В чем не прав о. Иоанн (Крестьянкин).
Рассуждения почаевского монаха
Письмо под названием «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН» было напечатано в 2001 году в №7 «Русского вестника», сейчас его можно прочитать на многих сайтах, в частности на официальном сайте Сретенского монастыря (https://www.pravoslavie.ru/jurnal/socie … yankin.htm). С мнением о. Иоанна (Крестьянкина) не согласился известный всей России старец Кирилл Павлов и остался при своем прежнем убеждении: «Сегодня номер, завтра - карточка, послезавтра - печать». Противоположную точке зрения отца Иоанна позицию по данной проблеме имеют также все известные русские, греческие, румынские старцы. Да и у отца Иоанна (Крестьянкина) ранее было несколько другое мнение: на мой вопрос об ИНН осенью 1998 года он ответил, что согласен с решением Священного Синода УПЦ от 19.05.1998 г.
Иеромонах Христодул в книге «Избранный сосуд» (на с. 375) пишет: «Церковь учит нас, что Святой Дух - один и что Он имеет одну мысль и одну волю по каждому вопросу. По этой причине невозможно для Его благой природы "известить об одном и том же вопросе" разных священников «противоположно Себе». «Если всякий духовник отбросит свою волю и свое мнение, то мы будем приведены к Единому Христу, Который есть сущая Истина, и оставим благодать действовать, и научимся всему, что Он заповедал нам». Также и о. Иоанн (Крестьянкин) приводит слова священномученика Вениамина Петроградского: «Веры надо больше, больше ее иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией - вот истинно христианский духовный настрой». Поэтому попробуем разобраться: что же внушает благодать? Где воля Божия? Кто ошибается: все современные духоносные старцы, согласно свидетельствующие, что мы переживаем времена апокалипсические, или о. Иоанн?
Из истории Церкви мы знаем, что погрешали иногда в вопросах истины не только священники, епископы, но и патриархи становились ересиархами, даже некоторые соборы были волчьими, еретическими, «советом нечестивых», хотя по количеству собравшихся часто были и многочисленнее Вселенских. Преподобный Феодор Студит говорит: «Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в истине» («Православная Русь», 1975, №14, с. 11).
Церковь там, где Дух истины, где Ее Глава Иисус Христос. Ей вручил Господь хранение истины (1 Тим. 3. 15), и Священноначалие должно учить согласно Духу истины («изволися Духу Святому и нам» [Деян. 15. 28]). Только в этом случае решение Богословской комиссии, мнение некоторых священнослужителей, Патриарха и даже Собора есть выражение соборного голоса Церкви, голоса Божиего. Конечно, все согласятся с о. Иоанном (Крестьянкиным) в том, что нужно бояться «разделения и раскола в Церкви»; но при этом не нужно забывать, что раскол создают те, кто не покоряет своего мудрования Богу.
Преподобный Силуан Афонский спросил кавказского подвижника о. Стратоника: «Как говорят совершенные? Что значит предаться на волю Божию?» После молчания тот сказал: «Я этого не знаю... Вы мне скажите». Силуан ответил: «Они от себя ничего не говорят... Они говорят лишь то, что дает им Дух» (Архим. Софроний [Сахаров]. Преподобный Силуан Афонский. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 63). Уча послушанию Священноначалию, святой Силуан Афонский все же пишет: «Архиереи (и священники. - Прим. сост.), хотя и имеют дар Святого Духа, но не все разумеют, как должно, и потому в час нужды должны искать просвещения от Господа; они же делают по своему разуму и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение. Преподобный Серафим говорит, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки; а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие. Так всем надо учиться познавать волю Божию» (Там же. С. 380).
Как говорит о. Иоанн Крестьянкин: «Даже великие столпы Церкви ошибались». Без сомнения, мог ошибиться и сам о. Иоанн.
Так через кого же говорил Дух Святой, Который не мог наставлять старцев по-разному, и кто говорил от своего ума?
Старец Паисий Святогорец «имел свой ум - через молитву - постоянно с Богом и всегда старался получить движение от Него. Для каждого человека он хотел, да будет воля Христова, и никогда не говорил ему то, что сам хотел, но как благодать известила его очищенный и освященный ум» («Избранный сосуд». С. 294).
«В тот период назрела церковная проблема. Некоторые епископы прибегали к старцу спросить об этой проблеме и получить помощь. Однако она была очень сложной, и старец, хотя и хотел помочь, не мог, поскольку, как говорил, с какой бы стороны ни исследовал тему, существовал духовный тупик. Так он решил молиться об этом. Все то время молился, чтобы Бог дал решение проблемы, с которой столкнулась Церковь…» Старцу явилась святая Евфимия и «дала решение, которое ожидал старец, - и еще на три вопроса, занимавшие его, о которых он молился» (Иером. Христодул. Старец Паисий. С. 208).
Первый из вопросов касался проблемы цифровой идентификации личности и электронных документов. Получив извещение от Бога, старец Паисий написал в 1987 году свое известное письмо «Знамения времен - 666». Это письмо с облегчением приняли многие верующие, они руководствуются им и по сей день.
Многие люди пересмотрели свою точку зрения и согласились с позицией старца, указанной Богом через святую Евфимию. Предвидя, что его мнение по этому вопросу будет востребовано и в будущем, старец Паисий написал письмо «Знамения времен» собственной рукой и поставил под ним свою подпись, чтобы не дать никому возможности внести в него какие-то изменения. Этих взглядов старец Паисий придерживался до конца жизни.
Были предупреждения Божии о близкой кончине мира и наставления христианам последних времен также через многих русских подвижников: преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукшу Одесского, преподобного Серафима Вырицкого, преподобного Амфилохия Почаевского, схиархимандрита Христофора (Никольского), старицы схимонахини Нилы (Новиковой) и других. Никто из них не звал, как утрирует о. Иоанн, людей «в леса, в пустыню, в потаенные комнаты» и не призывал «уйти из Церкви». Их советы были трезвыми. Поскольку святой Ефрем Сирин пророчески предупреждал нас, что «начинает он («зверь») с чрева, чтобы человек, когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его», преподобные советовали быть ближе к земле.
