ИЗ КНИГ "СТЯЖАВШАЯ ЛЮБОВЬ"
Не менее важна для нас сегодня позиция матушки Алипии по отношению к церковному расколу 1992 года. События, казалось бы, далекие по времени, побудили Старицу неоднократно высказываться по данному вопросу. Как и сама личность "митрополита" Филарета (Денисенко), так и его действия, не раз были темой бесед матушки Алипии со своими духовными чадами. Старица предупреждала о межконфессиональном конфликте, разделившем общество Украины на части, и своей прозорливостью убеждала не поддаваться искушению и разобраться — где же истина. Мнение авторитетного святого человека, устами которого говорит Бог, необходимо для симпатизирующих противоположным сторонам конфликта, а также уберегает общество от слияния понятий национальная религия и национализм, потому что от этой подмены религия теряет свое духовное содержание.
Вот что говорила Старица одной монахине: "Предсказала Матушка раскол, что храмы заберут, церковь будет в поругании. Священников будут преследовать и даже будут жертвы. Матушка мне говорила: "Слушай, что я тебе скажу. Спасение только в истинной Православной канонической церкви". Приехав домой, я рассказала всем своим знакомым священникам какое нас ждет бедствие. В то время мне никто не хотел верить. Они твердили, что такого быть не может, но когда исполнилось пророчество, то с горечью о нем вспоминают".
* * *
Особое недоумение у почитателей вызывало отношение матушки Алипии к бывшему тогда киевскому митрополиту Филарету. Она неоднократно предсказывала, что он заберет храмы, что будет раскол. Когда «митрополит» Филарет служил в Вознесенском храме, матушка Алипия при всем народе громко обличила его: «Славен, славен, а мужиком умрешь». То есть дала понять, что с него снимут сан и монашество. Одной монахине она сказала, чтобы передала всем своим знакомым, что будет раскол и истинная церковь будет в поругании, но «спасение только в канонической православной церкви».
Особой болью матушки Алипии была чернобыльская катастрофа, которая в течение года перед трагедией волновала ее душу и подвигала к усиленному молению. Она неоднократно говорила о том, что будет трагедия. Она называла ее пожаром, говорила, что затравят землю, воду, воздух, что она случится на Страстной неделе, что это произойдет в Полесской стороне. Говорила о том, что «атом идет на Киев». От всего сердца она молилась, чтобы Господь ослабил последствия трагедии. По некоторым свидетельствам Матушка обходила Киев с молитвой, ограждая его от смертоносного действия радиации.
Особое место занимает в жизни Матушки тема перемены календаря. Такая тенденция сейчас уже имеет место в православном мире. Предсказание старицы сбылось. Перед кончиной Матушка сдвинула календарь, так что у нее уже был пост, когда еще не было поста, или у всех был пост, а у нее уже Пасха. Действия юродивого всегда направлены на то, чтобы заставить людей одуматься и увидеть свои же заблуждения со стороны. Некоторые соблазнялись, но старица, исполняя веление Божие, не обращала на это никакого внимания и терпела осуждение. Через некоторое время Матушка снова стала поститься как все.
* * *
Много говорила матушка Алипия о бывшем митрополите Филарете. Каждый год в артосную субботу Светлой седмицы "митрополит" Филарет служил в нашем храме литургию и раздавал народу артос. Матушка же всегда кричала ему: "Раскольник! Раскольник!" Конечно, клир храма и староста были напуганы таким поведением Старицы и старались куда-нибудь отвести Матушку — завуалировать конфуз.
А однажды во дворе собрались люди — ожидают выхода митрополита. Провожают. Тут также матушка Алипия заходит во двор храма и при всех говорит: "Славен, славен, а мужиком умрет". И вот судите теперь — правду ли говорила матушка Алипия? Поистине правду сказала — уже он мужик. Сняли все. Но только он этого не понимает. События 1992 года раскрыли смысл действий Старицы.
* * *
После Чернобыльской аварии, через два-три дня мы поехали в Голосеево. Там собрался народ, были монахини из Флоровского монастыря. Кто-то принес большую свежую рыбу. Одна монахиня отказывалась от этой рыбы, боялась радиации, доказывала, что не будет ее кушать. Матушка поджарила ее и предложила всем на трапезу со словами: "Ешьте все подряд, и все будет хорошо, — а когда все поели, она и говорит, — там под землей такие трубы тянут!" И позже я уже прочитал, что действительно, трубы тянули к реактору.
Интересный разговор произошел у меня с одним верующим в присутствии Матушки. Она была в кельи, я сидел во дворе и завел с ним спор о царе Николае II. Тут проходила мимо нас Старица и мы решили ее спросить, что она думает по этому поводу: "Матушка, а царь Николай — святой?" Блаженная безбоязненно ответила нам, несмотря ни на какие идеологические догмы советского времени: "Святой он! Я его видел!” Эти слова, сказанные Матушкой, положили конец всем нашим спорам.
* * *
Много говорила Матушка о Чернобыле. Свидетельницей этому была и я: "Ой, чего будет! Автобусы! Люди кричат! Гонят их, люди голые, дети голые, кричат! Ой, чего будет!” Моя подруга Валентина, с которой мы пришли к Старице, родом была из Полесья. Матушка посмотрела на нее и уточнила, где будет происходить то страшное событие, о котором она говорила: "Там, недалеко от тебя”. Все исполнилось в точности, когда в течение нескольких дней всех жителей города Чернобыля и его окрестностей эвакуировали. Люди покидали свои дома безвозвратно. Так точно матушка Алипия предсказала те события. Тогда мы удивлялись. Валентина переживала — может быть это у мамы в Полесье пожар какой-то будет? А я ей отвечаю: "А чего же люди в автобусах? А может быть, это на Пасху будут всех из храмов забирать", — время было еще советское. Мы так ничего и не поняли. А когда вскоре произошла чернобыльская трагедия, все, что Матушка говорила, подтвердилось. Об этом писали в газетах.
