Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Священное Писание: тексты и толкования


Священное Писание: тексты и толкования

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В настоящее время ЭкзегетЪ.RU - самая функциональная Онлайн Библия в Рунете.
На сайте имеются толкования Священного Писания, множество переводов, аудиобиблия,
планы чтения Библии, словари, проповеди, Библейские карты.

https://ekzeget.ru/

Два других, подобных сайта:

http://bible.optina.ru/

https://azbyka.ru/biblia/

Что интересно --- материалы разные
На azbyka.ru, например есть переводы Юнгерова ( сделанные с греческой Септуагинта в отличии от синодального перевода сделанного с масоретской Библии ) и есть толкования которых на других сайтах нет.

0

2

Священномученик Викторин Петавийский

О сотворении мира

(De fabrica mundi)
Долгое время считалось, что трактат «О сотворении мира» (De fabrica mundi) всего лишь фрагмент одного из многочисленных комментариев свт. Викторина Петавийского (ок. 230–303304), возможно, на книгу Бытия. В последнее время исследователи пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение. Впервые публикуется русский перевод с латинского языка этого трактата, выполненный Н.А. Хандогой.

1. Когда я, оставшись наедине со своими мыслями, размышляю о сотворении этого мира, в котором мы заключены, я всегда поражаюсь быстротой его устроения, как об этом говорится в книге, написанной Моисеем о сотворении, и которая имеет название Бытие. Все великолепие этого мироздания Бог произвел за шесть дней из ничего в украшение величества Своего, седьмой же освятил благословением (см. Быт 2:2–3). Следовательно, поскольку седмеричным числом дней управляется все земное и небесное, потому в качестве введения я буду размышлять об этой неделе, которая царица всех недель, и, насколько смогу, я попытаюсь объяснить день силы (см. Пс 109:3) в его завершении.

2. «В начале сотворил Бог» свет (Быт 1:1; см. 1:3) и разделил его на двенадцатиричное число часов дня и ночи для того, безусловно, чтобы день человеческих трудов покрывался покоем ночи, и, наоборот, чтобы день побеждал ночь. И, вследствие такой очередности, труд возвращался к покою ночи, и покой обратно умерялся трудами дня. На четвертый день «Бог создал два светила на небе: большое и меньшее, чтобы одно руководило днем, а другое» – «ночью» (Быт 1:16) – солнце и луну, «и поместил на небе все другие звезды, чтобы они освещали землю» (Быт 1:17) и разделяли времена, годы, месяцы и часы (см. Быт 1:14) их стояниями.

3. Здесь раскрывается истинный смысл, – почему четвертый день назван четверицей [тетрадой], почему мы постимся до девятого часа или до вечера, или продолжаем пост до следующего дня. Итак, этот мир состоит из четырех элементов: огня, воды, неба, земли, и эти четыре элемента образуют четверицу [тетраду]. Также солнце и луна в течение года создают четыре промежутка времени: весну, лето, осень, зиму, и эти периоды тоже образуют тетраду. И чтобы развивать далее эту тему, я скажу, что четыре животных перед престолом Божиим (см.  Апок 4:6): четыре Евангелия, четыре реки, текущие в райском саду (см. Быт 2:10), четыре поколения народов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Христа Господа Сына Божего. И четыре животных: человек, телец, лев, орел (см. Апок 4:7); и четыре реки: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (см. Быт 2:11–14). Человек Христос Иисус, являющийся творцом той четверицы, которую мы выше упомянули, был схвачен нечестивыми. Поэтому, по причине Его взятия под стражу в четвертый день недели – в среду – из-за возвышенного величия Его деяний и для временного оздоровления человеческого организма, чтобы стяжать плоды веселия и внутреннюю умиротворенность, мы совершаем пост.

4. В пятый день земля и вода отдали свои плоды (см.  Быт 1:20–23). В шестой день было создано все то, чего еще недоставало. Вследствие этого Бог воздвиг человека из земли (см. Быт 2:7) как господина всех вещей, которые Бог создал на земле и в воде (см. Быт 1:28). Однако прежде [человека] Бог сотворил ангелов и архангелов, полагая духовное прежде земного. Ведь свет появился раньше неба и земли. Этот шестой день называется пятница [параскеве], или приготовление царства. Ведь Адама Он сотворил по образу и подобию Своему (см.  Быт 1:26). Он сотворил ангелов, как и человека, после завершения Cвоих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира.