«Земля… хлеб дает и жизнь… Можно и накормить всех, и все устроить», - наставлял преподобный Серафим Вырицкий. «Нужно всем трудиться на земле… Оттого и голод наступит, что земля брошена. Если есть участок, каждый клочок земли надобно обработать, засеять, и земля поможет выдержать голодное время», - советовала схимонахиня Нила (Новикова). «Иметь маленько землички, возделывать немножко пшенички, картофеля… и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, христианин сможет пропитать свою семью», - говорил старец Паисий (Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение». С. 195). Сегодня многие городские жители имеют дачные участки или покупают частный дом, а в город едут только на работу. Хороший пример подал Сретенский монастырь, который закупил комбайны и взял шефство над несколькими деревнями, чем и сельских жителей избавил от безработицы, и себя обезпечил продуктами питания. На земле можно еще прожить какое-то время без ИНН и электронных карт до явного гонения на отказников.
А в пустынные места нас в свое время вывезут. «В последние времена истинные христиане будут ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут вслед за ними» (преподобный Лаврентий). «Потом начнутся гонения на христиан; когда будут вглубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останется, погибнут» (преподобный Серафим Вырицкий). «Когда начнутся гонения на верующих, спешите уйти с первым потоком отъезжающих в ссылки, цепляйтесь за колеса составов, но не оставайтесь. Те, кто первыми уедут, спасутся. Вы все увидите своими глазами, ваше поколение встретит приход антихриста» (схимонахиня Нила Новикова).
Хочется упомянуть об извещении, которое дал Господь через Своего вестника протоиерею Валентину Бирюкову еще в 1948 году: «Сказал он, что скоро будут церкви строить, купола золотить, а жизнь будет все хуже и хуже. Сказал, что наступит такое время, когда будет большое колебание в народе по поводу новых документов. Никаких тех документов принимать нельзя. «Скажи об этом всем», - добавил Божий вестник. Сказал, что будет последнее гонение на православных» (см. книгу протоиерея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить». - М.: «Даниловский благовестник». С. 66-68). В дальнейшем это место из книги было убрано. Но о. Валентин подтвердил его истинность осенью 2007 г. и в 2008 г. в беседе со своим сыном игуменом Петром (Бирюковым), а сын (еще до своей трагической смерти) в письменной форме лично передал благочинному Почаевской Лавры архимандриту Герману.
Как видим, согласная точка зрения близких к нам по времени преподобных отцов и старцев, получивших откровение от Бога, противоположна мнению о. Иоанна (Крестьянкина).
Попробуем сравнить мнение о. Иоанна (Крестьянкина) с писаниями Святых Отцов. Старец Паисий Святогорец советовал: «Различные богословские взгляды пропускайте через святоотеческое решето. Вы долж-ны просеивать их на основе Отцов и отбрасывать мусор и шелуху» («Когда чужая боль становится своей». С. 184).
О. Иоанн, говоря, что апостол Павел «запрещает верить "духу, или слову, или посланию" (2 Фес. 2. 2-4)», искажает смысл этих слов, даже прямой текст Писания, что, по его же словам, есть «метод отца лжи диавола». Апостол не «запрещает верить» в приближение конца мира, что противоречило бы христианству, ведь каждый православный ежедневно исповедует в Символе веры свое чаяние «воскресения мертвых и жизни будущего века». Апостол Павел указывает на признаки Второго пришествия Христа и наставляет «не спешить колебаться умом и смущаться» (2 Фес. 2. 2), доколе не рухнет Римская империя. В том месте Послания к Фессалоникийцам, которое приводит о. Иоанн (Крестьянкин), пишется: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему (антихристу) в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, - и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2 Фес. 2. 6-8).
Святой Иоанн Златоуст в толковании на цитируемое место Послания пишет: «Одни полагают, что под этим (удерживающим) должно разуметь благодать Св. Духа, а другие - Римское государство. С этим последним я больше соглашаюсь. Почему? Потому, что если бы (Апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно... Кроме того, надлежало бы ему (антихристу) уже придти... потому что они (духовные дарования) давно оскудели... Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, ни-кто скоро не подчинится антихристу: но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую, и Божескую - власть». «Так как Апостол говорит о падении Римского государства, то ясно и понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно... Его, как возмутителя, непременно осудили бы на смерть, а вместе с тем воздвигли бы гонения на всех верующих...» (Святитель Иоанн Златоуст. Четвертая беседа на Второе Послание апостола Павла к Солунянам) А мы знаем, что келейник святого Иоанна Златоуста видел в щель дверей во время написания толкований самого апостола Павла, стоящего возле святого и говорящего ему на ухо, как правильно понимать свои послания. К тому же это не только мнение святителя Иоанна, но общее Предание Церкви.
«А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства» (Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Огласительное слово о Втором пришествии Христовом).
Учитель Церкви Тертуллиан пишет: «Есть и ина великая нужда нам молитися о императорах и о стоянии всея державы… римлян, ею же силу величайшую, всему кругу вселенныя грозящую (то есть антихриста) и сам конец века, горести страшны собирающ, римския державы подвизанием вемы удерживаемы быти» (Архив русской истории. - М. 1992. №1. С. 13).
Именно поэтому святой апостол Петр повелевает христианам чтить царя (1 Пет. 2. 13, 17), в то время язычника и гонителя христиан, как богоучрежденную форму власти.
