Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » поучения старца иеромонаха Анатолия Киевского


поучения старца иеромонаха Анатолия Киевского

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Иеромонах Анатолий Киевский 
( 1957 -- 2002  )

из книги  Милостивые да помилованы будут

пророчества его в другой теме:
предсказания старца иеромонаха Анатолия Киевского


О милостыне и милосердии

Есть еще пока время – творите добро, чтобы не опоздать.
Пока есть еще деньги, пока не ввели карточки и коды, сотворите как можно больше милостыни.
Потому что скоро все Господь заберет. Покройте как можно больше грехов…

Нищему даешь – Богу даешь.
Они – придворные Царя Небесного.
По их молитвам мы спасаемся, потому что милостыня открывает нам все двери…»

Тайная милостыня – простить врагов.
Милостивые помилованы будут.

Из воспоминаний духовных чад:
«Батюшка, мне, наверное, не спастись, грехов столько – за всю жизнь не исповедаю».
— «Что значит капля в море?» — спрашивает Батюшка.
– «Это самая малость», — отвечаю я.
– «Так и твоя исповедь.
Знай, что у Господа бездна милосердия.
Уповай на милость Божию, твори милостыню.
Она много грехов покрывает и Господь простит.
«Милостивые да помилованы будут».

Интересно вы понимаете благословение.
Если Батюшка благословил: значит все.
Надо еще, чтобы и Бог благословил.
Давайте милостыню.

Один просил у старца благословение на открытие своего дела. А старец: «Хорошо, только первую свою зарплату отдай на церковь».
— «Все, хорошо». Закрутилось дело, зарплату получил.
Пришел к старцу, а его где-то не было.
И он взял с той пачки, что хотел отдать, вытащил третью часть или половину и положил в карнавку. Ну и что?
Через десять дней его магазин сгорел.
Кого хотел обмануть?

«Был один батюшка пьяничка, но очень добрый, всем бездомным – безродным помогал.
И как-то Владыка узнал, что он пьет, рассердился и хотел его как-то наказать или сана лишить.
И во сне ему явились те нищие, хромые, безродные и угрожали палками своими: «Не трогай попа Ивана!»

Мы спасаемся через ближних
  «Носите тяготы друг друга и так исполните Закон Христов»
Нужно все терпеть, а в первую очередь себя.
Это, Слава Богу, что через домашних вылезают наши страсти наружу.
А то думаем, что у нас все хорошо, а мы давно сгнили изнутри. Как хлеб – с виду хороший, а внутри – гнилой.
Не может сейчас у вас мир быть в доме, ибо «пришел на землю не мир принести, но меч».
Для того, чтобы объединиться, нужно разделиться: 3 на 2 и 2 на 3. Или 3 на 1.
Нужно все потерять и всех, чтобы Христа найти.
Это духовный закон: потерять все, чтобы найти все.
А потом и родные станут родными, но не по плоти, а по духу.
Потому что они тоже будут меняться также, как и ты.
Если молитва идет за них, если ты здесь, то рано или поздно, они тоже обязательно придут.
Нужно немножко потерпеть, выстоять этот период борьбы, когда ты – один, а на тебя ополчаются все.
Не струсить, не сойти с правильной дороги, а терпеть и молиться за них. Знаешь, что капля камень точит?
Давай милостыню за них.

Возникла ссора, не размышляй, не оправдывайся, а: «Простите меня, я не права», и уходи.
В состоянии гнева нельзя ничего решать.
А молись: «Господи, спаси и помилуй рабу Твою (имя), и святыми ее молитвами спаси и помилуй меня, грешную».
Молись до тех пор, пока тебя не попустит.
И милостыня, милостыня в этот период.
И увидишь, какие будут плоды всего этого.
Как Господь Сам вразумит всех, только ахнешь.
Главное – тайная милостыня, чтобы уберечь себя от тщеславия.
Отдавай последнее, оно всегда ценится.   
Две лепты вдовы пусть будут

Милостыня всегда у тебя перед глазами.
Не давай «на Тебе, Боже, что мне негоже».
Оторви от сердца, отдай и забудь.
И Господь тебя никогда не забудет и всегда поможет.
Не труби впереди себя. Запомни: нищему даешь – Богу даешь.
Они – придворные Царя Небесного. По их молитвам мы спасаемся, потому что милостыня открывает нам все двери.
Милостивый всегда всех прощает, не помнит обид, потому и Господь простит ему все. Твори милостыню, ибо «Милостивые да помилованы будут».

И снова за милостыню – «бездомных, безродных, тюрьму, больницу, вдовицу».
«Подавайте, родненькие, потому что Господь нам дает это золотое время на Покаяние.
А чтобы сотворить достойные плоды Покаяния, нужно шествовать по Евангелию: «кто имеет две ризы, подаст неимущему; имеяй брашна, такожде же творит»
Пока у нас еще есть какие-то копеечки, пока Господь посылает Своею Щедрою Десницею нам их, не кладите себе в карман. Отдавайте «абие, тотчас».
Тогда Господь будет преумножать в 10 раз, в 100 раз. Но нужно…, при этом, чтобы левая рука не знала, что делает правая. …
Здесь нужно так подать, чтобы и тени тщеславия не было, чтобы ничего себе не приписать.
Не трубить перед собою, когда слава бежит впереди дел.
Тогда воздаяния от Отца Небесного не жди, потому что уже на земле получаешь славу от людей.
И именно тайная милостыня – большое оружие в борьбе с тщеславием.
Кроме того милостыня лечит раздражительную часть души. За милостыню Господь дарует умиление.

Милостынею можно покрыть множество грехов. И именно милостыня привлекает в душу Благодать, потому что милостыня – начало Любви.
Есть два вида милостыни: первая – когда разжимаешь кулак и делишься с ближним последним,
вторая – когда и ничего не имеешь сам, но разжимаешь свое сердце и открываешь его – прощаешь всем и все.
И вторая милостыня – главная, это духовный закон Любви, который не имеет границ.
Господь с Креста щедро раздавал милостыню всем поносящим, заушающим, распинателям: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Молитва за врагов – это тоже духовная милостыня. И сама молитва без милостыни не принимается.
Сначала услышь и сотвори милостыню ближнему, а потом Господь услышит и поможет тебе. Любовь к Богу познается сначала через любовь к ближнему…
Мы отвращаем носы от бездомных, безродных, потому что они дурно пахнут, А то, что именно они – придворные Царя Небесного и что ради них Господь
дает и нам что-то, мы не помним. И то, что когда нищему даешь – Богу даешь, потому что «еже сотвористе одному из братии Моих меньших, Мне сотвористе».
А как наши грехи смердят перед Богом? Ничто нас не спасет и никто нам не поможет, если мы не откроем свое сердце и не впустим в него страждущих, нищих, бездомных, безродных.
В их лице к нам в сердце стучит Господь и ждет от нас участия, милости и сострадания. Есть еще пока время – творите добро, чтобы не опоздать.

Пока есть еще деньги, пока не ввели карточки и коды, сотворите как можно больше милостыни. Потому что скоро все Господь заберет. Покройте как можно больше грехов.
Оденьте, накормите ближнего, чтобы на Страшном Суде не стояли голые и голодные. Потому что все земные уроки пройдут, а экзаменов будем сдавать аж 20 на мытарствах.

И чем оправдаемся?..

А вход в Царство Небесное один:
«Покайтесь, приближися бо Царствие Небесное».
Покаяние – в милосердии
«Милостивии да помиловании будут»

+2

2

Иеромонах Анатолий (Киевский)
о спасении в современном мире

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_11254_1/

«Не подходите к Исповеди формально, это Таинство, над человеком невидимо священнодействует Дух Святой.
Говорите с Богом, батюшка – свидетель…

Откуда эта мода пошла? С Запада, с Франции. Для того, чтобы растлить народ, разложить его внутренне. Потому что тогда бери нас голыми руками, и войн никаких не надо. Цель одна – убить в людях веру в Бога…

Если пользовалась косметикой, телевизором и т.п., то покаявшись в этом, надо возненавидеть эти грехи и даже больше не думать о них. Наши нераскаянные грехи переходят на детей. Женщина даже не должна прикасаться к мужской одежде…

Не увиливайте от поста под предлогом болезни.
Потому и болеете, что пост не соблюдаете.
С помощью поста скольких людей Господь исцелил! …Соблюдение поста – свидетельство духовного начала в человеке. Не хитрите и не лукавьте в посте.
Господь же все видит – и нашу немощь и наше лукавство».


