Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Кирилл (Павлов)


архимандрит Кирилл (Павлов)

Сообщений 31 страница 41 из 41

31

☦️ В МИНУТУ ОСТАВЛЕННОСТИ, когда гнев Господень тяготеет над нами, ДУША ОСОБЕННО НУЖДАЕТСЯ В МИЛОСТИ СОЗДАТЕЛЯ СВОЕГО. Но чем можно преложить гнев Божий на милость, когда мы и дерзновение теряем пред Господом, когда и святые осуждают, кажется, нас, не ходатайствуют за нас, долг грехов беспределен, не достанет целой жизни, чтобы заплатить его? Что же делать и к кому прибегнуть и от кого ожидать нам спасения? – От Той, Которая стала Матерью нашей по благодати. Она есть Надежда ненадежных, прибежище грешников, Матерь христиан, Пречистая Дева Мария, Пренепорочная Владычица. Поэтому, если какой-нибудь грешник и приходит в такое несчастное состояние, что с одной стороны имеет прогневанного Бога, а с другой – не имеет никакой помощи в виде ходатайства святых, то и тогда НЕ ПОКИДАЮТ его покров и заступничество Всесвятой Девы.

Пресвятая Дева, после Своего преставления от земли на небо, вошла в Божественный чертог славы с великою честью, так что Она посажена выше всех чинов Ангельских и Архангельских и всех святых. Она посажена одесную престола Божия, как об этом Дух Святый предвозвещал: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс.44:10). И Господь исполняет Ее прошения: «Проси, Мати Моя, проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого Ты имеешь Сыном и Кого Я имею Матерью, и таким образом прославят Тебя все роды. Проси исцеления больному, проси о помощи несчастному и бедному, проси, чтобы какая-либо весь, или какой-нибудь город, в которых благоговейно чтится имя Твое, были сохранены от голода, мора, войны; проси, и Я исполню просьбу Твою. Пусть Твоя слава прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери».

    И нам ли, дорогие, не чтить Божию Матерь, когда Она так нас любит! Будем Ее любить и чтить, ибо мы Ей стольким обязаны! Будем всегда к Ней обращаться со своими нуждами и Она исполнит все наши прошения. Радуйся, Мати Бога Вышняго, усердная Заступнице рода христианскаго! Аминь.✨🌹✨

Архимандрит Кирилл (Павлов), 1964г.

+1

32

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t571591.jpg

+1

33

КРЕСТ — ЗНАМЯ ЛЮБВИ СПАСИТЕЛЯ К ЛЮДЯМ.
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова).
Слово в Неделю Крестопоклонную.

«Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих».
(Ин. 15, 13).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, Святая Церковь как чадолюбивая мать
нежно печётся о нашем спасении, учитывая все наши человеческие немощи
и стараясь нас благодатно подкрепить в моменты нашего расслабления.
Воспоминание же о Кресте Христовом, поклонение ему и лобызание его
составляет для христианина наилучшее утешение во всех скорбях
и бедствиях его и в особенности ограждает от лукавых духов
на всех путях его нравственной жизни.

Такова сила Животворящего Креста Христова, поэтому и ныне,
в преполовение Великого поста, когда силы подвижников ослабевают
и христиане утомляются, Церковь положила изнести его на середину
святого храма для лобызания и созерцания. Изнести для того, чтобы
с благоговением взирая на него и прикладываясь к нему, черпали мы
от сей святыни для себя бодрость духа и шли на дальнейшее совершение
многотрудного, но и многополезного великопостного поприща.

Ведь каждый из верующих знает, что если нелегки подвиги поста внешние,
когда мы стараемся воздержаться от известного рода пищи с соблюдением
умеренности при вкушении и дозволенного, то ещё труднее подвиги поста
и покаяния духовные. В самом деле, связать язык свой от злословия,
воздерживаться от злопомнения, подавить в себе дух самолюбия,
стараться совершить коренной переворот в пользу добра во всём
своём существе — это подвиг трудный в высшей степени.