Тот же признак близкого воцарения сына погибели после разрушения Римского государства мы находим во многих местах Священного Писания. «Апокалипсис» святого Иоанна Богослова, завершая библей-ские пророчества об истории человечества и Страшном суде, имеет много параллельных мест с предсказаниями Ветхого и Нового Завета. Пророк Даниил имел видение о четырех животных (Дан. 7. 1-28), символизирующих четыре мировые цивилизации: вавилонскую, персидско-мидийскую, греческую и римскую. Четвертое царство «будет стоять вечно» (Дан. 2. 44) и «будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Дан. 7. 19-23). Из него восстанут десять царей, а затем иной, у которого «глаза и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7. 20). Последний (антихрист) вел брань со святыми, «доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего» (Дан. 7. 21). Святые будут преданы в руку антихриста «до времени (год. - Прим. сост.) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7. 25), то есть на три с половиною года. Во сне царю Навуходоносору (Дан. 2) Римское царство было представлено в виде ног истукана, сделанных из железа и глины. В этих видениях раскрывается тайна домостроительства Божиего. Римское царство разделилось на два государства: западное и восточное (две ноги истукана). Римская империя затем разделилась на многие государства, что прообразовано смешением железа и глины, из которых сделаны ноги истукана (Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие св. пророка Даниила. Т. 4. С. 454-455).
Европейцами были открыты, завоеваны и освоены новые континенты. Но западная латинская церковь впала во многие ереси и стала вавилонской блудницей, увлекающей людей в погибель. «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» (Откр. 17. 9-10), «жена же… есть великий город, царствующий над земными царями» (Откр. 17. 18), то есть речь идет о Риме, стоящем на семи холмах и бывшем во время написания «Апокалипсиса» столицей мира. Папа римский, возгордившийся, как когда-то диавол, и возомнивший себя земным богом, есть прообраз антихриста. Выдавая себя за повелителя ангелов, католиков и земных правителей (о чем символизирует тройная тиара), папа римский прообразует антихриста, который будет духовным, политическим и экономическим лидером отпавшего от Бога человечества. Признав на Втором Ватиканском Соборе возможность спасения и иудеев, и мусульман, и всех, «ищущих Бога», католическая церковь тем самым отвергла даже свой еретический Символ веры и уже не имеет абсолютно ничего общего с христианством, кроме одной видимости. Из еретического сонмища она окончательно превратилась в мировую антицерковь, предшественницу церкви антихриста.
Восточная же империя, прообразованная во сне Навуходоносора второй ногой истукана, до 1917 года продолжала оставаться православной. Сначала это была Византийская империя, приведшая к Православию балканские страны и Русь. После порабощения Константинополя мусульманами на место Византии поднимается Московское царство, переросшее в империю, которая простиралась даже на американский континент. Затем ее преемницей стал Советский Союз.
Все географические открытия и несение народам мира европейской цивилизации преемниками как западной, так и восточной частей Римской империи совершились по промыслу Божию, предначертанному пророчествами святого Даниила, чтобы во все уголки мира дошла весть о Христе.
Святитель Феофан Затворник, толкуя приведенное о. Иоанном (Крестьянкиным) место Послания к Фессалоникийцам, пишет: «Под Римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христиан-ских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечения всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.
Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, - тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане нетрудно будет подготавливать голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное «veto» (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится» (Из поучений епископа Феофана. Отступление в последние дни мира. Цит. по кн.: Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. - М., 1992. С. 285-287).
В «Основах социальной концепции РПЦ» - взвешенном, глубоком и сбалансированном документе, принятом Архиерейским Собором 2000 г. и являющимся базовым, исходным в учении Церкви, - говорится об иерархии форм власти. В III главе прямо и недвусмысленно пишется о судействе и монархии как о богоустановленных формах власти, а о третьей, самой низкой, форме - демократии - как об установлении чисто человеческом. Таким образом, в февральской, а затем и октябрьской революциях 1917 г. был отвергнут не только Помазанник Божий святой Царь Николай II, но Бог, чтобы Он «не царствовал» (1 Цар. 8. 7) над православным народом. Об антихристе - звере, выходящем из моря (Откр. 13. 1), - в толкованиях Святых Отцов (святого Андрея Кесарийского, посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого) и в самом «Откровении» определенно говорится, что он выйдет из человеческого моря, мирового хаоса всеобщей великой анархии, именуемой демократией. «Во-ды… суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17. 15).
Поэтому все старообрядческие толкования о конце мира при патриархе Никоне, императоре Петре I, Наполеоне и т.п. были ошибочны как не основанные на Священном Писании и Священном Предании. Сегодняшние же «настроения и речи», которые о. Иоанн называет почему-то сразу «сектантскими» и «противоцерковными», основаны не на «потрясениях» и «перестройках», а на изучении духа Священного Писания и Предания Церкви.
Конечно, в том, что нужно бояться греха, с о. Иоанном (Крестьянкиным) согласится каждый истинно православный христианин. Пророчества «Апокалипсиса» не просто содержат перечисление фактов, но открывают и причину происходящего, чтобы можно было понять скрытый смысл событий, познать волю Божию и, принеся покаяние, исправить положение. Судя по вымиранию европейской расы, в том числе и православных народов, современные люди не раскаялись, не прекратили убийств своих (Откр. 9. 21) (в первую очередь, абортов, применения «противозачаточных» абортивных средств: ВМС, гормональных таблеток и уколов). Не раскаялись люди и «в чародействах своих» (Откр. 9. 21): колдовстве, экстрасенсорике, спиритизме, астрологии, хиромантии, верованиях снам и т.п. В греческом тексте употреблено слово «фармакон», под которым можно понимать также наркоманию, в том числе и всевозможные фармакологические наркотические средства. Не раскаялись люди и в «блудодеянии своем» (Откр. 9. 21). И не только не раскаялись, но высмеивают целомудрие, монашество, дошли уже до такого безстыдства и безумия, что утверждают на государственном уровне школьные программы для обучения детей «безопасному» блуду. Оскверняют также свой брак, все равно что прелюбодеянием, по слову Климента Александрийского («Педагог»), и те супруги, которые избегают рождения детей, что есть «зло… пред очами Господа» (Быт. 37. 7-10). «И ничто божественное, - согласимся с о. Иоанном (Крестьянкиным), - не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце», если люди не принесут искреннего глубокого покаяния, не отстанут от своих грехов и не сотворят плодов, достойных покаяния.
