Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Фильмы, книги, музыка » Псалтирь. Толкование на псалмы.


Псалтирь. Толкование на псалмы.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

святитель Афанасий Великий
Толкование на псалмы

https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Vel … na-psalmy/

очень удобно представлена книга --- есть и оригинальная вёрстка в PDF
и онлайн-доступ с разбивкой на псламы.

эта же книга в другом формате, тоже весьма удобном:
http://www.wco.ru/biblio/books/afanv2/main.htm
http://www.orthlib.ru/Athanasius/psalms.html

0

2

Предисловие к толкованиям на книгу Псалтири.
Толкование Псалмов.

http://bible.optina.ru/old:ps:001:00#sv … ij_velikij

0

3

Псалмы на разные случаи ( Арсений Каппадокийский ) 
( http://simvol-veri.ru/xp/psalmi-na-razn … skiie.html )

Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям;
особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

В защиту от демонов.

Псалом 6: Чтобы освободил Бог человека от чар.
Псалом 8: О тех, кто потерпел зло от демонов.
Псалом 9: Чтобы прекратились устрашения демонов во сне или фантазии днем.
Псалом 13: На страшного демона (3 раза в день в течение 3 дней)
Псалом 24: О тех, которым очень завидует искуситель и постоянно приносит им искушения, чтобы возроптали.
Псалом 33: Находящимся при смерти, когда мучаются от диавола.
Псалом 45: О молодых, которым враг, по зависти, препятствует создать семью.
Псалом 57: Чтобы пришли благоприятные обстоятельства тем, кто действует для добра, чтобы помешал Бог всякому лукавому действию демонов или завистливых людей.
Псалом 65: Чтобы лукавый не приносил искушения в дома и скорби семьям.
Псалом 70: Об оставленных людях, которые бывают обременены по зависти диавола и приходят в отчаяние, чтобы обрели милость у Бога.
Псалом 90: Чтобы исчез диавол, когда он является человеку или его пугает.
Псалом 94: Чтобы не коснулось супругов колдовство, дабы не создались проблемы и трения.
Псалом 96: Чтобы ушло колдовство от людей.
Псалом 121: Об исцелении от сглаза.

В защиту от стихии и бедствий.

Псалом 17: Когда бывает гнев Божий, землетрясения, катаклизмы и молнии.
Псалом 21: О прекращении пожаров.
Псалом 28: О тех, кто боится моря и шторма.
Псалом 30: Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов на деревьях, когда погода неблагоприятна.
Псалом 31: Чтобы нашли путники дорогу, когда заблудятся и измучаются.
Псалом 47: Когда случаются большие разрушения и разграбления бандитами (читается постоянно в течение 40 дней).
Псалом 50: Когда на нас приходит воспитательный гнев Божий - эпидемии и повальные болезни, несущие смерть людям и животным.
Псалом 68: Когда из-за гнева Божия наводняются реки и смывают дома и людей.
Псалом 85: О спасении людей, когда нападает эпидемия холеры.
Псалом 92: Чтобы сохранил Бог корабль, подвергшийся опасности при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля).
Псалом 111: О сохранении солдат, идущих на войну.
Псалом 133: О сохранении от всякой опасности.

В защиту от вражды людской.

