фрагменты книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня"
поскольку набралось уже довольно много, то счёл целесообразным
выделить их в отдльную тему
из книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня"
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12019-02-09 21:22:38
Поделиться22019-02-09 21:29:43
(из книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня". )
( https://www.youtube.com/channel/UC5GduZ … ixx4AaABCQ )
"Мысли вслух"
1. Интересное, с точки зрения самопознания, явление:
все философские учения, экономические и социальные теории,
лежащие в основе политических движений и революций,
на какое-то время представляются непреложными истинами
– и очень многие заражаются их правотой.
Но проходит время…
И всё, что казалось умным, жизненно необходимым, вдруг оказывается, мягко говоря, совсем не таковым.
Так, может, всё то, что сейчас затевается, ждёт похожая судьба?
Сегодня в свете «демократических» перемен многое, очень важное, снова переосмысливается.
Вновь встал вопрос о фундаментальных ценностях жизни.
Опять, уже в который раз, «мамону» тащат в гору, уже в который раз душу и совесть затаптывают в грязь.
Всерьёз рассматривается вопрос о поиске ценностей «превыше и значимее» совести. И снова, как и ранее,
гибнут люди, сломаны миллионы судеб.
Спрашивается: почему все наши «стройки» и «перестройки» оборачиваются миллионами загубленных жизней?
Есть о чём подумать для тех, кто способен думать.
Это ведь очень странное явление, странное безотносительно к отдельным историческим личностям
и характеру времени: тогда били одни странности, сейчас – другие.
Но дело не в странностях, дело в нас – на ошибках нужно же учиться?!
Конечно, всё не просто… Просто так ничего в жизни не бывает.
Все (даже безумие) несет смысловую нагрузку, для чего-то необходимую.
Происходящее в данной ситуации необходимо для уразумения нашего неразумия.
Время (любое время) и всё, что оно с собою несёт, наполнено Божественным смыслом,
в нём таинственно присутствует Вечность. Всё, что совершается при нас, очень значимо.
Сквозь все события просвечивает один очень важный вопрос – вопрос о свободе,
о самом человеческом в человеке. Ужесточение человеческих отношений во всех сферах жизни
попущено Богом для испытания нашей свободы. В экстремальной ситуации человек
в полноте являет свою свободу, определяет свой выбор: он с кем – с Богом или против Него?
Это коренной вопрос всех революций (и сегодняшних – тоже).
Это главный вопрос жизни: Царство Бога или царство дьявола, который «мягко стелет (теория), но жёстко спать (жить)».
Апокалипсис совершается в жизни каждого поколения с безусловной необходимостью.
Так или иначе, все живущие на земле проходят его вратами, безошибочно определяясь в своей вечной судьбе.
«У природы нет плохой погоды», у Бога нет «плохих» времён.
Всякое время потребно и благословенно, всё исполнено смыслом и значением.
Всё прошлое и настоящее – для будущего!
2. Смысл – самое глубокое понятие.
И сегодня странно то, что в одном ряду находятся ошеломляющие достижения разума и тотальное пренебрежение смыслом.
Смысл стоит во главе угла разума, а им пренебрегают… Отчего же к нему такая неприязнь?
Дело, наверное, в том, что смысл всегда задаёт разуму и совести «неуместные вопросы» и … портит настроение.
Ведь если отвечать на эти вопросы, то рождается ответственное поведение, а оно, в свою очередь,
«бьёт по рукам», протянутым ко многим мирским радостям и удовольствиям (безумным и бессовестным).
Когда начнёшь их рассматривать осмысленно, видится само– и взаимо-разрушение,
ибо отвергая краеугольный камень разума, ничего построить невозможно ни в личной жизни,
ни в общественной.
На наших глазах разрушаются личность, семья и государство, несмотря на ошеломляющие достижения разума.
Строительство без смысла есть похоть строительства.
Сколько уже такого строили, сколько перестраивали – печальные примеры мало кого вразумляют…
3. Есть истинные ценности жизни, а есть кажущиеся;
есть вечные ценности, а есть временные, которые со временем исчезают,
ибо видимое временно, невидимое вечно (2 Кор. 4, 18).
Происходят на земле войны – видимые и невидимые. Единственная в мире настоящая война,
которая началась во времени и окончится, когда окончится время, - это война за человека,
за вечные человеческие души. Всё, что мы сегодня переживаем (и что переживалось во все времена),
- это видимое проявление невидимой войны, потому часто всё так непонятно по сути.
История, как наука, объясняя, искажает (она всегда по необходимости пристрастна),
чему убедительный пример – революция 1917 года: говорили об одном, а суть революции была другой,
была развязана война против Бога, которая началась в невидимом ангельском мире,
а в человеческом измерении продолжалась как война против совести.
Всё остальное было прикрытием, ибо без обманов такая война невозможна.
Вся суть подобных войн – в обманах.
И сегодня идёт война лжи против Истины.
Мы переживаем время «вавилонского» смешения святыни с грязью.
Всё в мире восстало против совести, люди, как никогда, солидарны в пороке.
Совесть стала стыдиться самое себя, а зло, завладев вниманием человека, притягивает его душу к пороку и … ослепляет её.
А слепая душа видя не видит (см.: Мф. 13, 13), то есть видя глазами весь ужас происходящего, не видит совестью
– безответственно видит себя. В ослеплении пороком человек не замечает своей вины.
Грех стремится погубить наши семьи, веру, Отечество, но духовно ослеплённым кажется,
что всё происходит по каким – то от них не зависящим причинам.
В этом и заключена тайна сердечной слепоты.
Невидимая война совершается в сердцах и умах людей.
И как Благодать созидает мир, так невидимое зло греха мир разрушает.
Но те, кто устоит в этой невидимой войне, будут настоящими победителями,
ибо они сохранят своё вечное достояние – Совесть.
Они до смерти останутся верными Богу, и с этим войдут в Вечность.
Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55).
4. Человек носит в себе и добро, и зло – всё в нём в великом смешении.
Происходит возрастание добра и зла, «пшеницы и плевел» (см.: Мф. 13, 24-30),
и без тяжёлых обстоятельств, которые вскрывают всё сокровенное в душе, не разобрать,
что в сердце каждого из нас превозмогает, что мы по – настоящему любим и хотим.
Разобраться в себе – ничего важнее этого для человека нет.
Невидимая (да и видимая) война помогает ему понять себя, устраняет смешение.
Это жатва в поле (Иоил. 1, 11), на котором росли вместе пшеница и плевелы.
Войны – то, собственно, никакой нет, а есть внутренняя борьба каждого с самим собой
перед лицом совести при понуждающих обстоятельствах.
Только абсолютное добро не подвергается испытанию, оно есть, оно незыблемо.
Почему врата ада не одолеют Церковь (ср.: Мф. 16, 18)?
Потому что в ней присутствует невидимая Благодать абсолютного добра, она не нуждается в испытании.
Церковь в самых лучших своих представителях от века предопределена в добре.
Спаситель – Единый Безгрешный – есть Глава Церкви.
Всё остальное будет выгорать до полного очищения: ложь в человеке выгорит, а правда останется.
И человек сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3, 15).
5. Человек – уникальное творение, и уникальность его в том,
что он соединяет в себе два мира: видимый и невидимый.
Верующий в Бога акцентирует внимание на духе, неверующий – на плоти.
Тело очень важно для человека – это фундамент, но оно ни в какое сравнение не идёт
со значимостью души – ума, сердца, совести. Настоящий человек – человек духовный;
настоящая жизнь – жизнь в Духе. «Душа – это то, что делает траву травой, дерево – деревом, а человека - человеком».
Без души трава – сено, дерево – дрова, человек – труп» (Григорий Сковорода).
Что бы ни совершалось в плоти – всё проходит и предаётся забвению.
В Духе всё остаётся и сохраняется навсегда.
Христианство – это победа в Духе, это победа навсегда.
И внутренняя борьба в человеке есть борьба души и тела: или душа одухотворяет, преобразует плоть
и спасает Жизнь, или плоть заземляет душу, и заземлённая, оторванная от Бога душа губит Жизнь.
Как только исчезает в душе зов Вечности, интерес к жизни охладевает.
Тайна пустоты и скуки заключена в том, что время лишено связи с Вечностью,
ибо только видение земных событий в свете Вечности позволяет постигать их истинное значение.
Только будущее (вечное) делает осмысленным настоящее.
Что может перемениться в нашей жизни, если мы не переменимся?
Главная причина всех наших бед – стремление к земному благополучию с готовностью принести в жертву совесть.
Победа плоти есть самое страшное и окончательное поражение, за неё-то зацепился дьявол, чтобы погубить душу,
и бесы все повисли на ней… Но душа никогда не сможет привыкнуть только к плотской жизни, она задыхается в преходящем.
Победа наша – наша вера. Она являет нам бытие Бога и иного мира, и только она успокаивает душу и животворит надежду.
6. Святые отцы в горестях чаще думали о радости, а в радости помнили о горестях.
В этом отчасти заключена духовная мудрость.
А мы всё заунывали от приходящих ветров антихристовых.
Хотя Апокалипсис нам не только страшное открывает, но и о радостном говорит (см..: Апок., гл. 21-22).
А мы не внимаем, страхи поглотили нашу душу, потому что все немощны.
Святые отцы в своих рассуждениях много успокоительного открывают.
Разве страшно будет только нам, верующим? Да сколько людей уже живут страхом смерти,
страхом опасности и мучений, ибо всё это – для всех людей, только в разное время. А мы печалимся?
Да мы глупее неверующих! Разве не нам обещано избавление, не нам сказано о том,
что Господь приготовил любящим Его (1 Кор. 2, 9)? Или мы не хотим быть достойными этого дара?
Видимо, не хотим, ибо Духа Божиего нет в нас из-за нашего малодушия, из-за нашего неверия.
Мы растворили свою душу в радостях этого мира, и его предстоящая гибель пугает нас.
Наши грещные души разрываются между миром и Богом, желая соединить несоединимое.
Мы не верим Богу своему, Который обещал нам Свою силу, в немощах совершающуюся (ср.: 2 Кор. 12, 9).
Не в обычной немощи, когда мы ленивы, а в немощи послушной Богу, когда человек,
осознавая свою несостоятельность, отдаёт себя в руки Бога.
7. Факты истории свидетельствуют о том, что «мудрость» человеческая
не всегда приносила ожидаемые результаты. «Мудрость» самосохранения и сохранения Церкви
понуждала идти на компромиссы сомнительной допустимости, и всё это в конце концов ни к чему не приводило
(в историческом рассмотрении тому пример – Брестская уния (1) , реформы Петра Великого (2) ,
декларация митрополита Сергия (Страгородского)(3) , - ибо часто сложная мудрость компромисса есть обыкновенное лукавство.
(1) Брестская уния (Брест – Литовская уния) – присоединение в 1596 г. Православных, признавших власть Римского папы,
к Католической церкви на территории Речи Посполитой с сохранением восточного литургического обряда.
Решение об унии было принято несколькими иерархами Киевской митрополии на соборе в Бресте.
Результатом унии стало образование Греко-католической церкви.
(2) Имеется в виду церковная реформа Петра I, согласно которой было упразднено Патриаршество
и образован Святейший Синод, члены которого назначались Императором.
Был учреждён Монастырский приказ для контроля за монастырями.
В результате реформы духовенство, подчинённое государству, в значительной мере лишилось самостоятельности.
(3) В 1927 г. Митрополит Сергий (Страгородский), будучи на тот момент заместителем
Патриаршего местоблюстителя и фактически главой Московского Патриархата, выпустил официальную декларацию,
призывающую верующих лояльно относиться к советской власти. Декларация была неоднозначно воспринята
членами Российской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.
8. Нечёткость позиции – это зыбкость сыпучего грунта, на котором ничего твердо стоять не может.
Лукавство сделало западное христианство пустым, бессмысленным и безопорным.
Благодать обратило в прах… Лукавство – это очень серьёзно, оно делает бессильным всесильное Слово Бога
(не в сути, а применительно к нам). Оно всё ставит под сомнение, подменяет все верные ориентиры.