Как было верно отмечено в Послании Священного Синода УПЦ от 19.05.1998 г.: «"Печать антихриста" лишь завершит процесс отпадения от Бога и благодати Его, что ныне тайно совершается в глубине человеческих сердец».
Судя по самоистреблению человечества абортами и «противозачаточными» средствами, по легализации однополых «браков», насаждении гендерной политики, ювенальной юстиции, запрещению преподавания Закона Божиего и даже основ христианской этики в школах, человечество очень скоро придет к своему краху. Хотя нам не дано знать времени, когда отвергшее Господа и развратившееся человечество изберет правителем над собой противника Божиего, но неведом лишь день и час (Мф. 24. 36). Священное Писание нас как раз и призывает различать знамения времен (Мф. 16. 3), для чего указывает признаки (Мф. 24. 3-51), которые сегодня налицо.
Осуетившееся и забывшее Бога человечество не заметило, когда «первый Ангел вострубил» (Откр. 8. 6-7), и Господь начал изливать на людей апокалиптические казни. Старец Паисий говорит: «Например, предсказывает: "и опалились люди зноем великим". Уже зной понемногу разгорается и постоянно увеличивается» (Иеромонах Христодул. Избранный сосуд. С. 205).
Не услышали люди и второго трубного звука Ангела (Откр. 8. 8-9), когда постигла живущих вторая казнь - многие воды по всему миру сделались «кровью», причиняя гибель «одушевленных тварей, живущих в море».
Погрязшее в грехах человечество не раскаялось и когда «третий Ангел вострубил» (Откр. 8. 10-11) в 1986 г., и людей постигла, как наказание, Чернобыльская трагедия. «Нужно, однако, большое внимание и просвещенный чистый ум для того, чтобы мы могли различать знамения времен, так как, некоторым образом, бывает все так, что их не могут различать те, кто не заботится об очищении сердец и в результате легко за-блуждается. Такой человек будет в заблуждении, ибо не позаботился через чистоту сердечную "войти в дух" Писаний. Нечто аналогичное случилось и с Чернобылем: в "Откровении" святой Иоанн Богослов сообщает, что видел звезду, упавшую с неба и поразившую воды и людей. Те, однако, кто ожидает, что упадет с неба звезда, уже давно в заблуждении и никогда не поймут, что это уже осуществилось. Чернобыль в России означает "Полынь", и мы видим, что причинен огромный вред, и он будет еще больше с течением времени...» - скорбел старец Паисий («Избранный сосуд». С. 52).
«Сейчас постоянно говорят о статистике различных ученых, по которой треть лесов погорела во время пожаров, треть вод загрязнена, треть людей в ближайшие годы будет поражена раком. Наше чтение все больше превращается в чтение толкования "Апокалипсиса"» («Избранный сосуд». С. 56).
«Сегодня читать пророчества - как читать газету: так все ясно написано. Помысел мне говорит, что пройдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направится в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200 000 000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, так как разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь», - смиренно пророчествовал, вынуждаемый вопросами паломников, Паисий Святогорец («Избранный сосуд». С. 88).
«Китайцы даже готовят дорогу, которую называют "чудом эпохи", ширина ее такая, чтобы по ней свободно проходила тысяча солдат, выстроенных в шеренгу. И к этому времени они уже довели ее до границ Индии» («Избранный сосуд». С. 51).
Как видим, за нераскаянность людей готовится уже шестая казнь от Господа: «Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его» (Откр. 9. 13-16). Две тьмы тем - 2х10000х10000 = 200 000 000 (армия Китая).
«К сожалению, радио слушаем, чтобы знать только о погоде. Что скажет нам Христос? "Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете" (Мф. 16. 3)» (Старец Паисий. Знамение времен: 666).
«В то время как мы видим, что осуществляется и в наши дни все, сколько нам возвестили пророки, - причем и конкретное число 666, - мы все еще не можем осознать, где мы находимся» («Избранный сосуд». С. 207).
Итак, за «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста» (Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. - Монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Суроти, Салоники; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2001. Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта. С. 200).
«Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста, и диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут [серьезные] события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы "исчезло" при коммунизме, так оно "исчезнет" и сейчас» (Там же. С. 189).
Очень однобоко толкует о. Иоанн (Крестьянкин) и проблему новой системы налогообложения и связанной с ней переписи населения. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Когда ты услышишь: "отдавай кесарю кесарево", понимай под этим только то, что нимало не вредит благочестию, потому что все, противное благочестию, не есть уже дань кесарю, но есть дань и оброк диаволу» (Свт. Иоанн Златоуст. Собрание сочинений. Том седьмой. Книга вторая. Толкование на святого Матфея евангелиста).
Грех есть не что иное, как нарушение святой воли Творца. Одни и те же по наружности дела в одном случае могут являться грехом, в другом - исполнением воли Божией. Например, «один человек из сынов пророческих сказал другому, по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями» (3 Цар. 20. 35-37). Как видим, о деле нужно судить не по наружности, а по согласию его с волей Божией, и тот, кто судил только по наружности, погрешил. Так же нужно рассуждать и в отношении переписи и налогообложения.
Императора Августа Господь использовал как орудие в исполнении Своей святой воли, чтобы Божия Матерь на послед-них днях беременности предприняла из-за переписи путешествие из Назарета в Вифлеем, где бы по пророчествам родился Иисус Христос.
Пречистую Деву и святого Иосифа никто не принуждал отрекаться во время переписи от Бога или принимать новое имя от римского императора. Как и в предпразднственном каноне на Крещение Господне, которое приводит о. Иоанн, говорится: «Написался, но не поработился еси».
