Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » святитель Николай Сербский


святитель Николай Сербский

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

святитель Николай Сербский
Миссионерские письма

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … ma/3#3_228

Письмо 228 Марко Н.,

о воспитании малых и старых

Пишете, что очень любите детей за их удивительное чувство благодарности, которое у взрослых изрядно притупилось.
Приводите примеры. Приведу и я один пример. Митрополит петербургский Исидор часто рассказывал о том, как,
будучи ребенком, нередко ходил босой. Некий человек сжалился над ним и купил ему за пять копеек лапти.
Это малое благодеяние настолько запечатлелось в душе будущего митрополита, что он спустя пятьдесят лет,
уже став священником, а затем и иерархом, постоянно молился о своем благодетеле, которого звали Петр.

Пишете, что сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны.
Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия — все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе,
дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей
от всех современных соблазнов и искушений. Однако Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети,
не сможете войти в Царство Небесное   ( Мф. 18, 3 ).
То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых и показывает способ их воспитания,
совсем простой способ — брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей,
тоже очень просто: пустите детей приходить ко Мне  ( Мф. 19, 14 ).
Пусть только придут к Нему, а их воспитание — Его дело. Единственная задача родителей — пустить детей к Нему.

Итак, пустите малых приходить ко Христу, и старых к Нему пустите.
Дети в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научатся, но и окрепнут.
Ибо Христос не только наставляет, но и дает благодатную духовную силу исполнять то, чему Он учит.
Христос — вечная молодость, и Он зовет детей и дает им силу не одряхлеть духом и навсегда сохранить радость,
бодрость и крепость духа. Слово Божие не дает духовно состариться.

В противоположность Ему и Его мудрости существует школьное, схоластическое воспитание, все усилия которого
направлены на то, чтобы как можно скорее сделать из детей стариков.  В пример приводятся старики,
старческий образ мыслей прививается как единственно правильный, и детские сердца сморщиваются
от старческого скепсиса и пессимизма.   Вместо того чтобы уподобиться детям, старики делают детей подобными себе.
Сами не войдут они в Царство Небесное и детям войти не дадут. Поэтому и слышим мы повсюду жалобы,
что молодежь переживает депрессию и отчаяние.

Да благословит и ободрит Господь детей наших.

0

2

"Благословляйте проклинающих вас..."
Святитель Николай Сербский


Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

Враги меня толкают в Твои объятия больше, чем приятели.
Приятели привязывали меня к земле, а враги лишали меня земли
и разрушали все мои надежды, связанные с землей.

Враги меня сделали странником в царстве земном и лишним среди земных жителей.
Как  зверь находит лучшее убежище, будучи гоним, чем пребывая в покое, так и я,
гонимый врагами, нашёл надёжное убежище под Твоим покровом, где ни враги,
ни приятели не смогут погубить души моей. Господи, благослови врагов моих,
и я их благословляю и не проклинаю.

Они исповедали грехи мои перед всем миром.
Они меня били, когда я сам себя малодушно щадил.
Они мучали меня, когда я избегал мучений.
Они ругали меня, когда я сам себя начинал хвалить.
Они плевали мне в лицо, когда я начинал высоко думать о себе.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.
Когда я пытался казаться мудрым, они называли меня безумцем.
Когда пытался казаться сильным, они высмеивали меня.
Когда хотел возглавить народ, они оттеснили меня назад.
Когда я спешил обогатиться, они наносили мне удар железной рукой.
Когда собирался мирно поспать, они будили меня.

Когда строил дом на долгие безпечные годы, они разрушали его и прогоняли меня.
Действительно, враги отрешили меня от земного мира и протянули руки мои,
чтобы ухватиться за край Твоей ризы.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.
Благослови и умножи их, и еще более ожесточи против меня,
чтобы бегство мое к Тебе было безвозвратным;
чтобы надежда моя на людей расторглась подобно паутине;
чтобы  смирение полностью воцарилось в душе моей;
чтобы сердце мое стало гробом для двух зол-близнецов: гордости и гнева;
чтобы все мои сокровища собирались только на Небе;
чтобы разом освободиться от самообмана, который спутал меня сетями лукавой жизни.

Враги научили меня – что мало кому известно -  человек не имеет врагов в этом мире, кроме самого себя.
Только тот ненавидит врагов, кто не понял еще, что все враги являются его суровыми  приятелями.
Тяжело мне оценить, кто больше сделал мне добра в этом мире: враги или приятели.
Господи, благослови, поэтому и врагов и приятелей моих.

Раб проклинает врагов по неведению своему, а сын их благословляет, потому что пребывает в ведении.
Знает сын, что враги не могут прикоснуться к его жизни. Поэтому свободно шагай среди врагов и молись о них Богу.
Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

святитель Николай Сербский
Молитвы на озере
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … a-ozere/75

0

3

Вход Господень в Иерусалим.
Святитель Николай Сербский (Велимирович).

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа,
символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося
пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие
Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли...

Одна из самых чудесных подробностей жизни Спасителя была увидена пророком Захарией
сквозь темную пелену времен и описана так: ...ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй,
дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий
на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

А евангелист Лука, очевидец, так описывает это событие: Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников
Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного,
на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас:
«зачем отвязываете?» Скажите ему так: «он надобен Господу».

Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его
сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу,
и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды
свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало
в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь,
грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!

И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им
в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то,
смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!
но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя,
и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то,
что ты не узнал времени посещения твоего.

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им, написано: «дом Мой есть дом молитвы»,
а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины
народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его (Лк. 19: 28-48).

Это описание исторического события, произошедшего двадцать столетий назад, как его приводит очевидец.
Однако это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение
для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую,
а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой
благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя.
Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания
и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта
низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.

Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой
и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа
людская и его употребила для своих дурных целей.

Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души,
хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа
о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.

Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души
– и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество,
но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества.
Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.