* * *
Задолго до Чернобыля Матушка стала говорить непонятные вещи, что атом идет на Киев. За неделю до Пасхи мы с сестрами говорим ей торжественно: "Ой, скоро Пасха!" А она отвечает: "Будет вам Пасха — горе великое будет!" И еще говорила: "Ой, подвалы горят, ой как горят, потушить не могут". Когда все произошло, Матушка уезжать никому не велела, оберегая народ от создавшейся паники.
Как-то заговорили об Антихристе. Я говорю: "Ой, как страшно, что же будет?" Матушка наклонилась ко мне и говорит так шепотом: "Не бойся! Матерь Божия покроет своих". Это, конечно, очень утешительно. Старица ободряла нас и призывала ничего не бояться в жизни, а нести свой крест достойно, без малодушия. Ее слова особо вспоминаются мне теперь на фоне всеобщего хаоса и, можно сказать, некоторого психоза, который охватил христиан по этому поводу. Нам нужно почаще вспоминать новомучеников и исповедников российских, которые в гораздо более трудные времена сохраняли спокойствие и присутствие духа, были тверды и мужественны.
* * *
Однажды мы шли с матушкой Алипией мимо Голосеевской пустыни, которая сейчас уже открыта. И она показывает на это место: "Девки, смотрите — тут еще будет монастырь и служба". А мы подумали: "Как же здесь будет служба? В таких руинах?" И вот прошло время — сейчас, слава Богу, монастырь восстанавливается, идет служба, монахи приносят молитвы Богу, и предсказание матушки Алипии исполнилось. Прославлен преподобный Алексей Шепелев, к которому Матушка всегда, когда мы приходили к ней, посылала поклониться. Только после того, как мы посещали место его упокоения, Старица начинала беседовать с нами.
* * *
Вспоминаю душевную тревогу и боль Матушки незадолго до Чернобыля. Я пришла к ней, а она как начала кричать: "Подвалы горят! Золотко, подвалы горят! Людей сколько погибает!" И буквально через два месяца эти слова получили реальное объяснение.
* * *
Предсказала Матушка раскол, что храмы заберут, истинная церковь будет в поругании. Священников истинных будут преследовать и даже будут жертвы. Матушка мне говорила: "Слушай, что я тебе скажу. Спасение только в истинной Православной канонической церкви". Приехав домой, я рассказала всем своим знакомым священникам какое нас ждет бедствие. В то время мне никто не хотел верить. Они твердили, что такого быть не может, но когда исполнилось пророчество, то с горечью о нем вспоминают.
"Будет большой взрыв, и многие погибнут", — так сказала она мне однажды. Указала месяц и число. Я своей грешной душой подумала, что бомбу бросят, но Матушка говорила о чернобыльской катастрофе.
Однажды я спросила ее: "Как спастись?" Матушка ответила: "Никогда не осуждай и спасешься".
* * *
Однажды был разговор о моем племяннике. Он находился в Павловской больнице. Матушка спросила: "Где живет его мать? Нужно, чтобы мать читала псалтирь и носила панихиды". Я подумала: "Я молюсь здесь, но что же покойники помогут?" Матушка помолчала и тут же ответила на мои мысли: "На земле люди 10% веруют, а 90% не веруют, а на небе 100% веруют, потому что видят, слышат и знают".
Задолго до Чернобыльской аварии Матушка все кричала: "Тушите огонь! Не пускайте газ! Господи! Что будет на Страстной неделе!" Ночью 25 апреля она ходила по улице и кричала: "Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!" Духом Святым Матушке было открыто духовное значение страшной чернобыльской трагедии и как избранная Господом Богом быть ходатаицей за народ, она приносила усиленные моления о смягчении последствий этого всенародного испытания.
Однажды мы говорили с Матушкой. Она вдруг, указав рукой на территорию, на которой находился ее дом, сказала: "Здесь похоронены три старца". В то время это изречение показалось мне совершенно непонятным, и я оставила его без внимания. С течением времени тайна этих слов открылась. Прошло время. Матушка скончалась. Домик ее был разрушен и на месте, где он находился, осенью 2004 года начались строительные работы по возведению часовни. Экскаватор копал яму для глубокого фундамента 16-метровой часовни. В этот момент был снят слой земли, и взорам всех открылись шесть черепов похороненных в этом месте монахов. Чудом Господним экскаватор не затронул самих скелетов, и они так и оставались полностью в земле. Видны были только черепа. Немедленно сообщили настоятелю монастырь о случившемся. По проекту далее копать было не нужно, поэтому захоронения так и оставили почивать там, где они и находились. Господь подтвердил правдивость слов матушки Алипии. Кто из шести почивших монахов был назван ею старцем, знает только Господь. Но факт ее прозорливости налицо. О существовании на месте жилых домов древнего кладбища никто не предполагал. По воле Господней матушка Алипия подвизалась на святом месте, молитвой соединяясь с почившими старцами. Когда мне сказали о том, что нашли захоронения, только тогда я отчетливо вспомнила о словах Матушки. Я еще больше убедилась, что она была великой старицей и Господь был с ней.
* * *
Воспитывая сына, мне приходилось много работать, я собирала деньги и переводила на сберкнижку. Но Матушка предупредила меня: "Пропадут деньги". Но я не поняла ее тогда и в результате инфляции, которую никто не ожидал, деньги мои, как и у всех, пропали.
Как-то Матушка мне сказала: "Здесь построят церковь", — указывая на местность, на которой стоял ее дом. Я знаю и верю, что ее слова не произнесены даром.
* * *
Однажды я прихожу к Матушке, а она поет Интернационал. Пропела его так красиво, выразительно. А особенно громко и четко: "Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов". Я думаю — и к чему бы это? Наверное, где-то произойдет какой-то переворот.