Перепись же царя Давида была тяжким грехом, за который наказан весь народ. Ангел поразил семьдесят тысяч человек, пока Господь не был умилостивлен покаянием и жертвами Давида (2 Цар. 24). Последняя Всероссийская перепись совершалась в рамках Всемирной переписи по распоряжению ООН с целью присвоения уникального цифрового идентификатора каждому человеку.
Если вдумчиво читать строки «Откровения» и точно следовать богодухновенному Писанию, то мы различим два «числа»: «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13. 17) и «число зверя» (Откр. 13. 18). В первом случае говорится о цифровом идентификаторе личности (числовом имени управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы и одновременно ключе доступа к его электронному файлу-досье). Апостол Иоанн Богослов дает описание цифрового идентификатора личности на языке первого столетия: это имя («имя зверя»), причем числовое («число имени его»), которое может быть представлено в виде штрих-кода («начертания»). «В системе ЕАN идентификационный номер кроме штрихового, текстового и электронного образа записи предусматривает радиочастотный вариант, который "выгодно" отличается тем, что номер можно нанести на руку или лоб человека в виде метки (микрочипа)» (эксперт - акад. В.Н.Лысогор, ВНАУ, 11.11.2010 г.). И без этого числового имени, присвоенного человеку создаваемой системой зверя, невозможно уже сегодня совершать какие-либо значимые общественные отношения («ни покупать, ни продавать»).
В стихе 18-м Господь через святого Иоанна Богослова открывает еще один признак, «особую примету» начертания - «число зверя» - 666, которое будет присутствовать не явным образом, но скрыто, так что выявить («сочесть») его сможет только тот, кто имеет специальные познания («кто имеет ум»). «ИНН в системе учета является именем человека, данным ему системой, представляет собой число, может быть нанесено на лоб или на правую руку человека, имеет штриховую форму начертания, при считывании которой используется ключевая последовательность шестьсот шестьдесят шесть» (эксперт - к.т.н., зав. лаб. ЦЭИТ Санкт-Петербургского технического университета А.П.Ипатов, 13.02.2002 г.).
Перепись и согласие на новую систему налогообложения предполагает сбор персональных данных, хранящихся в Госреестре под уникальным пожизненным цифровым идентификатором - «именем зверя, числом имени его» (Откр. 13. 17), что напрямую затрагивает вероисповедание христиан. Перепись, сбор данных и создание новой системы налогообложения являются звеньями в цепи событий, подготавливающих пришествие антихриста, следовательно, являются более тяжкими общественными грехами, чем перепись израильтян при царе Давиде. Там было простое исчисление людей, без присвоения им «номеров», и возгордился количественной силой своих подчиненных помазанник Божий - святой царь Давид. Здесь же исчисление глобальное, с присвоением всем «имени зверя», подготавливающее воцарение над миром гордеца, превозносящегося над Богом (2 Фес. 2. 4).
Кто имеет власть наречь новое имя человеку? Новый властелин! Об этом говорит Господь и в Ветхом, и в Новом Заветах. Когда Навухоносор взял Иерусалим и увел царя Иудейского Иехонию в вавилонский плен, он поставил царем «Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию» (4 Цар. 24. 17). Подобным образом поступил и фараон Нехао, когда низложил иудейского царя Иоахаза и увел его в плен. «…Воцарил царь египетский над Иудеею и Иерусалимом Елиакима, брата его, и переменил имя его на Иоакима…» (2 Пар. 36. 4). «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2. 19).
В Таинстве Крещения и монашеском постриге человеку дают новое имя в знак того, что он становится рабом Божиим или принимает ангельский образ.
Господь хочет сделать нас свободными и для этого открывает истину (Ин. 8. 32), и не только хочет даровать нам победу над диаволом, но наречь за эту победу новое имя (Откр. 3. 12).
Принимающие цифровое «имя зверя» уже сегодня признают власть над собой и в мире создаваемой системы грядущего «зверя» (антихриста). Соглашающиеся на принятие «имени зверя» с создаваемой системой «зверя» тем самым соучаствуют в делах диавола, нарушают обеты Крещения отрицаться сатаны, всех дел его и всего служения, чем отрицаются Христа.
И каноническое право Церкви Христовой, и гражданские законы всегда расценивали соучастие в чужом преступлении как преступление. Более того, Церковь за соучастие в преступлении, за потворство чужому греху налагает епитимью, отлучая таковых даже от церковного общения (например, см. 25-е правило Анкирского Собора).
О. Иоанн (Крестьянкин) говорит, что должно быть «сознательное отречение от Христа». Но отречение апостола Петра было только внешним, в душе он верил, что Иисус Христос - Сын Божий, но это было отречением. Когда ему женщина сказала: «Ты был с Иисусом Галилеянином», то есть ты ученик Христа, он ответил: «Не знаю, что ты говоришь» (Мф. 26. 69-70). Вроде бы и не отрекался явно, а уклонился от прямого ответа, но это было отречением. Если бы этого отречения потребовали прямо, апостол не отрекся бы от любимого Учителя. Его отречение произошло незаметно для него самого. Диавол очень хитро и лукаво искусил его через служанку первосвященника. Отречение апостола Петра было Божиим попущением для предупреждения каждому из нас.
Точно так будет происходить и уже происходит с современными христианами. Их подводят к отречению от Христа обманом, то есть прельщают. Не случайно Господь заповедует: «бодрствуйте и молитесь» (Мф. 26. 41), «смотрите же за собою, чтобы сердца не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21. 34).
Мы не должны сегодня страха ради иудейского скрывать свою веру во Христа или стыдиться ее перед лицем миролюбцев, чтобы и Господь не постыдился нас (Мк. 8. 38). Наоборот, мы должны ее смело исповедовать перед лицом отступившего от Бога мира, как и апостол учит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10. 10).