Святитель Николай (Велимирович)

+3

4

Сoмнeния и Вepа aпocтoлa Фoмы. Антипасха.

https://www.youtube.com/watch?v=rDuhZM_OQ-o

+1

5

Христос искал в каждом человеке хорошее, а мы ищем злое.
Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, чтобы осудить их.
Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам это приятно.
Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников
еще больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим.
В этом разница. Но ведь и мы можем быть подобны Христу.

(Святитель Николай Сербский)

0

6

Евангелие о чудесном исцелении слепорожденного

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича)


Ин., 34 зач., 9:1-38.

Исцеление слепорожденного

Велик Бог наш, и творит Он чудеса; и нет конца рассказу о чудесах Его.
Нет очей, что увидели бы все чудеса Его; нет языка, который перечислил бы их;
нет ума, который уразумел бы их. Смотрели очи, смотрели - и уснули сном смертным.
Перечислял язык, перечислял - и онемел. Углублялся ум, углублялся - и поблек.
Кто может познать чудеса, не познав сперва Чудотворца?
А кто, увидев Чудотворца, останется жив?

Весь огонь на земле произошел и происходит от солнца, как говорят те, кто занимается
исследованием подобных вещей. Почему солнце само не сошло на землю, но своеобразно воплотилось:
частично в земле, частично в воде, частично в животных? Почему в каждом таком своем частичном
воплощении солнце прикрылось толстою и холодною завесой? Почему все оно не спустилось на землю,
чтобы сделать то же самое, что делают его огонь и его свет, облеченные в тела, в телах уравновешенные?
Потому что если бы оно подошло к земле совсем близко, вся земля бы расплавилась, обратилась в пар и исчезла.
Кто из смертных мог бы оказаться вблизи солнца - и остаться жив?
А солнце является всего-навсего одним из творений Божиих; оно есть мрак в сравнении со светом Божиим.
Так кто мог бы узреть Бога Чудотворца и остаться жив?

Не ясно ли вам, почему Господь наш Иисус Христос должен был скрывать Свое Божественное сияние
под толстым и темным чехлом человеческой плоти?

Ибо иначе кто из людей остался бы жив в присутствии Его?

И более того. Если бы Он не ограничивал проявления Своего Божества, кто из людей был бы спасен
по своей собственной воле, а не по могуществу Его Божества? Воистину, если Господу нашему Иисусу Христу
что-то и было трудно, несомненно, Ему было труднее сдерживать и умерять проявление Своего Божества,
чем проявлять Его.

Именно потому, что Он премудро ограничивал проявление Своей Божественной силы, Его жизнь
на земле была полною гармонией Бога и Человека.

О братия! Христос как Человек есть не меньшее чудо, чем Христос как Бог.
И одно - чудо, и другое - чудо, но оба вместе - чудо из чудес. Однако чудо сие не есть чудо магии,
или волхвования, или ярмарочной ловкости рук; сие есть чудо Божией премудрости,
Божией силы и Божия человеколюбия.

Господь творил чудеса не для славы человеческой. Идет ли кто-нибудь из нас в больницу к безумным,
глухонемым и прокаженным, чтобы стяжать от них славу? Лечит ли пастырь овец своих, чтобы овцы
прославляли его своим блеянием? Господь творил чудеса лишь для того, чтобы милосердно помочь
беспомощным страдальцам и в то же время чрез то показать людям, что к ним, из милосердия и любви, пришел Бог.

И сегодняшнее Евангельское чтение описывает одно из многочисленных чудес Божиих,
чрез кои открывается любовь Христова к страждущим людям и еще раз проявляется Его Божество.

Во время оно Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. До этого рассказывается о том,
как иудеи взяли каменья, чтобы бросить на Господа в самом храме за то, что Он говорил им истину.
Но в то время как злобные иудеи думали только о том, как бы навредить Господу, Сам Он думал лишь о том,
как сделать людям добро. У храма сидел человек, слепой от рождения, и просил милостыни.
Никто из сих злобных гонителей Христа, жалких вождей и старейшин народных, не желал даже
взглянуть на этого несчастного. И если кто-либо из них и бросал ему на колени какую-нибудь мелкую монету,
то скорее напоказ людям, чем из человеколюбия и милосердия. Еще во времена Моисея изрек Бог о людях сих:
они род развращенный; дети, в которых нет верности (Втор.32:20). Милосердный же Господь остановился
рядом с этим человеком, дабы по-настоящему помочь ему.

Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
До того Господь исцелил близ купальни у Овечьих ворот расслабленного и сказал ему:
не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5:14), из чего ясно: человек сей,
болевший долгие годы, навлек на себя страдания своим собственным грехом.
Но случай со слепым от рождения был непонятен, почему ученики и просили объяснить: кто согрешил?
То, что дети часто страдают из-за грехов своих родителей, было ясно всегда. И то, что Бог иногда
попускает детям страдать за грехи их родителей, ясно из Священного Писания (3Цар.11:12; 21:29).
Это может показаться несправедливым лишь тому, кто привык смотреть на людей как на осколки жизни,
полностью отделенные друг от друга. Но тому, кто смотрит на род человеческий как на единый организм,
это не покажется ни несправедливым, ни неестественным. Когда один член, будучи должным, болит,
тогда и прочие, не должные, страдают. Намного труднее объяснить, как и когда рожденный слепым
мог согрешить и сам стать причиною собственной слепоты. Люди простые, ученики предположили
такую возможность, не обдумав ее, как следует, и не зная о существовании какой-либо еще.
В случае сем им казалось самым вероятным, что согрешили родители слепорожденного.
Но помня о словах Христовых, сказанных расслабленному: не греши больше, - они словно связывают
два этих случая и хотят сказать: "Там нам ясно было из Твоих слов, что сам страждущий явился причиною
своих страданий; но можно ли сие применить и здесь? Сам ли этот слепой согрешил или, если не он, тогда,
конечно, родители его?" Если бы Господь в ту минуту поставил ученикам вопрос: "Как, по-вашему,
он мог согрешить, что родился слепым?" - ученики бы оказались в недоумении и могли бы, в крайнем случае,
сослаться на всеобщую греховность рода человеческого по причине греха Адамова, как говорит псалмопевец:
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Намного меньше вероятность того,
что ученики сослались бы на мнение некоторых фарисеев и книжников - мнение не их собственное,
но заимствованное с далекого Востока - будто душа человеческая жила до сего рождения в некоем другом теле
и в той, прежней жизни заслужила награду или наказание, полученные в жизни теперешней.
Ибо вряд ли подобное философское предположение было известно простодушным и правоверным рыбакам
галилейским. - На вопрос учеников Премудрый Равви ответил так:
Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
То есть "согрешил и он, и его родители, но не в том причина слепоты", - как говорит один из святых отцев (Златоуст).
Се, ни об Иове, ни о его родителях не сказано, что они согрешили, и все же он претерпел болезнь столь страшную,
что вынужден был воскликнуть: Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится (Иов.7:5).
Кроме грехов родителей и собственных грехов, должны существовать и иные причины некоторых человеческих страданий
на земле. В случае со слепым от рождения причина состоит в необходимости того, чтобы на нем явились дела Божии.
Блажен тот, на ком являются дела Божии, и он их осознает и использует для спасения своей души. Блажен бедняк,
который, по милости Божией разбогатев и прославившись, почувствовал благодарность за сию милость Божию.
Блажен безнадежный больной, который, получив от Господа исцеление, возносит сердце свое ко Господу как своему
нечаянному и единственному Благодетелю. О, как на каждом из нас ежедневно являются дела Божии!
О, как велика радость всех тех, у коих чрез эти дела Божии отверзлись духовные очи для видения Бога!
О, горе всем тем, кои с руками, переполненными Божиих даров, поворачиваются к Богу спиною и в слепоте
продолжают идти своими темными и суетными путями! На всех нас ежедневно являются дела Божии,
ибо Бог не оставляет нас до самой нашей смерти. Сии дела Божии, явленные на нас, помогают нашему личному спасению.
Но дело Божие, явленное на этом слепорожденном, должно было послужить спасению многих и многих.
Сие дело воистину открыло, что Бог действительно сошел к людям. Сие дело показало, что среди людей намного больше
духовных слепцов, чем телесных. И, кроме того, оно явило то, как мудрый человек, которому Бог дарует телесный дар,
использует его и для обогащения души своей истинною верой. Предвидя все эти плоды исцеления слепорожденного,
Господь, почти в восхищении, говорит Своим ученикам: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того,
чтобы на нем явились дела Божии. Словно хочет сказать: оставьте теперь вопрос, кто согрешил - он ли или кто иной.
Сейчас сие не важно. Если бы и согрешили и он, и родители его, Я мог бы в эту минуту в Себе простить их,
взяв грех их на Себя, и провозгласить им прощение. Все сие ныне второстепенно рядом с тем, что должно явиться.
А явиться на нем должны дела Божии - не одно, но несколько дел Божиих - кои будут вписаны в Евангелие
во спасение многих. Воистину, стократно вознаграждено многолетнее страдание слепорожденного.
Воистину, не лишаются награды своей те, кто за дело Божие страдает хотя бы один день.
Один мудрый толкователь Евангелия говорит по поводу этого слепого: "Кто был слеп и никогда не знал пользы зрения,
ощущает несравненно меньшую печаль, чем тот, кто сперва видел, а затем зрения лишился. Сей человек был слеп,
но затем принял и награду за свою малую и почти неощутимую печаль. Ибо он получил две пары очей: телесные,
коими видел мир вокруг себя, и духовные, коими познавал Создателя мира" (Никифор).

Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
Так глаголет Спаситель ученикам. Этими словами Он объясняет им мотивы дела, которому предстоит явиться на слепом.
Сие есть дело Божие, а не человеческое, хочет сказать Он, а дела Божии суть творческие и чудесные.
Пославший Меня - так Господь говорит из смирения и любви к Отцу - творит таковые дела, и Мне, Сыну Его Единородному,
лишь таковые дела подобает творить. Насилие есть обычай человеческий, но не Мой. Людьми движут зависть и месть,
Мною же - милость и истина. Пусть люди берут каменья, чтобы бросить в Меня, - Я продолжу наделять людей хлебом жизни.
Но доколе так будет? Доколе есть день, то есть пока продолжается время жизни. Приходит ночь, то есть смерть,
когда никто не может делать. Это сказано безлично и не относится к Господу. Ибо Он и по смерти делал дела, сойдя во ад,
разорив его и освободив из него праведных праотцев и угодников Божиих; а по Воскресении Он из невидимого мира
и доныне продолжает творить дивные дела - и продолжит до скончания века. Для Него никогда не может прийти ночь,
когда Он не мог бы делать. Его день охватывает все время и чрез оба берега времени переливается в вечность.
Воистину, доколе Его день, дотоле и будет Он делать, не переставая. Так и люди должны, по Его примеру, делать,
доколе продолжается их день, то есть от рождения до смерти. Ибо придет к людям ночь, то есть смерть, когда никто
из людей больше не сможет делать по своей воле. Правда, святые делают и после смерти, разными способами
принося пользу Церкви Божией на земле и помогая ей; но сие их делание происходит теперь не по их человеческой воле,
но по воле Божией - это Бог делает Свои дела чрез них, из любви к ним, ибо они возлюбили Бога в жизни земной.
Но никто после смерти не может совершить никакого дела, которое могло бы принести ему пользу в ином мире
и хоть сколько-нибудь улучшить его положение там. После смерти никто и ничем не может стяжать заслуги пред Богом,
даже святой не может приобрести заслуг более, чем у него имеется. Ибо заслугу можно стяжать только в этой жизни.
Духовного капитала или духовного банкротства человек добивается на земле. Посему эти слова Спасителя:
приходит ночь, когда никто не может делать, - нельзя использовать как объяснение Его состояния после смерти
или после Воскресения, но должно усвоить как своевременное и серьезное предостережение людям.

Доколе Я в мире, Я свет миру, - говорит Господь о Себе. Чрез Него как чрез Превечное Слово Божие сотворено все,
что сотворено. Чрез Него придан вид как херувимам, кои полны глаз, так и слепому и мертвому праху, их коего получили
облик все земные творения. Он дал свет солнцу, Он дал зрение всему видящему. Но кроме зрения телесного, Он одарил
человека и зрением духовным. Его светом светит солнце; Его зрением смотрят глаза; Его зрением видит и ум человеческий.
Он воистину есть свет миру, с тех пор как существует мир и доколе он существует. И как Спаситель мира, как Бог
в человеческой плоти, Он явился как новый свет миру, дабы разогнать сгустившуюся в мире тьму, осветить помраченный
ум человеческий, возвратить зрение ослепленным грехом; одним словом, дабы быть для людей светом и в жизни и в смерти,
и на земле и на небе, и телесно и духовно. Доколе Я в мире, - сие Он говорит Своим современникам на земле, чтобы
они познали Его как желанный свет и не остались во тьме. Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма (Ин.12:35).
Горе тем, которые видели Его глаза в глаза и не познали Его, и отвергли Его, и остались в могильной тьме своей!
Но сие Он говорит и нам, потому что, вот, и мы являемся Его современниками, ибо Он жив во веки веков.
И ныне на нас подтверждаются Его слова: Доколе Я в мире, Я свет миру. Доколе Он в душе человека, Он свет человеку.
Доколе Он в народе, Он свет народу. Доколе Он в школе, Он свет школе. Доколе Он в мастерской, Он свет мастерской.
А тем местом, откуда Он удалится, овладеет тьма кромешная: душа человеческая без Него превращается в ад;
народ без Него превращается в стаю разъяренных и ненасытных зверей; школа без Него превращается
в отравительницу глупостью; мастерская без Него превращается в дом ропота и ненависти.
А какими же мрачными пещерами отчаяния становятся без Него больницы и тюрьмы!

Воистину, тот, кто когда-нибудь думал о днях жизни своей, о днях без Христа и о днях со Христом,
тот в себе самом находит свидетеля правдивости этих слов Господних: Доколе Я в мире, Я свет миру.
Все то, что Господь до сего времени говорил ученикам Своим, Он говорил в присутствии слепого,
специально для того, чтобы и слепой слышал слова Его. Ибо главною заботой Господа было даровать
слепому духовное зрение. Отверзть человеку очи духовные труднее, нежели телесные, труднее и важнее.
Дабы показать, что телесное зрение даровать легче, а также то, что оно является менее важным,
Господь плюет на землю, делает брение из плюновения и помазывает глаза слепому. Словно говорит:
вот, от презренного плюновения и праха, от презренного брения обретет он телесные глаза и прозреет!
Но как ему прозреть духовно? Думайте о духовном более, нежели о телесном, ибо тело есть одежда и орудие души.
Еще Господь хочет сим напомнить ученикам о создании человека из праха земного. Что Он был Тем Творцом,
Который из праха создал тело человеческое, Он теперь доказывает, создавая из брения глаза слепому.
Еще Господь хочет открыть ученикам, что Его Божественная сила струится из духа Его не только чрез слова Его,
коими Он мертвых воскрешал и многим слепым подавал зрение; и не только чрез руки Его, кои Он возлагал
на больных и делал их здоровыми; и не только чрез край одежды Его, лишь прикоснувшись к коему,
исцелилась кровоточивая женщина; - но даже чрез Его плюновение.

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Но почему Господь посылает слепого на купальню Силоам?
Почему не дает ему зрение сразу, но посылает его, с глазами, помазанными брением, к воде, умыться?
Это единственный случай в Евангелии, когда Господь при чудотворении пользуется сотворенными вещами.
Возможно, тем Господь хотел однажды оказать честь и сотворенной природе. Не лишнее, что люди, болея,
ищут помощи в природных лекарствах и минеральных водах. Но все-таки люди должны знать,
что все лекарства природные и все воды минеральные суть слуги силы Божией. Без этой силы Божией
все лекарства - ничто, и все купальни - стоячая вода. Сколько слепых дотоле умывалось в купальне Силоам,
но без желаемого результата. Сколько раз, безусловно, и сей слепорожденный умывался в ней, но без успеха!
Сила Христова исцелила его, а не купальня Силоам; без силы той он мог бы каждый день умываться
в этой купальне и все-таки возвращаться домой слепым. Силоам, что значит: посланный, - объясняет Евангелист.
Не символизировало ли таинственное имя сей целебной воды Чудотворца, Посланника и Врача Небесного,
Господа нашего Иисуса Христа? Если взять более широкий духовный смысл всего этого события, можно сказать,
что слепорожденный представляет собою род человеческий, а купальня Силоам - Самого Господа,
Который есть Посланный с неба, Посланный, дабы живою водой Духа Святаго чрез Таинство Крещения
возвратить духовное зрение роду человеческому, ослепленному грехом.

И как же кроток и послушен этот слепорожденный человек! Он не только позволяет, чтобы Господь брением
помазал ему глаза, но и так, с помазанными глазами, сразу исполняет повеление и идет на купальню Силоам умыться.
Говоря в присутствии его: Я свет миру, - Господь будит и отверзает дух слепого, дабы в духе его родилась вера.
Теперь же Он учит его послушанию, потому и посылает его на купальню Силоам. Ибо вера не отделима от послушания
. Верующий в Бога быстро и добровольно повинуется воле Божией. О братия мои, и вера нам не слишком поможет,
если мы исполняем волю Божию без послушания и с ропотом! Посмотрите на этого слепого человека: с верою
и послушанием он тут же пошел на Силоам, и умылся, и пришел зрячим! "Если кто-нибудь спросит: как он прозрел, умывшись?
- то не услышит от нас ничего иного, кроме того, что мы не знаем, как сие произошло. Да и какое бы это было чудо,
если бы мы знали? Сего не знал ни Евангелист, ни сам исцеленный" (Златоуст). Впрочем, к чему спрашивать
об этом только в сем случае? Если кому-то хочется задавать вопросы, пусть спрашивает и о других сотнях и тысячах
случаев исцелений Христовых. Пусть спрашивает весь мир, пусть спрашивают все века человеческой истории,
как все это произошло, - они не получат никакого ответа. Сие есть тайна творческая. Даже сам апостол Павел,
который был несомненно ученее и мудрее этого слепца, не смог бы объяснить, как им, Савлом, овладела слепота
и как он прозрел, когда Анания во имя Христово возложил на него руки (Деян.9:9-12) и сделал его Павлом.

А что слепорожденный и сам не знал, каким именно образом он прозрел, видно из его собственных слов.
Когда он возвратился с Силоама зрячим, многие вопрошали друг друга: он ли это или кто-то иной, кто похож на него?
А когда он сказал: это я, - они спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? В ответ он кратко описал
все свершившееся, но не сумел сказать, как прозрел. Я пошел, умылся и прозрел. Когда его повели к фарисеям,
и те его спросили, как он прозрел, он ответил им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Вот все, что он мог сказать, точно и бесстрашно описывая произошедшее событие.

Свет Христов, коим Он освещает мир и просвещает всякого человека, является пред нашими очами в истинном блеске
своем только тогда, когда мы сравним его с тьмою человеческой. А то, что последовало за чудесным исцелением слепого,
воистину представляет собою самую густую и ледяную тьму сердца и ума человеческого, тьму, которая в сегодняшнем
Евангельском чтении лежит как мрачная тень под ярким светом Солнца - Христа. Сие есть страшная тьма слепого сердца
и ума фарисейского. Фарисеи не только не обрадовались тому, что слепой нищий, сидевший у их храма, прозрел,
но даже почувствовали себя оскорбленными и разгневались. Ведь их храм давно уже превратился в караульную будку Субботы,
так же как и вся вера их превратилась в поклонение богине Субботе. Они не спрашивают исцеленного слепца с соучастием:
"Как ты смог прожить столько лет слепым?" - они грубо набрасываются на него, вопрошая, словно стражники:
"Как ты посмел прозреть в субботу? И как Тот, Кто тебя исцелил, посмел сделать сие в субботу?"
Не от Бога Этот Человек, - говорят они, - потому что не хранит субботы. Для них, таким образом, от Бога тот человек,
который всю субботу спит, никуда не выходя из своей комнаты, чтобы не оскверниться каким-нибудь шагом, делом
или прикосновением; а не Тот, Кто в субботу даровал зрение слепорожденному! И по их полуночной логике,
первый святит день субботний, а Второй - нет!

Но поскольку была между ними распря о Христе, они спросили слепорожденного, что он думает.
Он сказал: это пророк. Вероятно, они спрашивали его совсем не для того, чтобы узнать истину,
но для того, чтобы и от него добиться осуждения Христа как нарушителя субботы.
Но слепорожденный отважно свидетельствовал о Христе, сказав о Нем то, что сам считал самым лучшим
и самым сильным в мире. Наилучшими и наисильнейшими среди людей были пророки, о коих он не мог
не слышать и не знать. Так он дотоле думал, потому и ответил: это пророк.

Когда иудеи получили от слепорожденного такой неожиданный и нежелательный ответ, им, в их сердитой немощи,
не оставалось ничего иного, как только отрицать чудо и заявлять, будто они не верят, что этот человек вообще
был слеп и прозрел. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел. То есть они не могли не верить
столь очевидной вещи, но притворились, что не верят, дабы не придать событию сему значения и дабы хоть
сколько-нибудь умалить распространение славы Христа Чудотворца. А что они лишь лицемерно и расчетливо
прикинулись, будто не верят, видно из того, что они призвали родителей прозревшего, чтобы спросить их.
Однако и родителей его они позвали не с намерением разобраться в вопросе и докопаться до несомненной истины,
а с надеждою, что те как-нибудь опровергнут чудо, или поставят его под сомнение, или умалят его значение.
Но родители, хотя и весьма осторожно, потому что боялись старейшин иудейских, подтвердили, что это сын их
и что он родился слепым. А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем.
Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Еще одно разочарование для иудейских
старейшин-богоборцев! Что теперь делать? Что может сделать ходящий во тьме подземной и не желающий выйти
на солнце, если не перебежать из одного темного коридора в другой?

Получив и от родителей такой неожиданный и нежелательный ответ, злобные фарисеи прибегают теперь
к крайнему и самому низкому средству, разрушению совести человеческой. Итак, они вторично призвали человека,
который был слеп, и сделали ему подлое и нечестное предложение. Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек
Тот грешник. То есть: мы, дескать, вопрос полностью изучили и выяснили, что все мы правы, и ты, и мы.
А именно: ты сказал правду, что ты был слеп и прозрел. Но и мы были правы, усомнившись, что тот грешник
отверз тебе очи. Мы знаем, что Он грешник и что Он не мог сего сделать. Но поскольку это уже совершено,
то мы и пришли к выводу, что это мог совершить только Бог. И потому: воздай славу Богу, а от грешника сего
отрекись и больше не имей с Ним дела.

Безумные иудеи! Они в ослеплении своем не смогли увидеть, что, не признавая Христа, они, по сути, исповедали Его Богом.
Воздай славу Богу - только Бог мог сотворить сие. Но Господь наш Иисус Христос сотворил сие.
Значит, Господь наш Иисус Христос есть Бог!

Весьма мудро отвечает слепорожденный лицемерным фарисеям: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Он хочет сказать: я человек простой и неученый, а вы люди ученые и искусные в спорах о греховности и безгрешности.
Вы моего Исцелителя мерите субботою, а я - чудом. Грешен ли Он и насколько, по вашему субботническому мерилу,
я не знаю. Я знаю лишь о чуде, которое Он явил на мне и которое для меня значит столько же, сколько и сотворение мира.
Ибо, пока Он не отверз мои очи, мир сей для меня как бы и не существовал.

После того как фарисеи пробежали по всем своим темным подземным коридорам, им некуда было больше повернуть;
и они, встав на одном месте, спросили слепорожденного: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
Но и эти вопросы они поставили с коварным лукавством, надеясь услышать от человека прозревшего что-нибудь новое,
что-нибудь, что могло бы помочь им умалить чудо или обвинить Христа. Но человеку сему, простому и искреннему
в своих суждениях, не могло наконец не опротиветь это низкое интриганство народных старейшин, к которым он ранее,
близко с ними не сталкиваясь, должно быть, ощущал известное почтение. И потому он отвечает им с досадою:
я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?
Более резкого и решительного ответа он действительно дать не мог. После такого ответа нападающие
заняли оборонительную позицию:
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог;
Сего же не знаем, откуда Он. Они оправдываются, ссылаясь на Моисея; они хвалятся Моисеем.
Он якобы является их учителем, а они - его учениками. Но по вопросу сему Господь достаточно ясно высказался ранее.
На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, которые любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах,
которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся (Мф.23; Лк.11:40-54). Вот какие они Моисеевы ученики!
И еще сказал им Господь: Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону (Ин.7:19).
Не исполняя закона Моисеева и нарушая его своим лицемерием и грабежом, они не только престали быть Моисеевыми учениками,
но и именно по отношению к самому Моисею стали изменниками и преступниками. Потому и Моисей перестал быть их учителем
и сделался их обвинителем пред Богом. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей,
на которого вы уповаете (Ин.5:45). Тщетно вы уповаете на Моисея, в то же время разрушая самые основания его закона.
Но и это ваше упование на Моисея фальшивое; на деле вы уповаете лишь на свою власть и богатство, и больше ни на что.
Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин.5:46; Втор.18:15-19).
Но поскольку прилепившиеся к земле души фарисейские не могли более верить даже Моисею, тем паче они не могли
поверить Господу нашему Иисусу Христу. Посмотрите же, как эти фарисеи, мнимые Моисеевы ученики, используют ложь.
Простому и наивному нищему они говорят о Господе: Сего же не знаем, откуда Он. Весьма хорошо они знали, откуда Господь.
Если все прочие жители Иерусалима знали, откуда Господь, то тем более сии гонители Его, начальники и вожди народные,
не могли не знать этого. Се, жители Иерусалима говорили: Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет,
никто не будет знать, откуда Он (Ин.7:23). Итак, фарисеи или знали, откуда Господь, или не знали.
Если они знали - как знали и прочие в Иерусалиме - значит, они обманули слепорожденного, сказав ему: Сего же не знаем, откуда Он.
Если же они не знали, если после такого шпионства, таких споров, таких гонений, такого шума вокруг Него, Его происхождения,
Его речей и Его дел они все-таки никак не могли узнать, откуда Он, тогда, следовательно, Он есть Христос.
Ибо существовало откуда-то взявшееся верование: Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
Видите, как вновь подтверждается слово пророческое: Падут во мрежу свою грешницы.

Между тем, нищему при виде всего этого не могла не открыться отчаянная моральная слабость и ничтожество сих жалких народных старейшин. Потому он становится все решительнее в разговоре с ними и все свободнее в исповедании Господа. На последние их слова он отвечает им так: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. То есть: какие же вы вожди и старейшины народные, если все обрядные мелочи вы знаете, но не знаете о Человеке, Который сотворил со мною такое великое чудо? Кто и должен знать, если не вы, сидящие на Моисеевом седалище? Кто может объяснить людям явление Человека Сего, если не вы, каждую субботу толкующие народу Моисея и пророков? - И затем продолжает этот некнижный человек учить мнимых учителей народных, говоря:
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Словами сими отвечает простой человек на слова фарисеев: мы знаем, что Человек Тот грешник. Теперь прозревший человек говорит им на это: Но мы знаем, что грешников Бог не слушает. В Священном Писании нет примеров того, чтобы Бог послушал какого-либо грешника и по его молитве сотворил хотя бы самое маленькое чудо. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис.1:15). И Саул во грехах своих тщетно молился Богу: Бог не хотел его услышать. Грешников Бог не слушает, тем паче не совершает чрез них чудес, за исключением тех случаев, когда грешники истинно покаются, и слезами омоют грех свой, и возненавидят беззакония свои, и решатся творить волю Божию - и так, в покаянии и с решимостью, припадут к Богу в сердечной молитве. Тогда Бог прощает их - как простил Он женщину грешницу, и мытаря Закхея, и разбойника на кресте - и тогда они перестают быть грешниками. Но и тогда Господь слушает их не как грешников, а как кающихся. Грешников же, кои молятся Богу, оставаясь во грехах своих, Бог не слушает. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит (Притч.15:29).
И затем, после того как этот некнижный человек научил мнимых учителей: кого Бог слушает, а кого нет, - он именует Христа Величайшим Чудотворцем в истории мира: От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Так превозносит исцеленный человек своего Исцелителя. Тем он решительно являет себя Его последователем. И тем дает фарисеям понять, что напрасны все их интриганские попытки не признать или умалить чудо и убедить его в своем мнении, будто Господь - грешник.
В ответ на последние слова исцеленного нищего фарисеи сказали ему:
Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. В своей злобной немощи лицемерие и ложь всегда в конце концов прибегают к насилию. Фарисеи, увидев, что они во всех отношениях побеждены и что все их попытки не имели успеха, теперь, разъяренные и посрамленные, бранят этого простодушного и правдивого человека, называют его страшным грешником и выгоняют вон.
До сих пор Евангелист описывает ту густую и мрачную тень, которая в лице фарисеев показалась сразу же после явления дивного света Христа Спасителя и Его Божественного дела. Свет есть истина, тень есть тьма; свет есть человеколюбие, тень есть ненависть; свет есть сила, тень есть бессилие.
Но, начав сегодняшнее Евангельское чтение светом, Евангелист и завершает его светом, светом, а не тенью. Господь наш Иисус Христос, Который после совершенного чуда удалился, оставляя исцеленного на некоторое время одного, дабы тот преодолевал искушения от фарисеев и стоял за истину против лжи, ныне снова появляется и идет в сретение тому, кого Он желает спасти до конца.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Исцеленный слепец хорошо выдержал первое испытание, то есть показал свою кротость и послушание, когда Господь послал его с помазанными очами умыться в купальне Силоам. Это было испытание на послушание. Затем он хорошо прошел и второе испытание, показав свою стойкость в искушениях и не пожелав предать Господа из-за лжи фарисейской. Это испытание искушениями. Теперь же Господь подвергает его третьему и последнему испытанию, главнейшему испытанию правой веры. Ты веруешь ли в Сына Божия? Он познал Христа как Чудотворца. Он пред фарисеями назвал Его пророком, ибо не знал большего имени, коим мог бы Его назвать. Он еще не умеет назвать Его Сыном Божиим. Во всем послушный Господу, как своему Величайшему Благодетелю под солнцем, он желает услышать от Него, кто есть Сын Божий, чтобы веровать в Него.
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. Кротко и нежно разговаривает Господь со спасаемым Им, словно добрый врач с выздоравливающим больным. Потому и не повелевает ему: "Веруй в Меня!" - и не навязывается ему со словами: "Я - Сын Божий!"; но глаголет ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Человеку, существу свободному и разумному, Господь дает время, чтобы тот сам подумал и сам определился. И как только исцеленный человек услышал о сем достоинстве своего Исцелителя, достоинстве высшем, нежели пророческое, он тут же радостно воскликнул: верую, Господи! И не языком лишь воскликнул, но и поклонился Ему, как бы для того, чтобы этим еще более засвидетельствовать свою веру. ("Тем он исповедал Его Божественное могущество: дабы не подумали, будто он только на словах изрек сие, он добавляет и дело" (то есть кланяется Господу). Златоуст.) И как до того отверзлись его телесные очи, так и ныне отверзлись его очи духовные. И теперь он взирал и духовными, и телесными очами и видел пред собою Богочеловека, Бога в человеческой плоти.
Воистину, велик Бог наш, и творит Он чудеса; и нет конца рассказу о чудесах Его. Веруем и мы, Господи Иисусе Христе, Спаситель наш; веруем, что Ты - Сын Бога живаго и свет миру. И поклоняемся Тебе, Сладчайший Иисусе, вместе с соборами ангелов и святых на небесах и со всею Церковью Твоею на земле, Тебе и Отцу Твоему и Святому Духу - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай (Велимирович)

https://pravoslavie.ru/46771.html

+1

7

О войнах

главная причина войн – надменное превозношение человека над человеком и народа над народом.
От кичащегося высокомерия омрачается ум, и люди не видят Бога.
А как только они потеряют Бога из виду, тотчас утрачивают сознание того, что человек человеку брат.

О революциях

«Коль хочешь добиться свободы революцией – сначала подними революцию против самого себя
и тогда увидишь, что все остальные революции излишни».

( https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … mirovicha/ )

Война – это, безусловно, яд; но яд способен как умерщвлять, так и лечить, омолаживать».
Бог попускает ужасную войну, чтобы предотвратить гораздо большую беду, навстречу которой идут люди,
– окончательное угашение духа и окончательную смерть души.
Поэтому главная цель войны  –  научить людей ценить человека больше материального богатства.

+3

8

Как точно сказано, в последнем абзаце! Наверное, никогда ещё, люди не были так помешаны на "чтоб было всё как у людей", как в наше время. Не насыщается человек ничем

+4

9

vik.mi.67 написал(а):

Наверное, никогда ещё, люди не были так помешаны на "чтоб было всё как у людей", как в наше время. Не насыщается человек ничем

Рождение катастроф.

« Отец Антоний, — выдержав паузу, начал я, — но мир устроен по достаточно жестким законам.
Понятно уже сейчас духовное разложение из-за отхода от закона Божьего.
Но все же, как это может влиять собственно на землю, на возможность катастроф и всех иных катаклизмов? ».

«Катаклизмов, говоришь? — старец усмехнулся, — И где только эти слова откапывают новомодные мудрецы!
Нет никаких катаклизмов, равно как и всех иных «измов». Как ты там еще сказал, — старец усмехнулся,
— «по достаточно жестким законам»?! Нет, мил ты мой человек, истина не может быть расплывчатой — достаточно, недостаточно…
Закон Божий, это не закон человеческий, который, знаешь, что дышло. Закон Божий он неизменен и не может быть достаточным или нет.
Да-да, нет-нет, а все остальное от диавола, ни каких разночтений.
Закон вечный, закон неизменный, закон нерушимый.

Да, Творец, Создатель мира, существующего по этому закону, мог вносить изменения, нарушать,
так сказать, порядок вещей, не нанося при том вреда созданию. Но только Он.

Каждый же из нас, пытающийся нарушить закон существования мира, угнетает и разрушает обитель своего временного пребывания.
А в основе всего закона лежит достаточность.  Строит человек себе дом больше необхо­димого
— вырубит для постройки, а потом для отопления лишние древа.
Город — еще хуже, вроде бы и удобно, хорошо, но человек живет в мертвом мире не ощущая себя частью созданной Богом природы.
Только в городе обе­зумевший разум мог родить чудовищные по смыслу слова: «Человек — это звучит гордо».
А все потому, что города изначально созданы попирать и уничтожать живое творение Божие от простой былины до царя природы.

Где неповрежденное мироощущение; где труд, как праздник жизни; где работа физическая от рассеяния?
Нет, не мертвая фабричная, убивающая и душу и тело. Это не та, которую имеет крестьянин,
трудящийся для рождения жизни нового семени, нового племени. Но и крестьянин стремится
взять от земли больше необходимого. И машины, и наряды, и пиршества неумеренные.
Вот эти неумеренности и рождают твои катаклизмы!

Чаще всего, когда говоришь о будущем, раздается один вопрос:
«Что, Бог так немилосерден, что способен погубить все народы?»

Губит людей не Господь, а дьявольская неумеренность во всем.

Денница на каком месте величия находился, а позарился на большее, на место Бога.
Неумеренность сгубила и его и наших прародителей. …

Все имели, а хотелось «стать как Боги». Плоды всего райского сада были доступны и благо­словлены для потребления,
но какое-то одно яблоко оказалось более вожделенным, чем повиновение Творцу и блаженство общения с Ним!
Вот она, эта страшная адская неумеренность.

Сатана и все черные ангелы его – воплощение неумеренности не только в упоении пороками,
но и в необузданном стремлении поглощения душ человеческих.

Сатана и все черные ангелы его — воплощение неумеренности не только в упоении пороками,
но необузданном стремлении поглощения душ человеческих.

Смотри, Христос говорит лишь о малом стаде спасении о том, что при Втором Страшном пришествии
едва ли одну душу верующую найдет. И это говорит Бог Который Себя предал на поносную смерть
ради спасения этой единственной души, ибо тесен путь спасения, узка и терниста дорога к райскому блаженству.
Насильно никто человека не принуждает следовать по ней. А истина тесна поелику она не допускает отклонений,
не приемлет суеты человеческих суемудрии.

Совсем другим отличается дорога к аду, она широка Тут позволительно все, что уводит от пути праведности.
Полная свобода… для греха и греховности! Свобода для заблуждений и суемудрии, для своеволия и праздно
— словия, праздности и похоти, чревоугодничества и пьянства. Все на виду и все кажется открытым, все, кроме истины.
Причем, чем дальше человек отошел от тернистого пути праведности, тем меньше у него возможности обрести правильный взгляд на мир.


"Беседы и наставления старца Антония"

+1

10

vik.mi.67 написал(а):

Как точно сказано, в последнем абзаце! Наверное, никогда ещё, люди не были так помешаны на "чтоб было всё как у людей", как в наше время. Не насыщается человек ничем



День Господа

«Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею
и истребить с нее грешников ее. Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота» (Ис. 13:9, 12).

Многие не чувствуют существованияя воздуха пока не подует ветер.
Некоторые не задумываются о существовании света, пока не наступит мрак.
Так и многие христиане не чувствовали присутствия Бога до тех пор пока не взвился бурный порыв ветра войны;
не задумывались о Боге пока им светил мир и улыбалось счастье. Но когда поднялся вихрь войны,
когда объединились все силы зла и покрыли все тьмою, люди уже ни о чем другом, кроме как о Боге думать не могли.

День Господень! В Священном Писании, то, что для людей ночь, страшная ночь, кровь и дым, страх и ужас,
кровь и муки, пламя и гибель, вопль и крик, все это названо днем Господним. Спросите ли, как это возможно?
Почему? Потому, что именно в таких обстоятельствах, пресыщенные и потерявшие образ Божий, в полноте осознают,
что Бог – все, а они – ничто. Самолюбивые покрываются стыдом, надменные опускают глаза, богатые ходят
с пустыми карманами, князья желают, чтобы удостоил их разговором хотя бы полицейский оккупант,
нерадивые священники рыдают перед разрушенными храмами, некогда капризные жены, в грязных лохмотьях,
варят на обед собачатину. И все они об одном думают о величине Божественного величия и о ничтожестве праха человеческого.

Вот почему та страшная ночь названа днем Господним. Ибо в день сей Господь Себя являет.
Пока длился спокойный день человеческий, человек не вспоминал о Боге, даже превозносил себя над Ним
и насмехался над верующими, смеялся над теми, кто звал их молиться, в храм. Когда же настает страшный день Господень,
все люди возращаются к Господу, признают власть Божию, распрашивают о церкви, почитают священство,
начинают читать духовные книги, со стыдом вздыхают о своем прошлом, каются в грехах, творят милостыню,
помогают больным, постятся, причащаются, ибо понимают, что близка их смерть и близок тот мир,
где день Господень – благой, светлый, радостный и вечный.

Сделаю, говорит Господь устами пророка Исайи, сделаю, что «человек будет дороже чистого золота Офирского»,
то есть самого чистого и дорогого. Вот, братья, в чем смысл всех несчастий, которые Господь попускает миру.
Чтобы сделать человека ценнее и дороже золота.

Знаете ли, братья, почему Господь небесный попустил миру в наши дни все эти военные ужасы,
с которыми можно сравнить лишь ужасы ада? Потому что ценность человека упала и стала ниже ценности золота.

А это противоречит замыслу Божьему о человеке, а все, что противоречит ему должно лопнуть, исчезнуть, умереть.
В нашей стране золото стало цениться выше человека. Потому на нее и обрушился грозный бич войны, бич,
сплетенный из всех зол и бед, словно из змей огненных.
Для того, чтобы мы научились ценить Бога выше человека и человека выше золота.

Когда зарождалась Сербия, великие люди жили в небольших домах. Когда Сербию заменила Югославия,
маленькие люди стали жить в огромных палатах. Все войско Карагеоргия, поднявшее восстание против турок,
могло бы поместиться в дом какого-нибудь югославского вельможи из Белграда. Народ роптал, но постепенно
сам пошел стопами своих вельмож, златолюбивых человеконенавистиников.
Из-за денег убивали людей, жгли дома, заключались невенчаные браки, разделялись общины, создавались партии,
враждовали братья, поносилось имя сербское, отвергалась вера, предавались святыни, продавалось отечество.
Вот почему должно было придти страшному дню Господню, братья мои, и к нам.

А теперь, блаженны мы, если научились ценить человека выше золота, выше богатства, выше славы,
выше звезд, выше всей вселенной, которую Создатель даровал человеку, тогда не напрасны наши страдания,
тогда мы будет сильными и счастливыми, и станем жить в мире и покое, в любви и взаимном уважении,
славя Бога Троического, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков.
Аминь.


святитель Николай Сербский ( Велимирович )
СКВОЗЬ ТЮРЕМНОЕ ОКНО
(послания сербскому народу из концлагеря Дахау)
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … -okno/#0_4

+2

11

...  вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе.
Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет,
но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется.

И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо;
и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад.
Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным; а не родственное отвергает.
Материя покоряется духу настолько, насколько душа человеческая исполнена Божиим Духом.

https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1659
https://www.odigitria.by/2019/06/06/voz … irovich-3/

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » святитель Николай Сербский