Вскоре страну нашу ознаменовала эпоха "перестройки", когда, действительно, как бы от "проклятья" все встали на путь перестраивания и переделывания — "мир голодных и рабов". Ничто не звучало напрасно в устах Христа ради юродивой.
* * *
Нечестивых людей чаще всего называла "Цыган" или "Анка", советскую власть называла "троцкистами", благочестивым женщинам давала имя Елизавета, также часто она очень тонко подмечала характерную сторону души человека и могла дать ему имя, полностью соответствующее его духовной настроенности. Часто ее действия, непонятные посетителям, носили символический характер.
Неоднократно слышала я предсказания о бывшем митрополите Филарете. Однажды мы спросили ее о нем, а она встала и пошла по келии, широко расставив ноги и переступая большими шагами, сказала: "Вот как он поставит во все церкви ноги свои, вот как поставит!" — предсказывая нам, что митрополит предаст Православие и в его ведение отойдет много храмов. Часто Матушка называла бывшего митрополита Филарета "цыганом".
Если мы после Причастия приходили после службы к Старице, она была необыкновенно рада этому великому событию в жизни каждого человека, встречала очень ласково, улыбалась, не знала куда посадить. Однажды мы спросили, — Матушка, а как нужно причащаться?" Тогда она преподала нам урок на всю жизнь: "Нужно выбрать одного священника и ходить к нему".
* * *
Понятие святости брака сейчас уже почти полностью утратилось среди людей, не говоря уже о смысле брака как о малой церкви и теле Христовом. Спрашивала одна женщина Матушку о своем брате — можно ли ему развестись с его женой — они были венчаны. На это Старица сказала: "Грех! — и добавила. — У него есть дети от других женщин", — и даже уточнила у кого. Венчанным Матушка строго не благословляла развод.
* * *
Перед Чернобыльской аварией мы работали на огороде. Матушка упала на колени: "Девки, горим! Девки, пожар! Господи, помилуй, помилуй, пожар, горим!" И вскоре мы узнали об аварии.
* * *
Еще до Нового Года Матушка в моем присутствии неоднократно предсказывала апрельские события в Чернобыле: "Как бы люд не затравили!" Снова и снова она с волнением повторяла эти слова, я даже привыкла к ним. Так продолжалось до самого апреля. Когда же 26 апреля случилась авария на станции, она в этот день кричала: "Посмотрите — в горшках пенит! Затравили воду, воздух. Господи, пощади народ!" На другой день пошел обильный дождь, на улицах появилась пена — белая, как снег, все дворы были ею залиты, и она стекала с крыш. Через три дня мы узнали, что была авария в Чернобыле.
* * *
Предсказания
• Как-то заговорили об Антихристе. Я говорю: "Ой, как страшно, что же будет?" Матушка наклонилась ко мне и говорит шепотом: "Не бойся! Матерь Божия покроет своих"
• Ссорившимся из-за жилья: "Вот вы ссоритесь, ругаетесь за квартиру, расходитесь... А будет такое время, когда будет очень много пустых квартир, да в них не будет кому жить".
• "Не продавайте хаты и коровы. Не известно, что с людьми будет".
• "В Киеве квартир всем хватит, а вот земли — кто успеет взять"
• "Запасы не делать, а со своей зарплаты деньги на свое погребение должны иметь"
• "Скажи всем своим и близким, чтобы все деньги пустили в оборот — пусть не складывают. Скоро все деньги поменяют". Так в последствии и случилось — деньги на сберкнижках пропали.
• В то время, когда Киево-Печерская лавра была закрыта, предсказание об открытии Лавры: "Уже лампады в пещерах зажигают"
• Также: "Вот, Киево-Печерская лавра открывается..." Это был 1987 год, об открытии еще никто не говорил.
• О канонизации царя Николая: "Святой он. Я его видел".
• У Матушки на огороде убирали картошку, собрали в мешки, а потом Старица подняла голову вверх и сказала: "Нет картошки! Жалко людей, жалко детей, жалко зверей, птичку жалко, рыбку жалко!" Разговор не относился к Чернобылю, так как происходил после аварии.
• Матушка особое внимание уделяла теме земли — тем, кто имел дома в селах, землю, домашний скот запрещала продавать, указывая на то, что им еще пригодится хозяйство.
• Однажды при чистом голубом небе, взглянув на запад, сказала: "Смотри — какой туча вдет!"
• Указав рукой на территорию, на которой находился ее дом, сказала: "Здесь похоронены три старца". При строительстве часовни их останки были обнаружены строителями.
• О месте, где стоял ее дом и впоследствии была построена часовня: "Здесь святое место"
• О часовне на месте ее дома: "Здесь будет стоять церковь"
• О Голосеевской пустыни: "Здесь будет очень большая красивая церковь и монастырь".
• О преподобном Алексие она говорила: "Иди, вот он рядом — в церкви служит". Во время жития Матушки в Голосеево не было храма. Сейчас мощи преподобного обретены и находятся в храме.
• Предсказание о кончине. Задолго до 30 октября 1988 года спросила монахиню:
— А что это у тебя?
— Календарь.
— Открой, посмотри 30 октября.
— Матушка, воскресение.
— Воскресение...
И глубоко задумалась.
О Чернобыле
Ой, чего будет! Автобусы! Люди кричат! Гонят их, люди голые, дети голые, кричат! Ой, чего будет!"
На вопрос женщины из Полесья: "Где это будет?" — ответила, — "Там, недалеко от тебя!"
Подвалы горят! Людей сколько погибает!"
Будет большой взрыв и многие погибнут"
Как бы люд не затравили"
Задолго до Чернобыля: "Тушите огонь! Не пускайте газ! Господи, что будет на Страстной неделе!"
В ночь на 26 апреля: "Господи, пожалей младенцев, пощади народ!"
В этот день: "Посмотрите — в горшках пенит! Затравили воду, воздух! Господи, пощади народ".