5. «В седьмой день Бог почил от всех дел своих и благословил и освятил их» (Быт 2:2–3). Этот день мы имеем обыкновение почитать превыше других, потому что в День Господень мы с благодарением приобщаемся к Хлебу. И пятница становится постом, чтобы не показалось, что мы соблюдаем субботу с иудеями, ибо «Господин субботы» Христос (Мф 12:8) через пророков сказал, что «ненавидит субботы душа Его» (Ис 1:13–14), поскольку Он разрешил субботу телом Своим. Однако прежде Он повелел Моисею, чтобы время обрезания не превышало восьмого дня (см. Лев 12:3), который часто выпадает на субботу, как мы читаем об этом в Евангелии (см. Ин 7:22). Моисей, провидя жестокосердие этого народа, воздвиг руки и распял самого себя в битве, начатой иноплеменниками в субботу (см.  Ис 17:8–13), чтобы они были взяты в плен и суровостью закона были образованы для учения, которого они избегали.

6. И потому Давид в шестом псалме просит Господа «за восьмой день», чтобы Он «не в ярости своей обличил его и не в гневе осудил его» (Пс 6:1–2). Это действительно восьмой день сего будущего суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения той недели. Также Иисус Навин, преемник Моисея, нарушил субботу. Ибо в субботний день повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона со звуком труб и объявлять иноплеменникам войну (см. Ис 6:3,15). Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского и подверг иноплеменников преследованию в тот же день (см. 1Мак 2:25, 41, 47). И у Матфея (см. Мф 12:3–5) мы читаем подобный текст. Также Исаия и некоторые его товарищи (см. Ис 1:13; Ос 2:13) преступили субботу, чтобы была соблюдена истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия. Поэтому каждым из этих семи дней Господь по отдельности обозначает тысячу лет. Ибо так написано: «В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как день единый» (Пс 89:4; 2Петр 3:8). Следовательно, в очах Бога по отдельности находится каждое тысячелетие, ибо «семь» я насчитываю «очей Господа» (Зах 4:10). И, как я упомянул, по этой причине эта истинная суббота есть седьмое тысячелетие, в котором Христос будет править с избранными (см.  Апок 20:6).

7. Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его» « «все воинство» [букв. «сила»] «их» (Пс 32:6). Эти небеса – семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: «И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия» (Ис 11:2–3). Вследствие этого самое высокое – небо мудрости, второе – разума, третье – совета, четвертое – крепости, пятое – знания, шестое – благочестия, седьмое – страха Божия. Оттуда гремят громы, распространяются молнии, образуя шары огня, являются раскаленные глыбы, сияют созвездия, мерцают удивительные лучи света, иногда даже солнце и луна приближаются, совершая попеременно встречу, порождая внезапно огромный свет, сияния которого вызывают остроту зрения. Но, напротив, устроитель всего творения – это Слово. Ибо так говорит Отец: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс 44:2). Евангелист Иоанн так говорит: «В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:1–3). Итак, первый был создан как творение, Второй же – как человек из рода человеческого, как говорит апостол (см. 1Кор 15:45–47)1. Следовательно, это Слово называется мудростью, когда Оно создало свет; разумом – когда Оно создало небо; советом – когда Оно создало землю и море; крепостью – когда Оно создало солнце и луну и другие светила; ведением – когда Оно производит плоды земли и моря; благочестием – когда Оно образовало человека; когда Оно благословляет человека и освящает его, то получает имя Страха Божия.

8. Вот семь рогов агнца (см.  Апок 5:6), семь глаз Божиих (см.  Зах 4:10), семь глаз серебряных (см. Зах 3:9), семь духов (см.  Апок 4:5), семь факелов, горящих перед престолом Божиим (см.  Апок 4:5), семь золотых подсвечников (см. Апок 1:13,20), семь овец (см. Быт 21:28–29), семь женщин у Исайи (см. Ис 4:1), семь церквей у Павла, семь диаконов (см. Деян 6:3), семь ангелов (см.  Апок 8:1; 15:1), семь труб (см.  Апок 8:6), семь печатей книги (см.  Апок 5:1), семь недель, заканчивающихся Пятидесятницей (см. Лев 23:15–16), семь седмин и шестьдесят три седмины у Даниила (см.  Дан 9:24–27), по семь всякого чистого (т.е. животных) в ковчеге у Ноя (см. Быт 7:2), семь Каиновых кар (см. Быт 4:15; 4:24), семь лет для возвращения долгов (см.  Втор 15:1), светильник с семью лампадами (см. Зах 4:2), семь столпов мудрости в доме Соломона (см. Притч 9:1).

