Вот еще один наш с Викой перевод статьи преп. Паисия Афонского
о национальном греческом герое генерале Иоаннисе Макрияннисе.
На русском языке публикуется впервые.
Текст, который приводится ниже, написан преподобным старцем Паисием Святогорцем.
Его издал блаженнейший учёный монах о. Никодим Билалис (1932-4.6.2014) в журнале "Многодетная семья" (№36, март 1986 г.),
который он издавал, как основатель Всегреческого Союза Друзей Многодетных. В предисловии к нему он пишет:
"Несправедливую критику настоящего патриота и героя генерала Макриянниса, опровергает, приведя историческое свидетельство,
действительно ошеломляющее, один современный Подвижник Святогорец, который искренне испытывал и доныне испытывает боль
из-за безчестия, которое возникло и не утихает по отношению к личности и деятельности этого великого борца и благодетеля.
Мы приводим этот текст без изменений в его собственной стилистике, которая в большей степени раскрывает его сердце, чем разум".
СВЯТОЙ ПАИСИЙ О НАСТОЯЩЕМ ГЕРОЕ ГЕНЕРАЛЕ МАКРИЯННИСЕ
Хотя настоящий герой генерал Макрияннис и боролся более, чем кто-либо еще, за освобождение нашей родины
от варварского турецкого ига, а впоследствии с божественной ревностью боролся за то, чтобы мы не были духовно порабощены
европейским католикам, к несчастью, некоторые наши современники, семя Хамово, не просто сомневаются в подвиге героя,
но и очерняют его память.
И хотя благой Бог устроил так, что вышла эта вторая прекрасная его книга "Видения и чудеса" («Οράματα και θάματα»)
в эти очень нелегкие времена, которые мы переживаем, чтобы помочь нам всем, так как в ней для нас имеется всё то,
чего нам не хватает в жизненном подвиге, а также лукавый вносит смущение в наши мысли относительно реальности
некоторых фактов, приведенных в этой книге, уводя нас от получения духовной пользы.
Однако среди тонны "хороших грецких орехов", которыми нас "благословляет" добрый Макрияннис,
вполне естественно найти и один килограмм "пустых". Итак, зачем нам комментировать "один килограмм пустых орехов"
в том, что, как люди, мы не можем обладать божественным совершенством? Мы можем обладать лишь соответствующим
человеческим совершенством, в котором найдутся и человеческие несовершенства.
Естественно мы не можем сказать, что все видения Макриянниса были божественными, ибо многие из них были из-за
его волнений и тревог. Однако они должны тронуть нас больше, чем божественные видения, так как в них можно увидеть
великую тревогу настоящего героя, который не смыкал очей своих и видел их в состоянии между сном и бодрствованием.
Некоторые из них были аллегорическими сновидениями, а некоторые - божественными видениями, имеющими аллегорическое,
а не логическое значение.
Властям была представлена и одна женщина с видениями (провидица), которой придавал значение Макрияннис.
И именно здесь мы можем видеть великое смирение Генерала, который духовно признал эту женщину. Однако, затем он
стал понимать её и разделять видения на подлинно божественные и на те, что происходили из-за тревог и волнений.
Как я уже упомянул, Народ переживал трудные времена, так как европейские католики бросились нас окатоличивать
и единственным, кто испытывал из-за этого боль и с ревностью боролся с этим, был генерал Макрияннис.
Теперь давайте немного поговорим о его видениях. Прежде всего, его видения не объясняются с помощью логики.
Ведь всемогущество Бога не останавливается в пределах человеческой логики, но простирается далеко за них.
Это мы и называем чудесами. Многие видения, как я упомянул, имеют аллегорический смысл, что мы видим
в Священном Писании и в житиях святых.
Например, Ветхий Завет так упоминает пророка Илию: "Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные
и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо" (4 Цар., 2,11). Итак, как это объяснить логически?
Каким образом колесница взошла на небо? Что происходило с конями? И не странный ли цвет? (красные кони,
красная колесница!)
Также и в житиях святых мы видим много подобного тому, что читаем в житии св. Евфросина, память которого
празднуется 11 сентября. В житии святого повествуется, что один благоговейный священник монастыря, в котором
святой был поваром, узрел в видении святого Евфросина в раю. После того, как он узнал его и спросил, как он оказался
здесь, иерей спросил святого: "Можешь ли ты мне что-нибудь дать из этих благ?" Евфросин ответил: "Да, милостью Бога
моего бери, что пожелаешь". Тогда священник показал ему на яблоки и попросил дать их. Взяв несколько яблок,
Евфросин завернул их в верхнюю одежду иерея... Когда иерей проснулся, подумав, что видение, которое он видел,
было обычным сном, и протянул руку в свою верхнюю одежду и - о чудо! - действительно нашёл яблоки и, удивленный,
не мог даже пошевелиться... Затем он пошёл в церковь и, увидев стоящего там Евфросина... спросил его под клятвой,
где он был этой ночью... тогда смиренномудрый Евфросин ответил: "Я был там, отче, где имеются блага, которые
унаследуют любящие Бога, которые и ты хотел когда-то увидеть, там ты увидел и меня..."
Хотя мы знаем, что в Небесном раю нет ни яблок, ни груш, тем не менее Бог явил прекрасный Рай при помощи
настоящих яблок, чтобы таким образом помочь Своим служителям. И Бог использует много подобных и других
различных способов, чтобы помочь Своему творению. Поэтому давайте не будем рассматривать их логически.