Благословение смятенным людям в те дни: "Крестите, ешьте все подряд, и все будет хорошо"
"Будет вам Пасха — горе великое будет!" И еще говорила: "Ой, подвалы горят, ой как горят, потушить не могут". Когда все произошло, Матушка уезжать никому не велела, оберегая народ от создавшейся паники.
О расколе
О "патриархе" Киевском Филарете: "Славен, славен, а мужиком умрет"
Храмы будут забирать, будет раскол, истинная церковь будет в поругании. Священников будут преследовать и даже будут жертвы.
Неоднократный вопрос человеку, который после смерти Матушки начал ходить в раскольничий Владимирский собор: "В какую церковь ты стал ходить"?
О "патриархе" Филарете: "Вот как он поставит во все церкви ноги свои, вот как поставит!" И прошла по комнате, широко топая ногами.
* * *
Мы были поражены такой яркой прозорливостью Матушки. Потом она стала нас угощать. Мы рассказали, куда едем, зачем, хотя и понимали, что ей Господь и так всё открывает. Вдруг Матушка схватилась за голову и говорит:
— Ой, как вам тяжело придется, какие будут времена! Что вам придется пережить!
От этих слов стало как-то страшно, не по себе, а Игорь и спрашивает:
— А что? Война, голод будет?
А Матушка, качая головой, говорит:
— И война будет, и голод. Ой, что вам придётся пережить! — и всё твердила — какие тяжелые будут времена!
Складывалось впечатление, что война и голод — это не самые большие бедствия, которые нас ожидают. Мне подумалось: "А что же может быть страшнее этого? Как и где можно будет спастись?"
И Матушка в ответ на эти мысли обратилась ко мне:
— А ты, когда будешь жить на хуторе, заводи всякую скотину — коз, коров, гусей, лошадей..., но только смотри, чтобы ничего не убивал.
Игорь смекнул:
— Матушка, а мне можно мясо кушать?
Я не понял ничего, а он сразу догадался, что матушка Алипия предсказывает мне монашество. Когда Матушка что-то говорила, я всегда улавливал духовный смысл ее слов, а тогда таким профаном оказался! Буквально всё понял, а ведь действительно — священнику и монаху убивать нельзя, да и зачем ему, если он мясо не ест.
— А тебе мясо кушать можно! — ответила она Игорю.
* * *
Дело в том, что перед тем, как я познакомился с Матушкой, я подумал, что нужно как-то спасать свою душу и решил: "Не буду есть мяса и пить вина". Когда Матушка давала мне вино, то я принимал его как благословение, так как она человек духовный, нужно все принимать, чтобы она ни сказала. И вреда от этого никогда не было. И не служило поводом, чтобы потом я употреблял спиртное. Также был период, совсем недолгий, незадолго до кончины старицы, когда Матушка сдвигала посты, но поскольку она была юродивая, ее действия были символическими, и бывало, что мы разговлялись, а у нее был строгий пост. Или наоборот, когда у нас строгий пост, она кормила кашей с яйцом, молоком и маслом. Возможно, она предсказывала новый стиль, а, может, то, что время сжалось, или ещё что-то. Потом Матушка перестала сдвигать посты, постилась по нашему календарю. Я никогда этим не смущался, понимал, что это какое-то юродство, поэтому действия старицы не давали повода, чтобы нарушать посты — я все принимал от матушки Алипии, как от угодницы Божией.
И вот те подвиги, которые я взял на себя самочинно, Матушка подметила. Позже с духовником этот вопрос я выяснил, он благословил держаться золотой середины. А в сапогах я ходил для подвига и понял слова старицы в плане назидания, что нужно склоняться более не к внешней жизни, показной, которую все видят, а к жизни внутренней, духовной.
* * *
Был один случай, когда мне было тяжело, я пожаловался Матушке: "Чернобыльцы получили квартиры в Киеве, я же тоже чернобылец, хотелось бы в Киеве жить". А она отвечает: "В Киеве квартир всем хватит, а вот земли — кто успеет взять". Тогда я понял, что нужно здесь жить и не стремиться в Киев, благодарить Бога за то, что имею. Есть у меня маленький домик и хватит. А сейчас пришло такое время, когда я вижу, что действительно, без земли очень тяжело.
* * *
Матушка Алипия — великий наш чудотворец, пророк. Двадцать лет назад она нам как-то сказала: "Смотрите, какой туча идет! Молиться надо, молиться!" — подняв голову в сторону запада. Будем живы, увидим, что за темные тучи видела Матушка духовными глазами. А небо было голубое, голубое, даже ни единой малейшей беленькой тучки не было на небе тогда. И увидим, кто будет жив, наверное, такое время, что и картошка не уродит, если Матушка с болью в душе взывала ко Господу, подняв голову к небу, после того как мы выкопали у нее картошку: "Господи-и-и! Нет картошки! Что будем делать? Жалко людей! Жалко детей! Жалко зверей! Птичку жалко! Рыбку жалко!" А картошки в тот год уродило много! Матушка, открыв мешок и держась за него руками, долго в нее всматривалась. Матушка особое внимание уделяла теме земли — тем, кто имел дома в селах, землю, домашний скот запрещала продавать, указывая на то, что им еще пригодится хозяйство. Мы люди темные в духовном плане, понять ее действия не могли. Что означали ее слова, покажет будущее.
Как-то Матушка нам с Марией сказала: "Сушите грибы! А потом каждой отдельно добавила: "Суши", — сказала Марии. Потом мне: "Суши". Что это значит — увидим когда-то.
* * *
Многое говорила Матушка о возрождении Голосеевской пустыни. При жизни блаженной старицы она представляла полное запустение. Но Матушка настойчиво повторяла, что здесь будет очень большая красивая церковь. И о месте, где сейчас стоит часовня, Матушка говорила, что на нем будет построена церковь. Рассказывала, что до прихода советской власти на территории монастыря находилось много церквей.