В личной истории это ещё чаще и ещё зримее. Конечно же, не от хорошей жизни лукавство стало нашим хлебом.
Лукавство – часто простая возможность выжить. Это наша немощь, она очень понятна, обыкновенна и извинительна.
Но не нужно намеренно путать понятия и явления. Дело в том, что эта немощь перестаёт быть таковой
и становится страшным орудием дьявола, когда мы лукавство называем мудростью и вместо покаяния ищем ему оправдание.
Одно из самых таинственных явлений жизни нашей души – это отношение ко всякого рода лжи.
С одной стороны, все мы отлично понимаем, что предмет лжи – это то, чего нет, чего не существует;
с другой – эта «пустота» до отказа наполняет нашу жизнь. И не то, чтобы всё совершалось без нас,
именно мы сами склонны ложь подавать и принимать как правду, как то, что есть.
И не просто есть, а как бы является главным содержанием нашей жизни.
В чём дело? Почему так?
Ложь нам льстит: льстит уму, льстит чувственности, льстит самолюбию (коварство козней льщения. – Еф. 4, 14),
льстит нашей «самостоятельности» (гордыне). Она погружает нас в мир «собственной» жизни, самодостаточной,
независимой жизни. Ложь – как бы виртуальный мир виртуального покоя.
А как же правда?
Ею жить трудно, особенно сейчас.
И главный момент: правда нам о себе самих может наговорить и говорит много такого,
после чего очень трудно, если вообще возможно, уважать себя.
А как хочется…
Ложь «помогает» нам в этих трудностях, и мы продолжаем существовать, уважая себя и осуждая других.
А для «полноты комфорта» врём себе и другим, чтобы самолюбие наше спокойно паслось на лужайке жизни…
Правда зачёркивает все наши дни, проведённые в прихотях и похотях, и понуждает всерьёз заниматься своей совестью.
Правда сеет смятение и боль из-за совершённых и совершаемых ошибок (грехов), потому мы, чтобы жить, как привыкли,
вынуждены врать, и это нам помогает. Но только здесь и сейчас…
9. Сегодня многие озабочены оправданием греха, изощряются в «разумных доводах» о его естественности и необходимости…
В упор не замечая его разрушительных последствий.
Горько осознавать, что и воспитание, и образование, весь социум безответственно ориентирован на разрушение личности,
на стремление наполнить её низшими, эгоистичными влечениями при явном, открытом пренебрежении человеческим достоинством.
Спрашивается, кому и зачем это нужно?
И это сегодня не праздный вопрос. Кому-то очень нужно, чтобы все в мире стали чужими друг другу,
не стало бы естественного, родного, милого, святого, то есть того, чем питается наше сердце.
Всё направлено на то, чтобы сама жизнь для человека стала чужой.
Печальные мысли…
Ибо секуляризация – это процесс омирщвления религиозного сознания человека
и одновременно это процесс умерщвления его души.
10. Люди, мы, - странные существа… Реально существуют очень странные вещи (грехи, страсти)
– мы же совсем их не боимся и … даже любим;
а есть – простые, обыкновенные, обыденные ситуации, а мы их очень боимся.
Отчего такая перевёрнутость в нас?
Мы чего-то не видим, чего-то недопонимаем? Что с нами происходит?
Вот – змея, она страшна своим жалом, в нём заключена смерть.
Если жало вырвать, то всё другое в ней не страшно.
Вот – смерть, её жало – грех, если вырвать грех, то смерть уже и не смерть, а переход в Вечность.
Мы каждый день умираем (умираем каждому дню) без всякого страха. Чего же бояться?
День прошёл – и слава Богу, завтра будет день другой…
Время впадает в Вечность, приходит наше время, и мы вместе с ним входим в Вечность – всё так естественно, нормально.
Ошеломляющий страх смерти порождает ужасающее зло этого мира, корень которого кроется в грехе,
потому его Господь и запретил. Из этого корня растёт всё жуткое разнообразие противоестественных страхов.
А в чём жало самого греха?
Его жало – в непостижимом «таинстве» обмана.
Собирательная суть обмана, собирательная суть греха в том, что мы верим во что угодно, но только не в Бога.
Да и в Бога веруем не так, как должно. Мы верим кому угодно, даже тогда, когда наверное знаем – обманывают.
И не верим Богу, обетования Которого подтверждены всей историей жизни.
Потому безумные страхи сковывают нашу душу при мысли о смерти.
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте, - говорил Христос (Ин. 14, 1),
ибо веровать в Бога так же естественно, как верить в завтрашний день.
Верою преодолеваются все страхи, и страх смерти тоже.
11. Непостижимость судеб Божиих (ср.: Рим. 11, 33) невольно приводит к размышлению о Вечности.
Можно предположить, что это – отражение неба в судьбе каждого человека.
Человек – бесконечность в желаниях, в ощущениях, в мечтах и ожиданиях, и потому, наверное,
пути его жизни теряются в пространных глубинах времени.Сколько раз в своей жизни, всматриваясь в звёздное небо, мы ощущали успокоенность, переживали величие мироздания,
уводящее нашу душу к другим берегам… Глядя на небо и на судьбы Господни, начинаешь ощущать величие всего происходящего
и крохотность своего существа, и смиряешь своё сердце перед событиями, которые порой загораживают перед тобой Свет жизни.
Глядя на небо, созерцая дивность мироздания, невольно веришь в Божественное Всемогущество, для величия Которого нет ничего малого,
Которое в своё время везде и во всём восстановит порядок и гармонию. В непостижимом и бесконечном пространстве Его Сердца
найдут приют недоумения, успокоятся все скорби, всё и вся сольются в едином возгласе непередаваемой радости.Вера в Бога и есть настоящее счастье. Она наполняет человека покоем надежды, ощущением полноты жизни,
определяет главный вектор желаний. И это не просто слова, это – многовековой опыт людей, которые прошли
Божиими судьбами, растворили свои желания в Божественных велениях и для которых совесть
была самым главным ориентиром в жизни.А неверующий человек – это звезда, блуждающая во мраке (ср.: Иуд.1, 13).