Псалом 3: Чтобы не обидеть несправедливо своих товарищей и чтобы избежать людского зла.
Псалом 5: Чтобы Бог исцелил глаза, ударенные злым человеком (пострадавшему от избиения).
Псалом 7: О тех, кто пострадал от страха, испугался, пришел в нервное расстройство через угрозы злых людей.
Псалом 10: Об умягчении жестокосердия супругов, которые ссорятся и разделяются (когда жестокие мучают благочувствительных).
Псалом 11: О безумных, делающих зло людям.
Псалом 14: Об изменении мыслей грабителей и об обращении их к покаянию.
Псалом 16: От большой клеветы (3 раза в день в течение 3 дней).
Псалом 22: Об усмирении безчинных и непослушных детей, оскорбляющих родителей.
Псалом 26: Чтобы Бог защитил жителей от вражеских войск.
Псалом 29: О тех, кто находится в опасности (далеко среди врагов и безбожных людей), чтобы сохранил их Бог и просветил, а врагов усмирил, да познают они Бога.
Псалом 32: Чтобы Бог открыл истину о несправедливо осужденных и они освободились.
Псалом 33: От вражеских войск, когда нарушают границу, чтобы сделать зло.
Псалом 34: Чтобы Бог освободил добропорядочных людей от сетей человеков лукавых, которые эксплуатируют людей Божиих.
Псалом 35: О совершенном уничтожении вражды после брани или недоразумения.
Псалом 36: О людях, тяжело раненных от преступников.
Псалом 42: Об освобождении пленных.
Псалом 47: Когда случаются большие разграбления бандитами (читается 40 дней подряд).
Псалом 57: Чтобы Бог помешал всякому лукавому действию завистливых людей, препятствующих тем, кто делает добро.
Псалом 59: Чтобы Бог явил истину, когда оклеветано много людей.
Псалом 72: О покаянии злотворящих людей.
Псалом 73: Чтобы сохранил Бог жителей, работающих на полях своих, когда враги окружили село (чтобы сохранил Бог мирных людей, попавших в окружение врагов).
Псалом 74: Об умиротворении грубого хозяина, который мучает ближних и слуг.
Псалом 78: Чтобы Бог сохранил села от грабежа и разрушения вражескими войсками.
Псалом 82: Чтобы Бог помешал злым людям, замышляющим убийство.
Псалом 84: Об исцелении людей, пострадавших от насилия и страха.
Псалом 87: О защите всех беззащитных людей, страдающих от жестокости ближних.
Псалом 93: Чтобы Бог вразумил людей, призывающих к восстанию и чинящих безпорядки и грабежи.
Псалом 107: Чтобы Бог смирил врагов, да переменят злые намерения.
Псалом 117: Чтобы Бог смирил варваров и сокрушил их злые намерения, когда они угрожают.
Псалом 118: Чтобы Бог явил силу Свою на варварах и смирил их действия, когда убивают они невинных женщин и детей.
Псалом 120: О защите рабов (заключенных) от вражеских рук, да не сотворят им зла до освобождения.
Псалом 124: О сохранении строений праведных людей от злых.
Псалом 131: Чтобы Бог помиловал народ, когда по грехам бывают частые войны.
Псалом 133: О сохранении от всякой опасности.
Псалом 135: О защите беженцев.
Псалом 139: Чтобы Бог усмирил строптивого хозяина семьи, да не истязает всю семью.
Псалом 140: Чтобы Бог усмирил грубого местного начальника, издевающегося над ближними.
Псалом 141: Чтобы Бог усмирил восстание.
Псалом 143: Чтобы Бог укротил восставший народ, да не разразится война.

Об устроении семейной жизни и искоренении вражды среди близких.

Псалом 10: Об умягчении жестокосердия супругов, которые ссорятся и разделяются (когда жестокие мучают благочувствительных).
Псалом 19: О супругах, бездетных по причине увечья, чтобы Бог исцелил их.
Псалом 22: Об усмирении безчинных и непослушных детей, оскорбляющих родителей.
Псалом 43: Чтобы Бог явил истину в подозреваемых супругах, и о взаимной любви.
Псалом 45: О молодых, которым враг, по зависти, препятствует создать семью.
Псалом 54: Чтобы восстановилось уважение опороченной семьи, которая была оклеветана.
Псалом 75: Матери, которая боится родов.
Псалом 76: Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, дабы просветил их Бог, да слушаются дети родителей, и родители проявят любовь.
Псалом 86: О долголетии хозяина семьи.
Псалом 106: Об избавлении от безплодия женщин.
Псалом 116: О сохранении любви и согласия в семьях, да славят Бога.
Псалом 126: О примирении в семье при ссорах.
Псалом 127: Чтобы не приблизилось зло врага к дому, и почивали на семье мир и благословение Божие.
Псалом 139: Чтобы Бог усмирил строптивого хозяина семьи, да не истязает всю семью.
Псалом 142: О сохранении матери во время беременности.

Об исцелении от болезней.

Псалом 4: Чтобы Бог исцелил чувствительных людей, которые заболели меланхолией через отношение к ним жестокосердных людей.
Псалом 5: Чтобы Бог исцелил глаза, ударенные злым человеком.
Псалом 7: О тех, кто пришел в нервное расстройство через угрозы злых людей.
Псалом 12: О тех, кто болеет печенью.
Псалом 18: Об освобождении матерей при родах.
Псалом 19: О супругах, бездетных по причине увечья, чтобы Бог исцелил их.
Псалом 27: Об исцелении нервнобольных.
Псалом 37: Когда болят челюсти от гнилых зубов.
Псалом 40: Чтобы освободились матери при преждевременных родах.
Псалом 44: О людях, страдающих сердцем и почками.
Псалом 55: О чувствительных людях, которых душевно ранили товарищи.
Псалом 56: О людях, страдающих головной болью от многих переживаний.
Псалом 58: О немых, чтобы Бог дал им речь.
Псалом 63: Когда человек укушен волком или бешеной собакой.
Псалом 67: Чтобы освободиться матерям при сложных родах, когда сильно страждут.
Псалом 79: Об исцелении человека, у которого опухло лицо, и болит вся голова.
Псалом 95: Чтобы Бог дал слух глухим.
Псалом 102: Чтобы восстановилось расстроенное здоровье человека.
Псалом 106: Об избавлении от безплодия женщин.
Псалом 108: Об исцелении лунатиков.
Псалом 113: Чтобы Бог исцелил умственно отсталых детей.
Псалом 122: Чтобы Бог дал зрение слепым и об исцелении больных глаз.
Псалом 125: Об исцелении людей, страдающих постоянной головной болью.
Псалом 128: Об исцелении людей, страдающих мигренью, головной болью.
Псалом 142: О сохранении матери во время беременности.
Псалом 145: О прекращении кровотечения у людей.
Псалом 146: Об исцелении избитых злыми людьми и израненных в челюстях.

О помощи в различных житейских нуждах.

Псалом 1: Когда сажают плодоносящие деревья или виноградник.
Псалом 15: О нахождении потерянных ключей.
Псалом 23: Чтобы открыть двери, когда потеряны ключи.
Псалом 31: Чтобы нашли путники дорогу, когда заблудятся и измучаются.
Псалом 48: О тех, кто делает опасную работу.
Псалом 52: Чтобы Бог благословил сети, и ловилась рыба.
Псалом 62: Чтобы плодоносили поля и деревья, когда иссякает вода.
Псалом 66: Чтобы Бог благословил птичники (цыплят).
Псалом 71: Чтобы Бог благословил плоды нового урожая, принесенные в дом с полей и из садов.
Псалом 81: Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), дабы не огорчались сельские жители.
Псалом 83: Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства.
Псалом 89: О ниспослании дождя во время засухи или когда оскудевают источники.
Псалом 123: О сохранении от укуса змеи.
Псалом 144: Чтобы Бог благословил дела людей, да будут благоугодны Ему.
Псалом 147: Чтобы Бог укротил диких животных, дабы не делали они зла людям и не вредили посевам.
Псалом 148: О благорастворении воздухов, об изобилии урожая, да прославят люди Бога.

Об устроении взаимоотношений между людьми.

Псалом 2: Чтобы Бог дал просвещение тем, кто едет на съезд (делегатом на мирской съезд или на церковный собор).
Псалом 3: Чтобы не обидеть несправедливо своих товарищей и чтобы избежать людского зла.
Псалом 14: Об изменении мыслей грабителей и об обращении их к покаянию.
Псалом 16: От большой клеветы (3 раза в день в течение 3 дней).
Псалом 20: Об умягчении сердец богатых, чтобы давали милость бедным.
Псалом 34: Чтобы Бог освободил добропорядочных людей от сетей человеков лукавых, которые эксплуатируют людей Божиих.
Псалом 35: О совершенном уничтожении вражды после брани или недоразумения.
Псалом 38: Чтобы найти работу брошенным и несчастным людям, да не скорбят.
Псалом 39: О восстановлении любви между хозяином и слугами (работниками) в случае конфликтов.
Псалом 41: Молодым, страдающим от неразделенной любви.
Псалом 46: Об умиротворении слуги или работника, когда уходит уничиженный (обиженный, выгнанный) от хозяина и об обретении работы.
Псалом 51: Чтобы покаялись жестокосердые начальники и стали милостивыми, и не мучили подданных.
Псалом 53: Чтобы Бог просветил богатых освободить купленных рабов (людей, трудящихся подневольно).
Псалом 55: О чувствительных людях, которых душевно ранили товарищи.
Псалом 60: О тех, кто затрудняется в делах по лени или по робости.
Псалом 64: Чтобы торговцы имели благоговение и не обманывали простых людей.
Псалом 69: Чувствительным людям, когда спорят о мелочах и приходят в отчаяние, дабы укрепил их Бог.
Псалом 70: Об оставленных людях, чтобы обрели милость у Бога и приют.
Псалом 77: О просвещении заимодавцев (кредиторов), да не обижают ближних за долги, и чтобы были милосердными.
Псалом 101: Чтобы Бог благословил людей, носящих звания (облеченных властью), помогать людям с добротой и пониманием.
Псалом 108: О помиловании лжесвидетелей, да покаются.
Псалом 109: Чтобы молодые имели уважение к старшим.
Псалом 110: Чтобы покаялись несправедливые судьи и да судили справедливо.
Псалом 119: Чтобы Бог дал терпение и снисходительность людям, вынужденным находиться среди хитрых и неправедных людей.
Псалом 128: О помиловании жестокосердых и несправедливых людей, притесняющих чувствительных.
Псалом 129: Чтобы Бог дал мужество и надежду новоначальным, дабы не затруднялись в работе.
Псалом 132: Чтобы Бог просветил народы, да придут к согласию и примирятся.
Псалом 136: Чтобы Бог утвердил человека, имеющего нестойкий характер.
Псалом 137: Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах.

О помощи в материальных затруднениях, укреплении благосостояния и справедливости.

Псалом 20: Об умягчении сердец богатых, чтобы давали милость бедным.
Псалом 38: Чтобы найти работу брошенным и несчастным людям, да не скорбят.
Псалом 64: Чтобы торговцы имели благоговение и не обманывали простых людей.
Псалом 77: О просвещении заимодавцев (кредиторов), да не обижают ближних за долги, и чтобы были милосердными.
Псалом 80: Чтобы Бог призрел бедных, оскудевших и скорбящих.
Псалом 81: Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), дабы не огорчались сельские жители.
Псалом 83: Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства.
Псалом 88: Об укреплении слабых и немощных людей, чтобы могли они работать без устали и не скорбеть.
Псалом 103: Чтобы Бог благословил имущество людей, да не оскудеют и не скорбят, но да славят Бога.
Псалом 112: Чтобы Бог послал помощь бедным вдовам, да заплатят долги.
Псалом 114: Чтобы дал Бог благословение, материальную поддержку и утешения несчастным бедным детишкам, дабы не были они презираемы от детей богатых.
Псалом 137: Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах.
Псалом 144: Чтобы Бог благословил дела людей, да будут благоугодны Ему.

О ниспослании и возращении плодов духовных, избавлении от страстей.

Псалом 24: О тех, которым очень завидует искуситель и постоянно приносит им искушения, чтобы возроптали.
Псалом 25: Чтобы испрошенное у Бога не повредило просящему.
Псалом 49: Чтобы далекие от Бога люди покаялись и спаслись.
Псалом 61: Чтобы Бог отвратил испытания от малодушного человека, не имеющего терпения и ропщущего.
Псалом 91: Чтобы Бог дал разум людям, дабы преуспевали духовно.
Псалом 97: Чтобы Бог послал утешение скорбящим людям.
Псалом 98: Чтобы Бог благословил и послал благодать молодым, желающим посвятить себя Богу.
Псалом 99: Чтобы Бог благословил людей и наполнил Божественными желаниями человеческие.
Псалом 100: О даровании благодати добродетельным людям.
Псалом 104: Чтобы люди покаялись и исповедались во грехах своих.
Псалом 105: О просвещении людей, чтобы не уклонялись от пути спасения.
Псалом 115: Чтобы Бог исцелил страшную страсть лжи (обмана).
Псалом 130: Чтобы Бог дал людям покаяние и утешение с надеждой, да спасутся.
Псалом 134: О сосредоточении во время молитвы и соединении ума с Богом.
Псалом 136: Чтобы Бог утвердил человека, имеющего нестойкий характер.
Псалом 138: Чтобы прекратил диавол искушать людей хульными помыслами.

Афонский духовник, старец Паисий добавил недостающие псалмы.

Псалом 149: На благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает.
Псалом 150: Чтобы Бог дал радость и утешение скорбящим братьям нашим, находящимся на чужбине, и усопшим братьям нашим, находящимся на более дальней чужбине.

+1

4

Блаженная  Пелагия Рязанская
( http://molitvoslov.my1.ru/index/nastavl … itve/0-279 )

Полюшка слепенькая знала всю Псалтирь наизусть, от корки до корки.. Это был особый человек!
Еще в детстве, когда Поле было пять-шесть лет, ее посещала одна хорошая монахиня и учила ее молиться.
Она приходила и читала Полюшке и псалмы и молитвы. А какую хорошую память Бог дал блаженной Полюшке!
Ведь самые большие псалмы с трех раз наизусть!..
Когда Поля учила меня читать Псалтирь, то объясняла и смысл и назначение каждого избранного псалма.
Приведу здесь по памяти некоторые из них:

