Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Дыхание жизни: О Молитве.


Дыхание жизни: О Молитве.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Духовная жизнь во многом – это искусство молитвы.

Святые отцы называли молитву дыханием жизни, нервами души,
золотым дождем, льющимся в душу человека, неиссякаемым источником благодати,
небесным сокровищем, которое человек всегда имеет при себе.

Молитва – это ключ, открывающий врата Небесного Иерусалима.
Молитва – это лествица, по которой душа восходит от земли к престолу Божию.
Молитва – вечный, нетленный, неугасимый небесный свет, который видит сердце человека.
Молитва – воскресение человеческой души прежде воскресения тела.
Молитва – крылья души: без нее душа в своих помыслах и страстях ползает, как червь, по земле.
Молитва – это озарение бездны нашей души небесным светом.
Молитва – постоянное пребывание с Богом, неоскудевающий родник светлой радости.
Молитва – предчувствие и преддверие рая.

Человек создан для вечности: его истинная родина, его отчий дом – это небо.
Здесь, на земле, он изгнанник и странник. Когда человек забывает о своем
предназначении, когда ему кажется, что его жизнь – это только краткий путь
от рождения до смерти, от колыбели до могилы, тогда он становится самым
несчастным существом на земле.

Молитва – это воспоминание о потерянном рае, это обращенность души к Богу.
Для молитвы нет времени и расстояния. Если на слова молитвы откликнулось сердце,
то их услышало все небо. Если слова молитвы излились из глубины души, то они достигли Господа.

+2

2

Для православного монашества характерно учение об Иисусовой молитве;
вернее, это заповедь для всех христиан, но монашество было тем садом,
где дивные, благоухающие цветы этой молитвы цвели особенно пышно.

Иисусова молитва называется по-разному: памятью Божией, духовной песнью,
любовью Божией, сердечным безмолвием – в зависимости от степени молитвы.

Начинается она как память, затем переходит в таинственную песнь,
которую дух поет день и ночь Богу, а затем вводит человека в безмолвие и любовь.

Для Иисусовой молитвы нужен труд. Наше сердце от грехов и страстей превратилось в камень.
Нужно долбить скалу, чтобы найти источник. Проходят годы; человеку кажется, что труд его
бесплоден, что он оставлен Богом, но это не так: в человеке происходит беспрерывное,
но незаметное изменение, подобное росту его тела. На каждую Иисусову молитву Бог неслышно
отвечает сердцу: «Я с тобой!». Некоторые, прочитав учение отцов об Иисусовой молитве, хотят
сразу пережить их состояния, но эти руководства написаны преимущественно для пустынников
и аскетов, а наше сердце похоже на грязное болото. Иисусова молитва – ручеек, втекающий
в это болото, но сколько времени нужно для того, чтобы его струи вытеснили, вымыли всю грязь
и сделали воду прозрачной! К тому же в это болото непрестанно попадают стоки и выбросы
наших грехов и страстей – того, что проникает в сердце, особенно через зрение и слух.
Постепенно очищаются глубины нашего подсознания, тайники человеческого сердца; иногда
благодать касается души, как бы показывая, что ожидает ее впереди, и скрывается снова.
Человек переживает то помощь Божию, то богооставленность, то краткие просветы радости,
то мучительные периоды бессилия и скорби. Благодать Божия скрывает этот путь от нас самих,
чтобы мы не впали в гордыню, и только после пробуждения духа человек познаёт в молитве,
как сладок рай и как благ Господь.

Святые отцы советуют вначале произносить Иисусову молитву устно, но негромко, полушепотом,
вслух самому себе: громкий голос рассеивает мысли, и только при особенно сильном восстании
страстей допустимо громко произносить, как бы кричать молитву, чтобы заглушить змеиную песнь
сладострастия и гнева. Иисусову молитву надо произносить в темпе обыкновенной беседы,
не слишком быстро, когда ум отключается от слов, и не слишком медленно, когда ум начинает
дремать в них. Затем человек по временам переходит к безгласной молитве, стараясь внутренне
четко произносить ее слова, причем отцы рекомендуют несколько сдерживать дыхание, то есть
делать его поверхностным и редким: это помогает сосредоточению мысли. Мы можем проследить
на себе, что концентрация внимания связана с задержкой дыхания. Однако возможна ошибка
в следующем: человек, набирая воздух до отказа, делает затем долгие паузы, напрягая все силы,
чтобы не выдохнуть его. Некоторым людям, поступавшим так, удавалось иногда мысленно
произносить до десяти, даже до пятнадцати молитв после глубокого вдоха, но следствием подобной
практики нередко оказывалась болезнь – расширение (эмфизема) легких и гипертония.
Отцы советуют противоположное – употреблять при дыхании малое количество воздуха,
как пищу во время поста.