Спасение

«Не старайтесь много знать. Старайтесь, все точно исполнить, что говорят. Лучше не знать, чем знать и не исполнять. Кому много дано, с того много и спросится. Запомните пять слов: благодарение, послушание, терпение, самоукорение и смирение. Они вмещают в себя почти все. Не ищите новых слов, их не будет. Все строится на этих пяти словах. Можно говорить очень много слов, но от этого путь спасения не изменится. «Царство Небесное нудится», старайтесь исполнять то, что вам говорят, чтобы приобрести капиталы, которые нам дадут Царство Небесное.

Что такое благодарение? Это Молитва «Слава Богу за все!» Она исполняет Волю Божью, потому что сказано: «Непрестанно молитесь. О всем благодарите». Это путь Святых Отцов – быть всегда всем довольным, за все Бога благодарить, за все Бога славить. «Слава Богу за все, слава Богу за скорбь и за радость» — эти слова прогоняют уныние, печаль, отчаяние. Господь знает, что делает. Все послано Богом для спасения нашей души. Потому благодарите за все, и Господь введет вас в домик Терпения. А когда в домике, то никакой враг, ни зима, ни дождь не страшен. Не выходите из дома без надобности. Благодарение в сердце за все – признак Живой Веры в Бога. Далее идет послушание – это фундамент всего здания. Без послушания не воздвигните здания спасения. Потому что будет дом на песке, своеволие. А своя воля заведет в неволю. Послушание отсекает своеволие и учит нас жить по Воле Божьей. Терпение – «претерпевший до конца спасен будет». Мы должны терпеть все, что Господь посылает. Не спрашивайте почему. Так угодно Богу. Так нужно – просто и понятно. Это спасительная простота: «Господь терпел и нам велел», «За терпение Бог дает спасение». Самоукорение нам нужно для того, чтобы приобрести смирение. Когда человек привыкнет во всем укорять себя, он будет всегда спокойный, невозмутимый. Я другого не заслуживаю, «по делам моим достойное приемлю». Здесь себя осудишь, там Господь тебя оправдает. Один закон: «Я ничто, а не нечто». А потом уже и смирение. Для смирения еще нужны поношения из вне, кроме самоукорения: «Блаженни есте егда поносят вам». Это уже Крест. А смирение – риза Божества. Господь – новый Адам, смиренный. Истинное Смирение – только на Кресте. Если не несешь Крест, то ложное смирение. Наша задача – смиренномудрие – Евангельский образ мыслей, чтобы Евангелие на сердце запечатлелось. Это и все. Все очень просто. Только простота эта дается недешево. Нужно не одну шишку набить, чтобы научиться по Божьему жить. Ничего. «Просите, и дано будет вам. Ищите и обрящете. Толцыте и отверзется вам». Батюшка очень часто любил повторять эти слова».

«…Вся наша жизнь должна быть сплошным покаянием, очищением всех грехов, записанных врагом, оплакиванием с кровью.

Печаль дается Богом, чтобы мы исповедовали забытые грехи. В молитве «Отче наш» говорим: «да будет воля Твоя», а сами надеемся на себя. Мы, как Марфы, многозаботящиеся о мирском».

«Мы должны смиренно причислить себя к числу наемников у Господа, т.к. сынами по греховности мы быть не достойны. И вот тогда Господь раскроет Свои Отчии объятия…

Страданием и милостыней снимаются грехи (всегда есть кусок хлеба, чтобы им поделиться).

Собирайте нетленное духовное богатство и обращайте тленное в нетленное (милостыней). В сердце нашем живет Царство Небесное, но и дьявол живет там. Надо заполнить его любовью к Богу. Но нет любви к Богу без любви к ближнему.

Если мы будем себя ежеминутно судить, как на Страшном Суде, то Господь помилует на Суде».

«Не ищи на земле идеала – это есть безумие. Не ищи спасение в Батюшке, а ищи спасение у Господа».

«Будьте как дети, ибо они наследую Царствие Небесное. У них нет лукавства, ханжества и лицемерия».

О. Анатолий особо обращал внимание на то, что к духовнику необходимо обращаться за духовными советами, как спастись, а не по суетным мирским делам. «Ищите спасение души, бегите от греховного, творите милостыню, просите Отца Небесного, и дано вам будет все для спасения души, а не для плотских увлечений».

«Познавший себя, познает Бога, а значит и ближнего своего. Начать надо с себя. Познай себя, ведь Царство Божие внутри».

«А без болезней никто не спасается».

Исповедь, покаяние

Батюшка говорил, что Пост – это время покаяния, потому должно быть постоянное покаянное состояние души. К исповеди в Пост нужно прибегать чаще, чем в обычные дни. Замечать за собой наименьшие согрешения, не думать, что это – чепуха. С малого начинается большое. Не нужно толкаться на исповедь, чтобы только усиливалась брань. Не понятно, чего приходят: очищаться или грехов набираться. Не смотрите на других, видите только себя и свое сердце. Подожди со смирением и терпением, и Господь примет твое покаяние. Не слушайте чужие грехи. Не подходите близко, потому что любопытство – тоже грех. Каждому свое лекарство, не лечите себя тем лекарством, которое вам не подходит. А то подслушают, что батюшка кому-то говорит, себе применяют. Глаза не лечат тем лекарством, что и печенку. Каждому – свое, не берите на себя чужие послушания. Выздоровление души зависит от того, как ты ее обнажишь перед Врачом. Приходите в больницу, врач говорит: «Разденьтесь». Начинаешь раздеваться, не думаешь стыдно, или нет. От этого зависит правильный диагноз и врачевство. А Церковь – духовная лечебница. Чистосердечная исповедь, без лукавства – залог выздоровления. Исповедь – это не самооправдание, не осуждение других, а признание своей вины. Исповедь – это жалоба Господу на свои немощи, свои страсти и прошение о помощи. Исповедь – это постоянная работа над собой. Дневник помыслов. Не приносите газет, повыписывали из книжек чужие грехи и тщеславитесь, что грешные. Я же в себе столько вижу. К исповеди должен человек дойти самостоятельно. Молитва Богу, Матери Божьей: «Господи, открой мои грехи, покажи, в чем не прав. Даруй покаяние, отверзи мне двери покаяния». Вот это правильно. Нужно полночи просидеть, выстрадать, тогда это действительно – исповедь. Если сами не простили, не примирились с ближними, Господь никогда не простит. Если ты осуждаешь, тебя тоже Господь осудит. За осуждение – осуждение, за милосердие – прощение»…

«Не подходите к Исповеди формально, это Таинство, над человеком невидимо священнодействует Дух Святой. Говорите с Богом, батюшка – свидетель, будет свидетельствовать и на Страшном Суде, что человек исповедал этот грех, моею властию разрешен, а этот – не исповедал.

Говорить как на Духу – значит откровенно. И не Батюшка вам говорит врачевство, а Господь. Батюшка Духом говорит, что Господь на душу положит сказать для спасения души. Никому не говорить о том, что на исповеди открыли тебе. Это – твое. Сохранять в молчании уст и в тайне сердца. Потому что враг похитит. Отдадите полностью себя, останетесь ни с чем. Таинство – значит все должно быть в тайне ото всех…».