Всю жизнь он ищет себя, скитается по бесконечным лабиринтам своей вечной души и ничего не находит…
Все поиски Рая на земле обречены, ибо душа человека небесного происхождения.
И только тогда успокаивается блуждающая звезда, когда попадает на своё место в вечной гармонии вечных светил,
прославляющих Бога.Всякий человек – галактика, тайна, до конца непостижимая ни для себя, ни для других.
И разгадка этой тайны – в Вечности, к которой стремит нас неутомимое время…
12.
В человеке всегда присутствует желание быть значимым. Что-то живёт внутри него такое, что озаряет его жизнь светом возможных настоящих дел, ибо в каждой душе существует потребность «сеять разумное, доброе, вечное…» (1).
Но эту потребность «настоящего» гасит забота о плоти, которая заявляет о себе как о единственно достойной внимания. А сегодня забота о её радостях стала для многих главной составляющей жизни. Ожиревшая плоть «клевещет» на душу, «насмехаясь» над её стремлением к высокому.
Суета повседневности, удовлетворение потребности плоти – необходимость, но жить только этим нельзя, ибо истинная радость жизни заключена в переживании вечного. В ожидании этого и терпит человек суетность повседневной жизни, и если отнять это ожидание, то жизнь сразу станет серой, скучной. Именно стремление к «настоящему» делает человека человеком, сохраняет ценность его духовной составляющей, простирает его в вере, совершенствует в настоящей любви – к Богу, к Отечеству, к близким.
Однако это стремление у различных людей различно и часто носит тоже суетных характер: кто-то мечтает стать «великим», кто-то желает прославиться любым путём… Помогает уразуметь, что настоящее своё значение человек обретает в Боге, когда уверует в Него живой сердечной верой. И тогда вера преображает всю его жизнь так, что даже суетное и повседневное обретает глубокий смысл.
(1) Строка из стихотворения Н.А.Некрасова «Сеятелям».---------------
13.
Господь Иисус Христос иногда говорил ученикам странные слова, многие, услышав их, отходили. И ученики Христовы, недоумевая, спрашивали: кто может это слушать? На вопрос Христа: не хотите ли и вы отойти? – апостол Петр отвечал: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной." (см.: Ин. 6, 47-69).
Непонятные слова потому и непонятны, что они говорят о вечном, для нас непостижимом, ибо нашим мыслям невозможно подняться выше земных представлений.
Не стал Господь ничего объяснять ученикам, оставил всё, как есть…
Так, в Евангелии говорится: "Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него." (Ин. 12, 37). И многое очевидное, понятное, нами не воспринимается. Часто человек ведёт себя странно как в отношении непонятного, так и понятного ему.
Всякий человек в своей жизни видит столько загадочного, удивительного, но необъяснимого как в самом себе, так и в окружающем мире, и принимает это как должное. И в то же время – очевидное, разумно необходимое для жизни (воздержание, терпение, любовь, смирение) – не принимается к исполнению, всячески игнорируется вопреки разуму и пользе. То есть одно мы, слыша, не понимаем; другое – слыша, понимаем, но не принимаем, что также необъяснимо. Может, первое непонятно потому, что второе пренебрегается нами?
Понимание есть постижение, где сокровенный сердца человек (1 Пет. 3, 4). Ибо вере присуща интуиция, которая глубже разума. А когда душа верою тянется к вечному, то и непонятное делается близким, родным. Сердце понимает, что именно сказано, чувствует: в этих словах тайны будущего века, разрываются узы земных представлений и суждений. И смиряется с этим, как с само собой разумеющимся.--------------
14.
В жизни человека много таких понятий, которые словом выразить крайне затруднительно. И ещё больше таких ощущений, которые передать словом просто невозможно (одно дело – говорить о любви и совсем другое - любить). Между тем эти состояния души очень и очень важны, можно сказать, что ими мы прикасаемся к сути самой жизни.
Православие – духовно – нравственная ветвь христианства. Именно оно открывает возможность ощутить ту самую духовную жизнь, о которой проповедует. Потому-то о самом Православии говорить тоже трудно.
Сердцем воспринимаемые радость, красота, любовь – главные составляющие жизни человека, ибо опыт сердечного соприкосновения открывает душе Бога. Потому пока сознание человека «вертится в словах», он обречён на бесконечные поиски, так как природа рассудочных доводов подобна лабиринту, нигде и никогда не имеющему выхода.
Человеку нужно погрузиться в себя, в свою глубину, где нет треволнений суеты, где мысль привязана к сердцу, где тайна бытия ощутимее.--------------
15.
Странны, загадочны слова пророка, царя и друга Божия Давида: "Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей." (Пс. 21, 7). Что это он говорит? Кому он это говорит? Зачем он это говорит? И ему вторит замечательнейший из всех людей на земле, апостол Павел: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1, 15).
Простите, если они говорят это искренне (другого предположить нельзя), то кто тогда мы? И что нам делать? И как нам жить? Самые благодатные люди земли сравнивали себя с землёй. Если это сказано не для нас, то как это понять? А если не для нас, то для кого и зачем?
Наверное, наше благое размышление должно предполагать, что эти слова вырвались невольно, когда сошла на этих людей благодать Всесвятого Духа. Озарение Невечерним Светом дало им возможность увидеть такое, что всё земное и их самих повергло в прах:"... не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его." (1 Кор. 2, 9). Человек, наверное, есть то самое «ничто», из чего Бог создал «всё», и это «всё» - добра зело (Быт. 1, 31).
Нас не озаряет такая благодать, мы себя не видим, потому считаем себя людьми. А пророк Давид и апостол Павел повернулись к Богу лицом, и Фаворский Свет осветил их, высветил их человеческое несовершенство.
Тайна прозрения – это тайна вечной жизни, что раскрывается во времени в таком странном и неправдоподобном выражении. Приближение к Богу другим не бывает. Пророк Давид и апостол Павел увидели себя ничтожными относительно Бога. А мы мерим себя собой, своим неразумием, потому всё вечное, Божие, настоящее нам временами кажется нелепым.
Тайна смирения и тайна гордыни – это восход и закат жизни.-----------------
16.
