ИЗ БЕСЕД И ПРОПОВЕДЕЙ ОТЦА ГЕРМОГЕНА
В КАКИЕ ВРЕМЕНА НАМ ГОСПОДЬ ОТПУСТИЛ ЖИТЬ
Господь отпустил нам жить в удивительное время, которое можно назвать Вторым Крещением Руси.
Миллионы людей ищут и находят дорогу в Церковь! Господь всех приемлет. Всем желает спасения.
Как говорится в святом Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
И «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Единственный покой и в этой жизни, и в будущей – это наш Учитель и Господь Иисус Христос.
Но нас всех разделяет грех. Он как стена между человеком и человеком, между человеком и Богом.
Поэтому каждый, кто приходит как чадо в Церковь к своему Небесному Отцу, должен прежде всего распознать в себе грех,
осознать его, раскаяться и примириться с Богом, с людьми, со своей собственной совестью.
А после, познав евангельские заповеди, стараться уже жить не по своей собственной греховной воле, а по воле Божией.
Говорит же Священное Писание: «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144, 18).
Православная Церковь – единственная в мире сохраняет апостольскую истину неповрежденной до наших времен.
«Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В нее Господь вложил все для нашего спасения.
Надо только прислушаться к себе: насколько мы все нуждаемся в Истине! «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6),
– сказал про Себя Господь. Все мы нуждаемся в Боге! «Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10, 9).
Пажить вечную.
Мы, духовники, стараемся помочь каждому приходящему к Богу – всем, кто желает спасения.
А спасение собственной души имеет первостепенное значение, особенно важно о нем задуматься тем,
кто только начинает свой путь воцерковления.
ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
За свою тысячелетнюю историю наша Русская Православная Церковь явила миру больше святых,
чем какая либо другая Поместная Церковь. Среди русских угодников Божиих испокон века изобиловали и святители,
и преподобные, и юродивые… Однако мучеников у нас было мало…
Правда, самыми первыми канонизированными русскими святыми стали как раз невинно убиенные князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
Но дополнили их число потом совсем немногие, их можно перечислить по пальцам. Мучеников на Руси было совсем мало.
Но вот за период, начиная с 1917 года, когда началось советское иго, и поныне Церковь наша явила сонм новомучеников!
Почти тысячу умученных за Христа в советские гонения сразу прославил Архиерейский собор 2000 года, а потом их количество
увеличилось почти вдвое и все еще прирастает… И прославлены новомученики и исповедники Церкви Русской целым сонмом:
явленные и неявленные, но ведомые Богу.
По их святым молитвам в России вновь стали открываться храмы и монастыри. Жизнь народная входит уже в свое
единое спасительное русло – и это отрадно.
Все они, угодники Божии, показали нам образ благочестия, чистоты, нравственности.
Поэтому каждый из них – пример для нашего им подражания. Как апостол Павел говорит:
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и,
взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
УСПЕТЬ ПОКАЯТЬСЯ
Новомученики выдержали экзамен верности Богу в нечеловеческих условиях.
А те, кто не выдержал испытаний в те страшные годы, кто поддался инфернальным веяниям времени
и участвовал в разрушении храмов, глумился, убивал, хулил Бога, навлекли на себя и свое потомство проклятие.
Правда, некоторые успевали все-таки покаяться…
Есть такой рассказ: коммунисты-богоборцы, закрывая храм, решили в первую очередь снять крест с купола…
Но никто не решался. Вдруг кто-то вызвался из толпы. Быстренько взобрался на купол, уже спилил крест
и хотел было его сбросить – да сам полетел вниз, едва сумев схватиться за какую-то травинку на крыше храма…
Висит и не падает… Вызвали пожарную вышку, чтобы его снять оттуда. А он болтается там между небом и землей
и понимает, что это чудо! Согласно физическим законам этот стебелек его не удержал бы…
Внизу все тоже смотрят и изумляются:
– Бог его спас!
