Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)


Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)

Сообщений 31 страница 48 из 48

31

"Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам"
(проповедь прот.Иоанна Гончарова)

     В Евангелии Христос, научая народы, говорил: «От смоковицы возьмите подобие...» (Мф. 24, 32).
То есть, на примере простого, наглядного Он объяснял понятия надмирные, как бы подобием проясняя их.
Эти откровения не позволяют разуму уклоняться во всякие лукавые рассуждения, им просто нет места.
Но мир всегда предлагает нам искушения. Евангелие предупреждает: «Горе миру от соблазнов,
ибо надобно придти соблазнам...» (Мф. 18,7). Ими и проверяется, и укрепляется наша вера в Евангельскую Истину,
открывается суть человеческого естества.

      Человеку свойственно свою душу, то есть свою веру, надежду, любовь, соединять с тем,
что он преимущественно выбирает главным в жизни. Вот мы, православные христиане, выбираем веру в Господа
нашего Иисуса Христа. Кто имеет эту веру, обеспокоен прежде тем, как ее сохранить, и, если возможно,
то сохранить так, чтобы она радовала и укрепляла душу. Так бывает, когда человек главное находит.
А жизнь испытывает, насколько искренен наш выбор, действительно ли со Христом наше сердце?
Это испытание совершается в каждом дне, в каждом часе, и мы постоянно даем ответ на главный вопрос
нашей жизни: является ли вера для нас истинным сокровищем?

      Да, мы говорим, или подразумеваем, что наше сокровище - вера наша. Но жизнью своей показываем,
что нет в нас постоянства, и мы в вере, как пшеница в решете. Да, этот выбор - самый трудный, ибо нельзя
в нем ошибиться. И мы как бы устаем, ищем, где и в чем отдохнуть. Так, может быть, впечатление, что Христос
- сокровище наше, на самом деле только j прикрытие настоящего сокровища, сокрытого в страстях нашей любви к себе?

      В наркотическом опьянении «миром» легко совершаются многоразличные подмены.
Но существует тест на распознание истинного и предполагаемого. И есть пример того,
как должно заботиться о своем сокровище.

      Вот люди, которые уверовали в мамону, и смыслом своей жизни полагают насыщение благами мира сего.
Какую необыкновенную энергию, находчивость и выдержку они проявляют, впадают в аскетизм, ничем так
не дорожат, как деньгами. С их точки зрения, это есть искреннее поклонение своему богу, многие по-настоящему
молятся ему, особенно, когда на горизонте «светят» большие деньги.

А как они берегут свое сокровище: с риском для жизни добывают деньги и так же с риском для жизни берегут
и приумножают их. А сколько настоящих мучеников явила эта «религия» в прямом и переносном смысле.

        Какой поразительный пример: из-за преходящих надежд, какими являются деньги, люди рискуют
жизнью временной и вечной. А мы, ничем подобным в явлении своей веры не рискуя, способны ли хоть малым поступиться?

И это нам, православным, с одной стороны — удивительный жизненный пример, с другой - какой глубинный укор...
Если бы те, кто имеет деньги, относились бы к ним, как мы относимся к своей вере, то никаких денег у них не было бы,
они были бы расхищены, ибо многие хотят иметь деньги. Но эти люди только тем и заняты, что ищут их и тщательно охраняют.

Вера наша в Бога в отличие от веры в деньги, - сокровище настоящее, вечное, потому требует особой заботливости.
И, как настоящее сокровище, она привлекает пристальное внимание настоящих бесов, которые при нашем халатном
отношении к вере легко обкрадывают сердце многоразличными соблазнами, в том числе и деньгами.

       Нет сомнения в том, что люди, приумножая и сохраняя деньги, часто не считаются со многими правилами приличия,
а про совесть нет у них никакого упоминания, ибо поклонение мамоне и совесть - вещи несовместимые, исключают друг друга.
Но даже без всего этого они ведут себя так уверенно и непринужденно, что уважаемы всеми, в том числе и нами.

Мы же, имея благодатное сокровище своей веры, сами себя стесняемся, и это красноречиво говорит о том, что сокровище
наше пока еще не наше, оно еще не в сердце нашем, не ожило в нас, мы еще колеблемся, малодушествуем в его приятии жизнью.
Потому наше отношение к нашему сокровищу веры, как говорят, «не выдерживает никакой критики». И Бог наш,
«В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2,3), стыдится нас.

      Хочется подчеркнуть, что богатые люди не только свято веруют в деньги, но и по-настоящему на них надеются,
вменяя им божественное свойство всемогущества, уж и говорить не стоит о том, как они их любят. Они здесь и сейчас
достигают ими всех своих желаний, даже трудно воображаемых, ибо деньги в их руках - сокровище живое и действенное.
И это беспрецедентный пример в наше обличение, ибо наша вера, истинное сокровище наше, расхищена соблазнами
и страстями, и потому мы на него даже самого малого, до смешного незначительного получить не можем.
Да, нам в «банке» говорят: на ваше имя положено огромное богатство, но получить его вы не можете, потому что
не исполняете «условий». И если мы здесь и сейчас имеем веру нарисованную, то «там потом» нам совершенно не на что надеяться.

      Особенно прискорбно то, что мы, не желая трудиться в своей вере, поклоняться Истинному Богу, трудному Богу,
исподволь стали поклоняться ложному богу, многоликому мамоне, и свое упование на Господа нашего Иисуса Христа
«размываем» надеждой на милости мира сего, пытаясь замаскировать свое отступничество внешнем поклонением,
вводя в заблуждение себя и других. Мы лелеем лукавую надежду спасти свою душу без труда, без риска, без потерь,
без духовных затрат. И потому жалкими и несчастными представляемся мы в призрачных глазах «мира сего»,
который держится бодро, несмотря на призрачность своих сокровищ.

        Легко обличать и учить, хотя Божественное и великое тоже просто.
Нужно только определиться: наш Бог Иисус Христос или мамона? Не в рассуждениях определиться, а сердцем,
беспрестанно упражняясь в своем благочестии. И необходимо молиться... Хотя бы так, как богатый молится своему богу.
Тогда и будем надеяться на чудо, когда Господь из нас, таких лицемерных и фальшивых, будет воссоздавать настоящих,
верных Ему людей. И в этом мире они будут светом, светящим во тьме, к общей радости всех благомыслящих людей.

+1

32

Господь зовет нас к подвигу преодоления своей плотяности.

Почему апостол Петр трижды отрекся от Христа?
Господь наш весьма сострадателен и милосерд. Это главные свойства человеческой личности
И Он хотел научить этому ап.Петра.  Апостол Петр был в сознании своего достоинства, своего
понимания ученика Христова, и вот эти черты милосердия и сострадательности были в нем
недостаточно развиты. Господь отступил благодатию Своею, оставил Ап.Петрав его немощах
человеческих,в которых сейчас все мы с вами пребываем. Апостол Петр смалодушничал и отрекся.
Господь провел его через это очень серьезное искушение чтобы научить его сострадательности
и милосердию к другим людям. и после этого, когда ап.Петр прошел вот эту тяжелую школу
воспитания от Бога, Господь вручил ему ключи от благодати. Знание умом - это еще не настоящее
знание, а вот знание сердцем - оно настоящее. Петр это все пропустил через свое сердц е, понял,
что такое немощь человеческая, он всю жизнь был сострадателен ко всем немощам людским.

