Первое послание к Коринфянам, глава 10
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть».
Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть
ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Толкования на 1 Кор. 10:2
Свт. Иоанн Златоуст
и все крестились в Моисея в облаке и в море
См. Толкование на 1 Кор. 10:1
Свт. Геннадий Константинопольский
и все крестились в Моисея в облаке и в море
То, что [израильтяне] пребывали под облаком, означает благодать духа, ибо облако, осеняя, спасало их от египетской погибели, а нас благодать избавляет от бесовской пагубы. И их переход через море, соответственно, подобен нашему, ибо чем для них был переход через море, который полностью избавил их от врагов и даровал им впредь прочную свободу, тем для нас стало крещение, освободившее нас от наших врагов. Слова же: крестились в Моисея в облаке и в море, - означают, что подобно тому, как израильтяне, получив все это, пообещали жить по законам Моисея, так и мы, стяжав в крещении дух сыноположения, даем обеты и согласие впредь жить по заповедям Христа.
Фрагменты.
Свят. Феофан Затворник
и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори
См. Толкование на 1 Кор 10:1
Прп. Ефрем Сирин
и все крестились в Моисея в облаке и в море
И все в Моисее крещены были, в облаке и в море (Исх. 14:19.22).
Толкование на послания божественного Павла.
Блаж. Августин
и все крестились в Моисея в облаке и в море
История исхода представляла собой аллегорию будущего христианского народа.
О пользе веры.
Блаж. Феофилакт Болгарский
и все крестились в Моисея в облаке и в море
То есть вместе с Моисеем были под сенью облака и вместе перешли чрез море. Ибо когда увидели, что он первый переходит, тогда и сами смело пошли среди вод. Подобное сему и у нас. Первый умер и воскрес Христос, потом и мы уже крестились, подражая смерти Его чрез погружение в воде и воскресению чрез восхождение из нее. Крестились в Моисея. Это значит: он предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собой крещение.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Свт. Иоанн Златоуст
Для чего он говорит это? Чтобы показать, что как тем (израильтянам) не послужили в пользу такие дары, так и им (коринфянам) не послужат в пользу крещение и участие в духовных таинствах, если жизнь их не будет соответствовать благодати; для того он и указывает на прообразы крещения и таинств.
Амвросиаст
и все крестились в Моисея в облаке и в море
Павел не хочет, чтобы мы были в опасности, по образу иудеев, которые по пренебрежению своему пострадали. Поэтому говорит о том, что те побывали под облаком, ибо и они сами, и все, что произошло с ними, послужило образом грядущей истины нашей. Покрытые облаком и от врагов своих невредимыми спасенные и уже от смерти освобожденные называются крещеными. В отличие от мертвых египтян в море6, эти, кто под предводительством Моисея море счастливо переходят, вырваны у смерти - что и приносит крещение. Ибо ведь им более нет обвинения в прошлом зле, но, через море и через облако очищенные, они приготовлены к принятию закона и образа будущего нашего таинства.