Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » О прозорливости и её видах.


О прозорливости и её видах.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

о прозорливости у святого Силуана Афонского

http://www.orthodox.cn/saints/silouan-a … /07_ru.htm

из книги написанной архимандритом Софронием
"Старец Силуан Афонский"

О ПРОЗОРЛИВОСТИ И ВИДАХ ЕЕ

В процессе продолжительной внутренней брани подвижник встречается, кроме указанного выше, с тремя видами прозорливости:

первый — в силу естественной некоторым людям интуиции, повышающейся от постнического жития;

второй — по действию демоническому,

и третий  — по дару благодати.

Первый вид для благочестиво настроенного и смиренного человека может быть полезен и добрым образом использован,
так как содействует более тонкому хранению заповедей Христа в отношении к ближнему. Гордому и страстному он повредит,
ибо умножает поводы к страстям и открывает большие возможности их удовлетворения.

Второй вид чрезвычайно опасен для тех, кто его принимает, ибо рано или поздно приведет к болезненному нарушению всех душевных и духовных сил человека, исказив и самый облик его.

Третий вид сопряжен с величайшею ответственностью и является источником многих духовных страданий для своего обладателя.
Гордому он вообще не дается.

Все эти три вида прозорливости причиняют страдания.

При первом виде, т. е. естественной интуиции, страдания являются следствием повышенной чувствительности нервно-психического аппарата.

При втором — в силу вообще разрушительного, разлагающего свойства демонических действий,
что становится явным нередко лишь по прошествии долгого времени.
При этой прозорливости если и проявляется иногда способность «прочитать» чужую мысль,
то все же глубокий внутренний человек остается недоступным.
С несколько большею достоверностью она иногда проявляется по отношению к событиям, имеющим внешний характер.
Тем, кто ее принимает, она дает случаи к услаждению тщеславием.

Подлинная духовная прозорливость — есть дар благодати.
При этой прозорливости открывается глубина человеческой души, часто скрытая от самого человека.
Эта прозорливость ни в какой мере не имеет психопатологического характера и причиняет страдания своему носителю
только потому, что, как дар Божий, она полна любви,  а видеть ей приходится преимущественно «безобразие и бесславие» человека.
Это — страдание любви.

Имеющие сей дар никогда не стремятся его удерживать; им чуждо возношение и тщеславие.

+1

2

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА (+24 АВГУСТА 2002 ГОДА)
http://www.pravoslavie.ru/55660.html

0

3

Необходима ли прозорливость для спасения?
ДА!  НЕОБХОДИМА.

Дело в том, что находясь в так называемом естественном
(а на деле падшем) состоянии человек без помощи
свыше не способен ни видеть свои грехи, ни осознавать
(хотя бы отчасти) то что его душа находится в бедственном
состоянии, поражена страстями и нуждается в помощи…

В этом и заключается «прозорливость новоначальных»
— чтобы видеть свои грехи, своё падение, бедственное
состояние своей души.

Очень подробно обо всем этом написано у свят.Феофана
(Затворника) в книге «Путь ко спасению»:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvo … spaseniju/

3. Пробуждение грешника от греховного сна

Пробуждение грешника есть такое действие благодати Божией в сердце его,
вследствие которого он, как от сна пробужденный, видит свою греховность,
чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя
и заботится о том, как бы избавиться от своей беды и спастись.

Прежде он был в отношении к спасению слеп, нечувствен и беспечен,
теперь и видит, и чувствует,  и заботится. Но это еще не изменение,
а только возможность изменения и призвание к тому.
Благодать только говорит здесь грешнику:
«Видишь, куда зашел; смотри же, возьми меры ко спасению».
Она только изъемлет его из всегдашних его уз, ставит и держит вне их,
давая ему таким образом возможность избрать совсем новую жизнь
и определить себя на нее. Воспользуется сим – благо ему;
не воспользуется – опять будет брошен, опять погрузится в тот же сон
и ту же бездну пагубы.

Достигает сего Божия благодать тем, что раскрывает пред сознанием
и чувством человека ничтожность и срамоту того, чему он предан и что так ценит…

далее…

Как слово Божие проходит «до разделения души же и духа, членов же и мозгов» (Евр. 4, 12),
так и благодать проходит до разделения сердца и греха и разлагает незаконный их союз
и сочетание. Видели мы, что грешник всем своим существом ниспадает в такую область,
где начала, понятия, суждения, правила, обычаи, наслаждения, порядки, – и все совершенно
противоположное истинной жизни духовной, к коей предназначен человек.
Ниспадши же сюда, не пребывает здесь особным, отрезанным, но, проникая всем,
срастворяется со всем: есть весь во всем. Отсюда естественно ему не знать
и не помышлять о том, что противно сему порядку, и не иметь к тому никакого
сочувствия. Область духовная совсем закрыта от него. Очевидно после сего,
что дверь к обращению открыться может только под тем условием, если пред
сознанием грешника во всей светлости раскрыт будет порядок духовной жизни,
и не только раскрыт, но и прикоснут к сердцу; порядок же греховной жизни осрамлен,
отвержен и разорен – тоже пред его сознанием и чувством. Только тогда и может
родиться забота – покинуть сей и вступить в тот. Все это и совершается в одном акте
благодатного возбуждения грешника.