Дальние звёзды влекут нашу мысль в Вечность… И Заповеди Божии, многие из них, - это далёкие, далёкие недостижимые звёзды, но только по ним мы находим дорогу к своей душе и потом – к Богу. Они – мост от времени к Вечности, от видимого к невидимому.
Заповеди Бога – это Его Любовь к нам, Его забота о насаждённом человеческом винограднике. Они предохраняют нас от бессмысленного блуждания по жизни.
Посильное исполнение Заповедей являет любовь человека к Богу.В возможном их исполнении проявляется в жизнь весь человек, а не одна его чувственная сторона, которая проливается в жизнь как бы сама собой. Как иконостас в церкви, закрывая, открывает, - так Заповеди, ограничивая, освобождают человека от хаоса страстей, облагораживают и его чувственную жизнь, ибо Христос есмь Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14, 6).
Заповеди – это порядок жизни, её строй, её гармоничное звучание. Это зов Бога, это как молоко матери для родившегося младенца. Конечно, бывает, вскармливают дитя и чем придётся, но ничто молока матери не заменит.
Человек живёт дорогой к Богу (время указует на это). Заповеди – верстовые столбы, при любой погоде указующие ему путь…-----------------
17.
В нашем положении постоянно согрешающих важно рассудительно относиться к Заповедям Бога.
Есть формальный подход к исполнению Заповедей и жизненный подход.
В чём заключается формальный подход? Внешнее, естественно, должно исполняться, но рассчитано оно на среднего человека, живущего в нормальных условиях, что для современной жизни нереально. Жизнь изобилует всякими искушениями, обстоятельствами повышенной сложности, потому формальный подход к Заповедям – это нежизненный, лицемерный, фарисейский подход. Иисус Христос разрушил такой подход словами: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27).
Всё – для человека и его спасения. И часто так бывает, что жизнь влечёт человека по бездорожью, где соблюдать правила дорожного движения просто невозможно, невозможно не запачкаться, невозможно не упасть. Но человек живёт, и Господь не хочет смерти грешника (Иез. 33, 11), потому-то необходимо применять Божий закон и к условиям бездорожья. Заповеди – идеал, общее направление, которого нужно держаться в своей жизни.
Почему Заповеди даны в идеале? Наверное, потому, что Заповеди – это дверь, за которой – Вечность. Они – предел земного движения, обозначение границы между временным и вечным. Они к нам пришли из Вечности с тем, чтобы увести нас в Вечность, они приглашают нас в другое бытие – из плоти в Дух. Потому так трудно соблюдать Заповеди, ибо это – иная жизнь. Заповеди нас «высиживают» для вечной жизни, они не дают нам успокоиться в нашем тёплом болоте. За это мы на них и сердимся.
Будьте святы, потому что Я свят, - говорил Спаситель (1 Пет. 1, 16). Святость – таинственная вещь, она открывается не многим. Но есть здесь какая-то связь с благоразумным разбойником, иначе как же он первый в рай попал (он никак не мог туда попасть, будучи нарушителем всех Заповедей) (см.: Лк. 23, 40-43).
Нужно Бога любить и совесть чтить, а остальное - как получится. Никто не волен родиться где и когда хочет, и никто не волен над обстоятельствами своей жизни. Но именно в них, по возможности, сохранить то, что Бог вложил в понятие святости, - главная задача Христианской жизни и главная её радость.------------------
18.
Господь дал заповедь помнить день субботний, чтобы святить его (Исх. 20, 8), и Сам её нарушал, когда на то была необходимость (см.: Мк. 2, 23-28).
Заповеди – это не какой-то непреложный абсолют, за который заходить нельзя. Исполнение их очень желательно, ибо жизнь тогда делается по-настоящему красивой. Но нет идеала, который сбылся бы на земле, все они – влекущие.
Бывают ситуации, когда Заповедь лучше нарушить или когда Заповедь нельзя не нарушить. Например, есть Заповедь не лжесвидетельствуй (Мф. 19, 18), но когда ты покрываешь грех своего брата, говоря, что «ничего не было», то это может быть проявлением милосердия: с кем чего не случается… Прав. Иосиф: узнав, что Мария беременна, хотел тайно Ее отпустить (Мф. 1, 20) (а по Заповедям её должны были побить камнями). И так во всех Заповедях. Нужна благожелательность, нужно понимание, нужна рассудительность, потому что жизнь шире всяких ограничений. Она – вечная радость свободных тварей. Заповеди – звёзды, правильно определяющие направление: сюда, к Богу, к Вечности, для всех и навсегда. Проходя вперёд (ну, пусть даже в грязной обуви), нужно только идти осторожно, сильно не топтать, не забывать о благоговении, ведь впереди – Вечная жизнь.
Нарушение Заповедей возможно, и даже бывает необходимо, но обязательно – в положительном наклонении: к милосердию, к пониманию, к состраданию… Иначе зачем дана человеку совесть? Послушать совесть – это посоветоваться с Богом.
Есть она, Совесть, - вечный совещательный голос вечной рассудительности нашей души. Да будет он благословен!
19. Евангелие озарено радостью вечного упования , а мы, с головой погрузившись в суету,
не слушаем и не слышим обращённых к нам животворящих слов.
Но если мы стараемся разрешить свои трудности средствами этого мира, то в нас нет упования на Бога.
И тогда мы ничего, кроме недоумения, страха, горестей, не видим. И унываем…
Сердце наше сжилось с мыслью, что благополучная жизнь, радость возможны только в благополучном мире,
потому главного понять не можем. Нам всем сейчас трудно, только по-разному. Бог нам говорит этими трудностями
о сегодняшнем времени что-то такое, что мы должны услышать. Но мы во что бы то ни стало хотим жить в мире с миром,
и чтобы Бог помогал нам в этом. Таким лукавством мы отстраняем Бога, любящего нас.
Сердце, отравленное лукавством, лишено возможности понимания происходящего, и потому нет покаяния.
Потому мы оправдываем себя, возлагая всю вину на жизнь.
Вот избавиться от такой двойственности и означает: повернуться лицом к Церкви.
И тогда дальше всё пойдёт как надо, всё начнёт меняться.
И слова Евангелия, которые сейчас мертвы для нас, оживут, и жизнь наша в Церкви тоже оживёт.
И тогда очень многие вопросы, на которые мы не находим ответов (на многие из них и нет ответов),
просто исчезнут, растворятся в нашей оживающей вере.
20. Познание Истины является как бы некой обязанностью человека, уважающего себя.
Это – поиски Бога, это – трудная работа разума и совести.
Но только в таком труде человек становится человеком.
Большинство людей хотят жить, не очень веруя в Бога, хотят «веровать в душе».
Но безразличие к Истине лишает человека духовного иммунитета, привлекает к нему безликую силу,
которая лучше нас знает цену нашей души и человеческого достоинства, без чего жизнь сводится
к простейшим формам: питание – развлечение.
А человек есть образ Божий (Быт. 1, 27), он рождён Богом с великим предназначением – наследовать Вечность.
Потому безразличие к добру и злу обойдётся ему очень дорого, ибо его душу (то есть жизнь) бесы повлекут
по страшному бездорожью. Его будут обманывать до полного изнеможения и в конце концов заставят
поклониться олицетворению зла – антихристу.
Тогда уразумеет человек цену своей души и проклянёт свою теплохладность.
Не случайны с горечью сказанные М.Ю.Лермонтовым слова: «К добру и злу постыдно равнодушны» .
(Строка из стихотворения «Дума».)
21. Что-то странное сегодня происходит: слова… слова… одни слова…
Порой очень правильные, очень умные, очень важные.
Никогда в истории не говорилось и не писалось столько слов.
И странность не в том, что очень много слов, а в том, что как будто некто
внимательно следит за тем, чтобы слов было много, но среди них не было бы живых,
чтобы искренние и нужные слова ни в коем случае, ни под каким видом
не воплощались в жизнь.
Создаётся впечатление, что слова – это и есть жизнь.
Может, потому и жизнь у нас такая странная, ненастоящая – жизнь из одних слов или безжизненные слова.
Есть лживые слова. Но правильные, искренние слова, не воплощённые в жизнь, - это тоже ложь:
Вот-вот… сейчас… и ничего нет…
Всё так остаётся, будто никто никогда никаких слов не говорил.
И ещё более странно то, что мы не перестаём им верить, снова и снова пьём мёртвую воду из одних слов.
Сколько трагических ошибок совершалось и совершается, ибо сегодня, как и вчера,
очень остро стоит вопрос перед каждым человеком: кому верить?
Это очень серьёзный вопрос, ибо с ответа на него начинается сознательная жизнь личности.
Наше святое Православие говорит, что Единственный, Достойный настоящей веры,
всецелого доверия – Спаситель мира Христос, для всех людей и во все времена,
что подтверждено опытом веков. Его Слову только и можно верить, на Него только
и можно уповать. И верить только тем, кто верит в Него. Сколько было других упований,
и все они оказались обманом. Как можно верить людям, которые не верят в Бога?
За то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Фес. 2, 10-11).
Они сами верят лжи и ведут за собой тех, кто верит им.
Но может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39).
22. Думается, что самый верный способ искать ответы на жизнью поставленные вопросы
– это вникать в историю, данную в Священном Писании, Священном Предании,
во Вселенскую историю во всех её составляющих.
Всякие рассуждения о намерениях, при всех своих «правильностях» и «неправильностях»
всегда далеки от реально происходящего и не должны привлекать особого внимания человека,
верующего в Бога. Они-то, реально происходящие события, и открывают нам самую суть.
Нужно только внимательно сопоставлять то, о чём говорят, с тем, что делают.
В прошедших событиях всегда можно найти параллели сегодняшним.
И когда человек внимательно соотносит одно с другим, он может получить ответы на вопросы
как в плане личной жизни, так и общественной. История говорит так много и так убедительно,
что ошибиться в оценках происходящего невозможно, ибо в ней освещается не только
происходящее сегодня, но и открывается будущее, подтверждённое свершившимся вчера.
Даже для тех, кто видеть не хочет и не верует, а всё только мечтает,
есть очень поучительные примеры из нашей родной истории.
23. Вот – я, я весь – случайность: не знаю, откуда пришёл в случайный мир,
и Бог сохраняет меня в этом случайном мире уже много лет
в самых случайных обстоятельствах, и я живу уверенностью,
что и дальше так будет до какого-то, ни мне и никому не известного часа…
Но эта моя уверенность не уверена в себе, в неё прокладываются всякого рода опасения, страхи,
и потому я молюсь Богу, чтобы эти страхи исчезли, не смущали моё сердце.
Молясь, я ищу мыслью моего сердца тот источник, из которого «вытек»,
ибо Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 123, 8).
24. Всё в этом мире и всё в моей жизни до такой степени зависит от случайного,
что никакой ум не в состоянии всё предвидеть, и даже наоборот: чем я умней,
тем шире предо мной открывается горизонт непредвиденностей
и тем острее я переживаю за себя, за своё дело и за многое другое.
Разум пытается сделать всё, что возможно, и … убеждает моё сердце искать себя в молитве
как единственном средстве восполнения уверенности при любых обстоятельствах.
В молитве к Богу, от Кого зависят все случайности и всякое их устранение.
Ведь Бог сохранял мою жизнь столько лет в чрезвычайно случайных обстоятельствах – к Нему и молитва, на Него и надежда.
Вера в Бога и потребность в молитве присуща всем. Но если я не хочу верить в Бога, значит,
буду верить в какую-нибудь нелепость вроде «веры в себя».
Странно, я ведь случаен, в случайном мире, при полной зависимости от случайностей и вдруг – вера в себя?
Откуда такая нелепость? От гордости. Гордость – самая великая и самая досадная глупость в этом мире.
Разум требует веры в Бога, а молитвой я утверждаю себя в вере,
и в уповании на Бога нахожу своё место в Божественных судьбах.
Поделиться32019-02-21 09:48:05
из книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня". Глава "Мысли вслух")
25. Господь любит человека и ради спасения воспитывает его, часто скорбями:
кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3, 12).
Сложность самой жизни, особенно в индивидуальном её проявлении при индивидуальных обстоятельствах,
бесконечно превосходит возможность объяснить её. А так хочется… Особенно сегодня, глядя на то,
что происходит в Отечестве нашем. Сейчас над Россией навис международный приговор как над страшной
грешницей, и по границам стоят с камнями, чтобы наказать её. И внутри самой России идёт несмолкающий
разговор о великости её грехов перед всем миром.
А моя Россия состоит из мальчишек и девчонок, которых затащили в страшные грехи обманом и подлостью.
И соучастники этих обманов – «отцы народа», да и «святые отцы» тоже. Все те, кто должны оберегать детей,
как свою жизнь.
Всякий человек ткёт свою Вечность. Что он сеет, то и пожнет (Гал. 6, 7), пожнёт не что иное, - только то, что сеет.
Все мы проходим через свои искушения. И никакие страдания не бессмысленны, не приходят просто так,
ибо всё совершается в поле Божиего зрения. Мы не должны отчаиваться, ведь Христос предупредил, что придёт
такое трудное время (см.: Мф. 24, 4-24). Достойно пережить его – и есть слава Божия.
И слава тех, кто это сможет.
26. Время – загадочное явление. Оно течёт… И течение его ни от чего, кроме как от Бога, не зависит.
Оно влечёт нас через различные обстоятельства, которые от нас тоже не зависят, а вот мы от них зависим, и очень…
Несомненно, сегодняшнее нечестие и сверхъестественные соблазны – как проливной дождь,
постоянно идущий (потопный дождь). И он ведь промочит всех – некуда от него спрятаться.
Как же нам быть? А как быть тем, кто родился и вырос под таким дождём? Ведь дождь этот – гибельный.
Гибельный и для тела, и для души. Легко быть хорошим, когда вокруг много хороших, а вот как быть,
когда всё не так?
Боль сердца, совесть вопиют к Богу о помощи, о снисхождении. По человеческому рассуждению,
спрос без учёта обстоятельств несправедлив, должны быть «льготы». И они, наверное, будут:
всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21). Только призовёт…
Какие-то ниши приоткроются в строгом Законе Господнем. Это важно нам помнить,
ибо это даёт какую-то надежду попавшим под проливной дождь. Бог, Благий и Человеколюбец,
будет судить не только по праведности, но и по милости: кого миловать… помилую; кого жалеть… пожалею (Рим. 9, 15).
Дни эти особенные, и потому, наверное, как-то по-особенному будет строится ответственность.
Блаженны, кому Господь не вменит греха. И, конечно же, это будут те, которые приложат все силы к тому,
чтобы остаться людьми, будут стремиться к спасению.
Но сегодняшнее время знаменательно тем, что многие не хотят быть людьми
– это тяжело, скучно, несовременно. Оправдывая себя, они говорят: «Время такое, ничего не поделаешь».
А ведь есть в этом правда, ибо всё трудное вообще сегодня стало ещё труднее.
По-видимому, когда это «трудное» станет невозможным (а дело идёт к тому),
тогда и совершится Второе Пришествие Христа.
Границы «невозможности» сужаются, это всё ощутимей…
Однако, всегда во всех таких рассуждениях важно помнить: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).
27. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже (Еккл. 1, 9-10).
«Новый мировой порядок»… Бог создал мир и утвердил в нём всесовершенный порядок.
Порядок во всём, до мелочей.
И надо полагать, логично полагать, что этот порядок необходим для жизни как отдельного человека,
так и всех людей. Этот абсолютный порядок Бог также вложил в разум и совесть каждого человека,
и ничего превосходней его в поднебесной не существует.
Жизнь по совести и есть настоящая человеческая жизнь.
Это такая полнота, что ничего больше и не нужно…
Мы сами-то к ней, к совести, как бы приложение.
И сытость, и безопасность – понятия относительной ценности
(в настоящем смысле они могут быть только от Бога).
Когда тебя лишают человеческого достоинства
(именно это предусмотрено хартией «Нового мирового порядка»),
то и сам есть не захочешь, а, может, даже и жить.
«Новый мировой порядок» - это лишь очередная попытка мироустройства без Бога, без Христа.
Это очередной (похоже, последний) бунт против Бога и Его святых законов, сохраняющих жизнь
в её самом лучшем из возможных вариантов. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе
на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 2).
И ничего в этом нового нет.
28. Сегодняшние серьёзные, непривычно негативные перемены в нашей жизни становятся необратимыми.
Естественно, что всё это промыслительно, потому и в них необходимо усмотреть положительные моменты.
В чём же они?
Для нравственного самосознания верующего человека как бы закрываются все дороги…
Кроме одной – к Богу.
Ибо смысл жизни человеческой заключён в том, чтобы найти Бога.
А нам очень хочется жить по-прежнему, бездумно, беззаботно, что становится невозможным.
И мы унываем оттого, что всё труднее совместить веру в Бога с «радостями цивилизованной жизни».
Господь закрывает все дороги, помогая нам не ошибиться, и делает Он это именно тогда,
когда жизнь в «цивилизованном мире» становится всё более призрачной,
а радость в человеческом её измерении – мизерной.
Многообразные проблемы необратимого характера обступили и людей, желающих жить без Бога,
что делает ещё более убедительным благое о людях своих Божие усмотрение.
Важно, очень важно решить принципиальные вопросы жизни, и всё сейчас тому содействует.
Так в чём же печаль наша? Да в том, что вера наша не верна Богу, она прелюбодействует с миром,
и потому «поражена в правах».
Поделиться42019-02-21 11:05:16
26. Время – загадочное явление. Оно течёт…
...
Боль сердца, совесть вопиют к Богу о помощи, о снисхождении.
По человеческому рассуждению, спрос без учёта обстоятельств несправедлив, должны быть «льготы».
И они, наверное, будут: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21). Только призовёт…
Какие-то ниши приоткроются в строгом Законе Господнем.
Замечательные слова. Во-первых, давайте помнить что наш Бог справедлив и в этом наше Спасение,
а во-вторых послушайте. Я был поражен когда прочел, ибо никогда не задумывался над этим. Ни разу в жизни.