Человек этот раскаялся, пришел в церковь и на исповеди рассказал:
– Вот такой грех я дерзнул совершить… А Господь меня помиловал!
Всякими путями Всемилостивый Бог людей спасает. Надо только каяться, исповедоваться.
Сейчас приходят в храм уже даже третьи-четвертые поколения тех, чьи деды-прадеды некогда кощунствовали.
В большом требнике есть специальные молитовки, чтобы снять проклятие с целого рода.
Иначе люди страдают и не понимают, почему…
ПОКАЯНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНЫМ
Одно время ко мне из Нижнего Новгорода ездила семья: мать Агния, а у нее два брата были, и оба бесноватые.
Но сами по себе, по характеру, это очень хорошие люди были. Особенно страдал от одержимости младший брат Алеша.
Он и пил беспробудно, и под машину попадал, и в драке его ножом как-то порезали – это бес его всюду науськивал и бросал.
И вот мать Агния приезжала к нам в Пюхтицкий монастырь, где я тогда был духовником, и рассказывала, как она за него переживает.
– Батюшка,– так жалобно спросит,– как же мне ему помочь?
А у меня был знакомый отец Феодосий – он прожил, кстати, 120 лет. Подвизался на севере.
В свое время он, как, можно сказать, и все верующие, был приговорен к расстрелу.
Да только у палачей просто руки не поднялись: они как увидели его, это уже тогда был точно ангел Божий!
Да еще как поговорили с ним: «Какая же,– думают,– на нем вина может быть?! Нет на нем никакой вины!»
Так и написали ему квиток: приговор приведен в исполнение.
Один из НКВД-шников взял его к себе домой, и отец Феодосий жил у него на даче, трудился.
Дожил так до нашего времени, а это уже 1990-е годы были. Мы с ним вели переписку.
У нас была связным такая Марья Григорьевна. Она ездила к нему. Каждый раз вернется и свидетельствует:
– Да он святой! Прозорливый!
С ней мы передавали записочки отцу Феодосию, о ком помолиться. А однажды туда имя Алексея вписали…
С него тут же, как с гуся, всякая нечистота сошла.
– Что же я делал?! Не понимаю! – вдруг сказал тогда он, явно вернувшись в разум.
Но вся эта грязь еще больше перешла на другого брата – Костю.
Тогда уже он стал особенно страдать от всех этих бесовских козней, сильно его крутило…
– Что же делать? – передали мы вопрос отцу Феодосию.
И он открыл:
– Виноват во всем этом ваш папа.
– А в чем он виноват? – спрашивают.
– После Отечественной войны он шел из Арзамаса к себе домой. Дорогой нашел большую сумму денег.
А потерял их человек, который от безысходности корову-кормилицу продал! Он очень долго потом искал,
где обронил эти деньги. Там какая-то уж очень острая жизненная ситуация была…
И он потом долго проклинал того, по чьей вине этих денег лишился. Нечестно отец поступил, утаив находку.
Потом, когда уже отец покаялся, вспомнив, что действительно такое было, он всячески пытался и спустя годы
загладить свой грех. Помогал храмам. Потому что грех стяжания, неправедного присвоения, тогда только прощается,
когда человек возвращает все обратно в полной мере.
А если украл да обидел кого чем, то Закхей, принятый и похваленный Господом, и вовсе, как сказано, «вчетверо воздал» (см. Лк. 19, 8).
Сколько где украли – столько туда и надо вернуть, а по усердию и больше.
Только после этого покаяние при открытии всего на исповеди станет действительным.
А если человек просто сказал на исповеди, что украл, но ничего не вернул, его грех остается на нем.
Вот и в рассказанном случае только после деятельного покаяния, когда отец все осознал, исповедовал
и исправил, его семья стала исцеляться, дела поправились.
Очень много таких историй мне за свою жизнь слышать приходилось.
НЕ ПРОКЛИНАЙТЕ!
Страшный грех – грех проклятия. Бывает, родители проклинают детей, или жена мужа, или соседи соседей…
Не ведают они, что проклятие может расстроить всю жизнь человека, как сказано в Писании: «проклят ты в делах твоих» (Быт. 3, 17),
и передается из рода в род. Есть проклятые роды, которые из поколения в поколение преследуют несчастья и беды.
От страшного греха проклятия разрешают особым чином, причем на нем должны присутствовать оба: и тот, кто проклял,
и тот, кого прокляли. «Молитвы о клятвах» читаются и над людьми, которые давали обеты, но не исполнили их,
а также в тех случаях, когда человек сам себя проклинал. Например, говорил: «Я работаю как проклятый»;
«жизнь моя проклятая»; «проклятый я человек».
Я сказал это для того, чтобы напомнить, как осторожно нужно относиться к своим делам, словам и помышлениям.
Все оказывает влияние на то, как складываются наши судьбы и судьбы наших детей. Ведь судьба – от слова суд, суд Божий.
Уже в нашей земной жизни совершается предварительный суд Божий над всеми нами».
***
В тех семьях, где родители не венчаны, враг особенно сильно воюет, разоряя заповедь о почитании родителей (см. Исх. 20, 12),
а их в свою очередь подстрекает далее на проклятия детей…
Известен случай, который произошел в Архангельской области, на севере. Мальчик лет тринадцати с дедом, как правило,
пас стадо коров. Чем-то он в то утро досадил матери, и она прокляла его:
– Будь ты проклят за то, что не слушаешься.
Он как всегда пошел на пастбище, дед куда-то отлучился, а к мальчишке приступил демон и говорит:
– Мать сегодня отдала тебя мне. Отныне ты – мой! И я буду поступать с тобой так, как мне надлежит.
Снял с него крест и взял к себе в команду, к бесам: чего они там только не вытворяли…
А отрок был найден якобы мертвым, для видимости вместо него бесы подсунули деревянную шпалу с его портретом,
и такое наваждение на всех навели, что всем казалось, будто в гробу этот отрок.
Стали всей деревней его хоронить, да только лошадям везти эту шпалу было тяжко.
Явился он потом своей матери во сне:
– Мама, я жив. Так как ты изрекла на меня проклятие, я теперь не свой… Но я жив. Ты должна за меня молиться.
Она обратилась к священнику, и они стали молиться. Тогда сын периодами уже являлся, но в нечистых местах: в бане и т. д.
Прошел год или полтора, когда грех она отмолила, демон выкинул сына на то же место, откуда взял:
– Я теперь не имею права тебя держать у себя!
Проклятый вернулся к своим родным и рассказал, какими грязными делами они занимались и как это страшно:
где-то они дом подожгли, в другом месте еще зло такое, что и пересказывать не хочется, учинили…
Надо быть очень острожными в отношении гнилых слов, а тем более проклятий.
ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ
После насаждаемого десятилетиями госатеизма сложно было сразу ввести преподавание в школах Закона Божия.
Но все-таки ради детей надо было постараться! В Грузии, знаю, ввели в свое время Закон Божий в школах,
и преступности у них стало меньше, и с нравственностью куда как лучше дело обстоять стало.
В храмы около 60% грузин каждое воскресенье ходит. А у нас сколько процентов из тех, кто даже называет себя «православными»?
«Куй железо пока горячо». На исходе советской власти души людские устали от той идеологии, которую им подсовывали вместо веры…
Начали бы тогда, хотя бы в 1990-е годы, Закон Божий в школах преподавать,– так бы и через детей родители познали Истину
и почувствовали, как им самим от этого хорошо…
Тогда еще люди чище были, страх Божий при советской власти уже потеряли, но развратили их
уже последние десятилетия вседозволенности, тогда уже и вовсе по своим прихотям жить стали.
Вся эта либеральная пропаганда еще больше отдалила потерявших веру от богоустановленных норм жизни.
Сейчас уже очень трудно людей ко спасению направить.
Человек наделен свободной волей, но одно дело, когда с детства тебе прививают вкус ко всему здоровому и спасительному,
а другое — когда сызмальства травят и развращают. Такому человеку потом очень трудно себя восстановить.
Помните, когда ввели «сухой закон» – запретили водку продавать. Но люди настолько уже привыкли к выпивке,
что не могли уже дальше без этой вонючей водички жить. Причем когда была свободная продажа, они брали себе
одну бутылочку, и им было достаточно. А когда запретили, то стали ящиками закупать…
Приволокут ящик, и на месяц, а то на неделю хватало.
Так же и при отмене советской идеологии: не обретя еще истинной веры, люди пустились во все тяжкие:
экстрасенсы, гороскопы, секты… Такое засилье бесовщины началось! Почему не поторопились с введением Закона Божия в школах?
Скольких бы людей спасти удалось! А сейчас аборты да аборты – смерти детей, а с этими бедными женщинами что будет?
Чего ждать земле, залитой кровью младенцев? Есть грехи, которые смываются только кровью.
Все те несчастья и нестроения, которые еще грядут, только с Божией помощью преодолеть можно.
ЧЕГО ЖДЕТ ОТ НАС ГОСПОДЬ
Но все-таки Россия не потеряет свое значение в мировом масштабе. Потому что Запад уже давно весь развращен.
А Россия была святой, святой она и останется. Все те пороки, которые насаждались нашему народу с Запада,
будут нашим народом осознаны. Люди в них покаются. По-настоящему покаются!
Потому что нас хранит Бог для того, чтобы мы хранили истину Православия!
Достаточно изучить учение Святой Церкви! Да ты лишь заинтересуйся основами православного вероучения
– и Бог сразу же пойдет тебе навстречу! Только призови — и придет на помощь!
«Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18).
Господь и Сам еще призовет наш народ к покаянию. Мы не падаем духом.
Христос восстановит во всей чистоте и славе нашу Святую Русь. Только устроит все Своим путем. Каким?
Некоторым святым старцам это открыто. А для всех это станет явно тогда, когда сами уже всё своими собственными глазами увидите…
Сейчас уже многие процессы подспудно происходят. Я встречался с такими старцами, которые говорили, что дальше будет.
И это вполне согласно с тем, о чем и раньше нас в лике святых ныне уже даже прославленные отцы предупреждали.
***
О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ
Земля должна рождать святых до скончания века. Но, если земля не будет рождать, то Бог, уже в конце, будет посылать с Неба. Придут пророки Илия, Енох, многие из монастырей, которые под землю ушли. Даже из храма святой Софии, что в Константинополе (Стамбуле). Когда мусульмане вошли в Собор, тогда совершалось Богослужение, и пелась Херувимская. Они на коне въехали, и в это время священник, совершив Вход, Царские врата были закрыты, был взят в духовный мир. И сейчас находится там. Но в конце мира всего все христиане при антихристе соберутся в Софии и закончат эту службу, и причастятся Святых Таин Христовых и тогда будет конец. Таинство Святой Евхаристии будет совершаться всегда, до скончания века, а раз Таинство будут совершаться, как говорит свт. Филарет, то и найдутся достойные совершители этого Таинства.
Раз Таинства будут совершаться, то и священнослужители будут, пастыри будут. Нам неизвестно, но если святитель Игнатий Брянчининов писал об оскудении, то это надо понимать в общем – оно идет, оно есть. И мы сейчас видим, как живет наша молодежь, как развиваются пороки: пьянство, наркомания, и все это превращается в Содом и Гоморру.
Но Господь все терпит за счет мучеников, которых в нашей России много, пострадали. И если нечестие увеличивается, всякие казино и другое, то и благодать Божия увеличивается за счет того, что много построено храмов. И какие бы ни были монастыри, в них совершается Божественная Литургия. А если Литургия совершается, то все вокруг освящается: и место это, и все вокруг. Это не голословно: в житии преподобного Петра Афонского рассказывается: когда он первым пришел на Афон, стал первым насельником Святой горы, то были там полчища бесов. Они его гнали, как могли. И он им сказал: Хорошо уйду, но как скажет Божия Матерь, она здесь Хозяйка. И они тут же разлетелись. И как только первая Литургия была совершена – их не было. Вот, что значит – Литургия! Пока Жертва Безкровная будет совершаться, приноситься, все их нечестие никакой силы не будет иметь. Поэтому такая «качка» сейчас идет – Божие – небожие. Божий Дух и не Божий дух. И когда мера весов пересилит, тогда Господь вступит со Своим правосудием, и уже будет Сам лечить людей.
СПЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ТВОРЕНИИ МИРА И ГРЕХОПАДЕНИИ
Спященное Писание объясняет, что Господь Бог сначала сотворил невидимый духовный мир. Бог сотворил все «добро зело» (Быт. 1, 31), все было зело добро у Бога, и цель творения была направлена на славу Творца. Человек был сотворен разумной душой, и по телу он принадлежит материальному миру, а по душе – невидимому духовному миру. Господь его сделал царем природы, которому все должно было подчиняться. И когда, мы знаем, святые очищаются, и приходят в меру возраста своего духовного, то эти звери уже их не кусают, они чувствуют своего хозяина. К преподобному Серафиму Саровскому медведь приходил. Или на арене, куда мучеников бросали львам, а они им ноги лизали, потому что они чувствовали своего хозяина. А когда человек утратил свой первообраз, вследствие своей греховности, то люди стали подобны зверям, и те стали на них нападать и уничтожать. Видимый мир, в котором мы живем или человеческий – это одна сотая часть духовного мира. Как святой Иоанн Златоуст объясняет, что Бог так возлюбил мир, что яко Сына Своего Единородного дал есть нам, да всяк верующий в Него не погибнет, но Им будет иметь жизнь вечную (Ин. 3, 16). То есть Господь Бог и Сын Бога пришел, чтобы спасти сотую погибшую овцу – эта сотая овца – человечество. А девяносто частей – это Ангельский мир. И средь Ангельского мира произошла война. Война произошла на Небе, где есть Ангельское чиноначалие. Мы знаем Архангелов – их девять; престол Святой Троицы окружают Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы – вот такая иерархия. Одним из предстоятелей престола был и Сатаниил, как Гавриил, Михаил, Уриил и все прочие Архангелы. Сатаниил после падения стал сатаной (с евр. – противник), его часть имени – иил – отпала, потому что он возгордился, позавидовал славе Сына Божия. Поэтому самый первый грех на Небе был – зависть.
Она проявилась в том, что когда Господь сверг сатану на покаяние, то он искусил первого человека, и Ева сказала, что Бог не повелел нам есть с этого Древа добра и зла, а сатана сказал, что, если вы вкусите, то «будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Вот сейчас мы и видим себя и добрыми, и лукавыми. «Будете как боги» – эта мысль его, змия, мысль лукавого. И эта мысль – быть богом – была еще там, на Небе. Он был свергнут Богом для того, чтобы покаяться, а он не покаялся, а позавидовал первым людям, искусил их, и они совершили грех, получили проклятие, а через проклятие – смерть. Смерть – это не Божие творение, это греховное последствие. Вот отсюда эта злая сила. Сатаниил был проклят: первый раз, когда захотел быть Бога Денницей («выше звезд Божиих вознесу престол мой» Ис.14, 13), второй – когда искусил первого человека, и Господь сказал ему, что он будет на чреве своем ходить, есть прах во все дни жизни своей (Быт. 3, 14). И когда будет Страшный Суд, Господь возьмет к себе, как обещал, праведных, а кому было проклятие, тем: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Ад и проклятие было уготовано диаволу, а не человеку. Диавол думал, что если он искусит человека, то займет вместо него здесь, на земле, первое место, потому что, вкусившие с запретного древа, умрут, и он будет господином. Его единственное стремление – быть богом на земле. Что потом воплотится в антихристе в конце мира: господство его над миром. Но Бог по своему милосердию продлил жизнь человека, разрушив планы сатаны. И дал обещание, что семя Жены сотрет главу змея. Родится от Девы Спаситель Христос, который избавит людей от греха смерти и проклятия. Ветхозаветный период человечества и наполнен предсказаниями о Спасителе Сыне Божием.
Ветхий Завет есть план искупления Христом человечества, и через пророков этот план предсказан: от Девы родится, когда родится, где родится, какая будет деятельность Христа Спасителя, как и чем она окончится. Поэтому, когда Он взял Богоизбранный народ еврейский, то говорил Апостолам, что все должно совершиться, что писали пророки. Нам сейчас в храме читают Евангелие, и мы знаем, что должно совершится, что будет. Так же и еврейский народ тогда, в ветхозаветное время, ходил в синагоги и знал все о Христе, о своем Мессии, им все было о Христе открыто, но поскольку было вавилонское пленение, оно изменило их понятие о Мессии, потому что, как маленькие народы, они думали: Придет такой царь земной, начальник, пантократор (греч. – вседержитель), который избавит их от политического ига римлян. Иоанн Богослов говорит: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).
Даже Апостолы спрашивали Христа, когда он будет восстанавливать Царство Божие здесь, на земле. А Он им отвечал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поняли те, кто жил чистой духовной жизнью, им было открыто. А те, кто не понял, они совершили злодеяние, сердце их было наполнено злобой, и Он им сказал, что хотел собрать детей своих, как птица собирает птенцов в гнезде, но «вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 37–38). Вы будете рассеяны по всему лице земли, как песок морской. Но Апостол Павел говорит, что Израиль – это остаток, а если корень свят, то и остаток свят. Остаток Израиля спасется. Это было попущено Господом для возбуждения ревности. И не нужно осуждать иудеев, у нас нет права их осуждать, потому что они осуждены Самим Богом на рассеяние. Они придут в себя. Сказано апостолом Павлом, когда определенное число язычников войдет в Царство Небесное, и займет место падших ангелов, которых одна третья часть, потом Господь обратиться к иудеям, и весь Израиль спасется, приняв покаяние. И еще Апостол говорит, что если Бог природных ветвей не пощадил, то пощадит ли вас, если вы будете вести себя недостойно. Мы же, как дикая ветвь. Так пощадит ли нас? Все совершается по Промыслу Божьему (Рим. 11, 16–25).
О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
По-православному, наш Промысл основывается на предведении: Бог как Всеведущий предвидит, кто, как будет пользоваться своей свободной волей. На добро и на зло. И «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). У католиков рок судьбы, что тебе назначено – то и кончено. Назначено тебе – Бог тебя спасет без добровольной твоей собственной воли. А не назначено – не спасет. У нас Бог спасать без нашего желания не будет, без нашего участия. Бог нас спас на кресте без нашего участия, а чтобы спасаться лично, то только по собственной воле, соединяя ее с волей Божией.
О ВОЛЕ БОЖИЕЙ
Она выражена в исполнении заповедей Божиих, в Святом Писании. И, конечно, через священников, через Церковь Христову. Спрашивайте, и своим чадам Церковь поможет. Она должна нас спасти.
Но мы принимаем жизненно важные решения: учиться, жениться, замуж, работа, рождение детей… как здесь увидеть волю Божию, в этих судьбоносных решениях нашей жизни? Как увидеть Промысл Бога лично о тебе? Мы же живем сейчас только по своему хотению, Бог не участвует в нашей жизни.
Это серьезные вопросы, особенно заключение брака. И чтобы не ошибиться, я всегда придерживаюсь правила: посмотреть внимательно, порассуждать. Например, кто-то хочет быть священником, кто-то избирает монашеский путь… Я не спешу с ответом, и говорю, чтобы молились. А другое правило, как у врача, чтобы поставить диагноз, надо рентген пройти, справки всякие. Наш рентген это и есть наши преподобные отцы. Я всегда был с ними в дружбе, и пользовался их советами, и посылал своих чад или к отцу Николаю (Гурьянову), или к отцу Иоанну (Крестьянкину), к отцу Тавриону, застал я еще и отца Кукшу, отправлял к нему, если были какие-то глобальные вопросы. Я смотрел кандидатуру в священника и видел, есть ли на нем благословение Божие. И говорил: «Вот тебе не от меня благословение, а от святого человека. И если какие случаи случатся в твоей жизни, чтобы не возвращаться вспять, искушения будут беспокоить, ты знаешь, что это благословение Божие. И ты твердо должен знать, что это твой путь». И в браке также. Я еще в Семинарии замечал: те студенты, которые заботились и учились «едино на потребу», когда на первое место ставили духовное делание – «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), и ни о чем не думали другом, и когда период учения кончался, решался вопрос монашества или брака, то обязательно Господь посылал хорошую девушку, если семинарист собирался рукополагаться во священника на приход.
Вот и архимандрит Никита* мне рассказывал, отец Никита в Пещерах лежит, он еще духовный сын отца Иоанна Кронштадтского: «Не хотел жениться, и пальцы были больные, и нога. Думаю, закончу учебу и посвящу себя Церкви, и буду служить. Никаких других мыслей не было. А когда пошел к Оптинскому старцу за советом, тот сказал, что тебе, друг, сначала нужно жениться, а потом рукополагаться. А в конце своего времени будешь и ты монахом. А я ни с кем не дружил, как же мне жену найти? И тогда, где жил обратился за помощью к монашечке, она привела меня к старой деве, что она скажет. И жду, чего она скажет. А монашечка ее спрашивает: Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет.А она первым делом спросила:
– Как его звать?
– Петр.
– Петр? Я согласна.
– А почему согласна? Может, он тебе не понравится, может он кривой, может косой?
А ей, оказывается, старец когда-то сказал: «Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Будешь матушкой, а батюшку твоего будут звать Петр». Все и совпало один к одному. Они и жили, двое деток было, дети в Великую Отечественную войну потерялись, остались они вдвоем, вместе в ссылке были, вместе вернулись, обет монашеский исполняли. Она закончила свой земной путь в монашестве Варварой, а он приехал в Печеры, митрофорный протоиерей Петр, а потом стал отцом Никитой, доживал в храмике. Мы с ним дружили, и он мне много рассказывал.
* Старец Архимандрит Никита (Чесноков; 1883–1963).
Однажды отец Никита пошел совершать панихидку, это было его любимое послушание, в Пещерах, там, где матушка Васса, св. Иона покоятся. Там клетчатая дверочка, он вошел в епитрахили с кадильцем, только через порожек, а впереди на стене изображение Печерских святых, большая икона. Вдруг они ожили, и в облаке голубом идут навстречу отцу Никите. Он оторопел, замер, потом он им поклонился, а они ему, и вошли обратно, в стену, в духовный мир. Он пошел, панихидку послужил, никому не говорил. И только потом отцу Алипию рассказал, а тот, когда отец Никита был во гробе, рассказал нам. Суть же видения в том, что его ожидал крест. Когда человека ожидает какой-то крест, терпение, тогда Господь его благодарствует заранее – укрепляет. Вот Серафиму Саровскому Божия Матерь двенадцать раз являлась – вот как хорошо? А это на подвиги нечеловеческие, которые только живой верой можно вынести то, что он вынес. Так и Никита. У него был Афонский Устав: он после Литургии выметал мусор в кельях и выносил его за корпус, а рядом был мостик, и однажды он пошел высыпать мусор, и поскользнулся о бревнышко мостика, упал вниз, метра два с лишним. Сломал ребра, еще что-то. Вот и видение ему было. Господь промышляет о каждом индивидуально. Для того, чтобы правильно устроить свою жизнь, надо к этому серьезно относиться, обдумывать критически важные решения. Особенно брак.
Но есть и другой способ. Когда девушка молится специальной молитвой, она есть в молитвослове, молится, молится, чтобы Господь ей устроил жениха, послал ей хорошего супруга.
***