Древние подвижники связывали слова Иисусовой молитвы с дыханием. Этот способ употребляют
и некоторые современные нам монахи. Жизнь человеческого организма протекает в определенных ритмах,
и когда молитва соединяется с этими ритмами, они способствуют ей. Это не механический процесс,
который умерщвляет дух, а нечто другое, похожее на поддержку дружеской руки, помогающей человеку,
идущему по крутой горной тропе.

Человек – уникальный, неповторимый индивидуум, поэтому и путь Иисусовой молитвы у каждого свой,
неповторимый. Молитва – дар Божий, поэтому надо молиться Богу о ниспослании этого дара.
Это, быть может, самый лучший и безопасный способ достигнуть молитвы:
просить ее у Бога как великой милости.

Иисусову молитву нельзя противопоставить другим видам молитвы, например Псалтири:
все они берут начало от одного источника – Духа Святаго. Псалтирь и каноны помогают,
особенно вначале, Иисусовой молитве; сразу перейти только к одной Иисусовой молитве
так же трудно, как перейти от привычной пищи к хлебу и воде, которыми питаются аскеты.
Наш ум по привычке требует разнообразия; даже в поле молитвы лишь постепенно он
переходит от широты познания к глубине. Постоянно держать ум в напряжении – это,
по слову Антония Великого, то же, что держать все время тетиву лука натянутой. На вопрос,
что избрать – Иисусову молитву или Псалтирь, преподобный Варсануфий Великий отвечал:
«И одно делать, и другое не оставлять». Причем постепенно все больше времени и места
в душе отдавать для Иисусовой молитвы.

Преподобный Иоанн Лествичник считает память о смерти необходимой для молитвы.
Надо спрашивать себя: «Кто ты, зачем пришел сюда, когда и куда уйдешь ты отсюда?».
Иоанн Лествичник пишет: «Некоторые говорят, что молитва лучше, нежели память о смерти,
я же воспеваю два существа в одном лице».

архимандрит Рафаил (Карелин)
Дыхание жизни. О молитве.
https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karel … o-molitve/

+2

3

http://s8.uploads.ru/vFsn9.jpg

«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот,
кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой,
восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

«Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого
с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

( преподобный Серафим Вырицкий )

+3

4

http://s5.uploads.ru/t/w0joc.png

( преп. Макарий, старец оптинский, из писем )

+4

5

Старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) об Иисусовой молитве

Фрагмент из интервью со старцем:

"... Когда обратимся к Нему с сердцем - и вот нам - помощь сразу.
Нужно упражняться. И молитва - тоже упражнение.
Когда человек постоянно творит молитву, это само собой
переходит в навык, и тогда творит ее по навыку, молитву.

А когда повторяем слова, приходит чувство, о котором пишут святые отцы,
творившие умную молитву, многие святые отцы.
Если постоянно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы.
Также и с молитвой. Многие вначале получили "бесплатную" Благодать.

И все они, кто обращаются от сердца к Господу умной молитвой,
- она в свое время становится постоянной, она в тебе сама идет... молитва...

И от этого такая радость и некий мир, кои не от сего мира.
И те мир и тишину, что получаешь... - потом опять теряешь
А благодатная молитва - она несказанная радость... да...

Святые отцы говорят об Иисусовой молитве, что всякому нужно упражняться в ней.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.
Если будем упражняться в ней ежедневно, сами на себе чувствуем Благодать Божию.

Когда она начнет совершаться сама, без твоей воли и желания,
и придет в навык, когда ее произносишь, то - невероятная Божественная сила с нами.
И чувствуешь мир и радость.
Радость несказанную, и сам изумляешься, что это такое... все тебе мило, все хорошо.
На что ни посмотришь - все святое.
Все, до чего ни дотронешься - все святое.