В образе своего действия возбудительная Божия благодать всегда соображается
не только с узами, в коих держится грешник, но и с особым состоянием грешника.
В сем последнем отношении паче всего надо взять во внимание ту разность
в действии благодати, какую являет она, действуя на тех, кои никогда не были
возбуждаемы, и на тех, кои испытывали уже сие возбуждение. Тому, кто ни однажды
не имел возбуждения, оно дается как бы туне, как всеобщая предваряющая
или зовущая благодать. От него самого предварительно нечего и требовать,
потому что он весь направлен не туда. Но тому, кто уже был возбуждаем, знал
и ощущал, что такое жизнь во Христе, и опять предался греху, возбуждение
не дается даром. Нечто требуется и от него самого предварительно. Он как бы
должен еще заслужить и вымолить; не только желать, но и делать нечто над собою,
чтобы привлечь благодатное возбуждение, такой, воспоминая прежнее пребывание
в добром порядке христианском, почасту желает снова его, но не получает власти
над собою; хотел бы исправиться, но не может совладать с собою и одолеть себя.
Он в бессилии безнадежном, оставлен самому себе за то, что прежде сам оставил дар,
«укорил Духа благодати и смерть Сына Божия пoпpал» (Евр. 10, 29). Теперь дается ему
ощутить, как велика благодатная сила эта тем уже, что она не скоро подается.
Поищи и потрудись, и трудностью приобретения научись ценить ее. Такой человек
бывает в томительном некотором состоянии: жаждет и не напояется, алчет
и не питается, ищет и не обретает, напрягается и не приемлет. Иной оставляется
в сем состоянии очень-очень долго, до того, что чувствует как бы отвержение Божие,
будто Бог забыл и отверг его, предал клятве, как землю, которая напоялась многократно
сходившим на нее дождем и осталась бесплодною (см.: Евр. 6, 7–8). Но это медление
прикосновения благодати к сердцу ищущего есть только испытательное.
Проходит срок испытания, нисходит и на него снова возбудительный дух, труда ради его
и потового искания, как на иных сходит он туне6. Такой образ действия спасительной
благодати указывает нам: а) на чрезвычайные действия благодати Божией
в возбуждении грешника и б) на обыкновенный порядок стяжания дара
возбудительной благодати.

далее по ссылке:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvo … seniju/2_3

В «Лествице» об этом говорится так:

Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного;
в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе
от естественного,  и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть
находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который
светильником своим может просвещать и то,  что есть темного в душах других.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvi … khovnye/31

слова преподобного Исаака Сирина:

«Ощутивший грехи свои лучше воскрешающего мертвых
молитвою своею и обитающего вместе со многими.
Воздыхающий в душе своей лучше пользующего весь мир видением своим.
Сподобившийся увидеть себя лучше сподобившегося увидеть Ангелов;
потому что у второго отверзлись чувственные очи, а у первого – душевные».

и это отверзение очей душевных — дар Божий.

От всей души желаю тебе "зрети своя прегрешения" и плакать о них
не три дня, а всю жизнь до смерти, чтобы не пришлось плакать вечно
после смерти.

И по возрасту, и по состоянию здоровья можно нам ждать скорого конца,
когда поставят нас пред Судиею нелицеприятным, ведущим наше сокровенное.
Какое решение изыдет о нас? Чем мы оправдаемся пред Ним?
Есть одно единственное средство: пока живы, сознать свое недостоинство
пред Богом и пред людьми, искренне осознать, что мы негодные, непотребные,
имеющие неоплатный долг пред Богом, следовательно, не имеющие права
что-либо требовать от людей, осознать это и плакать, и умолять еще здесь
о помиловании, о прощении нашего неоплатного долга. Плакать о том,
что мы блудно расточили свои силы душевные и телесные, оскорбляем
постоянно любовь Божию, и умолять о том, чтобы после смерти Господь
не помянул грехов и неправд наших, а принял в Свои обители, как принял
блудного сына. Вот о чем должно быть все попечение наше.

Каждый день перед сном надо проверить себя и посокрушаться о всех
нарушениях заповедей, какие допустил за день. И всю прошлую жизнь вспомнить
и каяться о всем, и не отступать в покаянии, пока явственно не ощутим,
что Господь простил нам прошлые грехи. Должно при этом от всего сердца
просить Господа, чтобы Он помог нам и впредь не грешить, не оскорблять Его
новыми нарушениями Его святой воли, выраженной в заповедях.
Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом,
нежели с ближним. Смирись пред всеми, по силе старайся всем услужить,
никого не укоряй, не суди, не осуждай. Помирись со всеми, всем прости,
иначе не получишь сама прощения от Господа, это условие дано Самим Господом:
аще не простите человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный простит вам
согрешений ваших (Мф. 6; 14, 15).

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом.
Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение
и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит,
а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел еси жертвы
– дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен.
"Плачущий о грехах своих выше воскрешающего мертвых" – говорит преп. Исаак Сирин.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров
– видеть грехи свои и плакать о них.
Имеющий этот дар имеет все
.

Игумен Никон (Воробьев)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_4772

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » О прозорливости и её видах.