Греховное начало, возобладавши однажды над человеком, нелегко поддается
ограничению, усмирению и подавлению. Подавленное в одном направлении,
оно обнаруживается в другом и, нарушая покой душевный, возбуждает брань
духовную. Вот поэтому-то часто и у самых благочестивых и ревностно
настроенных христиан является на пути покаянного подвига как бы некоторое
утомление, их нравственное напряжение как бы ослабевает. Всё это Святая Церковь
знает и потому призывает всех утомлённых и уставших от подвига Великого поста
под сень Креста Христова.

Как путник, который среди пути, уставши, сядет отдохнуть под тень
ветвистого дерева, бывает особенно счастлив в это время, так и для
благочестивого христианина такое же значение имеет изнесение Креста
среди трудов великопостного времени.

Воспоминание о Кресте, о пострадавшем на нём ради спасения людей
Христе Спасителе, о тех благодатных средствах, которые Он даровал всем
труждающимся и обремененным (ср.: Мф. 11, 28) для их нравственного
подкрепления, — всё это может ободрить и освежить христианскую душу,
облегчить и успокоить её скорби и томления.

Есть, впрочем, и такие христиане, которые вовсе не слушают голоса Церкви;
они продолжают жить по прежнему своему греховному образу: пища у них
остаётся всё та же изысканная, те же забавы и удовольствия, те же пересуды,
злословие, суета, пустословие, тщеславие. Таким людям Крест Христов
напоминает, чтобы они образумились, он грозит им скорым явлением
Божественного Судии и строгим судом Христовым.
"Горе вам, — как бы говорит он, — если предстанете пред Ним
неисправленными и неочищенными".

"Бог поругаем не бывает, строго отмстит Он поправшим крестные заслуги Его
и дарованное туне спасение"
— так каждому небрегущему о своём спасении
вещает Крест Христов, чтобы как-нибудь устрашить и устыдить всякого человека,
ещё не потерявшего совести окончательно. Не вострепещет ли всякая душа
от страха, помышляя о своей виновности пред Распятым Христом?

Но вместе с грозным напоминанием о суде и мздовоздаянии строгом
Крест напоминает тем, кто не радел о своём спасении, и о том, что ещё не всё
потеряно для них, если они не закоснеют в своих грехах; что Крест Христов,
будучи знамением будущего Суда, вместе с тем есть и знамя любви,
безпредельной, безграничной любви к нам Спасителя и Господа,
что эта именно безконечная любовь довела Его до Креста, до смерти,
а потому, что бы ни было, отчаиваться не следует. Господь готов
в любую минуту принять наше покаяние и простить нас.

Так, износя на средину храма Крест Христов для обличения небрежных христиан,
Святая Церковь в то же время и ободряет их, и путём обличения и ободрения
направляет на путь спасения. Вот для какой цели изнесён ныне
на средину храма Святой Крест Христов.

Да, для каждого из нас он вразумительно говорит, что претерпевший на Кресте
мучительнейшую смерть Господь наш Иисус Христос возлюбил нас наибольшею
любовью — любовью до положения за нас самой души Своей. И какая любовь
человеческая, даже самая самоотверженная, может сравниться с любовью Господа
нашего Иисуса Христа к нам! Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое
время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля,
может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками (Рим. 5, 6-8).

Христос Свою безпредельную любовь к нам доказывает тем, что Он,
будучи Истинным Богом, восседающим на Престоле славы Своей,
сходит с Неба на землю, делается человеком, вступает в тягостные
условия жизни человеческой, терпит лишения, скорби, труды, с лишком
тридцать лет носит в Себе мысль, что Он должен тяжко пострадать на Кресте,
три с половиною года терпит при Себе Иуду, предателя Своего, и обращается с ним
как с другом, наконец, подвергается ужаснейшим унижениям, мучениям, смерти
— и при всём том нимало не охладевает в Своей любви к человеческому роду,
который довел Его до Креста!

Напротив, Он день и ночь с полной любовью заботится о спасении людей,
наставляет их с терпением  и снисходительностью, благотворит им, врачует их,
воскрешает мертвых,прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их
упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей,
прося отпустить им тягчайший грех — грех христоубийства.

Жертва любви, принесённая за нас Богочеловеком, так велика, что мысль человеческая
теряется, когда старается обнять и уяснить её себе. Невозможна любовь, большая любви
к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих.

Обыкновенно, по естественному закону и по чувству справедливости
и благодарности, на любовь отвечают любовью, любовь одной стороны
вызывает любовь стороны другой. Потому и мы на безпредельную любовь
к нам Спасителя должны отвечать полной, готовой на все жертвы любовью к Нему.
Любим ли мы Господа нашего за Его безграничную любовь к нам?

Ответом на этот вопрос служит наша жизнь, наше поведение.
Признаком истинной любви людей к Нему Сам Спаситель поставил
исполнение ими Его заповедей: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их,
тот любит Меня (Ин. 14, 21). Поэтому если в жизни нашей осуществляется
Закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем слово Его,
то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки заповедям Христа,
то либо совершенно не любим Его, либо любим только на словах.

Одну из заповедей Христовых мы слышали из ныне чтенного Евангелия.
Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой,
и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Эта заповедь Христова требует от нас, чтобы мы
отверглись себя, то есть отказались от своего самолюбия, от всех греховных
пристрастий и греховных дел и вообще от своей воли, подчинив её безпрекословно
воле Божией. Она требует также, чтобы мы взяли крест свой, то есть терпеливо
и покорно несли тяжёлые труды самоисправления и самоусовершенствования,
труды, сопряженные с исполнением всех наших обязанностей, лишения, скорби,
несчастья — вообще всё то, что пошлёт нам Промысл Божий. Заповедь требует далее,
чтобы мы следовали за Христом, то есть, чтобы мы любили учение Христово
и Закон Христов и свою жизнь направляли по примеру Его жизни,
в духе любви самоотверженной.

Другая заповедь, исполнять которую также повелел Сам Господь,
заключается в любви к нашим ближним. Заповедь новую даю вам,
— сказал Господь ученикам Своим, — да любите друг друга;
как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь
любовь между собою (Ин. 13, 34 и 35).

Значит, мы тогда только будем истинными учениками Господа
и наша любовь к Нему только тогда будет истинной любовью,
когда мы будем исполнять и заповедь о любви к ближнему
— любви, подобной той, какою Он возлюбил Своих учеников,
то есть когда мы возлюбим своих ближних так, что душу свою
готовы будем положить за благо и спасение их.

Итак, братия и сестры, в оставшееся до Святой Пасхи великопостное время
не поленимся совершать спасительный подвиг воздержания, поста и молитвы,
но, напротив, постараемся усугубить подвиг покаяния с чистосердечным желанием
нравственного очищения с тем намерением, чтобы достигнуть вечного спасения
и вечной славы с Воскресшим Христом Спасителем нашим.

Аминь.

1963 г.

https://azbyka.ru/propovedi/vremja-poka … poklonnuju

https://azbyka.ru/propovedi/vremja-pokajanija.shtml

+1

34

5 ноября — Димитриевская родительская суббота.

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»,
— сказал Спаситель не веровавшим воскресению мертвых саддукеям (Лк. 20, 38).

Дорогие братия и сестры, благодарение Господу, что Он неусыпно печется
о нашем спасении и достижении Царствия Божия и дает возможность молиться
и помогать своими молитвами участи наших ближних в загробной жизни.

Чадолюбивая наша матерь Святая Церковь собрала нас сегодня на заупокойный праздник,
именуемый Димитриевской родительской субботой, для того чтобы каждый из нас
по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим от нас нашим близким и сродникам,
при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принес свою
горячую молитву об их упокоении, чтобы наши молитвы слились в единую общую молитву,
чтобы едиными устами и единым сердцем просить милосердного Господа о помиловании
наших усопших и о вселении их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне.
А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров,
уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп.
Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

– Чей ты, череп? – спросил святой старец.
– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа.
– А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас,
    сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.

– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся,
  опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос,
– и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы
отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:
– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:
– А есть ли муки другие, большие?

Послышался ответ:
– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже
Мы, которые не познали Бога, имеем ещё некоторое утешение от милосердия Божия,
а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей,
те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошёл в большом раздумье.