И это - Божественная Благодать, которая дается человеку.
Это не зависит ни от нашей воли, ни от наших желаний, ни от чего.
Она сама собой идет... как некий двигатель, без остановки.
Человек живет, а у него непрестанно радость неописуемая.
Радуется... что бы не увидел, - все в радость.

Как вот преподобный Серафим Саровский, он всем,
кого видел, - говорил: "Радость моя!"
И от непрестанной божественной благодати радуется,
когда видит божественную силу во всякой душе,
без разницы - в детстве ли, или в старости.
И для него это - божественная энергия и невероятная радость..."

+6

6

Для укрепления веры -
свидетельство о клинической смерти и помощи Божией,
о том как боятся бесы молитвы Отче Наш.

0

7

ЧЕТВЕРГ, 28 ОКТЯБРЯ 2021 Г.
Старец Иосиф Ватопедский: Умная молитва и. верующие в миру.

Постоянно возникает вопрос: возможно ли для тех, кто живёт в миру, заниматься умной молитвой?

Вопрошающим отвечаем утвердительно. Да. Чтобы была понятна всем, интересующимся умной молитвой, и тем, кто ещё не знает о ней, причина нашего побудительного слова к занятию ею, дадим краткие пояснения по этому вопросу, дабы ни у кого не возникало недоумений от различных её определений и толкований.

В общем и целом, молитва — это единственное обязательное и необходимое делание и добродетель для всех разумных существ, постигаемых при помощи чувств и при помощи ума, человеков и ангелов, и потому подобает нам совершать это делание непрестанно.

Молитва не различается догматически по видам и способам, но, согласно Святым Отцам, каждый вид и способ молитвы имеет великую пользу для души, если только не будет примешано к нему какое-нибудь диавольское прельщение или воздействие.

Цель этого вседобродетельного делания — обратить и удерживать ум человека в Боге.

Именно для этой цели наши Святые Отцы изобрели способы, облегчающие и упрощающие молитвенное делание, чтобы ум легче и увереннее обращался и пребывал в Боге.

В совершении прочих добродетелей участвуют и другие части тела, и органы чувств человека, в то время как в блаженной молитве всецело действует один только ум, а следовательно, необходимо много старания для его побуждения и удержания, чтобы молитва стала плодоносной и приятной Богу.

Наши святейшие Отцы, которые возлюбили Бога всем своим существом, имели главной своей заботой достижение единения с Господом и непрестанного с Ним пребывания, а потому обращали всё своё усердие на молитву как на наиболее действенное средство.

Мы не будем говорить сегодня о прочих способах молитвы, известных и обычных почти для всех христиан, но заострим внимание только на так называемой «умной молитве», о которой нас постоянно спрашивают.

Эта тема интересует благочестивую полноту верующих, поскольку она почти неизвестна и зачастую толкуется неправильно, и описывается скорее как что-то невероятное.

О способе совершения и о плодах этой боготворящей добродетели, от очищения и до святости, к которой она и приводит, пусть нам расскажут в точности сами Святые Отцы.

Только о том поведаем мы, убогие, что способно просветить и наставить братьев наших, живущих в миру: каким образом необходимо заниматься ею.

Святые Отцы назвали её «умным деланием», т. к. она совершается умом, но именуют её и «трезвением», что означает почти одно и то же.

Наши Святые Отцы определяют ум как некое свободное и пытливое существо, которое не терпит ограничений и не сильно склоняется к тому, чего сам он не может постичь.

Поэтому, во-первых, они избрали простую и немногословную форму молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», чтобы не требовалось большого усилия ума удерживать пространное молитвословие, а во-вторых, обратили ум внутрь, в центр нашего разумного бытия, где он, пребывая недвижимым, наедине с одной только мыслью — божественным призыванием сладчайшего имени Господа нашего Иисуса, смог бы как можно скорее почувствовать божественное утешение.

Невозможно, согласно Святым Отцам, чтобы нас не услышал постоянно призываемый нами Всеблагой Владыка — Тот, Кто так сильно желает спасения человека.

Поскольку всякая добродетель, которую мы стремимся достичь, по своей природе такова, что требует применения вспомогательных средств, то и это священное делание, по Святым Отцам, также нуждается в соблюдении необходимых условий: некоторое безмолвие, отрешение от забот, уклонение от узнавания и обсуждения происходящих событий, от попечений вроде «дай-возьми», всемерное воздержание и из этого вытекающая общая молчаливость.