Почему Бог попускает нам совершать один и тот же грех?
Хотя мы в намерениях своих хотим от этого избавиться, исправиться. У нас не получается наладить жизнь
в соответствии с постановлениями Божьими. Мы постоянно делаем зло, как будто мы вовсе Бога не знаем.
И Господь иногда отнимает от нас благодать и попускает нам ходить в грязи помышлений наших.
Он отнимает от нас мужество и способность противостоять злу для того, чтобы научить нас сострадать друг другу.
Благодать отступает за наше лукавство, фальшивость, неискренность, нежелание покоряться воли Божией,
потому что в глубине души нашей  живет гордыня, самостоятельности, нашей умности, понимание
какого-то своего несуществующего достоинства. Настоящего покаяния нет в нашей душе. Господь врачует
все наши немощи, нет таких грехов, которые бы Бог не простил, человек даже придумать не может греха,
который бы Бог не простил.  Почему же мы друг ко другу не являем такого милосердия?
Мы все живем в отчужденности друг от друга, мы все друг другу не доверяем до конца, друг другу завидуем.
В нас происходят необъяснимые вещи, а мы в них не вникаем.
Не пытаемся понять в свете евангельских истин.

А если нет покаяния, то ничего нет. В покаянии находится главное сосредоточие духовной жизни человека.
О горнем помышляйте. О вечном помышляйте! Мы - дети Божии. И если мы дети Божии, то как мы должны
себя вести? А как мы себя ведем? Это несоответствие должно расстроить нас, озаботить нас, озадачить нас
к настоящему покаянию. Надо следить за своими мыслями, надо желать вечного и настоящего, надо жить
в красоте помышлений, ощущений и желаний, т.е. во всяком случае в желании этой красоты.

В чем наша беда? Мы проросли в плоть, мы все живем заботой о своих земных радостях.
Поэтому нами овладели нечистые духи, и они угнетают нас  помыслами страха, недовольства, неблагодарности,
разрушают наше вечное устроение и сеют свое временное. Сейчас уже пришли искушения, а мы в страхе
уже ничего не в  состоянии делать. Уже вышло постановление об обязательном прохождении биометрической
идентификации. А это уже все равно, что ошейник на шею одели. А если одели, значит куда-то вести хотят.
А куда вести. Мы знаем примерно, куда. А у нас - только испуг, и никакой готовности.
А Евангелие говорит - бодрствуйте, потому что искушения придут как сеть, как на птиц накидывают.
Мы должны жить в готовности, а мы все растворились в земных желаниях. Сейчас все озабочены тем,
как мы будем вывертываться в этих новых положениях, т.е. как будем приспосабливаться к тому всему,
что нас ожидает. А приспособиться к этому по другому никак нельзя, как только торгануть своей душой,
верой и совестью.  Мы совершенно не готовы. И поэтому кроме паники, кроме состояния страха,
поглощающего нашу душу, ничего от нас ждать не приходится. А мы же дети Божии.
Мы можем чем-то стать, Господь у нас - всемогущий! Ведь Тот, Кто в нас - Он больше, чем тот, который в мире.

Господь зовет нас к подвигу преодоления своей плотяности. Надо вырвать себя из всех зависимостей плотских.
Ведь то, что  необходимо плоти, Бог всегда даст. Но то малое, что необходимо для жизни, нас не устраивает,
нам хочется больше, глубже, дальше, пока не попадаем в зависимость, из которой вырваться не можем.
Покаяние - это ощущение необходимости заняться собой по-настоящему, своим внутренним вечным человеком.
Надо помышлять о горнем, об ответственности за ту веру, которую Господь как великую драгоценность нам даровал.
А мы ее не бережем. А мы ей торгуем. Когда нам плохо, тогда Бога призываем, а когда хорошо, то забываем.
Мы отказались от тех великих истин, которыми мы должны жить, от своего человеческого достоинства,
от духовной содержательной жизни ради более-менее спокойной жизни. Но так не бывает - или человек с Богом,
или он с диаволом. никакого промежуточного состояния не бывает. Многие пытались так устроиться во времена
революции. Но они стали или мучениками, или мучителями. И такая ситуация опять нарастает в нашу жизнь.
Сейчас правительством  принимаются такие решения, которые как-то выпадают из всякого логического
демократического представления. Например сбор персональных данных.  Заставляют, и все, а Конституции как-будто нет.
Напирают.Это о чем говорит? Это все Бог попускает, потому что надо выжимать из нас ложь.
Мы думаем, что мы верующие, а на самом деле этого нет.  Бог сейчас такие проверочные тесты дает
--- или мы веруем, или не надо обманывать  и себя, ни Бога. А если мы веруем - вера зовет нас на Крест.
Это уже давно надо было нам усвоить, и всегда предпочитать не себя, а Бога.
Временное надо отвергать от себя, искать вечного и настоящего. Мы должны это делать всегда, а мы - вообще никогда.
Молитва наша - это пустоговорильня. Никакого покаяния настоящего нет, одно формальное лицемерие, обман, самообман.
Настоящего ничего нет. Ложь и суета. Это краткая характеристика состояния нашей души.
Мы годами с этим ходили. А теперь это останавливается. Теперь будет другое - если есть - то оно есть, а если нет - то нет.
Теперь мы входим во врата испытаний. Срочно надо готовиться.

А как готовиться?
О горнем помышлять. Мы ничего сделать то не можем. Не можем, и не должны!
Как апостол Петр ничего не мог сделать с собой, когда его страх захватил. Он к Богу обратился.
И мы с вами так должны. Нужна искренность в покаянии. Богу нужна в нашем сердце точка опоры.
Точка опоры - искренность. А этого то как раз и нет.
Любовь к себе мы всему предпочитаем. Вот это надо увидеть. Увидеть и понять, чтомы - ложь.
С этого то и начнется Божественная всемогущая помощь. Бог может все отодвинуть, все переменить.
Ничего у них не получится из того, что они задумали, если мы обратимся и начнем жить Церковью,
любовью, настоящей человеческой жизнью, которая пренебрегает всем временными двумя руками
держится за вечное. Будем каяться в том, что мы не читаем Священного Писания, что мы пренебрегаем
внимательным отношением к молитве, что мы всегда себя предпочитаем, всегда себя извиняем,
когда нарушаем заповеди Божии, а нарушаем их всегда. Мы всегда оправдываемся, и у нас так здорово
это получается, мы умными бываем в этих вещах и этим занимаемся постоянно.
Это есть обрушениенашей личности. Бог не оправданий наших ищет, а настоящего покаяния.
Каждый должен посмотреть на себя. Если ты верующий, то какой ты верующий, если не можешь потерпеть
ближнего своего, если ты не можешь смириться перед ближним своим, а ты обязан это делать.
Мы все заняты страстями своими, мы провалились в свою вонючую яму и этим живем. А этим жить нельзя.
Этим только умирать можно. Вот мы сейчас страхами и будем умирать.

Помолимся Богу о том, чтобы  ОН разбудил нас. Ничего настоящего у нас не будет,  если Господь не сойдет
к  нам своею благодатию и не даст нам слезы покаяния,  как Он дал их апостолу Петру.  Господь все даст нам,
но прежде нам надо помучиться в покаянии. Надо привыкать одергивать себя в помыслах своих, в желаниях своих.
Надо направлять свою волю к воли Божией. Покаяние - это перемена жизни. Вехи своей жизни - менять.
Ценности жизни своего сердца - менять. Только тогда это будет настоящее покаяние. Нужно намерение.
Бог и намерения "целует".  От нас Бог хочет нашей маленькой жертвы - пренебречь удовольствиями своими,
организовать  для себя пост, молитву, чтение Священного Писания, отношения в семье наладить через терпение
и смирение и любовь, облагородить свою жизнь, хотя бы в своих искренних желаниях, и в делах конечно.
Если я лежу на диване и желаю - то это не желание. Вставай с дивана и начинай делать.
Надо понуждать себя жертвовать своим, если мы не взойдем на Крест в вере своей,
то мы никогда к жизни вечной не воскреснем.



0

33

Все у человека складывается от привычек.
18.07.2019
Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)

Посредством покаяния мы устрояем Богу путь в свое сердце.
Бог так устроил, что человек свободен и посредством своих поступков и привычек формирует свою вечную судьбу.
Вера человека утверждается через поступки по вере. Начинает человек поститься - упражняется, укрепляется его воля,
призван человек больше помышлять о горнем, чем о земном - и утверждается в нем Богомыслие, освящается весь человек.
Упражняется в молитве - и иногда переживает умиление, т.е. особую радость состояния души.