Потерпите, когда человек перед вами долго исповедуется. Кто-то приходит на исповедь очищаться, не мешайте им. Со всех людей, что стоят на исповеди, можно работать с 10-15 человеками. Другие ходят непонятно почему. Ищите Господа, идите к Господу, а не к батюшке. Батюшки на исповеди нет, есть Господь. Если не готовы к исповеди, себя не пригвоздили ко Кресту, не смирились перед Богом, никакой батюшка не поможет. Хоть 100 учителей поставь над ребенком, если он сам не захочет учиться, дела не будет. Учителя не помогут. Не ищите чудотворцев. По вере вашей будет вам. Человек советует, как Бог на сердце полагает, а помогает, насколько человек верит. Не идите к исповеди, как к панацее: исповедовалась, значит все должно быть чудесно. А потерпеть, а пострадать, а поболеть душой и телом, что столько грешили? Грешим всю жизнь, а за 5 минут хотим очиститься. Так не бывает. Сколько наслаждался, нежился, грешил, должен столько злострадать, терпеть, плакать. Должно все уравновеситься, чтобы не было дисбаланса. Иногда день – за год, год – за день. Это из-за силы скорбей – огненное искушение. Не лукавьте, Христа ради. Любой грех прощу, какой не назовете, все прощу, только не лукавство. Если бы вы знали, как перед Богом мерзкие даже помыслы лукавые, не говоря уже о делах. Пошла к одному батюшке на исповедь, наказал для вразумления, не понравился. Побежала к другому. У того что-то не понравилось, к следующему пошла. А спасаться, как же? «Мудрость – в совете мнозе», но одного. Нужно, чтобы батюшка знал все твои проблемы, беды, страсти, все о твоей семье. Тогда будет мудрый совет и спасительный. Каждому ж священнику не расскажешь, что у тебя случилось. Можно получить совет, да не тот. Остерегайтесь этого. Приучитесь ходить к одному священнику, в одну церковь. Не та церковь, что ближе по месту, а та, что близка по духу…

За сокрытие грехов на исповеди шли в ад. Стыдно не тогда, когда каешься, а тогда, когда грешишь. А так двойное лукавство: согрешили, делаем вид, что ничего не случилось. Писать грехи на листик, потому что в момент исповеди враг похищает грехи забвением, чтобы с хартии не списались. Искушения бывают, потому что людей много. Потому лучше готовиться дома, в спокойной обстановке. Господь любит Простоту и Милосердие. «Милостивии да помилованы будут».

Еще Батюшка писал:

«Исповедь — Стыд, Грех — Свобода — это у нас».

А нужно поменять местами:

«Исповедь — Свобода, Грех — Стыд».

«Не надо готовить Исповедь по перечню грехов, т.к. когда пишем, мы не переживаем грехи, а машинально соглашаемся с ними. Записав же свои конкретные грехи, мы переживаем их вновь, стыдясь и ненавидя их».

«После исповеди одного из моих грехов я мысленно всегда возвращался к нему и переживал, заставляя себя вновь и вновь в разных интерпретациях его исповедовать. Посоветовался с Батюшкой, почему это происходит. Может, что-то осталось из старого? А он мне в ответ: «Это уже лукавый специально смущает и водит по кругу, заставляя не верить в милосердие Господа по раскаянным и исповеданным грехам».

«Если в церкви нет исповеди — уже ходить туда нельзя. То, что вас там накрыли епитрахилью и разрешают — то не исповедь, то ни считается. Таинство не совершается, и человек не причащается. Нет очищения.

Человек должен лежать на земле, распластавшись, и плакать за свои грехи, и тогда батюшка должен разрешать. А иначе… Нет покаяния — нет очищения.

Во Флоровском нет исповеди. Поэтому сестры болеют, за это Господь попускает колдовство. А священники стоят у Престола, словно гирями увешанные чужими грехами. И кто их разрешит? Никто. Только Господь. Все берут на себя, вся тяжесть за это ложится на них.

Без исповеди у католиков причащаются…

Я вспоминаю келейные вечерние службы у Батюшки Феофила [Россохи]. Все пели, и вместе начинали, вместе и заканчивали, все в один голос. Когда так поешь, и тщеславия не бывает. Мы выходили после службы насыщенные молитвой… У Лаврентия Черниговского и безголосые пели, а тут профессионалы не могут. Их служба не угодна Богу».

Причастие

Батюшка особо обращал наше внимание на тщательную подготовку к исповеди и к причастию Святых Христовых тайн, отмечая, при этом, обязательное посещение накануне вечерней службы в Храме.

«Делать операцию не благословляю. Нужно лечить сначала душу, а тогда выздоровеет и тело. У нас одно лекарство – Причастие».

…Когда подходили перед Причастием на исповедь, Батюшка всегда спрашивал: «Готовилась к Причастию? Постилась? Всем простила?» Если с кем-то по своей воле не примирилась, к Причастию Батюшка не допускал. Это был главный момент, главное условие в подготовке к Причастию – всем простить от души, не по лукавству…

«Недостойное Причащение – лобзание Иудино.

К Причастию надо готовиться постом (чрево и чувства)…».

Грехи. Болезни от грехов

Батюшка рассказал притчу о кабарэ, где раздеваются одни, а другие смотрят. И кто больше грешит? Тот, кто раздевается за деньги (может и по нужде), или тот, кто платит деньги, чтобы посмотреть?..

«Упал (согрешил), встал (покаялся) и иди дальше. И так всю жизнь. Грех победишь, когда бежишь от него. А победил не сам, а с помощью Божией».

«Нет незначительных грехов, нет маловажных. «Ин суд Божий, ин суд человеческий». Может они для вас маловажные, а для Господа станут как смертные. Не пытайтесь своим умом понять Суд Божий. Его Премудрости нам не постичь. То, что кому-то сошло с рук, для вас может стать последней точкой в океане Божьего терпения. Ничего не утаивайте на исповеди. Помыслы – это тоже грехи. Все начинается с помыслов. Сегодня подумал, завтра сказал, послезавтра сделал. Если помыслы пресечь в момент их рождения, ко греху делом не дойдет. Помыслы, навязчивые идеи, сны исповедовать нужно тоже.

Одному Старцу было открыто, как бесы тянули 5-летнего мальчика в ад за сквернословие. Он не понимал, что говорил, просто повторял за взрослыми скверные слова.

Была у игуменьи племянница, 15-летняя девочка. Такая послушливая была, на клиросе пела, глазки опущены вниз все время. Она умирает. Игуменья молится, чтобы Господь показал ее участь. В тонком видении она видит ад, а в самом сердце его – свою племянницу. «Господи, за что?» — вскрикнула игуменья. «Приходили монахи в монастырь, она смотрела на них с вожделением. Были блудные помыслы, а она их не исповедовала». И пропала душа. Зарубите себе на носу: в духовной жизни мелочей нет. Потому что с малого начинается большое. «Верный в малом и в большом верен будет». И если ты не можешь свечку погасить, то костер как погасишь? В нашей жизни случайностей, везений нет. Все управляется Премудрым Промыслом Божьим. И даже незначительный случай, какая-то незначительная деталь имеет духовный смысл. Нет мелочей, иначе был бы хаос. А так все в жизни управляется Мудростью. Не пытайтесь понять. Лучше подклоните свою выю под «иго благое и бремя легкое», да в Послушании Воле Божьей идите в Царствие Небесное. При этом помня, что ничто нечистое в Царство Небесное не войдет. Потому на исповеди нужно открывать все, в чем совесть обличает. И помыслы, в первую очередь».

«Мы ежедневно преступаем заповеди:

1) «не лги» — говорим, что не будем грешить (во время Исповеди), а снова грешим. А тот заповедь исполняет, кто не повторяет.

2) «не укради» — крадем сами у себя время: смотрим телевизор вместо молитвы».

Болезни от грехов

«Каждой телесной болезни соответствует определенный грех… Сначала поражается душа, затем тело».

«Болезнь на 80%, можно сказать, человек за грехи несет, а остальное – еще за что-то другое. Господь, зная меру каждого, так и дает по силе.

Когда в болезни человек остается один – он не приписывает себе, а благодарит Господа. А если рядом врач – благодарит человека. Тогда та же болезнь вновь может быть. Если же человек за все благодарит Господа – открывается грех. Если человек в болезни терпит, благодушествует, то покрывает грех. Никто не войдет в Царствие Небесное, если не переболеет перед смертью».