После всего этого, не думаю, что твёрдая непрерывность и навыкание молитве будут чем-то недостижимым для благоговейных радетелей сего священнейшего делания.

Добрый навык совершать в одно и то же время суток всегда примерно одинаковое — будет хорошим началом для этого.

Мы особенно выделяем настойчивость как самую необходимую составляющую молитвы, на что справедливо указывается и божественным Павлом: «В молитве будьте постоянны с настойчивостью» (Рим. 12, 12).

Еще более, чем другие добродетели, молитва требует усердия на протяжении всей нашей жизни, и поэтому повторяю для усердствующих, чтобы они не тяготились этим и не считали необходимость упорства неудачей в этом трезвенном делании.

Поначалу нужно произносить молитву шёпотом или чуть-чуть громче, когда сталкиваешься с внутренним натиском и противодействием.

Когда же это соделается добрым навыком, так что с лёгкостью будет удерживаться и произноситься молитва, то можно будет обратить её внутрь, при совершенном внешнем молчании.

В книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», в первой части, даётся хороший пример вхождения в молитвенное делание.

Таким образом, добрая настойчивость и усердие, всегда с одними и теми же словами молитвы, не переменяемыми часто, произведут добрый навык, а он впоследствии доставит обуздание ума, тогда же явится и присутствие благодати.

Как всякой добродетели соответствует какой-то определенный итог, так и молитва имеет плоды — очищение ума и просвещение, и приводит к высочайшему и совершенному благу — единению с Богом, т. е. к самому обо́жению.

Святые Отцы говорят также и следующее: надлежит человеку искать и домогаться встать на путь, вводящий во Град Божий, но если случится так, что он умрет, еще не успев достигнуть окончания пути по каким-либо причинам, Бог причтёт его к достигшим совершенства.

Выражаясь более ясно в отношении молитвы, я говорю, что подобает всем нам, христианам, подвизаться в молитве, особенно в так называемой односложной или умной молитве, и каких бы ты уровней в ней не достиг — получишь великую пользу.

Молящийся человек не предаётся подстерегающему его искушению, поскольку молитвенному деланию соприсутствует трезвение, сущность же сего делания — непрестанное моление. Бдящий и молящийся «не внидет в напасть» (Мф. 26, 41).

Также такой человек не подвергнется умопомрачению, при котором совершит какую-нибудь глупость или ошибку в суждении или принятии решения.

И не впадёт в леность и нерадение, которые являются причиной множества зол.

И не побеждается страстями и слабостями, хотя и сам немощен, а особенно — при встрече с соблазном. Напротив, возрастает его ревность и благоговение. Он становится усердным к творению добрых дел. Укореняется в кротости и непамятозлобии. Возрастает день ото дня у него и вера, и любовь ко Христу, и это побуждает его ко всем добродетелям.

Много у нас примеров наших современников, особенно молодых, которые благодаря доброму навыку молитвы были спасены от ужасных опасностей и падений в тяжкие грехи, или же от смертоносных бедствий.

Следовательно, умная молитва — долг каждого верующего, всякого возраста, сословия и состояния, вне зависимости от места, времени и занятий.

Молитвой приводится в действие Божественная благодать и она разрешает проблемы и искушения, которые окружают верующих, так что, по слову Писания, «всякий, кто призовёт имя Господне — спасётся» (Деян. 2, 21).

Нет здесь опасности впасть в прелесть, как проповедуют некоторые невежды, достаточно только, чтобы молитва совершалась просто и со смирением. Строго необходимо, чтобы при совершении молитвы не представлять в уме никаких образов, ни Владыки нашего Христа в каком бы то ни было виде, ни Госпожи Богородицы, ни какого-нибудь иного лица или изображения.

Опять же, посредством образов происходит внедрение помыслов и прельщения. Ум пусть будет заключен в слова молитвы, и со многим смирением пусть ожидает человек божественной милости.

Случающиеся фантазии, свет, движения, звуки и шумы — неприемлемы, будучи диавольскими уловками для препятствования и прельщения. Признаками пришествия благодати для новоначальных будет: радость духовная, радостотворные слёзы умиления или растворенный надеждой страх при воспоминании грехов к ещё большему печалованию и плачу.

При возрастании благодати рождается чувство любви ко Христу, тогда же исчезает совершенно и парение ума, и возгревается сердце в любви к Богу настолько, что кажется, большего уже вынести невозможно.