1 псалом — читать, чтобы устоять в исполнении заповедей Господних. Он о блаженстве праведных.
2 псалом — читать для избавления от вечной погибели.
5 псалом — читать для стяжания любви к молитве.
15 псалом — для того, чтобы всегда видеть Господа.
19 псалом — для подготовки к пришествию антихриста.
20 псалом — чтобы вразумить лукавого человека.
21 псалом — для получения прощения тяжких грехов (18—20 мытарства).
26 псалом — чтобы устоять и в брани духовной и на войне; от чародейства и при любых искушениях.
29 псалом — при боязни пострадать за Господа.
33 псалом — во избежание жажды в пище и питии.
39 псалом — чтобы исполнить волю Божию и иметь готовность к самопожертвованию.
43 псалом — чтобы в доме пребывала благодать Божия.
44 псалом — для того, чтобы всегда видеть Божию Матерь.
45 псалом — чтобы быть непобедимым. Это гимн победы над врагом.
49 псалом — чтобы не поколебаться и не изменить Господу (почаще читать духовенству — от высокомерия).
63 псалом — чтобы не принять печать антихриста.
69 псалом — для достойного отражения нападок врагов.
78 псалом — для избавления христиан от мучений и смерти.
83 псалом — чтобы наследовать Царство Небесное
90 псалом — чтобы иметь от Спасителя власть побеждать зло.
139 псалом — для того, чтобы иметь молитву и работу (или пенсию).
141 псалом — чтобы быть готовым к гонениям.

И еще блаженная девица Пелагия нам повторяла, что необходимо от принятия антихристовой печати читать молитву, находящуюся в конце первой кафизмы Псалтири:
"Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило... ".

Когда блаженная Полюшка поясняла нам значение разных псалмов, тогда говорила, что самый сильный из них - двадцать шестой псалом.
"Кто будет читать его три раза в день, — сказала блаженная девица Пелагия, — того Господь проведет по воде, яко по суху!"

0

5

Святитель Феофан Затворник

Толкование на некоторые псалмы

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=feotlkpslm

0

6

Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. — Москва, 1891. — С. 149–277.

Беседы на псалмы
http://www.orthlib.ru/Basil/psalms.html

0

7

Настоящее Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста является воспроизведением издания С.-Петербургской духовной академии, осуществленного в 1898 г.

ТОЛКОВАНИЯ НА ПСАЛМЫ.
http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyat … y-1/#toc22

+1

8

ТОЛКОВАНИЕ ОСОБЫХ ИЗРЕЧЕНИЙ В ЦЕРКОВНОЙ ПСАЛТИРИ, ИЗЛОЖЕННОЕ ПО РУКОВОДСТВУ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
Составил протоиерей С. Терновский
Москва, 1891

http://pravbeseda.ru/library/index.php? … ;page=book

+2

9

Вот нашла у св.Арсения какой псалом надо читать за одного товарища, не буду углублять за какого) и стало интересно, о чемиэтот псалом. Так интересно показалось, делюсь)

профессор Александр Павлович Лопухин
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Псалом 108
В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

   Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (Пс.108_3–4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя («епископа» – Пс.108_8 ст. в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид (1Цар. 22:6-19), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.
Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).

Пс.108:1. Боже хвалы моей! не премолчи,
    «Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.
Пс.108:6. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
Пс.108:7. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
   Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. – «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную» – пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. – «Молитва его да будет в грех». Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва, как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность.
Пс.108:8. да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
    «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой». Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. (Деян. 1:20) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.
Пс.108:9. дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;
Пс.108:10. да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
Пс.108:11. да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
Пс.108:12. да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
Пс.108:13. да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
Пс.108:14. да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
   Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память («имя») о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца («умре отец его, и аки не умре» (Сир. 30:4-6 ) ), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.
Пс.108:15. да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
Пс.108:16. за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
Пс.108:17. возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;
Пс.108:18. да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
Пс.108:19. да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
   Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона – «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро («благословения»), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких («сокрушенного сердцем», может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.
Пс.108:20. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
   Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!
Пс.108:22. ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
    «Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.
Пс.108:23. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
Пс.108:24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
    «Гонят меня, как саранчу». В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.
   Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение

+1

10

А.П. Лопухин. Толковая Библия. Псалт

Псалом 77

Учение Асафа

Псалом написан с целью найти в фактах из прошлой жизни еврейского народа объяснение некоторых событий настоящего времени (67-72) и руководство для будущего (4-8). Из таких фактов писатель останавливается на вероломстве колена Ефремова, его неблагодарности пред Господом (10-12). Заканчивает указанием, что в этом пренебрежении заповедей Иеговы и недостоинств Ефрема заключается причина, почему Господь его отверг, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида для правления народом (67-71). Последние слова указывают на апологетическую цель псалма - оправдать необходимость и полезность избрания для столицы горы Сион, перенесения туда Кивота Завета и избрания Давида не из племени Ефремова, а из колена Иуды. Многолюдное, богатое и гордое колено Ефремово пользовалось до Давида громадным влиянием на весь еврейский народ. Лишение его святыни Ковчега Завета при Давиде, равно как избрание царя из другого племени вызывало среди ефремлян недовольства и являлось, вероятно, источником некоторых внутренних усобиц. Для предотвращения и уничтожения последних писатель написал означенный псалом. Отсюда должно заключить, что он был современником Давида, тем Асафом, который пользовался среди народа великим авторитетом, как "прозорливец" и который был одним из начальников хоров Давидовых.

Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных и мятежных отцов (1-8). Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса при выходе и после выхода из Египта (9-16). Они продолжали раздражать Господа и в пустыне, требуя себе пищи, какой им хотелось. Господь чудесно питал их и они гибли от пресыщения (17-31). Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их (32-40). По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине (41-55). И на этой земле они оскорбляли Его своими высотами, почему Он и отверг жилище в Силоме и отдал в плен Кивот Завета (56-66). Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого (67-72).

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

1. "Внимай, народ", "приклоните ухо" - внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

2. "Притча" - краткое изречение; "гадание" - тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их
,

5. "Он постановил устав в Иакове, положил закон в Израиле" - Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.

6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,-
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

8. Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.

9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

9-11. К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было - практическим неверием.

12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

12. "Поле Цоан" - главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.

13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

18. Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне "искушали Бога в сердце" - обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.

19 и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

24-25. Манна называется "хлебом небесным", так как была послана с неба. - "Хлеб ангельский ел человек", т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она "подаваема была ангелами" (блаж. Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.

26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

27. "Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых" - обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.

28 поверг их среди стана их, около жилищ их,-
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

34. Как только евреев постигали бедствия, они "с раннего утра", тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.

35 и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

36. "Льстили Ему устами своими и языком лгали пред Ним", означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.

37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их - льдом;
48 скот их предал граду и стада их - молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

49. "Посольство злых ангелов" - не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;
53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

60-61. "Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою", т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (см. 1 Цар IV:21; V:1).

62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

63. "Девицам его не пели брачных песен" - в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.

64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

64. "Священники его падали от меча" - разумеется смерть Офни и Финееса.

65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

67-68. Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.

69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

69. "Устроил, как небо, святилище Свое". Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой - небесной. Пребывание Господа на Сионе - вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.

70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

70-72. В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ("взял от дворов овчих"), чистота нравственная ("чистота сердца") и мудрость ("руками мудрыми водил евреев"). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением - гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо

0

11

Псалом сегодняшнего дня...
===
Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Потребит Господь вся устне льстивыя, язык велеречивый. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть, кто нам Господь есть? Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.
===
Псалом 11 – на день беды в народе
17.11.2016 Евгений Андреевич Авдеенко

Пустое говорят – каждый ближнему своему…
Пс. 12/11:3

«Пустое» — пустота шав שׁוא. «Пустота» – такое отсутствие чего-то, когда присутствует противоположное (см. Пс. 5:12). «Свидетельство пустое» – значит «ложное» (Втор. 5:20; ср. Исх. 20:16). «Видение пустое» – то, что не сбылось (Иез. 12:24), либо не от Бога (Иез. 13:6). «Взять» имя Божье «впустую», значит принять богопротивное (Ис. 20:7).

В Писании встречается выражение «люди пустоты» – лишенные всякого блага, следовательно, исполненные всяческого греха (Пс. 26/25:4; Иов 11:11). В Новом Завете такие пустые оболочки («люди пустоты») называются «облака безводные» (Иуд. 12). Как представить облака, в которых нет влаги? Казалось бы, это какая-то бессодержательная (абстрактная) форма. Однако эти «облака безводные» не легкомысленные и не пустышки, но – «утесы» прибрежные: «таковые суть рифы (σπιλάδες) на ваших вечерях любви» (Иуд. 12). Эти «люди пустоты» – такие «камни», на которых может разбиться корабль. «Горе им, ибо идут путем Каина» (Иуд. 11). Таких никак нельзя допускать на вечери любви.

Что значит, что пресеклось богообщение в народе, о чем говорит Давид в псалме? – «Пустое говорят каждый ближнему своему». «Ближний, друг» реа רע – это может быть просто «другой», тогда смысл стиха: «пустое говорит один другому». Но в собственном смысле реа – «друг, ближний», одного круга человек, тот, с кем общаемся: «кто ходит с мудрыми, умудрится, а кто общается (глагол раа) с глупыми, озлобится», повредится (Прит. 13:20). Забота Давида не о внешних, но о ближних ему и друг другу.
В народе Божьем великая порча:

Пустое говорят – каждый ближнему своему,

устами гладкие [речи] – двояким сердцем они говорят.

Пс. 12/11:3

Это те, чья гортань – открытый гроб, они «языком своим оглаживают» (Пс. 5:10). В народе, которому открылся Единый Бог, говорят «гладкие» речи – в которых «пустота». Чем это обернется? «Гладкие» — слово имеет и другое значение: скользкие.

«Гладкие» речи станут «скользкими» путями.

Так говорится в псалме Асафа: «на скользких [путях] Ты поставил их, низверг их в [пропасти] пустот» (Пс. 73/72:18). Видим, что «пустота» шав обернется безднами «пустот» машуот משׁואות.

Возможно падать из пустоты в пустоту – после смерти в бездне Аваддон.

В Книге Иова есть таинственное и краткое описание этой бездны (Иов 36:16). Чтобы понять его, нужно иметь в виду, что Аваддон – это не место, это движение «от» Бога, которое совершается по произволению падающего. Аваддон – это тяготеющее вниз, подобное воде, длящееся в вечности падение… Есть бездна, и есть «протока под» бездну. В эту абсолютную склизь «уходит» то, чем человек жил – его сытная «жирная трапеза». «Бездна – сток  ниже ее» (Иов 36:16 LXX), «разверстие – нет сгустка под этим» (Иов 36:16 ТМ), «и снидет [туда] трапеза твоя исполнена тука» (Иов 36:16 LXX). Таков образ – «человек пустоты» падает в бездну, где такая разреженность (нет сгустка), что не с чем сцепиться, не за что зацепиться; туда же падает и все, чем человек наслаждался при жизни – стол с яствами.

Тот, кто говорит «пустое» и говорит «гладко» (стоит на «скользких» путях в бездну Аваддон), тот имеет «двоякое сердце»[2] – умеет «сердечно» лгать, оставаясь при своем «сердце». Слово «двоедушный» указывает на эту нравственную порчу, но «двоякосердый» – жутче. Человек учится при жизни переходить грани лжи – в сердце, раз за разом, так что само сердце раздваивается, а после смерти для человека уже не будет граней – и не за что будет зацепиться, и он будет падать в безднах пустот.

Истребит Господь все уста гладко[речивые],

язык, говорящий великие [слова].

Пс. 12/11:4

«Истребит» — также: отсечет. Давид говорит: «отсечет» Господь от народа Своего тех, у кого уста льстивые и язык велеречивый.

Давид говорит о предателях веры, сведущих в Писаниях (вещах «великих»). Они великое зло делают устами и языком, и именно на свою словесную силу они полагаются. Об этом следующий стих:

Они говорят:

«Языком нашим пересилим,

уста наши с нами,

кто господин для нас?»

Пс. 12/11:5

«Языком нашим пересилим» — уникальный оборот, так его понял Раши (=ТМс); возможно: «языку нашему придадим силу». «Уста наши с нами» — средства говорения суть наши; сейчас это называется «средства информации».

Враги Давида создают отдельную сферу говорения, где средства говорения, стиль и манера речи начинают доминировать.

«Кто господин для нас (адон лану)?» — Адон (господин) – усеченная форма имени Божьего Адонай  אדני (Господа мои).

«Ваш Бог – Адонай, а “для нас” другой “господин”», – так говорят враги Давида. Это уже не богоотступничество, это оборотническая религия[3].

Но это самое и сказал Христос «уверовавшим в Него иудеям» – тем, кто верил, что Он – Мессия (Ин. 8:31): «Вы от отца диавола; и вы хотите творить похоти отца вашего… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Замена имени Божьего на сходное – первое условие религиозной подмены. Так, диавол, отец лжи, сказал о древе познания, искушая человека в раю: «знает Бог (Элохим), что в день, когда вы съешьте от него, откроются глаза ваши и будете как боги (элохим), знающие хорошее и злое» (Быт. 3:5). «Бог» – Элохим אלהים, и «боги» – элохим. Нагло сатана совершает подмену имени Божьего «Элохим»: он начинает говорить о Едином Боге Элохим («Элохим знает»), а заканчивает о богах-элохим: «будете как элохим – знающие».

В раю негде взять других богов? – Сами, люди, и будете как боги. Нужно только посметь. Отец лжи диавол изрек главную заповедь гуманизма: человек сам по себе – высшая ценность, люди – это «элохим».

Враги Давида – люди религиозные, отнюдь не гуманисты; когда они говорят: «кто господин для нас?» – это не значит, что над ними нет господина (что они сами себе господа). Давид заглянул в самую сердцевину того процесса, который в евангельские времена достиг расцвета и был Христом изобличен: в народе Божьем есть те, кто служат диаволу.

Полагая в словах разный смысл, адепты гуманизма и те, кто служат диаволу, могут сказать одинаково: «Языком нашим пересилим, уста наши с нами, кто господин для нас?»

Гуманизм и оборотническая религия оказываются заодно: в истории они – сотрудники.