Вы слышали, дорогие, что молитва Преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам;
тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души
усопших христиан, за которых принесена Голгофская Жертва, которых Господь искупил
Своею бесценной Божественной Кровью. Молитесь, дорогие, за усопших с усердием, с любовью,
поминайте их добрым словом. Вспомните их добрые дела, их труды, их добрые качества,
наконец, вспомните, что у нас общий жребий, одна и та же дорога, и пусть уже это воспоминание
побуждает с любовью, с усердием молиться за усопших.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться
не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных.
К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние
сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом
облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда
на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви.

Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна.
В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся,
во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее
опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах. А раз так, то как мы должны
заботиться о помиловании наших усопших и молиться за них! Если бы неожиданно
отверзлись двери вечности, в которой находятся их души, то перед нами предстала бы
умилительная картина безмолвной мольбы наших единокровных братьев,
просящих наших молитв за них, – и какая душа не содрогнулась бы при виде
этих миллионов душ, вопиющих о помощи!

Ведь участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту.
А наши молитвы являются как бы тем спасительным канатом, который мы подаем ближнему
в этот опасный момент. А поэтому как приятно будет тому человеку, который исполнял
свой христианский долг, молился, когда мы все там, за гробом, встретимся, увидим друг друга
лицом к лицу и услышим от наших собратий благодарность за помощь им!
И напротив, какой будет горький упрек тем, которые не помогли родным, близким людям
в опасное время своими молитвами!

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших.
Однажды во время молитвы он неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние.
И видит он себя среди прекрасного луга, на котором росло множество чудесных цветов,
а впереди перед ним раскинулся изумительнейший сад со многими ароматными деревьями.
Долго старец любовался этим райским садом. Затем он обернулся направо и увидел
красивые беленькие домики и возле одного из них – своего старого знакомого,
который недавно умер и за которого он молился. Схимник подошел нему,
поцеловал его и спросил:

– Как ты здесь живешь?
– Хорошо, – отвечал тот, – по милости Божией нахожусь среди этого красивого места.
– А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя? – спрашивает его старец.
— Как же не знаю, все знаю и спасибо тебе за это. Когда вы поминаете нас на проскомидии
или на Божественной литургии, то в это время здесь для нас бывает духовный праздник.

Так вот видите, дорогие, что усопшие наши всё знают и всё слышат.
И мы должны несомненно веровать, что со смертью общение между усопшими и живыми
не прекращается, что оно существует. Смерти, как таковой, нет. Только на время человек
разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый
для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им
о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности,
являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи
усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии
не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной,
домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути,
и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву,
если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена
с живой верой в Господа Иисуса Христа.

Мы не можем молиться только за тех ближних,
о которых знаем, что они умерли в упорном неверии,
при жизни своей издевались над христианскими истинами
и отошли в мир иной без признаков раскаяния.
Такой человек – хулитель Духа Святого, и ему грех его
не простится ни в сей век, ни в будущий
(см.: Мф. 12, 31-32).
А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, надо молиться,
и можно быть смело уверенными,  что молитвы наши облегчат их участь.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся сегодня за усопших наших родных
и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые
чувством любви и благодарности к усопшим, сольются сейчас в едином общем
молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных,
и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих,
идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!
Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов). 1963 г.

+1

35

Покров Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии.
 

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова).

 
  Много  бо  может  моление  Матернее  ко  благосердию  Владыки.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

С такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией соделалась Покровительницей всего мира и каждой в отдельности души христианской. И какую радость в нашем сердце производят эти благодатные слова! В особенности — когда душа наша бывает обременена тяжестью грехов или скорбей либо расслаблена унынием или отчаянием. Тогда христианское сердце невидимо черпает для себя из этих слов ободрение, утешение и спокойствие. Сколько радости доставляют они тогда нашей душе!

В тяжёлые, скорбные для души минуты, когда душа подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь. Мы все это испытываем. И хотя Господь по Своему существу долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается (Пс.102:8-9), бывают тем не менее с нашей стороны такие неразумные поступки, которыми мы сами заграждаем доступ к нам Божественной благодати и навлекаем на себя гнев Божий праведный.

Например — когда мы не прощаем от всего сердца обиды ближним, как то видно из притчи о наказанном неблагодарном должнике, ибо Спаситель прямо говорит: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф.18:35). Или — когда наше сердце возносится гордостью, ведь, по слову Апостола: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет.5:5); тогда благодать Божия отходит от нас и пребывает на нас гнев Божий.

И вот в минуту оставленности, когда гнев Господень тяготеет над нами, душа особенно нуждается в милости Создателя своего. Но чем можно преложить гнев Божий на милость, когда мы и дерзновение теряем пред Господом, когда и святые осуждают, кажется, нас, не ходатайствуют за нас, долг грехов безпределен, не достанет целой жизни, чтобы заплатить его? Что же делать и к кому прибегнуть и от кого ожидать нам спасения? — От Той, Которая стала Матерью нашей по благодати.

Она есть Надежда ненадежных, прибежище грешников, Матерь христиан, Пречистая Дева Мария, Пренепорочная Владычица. Поэтому, если какой-нибудь грешник и приходит в такое несчастное состояние, что с одной стороны имеет прогневанного Бога, а с другой — не имеет никакой помощи в виде ходатайства святых, то и тогда не покидают его покров и заступничество Всесвятой Девы. Хотя вы это знаете, но нелишне ещё раз напомнить об этом, чтобы глубже утвердить веру в предстательство Божией Матери о нас.

Мы сказали, что Господь гневается за беззакония наши. Но чтобы было понятнее, что значит выражение «гневается», чтобы уразуметь, как страшен гнев Божий, который возгорается от греха человеческого, вспомним о тех примерах из Священного Писания, где Бог явился Богом отмщения.

Согрешил впервые светоносный Денница, и Господь, прогневавшись, низверг его с неба, как молнию, отверз бездну огня неугасимого и тьмы кромешной и туда заключил навеки вместе с прочими отступившими ангелами. Согрешил Адам, и Господь, прогневавшись, изгнал его из рая и осудил возделывать землю, полную терний и волчцев, потом лица своего орошать хлеб всю свою жизнь. Согрешили люди во времена Ноевы, и Господь, прогневавшись, послал на них потоп водный, сорокадневный дождь и потопил их.

Согрешили жители Содома и Гоморры и других городов, и Господь, прогневавшись, одождил на них огонь с небес и попалил их. Согрешали евреи, и Господь, прогневавшись, предавал их, побеждённых, ограбленных и плененных, в руки врагов — то халдеев, то ассириян; и доселе являются они поношением у людей.

Согрешил пророк и псалмопевец Давид, и, хотя он был друг Божий, Господь, тем не менее, прогневавшись, не простил его без того, чтобы не наложить на него предварительно тягчайшего наказания – смерти детей и моровой язвы, разорившей почти всё его царство. И много других примеров праведного гнева Божия видим мы в те древние времена.

Согрешаем и мы, христиане, и на нас Господь гневается и наказывает нас, как наказывал Он древних людей. Болезни, преждевременная смерть, голод, войны — всё это бичи Божии, которыми Господь наказывает нас с внешней стороны, наказания видимые. Но постигают нас и внутренние наказания, которые касаются нашей души, когда Господь удаляется и отнимает Свою Божественную благодать, отчего происходит потемнение разума, безсилие воли в отношении к добру, невежество и неблагоговение по отношению к истинам веры и вообще ко всему священному, упорство во зле и, наконец, нераскаянность. Это также есть признаки гнева Божия — ослепление сердечных очей и упорство во зле и неправде.

Святые Отцы говорят, что грех есть высшее зло, и для Бога, Который есть высшая Благость, нет ничего ненавистнее греха, и Божие Правосудие ничто так не карает, как грех, это дерзкое преступление Божественных заповедей. Отсюда мы видим, как велик должен быть гнев Божий на человека, пребывающего во грехе. Он так велик, что даже праведный Иов боится его больше, чем мучения в преисподней: О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне (Иов.14:13)! – восклицает он. И святой Иоанн Златоуст боится гнева Господня более, нежели тьмы наказаний: «не столь мучительно представить себе даже тысячи геенн, — говорит сей Святитель, — сколь мучительно увидеть лицо Божие отвращающимся и кроткое Его око не терпящим воззреть на нас».

Когда Бог сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходатайствовать пред Ним, утолить Его гнев и обратить на благоутробие и милость? В пустыне евреи совершили величайшее беззаконие, какое только может совершить человек перед Богом: они впали в идолопоклонство, сделали себе золотого тельца и поклонились ему как Богу, и отвергли истинного Бога, освободившего их от рабства египетского. Сильно гневается Господь и хочет уничтожить их, стереть с лица земли. Моисей же ходатайствует и просит: Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх.32:11-14).

Видите, предстательство Моисея умилостивило Бога и Господь отменил Своё наказание. Но Моисей ведь был пред Богом только простой раб, так же, как и Авраам, Исаак и Иаков были только рабы. А Пресвятая Дева Мария кто является пред Богом? — Мать, возлюбленная Мать, избранная из всего творения.

Святой Иоанн Дамаскин говорит, что существует безпредельная разница между рабами Божиими и Матерью Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает её поразить идолопоклонников евреев, то ходатайство Пречистой Девы Марии тем более сдержит этот Божественный гнев и не даст ему пасть на грешных христиан. Бог, умоляемый всеми святыми, иногда выслушивает их, но иногда и не внимает им; Он — Господь, а те — рабы; они просят о милости, оказать или не оказать которую — в Его свободной воле.

Вспомните: апостол Павел просил у Бога трижды и не был услышан. Но, умоляемый Пресвятою Девой, Господь внимает Ей всегда: Он — Её Сын, Она — Его Матерь. А чтобы Сын исполнял прошения Матери, это не есть милость, но естественный долг.

Пресвятая Дева, после Своего преставления от земли на небо, вошла в Божественный чертог славы с великою честью, так что Она посажена выше всех чинов Ангельских и Архангельских и всех святых. Она посажена одесную престола Божия, как об этом Дух Святый предвозвещал: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преукрашена (Пс.44:10). И Господь исполняет Её прошения: «Проси, Мати Моя, проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого Ты имеешь Сыном и Кого Я имею Матерью, и таким образом прославят Тебя все роды.

Проси исцеления больному, проси о помощи несчастному и бедному, проси, чтобы какая-либо весь, или какой-нибудь город, в которых благоговейно чтится имя Твое, были сохранены от голода, мора, войны; проси, и Я исполню просьбу Твою. Пусть Твоя слава прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери».

Наши предки питали твёрдую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. И Матерь Божия не оставляла их веру тщетной, но подавала скорую помощь как всему русскому православному народу в целом, так и каждому просящему — по его вере. Рассказывается, как одна благочестивая, богобоязненная женщина-мать провожала своего сына, морского офицера, в далекий и опасный рейс. Пред отправлением сына в дальний путь, она нарочито приехала в храм, чтобы отслужить молебен о его здравии и благополучии перед старинной чудотворной иконой Божией Матери «Знамение».

По окончании молебна мать встала перед образом на колени и воскликнула в слезах: «Царица Небесная, Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда, Ты мне его возвратишь и со дна моря!» И действительно, во время плавания корабль был застигнут страшной бурей и подвергся совершенному крушению, так что вся команда его была поглощена волнами. В числе прочих был выброшен волнами за борт и сын этой богобоязненной матери. Ожидая уже смерти, он неожиданно вспомнил свою поездку вместе с матерью к чудотворной иконе и с верою призвал на помощь Пресвятую Деву, уповательно взывая к Ней: «Царица Небесная, мать моя просила Тебя обо мне: спаси меня для неё».

Вслед за тем волна так сильно ударила его, что он лишился чувств и памяти. А когда пришёл в сознание, то увидел себя на морском берегу и возблагодарил Молитвенницу за своё спасение. Дивное чудо Богородицы, Которая по вере и молитве матери в час неминуемой, казалось, гибели спасла её сына! Это повествование служит также лишним подтверждением силы материнской молитвы, того, что и воистину материнская молитва со дна моря спасает.

Поэтому, дорогие братия и сестры, от малого до великого чтите Пречистую Деву Марию, благоговейте пред именем Царицы Небесной и во всех своих нуждах, телесных и душевных, призывайте Её, Покровительницу жизни нашей. Ни одно из спасаемых животных не погибло в ковчеге; так не погибает никто из христиан, прибегающих под защиту Святой Девы, Которая есть Кивот освящения. Пусть обращён на тебя весь гнев Божий, но если Она будет ходатайствовать, то преложит его на милость и благоутробие, ибо много может моление Матернее ко благосердию Владыки. Оттого Святая Церковь наша воспевает: Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению.