9. Таким образом, как ты видишь, здесь упоминается о невыразимой славе и провидении Божием. Я попытаюсь их показать, однако так, как мне это позволит мое малое понимание. Для того, чтобы восстановить этого [т. е. падшего] Адама через седмицу, а также прийти на помощь Своему творению, Бог совершает рождество Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Итак, тот, кто научен в законе Божием и исполнен Святым Духом, да не презрит сердцем то, что ангел Гавриил благовествовал (см.  Лк 1:28) Деве Марии в тот же день, когда змей обманул Еву; Святый Дух исполнил Деву Марию в тот день, когда Бог сотворил свет; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог создал сушу и море; Он обратился в молоко в тот день, когда Бог сотворил светила; Он обратился в кровь в тот день, когда земля и вода принесли свои плоды; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог воздвиг человека из земли; Христос родился в тот день, когда Бог образовал человека; Он пострадал в тот день, когда пал Адам, Он воскрес из мертвых в тот день, когда Бог сотворил свет. Он также исполняет Свое человечество числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, время полного расцвета сил, зрелость [совершенный возраст], смерть. Он показывает Свое человечество иудеям следующими способами: когда Он алчет (см. Мф 4:2), жаждет (см.  Ин 4:7), когда Он принимает пищу [и питие] (см. Лк 7:34), когда Oн идет (см. Мф 4:18) и удаляется (см.  Ин 6:15; Мф 4:12), когда Oн спит на изголовье [корабля] (см. Мк 4:38). Смотри же, как Он возвещает о Себе им как о Господе, когда во время сильной бури на море стопами ходит по воде (см.  Ин 6:18–19; Мф 14:22–23), ветрам повелевает (см. Лк 8:25), болящих исцеляет (см. Мф 12:15), хромых ставит на ноги (см. Мф 15:31), слепых просвещает зрением (см.  Мф 15:31), глухих учит слушанию, а немых красноречию (см.  Мк 7:37).

10. Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течение этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов – двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые восседают перед престолом Божиим c золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами (см.  Апок 4:4), по той причине что они непохожи [букв. другие] на ангелов и людей.

* * *

1В издании Ж.П. Миня стоит: «Ergo primus factus creaturae est, secundus hominis humani generis, ut ait apostolus». Под «primus» и «secundus» свт. Викторин Петавийский подразумевает, по всей видимости, ветхого и нового Адамов. На эту мысль наводят, во-первых, краткие примечания к изданию Миня: к фразе «primus factus creaturae» издатель добавляет, что это «Forte Creatura», т.е. «возможно творение», а к фразе «secundus hominis», – что это «Forte Homo Dominus», т.е. «возможно Человек-Господь»; во-вторых, новозаветная цитата, приведенная в этом месте самим автором: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.» ‹…› «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1Кор 15:45, 47).

https://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Pet … enii-mira/

0

3

Наверное, для каждого православного в Евангелии есть конкретные слова, стихи, может целые главы, которые могут быть особенно дороги, особенно привлекающи.

"Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда."
(Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 31)

Продублирую на церковнославянском:
"Но да разумѣ́етъ мíръ, я́ко люблю́ Отца́, и я́коже заповѣ́да мнѣ́ Оте́цъ, та́ко творю́: воста́ните, и́демъ отсю́ду."

