущению Божию на тех, кто бесстыден и кто превозносится в мыслях своих,— это явные искушения бесов,
превосходящие пределы души: лишение силы рассудка, имеющегося в них, резкое ощущение блудного помысла,
попускаемое на них к смирению их превозношения, скорая раздражительность, желание исполнить собственную волю,
укорение словами, раздоры, презрение, совершенное заблуждение ума, хула на имя Божие; безумные мысли,
заставляющие смеяться, когда следовало бы плакать; оклеветание [гордых] людьми; потеря чести; посрамление
и надругательства от бесов во многих видах, в лицо и тайно; желание смешаться с миром и вернуться в него;
разговоры и безумные пересуды на каждом шагу; выискивание в себе постоянно ложных пророчеств;
обещание многого, превышающего их силы.

Это искушения душевные.

А из телесных с ними случаются эти: приступы боли, от которых они не могут избавиться;
сопряженность и всегдашние встречи с людьми плохими и безбожными; они попадают в руки злых людей,
которые мучают их; сердце их вдруг начинает учащенно биться от страха перед Богом беспричинно и неожиданно;
часто нападает на них внезапная боязнь; падают они также со скал и с высоких мест, разбивая тело свое;
сердце их лишено всякой поддержки, исходящей от Божественной силы и от упования веры.
И чтобы сказать вкратце, все, что невозможно и что превыше сил, все это находит на них,
и все перечисленное тут — это виды искушений гордости»[1].

Вот, брат Иоанн, по милости и с помощью Божией я привел тебе здесь немногие свидетельства
из Божественного Писания и святых отцов о великой пользе смирения, из которых видно, что те,
кто проводит жизнь свою в смирении, отнюдь не имеют столь великих и тяжких искушений,
как враги Божии, каковыми являются гордые и высокомерные.

Потому, брат мой, мы, грешные, должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он
и нас дара смирения, чтобы нам до последнего дыхания идти путем смиренномудрых.
Потому что только путь смирения ровен и тих и дает покой душе в веке сем.
Этому учит нас Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, говоря: возьмите иго Мое на себя
и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29).



[1] преподобный Исаак Сирин.  Слова подвижнические.   Слово 79. О гордости
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ … cheskie/79  )

+1

6

очень хорошая книга о.Клеопы:
О снах и видениях / архим. Клеопа (Илие) ;
пер. с румынского Зинаиды Пейковой. – 3-е изд.
– Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 286, [1] с. :
портр.; 20 см.; ISBN 978–5-7533–1235–8

стала доступна в электронном виде (PDF):
https://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ … videnijah/

также и некоторые другие его книги ( из числа переведённых на русский ):
https://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/

0

7

О ступенях греха.
Архимандрит Клеопа (Илие)

Грех, когда входит в ум наш, мал, как муравей.
Ибо первая ступень греха — когда делают доброе дело с плохим намерением.
Потому что доброе дело, совершенное с плохим намерением, не имеет награды,
оно засчитывается на стороне намерения и погубляется.

Душа и жизнь доброго дела — это его намерение.

Потому и сказал божественный отец Максим: «Есть такое девство, и милостыня, и бдение, и пост,
и подвиг, которые суть мерзость пред Богом, ибо совершаются не с правым намерением»! [1]

Если доброе дело совершено с плохим намерением, оно переходит на сторону намерения
и становится таким же, как оно. Намерение — это душа и запах доброго дела.

Если бы мы трезвились умом, совершая доброе дело, то должны были бы видеть, совершаем ли мы его
с намерением угодить Богу, спастись или наш ум повернут в другую сторону. Божественный отец Ефрем
говорит: «Когда ум оставляет цель — благочестие, то есть благоговение, все добрые дела уже не идут на пользу»[2].

Ибо целью является или славолюбие, или страх, или любостяжание, как говорит святой Иоанн Лествичник.
Послушай, что он говорит, объясняя, как мерзко даже отречение от мира со злой целью:
«Кто ради любостяжания совершил отречение от мира, тот подобен мельничному жернову,
в котором всегда вращается одно и то же»[3], — говоря о трех видах отречения от мира.

И о иной цели: «Кто из страха совершил отречение от мира, тот подобен фимиаму, который вначале благоухает,
а затем дымит»[4]. Эх! Это сказал святой Иоанн Лествичник! Там, на Синае, его именуют святым Иоанном Синаитом.
Мы его именуем Лествичником по его книге, называемой «Лествица».

И что же он говорит? «Кто из любви к Богу совершил отречение от мира — то есть из любви Божией,
— тот к желанию прилагает желание и огонь к огню, воспламеняясь любовью Божией,
служа Богу со страхом и трепетом»[5]. Таковой любит Бога до конца!

И вот ум наш, трезвясь вниманием, должен наблюдать не только за помыслами, которые приходят,
но и за целями, с которыми мы подвизаемся и следуем Богу. Может получиться, что мы подвизаемся,
а в конце останемся ни с чем, если цель наша будет другой. Итак, целью добрых дел всегда да будет слава Божия.
Ибо и великий апостол учит нас: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31).

Итак, если человек трезвен умом, он убивает грех, когда тот еще муравей!

Если бы Пресвятой Бог помог нам быть трезвенными умом и умерщвлять грех, пока он еще муравей!
Ведь потом, на следующих ступенях, грех делается львом, и мы уже не можем его одолеть!

Архимандрит Клеопа (Илие)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1.
Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004


[1] Ср.: Максим Исповедник, преподобный. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. § 35 // Добротолюбие: В 5-и т. М., 2003. Т. 3. С. 200.
[2] Ср.: Ефрем Сирин, преподобный. О добродетелях и страстях. Телесные страсти // Ефрем Сирин, преподобный. Творения: В 8-и т. М., 1994. Т. 3. С. 393.
[3] Ср.: Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 1. § 13. Сергиев Посад, 1908. С. 5.
[4] Ср.: Там же.
[5] Ср.: Там же.

+2


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Архимандрит Клеопа (Илие)