И так, посредством упражнений, человек формирует своего настоящего вечного человека, т.е. созидает свое спасение.

Равным образом и обратный путь - мир своими прелестями и грехами пороками пролагает нам путь к диаволу.
Все у человека складывается от привычек, посредством поступков мы формируем своего вечного человека.
Формируя вечного человека мы можем увидеть высшие горизонты вечной жизни и уже сейчас получать
в этом определенную радость. Бог наше сердце устроил так, что оно живет радостями, удовольствиями.
Но мы как-то занизили эти удовольствия на уровне плоти, это проще, это путь "под гору".
А церковь постами, молитвой и покаянием зовет нам к познанию горнего мира. Настоящая радость трудная.
Надо понуждать себя совершать поступки, которыми укрепляется вера. Если человек понуждает себя
критически рассматривать свои поступки, поведение, свои мысли, свои желания, то посредством
критического рассмотрения своей жизни он приходит в смирение, понимает свою недостаточность,
свою ущербность, несостоятельность и начинает усерднее молиться, начинает усерднее делать то,
что предлагает Святое Православие, и, таким образом, укрепляет себя в помыслах о вечном и настоящем,
через которые растут у человека духовные крылья.

Вот на этом пути создания в себе добрых привычек, одухотворения своей жизни, и происходит
настоящее оживление души, посредством этого труда человек обретает себя и самого себя в Боге.
В этом и состоит высший смысл жизни каждого человека.

Православная церковь учит, что тело человека - это продолжение природы.
Мы сами из земли взяты и в землю уходим. Наши грехопадения, наше отступление от Бога отражается в природе.
Господь,беседую со своими учениками, говорил, что перед Его Вторым пришествием будут изменения в природе.
Они сейчас уже и наступили, и это понуждает человека к настоящему покаянию.
Для этого нужны определенные упражнения - духовные и телесные.
Тогда и может совершиться наше некое преображение.

0

34

Соделанный грех сеет отчуждение.
18.07.2019
Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)

Соделанный грех сеет отчуждение, всяческое отчуждение,
отчуждение человека от самого себя, разрушение любви.
Идет колоссальное обеднение личности.
Грех-это сеяние смерти, отчуждение друг от друга.

Покаяние - это и есть духовная жизнь.

Приход антихриста происходит от того, что мы не каемся в грехах.
Антихристовы "штучки" имеют право над нами, поскольку мы не каемся.
Мы не зовем Бога себе в помощники, а хотим приспособиться своими силами,
своим лукавством, разумностью и думаем как-то прожить.

Настоящее покаяние - жить по воле Божией, по Евангелию,
насколько это возможно для нас в нашей обстановке.

Вся погода в мире в нравственном плане зависит от покаяния каждого из нас.
Любовь все соединяет.

+3

35

Путь воздержания - от немощей и безволия, к духовной силе.

https://youtu.be/992kr4PGQDc

+2

36

Начало падения - мысль, наяало погибели - язык


https://youtu.be/BbNBCxZ8_4M

Пора проснуться, время опомниться, время - захотеть и начать действовать

https://youtu.be/l0K9NA7AWr0

Самая человеческая черта в человеке

https://youtu.be/p9eMG0rODw8

+3

37

Апокалипсис вступил в свои права. Покаяния все -равно нет

+3

38

На Рождество Христово с Востока пришли волхвы и принесли Богомладенцу дары - золото, ладан и смирну.
Их вера повлекла их поклониться Живому Богу. Для поклонения Богу они принесли дары, т.е. жертву принесли.
Настоящая вера обязательно сопровождается жертвой. Когда человек уверовал в Бога, он приносит жертву Богу:
молится Богу, размышляет о Боге, читает книги, чтобы проникнуть поглубже в суть веры, искренне кается,
чтобы соединить свое сердце с ощущением Бога, и всякие другие приносит жертвы и ими обозначает,
что у него вера живая. И когда он так поступает, то вера его утверждается, и сам он делается светлее,
Господь отвечает на его жертву Своею благодатью, Своими благодеяниями. Человек верующий живет в семье,
и если он жертвует для семьи своим временем, терпением, смирением, обеспечением, одним словом - безпокоится
о семье, то семья твердо пребывает в радости. И так во всем - где есть вера, там должна быть жертва.
В отношениями с друзьми верующий человек начинает уступать, относиться с пониманием, жертвует временем,
достатком или ещё чем-то, т.е. всё, на чем стоит и утверждается жизнь, требует жертвы своим самолюбием, временем,
требует терпения, смирения, покаяния, т.е. обязательно должна быть внутренняя жертва. Только тогда утверждается вера.
Только тогда становится крепкой семья, только тогда возможна настоящая дружба, только тогда возможна крепкая община
в храме. Если дела не идут дальше слов, и человек ничего не делает, а просто говорит, что он верует, то тогда вера отмирает.
Где нет жертвы, там вера умирает.
Там семья распадается, там дружба гаснет, и везде и всюду, где нет жертвы, идет развал.

Для нас настоящий путь к духовной жизни - это Крест Христов.
Бог принес в жертву Своего Сына, сказав, что это есть Путь и Истина и Жизнь.
Другого пути в Вечность, к красоте вечной жизни не существует.
Мы на исповеди приносим в жертву свое покаяние, и надо, чтобы эта жертва была настоящей.
Когда человек по-настоящему кается, т.е. осознает свои нелепые поступки, мысли, желания,
стремления, свои страсти, то он понимает, как Богу трудно общаться с человеком, который погружает себя в безумие.
Человек, каясь в своих грехах, душу свою готовит ко всяким искушениям, т.е. искренняя вера как бы ждет расплаты за свои грехи.
Человек приносит сердце свое в жертву, уже ждет от Бога всяких очищающих обстоятельств, которые примирят человека с Богом.
Искренность покаяния живет тем, что ожидает, что Бог через скорби, через болезни, через нестроения будет очищать человека.
Готовность сердца к искушениям - это есть признак настоящего покаяния. Посему, если человек приступает без такого
глубинного желания получить от Бога скорби, очищающие его сердце, то всё остается на словах, как это обычно и бывает.
И потому у нас изменений в жизни никаких нет. Мы как осуждали, так и осуждаем, тут же это делаем опять, как будто ничего
и не произошло. Мы с вами ничего по-настоящему не делаем. Бог говорит:"Сыне, дай мне твое сердце".
Т.е. Бог хочет чего-то настоящего - настоящей веры, настоящей молитвы, настоящего покаяния, настоящей дружбы, настоящей любви.
Когда всё настоящее, тогда и человеческая жизнь становиться по-настоящему красивой. Человек должен подвигать себя на этом пути,
должен молиться Богу, чтобы Он дал искренность сердца в отношении Его, в отношении ближних чтобы вот та внутренняя работа жертвы
созидала в нас вечного человека, потому что в этом созидании вечного человека в себе и есть смысл человеческой жизни.
Здесь человек прорастает в настоящего человека, а из настоящего человека - в сына Божия, в Бога по благодати.
Это конечно для святых, а нам все-таки - хорошее указание, что без сердечной жертвы, без настоящей молитвы,
без настоящего покаяния ничего настоящего у нас не будет. Посему мы сейчас стоим на исповеди и просим Бога
чтобы Он сам своим всемогуществом открыл наше сердце ко всем настоящим стремлениям. Нам захотеть надо,
а всемогущество Его всегда действует над нами. Созидательный момент души происходит во взаимоотношении
свободы человека и Божией благодати. Благодать всегда есть, а вот свободы нашей нет, потому что наша свобода
расхищена нашими желаниями, страстями, самолюбием и т.д. Получается - свободу мы употребляем для себя,
на свое разрушение, на угождение себе, а должны отдать её Богу, чтобы Бог из неё сделал то настоящее вечное
и прекрасное, как цветок, чтобы это всегда радовало нашу жизнь и населяло её вечным смыслом.
Будем каяться в том, что мы редко помышляем о Боге по-настоящему, что мы не приносим Ему внутренней жертвы
ни в молитвах, ни в размышлениях, ни в покаянии, всегда так замыкаемся в самолюбии, что всё работаем на себя,
и даже Бога привлекаем только туда, где нам чего-то выгодно, а где Он требует от нас послушания, там какое-то
у нас безразличие, холодность и т.п. Мы не любим чистоту, не любим пост, не любим молитву - то, что созидает нас,
и что трудно нам мы всегда уклоняемся, хитрим, лукавим, и тем самым нейтрализуем Божественную благодать,
которая помогла бы нам стать настоящими людьми.

0

39

Второе пришествие Христово сегодня как никогда светит в окошко нашей жизни 

     

Снисхождение в глубинную точку своей лживости - главная суть Великого поста (аудиозапись).

Снисхождение в глубинную точку своей лживости. О смирении (аудиозапись).
https://www.youtube.com/watch?v=MaA3xvlxhYM

Найти себя покаянием (аудиозапись).
https://www.youtube.com/watch?v=MrXJUnVgxtM

0

40

Расслабление духа. Что нужно делать чтобы выжить.
12 мая 2020 г.

Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)


Расслабление - это смерть прежде смерти.
Сейчас такая мировая тенденция -
расслабить дух, расширить плоть,
ввести в состояние духовной никчемности.

Расслабление входит и в Святое Православие,
мы тоже не против избежать трудностей,
мы всегда уклоняемся от них.

Что сделать нужно?
Нужно иметь некое внутреннее напряжение души
чтобы сохранить бодрость духа.
Мы всегда оправдываемся, ищем для себя
извинительных причин и ввергаем себя в расслабление.

Мы в силу своей расслабленности не можем
противостоять пришедшим трудным временам,
к нам приходит испуг, паника и отчаяние.

Православие веками воспитывало человека в суровом
отношении к плоти, чтобы дух владел душой и телом,
чтобы человек был настоящим человеком.

Что сделать нужно чтобы выйти из этого расслабления?-
Постоянно помнить о пришествии Христовом
Чтобы организовать в себе подтянутость духовную,
организовать дисциплину надо все время помнить об исходе,
о конце своем, т.е. о пришествии Христовом.
Без этого человек не может отделить одно от другого,
временное от вечного, не сможет преодолеть скорби,
если не будет думать о том, что это все пройдет.

Режим ожидания пришествия Христова необходим
чтобы иметь силу преодолеть различные искушения,
сохранить свободу своей души и духа.
Покаяние - это самое существенное средство для
воспитания своей души.

Умирание духовное происходит постепенно и постоянно
от расслабленности человека, от его поощрения своих
страстей, своих желаний, своих помышлений.
В покаянии человек обращает внимание на расслабленность свою
и ищет способов, как организовать свою жизнь, чтобы
это расслабление убрать.

Расслабленность духа-это уже духовная смерть,
человек телом живой, а для Бога и вечности умер.
Покаяние - это таинство воскрешения из мертвых.
Трудности преодолеваются только бодростью и силой духа,
которые нужно воспитывать в себе

А мы везде и всюду себе потакаем,
сеем расслабление своей души.
Нам надо поставить во главу угла
заботу о бодрости своей души.
Насколько ты бодр, настолько ты жив,
настолько и радостен.
Настоящая вера предполагает обязательно компоненту радости!

+2

41

Последняя проповедь о.Иоанна...

Свет пришел в мiр. Почему мы более возлюбили тьму?
27 сентября  2020

Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)

..свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет,
потому что дела их были злы.. (см.Ин.3.19)


Утром 29 сентября 2020  г. во время молитвы
отошел ко Господу наш горячо любимый духовный отец батюшка Иоанн!

Ему исполнилось 74 года.

https://www.youtube.com/watch?v=osGRh8eQb0o

+2

42

Царствия тебе Небесного отец Иоанн!!! Вчера сотни тысяч русских православных омыли тебе дорогу на Небо своими слезами!!!
Я вообще, честно скажу, до сих пор плачу

+2

43

29 сентября, в возрасте 74 лет отошел ко Господу протоиерей Иоанн Гончаров,
известный всей России своими замечательными проповедями.

На сайте Самарской епархии, в которой отец Иоанн послушался с 80-х годов XX столетия,
о нем опубликовали скупой некролог из трех предложений:

Преставился ко Господу протоиерей Иоанн Гончаров
29 сентября 2020 года, на 75-м году жизни, преставился ко Господу
клирик Вознесенского собора г. Самары протоиерей Иоанн Гончаров.
Упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного протоиерея Иоанна,
и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное!

Однако Батюшка заслуживает большего внимания, потому что таких пастырей, как он,
сегодня осталось в нашей Церкви очень мало!
Его многочисленные проповеди можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UC5GduZ … 58VA8e5xg.

Протоиерей Иоанн Гончаров был духовным чадом Владыки Иоанна
(Снычева),   вместе с которым они, тогда еще в Куйбышеве,
сделали Покровский кафедральный собор, где служил о.Иоанн,
центром подготовки будущих священников (в епархии на тот момент
не было семинарии). Также протоиерей Иоанн организовал при соборе
первую воскресную школу в городе.

Отца Иоанна, единственного из священнослужителей Куйбышевской епархии,
избрали делегатом на юбилейный Поместный собор Русской Православной Церкви,
который проходил 6-9 июня 1988 года  в Троице-Сергиевой лавре.

Священник был истинным чадом своего духовного отца - на тот момент
архиепископа Куйбышевског Иоанна (Снычева). Отец Иоанн, также как
и его наставник, имел горячую веру, любовь к Богу и людям.
Его проповеди стали настоящим утешением, как для людей, живших еще
в атеистическом СССР в прошлом веке, так и для нынешних верующих.
Слова пастыря укрепляли в них веру, давали надежду, учили христианской
любви и мудрости.

Недаром Батюшка почил накануне дня памяти святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 80-90-хх годах отец Иоанн Гончаров был частым гостем на радио и телевидении.
Его приглашали участвовать даже в научных конференциях и семинарах.
В собор, где служил священник, многие ходили только чтобы послушать его проповедь.
В начале 90-х годов протоиерей Иоанн возглавил отдел религиозного образования
и катехизации епархии.  Его стараниями появилось духовное училище, а затем
и семинария.

За то, что отец Иоанн был искренне предан Богу, не терпел лести и лицемерия,
был прямолинейным и открыто высказать свое мнение архиерею (в то время
Владыки Иоанна (Снычева) уже не было в Самарской епархии, а вскоре он почил
в Санкт-Петербурге), его выслали в глушь, в село под названием Новый Буян,
где священнику достался строящийся храм, расположенный неподалеку
от спиртзавода.

Чада отца Иоанна, как могли, помогали своему духовному отцу строить,
а затем расписывать храм.  К Батюшке они ездили из Самары целыми автобусами.
Нелюбовь священноначалия к отцу Иоанну сторицей компенсировалась
народной любовью.

Помяни, Господи, во Царствии Твоем, всенародно любимого истинного пастыря
- протоиерея Иоанна Гончарова!

http://inform-relig.ru/news/detail.php?ID=21661  )
https://napravdestoy.livejournal.com/7244666.html  )

https://melissa-12.livejournal.com/4048736.html

Мы с вами - самые счастливые люди!

Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)

Последняя отслуженная Божественная литургия в жизни батюшки Иоанна. 21.09.2020 г.

Проповедь в Праздник Рождества Божией Матери.

Самые тяжелые и самые неизлечимые, самые скорбные болезни в нашей жизни
- это болезни нашего ума и болезни нашей души.

Все каноны Божией Матери, все акафисты пронизаны мыслью об этой болезни,
которая святыми отцами называется прелестью. Тяжесть этой болезни в той или иной
степени распространяется на всё человечество. Болезнь ума - самая распространенная
болезнь.Все каноны и акафисты Божией Матери пронизаны скорбью об этом состоянии
человека.Это состояние прелести, т.е. болезни ума и болезни души уподобляется
в акафистах и канонах Божие Матери яме. Вот идет человек - и попал в яму, и вылезти
из этой ямы без посторонней помощи он не может. Или ещё - уподобляется эта болезнь
такому состоянию, как когда в сильный мороз человек оказался в открытом месте
без теплой одежды.Т.е. невыносимое гибельное состояние души. Всё это Святая Церковь
преподносит нам для того, чтобы мы осознали, как глубоко падение человека во грехе,
что себе ни в чем по-настоящему  доверять нельзя, во всем и всегда надо полагаться
на мысли Святой Церкви, на мысли святых отцов, и им доверяя, стараться проводить
свою жизнь во  всяком благочестии и чистоте. Таким образом, Божия Матерь
в своих молениях к Сыну Своему всю скорбь своей души выкладывает о нас с вами
и просит Бога о прощении и помощи. В чем неисцельность,в чем безысходность,
в чем скорбность этих болезненных состояний? В том, что они при наличии своем
бывают невидимыми. Смотришь на человека - и полное впечатление, что вот
человек умный, глазами смотрит нормальными, поведение вроде приличное,
а в то же время он глубоко и неисцельно болен. Т.е. прелесть - это скрытая болезнь души
каждого человека, и все люди, верующие в Бога, призваны  раскрывать в себе недоверием
и молитвой эти духовные ошибки и эти состояния. В дни Святых Праздников Божией Матери
Святая Церковь ниспосылает нам особенную благодать её неизследимой,  необъяснимой,
непостижимой милостью к каждому из нас, и когда мы благоговейно присутствуем
на богослужении, то святая благодать сходит на нас, и некое освящение,некое просветление,
некое ощущение своей греховности посещает наши сердца.И если человек постоянно
находится в жизни правил Святой Апостольской церкви,когда он постоянно молитвенно
призывает Божию Матерь, тогда и происходит некое ослабление, некое притупление
этой болезни, некое исцеление этой болезни и появление надежды на вечную жизнь.
Во дни Святых Праздников Божией Матери особая благодать посещает наши окаянные
сердца. Образно говоря, она в эти дни ведет "прием" всех грешников и несчастных людей,
тяжко болящих. Посему, в эти праздничные дни очень важно испытать благоговение
к Святой Церкви, очень важно для каждого из нас, и, насколько человек открывает
свое сердце этой благодати пониманием своей болезни, настолько благодать освящает,
освежает, вразумляет, укрепляет и благословляет человека .
Мы с вами - самые счастливые люди!
Ибо такой благодатной религии, как Святое Православие, такой Божией Матери Заступницы,
которая окрыляет нас всех, нет ни у кого. Нам дано, а мы грешны тем, что не испытываем
благодарности за это к Богу и Божией Матери за её благодатное освящение, исцеление
и радость посещения наших окаянных душ.
Посему, в этот дивный Праздник Рождества Божией Матери поблагодарим Бога и Матерь Божию
за её всесильные, всегдашние молитвы и помощь!
Пресвятая Богородица, помоги нам обрести путь спасения!
Дай нам ощутить скорбность своего греховного состояния!
Дай нам радость освобождения от наших заблуждений!
Открой нам возможность вечного спасения!
Да ощутит наше сердце эту Твою Благодатную Радость, которая всегда присутствует в Церкви,
особенно в эти двунадесятые Праздники Божией Матери!
Пресвятая Богородица! Спаси нас, окаянных!

С Праздником вас поздравляю, братья и сестры!

0

44

Молитвенник о Самаре
Памяти протоиерея Иоанна Гончарова.

29 сентября остановилось сердце всем известного в Самаре
протоиерея Иоанна Гончарова. Он умер утром на молитве.
Какая священническая смерть!
Болезновал сердцем о том, что вокруг творится. Вот сердце и не выдержало.
А был отец Иоанн из крепкой породы…
Утром в своем доме в Новом Буяне Самарской области он встал на молитву.
К нему в дом постучал мужчина: нужно было поговорить со священником.
Его попросили подождать, сейчас батюшка молится. Пришел через час,
напомнил о себе. Посмотрели в замочную скважину, но отца Иоанна
у божницы не увидели. Открыли дверь, а он лежит на кровати. Бездыханным.
И молитвослов открыт на молитвах ангелам…

Иван Степанович Гончаров родился 31 августа 1946 года в Куйбышеве,
в верующей рабочей семье. Его отец был знаком с Митрополитом Мануилом
(Лемешевским), и это общение с подвижником, в середине 1960-х годов
возглавлявшим Куйбышевскую епархию, повлияло как на него самого,
так и на его сына. Будущий священнослужитель окончил школу в 1965 году
и до 1968 года проходил срочную армейскую службу. С 1968 и по 1972 год учился
в Московской Духовной семинарии и Академии. Кандидат богословия.
12 февраля 1971 года повенчан с девицей Людмилой Николаевной Павловой.
В браке они вырастили сына Павла (ныне протоиерей, ключарь Покровского
кафедрального собора) и дочь Наталью (она стала матушкой протоиерея Иоанна
Безукладникова, настоятеля самарского прихода в честь Пророка Моисея Боговидца).
Рукоположен в сан диакона 27 мая 1971 г. в Свято-Вознесенской церкви
села Кинель-Черкассы Самарской области Епископом Куйбышевским и Сызранским
Иоанном (Снычевым), впоследствии Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.
И в том же храме был рукоположен в сан иерея 14 ноября 1971 года.
Награжден камилавкой (1975 г.), наперсным крестом (1977 г.), палицей (1986 г.),
крестом с украшениями (1986 г.), митрой (1988 г.). В 1996 году награжден Орденом
Преподобного Сергия Радонежского III степени. До 1994 года служил настоятелем
Покровского кафедрального собора г. Самары. Был благочинным города Самары.
Возглавлял отдел катехизации и религиозного образования Самарской епархии.
Преподавал в Самарской Духовной семинарии. Автор нескольких книг проповедей.
Был настоятелем Свято-Варваринской церкви г. Нефтегорска Самарской области (1994-1995 гг.),
клириком Свято-Вознесенского собора города Самары, настоятелем храма в честь
Казанской иконы Божией Матери в селе Новый Буян Красноярского района
Самарской области. В 2014 году почислен за штат Отрадненской епархии
Самарской Митрополии. По благословению Митрополита Самарского
и Новокуйбышевского Сергия протоиерей Иоанн Гончаров в последние годы жизни
совершал Богослужения в Свято-Вознесенском соборе города Самары, где окормлял
своих многочисленных духовных чад. Жил в селе Новый Буян. Скончался на 75-м году жизни,
29 сентября 2020 года, в праздник святой Людмилы Чешской, в день Ангела своей супруги
Людмилы Николаевны Гончаровой.

Вечером 30 сентября Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий
совершил заупокойную литию в Вознесенском соборе города Самары у гроба
новопреставленного клирика храма протоиерея Иоанна Гончарова.
Отпевание протоиерея Иоанна Гончарова состоялось 1 октября после Литургии
в Свято-Вознесенском соборе при большом стечении духовенства и верующих.
Возглавил заупокойную службу настоятель Свято-Вознесенского собора
протоиерей Александр Урывский. Вместе с ним молился старейший священнослужитель
Самарской Митрополии клирик Покровского собора протоиерей Николай Одинаркин.
Из Москвы на отпевание своего духовного отца приехал бывший секретарь
Самарского епархиального управления (с 1993 до 2014 г.) протоиерей Виктор Ушатов.
Всего в храме на Богослужении присутствовало более тридцати священнослужителей.
Похоронен протоиерей Иоанн Гончаров на территории Свято-Вознесенского собора,
рядом с могилой бывшего секретаря Самарского епархиального управления,
ктитора Свято-Вознесенского собора Андрея Андреевича Савина.
Я застал протоиерея Иоанна Гончарова в 1991-м году чуть ли не «протоиереем всея Самары».
Он был благочинным - и весь наш город-миллионник был его благочинием. Как сейчас
смутно вспоминаю, его благочиние распространялось даже и на другие районы Самарской епархии.
Иногда он меня брал в какие-то дальние приходы на разборы по жалобам. Учил вникать
в церковные проблемы. Был он настоятелем Покровского кафедрального собора.
Кандидатом богословия. Митрофорным протоиереем. То есть его полномочия уступали
только разве что архиерейским.

Его проповеди в соборе по воскресеньям приходили послушать даже и «внешние».
Значительно было его влияние на церковную и даже на общественную жизнь.
Давал он безконечные интервью изголодавшимся по духовным темам газетам и телеканалам.
Умел удержать внимание любой аудитории. Многие самарские пастыри получили путевку
в церковную жизнь благодаря ему. Даже его какие-то ошибки и слабости Господь направлял
во благо людям! Сегодня вот только у уже вырытой могилы отца Иоанна у стен Вознесенского
собора встретился с замечательным новокуйбышевским батюшкой протоиереем Сергием Усковым.
Сейчас он за штатом по болезни. И приехал проститься с тем, кому стольким обязан.
Рассказывает:
- Отца Иоанна прислали к нам в Нефтегорск служить в 1994 году. Сам он потом мне как-то раз
признался, что не прав был тогда, вспылил и попросился сам из кафедрального собора к нам в город.
«Ну, раз уж так хочешь, то и езжай…» Ему бы держаться за такое место, а вот характер подвел.
И вот он у нас в Нефтегорске. Тяжело ему было у нас тогда после кафедрального собора…
А я был там редактор районной газеты, человек у всех на виду. Меня каждый знал, и многие
удивлялись тому, что начал вот в храм ходить. Стал прихожанином. Отец Иоанн со мной
познакомился, постепенно приблизил. А потом предложил мне рукополагаться, отвез в Епархию.
Как только с моим рукоположением вопрос решился, отца Иоанна вскоре от нас перевели.
Пробыл он в Нефтегорске только десять месяцев. Словно для того только и приезжал к нам,
чтобы меня направить на священнический путь.
И таких историй с участием отца Иоанна могу рассказать с десяток…
Вот почему так много людей пришло с ним проститься 1 октября
в Вознесенский собор Самары. У каждого из них своя такая история припасена.
И у меня тоже.

…Казалось, всё и вся у нас тогда вращалось вокруг этого едва за сорок, подвижного,
энергичного (но без суеты), очень обаятельного человека. Голубые его глаза при этом
светились простой и конкретной мужицкой верой. Так же, наверное, светились глаза
Иоанна Кронштадтского. Правда, посверкивала в глазах «нашего» отца Иоанна иногда
и простодушная хитреца. Ну а как же без этого проживешь на такой многохлопотной
должности? Я вот сейчас догадываюсь, что болью его последних десятилетий стало
именно то, что самой высокой для священника планки достиг он не в конце жизни,
как другие, а в середине. Ему в начале девяностых годов было только-только за сорок…
И когда обстоятельства к нему переменились, отцу Иоанну уже было тяжело это принять.
Появилась обида на жизнь, на окружающих. Но и в своих каких-то слабостях и огорчениях
отец Иоанн мне дороже и ближе многих и многих тех, кто не знал ни его взлетов
удивительных, ни его горьких разочарований.

Протоиерей Иоанн Гончаров на площади Славы, 9 Мая1992 г.
Таким его знала вся Самара.
Фото из архива редакции.

Когда я пришел в Самарскую Епархию с идеей большой церковной газеты, на меня
многие смотрели как на инопланетянина. Впрочем, благословение на издание
я от Владыки Евсевия получил. Но отношение в самом начале было довольно
настороженное. Да это и вполне объяснимо, ведь через какие гонения наша Церковь прошла!
И какая должна была выработаться за эти годы осторожность ко всем «внешним»?
Ну и от долгой неподвижности атмосфера была все-таки несколько душноватая.
А вот отец Иоанн, хотя и ему вся эта наша «суета» с газетой тоже была не слишком
понятна, и в нас, и в наше дело неожиданно поверил. Стал помогать, заинтересовался.
Был он той самой «форточкой» в первые годы церковной свободы, через которую
к нам в Самару лился свежий воздух. Вот и я потому сразу стал просить Владыку Евсевия
отрядить в помощь «Благовесту» именно его. Но мне было отказано с такой формулировкой:
- Отец Иоанн везде нарасхват.
Но случилось все именно так, как случилось. Уже спустя два или три месяца отец Иоанн
стал для «Благовеста» очень важным и близким человеком. Мы чуть не в каждом номере
печатали его проповеди. Порой он сдавал их нам в «сыром» виде на каких-то клочках бумаги
(однажды на обороте было его обращение в жакт по поводу замены газовой трубы).
И всегда при этом удивлялся, как это мы так удачно поняли и изложили его мысли.
Я брал у него благословение на самые важные дела. Считал его своим духовным отцом.
Он был вместе с нами в самый трудный период, когда «Благовест» только еще начинался
и в любую минуту мог закончиться. И заменить его было действительно некем.
Я это никогда не забывал и не забуду.
Потом нас жизнь развела совсем, не виделись годами. И, собственно, нечего было бы нам
друг другу и сказать. Отделались бы, наверное, какими-нибудь дежурными шутками
(на шутки он был мастер). И я не жалею, что так получилось, потому что это был мой выбор.
Но «не жалею» еще не значит и «не горюю» об этом. Отец Иоанн, возможно, сердился
на свое ушедшее «на сторону далече» непослушное духовное чадо. И вот чтобы хоть как-то,
хоть запоздало, хоть чуточку загладить свою, быть может, какую-то вину перед ним,
здесь я во всеуслышание говорю: «Благовест» очень многим обязан отцу Иоанну.
Ему я в руки достался, редактор, совершенно сырым тогда и еще зеленым.
Без опыта духовной жизни, без необходимых знаний. Была искренность, но не было понимания,
куда эту искренность правильно приложить. И из этого вот всего ему пришлось своими советами
и своей молитвой, а главное, самим своим пастырским «образом буди верен» выковать из меня
какого уж ни есть, но все-таки воина Христова. И как же хорошо, вот сейчас уже понимаю,
что я тогда попал не в чьи-то загребущие руки (желающих «порулить» мной было хоть отбавляй),
а именно в его руки!..

…Если хотите представить себе отца Иоанна в ту пору, придите сейчас в Покровский собор
и найдите там ключаря священника Павла Гончарова. Он так похож на отца!..
Смотрю на него и словно отматываю назад два с лишним десятилетия, будто и впрямь
вижу прежнего отца Иоанна. Быстрого, всюду поспевающего, внимательного, одухотворенного.
Есть духовная справедливость в том, что отец Павел сейчас продолжает служение своего отца
в Покровском кафедральном соборе.

Не был отец Иоанн ни реформатором, ни консерватором, скорее уж реалистом.
Сын рабочего человека, он был по-хорошему прост и весьма трезв в оценках и суждениях.
Но были в нем духовная тонкость, духовное чутье. Был талант к богословию.
А самым главным его призванием была проповедь. Причем в письменном слове
он несколько терял, а вот когда выходил на амвон, все сразу замирали. Говорил вдохновенно и ярко.
Сыпал простыми примерами (это ему принадлежит образ земной жизни, как жизни на вокзале:
ну абсурдно же, в самом деле, в зале ожидания мебель расставлять и о всяких там бытовых
излишествах заботиться… Прикорнул на жесткой скамейке, провел необходимые часы, и ладно…).

Рассказывает протоиерей Антоний Вахрушев, клирик Петропавловской церкви города Самары:
- Когда учился в Самарской семинарии, у нас самым любимым преподавателем был отец Иоанн Гончаров.
Преподавал он нравственное богословие. Но это были не столько лекции, сколько раздумья вслух.
У него на столе в нашей аудитории всегда лежала тетрадочка для записи мыслей. Иногда ему
приходили озарения прямо во время лекции, и тогда он садился за стол, открывал тетрадочку
и аккуратно записывал то, что его вдруг осенило. Однажды наш студент в такую минуту ему говорит:
«Батюшка, можно вопрос задать?» - «Сейчас - нельзя. Вот подожди, запишу мысль, а то спугнешь…»
Записал, закрыл тетрадку и говорит ему: «Теперь спрашивай».

Его лекции мы записывали на диктофон. Потом в келье опять прослушивали, спорили, обсуждали.
Это было живое слово.
…И вот он проходит вдоль наших рядов, что-то нам говорит «по заповедям». И вдруг…
- Выключите диктофон! - велит нашему студенту. Тот послушно выключает.
А отец Иоанн нам всем, но только не под запись, с болью, с горечью вдруг говорит:
- Жизнь - это никчемный сарай со всяким ненужным хламом…
И сразу после этого:
- Теперь можешь включить диктофон.
И как ни в чем не бывало продолжает лекцию.
Ну как вот не полюбить такого преподавателя?
Мне его манера преподавания напоминала рассказы о древнегреческой Афинской академии,
когда под тенью платана прохаживались с учениками, что-то рассказывая им о жизни,
великие Сократ, Аристотель или Платон… Когда знания передавались не через
схоластические формулы, а из уст в уста, в личном общении.
От отца Иоанна веяло такой вот духовной свободой.
…Быть может, потому, что пронес через все эти годы горячую любовь к нашему преподавателю,
я оказался самым первым священником, который узнал о смерти отца Иоанна. Мне первому
позвонил его сын отец Павел, когда он еще только ехал в Новый Буян, вот только узнав
о смерти отца. И я, как узнал, сразу вышел на амвон в Петропавловском храме
и сообщил эту скорбную весть прихожанам…
Отец Иоанн всем желал блага. А для него самым большим благом было, конечно же,
священническое служение. И потому столь многих он привел в алтарь. Мне он вот тоже желал
того же, и не по его вине [пока что] не получилось…
Едем с ним в Алексеевку, в район, разбираться по письму-жалобе. Он за рулем.
Есть время поговорить обо всем. И он опять за свое: надо тебе, Антоний, надо рукополагаться…
Я отнекиваюсь, стараюсь объяснить, что быть Православным журналистом - это тоже служение.
И газету не имею права оставлять. Он в ответ только морщится. Ему ли, каждое воскресенье
держащему в своих ладонях частицу Тела Христова, ему ли не знать, что в жизни главное?
- Эх, Антоний… Много хороших профессий на свете. Важных, полезных, денежных и так далее.
Но нет лучше и важнее, чем служение священника. Когда человек умирает, ему уже никто не поможет,
ни ученый, ни врач, ни военный, ни адвокат. Только священник. Мы людям помогаем правильно умереть.
А это, скажу тебе, самое важное дело на земле.

Прошло с того разговора почти тридцать лет.
А я до сих пор еще не нашел против этих его слов нужных аргументов.
Хотя и на его точку зрения тоже пока что не встал.

Святки, 1992 год. Ко мне домой под вечер вваливается целая гурьба доморощенных
сектантов или что-то вроде того. Агитируют меня в свои заблуждения. Я пытаюсь спорить,
не очень у меня получается. А еще напрягает то, что на кухне гора невымытой посуды
(ну и само собой, ведь праздник же, пустые бутылки). Они видят весь этот мой
«духовный уровень» и еще сильнее налегают. Отбиваюсь. Но силы не равны.
А помощи ждать неоткуда… Неоткуда?! Вдруг звонит телефон. Как-то он странно звонит
- одиноко и властно. И я, и мои оппоненты сразу понимаем, что это как раз под нашу тему звонок.
Снимаю трубку. Это отец Иоанн! Редко, но метко он звонит. Это больше я ему то и дело названиваю.
А тут…
- Что там у тебя, Антон?
- Да вот вы очень вовремя позвонили… Меня здесь обрабатывают в каком-то полусектантском духе.
Спорить мне с ними дальше или… указать на дверь?
- Благословляю их выгнать прочь. Так и скажи: «Отец Иоанн велел вам идти прочь».
И повесил трубку.
Я так и сделал. Искушение тут же растаяло. Противники ушли. Я перезвонил отцу Иоанну.
- Что это было?
- Сам не пойму… Проходил у себя в доме мимо телефона и вдруг подумал: надо срочно Антону звонить.
Вот позвонил. А у тебя там вовсю идет спор о вере!
Он вообще-то мистику не очень жаловал. А тут и сам удивился.
Значит, помощь его и правда была нужна. Те ко мне больше не приходили.
Крепко их напугал тогда отец Иоанн.

Мы с отцом Иоанном однажды заспорили про блаженную Марию Ивановну.
Он ее знал еще с начала 1970-х годов. «Ну, добрая бабушка она, при храме, верующая.
Ничего необычного. И чего ты с ней всё носишься, как с писаной торбой?
За святую вот почитаешь». Он когда-то давно весьма недолго служил в Кинель-Черкассах,
где в сторожке при Вознесенском храме жила блаженная. В ту пору они были знакомы.
Я ему горячо возражал: она прозорливая, и это несомненно… Тогда он решил: ладно, будь по-твоему.
У меня тоже к ней есть вопросы. Но тебе не могу их доверить.
Приедешь к ней, просто включи диктофон и скажи: «Матушка Мария, отец Иоанн Гончаров
вас спрашивает, а вы ему ответьте. Сами знаете, о чем». Что она скажет?
Вот и поглядим, какая она прозорливая. Ты ничего мне сам не передавай,
мне посредники не нужны, а то еще не поймешь чего-то и мне неправильно передашь.
А лучше приезжай ко мне и включи ту запись. Я сам с усам, и на ус намотаю.
И я так всё и сделал. В ближайший свой приезд в Кинель-Черкассы спросил
блаженную Марию Ивановну про отца Иоанна и нажал на кнопку «запись».
- В печку-то не полез… - вдруг заговорила блаженная старица. - Не полез в печку-то.
А надо было в печку - р-раз с головой… в печку… в печку ведь с головой прыгают…
А ты пожалел себя… не полез в печку-то… - и все в таком роде.
Записал ее слова, приехал к отцу Иоанну, включил диктофон.
Он внимательно выслушал и глубоко, серьезно и даже, мне показалось, мрачно задумался.
Потом говорит:
- А ведь права она, в печку я не полез. Да, не полез… в печку-то.
Ладно, ты иди, Антон, дай я об этом один серьезно подумаю.
Больше мы с ним на эту тему не заговаривали.
Но мне вдруг приоткрылся краешек его глубоких ночных тревог.
Только самый краешек. Очень уж он горевал о том, что когда-то там
не полез в какую-то там свою печку…
Интересно, что последним земным пристанищем для отца Иоанна
стало село с необычным названием Новый Буян. Словно «смирительная рубашка» для несмиренных…
(«Настоящих буйных мало - //вот и нету вожаков…» В. Высоцкий).
Там, в Буяне, он многое понял и переосмыслил. Успокоился.
Надеюсь, что всем всё под конец простил. Примирился с собой и со временем.
Стал тем отцом Иоанном, для которого уже не осталось на земле нерешенных вопросов.

А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.

И вот не случайно в Новый Буян, к батюшке Иоанну, «в царство славного Салтана»,
отовсюду ехали и ехали люди с вопросами, просьбами помолиться.
Послушать его вдохновенное слово. К пустому колодцу за водой не ходят…
Отец В. (потом он станет самарским благочинным!) впервые в жизни крестит
в крестильной при соборе. Как всегда в ту горячую пору было сразу несколько крещаемых
- и младенцы, и взрослые. Россия тогда переживала словно свое второе крещение.
И вдруг… на одном крестящемся (это был известный самарский краевед, автор книги
про старую Самару) увидел он гроздьями свисающих бесов. Они злобно шипели,
готовые броситься на него… Батюшка бросил кадило и побежал в храм к отцу Иоанну
за поддержкой.
- Там… там… они пучками…
- Да кто «они»? - невозмутимо спросил отец Иоанн Гончаров.
- Как - кто? Бесы! Идите лучше вы докрестите. У вас опыт, вас они испугаются.
- А ты сам - кто? - снова спросил, словно все еще чего-то недопонимая, отец Иоанн.
- Как кто? Священник.
- Раз ты священник, тогда ответь: кто от кого должен бегать?
Ты от бесов или бесы от тебя? Вот то-то же…Так что иди в крестильню и крести сам!
Ничего не бойся. Ты священник, с тобой Господь.
Отец В. пошел в крестильню. Собравшись с духом, продолжил чин крещения.
И вот уже когда тот краевед «дунул и плюнул» на лукавого, бесы стали постепенно исчезать,
словно растворяться в воздухе. К концу крещения их совсем стало не видать.
А отец Иоанн все это время горячо молился у иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Только бы не дрогнул собрат по алтарю. Только бы не испугался… И он не дрогнул.
Широте его взглядов многие могут позавидовать… Однажды - это было почти в самом начале
нашей семьи - моя супруга Людмила вдруг засомневалась: а правильно делает ли,
что выступает с концертами и поет на них русские романсы. Вот бы ей что-то сугубо
церковное исполнять… Благо, отец Иоанн был рядом, мы тогда плыли на теплоходе
«Павел Бажов» в масштабном паломничестве «Волга Православная». Спросила его мнения.
- А ты поёшь «Утро туманное, утро седое»? - ответил он вопросом на вопрос.
- Конечно, пою.
- Вот и пой. Мало что можно найти духовнее такого романса.
И вообще, русский романс духовное явление.
Сомнения разом отпали. Романс этот моя жена поет до сих пор.
И у нее хорошо получается.
Оператор на телевидении Олег Айдаров как-то мне рассказал.
Было это в самом начале девяностых. Он со своими друзьями
подкараулили у входа в собор отца Иоанна. Остановили его вопросом:
- Батюшка, вот скажите, а масоны - это опасно?
Интересный вопрос. Но ответ отца Иоанна оказался еще интереснее.
- По горизонтали да, опасно. А по вертикали - нет.
И пошел дальше в храм. Нужно было готовиться к воскресной службе.
Думаю, это исчерпывающе.
В эти дни, когда все время думаю об отце Иоанне, решил поискать в дневниках,
вдруг да найду что-то уже подзабытое о нем. Не много, но кое-что удалось выудить.
В этих записях - живые штрихи его мысли, сделанные с натуры.

3 августа 1994 года. С о. Иоанном ехал в машине. Он говорил о том, что все мельчает, оскудевает,
приходит в упадок, что внешне все вроде бы идет успешно, но это лишь оттого,
что «православие оязычивается» и миру становится «своим», а истинное Православие
- это борьба с грехом и страстями, а значит, и с миром.

22 января 1996 года. В поезде (ехали вместе в купе на Рождественские чтения в Москву)
разговорился с о. Иоанном Гончаровым о прежнем времени.
Он сказал, что о прошлом вспоминает с ностальгией.
- …Время, когда священство расстреливали, я не застал, - говорит он.
- А в 1970-е годы Церковь жила в особенно благоприятных и благодатных условиях.
Власть заботилась о нас, ограждая от посторонних. Была тепличная атмосфера.
В Церкви не было случайных людей - случайных не пускали «органы», они отсеивались.
Это была Церковь верных, тех, кто прошел строгий отбор. Верующие были как одна семья.
А другие жили где-то в другой жизни, и они, другие, знали, что где-то есть Церковь.
А значит, теоретически имели возможность в нее ходить, но не ходили.
Отец Иоанн вспоминал, как верующие помогали друг другу, как священники общались
дружески в своем кругу, как много было любви в этом тепличном мирке…
И все это - рухнуло. Упали невидимые шлюзы, и народ хлынул в храмы.
Чужой, дикий, неочищенный народ. И те, кто ходил в храмы всегда, оказались
растворенными в новых, пришлых, случайных…
Церковь вобрала в себя всех, и Сама потеряла ту «камерность», «тепличность»,
которые придавали особый аромат той ушедшей эпохе.
Встала задача расширения Церкви. Другая жизнь, другие люди.
И, главное, другие делатели пришли на эту ниву.
Видно, что о. Иоанн наполовину остался там, в прошлом.
И новые условия принять внутренне не захотел.
Остался пастырем «малого стада».
И вот мимо меня проносят гроб с телом отца Иоанна.
С десяток священников его несут, некоторые едва-едва касаются его ладонями,
чтобы хоть так вот быть тоже участниками события. Многие верующие, затаив дыхание,
наблюдают за этой процессией. Идти недолго до вырытой здесь же, во дворе храма,
могилы, но каждый из нас успевает понять: это минута особая, историческая.
Большого человека несут на погост. Он связывал у нас в Епархии разные церковные эпохи.
Передавал опыт ушедших церковных поколений. Мужественно и твердо стоял у руля
церковного возрождения в Самаре. Пока его не оттеснили более молодые и более подходящие
под запросы времени. И свою вахту вот только сегодня он отстоял!

Он как-то мне жаловался, в середине девяностых, что не хочет, не может и не умеет
куда-то даже ненадолго уезжать из родных мест. Любая командировка для него - стресс.
А я, то и дело мотаясь тогда по стране, напротив, в дороге только и ощущал себя в своей тарелке.
В каких разных были мы с ним тогда системах координат! И вот теперь, спустя годы,
я не только понимаю отца Иоанна, но и чувствую примерно то же, что и он тогда.
Усталость, да, не без этого. Но еще и стало понятно, что дело не в переливаниях
из пустого в порожнее. Дело всё в той же самой вертикали. Надо не суетиться, а подниматься вверх.
Не расширяться, а возрастать. Вот и его последний путь от храма и до могилы оказался не длинен.
Но зато каким славным был этот путь! Сотни людей запрудили площадь перед собором.
Скорбно звонил одинокий колокол. Сверкали на солнце своими ризами и золотом облачений пастыри.
Море цветов! Машины запрудили все пространство вокруг собора.
Так провожают тех, кто сумел повлиять на само время.
И вот пришла нам пора прощаться. Простите меня, отец Иоанн.
И в последний раз - благословите!

Антон Жоголев.
12 октября 2020

Ссылка

+2

45

Спасибо Дим!

Успели полюбить отца Иоанна многие,
слава Богу, что мы все имели возможность
и будем иметь, его слушать.

Царствия ему Небесного!

+2

46

Пришествие антихриста мы готовим своими грехами.
он придет к нам вместо Христа и даст то,
что хочет наше окаянное грешное сердце.

Чтобы устоять в грядущих испытаниях
надо уже сейчас являть верность  Богу!



Мы говорим "Осанна!", не скажем ли "распни!"? (12.04.2009 г.)
Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)
Дата публикации: 24 апр. 2021 г.

0

47

Не обманывайтесь — любовь к материальному есть вражда против Бога.  (06.10.2019 г.)

Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)

Дата публикации: 22 апр. 2021 г.

0

48

Конец — делу венец.
О страхе и предательстве как результате
нечистой, недобросовестной жизни…


Готовиться к вечности!
Страх - главное испытание.
(Републикация проповеди от 2017 г.)

25 окт. 2021

Вышла книга, которая посвящена светлой памяти
батюшки Иоанна Гончарова "ВСТРЕЧА которой НЕТ КОНЦА".
Деньги, собранные за продажу книг, пойдут на изготовление
креста-памятника о.Иоанну.
Книгу можно приобрести в Самаре в книжной лавке Вознесенского
собора по адресу г.Самара, ул.Степана Разина, 78
Книгу можно заказать по эл.почте: ioann_goncharov@mail.ru

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара)