Архимандрит Григорий о живой природе и людях
о.Григорий автор нескольких книг
http://sretenie.com/book/element.php?ID=47439
Близ при дверях, у последних времен. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Григорий Зумис игумен монастыря Дохиар
Архимандрит Григорий о живой природе и людях
о.Григорий автор нескольких книг
http://sretenie.com/book/element.php?ID=47439
ГРЕЦИЯ СТАЛА ДВОРОМ ДЬЯВОЛА... Игумен афонского монастыря Дохиар
Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис) считает, что скоро в Греции мусульман будет больше, чем христиан.
Текст опубликован 14 марта на сайте «Русские Афины».
Автор перевода «Агионорос» приводит описание беженцев, сделанное архимандритом:
оснащены самыми современными мобильными телефонами, брюки в обтяжку, платок и сигарета.
Григорий не желает видеть таких «пришельцев» в своей стране:
«Издревле Бог разделил народы и дал каждому свою землю. Я не поеду к ним на родину,
чтобы воевать с ними, но не желаю их видеть и в своем отечестве. Это не шовинизм.
Но исламисты ненавидят нашу веру, ненавидят Крест, Христа и Богородицу».
Старец подверг критике священнослужителей, снимающих кресты при подходе к палаткам беженцев,
а также греческие власти: «Скоро они переселятся в огромные гостиницы и дома, отобранные банками у несчастных греков.
Те, кто нами правят и притащили сюда столько иммигрантов, не желают бросить взгляд на бездомных и несчастных граждан Греции?»
Григорий считает, что исламизм и папизм объединяются, чтобы уничтожить Грецию: «Наших предков они жгли и резали, а к нам, думаете, отнесутся лучше?
За то, что мы приняли их у себя в стране? Греция стала двором дьявола — любой безбожник и антихрист находит приют в стране мучеников и святых.
К сожалению, все идет к тому, что и опресноками будем причащаться, и Коран будем держать в руках».
«Люди Церкви, которых я знал»
Книга игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зумиса) написана в традиции петерика. Старец рассказывает о подвижниках — «людях Церкви» — монахах и мирянах, с которыми ему доводилось встречаться в детстве, юности, а также за долгие годы своего монашества. Воспоминания известного афонского духовника написаны живым, образным языком, в них много глубоких размышлений о духовной жизни, о путях спасения. Книга несомненно будет интересна и важна для читателей, взыскующих Господа. СКАЧАТЬ КНИГУ
«ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, КАК Я»: О ЕДИНСТВЕННОЙ ПРОПОВЕДИ ГЕРОНДЫ ГРИГОРИЯ
Сегодня исполняется 40 дней по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Чем больше дней проходит, тем ярче проступает образ аввы в воспоминаниях тех, кто прошел его школу. Предлагаем рассказ человека, который предпочел скрыться под именем Mαθητής[1].
Геронда Григорий и отец Исидор
– В первый раз меня в Дохиар привез мой духовник. Монастырь еще не был отремонтирован и освещался керосиновыми лампами, а геронда Григорий, несмотря на множество тяжелых болезней, был полон сил. Каждое утро перед послушанием старец собирал паломников в архондарике и около часа беседовал с ними. Хотелось бы описать одну из этих бесед, раскрывших для меня богословие нашего геронды.
В это утро в архондарик пришли два молодых монаха, студенты-богословы. Когда выдалась возможность, они через переводившего отца Макария стали задавать вопросы старцу. Речь их была наполнена академической терминологией, и сейчас я даже не могу вспомнить содержание беседы. Но неожиданно отец Григорий сказал им:
– Вы прелюбодеи и поэтому не можете стать священниками.
Отец Харалампий из монастыря Дохиар
Возникла неловкая пауза, но спустя некоторое время отцы попытались объяснить старцу, что под влиянием господствующей долгое время в нашей стране антихристианской идеологии ими были совершены смертные грехи, в которых они покаялись и даже приняли постриг. Выслушав их, старец ответил:
– Всю свою жизнь священник произносит только одну проповедь: делайте все, как я. Но я вижу плесень, насаженную в вас сатаной, и поэтому вы никогда не сможете сказать этих слов.
Но отцы не соглашались со старцем и попытались рассказать ему о сложной ситуации, сложившейся на постсоветском пространстве, о нехватке священнослужителей для возрождающихся храмов. Старец резко встал, взял посох и, выходя из архондарика, сказал:
– Вы подобны покупающим геенну огненную за собственное золото.
На склонах, окружающих Дохиар, растет около 3000 оливковых деревьев, поэтому две недели я вместе с отцами и остальными паломниками, стоя на коленях, собирал оливки, а ночью шел на богослужение. Конечно, было тяжело, но вид того, как пожилые отцы и даже старенький отец Харалампий, отстояв целую ночь в стасидии, работают наравне со мной, придавал сил для борьбы с внутренними протестами.
Помню свой первый день на сборе оливок. Отец Серафим даже не успел объяснить мне специфику новой для меня работы, как получил по голове палкой от старца. Геронда возмущался:
– Все начинается с разговоров, переходит в дружбу и заканчивается полным расстройством монашеской жизни.
Геронда на послушании
Мое идеалистическое представление о жизни в монастыре растаяло, как дым
Мое идеалистическое представление о жизни в Афонском монастыре – с достоинством, в спокойствии и взаимной дружбе – за две недели послушаний растаяло, как дым.
Но настоящим искушением для меня стало ежедневное общение со старцем. По утрам в архондарике собиралось до 50 паломников для беседы с герондой Григорием, и каждый день некоторые из них уходили покрасневшими от стыда. Каждое утро я словно переносился в апостольские времена, когда церкви были наполнены говорившими языками и пророчествующими. Мне неловко здесь писать о виденном и слышанным мною. Хотя все это происходило при множестве свидетелей и не является тайной Исповеди. Осознание того, что потемки моей души утратили свою непроницаемость, стало серьезным испытанием для моей психики.
Мой духовник всегда повторяет, что твердая духовная пища не для каждого, и неофиты должны начинать с молока. Через две недели мы с духовником, несмотря на предложение сделать из меня настоящего монаха и сильный шторм, заказали маленькую моторную лодку и поплыли в Уранополис. Духовник полетел в родной Донской монастырь Москвы – чистить периодически засоряющуюся канализацию, а я – учиться в Европу.
Пасха в монастыре Дохиар
Я словно переносился в апостольские времена, когда церкви были наполнены пророчествующими
Наверное, помня мое сокрушительное поражение во время первого посещения Дохиара, духовник питал меня молоком, объясняя, что я напрасно смущаюсь от приключающихся со мной неприятностей и человеческих восстаний.
– Картины благополучия в сердце твоем рисует лукавый, а путь каждого христианина лежит на Голгофу, – говорил он.
А когда я однажды спросил его, как мне узнать, что Господь слышит мою молитву, он ответил:
– Когда сердце твое плачет, тебя слышит Христос.
Несколько лет я пытался вместить эти слова в своем сердце, и они истолковали мне проповедь геронды Григория.
Возвращаясь в обитель едва живой, старец через пару дней сам выходил на стройку
После окончания обучения, по благословению духовника, я опять приехал в Дохиар. В монастыре полным ходом шла реконструкция, а здоровье нашего старца очень сильно пошатнулось. У него отказали обе почки, и он находился в больнице. Когда осенью 2012 года его привезли в монастырь, он выглядел так, что у старых монахов текли слезы. Но каждый раз, возвращаясь из больницы после очередного осложнения, по прошествии нескольких дней старец восставал, словно феникс, для продолжения своей единственной проповеди:
– Делайте все, как я.
Каждую минуту он проповедовал нам Христа Распятого
Каждую минуту он проповедовал нам Христа Распятого. Геронда очень плохо видел, испытывал сильные боли в ногах, но, опираясь на жезл, мог отстоять целую ночную службу, а потом днем, едва добравшись к нам на бетонные работы с двумя палочками в руках, до вечера стоял в цементной пыли. Сколько раз я, уставший, присаживался в стасидии, но, подняв глаза и увидев стоящего в алтаре старца, со стыдом вставал. Восходя на Голгофу, сам геронда из последних сил тащил за собой всю братию, и я не помню ни одного, кем бы он пренебрег.
Старец был человеком, который сокрушал наши сердца и учил их плакать по 20 часов каждый день. Бетонные работы в Дохиаре были настоящей каторгой, от рассвета до заката, бегом, под постоянный крик старца. Четыре часа сна, судороги в ногах, служба до утра, трапеза с ледяной родниковой водой, и снова – тележки с бетоном или тяжеленные камни, и взыграние сердца от изнурительного труда. Работа по праздникам, работа по воскресеньям… Геронда, превращающийся из немощного старчика в неистового корсара, сокрушающего как трудника, так и монастырского духовника, но при этом с дерзновением обещающий:
– Господь помилует вас за ваши искалеченные руки.
Отец Сисой из монастыря Дохиар
Очень тяжело было физически, но еще тяжелее было морально – не обижаться на сокрушающего тебя человека. Но, видя реальные примеры отцов, отпустивших руку старца и унесенных бесами в темную бездну, каждый вечер я шел в келлию отца Григория и брал благословение. Когда я на Исповеди признался геронде в том, что мне удается побороть все обиды на него до вечера, он ответил:
– Если ты не успеваешь все простить человеку за 5 минут, то ты бесноватый.
Однажды, после послушания, отец Сисой попросил помочь ему с расшивкой камня. Пришли и два других отца – Ефрем и Исидор. Работали мы ночью и, не опасаясь старца, разговорились с отцом Исидором, сравнивая произведения архимандрита Софрониия (Сахарова) и Евангелие. В 3 часа утра, прямо с послушания, мы отправились в храм, а после службы – в трапезную. Во время трапезы старец говорит:
– Православие не знает ни Софронологии, ни Паисиологии, ни Парфирологии, но я хочу вам напомнить о самаритянке, которой знание пророков позволило увидеть Христа. Читайте Священное Писание.
Старец говорил, что молитвенный подвиг необходимо начинать с сокрушения наших каменных сердец
Богословие геронды было чистым и трезвым, например, он очень настороженно относился к широкому распространению аскетической литературы. Сам будучи настоящим подвижником и молитвенником и имея своими учителями преподобных Филофея и Амфилохия, он предупреждал об опасности сосредоточения внимания только на приобретении навыка и плодов молитвы. Старец говорил нам, что молитвенный подвиг необходимо начинать с сокрушения наших каменных сердец, переполненных страстями, чтобы в конце жизни, несмотря на приобретенный навык молитвы, нам не потерпеть катастрофу, на ликвидацию последствий которой времени уже не хватит.
Действительно, Дохиар заметно отличается от остальных святогорских монастырей и скитов – и не только трудовыми послушаниями. В нем не увидишь трудников и иноков, ходящих и творящих устно Иисусову молитву, даже встретить инока с четками вне кельи сложно.
Отец Амфилохий из монастыря Дохиар
Я трижды разговаривал с герондой о молитве. Первый раз – когда во время службы ко мне подошел пожилой инок и сказал:
– Как ты можешь молиться и не слушать это восхитительное византийское пение?
Я попросил пойти со мной к старцу отца Мартирия, переводчика. На мой вопрос, можно ли молиться во время службы, геронда ответил, что молитву необходимо творить всегда и везде, если хочешь творить поклоны, не смущайся и не стесняйся, – так же, как и если у тебя текут слезы.
Во второй раз мы говорили с герондой о молитве, когда я получил SMS на утаенный от старца мобильный телефон... Сообщение так меня расстроило, что я несколько дней не мог совершать правило. Когда отец Мартирий перевел старцу, что произошло, тот запричитал:
– Ай-ай-ай, ну как ты мог?! Посмотри, у меня множество духовных детей на материке, и я не могу их оставить без помощи, но каждый раз, когда я разговариваю с ними по этому телефону (в келье старца стоял стационарный телефон), молитва оставляет меня.
Геронда Григорий и собачки
Ну, а в третий раз старец пришел сам и отчитал меня (я выкинул в мусорное ведро недоеденную лапшу):
– Ты совершил очень плохую вещь для своей молитвы.
Утром на трапезе старец опять вернулся к произошедшему:
– Незачем нам подсматривать в замочную скважину, чтобы увидеть, молится ли человек. Тот, кто имеет молитву, любит все вокруг себя, каждое растение, каждый камушек и лапшу, он никогда не выкинет ее в помои!
Спустя несколько месяцев монастырский врач отец Ефрем опять напомнил мне о случившемся, однако вот каким образом:
– Помнишь, старец говорил о лапше? Это он сказал обо мне.
Геронда Григорий на стройке
Старец преображался во время служения литургии: перед тобой с потиром в руках стоял беззащитный ребенок, такую проповедь кротости сыграть невозможно. Когда во время службы мне удавалось вместо отца Иоанникия встать в стасидии, находящейся сзади игуменского места, я всегда ощущал благоухание, исходящее от геронды. Первое время, причастившись, я отходил от Чаши, как это принято в наших храмах, и шел запивать освященной водой. Только спустя месяц старец подошел ко мне на стройке и потихоньку прошептал:
– После Причастия мы не поворачиваемся ко Христу спиной.
Для многих на Святой Горе и за ее пределами старец был соблазном, искушением и камнем преткновения. Искушались пустынники, прошедшие через Дохиар, из-за каторжного труда, мешающего им совершать молитву, искушались зилоты и патриоты из-за отказа старца влезть на баррикады для борьбы за чистоту Церкви, соблазнялись в монастырях из-за высказываний старца о том, что деньги Британской королевской семьи гибельны для Афона. Вероятно, искушались премьер-министр Греции и Британский принц, которых геронда не впустил в свой Дохиар. Искушался и Константинопольский Патриарх, когда на его вопрос – «Зачем старец набрал этих русских?» – старец встал и ушел, сказав на ходу: «Как не принять тех, кого посылает Богородица?» – и, несмотря на запрет Патриарха, незадолго до своей кончины постриг последнего русского монаха – отца Кириноса.
Наш геронда был добрым деревом, принесшим добрые плоды
Наш геронда был добрым деревом, принесшим добрые плоды. Вспоминаю насельников Дохиара...
Отец Амфилохий – духовник братии, с детства находящийся при старце, истинный проповедник смирения, по молитвам которого совершались чудеса. Когда смотришь на отца Амфилохия, проходящего по храму, крестящегося и прикладывающегося к иконам, то сразу осознаешь, как гордо все это время ты ходил и крестился в храме, с чувством собственного достоинства прикладывался к святым образам. Сколько раз я задавал ему вопросы – и получал неизменный ответ:
– Что я могу знать, ведь мой старец еще жив.
И он, как мальчик, бежал всякий раз на гору, в монастырь, чтобы спросить своего геронду то о том, то о другом.
Отец Харитон из монастыря Дохиар
Отец Харитон – аскет и молитвенник. Помню, около десяти лет назад один мой знакомый, атеист, продекан одного европейского университета, решил получить очередной грант на работу об Афоне. Впервые в жизни он зашел в православный храм Святых Архангелов в Дохиаре и встал в стасидию. В этот день служил отец Харитон. Он кадил в храме, и когда поравнялся со стасидией, в которой стоял этот исследователь, тот не выдержал и заплакал. Отец Харитон был живой проповедью смирения и покаяния, о существовании которых мой европейски образованный спутник даже не подозревал. Впоследствии он был крещен в Дохиаре и даже прожил там некоторое время.
Отец Теолог, о котором можно сказать – вот эллин, в котором нет лукавства (ср. Ин. 1, 47). Когда после трудовых послушаний он пел на службе, это было самым трезвым пением на Святой Горе.
Написав так о братии, я не боюсь навредить им своей похвалой – они, как и их старец, не бороздят Интернет.
Стена, залитая вручную за 1 день в монастыре Дохиар
Когда у меня подходил к концу срок защиты малого доктората, то, придя к геронде, я попросил его благословения на поездку в университет, но старец ответил:
– Оставайся в монастыре. Здесь, на стройке, с тачкой в руках, ты напишешь свою докторскую, а Господь поставит тебе оценку.
Но спустя некоторое время он попросил меня заказать на фабрике богемские паникадила к дохиарской чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», и я поехал в университет. Через неделю я начал помогать на стройке, да так, что ночью садился выпить чаю, а утром открывал глаза с холодным чаем в руке. В университет я уже не вернулся, защита прошла с тачкой в руках, как сказал мой старец, а иначе и не могло быть.
Дохиар, который мы знали, – это был наш старец. Я верю, что он так же, как и раньше, будет защищать свой монастырь и не оставит никого из нас без своей помощи.
Подготовила Ольга Орлова
Книги Орловой Ольги в интернет-магазине "Сретение"
29 ноября 2018 г.
[1] В переводе с греческого – Ученик. Из европейцев.http://www.pravoslavie.ru/117562.html
Отредактировано Синезия (2018-12-04 00:51:12)
Игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон: Будет ли мир на Украине?
Почивший 22 октября на 77 году жизни игумен Дохиарского монастыря архимандрит Григорий (Зумис) был одним из самых известных афонских духовников. Старец неоднократно выражал поддержку Киевскому Митрополиту Онуфрию и канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата.
Архимандрит Григорий подчеркивал, что будущее Украины вместе с Россией:
«Каждый украинец должен понимать: если он хочет, чтобы его стране было благо, то нужно прогнать американцев оттуда. Пусть своей страной они опираются на единоверных, на своих родных – русских. Если они будут допускать американское вмешательство в дела Украины, мир там никогда не восстановитсяИгумен древнего монастыря Дохиар на Святой Горе Афон архимандрит Григорий (Зумис) говорит о главном условии возврата к миру на Украине.
— Каждый украинец должен понимать: если он хочет, чтобы его стране было благо, то нужно прогнать американцев оттуда. Пусть своей страной они опираются на единоверных, на своих родных – русских. Если они будут допускать американское вмешательство в дела Украины, мир там никогда не восстановится, — сообщил Геронда.
— Не нужно убивать друг друга. Разве можно чтобы брат убивал брата? Мы следим за событиями с великой болью. Многими молитвами стараемся помочь украинскому народу, которому мы, как монастырь Дохиар, обязаны большой благодарностью.
»1.
https://stephanus-media.gloria.tv/placi … 1543924800 http://alchevskpravoslavniy.ru/video/pr … raine.html
Беседа со Старцем Григорием, игуменом монастыря Дохиар
марта 27, 2014
Архимандрит Григорий (Зумис), игумен монастыря Дохиар
Геронда, как правильно жить в семье, воспитывать детей?
— Все должно идти спокойно, без криков и раздражения. Когда мы раздражаемся, мы не можем принести пользу.
Хорошая семья показывает много хороших примеров детям: когда родители не ругаются, не кричат, не оскорбляют друг друга. Если у них есть какие-то разногласия, они не должны выяснять их перед детьми.
— А если жена не права, и ты при детях срываешься на скандалы, то как потом быть?
— Чтобы не было такого, что отец говорит одно, а мать – другое, нужно, чтобы в супружеских отношениях была гармония. Как говорил Платон, добродетели человек должен обучаться.
Родители не должны давать детям мобильных телефонов и денег, которые ребенок будет тратить непонятно на что. Денег надо давать не больше, чем нужно, а то бывает, что утром у ребенка одна одежда, днем – другая, а вечером – третья.
Если в семье есть деньги, пусть они творят милостыню, пусть помогают для спасения души. Пусть наши дети не носят лучшую одежду, пусть едят не как царские дети, в то время как другие голодают.
Нужно следить за бабушками и дедушками, так как часто они приносят детям очень большой вред. Если бабушка и дедушка – люди Божии, держите их поближе к семье, если нет – то подальше. К сожалению, крестные родители часто не соблюдают Евангельских заповедей, показывая детям дурной пример.
Если дьявол ловит нас в юношеском возрасте – он завладел нами. Малый грех ребенка больше греха взрослого человека, потому, что у взрослого есть рассуждение, а у ребенка – нет. когда нам говорят, что ребенок безгрешен, это довольно относительно.
В наше время получается так: женщины более агрессивны, чем мужчины, и их больше, чем мужчин. В домах мы должны чаще читать рассказы из жития женщин, которые вели грешную жизнь, а потом покаялись (преп. Мария Египетская, преп. Пелагия и др.).
Мы должны говорить детям об опасностях искушений. В конце 1950-х годов в Европе наступила новая эпоха, на нас обрушились сразу два несчастья: постхристианство и глобализм, крушение нравов.
Достигнув пожилого возраста, я начал понимать, что в это время началась последняя атака дьявола, направленная на сокрушение православной веры и христианской жизни.
Глобализм – как огромная мельница, перемалывающая все подряд, в результате чего получается некая смесь, в которой никто из нас не будет иметь своей личности, мы потеряем самосознание. Все будет проще, все будет можно – полная свобода, для которой церковь всегда была препятствием, преградой.
http://svavva.ru/pravoslavie/besedy-so- … oxiar.html
Отредактировано Синезия (2018-12-04 23:30:35)
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Григорий Зумис игумен монастыря Дохиар