А о том месте, где Матушка жила, она говорила особо: "Здесь святое место".
Еще один раз я слышала такое ее предсказание. Пришла одна женщина, которая разводилась с мужем и они ссорились из-за квартиры. Жена хотела себе взять жилплощадь, потому что она с ребенком, а муж хотел себе. А Матушка сидит и говорит: "Вот вы ссоритесь, ругаетесь за квартиру, расходитесь... А будет такое время, когда будет очень много пустых квартир, да в них не будет кому жить".
* * *
Мне очень неловко было, я боялась что-то сделать не так, обидеть старицу, я знала, что она человек святой, и боялась нарушить ее покой своими вопросами.
Тихонько я подошла к ней поближе.
— Матушка Алипия, подскажите пожалуйста, как поступить в такой ситуации?
— Какой?
— Родители настаивают, чтобы я переехала в Луганск или Донецк на постоянное место жительства, чтобы я поменяла квартиру в Киеве на Луганск или Донецк.
Она выслушала меня, потом подняла голову, лицо мне было видно хорошо. Я обратила внимание, что лицо у нее такое нежное, как у младенца, слегка розовое. И глаза, которые я увидела в момент обращения Матушки к небу, поразили меня. Она с кем-то говорила, язык мне был непонятен. Я знала и старославянский, и греческий, и латынь — по образованию я историк, а тут не понимала ничего. Матушка потом обратилась ко мне:
— Поезжай, поживи в своем Донбассе. И возвращайся сюда, в Киев. Не надо тебе из Киева уезжать. По всей земле будет голод, а в Киеве будут хлеба. Все будут стремиться в Киев, но не всех Киев сможет принять.
— Матушка, а когда же наступит такое тяжелое положение?
— С 1997 года.
И вот все эти годы я наблюдала за той информацией, которую она мне дала. И действительно, с 1997 года началось ухудшение, начался экономический кризис в стране, а особенно в регионах. Все устремились в Киев в поисках работы, и Киев обеспечил работой всех. И жилья, действительно, не хватало.
* * *
Перед самым взрывом Чернобыльской атомной станции пришли люди к Матушке помочь сажать картошку. Но старица не разрешила: «Нет, пойдет дым — не надо садить картошку». Что же это за дым? Какой дым? Все недоумевали. А через три дня объявили, что произошла авария.
Незадолго до взрыва матушка Алипия обходила весь Киев с молитвой, положив на плечи мешок с камнями, чтобы увеличить тяжесть подвига. Молитвами блаженной старицы последствия аварии, которые могли быть гораздо сильнее, были ослаблены. Киев не опустел, Киев живет, многомиллионный мегаполис не стал городом-призраком, каким стала тридцатикилометровая зона и город Чернобыль. После аварии ветер унес радиационное облако в сторону от Киева.
* * *
В моем присутствии Матушка неоднократно обращалась к какому-то отцу Зосиме. Разговаривала с ним, спрашивала о чем-то. Меня это очень интересовало. Я думала, что это, наверное, какой-то старец где-то подвизается, которого зовут отец Зосима, но о котором еще никто не знает, или который будет после нее. Речь могла идти о двух старцах: или же о схиархимандрите Серафиме (Соболеве), которого она назвала старцем Зосимой в переносном смысле, или же о старце Зосиме (Сокур), который в последние годы жизни Матушки был еще довольно молодым.
* * *
За три недели до Чернобыля Матушка спросила меня: «Видишь, иконы блестят?» Конечно, я смотрела, но ничего не видела, потому что это было предсказание. Матушка очень переживала и до аварии, и после, много на эту тему говорила, предупреждала нас. А после аварии Матушка была одета во все черное, и говорила: «Живу болями других». Ей, как великой прозорливице, было известно страдание людей, поэтому она так сказала. Многие приходили к ней в эти тяжелые дни в поиске совета и утешения, руководства и наставления — как и что делать, как жить.
Пришла также я за советом — что делать? Уезжать или не уезжать? Люди, находившиеся у Матушки, также обратились к старице с подобным вопросом. «Нет! — был ее строгий ответ, она никого не благословила уезжать. — Вы не зараженные, крестите все, пейте и кушайте все, вас не коснется радиация».
* * *
Советская власть её преследовала, ведь к ней народ ходил, а хаточка её стояла на бугорке. Один раз какой-то партиец приказал старицу выгнать, а домик снести. Приехал трактор сносить дом с предписанием: «Вели старуха не уйдет — вместе с ней сносить». То есть, власти серьёзно взялись за дело. Трактор подъехал, Матушка вышла — трактор заглох. Никакими силами его не могли завести. Пришлось цеплять тросом и оттаскивать. Когда его утащили, трактор завёлся с пол-оборота, а ведь уже хотели ремонтировать. С тех пор больше Матушку не трогали. А умерла она в 1988-м году.
* * *
За все время, которое я слышала матушку Алипию, а бывали мы у нее достаточно часто, самый грозный тон был адресован бывшему митрополиту Филарету (г-н Денисенко). Было это приблизительно в 1987 г, в то время г-н Денисенко нами верующими был любим очень сильно, все восхищались его умом и талантами, а потрясающее лето 1988 г., когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, когда он принимал многие иностранные делегации, думаю, помнят многие православные. Так вот на фоне всего этого «благообразия», мы приехали к матушке Алипии, разговор зашел о митрополите Филарете и тут Матушка начала его ругать, при чем таким тоном и так постукивая кулаками, что мы оторопели и были в жутчайшем смятении. (Слово «проходимец» точно помню, потом Матушка переходила на мордовский). И только по прошествии нескольких лет все стало на свои места.
* * *
В ноябре 1999 года я имел великую милость Божию побывать у всеми почитаемого в народе старца прот.Николая Гурьянова на о.Залит.
Возле келии старца собрались люди. Задавали вопросы. Кто-то из присутствующих неожиданно для меня задал вопрос: «Батюшка, как вы считаете — матушка Алипия святая?» Я напряженно слушал, так как я из Киева и для меня этот вопрос немаловажный. А старец ответил: «Она не только русская святая, она — вселенской святости!»
Истинность сказанного старцем я свидетельствую перед лицом Господа. И Сам Господь свидетельствует об этом, так как слава о Матушке уже распространилась среди многих народов.
* * *
Однажды я была свидетелем, как одна женщина давала Матушке просфору от Филарета (бывшего митрополита). Она не взяла, а сказала о нем, показывая в календаре на его фотографию: «А этот церкви предаст!»
* * *
Перед Чернобылем я слышала, как Матушка часто говорила: «Горят подвалы, подвалы горят». Я понимала, что это что-то значит, но объяснить значения не могла, а спросить постеснялась.
* * *
С матушкой Алипией мне довелось встретиться в тот год, когда произошел взрыв на Чернобыльской атомной станции. Еще задолго до аварии я ехала в электричке Киев-Нежин. Матушку часто можно было встретить в этой электричке. Куда она ездила, никто не знал, можно только строить предположения. Скорее всего, Матушка ехала помолиться в какое-то святое место — либо она пересаживалась на электричку на Чернигов, либо это место, только ей известное, находилось где-то в других местах черниговской области. Я собиралась выходить на вокзале, это был первый вагон, когда вошла старушка, одетая, как мы сейчас все знаем — в шапочке, в кофточке, характерного вида, с горбом на спине. Матушка обратилась ко всем людям в вагоне:
— Кайтесь, молитесь Богу, падайте на колени, беда идет! Подвалы горят! — и показала рукой в сторону Чернобыля.
Я, конечно, сейчас прошу у Бога прощения, я подумала, что это человек больной, поэтому не придала значения ее словам. Матушка не просила денег, как это может кто-то подумать, я ее воспринимала как пожилую женщину, у которой, может быть, что-то болит, раз она так странно одета. И конечно, думала, что у нее расстройство психики. Но в этом и заключается подвиг юродства, потому что человек не напоказ принимает на себя образ больного психически человека и тем самым подвергает себя насмешкам и позору. Но это удел людей подлинно Божьих, потому что можно натолкнуться и на действительно больных людей.
Когда я услышала ее слова, подумала: «день сегодня прекрасный, все хорошо — что она видит, где это должно произойти? Как она может видеть? Этого не может быть!» Я помню, что посмотрела на небо — оно было чистое, дыма не было... Я не придала значения словам старушки, но почему-то запомнила их надолго.
* * *
«В год первого тысячелетия Крещения Руси, Сатана, связанный на тысячу лет, выйдет из Бездны для испытания живых и мёртвых. Отрицать Сатану, значит, отвергать всё слово Божие, значит отвергать Самого Спасителя, который имел власть изгонять бесов. Я просила Господа, чтобы забрал меня. Не хочу видеть то жуткое время. Мощен враг, это великая неизведанная сила которая пренебрежительно всеми отвергается по глупости и невежеству своему. Этот враг поистине всесилен. Все великие подвижники Божии искренне верили в его существование, говорили о нём, боролись с ним и этот враг «убеждённо» идёт в мир. Неужели вы не видите? До конца этого мира не долго осталось. Государства по деньгам различаться будут.
[Видимо матушка имела в виду – распад СССР на пятнадцать независимых государств].
Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Война начнётся на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут из мавзолея труп. Все будут недовольны и бедные, и богатые. Все семьи разделятся, родители пойдут против детей, а дети против родителей. Мёртвые тела будут лежать горами, никто не возьмется их хоронить. Мёртвых будет больше, чем живых. Горы и холмы распадутся.
Люди будут перебегать с места на место, когда век обновится. Ангел смерти приближается к нам в виде болезней и войны. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за веру Православную. Век и эпоха приближаются к своему обновлению, проявится всё это – во время кровавых игр» […].
Великие испытания предсказывала матушка киевлянам через семь лет после своей смерти, начиная с октября 1994 года. Прозорливость матушки бесспорна […].
За несколько лет до начала возобновления службы в Киевско-Печерской лавре, в первые месяцы «перестройки» радостно всем говорила:
«Скоро Лавре быть. Уже и лампады в пещерах зажигают. Вот славно-то будет. Не забыли про нас заступники. Помнят, молятся. Сохранили для нас Лавру».
Однако когда подошло время, и ей сообщили об открытии Лавры и стали поздравлять, она сказала, как отрезала:
«Бесы кругом. Чему радуетесь? Открыть-то открыли, да не на радость. Для Киева открыли, не для Руси. Благодати нет. Божиего благославления нет. Веры нет. Смирения нет. По живому скоро резать будут. Одно бесовское время уходит, другое более тяжкое наступает. Без Бога всё делается. Чему радуетесь, мало вас били? Мало ваших отцов и дедов мучили? Мало вам, вы ещё хотите, чтобы ваших детей и ваших внуков мучили?
Антихрист идёт в мир, а вы радуетесь. Неведомая, враждебная сила рвёт все мои жилы, руки мои выворачивает, мечет меня по кровати, то опаляя жаром, то леденит холодом. А вы радуетесь, что бесы разрешили вам в Лавру сходить. Вы, что думаете перед кончиной, прочитаете молитву и спасётесь.
Сколько народу до вас в свой последний миг читали молитву, а кто спасся? Тупые вы, тёмные, нечего не видите, ничего не слышите. Идёте за слепыми пастухами, которые только о себе и думают, и надеетесь спастись, а ведь скоро время седьмой печати наступит, что тогда делать будете?» […]
День первых апостолов празднуется христианами 12\29 июля каждого года. Свои пророчества матушка, вероятно, говорила по Иерусалимскому календарю, день апостолов Петра и Павла по нему падает на ноябрь, разница в четыре месяца.