Новомученики, о которых вспоминает о. Иоанн, получали в лагерях и тюрьмах только временные номера, а не пожизненные. При каждой новой судимости, при переезде из тюрьмы в тюрьму, из лагеря в лагерь номера заключенных менялись. К тому же на получение номера заключенного не требовалось «добровольного согласия» и письменной росписи, как при принятии цифрового идентификатора - «имени зверя». Многие из Почаевских старцев в советское время также сидели в тюрьме за отказ покинуть Лавру, но они единодушно выступали против ИНН. Блаженной памяти почаевский архимандрит Аппелий, четырежды судим и трижды сидевший, говорил кратко: «Кто принял идентификационный номер, тот друг антихриста».
Добровольность в поступках человека далеко не всегда носит осознанный характер. Принятие людьми «начертания» будет добровольным, но не сознательным, потому что большинство людей «знамений времен» не воспримут должным и правильным образом. Пришествие антихриста будет «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет (попустит. - Прим. сост.) им Бог действие заблуждения, так, что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2. 10-12).
Хотя первозданные Адам и Ева были обмануты сатаной, но добровольно преступили Божию заповедь и стали рабами диавола. Точно так же и сегодня сатана хотя и обманом, но хочет добиться у людей добровольного согласия на «имя зверя» и рабскую систему антихриста. В бланках заявлений о постановке на налоговый учет, или о присвоении номера социальной карты, или о замене ИНН на якобы альтернативную форму учета по серии и номеру паспорта (что также является уловкой, так как сути не меняет) стоит слово «прошу», то есть испытывается разумная воля человека, и он просит присвоить ему цифровой идентификатор - «имя зверя», в чем и расписывается в конце бланка.
В посмертных пророчествах святого Нила Мироточивого раскрывается духовный смысл согласия на принятие «начертания, или имени зверя, или числа имени его». «На печати же написано будет следующее: "Я твой есмь". - "Да, ты мой еси". - "Волею иду, а не насильно". - "И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно". Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати» (Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского. - Изд. Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне, 1912 г. С. 84-85). И как пророчество Исаии (Ис. 7. 14) об имени Мессии Еммануил (С нами Бог) необходимо было понимать не буквально, а духовно, так необходимо понимать и сии изречения на «начертании» антихриста. Слово «изображено» говорит о том, что отречение на «начертании» будет написано не буквально, а символически.
«Печать» антихриста - это цифровой идентификатор - «начертание, или имя зверя, или число имени его» - нанесенный на руку или лоб того, кто «волею… а не насильно» согласился стать рабом диавола. Таким образом, давая добровольное согласие на получение цифрового «имени зверя», которое будет наноситься на руку или лоб в микрочипе или лазерной татуировке, человек отрекается от Христа и говорит диаволу: «Я твой есмь». Сатана злорадствует в ответ: «Да, ты мой еси». Кто принял цифровой идентификатор, дал согласие на сбор и обработку персональных данных, согласился на документ с электронным носителем, да поспешит принести Петрово покаяние и сотворит плоды, достойные покаяния. Те несчастные, которые позволят поставить себе цифровой идентификатор на тело, принести покаяние уже не смогут. Таким образом, при принятии цифрового идентификатора и электронной карты с «именем зверя» происходит или отречение от Христа, или становится явным отсутствие у такого человека веры в Него.
В статье «Знамение времен: 666» старец Паисий пишет: «Также во время Декия законом требовали исповедовать религию идолослужителей, и все христиане, которые заявляли о своем согласии и приносили жертвы идолам, брали справку и избегали мучений. Не только такие были отрекшиеся от Христа, но и те, которые давали деньги идолослужителям в комиссии и без отречения брали удостоверения, называемые "клеветники", и таких Церковь определяла отступниками - падшими».
В.В.Болотов указывает на три формы отпадения: thurificati et sacrifati - те, которые сами приносили жертвы, заколали жертвы или сожигали в алтаре фимиам; libellatici - те, которые не приносили сами жертв, но покупали у чиновников свидетельства об участии в жертвоприношении; acta facientes - те, кто с помощью подарков или влиятельных связей добивались того, что их имена вносились в списки принесших жертвоприношения. Но на всех их налагались различные степени церковного наказания (В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. М. 1994. Т. 2. С. 119).
«Церковь должна занять ясную позицию, чтобы верующие знали, как им поступать. Впоследствии Церковь должна будет наложить епитимью на тех, кто по нужде примет эти удостоверения личности, дабы люди уразумели, что так делать - грешно. Ибо удостоверение… совершенно отождествляется с человеком.
Сегодня логика "умников" совращает людей. Люди возлюбили льготы и этим сами наложили на себя узы. Зная то, что три шестерки (в системе штрих-кода UPC) - это диавольский знак, они согласны поставить свои подписи» (Иером. Христодул. Старец Паисий. С. 134).
«Это число антихриста, никоим образом нам нельзя соглашаться брать это электронное удостоверение личности. Притом и кредитные карточки нельзя брать, потому что за черной магнитной лентой, которая там есть, содержится код и штриховая система с 666. Но этого не видно невооруженным глазом. Только электронный компьютер их читает» (Иеромонах Христодул. Избранный сосуд. С. 198).
Старец Паисий говорил, что принятие паспорта с чипом является великим падением и отречением от Христа (https://gerontes.wordpress.com/2011/06/13).
Очевидно, что согласие на принятие цифрового идентификатора - числового «имени зверя» (по терминологии о. Иоанна [Крестьянкина] - «номера») и новых документов является грехом. И уж никак не простительно заявление о. Иоанна, что ни «чипы», ни «печати» «душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию». Это противоречит Священному Писанию. В нем прямо сказано, что принявший «начертание на челе своем или руке своей… будет мучим… огнем и серою… во веки веков» (Откр. 14. 9-11), что «имя зверя» на тело человека будет наносить не антихрист, а его предтеча (Откр. 13. 11-18) и что рабы «отца лжи» (Ин. 8. 44) употребят всевозможный обман, чтобы обольщать (Откр. 13. 14) и «прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13. 22).