Будем же, дорогие мои, после Господа более всего почитать Пресвятую Богородицу. Пусть имя Господа нашего Иисуса Христа и имя Его Пречистой Матери будут написаны в наших сердцах, и никогда да не сходят они с наших уст. Пусть имя Спасителя и имя Преблагословенной нашей Владычицы будут началом и концом наших утренних и вечерних молитв. С этими именами будем входить в церковь и выходить из неё, начинать и кончать всякое дело, чтобы удостоиться нам в час последнего издыхания иметь с одной стороны Господа Иисуса Христа, а с другой – Пречистую Деву Марию и вместе прославиться в Небесном Царствии.
Аминь.
15 (28) октября 1960г.

0

36


Иерей Виктор Кузнецов о лжепаспорте Архимандрита Кирилла
https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/389/t980344.jpg
Паспорт выдан когда архимандрит Кирилл уже находился в коме , а также он не содержит личной подписи.
"Сильно меня чиновники донимали, заставляли новый паспорт взять. Они со злорадством мне говорили: „У нас и на отца Кирилла новый паспорт лежит“. Тогда я им ответила: „Он лежит у вас в столе, но не в его кармане! Никогда он антихристовых документов не возьмет. Это я знаю точно!“
Иерей Виктор Кузнецов , "Духовник ", Россия , 2013

Отредактировано Игорь Александрович 1993 (2023-12-05 16:26:33)

0

37

Ответы на вопросы учащихся московских духовных школ архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры 1996

Отредактировано Игорь Александрович 1993 (2023-12-05 20:46:36)

0

38


Беседа архимандрит Кирилла Павлова с братией Даниловского монастыря

0

39


Живые проповеди архимандрита Кирилла Павлова на 11 часов 43 минуты

0

40

О ПОСТЕ И ПОЛЬЗЕ ЕГО...

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова).

«Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения».
(ср.: 2 Кор. 6, 2)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в подвиг Великого спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа, ибо Он ради нашего спасения постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития.

Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная со вчерашнего дня, называемого Чистым понедельником, и до пятницы шестой, или Вербной, седмицы. Оттого сей наступивший пост называется у нас Святою и Великою Четыредесятницею.

Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами. Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям.

Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. "Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте", - говорит святитель Василий Великий. Думаешь ли, что древность его считают со времени происхождения Закона? Пост старше Закона. Пост - не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно.

Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. Проклята земля: тернии и волчцы возрастит тебе (ср.: Быт. 3, 17-18) - велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.

Но и самое пребывание в раю есть образ поста, потому что, довольствуясь малым, жившие в раю не употребляли ни вина, ни мяса животных, что делает мутным человеческий ум. Уже после потопа узнали люди вино и мясо, а до потопа сего не было. Когда не стало надежды на совершенство, тогда было дозволено наслаждение.

Все святые соблюдали пост как отеческое некое наследие, передаваемое от отца сыну и преемственно получаемое, так что стяжание сие по порядку преемства сохранилось и до нас. Сорок дней постился Моисей на Синае, и пост соделал святого Пророка законодателем, и он удостоился пребывания с Богом и получил от Него Закон для израильского народа.

Но благодаря невоздержанию, ненасытности чрева израильтян этот же Закон, написанный на скрижалях Самим Богом, был святым пророком Моисеем сокрушен. Благодаря ненасытности своего чрева народ израильский предался идолослужению и через то лишился благоволения Божия.

Невоздержание Исава сделало его рабом брату, потому что он за одну снедь продал свое первенство. Молитва преподобной Анны, соединенная с постом, даровала ей благодатное дитя: святого пророка Самуила. Пост сделал неодолимым Самсона, и, пока он не был разлучен с ним, враги падали тысячами, городские врата исторгались и львы не выдерживали крепости рук его. Но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников.

Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев. Поскольку он видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла, то по необходимости, чтобы исцелить его от порока роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост - голод, который остановил без меры уже разлившийся грех; постом, как бы прижиганием каким или сечением, прервал он дальнейшее распространение зла.

Пост соделал святого пророка Илию зрителем великого видения, ибо, сорокадневным постом очистив душу, он удостоился на Хориве видеть Господа. Через пост святой пророк Илия возвратил вдовице умершего ее сына.

"Пост, — говорит святитель Василий Великий, — рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей". Пост — добрая стража душ, надёжный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он — сожитель трезвости и целомудрия. Пост предпосылает молитву на Небо, делаясь для неё как бы крыльями при восхождении горе. Пост — матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надёжный сожитель супругам. Муж не подозревает измены в супружеской верности, видя, что жена свыклась с постом. Жена не снедается ревностью, примечая, что муж возлюбил пост.

Муж желаний, святой пророк Даниил, который три седмицы не ел хлеба и воды не пил, своим постом заградил уста львов; они не могли ему причинить никакого зла, когда он был брошен к ним в ров.

Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде приличен и во всякое время. Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост — самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи, и песни, и насмешки.

Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы во всей вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии. Теперь же люди, гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол. Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь чрез пост взошёл на Небо, упокоился на лоне Авраамовом.

У постящегося и цвет лица почтенный (он не переходит в бесстыдную багровость), взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце - чистота. Все святые, от века прославленные, любили пост и соблюдали его. Жизнь святого Иоанна Предтечи была сплошным постом. Святой апостол Павел постился, и пост возвел его на третье Небо. Но для нас важнее всего, что пост этот освящён Самим Господом, постившимся сорок дней.

Наш дух постоянно противоборствует плоти, они друг другу противятся, поэтому, если хочешь, чтобы дух твой был крепким, обуздай плоть постом. Апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Никто при обильной пище и непрестанной роскоши не принимал духовного дарования. Если бы ниневитяне не постились, то не избежали бы угрожавшего им наказания. Евреи, когда питались манною и водою из камня, то побеждали врагов и были все здравы, а когда их сердце захотело мяса и вспомнили они о котлах египетских, то не увидели они Земли Обетованной.

Пост есть оружие для ополчения против демонов. Но пост не нужно ограничивать одним только воздержанием от пищи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, воздержись от нанесения ближнему обид, воздержись от раздражения, от несмысленной скорби, от страха, гнева и т. д.

Будешь прощать другим обиды, погрешности, досаждения, излишние беспокойства, и тебе будут прощены твои грехи. Господь будет прощать твои погрешности, и будешь сподобляться от Него великих милостей. Ты простишь немногие грехи ближнему твоему, а тебе Бог простит безчисленные прегрешения. Ты простишь сто динариев, а Он простит тебе тьму талантов. Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас держать в душе зло на ближнего, но будем в простоте сердца прощать ближнему обиды, причиняемые им тоже по наущению диавола.

Никто да не мыслит зла друг на друга, никто да не увлекается злой подозрительностию относительно брата своего, ибо это - прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь. Будем помнить заповедь Спасителя: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34), а также и то, что любящий другого исполнил закон; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 8, 10).

Вступать в подвиг поста мы должны, по заповеди Господней (см.: Мф. 6, 16), не с унылым лицом, но с лицами бодрыми как истинные воины Христовы, выступающие на борьбу с грехом и своею плотью при помощи и содействии благодати Божией. Помажь голову твою елеем милостыни и водою чистоты умой душу твою, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17, 18). Вместе с тем Господь научает нас отрешать свои сердца от земных сокровищ и от земных пристрастий и побуждает желать и искать сокровищ Небесных.

Они — Небесного происхождения и оттого безсмертны, а земные блага, как грубые, тленные и преходящие, недостойны нас, сотворенных по образу и подобию Божию и искупленных безценною Кровию Господа нашего Иисуса Христа для наслаждения благами духовными и вечными. Прилепляясь же сердцами к земным благам, мы чрез то и сердца свои делаем земными, грубыми, низкими, страстными, и себя — неспособными любить Бога и ближнего, тогда как в любви состоит главная цель и обязанность нашей жизни.
Аминь.

1961 г.

0

41

выступление о. Виктора Кузнецова
в день памяти архим.Кирилла Павлова 

https://m.youtube.com/watch?v=JDCI23tMMbs

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Кирилл (Павлов)