В 1987 году и сама матушка подтвердила это при разговоре:
«Ну, вот Пётр и Павел наступил, скоро в это время большой смуте быть. Не раз и не два бури над Киевом пронесутся. Восточная сторона одно будет говорить, западная – другое. Южная будет то с теми, то с другими, а то сама по себе. Смута большая будет. Но из Киева не уезжайте, везде голод будет, большой голод, а в Киеве хлеб есть, и будет.
Своих людей Господь до смерти не допустит. Пускай другие правду ищут, а вы стойте смирнёхонько в сторонке. Господь верных будет держать на одной просфоре. Много зла будет, а кто просфору съест, тот и спасётся […]» – впервые было опубликовано в «Житие блаженной старицы Алипии» (брошюра, Киев, стр. 9, 11-12, 14, 1992).
* * *
Прозорливость матушки была бесспорна для всех знавших ее. За несколько месяцев до возобновления Киево-Печерской твердыни обмолвилась: «Уже и лампады в пещерах зажигают». Однако, когда ей сообщили об открытии Лавры, сказала, как отрезала: «Открыли, да не на радость».
Судьба мира скрыта от людей. Кто знает пути Господни? Он Единый – Творец всего сотворенного, в Его власти все изменить в один миг. «Откровение Иоанна Богослова» дает понять, что человеческая история тоже пребывает в ведении Господа. Что именно и где произойдет – людям это знать не полезно. Когда явится Царь царствующих и Господь господствующих, нам останется только молчать перед Ним.
Однако некоторым подвижникам за их высокую жизнь открыты вехи исторических перемен. Что будет сначала, голод или война, спросили матушку Алипию. «Как для людей спасительнее», – был ответ. Стояли ложки в банке, банка упала и разбилась, ложки рассыпались. Сосчитали: их было семьдесят. Шел семидесятый год Советской власти...
«Из Киева не уезжайте, – наказывала матушка, – везде голод будет, а в Киеве хлеб есть». И чем глубже погружаешься в жизнь киевских подвижников благочестия, тем больше убеждаешься: здесь столько святынь, которые в трудный час напитают, как хлеб насущный! «Своих людей Господь до смерти не допустит, верных будет держать на одной просфоре», – пророчествовала матушка.
Порой она повествовала о предметах странных и непонятных уму человеческому. «Однажды она нам всю кончину мира описала, – вспоминает Л.А. Чередниченко. – Около часу говорила, мы внимательно слушали, но все выпало из памяти, лишь две-три фразы остались, как ориентир во тьме. Война начнется на апостолов Петра и Павла, сказала матушка. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп».
«Государства по деньгам различаться будут, – в другой раз открыла старица. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмется их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею. Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную».
Война начнется «на Петра и Павла», в иносказательном смысле: брань на учеников Христовых, на учение их. День первоверховных апостолов празднуется 29/12 июля. Казалось бы, драматических событий надо ожидать летом, но за год до смерти матушка Алипия стала жить по одной ей известному счислению. Она назвала этот календарь Иерусалимским. Пророческие факторы времени уплотняются – блаженная узрела мир в ином раскладе.
Соборное сознание с присущим ему богослужебным ритмом называется «литургическим годом», который вмещает в себя совокупность постов, дней поминовения святых, праздников, когда верные поставляются пред лице Господне. Он освящает строй Вселенной, не давая ему распасться з несвязанные временные отрезки. Это церковное время обладает непреходящей духовной ценностью.
Трехчастный литургический круг, суточный, седмичный, годовой с кульминацией в Пасхальном торжестве – вот внутренний стержень христианского мироощущения. Мы ощущаем время не расторжимым, спрессованным, поскольку оно пронизано Вечностью. Лишь то гибнет в потоке дней, что лишено жизненного зерна – оно не стоит жизни.
Основа календаря православного мира – Юлианское счисление, в IV в. принятое отцами Вселенского собора, в соединении с Александрийской пасхалией. Календарь – хранитель памяти народа. Изменение его всегда – разрыв с культурным прежним мироощущением.
Европейский псевдохристианский мир придерживается сегодня Григорианского календаря. В 1918 г. большевики ввели его в России в качестве гражданского. Много было искушений изменить богослужебный календарь по человеческим меркам, но Русская церковь, в числе немногих поместных церквей мира, осталась верна традиционному счету времени. Миссия нашего Православного Отечества – удерживать Юлианский календарь, как заповеданный Св. Отцами, их же устами вещал Господь.
В литургической практике церковь пользуется единой системой счисления, но для некоторых праведников уже на земле наступает свое особое время. Календарь, организующий сознание верующих, слагался для матушки Алииии в соответствии с ее приобщенностью к юродивым Христа ради. С некоторых пор внутренний ритм ее души пошел по-другому, иные временные вехи стали ей опорой. Земное время открылось незаземленным ликом, новое качество бытия вступило в свои права – наступило «благое время». Срок жизненного существования преобразился в огненное время спасения, которое сокращается с каждым днем.
Духовная перспектива подобна той, что мы видим на иконах: событие пришествия Спасителя уже довершилось, мир уже спасен. Хотя Страшный суд еще ожидается, центр времени не в будущем – в прошлом, это Бескровная Жертва Христова. Воплощение Сына Божия открывает смысл времени вообще, где каждый благословляется на свою крестную жертву. Блаженная Алипия при жизни осуществила вхождение в мироощущение, сопричастное вневременной точке, где совершается Евхаристическое заклание, не случайно назвала календарь свой «Иерусалимским». Она видела вещи, как они есть, у нас же в связи с условностями жестоковыйного восприятия все сместилось.
День апостолов Петра и Павла по ее счислению падал на осень. В ноябре 1987 г. матушка сказала: «Ну, вот Петр и Павел». Разница была в три месяца. Дату тоже назвала годичной давности. Получается, в очах Божиих земное время опережает действительность на год и три месяца. Не указание ли, что время сократилось? «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц», – пророчествовал преп. Нил Мироточивый. Сами стихии будут спешить – скорее закончить прореченное Богом число для 8-го числа веков (то есть на восьмую тысячу лет от сотворения мира).