Помню, что Батюшка редко, очень редко благословлял делать операцию. Говорил: «Порезать – раз плюнуть. А потом что? Болеем, потому что грешим. Покайтесь по-Божьему, Господь Милостивый, Он простит грехи. И выздоровеете сразу. Господь – Единственный Врач душ и телес. На Бога нужно надеяться, а не на панацею. Что врачи могут, когда Господь не даст? Разве сейчас врачи, это ж рвачи. Не лечат, а калечат. Странно человек устроен! Господу – Отцу Небесному не верим. А врачу – первому попавшемуся прохожему верим. Все в руки Божьи боимся предать, а в руки врачей безбоязненно, с полной верой предаемся. Сейчас большинство врачей – не специалисты, потому что за сало дипломы купили. Где золотые руки – мастера своего дела? Нет! Раньше врачи были верующие. Когда приходил врач к пациенту, то первое, что спрашивал, было: «Давно исповедовались, причащались?» Если давно, то сначала направлял в Церковь поговеть, а потом брался лечить. А сейчас не знаешь, кто больше болен – врач или пациент. Потому что духом гордости заражено все, вирусом своеволия медицина болеет, в первую очередь. Медработники, медсестры. Разве это мед? Это горчица, им самим нужно лечиться».

Пришла один раз р.Б.: «Батюшка, благословите на операцию. Я – онкобольная. Сделали рентген, обнаружили злокачественную опухоль. Сказали, что нужна операция, иначе умру». – «Правильно сказали. Операция нужна, но здесь. (Батюшка показал рукой на сердце). Ремонт нужен именно здесь (еще раз показал на сердце). Три раза на неделе исповедаться и причаститься. Бог благословит. Серьезно отнеситесь к исповеди. Вспомните грехи с 7-летнего возраста. Не списывайте с книжки, а с головы пишите. Просите у Господа, чтобы открыл. Все будет хорошо».

Болезни. Врачи

«И волос с головы не падает без Воли Божией», — нет ничего случайного, все посылается нам по Премудрому Промыслу Божьему. Заболел кто – Господь посетил: «Слава Тебе, Господи!». Батюшка практически не благословлял обращаться к врачам за помощью (как-то услышала Батюшка сказал: «Я не люблю людей в белых халатах, я их боюсь»). А Господь у нас один врач душ и телес наших».

Батюшка говорил: «Какие могут быть врачи? Сейчас нет медицины. Человек очень просто сделан, а врачи сразу резать могут, даже не знают что. Раньше так не было. Мало кто будет не порезан.

Если человек уповает на Господа, то Господь и врачует. Он единый врач душ и телес. Только Причастие. Масло, святая вода, антидор, просфора, на службу, молиться, Псалтирь, Евангелие, Иисусова молитва… Сколько средств. А если пошел уже к врачам, то Господь отступает, оставляет Своею Благодатью человека на свои силы. Что ж, можно и так. Кто какую стезю выберет. Расслабленный 38 лет лежал у купели, и Господь исцелил. А кровоточивая сначала все имение врачам издала, а потом до Господа прикоснулась. И Господь тоже исцелил.

Господь не насилует нашу волю.

Врачей же тоже Господь создал, скажут. Да, для маловерных.

Бывает, Господь человека грузит, гнет, как березу, до самой аж до земли, чувствует, чтоб не сломалась, а потом отпускает – и она опять стоит ровно. И тогда уже Господь, испытав до конца, ставит на таком человеке золотую печать – пригоден для Царствия Небесного.

На все ж Воля Божия. Пост, молитва, Причастие – рак 4-ой степени излечивается. Организм обновляется…

А вы молитесь от всего сердца. Как Моисей ко Господу взывал. Господь говорит: «Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?» Хотя тот молчал. Да и не только он. Много таких было…»

Воля Божья и своеволие

«Нужно всегда и во всем искать Волю Божью, потому что это – закон для христианина. Воля Божья есть полнота совершенная. Каждая наша Молитва должна заканчиваться словами: «Да будет Воля Твоя! Не дай моей воле совершаться, не угодна бо есть». Сам Господь в молитве «Отче наш» указывает на это. А молитва наша, чтобы выглядела так: «Господи, дай мне не то, что я хочу, а то, что Тебе угодно послать для спасения моей души». Вот это будет правильно. Нужно, чтобы человек полностью предал себя в руки Божии, склонил свою непокорную выю под Божью Десницу. Только когда будешь готов в этом покориться Господу, Он даст тебе Крест. И скажет: «Ты по Мне гряди». А пока нет у нас самоотвержения истинного, не втоптано в землю своеволие и своелюбие, Господь к Себе на службу не призовет. Откуда мы можем узнать Волю Божью? Из Евангелия. Но для этого нужно иметь духовный разум, чтобы понять ее, эту Волю Божью. Открывается она только безстрастным, тем, кто прошел путь Послушания и Смирения и достиг чистоты сердечной. Мы – в страстях, не очищенные. Откуда узнать? От пастырей и наставников, которые имеют духовное рассуждение. Это – Дар Божий познавать Волю Божью, нить премудрости. Священник далеко не каждый имеет этот дар, а легче сказать – один из тысячи. Потому что дается он Господом за великое Смирение перед Ним. А много у нас смиренных священников? На одной руке по пальцам пересчитать можно…»

«Нужно еще научиться принимать Волю Божью с благодарением. Нужно, чтобы внутри был такой себе механизм, который бы приводил маятник в исходную точку, то есть на средину. Потому что маятник качается то вправо, то влево. Нам нужно всегда быть на нуле – и не хотеть, и не отрицать. Когда человек не хочет свою волю творить, не настаивает на своем, а живет по Евангелию, то все бывает именно так, как Господь на душу положит ему, по его слову, по его мысли. Ясно, что ничего, нарушающего заповеди Божьи, он не захочет делать. Нужно, чтобы выработалась позиция – «мне все равно, идти, или оставаться, лишь бы только Воля Божья исполнилась». Тогда, когда говорят: «Воля Божья такая», — он может ответить только одно: «Се раба Господня. Буди по глаголу Твоему».

Мы часто не готовы принять Волю Божью, и мы ее не принимаем. Тогда Господь попускает скорби и болезни для вразумления человека, чтобы не повадно было в следующий раз.

…Спроси у себя: а сможешь ты понести то, что Господь попустит, за то, что Волю Божью не сотворил? За все нужно отвечать в этой жизни, за непослушание Воле Божьей тоже нужно платить. И дорогою ценою. Поэтому это вам на будущее: никогда не смейте бросать под ноги Божье благословение».

Батюшка помог мне понять, что каждый человек рождается с Промыслом Божиим. Если жить по Воле Божьей, жизнь будет проходить тихо, ровно, хотя и со скорбями во спасение. Но это не те скорби, которые обрушиваются на тебя, когда живешь своевольно. У каждого человека есть свое предназначение, и поэтому Господь дарует при рождении особые таланты…

«Мера у каждого человека своя. Господь знает. А человек подходит своими мерками – опыта, срока… А Господь за ночь дал прп. Варсонофию знание Промысла Божьего. В Воле Божьей дать нелюбовь настоятеля…»

«Воля Божья бывает так: день туда, день сюда, или час туда, час сюда, а потом уходит. Оно так, если есть Воля Божья поехать сегодня на базар купить вещь, а ты не поехал, то завтра ее не будет. Было у тебя как бы чувство, мысль, что нужно сделать то дело, что ты хотел. Надо не пропустить момент. А если нет, то просто благодать уйдет. Ну, так будет после Причастия, Господь никого не оставляет. А вообще не будет. Уныние будет очень сильно бороть…»

«Когда отдаешься на Волю Божью – ты уже на Кресте. Как Спаситель в Гефсиманском саду молился трижды. Какие у Него были душевные страдания. Безгрешный посчитал Себя самым большим грешником.

Он первый раз молился: «Отче, мимо неси Чашу сию, но не якоже Аз хощу, но еже Ты». И вся природа молчала. Ни ветерка, ни листочек не шелохнулся. Никакого ответа от Отца Небесного. Как то раньше было: или глас, или облако. А здесь ничего. И апостолы уснули… Все оставили Господа. Оставили один на один с грехом всего мира. Только Ангел явился, укрепляюще Его в молитве. Господь посчитал, что Его оставил Отец Небесный, отвернулся. И это было тяжелее всего. Кровавый пот выступил на лбу Спасителя. Невероятное психологическое напряжение.

Второй раз молился: «Отче, аще не мимо идет Чаша сия, аще не пию ея, да будет Воля Твоя».

И третий уже раз, «тожде слово рех» — Господь утвердился, что такая Воля Божья – Крест. И тогда Он спокойно пошел на Крест, безропотно неся уничижения, оскорбления, побои, оплевания, заушения и саму смерть позорную, потому что знал, что такова Воля Божья. Теперь сомнений не было.

Если бы Господь тогда не предал Себя в Волю Божью, возможно, было бы падение. Хотя в Предвечном Совете так было назначено, и Господь это знал».

«…Чтобы человеку открыть Свою Волю, Господь его испытывает до белого каления, а тогда уже только дает. Чтобы он мог ее исполнить от А до Я, до конца».

«Если девка должна быть засватанной, то она может ни разу и в клуб не сходить, а к ней придут, на печи найдут, расскажут о «кунице, девице», она печь поковыряет, и заберут. А некоторые, наоборот, бегают-бегают на танцы, каждый день бегают, и их никто не сватает. Почему так? Потому что не мы выбираем, нас выбирают. По премудрому Промыслу Божьему все устрояется, от нас мало что зависит. Для нас главное – подклонить голову под Божью Десницу, не противиться Господу, не испоганить все своеволием. Своя воля заведет в неволю. Все равно будет так, как Господь благословит, а не как ты хочешь…»

Воспитание детей

О детях батюшка говорил: «Ребенок – это зеркало. Если ударишь, то, что будет? Разобьется… А если видишь грязь – протри…»

«Не ставьте крест на своих детях. Смотрите прежде на себя. Сказано, что восстанут чада на родителей и умертвят их. За что? За то, что к Богу не привели, духовному не научили. Матерь связана с ребенком пуповиною. Не только телесною, но и духовною. Говорят, где пуповина закопана, там и человек должен быть похоронен. Посмотрите в себя, где вы были в 18 лет, как жили? И не тяните за собою на аркане в церковь, потому что могут восстать. Они же видят наше лицемерие. В церкви благоговейная, а дома – раз и заматерилась, пусть случайно. Все, уже нет веры. Если Бог ему положил в 18 лет или в 25 прийти, так и будет. Придет время, на небе колокольчик прозвенит, и он сам придет и скажет: «Мама, пошли, я завтра венчаюсь». А пока милостыня за них, молитва. В Глеваху, в Пущу. И Господь не оставит».

«На вопрос, как бороться со страстями гнева и раздражительности на детей Батюшка посоветовал: «Давай милостыню. Не раздражайся на детей. Когда придет гнев, читай: «Господи помилуй» пока пройдет».

«Много приходится терпеть от домашних. Хотим, чтобы наши дети были послушные, чтобы в платочках в Храм ходили, в длинных юбках. А они выходят из Храма и платок в карман прячут. Или сигарету достает. Бедные наши дети! Посмотрите сколько на них ярлыков навешено. Потому что давит отовсюду суета – кодировка, одежда, телевизор, улица. А вы хотите, чтобы они вас слушали. У них другие авторитеты. Терпите».

…Дети мои – цветы мои, деточки – цветочки. Почему ж мы садим цветы, а вырастают бурьяны? Или любим любоваться ими на чужом огороде? Кто на эти вопросы ответит? Когда у матери раньше не было молока, или отлучали ребенка от груди, то в тряпочку хлебушек пожеванный клали. Ребенок сосал его – и питалась, и спокойная была. А сейчас в моде соски, пустушки – это обман, желудок у ребенка пустой, а желудочный сок выделяется. И травится он, еще с пеленок язву зарабатывает, потому что ест резину. Пустушка – пусто, не уму, не сердцу, не желудку нет пользы. Кто это сейчас понимает? А скажи – кто послушает?..

Внешний вид. Одежда, косметика, мода

Какие мы смешные, родненькие. Кого мы хотим обмануть и перед кем хотим казаться лучшими, чем есть на самом деле? Нельзя служить двум господам – и Богу, и мамоне. «Кто не собирает со Мною, тот расточает». Третьего не дано – или ты верующий человек, или неверующий. Если веришь в Бога, то живи так, как учит Святое Евангелие. Поступай по Правде. Старайся своей жизнью служить ближнему, и этим будешь угождать Богу. В этом все – возлюбить Бога и ближнего. Все пророки и Закон сводятся к этому – Любовь нужна нам между собою. А что у нас внутри делается? А по внешности очень быстро можно определить внутреннее устроение человека. Идет по улице раскрашенная, одежда облегающая, мини-юбка, брюки, на голове, «как у дурного на хате». Зато в храме – глаза скромно опущены вниз, юбка длинная, по пятки почти. Платок на лоб надвинутый. Ну, истинно православный человек! А не думает о том, что Господа не обманешь. Он все видит. От человека все скроешь, только от Бога не спрячешься. И как Господу противно наше лукавство, как Он ненавидит наше пресмыкательство пред миром, его модами, суждениями, суетными талантами. Родненькие, все сгорит, все. Проходит образ мира сего. Подумайте, кому вы служите тем, что между небом и землей ковыряетесь? Вы думаете, что вы красивые для мира? А для Бога мерзость и зловоние ваш вид. Он и от вас отвращается. Как можно молиться Господу с накрашенными губами? Да Он вас никогда не услышит такую. Потому что ваши губы – это кровь тех детей, которых вы убили в себе. Это не просто краска. Духовный ее смысл – грех детоубийства, это плацента на губах. Синее над глазами – это тот голубой экран, который мы смотрим, и через который нас поедают страсти. А черная краска на ресницах – это смерть души. Вы же ничего не понимаете, вы все видите телесными глазами, а духовного взгляда у вас нет. Тогда хотя бы слушайте, когда вам говорят другие. Умрешь завтра – в ад пойдешь, бесы возрадуются о гибели еще одной души. Пока вы краситесь, они всегда рядом с вами, а Ангел-хранитель стоит вдалеке и плачет.

То же самое об одежде можно сказать. Сегодня – соблазны, завтра – тяжелые болезни. И два вечных вопроса – «Кто виноват? Что делать?» Мы сами, родненькие, виноваты во всем. Сегодня мы думаем о том, как лучше одеться, чтобы произвести впечатление, чтобы кого-то соблазнить, одеваем облегающую одежду, юбки такие, что стыдно глаза вниз опустить, мужскую одежду. А что за этим кроется, не задумывались? Откуда эта мода пошла? С Запада, с Франции. Для того, чтобы растлить народ, разложить его внутренне. Потому что тогда бери нас голыми руками, и войн никаких не надо. Цель одна – убить в людях веру в Бога. С виду безобидно одеть женщине брюки. А смысл? Женщина впервые одела брюки в революцию. Революция – это вражда на Бога, это богоборчество. После революции пошатнулись устои патриархальной семьи. Женщина захотела управлять мужчиной, началась эмансипация, феминизация. Евангелие говорит: «Да убоится жена мужа своего», Апостол: «жены повинуются своим мужьям, да видевше еже со страхом чисто житие ваше, женским житием пленени будут». Не внешнее плетение волос и не красота одежды, не золото пусть будет украшением вашим, а сокровенный сердца человек в кротости и молчании духа. Это – Истина, это многоценно пред Богом, это – сокровище женское. Сняли юбку, одели брюки. Узкий путь спасения поменяли на вседозволенность, анархию. Юбка что-то сдерживала при ходьбе, в брюках – широкий шаг прямо в ад. Вместе с одеждой переходят и страсти мужские в душу женщины, она делается грубая и мужеподобная. Это влияет на потомство, дети рождаются больными. Каблуки одеваем, это что? Сходите в Ближние Пещеры, посмотрите на картину Страшного Суда. Там бесы, у них – копыта. Они вам ничего не напоминают? Каблуки при беременности носить нельзя, потому что центр тяжести меняется, положение плода в утробе матери тоже. Кому не хочется, чтобы здоровые детки росли? Кто это все придумывает? Диавол, все от него. Это его штучки, чтобы заманить нас в капкан и погубить душу. Ему это на руку, а мы своим неразумием, несерьезностью сами идем под нож страстей.

Подумайте, все взвесьте и определитесь: вы с кем?»

О платке: «Всем все прощает. Платок – указание для Ангела».

«Пред Кем вы лукавите? Кого хотите обмануть? В церкви верующие, а не успели порог переступить, уже платки в сумочки…»

«Первый раз, когда я увидела о. Анатолия, он говорил проповедь о нашем внешнем виде. О том, что накрашенное лицо – это «потвора» [уродство], а не накрашенное – подобие Божие…»

Телевизор

ТВ«А кто любил телевизор смотреть?» «Все любили», — дружно ответили. «Да, раньше и фильмы были не такие, как сейчас. Теперь все ругают: «Совдепия, Советская власть». Правильно, конечно, но тогда все было со смыслом у нас, не так, как сейчас. Какие передачи были? Например, «Клуб путешественников». Побываешь, где хочешь и увидишь такое, какое сроду в селе не увидишь. И фильмы были черно-белые, но посмотришь «Вечный зов», «Поднятая целина», «Семнадцать мгновений весны», и что-то в душе хорошее затронется. Фильмы нравственности научали. А от хорошей нравственности к добродетели – рукою подать, прямой незаблудный путь: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное». Я помню один фильм, старый, вы его, наверное, не помните. Там был такой эпизод. Хозяева куда-то выезжали жить в другое место. Все перевезли, все упаковали. Осталась одна собака, а ее не было куда деть. Решили оставить, хоть она служила им верою и правдою. Сели в машину – два мужчины и одна девушка – и поехали. Оглядывается девушка, а собака бежит за машиной. Они едут быстро, а собака бежит и не отстает. И это продолжалось долго. Девушка сидела и плакала. Потом оглянулась, а собаки уже не было. «Отстала» — подумала она. Проехали еще немного, и вдруг перед машиной стала собака. Она побежала короткой дорогой, наперерез им. Все были тронуты до слез и ее забрали с собою. Собачья преданность хозяину, его верность. Ну как можно было такой фильм смотреть спокойно? А сейчас что мы имеем? «Телевизор в доме – нет благодати». Когда изобрели первый телевизор, Святые плакали. Он – икона антихриста; именно по телевизору он явится, одновременно его весь мир увидит. А кто увидит, тот не устоит. Антихрист явится в «Последних новостях». А мы сейчас так часто говорим: «Я телевизор не смотрю, только «Последние новости». Вот именно, что то, что вы его смотрите хоть одним глазом – погибель для души, не спасение. Раньше в углу висели иконы Святые, в каждом доме был Святой угол. А сейчас его заменили на телевизор – «мерзость запустения, стоящая на месте, идеже не подобает». Враг все просчитал. Даром он тоже в углу стоит? Нет. Это – семейная икона сейчас, на телевизор молятся все – старые, молодые. Раньше родители детей воспитывали, а сейчас телевизор. Потому что родителям некогда, нужно сколько всего пересмотреть по программе. Каналов – 8 – 12 – 20 – Интернет, выход на Западные страны, на Америку. Родители ловят Америку, а враг ловит их детей. Потому что сидят родители и дети рядом перед голубым экраном. «Хлеба и зрелищ» — лозунг был в Риме, чернь требовала и ее ублажали. А у нас – желто-голубой флаг Украины. Тот голубой цвет – то «голубой экран», зрелища. Чем бы ребенок не тешился, лишь бы не плакал. И смотрят о ганстерах, рекет, проституцию. В дома вползают страсти, как змеи. Страсти в молодых, страсти в детей. В сердца не добро входит, а зло – гнев, ярость, убийства, соблазны. Это с детства впитывается, с молоком матери. Раньше женщина грудью кормила ребенка, перекрестит груди три раза, да молитву над ребенком читала, просила у Господа, чтобы ребенок путевым вырос. Кормит и молится, молится и кормит. А сама и заплачет над своими грехами, и задумается, как живет. Да к Матушке Божьей обратится: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешную». Так ребенок с молоком матери впитывал Страх Божий, Молитву. Боялась мать Бога и в ребенке закладывался Страх Божий, нравственные задатки. Пуповиной ребенок связан с матерью в чреве ее. В этом – великая тайна. Что в детстве до 6 лет заложено, то на всю жизнь. За редким исключением. Мать терпеливая, смиренная – ребенок тоже рос рабом Божьим.

А в наше время все перекрутилось, все поменялось. Теперешние мамы даже колыбельных не знают, детям телевизоры, магнитофоны, плееры заменяют матерей, отцов полностью. Раньше говорили: «Отцовская сила, мамина ласка». Теперешние дети не знают, что это такое. От них откупаются «фантами», «колами», роликами. Из пеленок ребенок уже закодированным растет, потому что мама от видика не отлазит, ест, что под руку попадется. А заграница нам поможет, чтобы попалось некачественное. Дети рождаются больными духовно, а вырастают – бесноватыми. Группа детей пошла на монастырское кладбище в Почаеве. К могилке отца Амфилохия смогли приложиться пару человек. Какое потомство растет? Вырождается нация.

Там, на Западе, в Америке правильно рассчитали: чтоб победить российский народ, его нужно разложить, нужно выбить веру из-под ног. Потому что наша Вера – чистая и непорочная. Твердая Вера тогда, когда человек хранит целомудрие тела и чистоту помыслов. А когда Веры нет, тогда Россия сама сдастся «на милость победителей». Потому нас атакуют рекламой, порнографией, телепередачами. Говорят: «Да мы смотрим хорошие передачи, информационные, документальные». Смешные! Разве может из одного и того же источника бежать и сладкая и горькая вода? Нет. Если по телевизору вещают разврат и насилие, кодируют нас рекламой, а через полчаса показывают Церковное Богослужение на Праздник, это правильно? Есть Благодать в том автобусе, что сегодня паломников отвез, а завтра – челноков на Турцию или на Польшу?

Раньше был черно-белый экран и две, редко три передачи. И все. Черное – белое; добро – зло. Все понятно: где Истина, где ложь. «Кто не собирает со Мной, тот расточает». А сейчас – глаза разбегаются, такие цвета неестественные на экране, что аж глаза режет. А мы, как бабочки, летим на яркий свет и гибнем. Дьявол это придумал, чтобы всю Вселенную затянуть в ловушку. И у него это неплохо получается. Не нужно сейчас войны. Скажи только, что где-то безплатно дают мороженное, и весь город у ваших ног. Да, предтечи антихриста хорошо стараются, они готовят его приход в мир…

Сколько на проповедях за вред телевизора говорится, в беседах, — не доходит. «Последние новости». Да для нас последними новостями будет приговор Бога на Страшном Суде: «Придите, благословении» и «Отъидете, проклятии». То не телевизор – то сто бесов в одном месте собрано, то ящик, который кишит страстями».

«Если пользовалась косметикой, телевизором и т.п., то покаявшись в этом, надо возненавидеть эти грехи и даже больше не думать о них. Наши нераскаянные грехи переходят на детей. Женщина даже не должна прикасаться к мужской одежде (брюки).

Люди говорят, что не смотрят телевизор, а только последние известия. Последними новостями для всех будет приговор Бога: «Приидите» или «Отойдите»…».

Крест. Крестное знамение

Крестное знамение«В жизни у каждого свой крест и нести его надо без ропота, за все благодарить Господа. Претерпевший до конца спасется».

«Если гонят, уже что-то не то, враг сам себя не погонит. Нет рассуждения, нет мудрости, нет простоты».

Крестное знамение

Батюшка не раз говорил, обращая тем самым наше внимание на то, как мы должны осенять себя крестом и делать поклоны, подчеркивая: Креститься не спеша, чтобы крест был ровный, будто ножом себя разрезаешь. Перекрестился, опускай руку и тогда только кланяйся. Не ломайте крест. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся». Ровный крест – это очень важно. Больным Павловки (психбольница в Киеве) редко кому это удается сделать: некоторые совсем не в состоянии.

«Правильное наложение креста (четкое, а не махание) как бы разрезает человека, освящая и очищая его кровь, и является достаточным исповеданием Господа».

Крещение

О Таинстве Крещения: «Душа для Бога рождается, ей дается печать Дара Духа Святого. Что может быть лучше и выше? Сейчас к Крещению подходят формально. Даже в самой церкви священники сокращают Таинство, что-то изменяют, небрежение в служении. Потому что здесь денег не платят.

К Венчанию должно быть особое отношение, пышное и торжественное. Хотя что такое Венчание в наши дни? Кто в целомудрии подходит к этому Таинству, а кто его соблюдает после Венчания? Грош цена этому всему. Для Бога выше Крещение, чем такое Венчание. Потому что новая душа в христианский мир грядет. В момент Крещения она – преподобная, святая, потому что образ и подобие сохраняются, потому что душа омывается от всех грехов. «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою». Свет – это Благодать Духа Святого, человек сияет такой чистотой и ослепительной белизной души, что словами не передать. Она – чистый листочек. И от человека зависит, что на нем будет писаться. Цените свою чистоту души, берегите, как зеницу ока. Она ни за какие деньги не продается и дороже, чем все сокровища видимого и невидимого мира.

Восприемники должны быть не просто кумами для застолья, чтобы был лишний повод собраться и выпить. Господь у вас спросит за душу ребенка, потому что вы приняли его от Купели Святого Крещения. Быть восприемником – отвечать за спасение души, это молитва за ребенка, в первую очередь. Не подарки, не деньги, а молитва. Вместе в храм пойти, на Причастие подготовить и отвести, святыням поехать вместе поклониться. А у нас восприемники часто сами «Символ Веры» правильно не прочитают, ни одной молитвы не знают. А дерзают быть восприемниками, не думая о том, что придется отвечать на Страшном Суде за все. Не соглашайтесь, родненькие, не берите греха на душу, если не понимаете всю важность происходящего. Лучше откажитесь».

Пост (добровольный и вынужденный), мясо

Кто сейчас не хочет поститься по своей воле, то потом Господь так устроит, что у него не будет выбора. Но Господь это не будет вменять в жертву. Это уже будет как необходимость.

Учил нас всегда молиться и говорил, что «мы должны вести постную жизнь, потому что если мы съедим селедку, выпьем сметаны, какая тогда молитва».

«Мясо — оно пустое, там ничего нет. Это труп животного и он продолжает разлагаться в организме человека. Ничего там нет полезного, один только вред. Особенно свинина. Сколько видов рыбы есть, сыры и другое — нет, надо мясо…».

«Мы едим что-то непостное. Вдруг вспомнили, что сегодня пост. Если после этого взяли хоть крошку в рот – это уже грех. А вначале не вменилось, потому что по неведению».

Проповедь о посте

«Все сейчас спрашивают одно: что можно есть? Сколько можно сеть? Не в еде дело, родненькие. Можно есть все, лишь бы людей только не ели. Не нужно пост ограничивать простым воздержанием от пищи. Если человек воздерживается от пищи, а не перестает грешить, он уподобляется дьяволу. Тот тоже ничего не ест, но какие дела делает?

Истинный Пост связан с милосердием к ближним, из состраданием, любовью. Именно в пост нужно все раздавать особенно щедро, чтобы Господь услышал молитву за душу. Именно в пост чаще, чем когда-нибудь, посещать бездомных, безродных, нищих, в «больницу, темницу, вдовицу». В пост нужно быть «тише воды, ниже травы», чтобы тебя никто не слышал и не видел, что ты есть. Пост – это плач за грехи, это весна души, это – каникулы для нас. Что весной посеешь, то осенью жать будешь, а зимой – есть. Нужно стараться сотворить как можно больше добрых дел, ибо «вера без дел мертва». Мы не умеем молиться, мы истинно не постимся, мы – не подвижники. Как душе спастись? Именно через милостыню, через служение ближнему, через добрые дела. Пост – это время благоприятное для дел милосердия.

Еще одно условие. Пост – это не голодовка. Вершиной добродетели поста есть Молитва. Потому недостаток еды нужно заменять духовной пищей. Если не молиться, то будет духовный голод, душа может погибнуть от гордости, тщеславия, самолюбия. Эти сорняки с поля нашего сердца срезает Молитва смиренная и кроткая. Или мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!», или Иисусова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Можно «Господи, помилуй», но обязательно сокрушенная и покаянная.

Третье условие: пост – не самоцель. Не человек для поста, а пост для человека. Не нужно быть фарисеями в посте…

Главное условие – пост должен быть в тайне ото всех, нелицемерный, показухи не должно быть. Смирение, смирение и еще раз смирение. Меня нет, я – ничто. Не для тщеславия поститься на виду, а плач и сокрушение в глубине сердца. Ты, постясь, лицо свое умой и голову помажь. Умой слезами покаяния, посыпь пеплом сокрушения. И чтобы никто не видел и не слышал, что там у тебя в сердце делается.

Приготовьтесь достойно встретить Воскресение Христово. Что такое 40 дней нашего поста? Это 4 дня того поста, что Святые Отцы держали. Время бежит все быстрее и быстрее, оно сокращается неумолимо. Попоститесь так, как положено, по Уставу, увидите, как вам легко и радостно будет. Пост и молитва – два крыла, с помощью которых мы взлетаем на Небо – в Горний Иерусалим. Царство Небесное внутри вас есть. Выгоните разбойников из пещеры сердца, вам поможет пост в этом. Страсти убиваются в сердце намного быстрее, когда человек давит плоть постом. Тогда душа удобнее воспаряет к Богу: через изнурение плоти устраивается освящение. По тому, как человек соблюдает пост, можно сказать, как он живет: духовной жизнью или по стихиям мира сего. Пост свидетельствует о том, что человек прилагает какие-то усилия, что у него есть произволение избавиться ветхого Адама. Для чего пост нужен? Чтобы смирить себя перед Богом, чтобы познать свою греховность, свое ничтожество. Чтобы отказаться от своеволия и подклонить свою выю души и тела под Божью Десницу. Чтобы жить в послушании Воле Божьей: «Господи, не моя, но Твоя Воля да будет».

Чтобы жить Богоугодно, нужно соблюдать Церковный Устав – Типикон о посте, о молитве. По Уставу жили Святые Отцы, нам тоже нужно по нему жить. Там все написано, что есть можно, чего нельзя. Как батюшка благословит, так и поститесь. Не накладывайте на себя непомерных подвигов, какие не понесете. Все должно быть в меру и по послушанию. Не увиливайте от поста под предлогом болезни. Потому и болеете, что пост не соблюдаете. С помощью поста скольких людей Господь исцелил! Наша Православная Вера держится на 4 постах. Четыре принесли расслабленного и Господь, по вере их, исцелил его. Это 4 поста привели душу к Богу. Соблюдение поста – свидетельство духовного начала в человеке. Не хитрите и не лукавьте в посте. Господь же все видит – и нашу немощь и наше лукавство.

Пост и Молитва нам даны на Послушание. Господь Сам нам дал пример, когда постился 40 дней в пустыне и был «со зверьми» (у ап. Марка). Звери – это страсти, какие раздирают нашу душу на части: кому какая часть достанется. И именно в пост больше всего искушений. Приготовьтесь к тому, что вам придется терпеть много. Себя, в первую очередь. Потому что самый большой враг твой сидит в сердце твоем – это змея собственного самолюбия. Сдвинешь ее с места и так жалить тебя будет: я – большое цебе, нечто, меня обидели, со мною не посчитались, меня проигнорировали. Нужно очень себя потерпеть, чтобы не выплеснуть плод своих страстей на людей. Нельзя на людей – грех! А Господь за терпение воздаст. Он же все видит, все знает, больше сил не даст. Так что, родненькие, Бог вам в помощь. Поститесь духом, а не брюхом».

«Скоромно все, что грешно». Можно целый день воздерживаться от пищи, а языком злая глаголати, глазами – осуждать, ушима – скверная слушать, руками – воровать, бить животных, ноги вместо правого пути самоукорения направить на путь возношения и самолюбия. Нужно воздерживаться в количестве и качестве. Говорят: «Пощусь». Не ест до вечера, вечером – съела буханку хлеба. Не дыхнуть, не продыхнуть. Где здесь пост?..

Осуждение. О не осуждении священников

Осуждение, пересуды«Не судите о человеке по его внешнему виду, потому что не знаете его внутреннего».

«Видеть чужие грехи, а не свои, — сатанизм».

«Если перестанем судить, Господь даст такую Благодать!»

«Надо не осуждать, а оправдывать, если человек согрешил, т.к. неизвестно, как бы сам поступил в этой ситуации, а этот человек может уже раскаялся, намного сильнее, чем сам смог бы.

Если человек осудил кого-то за какой-то грех, то от человека грех уйдет, а к тебе придет…».

О не осуждении священников

Священник«Не судите священников. Они на земле тут все мученики».

«Не бойтесь смерти, детки, бойтесь творить зло. Бойтесь осудить человека, особенно священный сан». Батюшка сколько говорил об этом еще в Кирилловской [церкви]. Батюшка говорил, что за неправильное отношению к духовнику будет попущено беснование. Не верили. Сейчас дожили и увидели…

Человек не может судить человека. Только Господь. Ходите в храмы, причащайтесь, пока еще можно…

«…За осуждение священника – земля на 12 м под тобою горит…»

Послушание

Батюшка учил нас молитве и послушанию. Учил сразу и точно выполнять послушание. И говорил: «Господь дважды не судит. Если кто в точности выполняет послушание, то ответ за него несет старец».

«Если человек утверждается в своем заблуждении, он уже не может идти нормально. Нет послушания. Послушание – краеугольный камень».

«Мы удивлялись и ужасались, и не могли понять: как это так. Моисею было сказано ударить жезлом в камень. А он два раза ударил. Такая казалось бы мелочь, а из-за этого он не вошел в землю обетованную. Не пошла сразу вода, он усомнился и второй раз ударил. Только еще раз поднял жезл и опустил – и все… Что значит послушание».

Псалтирь

Батюшка говорил: «Читайте Псалтирь. Здесь можно найти ответ на любой вопрос, духовную потребность, боль, болезнь. Это – целебник».

Батюшка сказал, что Псалтирь надо читать обязательно, даже в Светлую седмицу. Оставили все Псалтирь, и город остался беззащитным на целую неделю. Сейчас все перекручивается, большое отступление от Истины.

Волшебство, магия, йога, бесы

«Магия есть кругом, там немного, там немного. А колдовство и волшебство — это продажа души. Йога — это демонская философия, как и другие, суть ее — будете яко бози.

Христианство не устраивает: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы…» Все дается человеку, а ему этого мало.

Очень тяжело вытягивать души из этой бездны. Благодать отступает от них и дух злобы делает с ними все, что хочет. Только большой молитвенник, подвижник может отмолить, и то, если попросят (сам, кто попал в сеть). А если нет — пропала душа.

А те бабки, что выкачивают, вышептывают, может и помогают людям, может и безвозмездно, но кто бы знал, как они умирают. Страшно… Очень трудно вырваться из лап».

Батюшка рассказывал об Асауляк, в какую сеть враг ее уловил, а она приняла откровение будто от Святого Духа. И потом сама начала улавливать чистые души в свою секту… По плодам узнаете их…

«Мы грешные, мы не можем видеть ни Ангелов, ни демонов, для нас эта область закрыта. И то, что людям показывается, является, это видение, как бы. Это не настоящий вид бесов. Они могут быть в виде шарика или гномика…, но это все не то. Серафим Саровский видел его, потому что он с ними боролся. И когда его потом спрашивали — говорил просто: «он гнусен». И все. Они в Лавре на стене нарисованы [при входе в Ближние пещеры на картине мытарств], такие они. Ибо в настоящем их виде человек не сможет вынести их явления».

Благодать

3«Как определить, есть ли Благодать с человеком? Если есть скромность, смирение. А если осияние – то это уже благодать возблагодать. Благодать постоянно не бывает с нами. Как у Серафима Саровского, отошла на время, чтобы научить. Как ребенка от груди матери на некоторое время отлучают. И все на более длительное время, чтобы мы ее искали. Господь дает не в восторженном состоянии, а когда человек претерпел, чуть-чуть сил осталось. Благодать всегда со слезами».

«Человек потерял Благодать и приобрел агрессивность. И природа становится агрессивной…»

«Если бы у нас было Духовное зрение, то увидели бы, что Господь всем щедро дает Благодать. Каждому человеку в Храме. Главное для нас – ее сохранить».

Храм. Посещение Церкви. Сила церковной молитвы

Как-то на проповеди после Службы Батюшка говорил, что к нему недавно подошла женщина и спросила: «Зачем ходить в Церковь, если все равно ничего не понимаешь, что там читают и поют?» Батюшка на примере объяснил всем нам, что если в корзину налить воды, она, конечно, вытечет, но корзина останется мокрой. Так и человек, побывав на Службе, уходит с Божьей благодатью, а со временем начинает более внимательно прислушиваться к словам, привыкает к церковному языку, больше понимает.

Когда Батюшка Анатолий служил в Кирилловском храме и позже, мы просили его молитв и подавали записки с именами. При этом каждый ложил копеечку, сколько мог. Однажды я услышала разговор Батюшки с послушницей, которой он говорил, что в записку нужно 1 копеечку положить потому, что если безплатно, тому бесы платят.

Батюшка говорил, кто без причины пропустит третью подряд Воскресную Литургию, от того отходит Благодать. Если началась Литургия, прикладываться к иконам не нужно – святые рядом стоят.

«Там где двое во Имя Мое соберутся, там Я третьим стою». Один раз в Храме помолишься «Господи, помилуй» и Господь услышит, а дома нужно 200-300 раз».

Батюшка учил никогда перед Чашей и на богослужении не отвлекаться – ни зрительно, ни разговорами, ни помыслами. Когда идет богослужение в Храме, Сам Господь и Небесные силы незримо присутствуют.

«Ничего нет выше на земле, чем заказная Литургия, когда из просфоры вынимается частичка за спасение каждой человеческой души».

Батюшка говорил, что на службу нужно приходить за 1 – 0,5 часа. Почитать Святых Отцов, Священное Писание, чтобы настроиться на Молитву. Когда заходишь в храм, прочитать «Символ Веры», за дверьми храма оставить все мирское, суетное. Храм и суета – несовместимы. Женщины стают на левую сторону, мужчины – на правую. Не разговаривать во время службы, не ходить. Молиться, глаза вниз, чтобы не осудить никого, не соблазнить, по сторонам не смотреть. Пока служба не закончится, храм не покидать, только после отпуста. Прикладываться к иконам обязательно с верою. Батюшка говорил: «Свечки не обязательно ставить. Не всегда деньги на свечки есть. Нужно самому быть свечкою перед Господом, гореть Молитвой перед глазами Его. И на службе стоять, как свечка. Немощна? Сядь, посиди. Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя. Но не злоупотребляй. Святые Отцы какие службы выстаивали, не то, что мы с вами стоим. Вы думаете, что вы на службе? Ноги здесь стоят, а душа в другом месте, ум в небесах витает. Только ногами здесь, а сколько нужно труда приложить, чтобы и душа пришла. А то стоим в храме, а мысли: «А выключила я телевизор дома? Успею я приготовить обед мужу? А чего-то она впереди меня на исповедь пошла?» И приходим в храм холодные, а уходим нераскаянные. Мир со своею суетою, модами вошел в Храм Божий тоже. Этот мир вытеснил тот мир, что дал нам Господь: «Мир вам». И из сердца нашего ушла радость, тишина, спокойствие. И от нас, родненькие, зависит, вернутся они когда-нибудь назад, или наш домашний очаг будет без огня, стол – без хлеба и соли, а в углу будет стоять «божество» семейное, которому мы все поклоняемся – телевизор.

По книге: «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » поучения старца иеромонаха Анатолия Киевского