То, что видит вокруг себя Давид – крайне удручает: богообщение в народе пресеклось, богоотступники консолидированы и на подъеме. Остается только «терпение святых» (Отк. 13:10), как о том говорится в следующем стихе:

«Ради разорения нищих, ради стенания бедных

ныне востану, – говорит Господь, –

поставлю во спасение», – Он говорит и дышит[4] о нем.

Пс. 12/11:6

Спасение придет не по праведности и верности человеков, ибо этого нет (остался один Давид), не по молитве и не по делам, не по творчеству и не по усилиям человеков (богообщение пресеклось), но – «ради разорения нищих, ради стенания бедных» –

ради ограбленных и кротких, тех, кто тонет в беззаконии и лжи, «ради них ныне Я востану, – с силой выдоха говорит Господь, – а их поставлю во спасение». Сравнительно с милостью, которая нужна для спасения, невинность и праведность человека – ничто.

Когда Бог видит только страдание человеков, и у людей, что не замешались в грабительстве и лжи, уже ничего не осталось и от них уже ничего не требуется, только терпеть и ждать, – тогда милость Божья к нам является в чистоте, как «жалость» (о ней в Псалме 50).

Словеса Господни – словеса чистые,

серебро, переплавленное в горниле,

от земли очищено семь раз.

Пс. 12/11:7

Переплавка – способ очищения от примесей (от «земли», из которой извлекают руды). Когда Господь «испытывает» человека, Он отделяет чистое от примесей, как это делают при переплавке (Пс. 26/25:2; Пс. 66/65:10); так достигаются «простота» и «беспримесная» чистота как важные свойства праведности (см. Пс. 11/10:5; Мф. 6:22; 10:16).

Слова Божьи не нужно испытывать, они уже переплавлены и чисты. В этом смысле слова Божьи – просты. Они требуют к себе такого же отношения.

Ты, Господи, сохранишь их,

соблюдешь их от рода сего вовек.

Кругом нечестивые ходят[5],

когда возвысилась ничтожность[6] у сынов человеческих.

Пс. 12/11:8, 9

Давид замыкает Псалом на начальную мысль: богообщение пресеклось в народе. Однако таково Слово Божье – простое: когда нечестивые кругом и ничтожество наверху, смиренные и нищие – терпящие невинно будь спасены.

https://stbasil.center/2016/11/17/psalo … -v-narode/

Весь диск с толкованиями Псалтыри:
https://azbyka.ru/audio/psalmy.html

Отредактировано Пневма (2019-11-05 18:34:14)

0

12

Сходно с эпохой, в которую живем сейчас.

+1

13

Ещё одно толкование:

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pya … na-psalmy/

этому же автору принадлежат и другие многочисленные
толкования на ветхозаветные тексты (книги малых пророков):

https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/

0

14

Аудио-псалтирь

Кафизма 1

Кафизма 2

пока на том канале только две первые кафизмы…


Пневма написал(а):

Псалом сегодняшнего дня...

===

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный,
яко умалишася истины от сынов человеческих.
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему:
устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.
Потребит Господь вся устне льстивыя, язык велеречивый.
Рекшыя: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть,
кто нам Господь есть? Страсти ради нищих и воздыхания убогих,
ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение,
не обинюся о нем. Словеса Господня, словеса чиста,
сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.
Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.
Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси
сыны человеческия.
===
Псалом 11 – на день беды в народе

у нас есть ещё одно толкование на 11 псалом
в другой теме:
архимандрит Афанасий Митилинеос (1927 - 2006)

0

15

в Церкви сложилась благочестивая традиция читать Псалтирь
царя Давида в разных жизненных ситуациях. Псалтирь читают
над умершим, различные псалмы читаются в ходе богослужений
и, само собой, псалмы Давида читают дома, келейно, по необходимости.

Конкретно при нападении врагов обычно читают псалом 107
(да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения)
и псалом 127 (да не коснется домов злоба врагов и да пребудут
в семье мир и благословение Божие).

Кроме того, опытные духовники часто советуют читать во всяких
затруднительных ситуациях, не зависимо от сути затруднений, псалмы
26-ой,  50-ый и 90-ый.

Полный список псалмов с указанием ситуаций, когда можно читать
тот или иной псалом, можно посмотреть здесь:

https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kapp … luchajakh/

+2

16

прот. Олег Стеняев

Беседы на псалмы:

плейлист на весь цикл бесед  на Youtube:
https://m.youtube.com/playlist?list=PL1 … tfMCah3CFE

в этом цикле охвачены практически все псалмы от первого до 151-го.


святой преп.Паисий Святогорец о чтении Псалтири:

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Фильмы, книги, музыка » Псалтирь. Толкование на псалмы.