Элладская церковь не признаёт томос для ПЦУ
Присутствие архиепископа Иеронима в вечерней молитве вместе с главой ПЦУ в Константинопольском Патриархате не означает признания автокефалии православной церкви Укроаины, сообщил источник в Афинской Архиепископии.
«Ни в коем случае присутствие архиепископа Иеронима в молитве вместе с Епифанием не может рассматриваться как признание автокефалии», - сказал источник в архиепископии, на просьбу прокомментировать, как он оценивает общую молитву.
Его Блаженство прибыл поздравить Патриарха Варфоломея с его Днем Ангела. Для нас Константинопольская церковь всегда была и остается материнской церковью», - говорит источник. По его словам, архиепископ Иеронимос "не ожидал, что Епифаний будет там-же".
«Мы очень чувствительны к проблеме автокефалии. В марте мы не обсуждали этот вопрос в Синоде, мы решили довести его до Архиерейского Синода», - отметил он. «Мы должны сохранять равновесие», - сказал он.
Многие украинские СМИ поспешили распространить информацию о том, что сослужении Архиепископа Иеронима с Епифанием, означает признание Думенко в качестве архиерея.
Налицо, страстное желание Варфоломея заставить Иеронима признать ПЦУ, но судя по всему, попытка и на сей раз оказалась неудачной.
Явно понимая это, предстоятель Элладской Церкви не остался в Стамбуле на праздничной литургии, которая состоялась 11 июня, а скоропостижно улетел в Афины сразу после встречи 10 июня. Как выяснилось позже, ни Иероним, ни сам Епифаний (Думенко) не были в курсе предстоящей встречи.
https://rua.gr/news/naukaobrrel/31531-e … -ptsu.html
***
Варфоломей выступил с обвинениями в адрес Московского Патриархата
Вселенский патриарх Варфоломей, который считается первым среди равных в православном христианском мире, выступил во вторник с речью в которой раскритиковал Московский Патриархат, из-за своего несогласия с предоставлением независимости Украинской Церкви от Русской Православной церкви.
В обращении, направленной против Москвы, Варфоломей заявил, что «Фанар - это всегда источник света и надежды, которые не угасают, ни с ветрами, которые когда-то дули с востока и запада, ни с ледяными ветрами, дующими из северных степей».
«Правда об Украине восторжествует», - сказал он и назвал представителей РПЦ «клеветниками».
Что же предшествовало данному резкому заявлению?
Иероним и Варфоломей помирились, но будут ли они действовать по украинской теме сообща?
Ответная встреча Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима, с Вселенским Патриархом Варфоломеем в начале недели, на праздновании тезоименитства Варфоломея, показала, что по крайне мере внешне, лидер Элладской церкви, и К-польский патриарх "зарыли топор войны".
Возможно на прекращение конфликта повлияли встречи иерархов с "отцом украинского Майдана", а ныне послом США в Греции, Джеффри Пайеттом, которые он провел в течении весны. И из-за чего, последнему даже продлили на год срок работы в Греции.
Варфоломей пытался "свести" Епифания и Иеронима
Позванный на это-же празднование, глава ПЦУ, Епифаний Думенко, выступая на Фанаре 10 июня с приветственной речью в честь патриарха Варфоломея сообщил, что он встретился с главой Элладской Православной Церкви Архиепископом Иеронимом. Именно эта стала главной интригой празднования на Фанаре, поскольку Епифаний неоднократно заявлял о скором признании ПЦУ со стороны Элладской Церкви.
Многие украинские СМИ распространили информацию о сослужении Архиепископа Иеронима с Епифанием, что означало бы признание Думенко в качестве архиерея. Спикер УПЦ протоиерей Николай Данилевич писал об этой встрече: «В Церкви все взволнованы фактом совместного пребывания на вечернем богослужении по случаю дня Ангела патриарха Варфоломея в Стамбуле Архиепископа Афинского Иеронима с главой раскольнической "ПЦУ". Однозначно, что ничего хорошего в этом нет».
Однако Предстоятель Элладской Церкви не остался в Стамбуле на праздничной литургии, которая состоялась 11 июня, а скоропостижно улетел в Афины сразу после встречи 10 июня. Как выяснилось позже, ни Иероним, ни сам Епифаний (Думенко) не были в курсе предстоящей встречи.
А это скорее всего значит, что признание Епифания Думенко, может означать, что встреча с ним на Фанаре оказалась для Архиепископа Иеронима полной неожиданностью и несмотря на то, что Варфоломей, пытался "свести" Епифания с Иеронимом, последний, явно не желал этой встречи.
Впрочем интрига в отношении признания томоса Элладской церковью остается...
Томос благословенный или проклятый?
Раскол между Константинополем и Москвой начался после того, как недавно избранный глава Украинской Церкви получил томос (указ о независимости или автокефалии) в Стамбуле в январе - создав структуру, которая о мнению Варфоломея, должна положить конец более чем 300-летнему украинскому подчинению Москве, которое началось в 1686 году.
При этом, имевшая полную финансовую и относительную независимость от Москвы, Украинская православная церковь (т.н. УПЦ МП) должна была перейти в полное финансовое и духовное управление к Константинопольскому Патриархату.
Москва, сравнила произошедшее с "рейдерским захватом", заявив, что нельзя просто так, без их согласия, забирать чужую собственность и заявила, что прекращает связи, с Фанари.
Ситуация, с томосом, не нашла также широкой поддержки и в самой Украине. Усиленно продвигаемая уже бывшим президентом Украины, Петром Порошенко, идеология "прочь от Москвы", не была принята широкими слоями населения, что показали итоги выборов прошедших весной. Более того, против условий, которые были описаны в томосе, выступили не только его противники, но и его сторонники.
В частности самопровозглашенный Патриарх Украины Филарет (Денисенко), заявил, что хитрые греки из Фанари его обманули, вместо автокефалии подсунув Украине, полную зависимость от Стамбула, которая дает украинской церкви значительно меньше свободы , чем бывшая ранее зависимость от РПЦ.
По словам Филарета, Петра Порошенко, обещали «патриарху», что тот будет руководить ПЦУ так же, как раньше руководил УПЦ КП. Об этом он рассказал в интервью изданию «Главком», но когда дошло дело до томоса, оказалось, что его обманули.
Комментируя заявления Епифания о том, что между ними не было никаких договоренностей относительно того, кто будет возглавлять ПЦУ, Филарет сказал: «Дело в том, что об этом мы говорили с бывшим президентом в присутствии Епифания еще перед Собором. И Президент мне говорил: "Вот вы будете управлять Церковью, как и управляете, а Епифаний представлять Церковь извне"».
Вместе с тем, Филарет утверждает, что в процессе получения Томоса со стороны Порошенко были свои интересы: «Потому что Украина ждала Томос об автокефалии, наша церковь жила этой мечтой. И Порошенко на этой волне думал, что он добьется Томоса и это повысит авторитет главы государства на выборах. И он повысил его рейтинг».
Кроме того, глава УПЦ КП сообщил, что Епифаний никак не участвовал в переговорах по получению Томоса и на встречах всегда был в роли статиста: «Никакого участия не принимал. Он меня сопровождал на некоторых встречах с президентом. И когда Порошенко мне сказал, что условием Вселенского патриарха для получения Томоса является мое невыдвижение на предстоятеля Церкви, тогда я предложил Епифания».
Он уверен, что чиновники из администрации бывшего Президента Украины продолжают влиять на «архиереев» ПЦУ, чтобы те оказывали поддержку Епифанию Думенко, а вот по отношению к самому Филарету эти чиновники «себя ведут так, будто меня не существует».
Против деятельности Варфоломея в отношении Украины , выступают предстоятели также и других церквей.
В конце мая, представитель Антиохийского Патриархата заявил, что созыв Всеправославного Собора может состояться и без участия Константинопольского патриарха Варфоломея.
В Антиохийской Церкви хотят мирного разрешения украинского церковного кризиса, однако Константинопольский патриарх Варфоломей «допускает ошибку» и Православные Церкви могут собрать общеправославный Собор без него. Об этом сказал викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х епископ Эрзурумский Кайс (Садик) в комментарии РИА-Новости.
«Мы с честью признаем патриарха Константинопольского, однако сегодня проблема в том, что Константинопольский патриарх допускает ошибку, – передает издание слова представителя Антиохийского Патриархата. – И если все Православные Церкви соберут Собор без него и примут решение о низложении Константинопольского предстоятеля, то это возможно».
Архиерей пояснил, что если в православном мире возникает желание созвать общецерковный Собор, то «каждая Церковь внутри себя определяется и достигает соглашения по этому поводу», а уже потом «направляет просьбу Константинопольскому патриарху» о созыве Собора.
«Однако это не общее непреложное правило. Есть и другая возможность: любая Православная Церковь имеет право достичь соглашения с другими Церквями и созвать Собор», – отметил он.
Епископ Кайс подчеркнул, что в Антиохийской Церкви не хотят какого-то радикального решения вопроса и выступают за то, «чтобы в Церкви был мир».
«Чтобы патриарх Константинопольский пересмотрел свое решение и чтобы церковный кризис в Украине решился мирным путем, чтобы раскольники вернулись в каноническую Церковь», – добавил он.
Ранее патриарх Варфоломей ответил отказом на предложение Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви провести всеправославное обсуждение религиозной ситуации в Украине, заявив, что «имеет серьезные основания» воздержаться от общеправославного собрания, а само обсуждение религиозной ситуации в Украине назвал «бесполезным».
https://rua.gr/news/naukaobrrel/31521-v … khata.html