"Но поговорим теперь о смерти обшей для всех. Отчего мы страшимся ее, обычно не причиняющей душе вреда? Написано же: Не боитесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10. 28). Ведь этой смертью душа освобождается, удаляясь от приятельства с телом и сбрасывая покровы страстей. Потому и мы, еще пребывая в теле, да воздвигнем по образу смерти свои души с убогого одра плоти, словно восставая из могилы. Вырвемся же из телесных пут, оставляя все, что ни есть земного, чтобы, когда явится враг, не сумел он найти в нас ничего своего. Да устремимся к вечному, да вознесемся к божественному на крыльях любви и веслах благодати. Да поднимемся ввысь отсюда, то есть от мирского и тленного. Ибо сказал Господь: Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14. 31), чтобы каждый поднялся с земли, возвысил душу, лежащую во прахе, воздел ее к небесам, пробудил бы орла своего, о коем сказано: Обновится подобно орлу юность твоя (Пс. 102. 5). Слова эти обращены к душе. Наша душа, подобно орлу, стремится ввысь, чтобы лететь выше облаков, чтобы засиять, сбросив ветхие одежды, чтобы пролагать свой путь в небесах, где она не угодит в силки. Ведь птица, которая спускается с высоты вниз, или та, что не может взлететь высоко, часто бывает или уловлена силками, или завлечена в ловушку, или опутана злокозненной сетью. Так и душа наша должна остерегаться сходить к земному. Силки для нее – золото, ловушка – серебро, путы – имущество, оковы – любовная страсть. Когда мы устремляемся к золоту, мы задыхаемся, когда ищем серебра, попадаем в ловушку, когда захватываем добычу, оказываемся связаны. К чему мы ищем суетного богатства, если теряем драгоценную душу? Как ничтожно мал весь этот мир по сравнению с потерей единой души: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф. 16. 26). Или что дашь взамен души твоей? Не купишь ее ни золотом, ни серебром, напротив, из-за золота потеряешь. Так и женская красота, когда она вводит в соблазн, то сковывает душу. Похоть – гвоздь, и уныние – гвоздь, и гнев – гвоздь, все страсти – гвозди, ибо они, словно рожном, прободают нашу душу, пригвождают ее к телу и соединяют с плотью его."
(Святитель Амвросий Медиоланский)

"Кто решится убегать от вещей убегающих? Кто прилепится к вечно пребывающему? Кто научится размышлять о настоящем, как о преходящем, а об уповаемом, как о постоянно присущем? Кто хочет отделять истинно сущее от кажущегося, и к первому стремиться, а последнее презирать? Кто желает отличить список от истины, дальнюю хижину от горнего града (2Пет.1:13; Евр.13:14), ночлег от постоянного жилища, тьму от света, глубокое благо (Пс.68:3) от земли святой, плоть от духа, Бога от миродержателя, тень смертную от жизни вечной? Кто желает купить настоящим будущее, тленным богатством нетленное, видимым невидимое? Поистине, блажен, кто, различая это и рассекая мечом слова, отделяющим лучшее от худшего, полагает, как сказал в одном месте божественный Давид, «восхождения в сердце своем» (Пс.83:6), и убегая, сколько сил есть, из этой юдоли плача, вышних ищет (Кол.3:1), и распинаясь миру со Христом, со Христом и воскресает (Гал.6:14; Кол.3:1), со Христом и восходит к наследию жизни уже не изменяющейся, не обманчивой, где нет более змия, угрызающего на пути, уязвляющего в пяту и уязвляемого в голову (Быт.49:17, 3:15). А нас тот же Давид, как некий громогласный проповедник, прекрасно оглашает высокой и всенародной проповедью, в которой называет нас тяжкосердыми и любящими ложь и учит не слишком прилепляться к видимому, и не полагать всего земного благополучия единственно в обилии пшеницы и вина (Пс.4:3, 8) – этих скороистлевающих стяжаний. И блаженный Амос, может быть, то же самое имел в мыслях, и так же против земных и мнимых благ вооружался, когда говорил: «Приблизьтесь к горам вечным: встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя» (Мих.2:9). И это, даже в самих выражениях, почти совершенно сходно с повелением Господа и Спасителя нашего, каким же именно? – «Встаньте, пойдем отсюда» (Ин.4:31), сказал Он, не тогдашних только учеников побуждая перейти с известного места на другое, как может подумать кто-нибудь, но и всех учеников Своих, во все времена, этим воззванием привлекая от земли к небесам, и от земных благ к небесным."
(Святитель Григорий Богослов)

0

4

"Возможно ли без труда изгнать врагов внешних тому, кто приобретает себе и с удовольствием кормит врагов внутренних. Устранись от мира растленного. Слышишь, может быть, к чему призывает нас Христос: «востаните, идем отсюду» (Ин. 14:31), от пресмыкающегося по земле – к небесному."
(Преподобный Нил Синайский)

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Священное Писание: тексты и толкования