Священномученик Ипполит Римский говорит: «Прельщает (лжепророк) тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земли» (Сщмч. Ипполит, епископ Римский. Творения. - Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1997. Т. 2. С. 73). По мнению блаженного Иринея, лжепророк выходит из земной, полной скверн жизни и имеет два рога, как агнец, чтобы овчею шкурою скрыть убийственность волка, и потому что сначала он примет образ благочестия. Он шествует пред антихристом приготовить ему путь погибели.
Неужели работники электронной системы зверя будут говорить каждому, что лазерная татуировка или микрочип есть не что иное, как «начертание антихриста», за что принявшие его вскоре будут поражены отвратительными язвами (Откр. 16. 2), а в будущей жизни вечно мучиться (Откр. 14. 9-11)? Разве бывает реклама, которая критикует товар? Многие люди по всему миру имеют уже сегодня лазерную татуировку или вживленный микрочип. В США с начала 2013 года микрочип станет обязательным для всех граждан (https://www.axortagos.gr/oloi-amerikano … sip_3.html). Старец Паисий предупреждал, что людей будут даже заставлять в обязательном порядке делать прививку, во время которой им обманным путем «будет ставиться печать» (Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. С. 187). После получения согласия на присвоение цифрового идентификатора, сбор и обработку персональных данных, на получение электронного паспорта (или другого документа, исполняющего функции паспорта) - согласия на данную электронную систему с ее «удобствами» обслуживания, - вполне могут лукаво и коварно, используя современные технологии, проставлять «печать» на тело человека, например, при цифровом фотографировании или снятии биометрических данных.
«Теперь, если кто не проявит требуемой осторожности, когда запечатлевается, - хотя бы и в неведении, - уходит от него Божия благодать, и входит на ее место демонская энергия. И в неведении, которое стало причиной того, что он принимает печать, виноват он сам, поскольку не позаботился узнать, тогда как пророки, апостолы и Господь наш нас известили обо всем этом» (Иеромонах Христодул. Избранный сосуд. С. 198).
И хотя о. Иоанн (Крестьянкин) говорит, что «нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить», Священное Писание, история Церкви, старцы и примеры из жизни свидетельствуют об обратном. Тайное мировое правительство, готовящее воцарение антихриста, также смотрит на реакцию людей, когда пытается продвинуть свои антихристианские законы.
«Во многих странах мира, где не было возражений, уже поставили нестираемое начертание лазерными лучами на лбу или на руке (Откр. 13 16-18)» (Избранный сосуд. С. 209). Как видим, уже приняли «начертание, или имя зверя, или число имени его» на тело именно потому, что не было сопротивления.
Почему-то о. Иоанн называет сопротивление православных внедрению электронной системы контроля и управления людьми «нехристианскими методами борьбы». Господь не хочет, чтобы мы пассивно принимали богоборческие законы. В условиях, когда государством оскорбляется наша вера, попираются гражданские права и нет удерживающего - православного царя, христиане вынуждены избирать те методы сопротивления безбожным законам, которые возможны.
«В 1988 году во всей Греции возникли волнения в связи с показом богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа», снятого по книге писателя Казандзакиса.
Помимо отдельных протестов благочестивых представителей греческого народа, Элладская Православная Церковь приняла решение о проведении 6-7 ноября 1988 г. (н. ст.) акции всецерковного протеста, принять участие в которой Церковь призвала и Святую Гору Афон.
Многие были против этого решения, считая, что акции протеста не слишком духовное дело. Такие люди говорили, что из-за их пренебрежения к фильму Скорцезе этот фильм будет менее популярным.
Мнение Старца (Паисия) было совершенно противоположным. «Во времена иконоборчества, - говорил он, - у Золотых ворот Константинополя десять христиан решительно защитили икону Христа и пошли ради нее на мучение (См. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Август. - М., 1992. С. 144-146). Сейчас - когда хулится Лицо Христа - нам нельзя оставаться равнодушными. Если бы мы - такие «рассудительные» и «разумные» - жили в ту эпоху, то мы бы сказали десяти мученикам: «Поступая так, вы ведете себя недуховно. Отнеситесь к Спафарию, который лезет по лестнице, чтобы сбросить икону вниз, с пренебрежением, а когда положение дел изменится, мы повесим на это место другую икону - да еще более византийскую, чем прежняя». В этом-то весь и ужас! Свое падение, свою трусость, свое желание устроиться поудобнее мы выдаем за что-то высшее!»
Считая протест против показа богохульного фильма исповеданием веры, старец поспешил встать в ряды верных чад воинствующей Церкви».
В этой акции протеста также принимали участие протоэпистат, антипросопы большинства монастырей, игумены и около ста святогорских монахов, а также монахи и монахини из монастырей, находящихся в миру, и множество верующих. «Скоординированные действия и молитвы всех христиан привели к благому результату. Греческое правительство запретило показ богохульной картины» (Иером. Исаак. Житие старца Паисия Святогорца. - М.: Святая Гора, 2006. Гл. 12).
Сегодня уничтожают икону Христа в лице ближнего. Сегодня решается временная и вечная участь нас и наших детей. Равнодушие к участи своих домашних апостол Павел называет отречением от веры, а таких безразличных «христиан» - хуже неверующих (1 Тим. 5. 8).