Это и к вопросу о милости, и о грехе осуждения. Обо многом. Прочтите, обязательно!
И кто еще не добрался до Исповеди и Причастия - бегите, идите, ползите, плывите (как говорит Вика), но поспешите в храмы!
О каком спасении России можно рассуждать и на что надеяться, когда леность и праздность мешают совершить самое важное!
Поэтому, прочтите и бегите. Тем, кто уже в храмах трудно без вас.........
"В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе.
Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала:
возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того
и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас
с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места,
где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев
с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней.
Видите ли тайну Божию?Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием,
наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании
святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза
научить её, как не погублению души своей?Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе?
Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола.
Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно!
Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду,
хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это?
Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих;
другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго,
но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого,
как Ему единому известно. Действительно случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело,
которое угодно Богу более всей жизни: а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою.
Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил
крови своей прежде согрешения; теперь согрешение его является пред Богом, как бы дело правды?
Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его.
А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою.
Почему ты знаешь, сколько слёз он пролил о сём пред Богом?Ты видел грех, а покаяния его не видел."
преподобный авва Дорофей
Душеполезные поучения и послания
https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dush … oslanija/1
Поделиться52019-03-23 09:20:08
(из книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня". Глава "Мысли вслух")
29. Воскрешение четырёхдневного Лазаря преубедительно, ибо покойник смердел…
Но люди всё равно не поверили (см.: Ин. 11, 1-44; 12, 37-40).
Не поверили, что Иисус Христос – Бог, потому что не хотели такого Бога…
Им нужен был другой, свой, гордый бог, бог их представлений, «бог во имя своё».
Они его сочиняли и измеряли собою, своими понятиями.
Бесконечное множество человеческих страстей породило столько искажений относительно суждений о Боге,
что людям стало не под силу услышать Правду, Истину о Нём. «Они» - тогда, это «мы» - сегодня.
Вот почему Он взошёл на Крест. Крест Господень – предел беспредельного самоотречения как путь к Вечности, к Богу.
Крестом для человека исчерпываются и любовь, и свобода, ибо любое самоотречение – это начало любви,
то есть прорастание в Вечность. Способностью к самоотречению в полной мере определяется суть человека
и безошибочно предопределяется его вечная судьба, причём им самим, его отношением ко Христу и к Его Кресту.
Крест Христов – это «Солнце правды» . Это вечная жизнь в любви, в том её качестве, которое предполагает всё во всём.
Поделиться62019-03-23 09:27:46
(из книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня". Глава "Мысли вслух")
30. Тревожное время – время замечательное, с точки зрения высшего смысла.
Оно, как гроза, очищающая воздух. Это время, когда мы просыпаемся
от бесконечных своих увлечений, сеющих забвение нашего человеческого призвания.
Время это приходит, как погода, и на него, как на погоду, мы повлиять не можем.
А вот за состояние своей души мы всегда в ответе, и потому в сегодняшнее тревожное время
не обстоятельства должны поглощать наше внимание, а забота о совести. В этом соль и смысл жизни.
Совесть – абсолютная ценность, она – «мерила величия человека» . Ничего важнее, ничего нужнее совести в мире нет.
Бог нас будет судить с её голоса. Сегодняшние события и должны помогать нам налаживать отношения с совестью.
В заботе о совести угаснут наша страсти и страхи, утвердится наш разум, успокоится наше сердце, что поможет нам
с окрепшей верою войти в исполнение непреложных Божественных судеб.
31. Сегодняшняя нравственная катастрофа – она не только в России происходит, мир со всех сторон идёт к своему концу.
Мы – христиане последних времён, вся Небесная Церковь сосредоточила внимание на нас – последних,
за которыми закрывается завеса времени: и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все,
что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет (Откр. 10, 6).
Христиане последних времён – пожелтевшие, поблекшие листья, ветром времени раздуваемые над пропастью последних искушений.
Всё в мире устало от мрака грехов – всё тянется к чистоте Света; всё износилось от фальши и лжи – всё чает великого очищения.
Миру предстоит обновиться. Нам бы не затеряться в этом смятении стихий и событий.
Апокалипсис – это высшая степень торжества жизненной правды, очищающей землю от всякой лжи и фальши.
Нам не хватает такого понимания, потому необходимо учиться (срочно учиться) не цепляться за то, что обречено.
Наша вера, вера православных христиан – самое непостижимое из всех непостижимостей. Она – невидимая сила,
реальнее которой ничего в мире нет. Эта вера, живущая в наших сердцах, - вернейший залог благополучного преодоления
всех искушений и обретения Бога.
Поделиться72019-10-04 19:40:55
(из книги прот.Иоанна Гончарова "Православие сегодня". Глава "Мысли вслух")
( https://www.youtube.com/channel/UC5GduZ … QUV4AaABCQ )
57. Православие – это упорядоченность, управляемость в стихии жизни,
это высшая её разумность, претворяющая жизнь, появившуюся во времени, в Вечность.
Это высший творческий акт Бога – Любовию Креста претворять временное в вечное.
И этот творческий акт не бывает безболезненным. Но и безрадостным он не бывает.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь… но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости,
потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21).
Мы все, живущие на земле, носим во чреве своей жизни Вечность.
Православие – благополучный выход в Вечность. Православие – это союз человека с Вечным Богом.
Поручителем, гарантом этого вечного союза является Христос и Его Святой Крест.
Что на сегодня главное? Сохранение Православия и спасение России.
Спасать нужно то, что зависит от нас, за что мы отвечаем непосредственно.
Думается, сегодня нужно обратиться к своей душе, сосредоточиться на ней.
В действительной жизни всё по-настоящему значимое заключено в зародыше искреннего покаяния,
что и есть забота о своей душе. Без такого личного лечения мы не поймём того, что необходимо сегодня понять.
Все силы души необходимо сосредоточить на себе, на своём. Всё другое – обман.
Только через себя мы можем выйти на что-то полезное, если оно в планах Господних.
И тогда как бы сама собой, без нашего, казалось бы, активного внешнего вмешательства,
возродится дорогая нам Россия и сохранится наше Православие, которое есть душа русского человека.