«Завтра Преображение, кто бы меня в церковь отвел?» – сказала мать Алипия. По ее календарю уже наступил праздник Фаворского света, хотя лето едва преломилось. Вызвалась инокиня Марина (ныне монахиня Сергия).
«Утром приезжаю, как договорились, а матушка ругается: «Чего пришел, не знаешь разве, как меня за монастырских-то бьют?» Враг, значит, за нас, монашек, особую брань на нее насылает. «Гляди, как вырядился, юбку-то сымай», – и свою мне протягивает, а на меня это, сами понимаете, мини, «Давай капусту робить». В сенях стояла бочка прокисшей капусты, и мы ее стали опустошать, Сок течет, вонь неимоверная, отжимаешь, складываешь в миску.
«Давай в церковь собираться», – наконец сказала матушка. Поздно, дело к полудню, но у нее свой отсчет. И яблоки где-то достала, раз Преображенье у нее, в кулечек сложила.
Дорога через лес Голосеевский, там трактористы смеются: «Ну бабка ладно, а ты, молодая, чего?» Юродство по-человечески – это убожество, а по-Божьему – прозорливость. Матушка видела зорче всех, и в конечном счете все по ее выходило.
Переходим улицу, там машины в три ряда. Матушка погрозила им кулачком – и запнулась колонна, а могла бы нас смять, как букашек. Идем через дорогу без перехода, машины стоят как вкопанные. «Скоро эти черепахи совсем замрут», – сказала матушка. Она никогда на такси не ездила, только в автобусах, и то стоя. А теперь и горючего нет, и билеты дорогие, все хуже с транспортом. Люди смеялись над матушкой, но была в ней сила великая, и они подчинялись ей, сами того не ведая.
Подходим к Вознесенской Димеевской церкви, – продолжает инокиня Марина. – Литургия отошла, заходим в пустой храм. «Преобразился еси на горе Христе Боже», – запела матушка тропарь Преображению. Яблоки на солею кладет, свечи в подсвечники ставит. Некоторые сразу зажгла, другие для вечерней службы оставила. «Ты какими воротами пойдешь?» – неожиданно спрашивает меня. Не знаю, что отвечать, наконец нашлась: «Какими вы, матушка». Она удовлетворенно кивнула: «Значит, Иерусалимскими».
Свечница за ящиком отнеслась благосклонно: к матушкиным чудачествам на Димеевке привыкли. Она до сих пор свою церковь с небес блюдет и молится за всех ее посещающих. Очень любила свой храм, а Петра и Павла в особенности...
Возвращаемся, на пути молочный магазин. «Дай мне, милая, бутылочку кагорчика», – попросила матушка продавщицу. «Вином не торгуем». – «Да заплачу же, девка!» Так они беседовали, все вокруг смеются, женщина пятнами красными пошла, одна я понимаю, что матушка в чем-то ее обличает. Потом котам колбасу брали, дали сдачу шесть рублей. Пять рублей она велела в церковь снести, а рубль, говорит, себе оставь. Блаженная Исидора, помните, первая юродивая была, все считали ее безумной, но старцу было возвещено, что это святая. Вот и матушка наша так...»
Постилась мать Алипия тоже по-небесному. Как-то инокиня Марина выдержала ее Успенский пост. В монастыре в эти дни скоромное подавали, впроголодь жила. «Матушка, а я ваш пост выдержала». – «Нет, ты не постилася, – покачала головой старица. – Если бы ты постилася, ты бы не улыбалася». Однажды духовные чада нарушили Иерусалимский пост, так матушка взяла на себя и еще несколько месяцев говела, вымаливая грех, ведомый только ей.
Старцы говорят, что из-за лютости Антихриста Господь сократит последние 3,5 лет, они пролетят, как один год. Мать Алипия подтвердила: «Иначе никто не спасается». Сегодня дни несутся с бешеной скоростью. Часовая стрелка пробегает круг быстрее обычного. На земле может пройти семь лет, когда в очах Божьих лишь год. Недавно состоявшаяся конференция математиков официально установила, что с некоторых пор время движется быстрее. Спрессованное, сконцентрированное, оно такое плотное, что может ранить. Стремительна воронка событий, люди, попавшие в их водоворот, стареют на глазах.
Время захвачено врагом, ниспавшим от ангельского величия со всем демонским множеством своим. Когда мы вырвем у супротивной силы захваченное не по праву, Отец запечатлеет милость Свою благодатными дарами Святого Духа, которые снимут с души скорбь.
По свидетельству Св. отцов, завершающий историю Страшный Суд по земным меркам будет длиться тоже недолго, сколько шестопсалмие на утрени. У каждого, пришедшего на Суд, дела, которые он творил, будут написаны на челе, и все Книги Жизни раскроются. Матушка, бывало, покажет полпальчика: «Вот сколько времени осталось, а не покаемся, так и этого не будет». Мир семимильными шагами движется к финалу, и только от нас зависит, каким будет этот финал...
* * *
Ни о чем не заботьтесь, ни продуктов, ни денег не собирайте, будет страшный голод и холод, война начнется как только вынесут труп. Бедствия будут страшные, но своих людей Господь заберет раньше, до муки не допустит. Из Киева уезжать нельзя, кто останется живой и будет работать на госпредприятиях, получат по 200-300 грамм хлеба и венец.
* * *
Многое матушка предсказывала и о перемене календаря, и об изменении постов, и что вера изменится, и предупреждала: «Тогда уже в церковь ходить нельзя будет, но Своих Господь раньше заберет, до муки не допустит». Из-за нарушения календаря и постов сначала будет сильный падеж скота, а потом и люди будут сходить.