Наши святые отцы говорят нам, чтобы мы очень осторожно относились к видениям, так как они бывают также
и от лукавого, чтобы мы не впали в прелесть и различали доброе и злое! Они говорят, что божественный свет белый,
тогда как свет от лукавого красный. Конечно, святые отцы говорят в общих чертах, ибо иногда и сатана является
в виде "ангела светла".
Как я упомянул, в случае с пророком Илией мы видим "огненную колесницу и огненных коней".
Также святые отцы говорят, что Ангел Божий распространяет радость, а преобразившийся в Ангела лукавый
производит волнение и тревогу. Но что делает лукавый, будучи именно лукавым?
Вначале, он расстраивает ум и сердце, вводя человека в сомнения и заблуждения, приводя на ум последнему
телесные радости. Когда же человек не имеет духовного опыта, ему сложно отличить божественное от плотского.
Поэтому лучше нам рассматривать видения со святоотеческим рассуждением, не давать им собственных
окончательных толкований и не быть несправедливыми к Макрияннису.
Итак, когда Макрияннис говорит, что видел Святую Троицу совсем чёрной, он подразумевал скорбь, а не чёрный цвет.
Также когда он упоминает, что Всесвятая Богородица утомлена, он говорит на том языке, на котором говорили тогда
и который могли понять люди того времени. Много подобного этому можно встретить в писаниях Макриянниса.
Также и тогда, когда Христос говорит: "То, что ты сделал этому несчастному, святой Иоанн Креститель, будучи Младенцем,
сделал Моей Матери и Мне..." То есть это был для него способ сказать, как говорит Сам Христос в Евангелии о Суде:
"То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, Мне сделали".
И еще много раз мы видим, что послушники Старцев не могут передать то, что имел в виду их духовный отец,
несмотря на то, что жили с ними долгое время и труды их Старцев написаны на одном и том же языке того времени.
Тем более для образованного человека нашего времени, в каком бы добром расположении он ни пребывал,
гораздо сложнее растолковать неразборчивые писания генерала Макриянниса и понять его Дух. Из-за этого
вполне естественными будут и превратные их толкования. Поэтому нам надлежит иметь добрые помыслы, чистые,
чтобы понять настоящего героя Макриянниса.
Мы также видим, что если бы Бог допустил небольшие уточнения к некоторым событиям Священного Писания,
то ни у кого не оставалось бы никаких сомнений. Однако Он не допустил этого, чтобы происходило двойное
просеивание людей. Сначала для того, чтобы очистить пшеницу от плевел, а затем, чтобы отделить зрелый хлеб
от несозревшего. Иначе говоря, таким образом мы устраиваем испытание нашей вере, нашей любви и нашим
чистым помыслам.
Поэтому давайте посмотрим на Макриянниса чистым сердцем и чистым взглядом. Ибо он был чист, он обладал
душевной чистотой. Он был справедливым, любочестным борцом за Отечество, а также и борцом духовным,
имевшим великий страх Божий, так что не будем судить его по-мирски.
К сожалению, в наше время мы судим по-мирски и согрешаем. Тогда как прежде духовные люди, чтобы высказать
своё мнение, много молились, а мирские люди перед этим много думали. Сегодня, увы, наблюдается то,
что мы не молимся, не думаем, а действуем, судим и т.д.
Но почему же нам кажется странным то, что такому доброму человеку, как Макрияннис, который обладал
душевной чистотой, искренностью, божественной праведностью, духовным благородством, любочестием,
жертвенностью и т.п., посылались божественные видения?
С самого детства он усердно припадал к Богу вместо физических упражнений, благоговейно смиряясь перед Ним
и до самой старости часами кладя земные поклоны, несмотря на то, что во время длительных часов в поклонах
и молитве открывались старые раны Макриянниса и из них начинала течь сукровица и кровь, испрашивая
Его помощи о спасении его самого, о спасении мира и своего народа, с великим смирением обильно орошая
пол своими слезами.
Поэтому вполне естественным было то, что Дух Божий почивал на генерале Макрияннисе и по воле Божьей он явился,
как новый Моисей, чтобы вести новый Израиль (греческий народ) по пути Православия после турецкого рабства.
Благой Бог позволил ему увидеть множество видений: Христа, Всесвятую Богородицу и многих святых, чтобы мы,
потомки, могли понять большую опасность, через которую прошёл наш народ, и великую защиту Христа,
Божьей Матери и святых, покрывших нас Божьим покровом, чтоб избежать нам окатоличивания.
В самый разгар борьбы Макриянниса мы видим во всём его православную чуткость вместе со святоотеческой ясностью.
В то же время можно видеть и терпимость героя, который не осуждает иноверцев сам, ибо это дело Бога.
Он словно говорит им: " Оставьте нас в покое с нашей Православной верой, как бы говоря им, пусть каждый из вас
спасается в своей религии, займитесь своим спасением".
Генерал Макрияннис, истинное чадо нашей Церкви, с детства воспитывался, возрастал и освящался благовонием
ладана в Церкви Христовой. И впоследствии уже как истинный Отец Народа, закаленный в боях и израненный,
с болью проливал он перед Богом слёзы и кровь за нашу свободу. И если мы желаем узнать его нам следует
очистить наши сердца и помыслы.
1 августа, память святых Маккавеев, 1984, СВЯТАЯ ГОРА
Монах Паисий