Кроме того, человек помышляет и желает остаться в таком состоянии, в котором сейчас находится, навсегда, и не хочет уже ничего другого видеть и слышать.

Всё это и различные иные формы восприятия и утешения являются предварительными для тех, кто стремится совершать и удерживать молитву, насколько это возможно, делая всё от них зависящее.

Думаю, что этого уровня, довольно простого, может достигнуть всякий крещёный человек, живущий православно, и пребывать в такой духовной радости и веселии, имея в то же время и божественный покров, и помощь во всех своих делах и предприятиях.

Снова повторю своё увещевание для тех, кто любит Бога и стремится ко спасению, чтобы они не медлили испытать это доброе делание и обычай, потому что они впоследствии не смогут найти слов, чтобы выразить свою благодарность Богу за великую благодать и милость, которая даруется тем, кто хоть немного подвизался на этом поприще.

Всё это я говорю, чтобы придать им мужества, чтобы не колебались и не малодушествовали, когда встретят неизбежное малое сопротивление и утомление.

У современных старцев, которых мы знали, в миру было много учеников, мужчин и женщин, семейных и безбрачных, которые достигли не только начального уровня, но и ещё более преуспели, по благодати и милосердию Христа нашего: «Яко удобно есть пред очима Господнима внезапу обогатити нищаго» (Сир. 11, 21).

Я думаю, что в нынешней суматохе, когда так много смятения, отрицания и неверия, нет более простого и легкого и практически для всех достижимого духовного делания, имеющего такое множество преимуществ и столь плодоносного, чем эта скромная молитва.

Подобает всякому, сидит ли кто или движется, работает или даже лежит и отдыхает в постели, и вообще, где бы он не находился, — всегда и везде творить малую эту молитву, которая заключает в себе и веру, и исповедание, и призывание, и надежду; и с таким небольшим усилием и с таким малым трудом сможет он в совершенстве исполнять всеобщую заповедь «непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17).

К какому бы слову наших Святых Отцов мы не обратились, или даже к чудесным их житиям, — мы, пожалуй, не встретим никакую другую добродетель, которая бы восхвалялась столь много и совершалась с такой ревностью и упорством, представляя собой сильнейшее средство преуспеяния во Христе.

Мы не ставим перед собой цель прославить или описать эту царицу добродетелей, ибо что бы мы ни сказали, мы, скорее всего, только умалим её.

Наша цель — подвигнуть и воодушевить каждого верующего на молитвенное делание, и тогда каждый познает на собственном опыте, как мало мы рассказали.

Поспешите все сомневающиеся, отчаявшиеся, скорбящие, пребывающие в неведении, страдающие маловерием и обдержимые многообразными испытаниями, навстречу утешению и решению своих проблем.

Сладчайший наш Иисус Христос, Жизнь наша, возвещает нам, что без Него мы не можем «творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

Так вот, призывая Его постоянно, мы никогда не останемся одни и, следовательно, все сможем о укрепляющем нас Господе Иисусе — и теперь, и в будущем.

Вот оно, правильное значение и исполнение важных слов Священного Писания: «Призови мя в день скорби, и избавлю тя, и прославиши мя» (Пс. 49, 15).

А мы не только «в день скорби», но всегда будем призывать всесвятое Его имя, чтобы просвещался наш ум и не впадали мы в искушения.

И если кто пожелает подняться выше, куда повлечёт его всесвятая благодать, он минует эту начальную ступень и «будет сказано» ему и о Том, когда достигнет он той таинственной области.

В заключение повторим наше увещевание или, скорее, ободрение всем верующим, что они могут и должны заниматься молитвой «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», так называемой «умной молитвой», с уверенностью в том, что получат великую пользу, в какую бы меру они ни пришли.

Память смертная и смиренное мудрование, вместе со всеми прочими вспомогательными средствами приближают духовное преуспеяние по благодати Христа, Господа нашего, в призывании Которого и должна заключаться цель этого благого занятия. Аминь.

Журнал «Святогорское свидетельство»,

издание монастыря Ксиропотам,

выпуск № 8–9, июнь-ноябрь 1990 г.

Источник: https://xristianos.gr/i-noera-proseuxi- … opaidinos/

@«Трость Скорописца», 2021 г.
http://myrophoros.blogspot.com/2021/10/ … st_28.html

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Дыхание жизни: О Молитве.