История Православной Церкви знает еще и не такие методы борьбы за чистоту Православия и будущее своих потомков. Когда архиереи Киевской Митрополии приняли унию в 1596 г., они вместе с вооруженными поляками и доморощенными отступниками силой захватывали храмы и монастыри. Народ оказывал им также вооруженное сопротивление. Когда православные Львова изгнали митрополита-униата Ипатия Потея, он со злобой писал: «Возможно, и патриархи присоединились бы к унии, но им не разрешили бы это сделать их овечки» (Исаевич Я.Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры XVI-XVIII ст. - Киев, 1966. С. 90). Архимандрит Киево-Печерского монастыря Никифор Тур дважды - в 1596-м и 1598 гг. - вместе с иноками оказали вооруженное сопротивление Киевскому митрополиту, который перешел в унию, и отстояли свой монастырь и свои монастырские имения (Христианство. Т. ІІ. С. 730). Таких примеров множество.
Ошибается о. Иоанн и в том, что число 666 «было удалено» из ИНН, причем «с легкостью». Это был грубый обман налоговой администрацией Патриарха Алексия II. С бланка был временно убран штрих-код самого бланка.
Адам до преслушания имел от Бога пророческий дар и предсказал о будущем браке среди людей (Быт. 2. 24), когда еще не было родителей и супружеских отношений в раю (Быт. 3. 24; 4. 1). Это пример того, что могут ошибиться и увлечь неправильным своим советом людей в преслушание воле Божией и погибель даже прозорливые старцы, такие как о. Иоанн (Крестьянкин), если они перестают вопрошать Господа, а полагаются на свой ум. Старец Паисий пишет: «Если кто-то из нас, старцев, окажется немного косоглазым духовно, пусть не требует… слепого послушания, чтобы вместе с ними не впасть в пропасть, по слову Писания: "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15. 14)» (Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогор-ские истории. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 176).
О. Иоанн, думая, что борется за единодушие в Церкви, к великому сожалению, своим ошибочным мнением вверг нашу Поместную Церковь в состояние раздвоенности и серьезных нестроений. Его высказывания повлияли на заключение по проблеме ИНН Синодальной Богословской комиссии РПЦ от 19-20 февраля 2001 года, которое официально не признано Церковью ошибочным и на которое до сих пор ссылаются налоговые органы.
Старец Паисий сокрушался: «Здесь так ясно раскрывается эта тайна, о которой нам предвозвестил святой Иоанн Богослов в "Апокалипсисе", и я огорчен, потому что очень многие, даже священники и епископы, не оказывают этому никакого духовного сопротивления, но смотрят на это совершенно по-мирски. Они убеждают народ не придавать никакого значения этим удостоверениям личности, не гнушаться их брать и, в общем, оправдывают все неоправданное. Но это неправильно. Они успокаивают народ, чтобы однажды он оказался в таком положении, из которого уже не будет выхода. Но, без сомнения, такие люди ответят за это сполна.
Многие, зная мою позицию несогласия с введением системы этих удостоверений личности, сказали: «А! Ну и подумаешь, что там говорит Паисий? Это мнение одного монаха, а не Церкви». Но это неправильно. Я не выражаю своего собственного мнения, а просто смиренно указываю тем, кто меня об этом просит, на мнение Церкви, которое есть Евангелие и слова Христа. Я согласен, что никто - ни Паисий, ни духовник, ни епископ, ни Патриарх - не должен иметь своего собственного мнения и склонять к нему народ Божий, но свое мнение должен подчинять мнению и воле Божией, которая становится нам известной посредством Евангелия.
Мы должны просвещать верующих и вносить в их души благое безпокойство, которое заставит их быть готовыми. Но в то же время мы не должны создавать паники, потому что в трудном положении окажутся не верующие христиане, а те, кто станет добычей диавола. Потому и в "Апокалипсисе" пишется, что хотя трудности будут создавать для нас, но все раны примут на себя другие, и им будет труднее, потому что они-то будут враждовать против Самого Бога» (Иером. Христодул. Старец Паисий. С. 134).
«К сожалению, и некоторые современные "гностики" пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. "Это неважно, - говорят они, - ничего страшного, не говорите вы на эту тему - об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!" Тогда как, говори они людям: "Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее - мы станем мучениками", они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон. Ему станет больно за происходящее, он будет молиться и остерегаться, чтобы не попасть в ловушку.
Что же происходит сейчас? Мало того что такие "толкователи" комментируют пророчества по-своему, так они еще и сами трусят, подобно людям мирским. А им следовало бы проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили божественное утешение. Я удивляюсь: неужели все то, что происходит, не заставляет их задуматься? И почему после толкований, данных ими от своего ума, они не ставят хотя бы вопросительного знака? А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?! Говоря в Евангелии: "еже прельстити аще возможно и избранных" (Мк. 13. 22), Господь имеет в виду то, что прельстятся те, кто истолковывает Писание от ума» (Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. - Монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Суроти, Салоники; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2001. Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта. С. 199-200).
Богу ведомо, писал ли о. Иоанн (Крестьянкин), и если писал, то самостоятельно или под чьим-то влиянием, зачитанное им обращение. Но «опять и опять подписываясь под этим письмом», он взял всю ответственность за очевидные ошибки в нем на себя. Поистине, как сказал Господь, прельстятся и избранные. Сугубо печально, если ошибаются такие исповедники, как о. Иоанн, которые сами прошли через пытки и тюрьмы.
Также одному Богу ведомо, принес ли о. Иоанн Манассиино покаяние перед смертью, но плодов, достойных покаяния (Лк. 3. 8), - публичного извинения в своих ошибках - он не принес. Самой лучшей памятью о почившем о. Иоанне (Крестьянкине) будет молитва и осознание нами его ошибок, а не следование им и не тиражирование их, чтобы не усугублять вину почившего священника за соблазн новых душ.
Конечно, как предрек Дух Святый устами апостола Павла, в последние времена христиане, «имущие образ благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3. 1-5), «будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4. 3-4). Но кто хочет творить волю Божию (Ин. 7. 17), тот узнает, какое учение от Бога. «Имеющий уши слышать, да слышит» (Лк. 14. 35).
м. Венедикт,
насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры