Беседа со старцем Епифанием на съезде Союза писателей РСФСР
(Москва, декабрь 1990 год)
О последних временах, пришествии антихриста и участи России
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/66104.html
http://habanerra.livejournal.com/409850.html
Сохранилась 36-минутная видеосъемка:
В кулуарах ЦТСА на диване сидят старец Епифаний.
Рядом с ним А.Н. Зелинский и Ю.Г. Шишина.
(Это, кстати говоря, единственная возможность посмотреть,
как выглядит Юлия Григорьевна; других изображений ее
в интернете не найти.
И еще одно важное уточнение: во время беседы выяснилось то,
что связывало схимника с этой семьей.
Оказалось, что в годы, когда о. Епифаний скрывался
от советских органов правопорядка, он одно время жил у отца
одного из очень близких знакомых Андрея Николаевича Зелинского.)
Слева от старца находился иеромонах Симон (Йенсен),
сын англичанки и датчанина.
Пройдет совсем немного времени и он, как мы знаем,
безстыдно оберет отца Епифания и предаст его дело.
(Типичная, к сожалению, история в подобного рода юрисдикциях.)
Далее в нашем посте мы впервые даем расшифровку этой беседы,
не надеясь на то, что ее не вычистят из интернет-пространства.
(Судя по моим предшествующим ее поискам, это случалось уже неоднократно.)
Однако, пока есть такая возможность, мне бы очень хотелось,
чтобы вы все-таки посмотрели ее. Слова о. Епифания вы прочтете,
но письменная передача его речи не заменит увиденного.
Именно увиденное вами подтвердит текст, а не наоборот.
Ведь недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Читая слова, можно всегда (для людей церковных) держать в памяти
принадлежность схимонаха Епифания к определенной юрисдикции
и исходя из этого судить.
Увидев (при условии, конечно, что вы честны хотя бы перед самим собой),
сделать это вам будет уже гораздо сложней. Куда же деть печать
духовного благородства (если хотите, даже одухотворенной породистости) на его лице?
А обороты речи, манера говорить, артикуляция…
При этом следует держать в памяти, что ему 81 год.
Тридцать три года зрелой его жизни (с 1945 по 1978 гг.) отданы были
лагерям и подпольному житию…
Когда я смотрю на него на этих кадрах, перед моими глазами почему-то
стоит образ другого старца, с которым была связана вся моя
сознательная духовная жизнь – Праведного Николая Псковоезерского…
Всю его жизнь эсхатология была близка старцу Епифанию по духовному
его складу, сформировавшемуся в годы его общения с Владыкой Феофаном.
Не прошли даром, конечно, и годы его пребывания среди катакомбников.
Первым словом его, обращенным к своим единомышленникам после того,
как в 1966 г. он снял с себя обет молчания, была «Лекция об антихристе»,
раскрывавшая – на основе Св. Писания и Св. Предания – смысл происходивших
тогда событий. Говорят, что магнитофонная запись ее до сих пор сохранилась
у его последователей.
Однако в декабре 1990 г. старцу представилась возможность совершенно открыто
высказаться перед всей Россией. Он выступил в Москве, с трибуны съезда писателей России.
Вечером фрагмент его выступления показали по Центральному телевидению в разделе новостей.
Вещь невиданная и еще недавно вообще непредставимая!
И это выступление на съезде, как сотрудник писательской газеты «День»,
и телеэфир, как обычный зритель, – всё это я видел своими глазами.
Беседа о. Епифания начинается обзором современных событий в мiре,
происходящих географически вне России, однако духовный смысл которых
касается непосредственно и ее:
«Когда я летел сюда, у меня было желание говорить как раз
по этому вопросу, потому что в Советском Союзе именно замалчивают эту проблему.А проблема эта очень серьезная…
В 1962 году президент и создатель Израиля Бен Гурион объявил, что “машиах” родился.
При обрезании он получил имя Еммануил, что о нем есть много пророчеств
и пророчества между прочим о том, что он будет таким реформатором,
который введет единую религию для всего мiра.Всё это совершенно ясно говорит о будущем Церкви.
Если он будет вводить единую религию для всего мiра,
то ясно, что религия эта не будет Христовой.Кроме того, если он будет диктатором мiра (а его так и называют
в прессе американской: “наш диктатор”), то он займется созданием религии,
вводимой диктаторской волей, и вполне понятно, что мы, православные,
попадем в число неугодных.Насколько это серьезно, что он уже рожден, что именно он рожден,
свидетельствует тот факт, что уже заложен был в позапрошлом году
камень основания храма Соломонова. Сообщалось, что приготовлены
животные для убоя в этом храме. (Будут жертвоприношения кровавые.)
Кроме того дважды главный раввин Израиля (то есть как бы патриарх)
объявил, что действительно “машиах” рожден.
Спрашивается: насколько это твердо?..
Понтификальная комиссия Католической церкви, состоящая из трех
кардиналов (в то время Виллебрандс был председателем ее),
обратилась с воззванием ко всем католикам мiра: вместе с израильтянами
встречать “мессию”.Но Мессия уже давно пришел, две тысячи лет тому назад!
Однако они, обманутые раввинизмом, [по существу таким образом]
называют Христа Спасителя обманщиком, а обманщика выдают
за истинного мессию.Говорят, что он начнет действовать, когда ему исполнится тридцать лет
(тридцать лет ему исполнится в 1992 году), что для него уже приготовлено
какое-то руководящее место в Организации Объединенных Наций (ООН),
что он будет иметь отношение к организации, которая находится в Брюсселе.
Именно там находится тот самый “Зверь” – компьютер (величайший компьютер
в мiре), в котором будет зафиксировано всё человечество.Подготовлена уже система жизни (я ее не понимаю совершенно),
основанная на электронных деньгах.
Все деньги, существующие ныне в мiре, будут удалены.
Это, будто бы, создаст благоприятные условия для работы полиции:
не будет уже краж и т.д. Но для меня это неубедительно. Кражи будут
и гораздо более огромные, пусть и не у частных лиц, а у тех,
кто находится гораздо выше […]Я лично уповаю на то, что русский народ должен стать против
этого возвещаемого явления “мессии”. Я надеюсь, что русские
в какой-то степени, в каком-то проценте будут верными Христу.
Дай Бог, чтобы это были миллионы…Но события в Католической церкви в какой-то степени затрагивают и нас.
Я лично сам считал, что расхождение с католиками перед лицом антихриста
может быть отодвинуто на второй план, что они всё же будут верными Христу,
но теперь совершенно ничего нельзя сказать о католиках. Католики официально
(т.е. это не значит, что мы имеем в виду католиков, как частных лиц;
но, во всяком случае, верхушка католического мiра, папа и кардиналы, курия)
оказывается уже приспосабливаются к тому, чтобы изменить Христу.
Как они думают разрешить этот вопрос: быть Христу верными
и быть антихристу также верными – не знаю, как они это решают…»
Следующий блок пророчеств связан уже непосредственно с Русским будущим.
Почти всё его содержание – это проречения, принадлежащие либо Владыке Феофану
(Быстрову), либо другим, но опять-таки в интерпретации этого Архиерея.
«Архиепископ предвидел конец советской власти и мне кажется,
что советская власть уже претерпевает какую-то трансформацию […]
Я утешаю себя словами архиепископа Феофана.
Он говорит: я не буду говорить вам на основании своего собственного разумения,
я скажу вам то, что говорили мне благодатные старцы:
Россия будет, в России будет восстановлена Монархия,
будет гениальный Царь, великий по уму, по вере пламенный,
железной воли человек. Он всё возьмет в свои руки.
Из епископата останется только два епископа, которые признают, что они верны;
остальные будут деградированы и новый епископат будет.
(Это я еще не говорил. А он это часто повторял.)Что касается объема государства, то государство будет меньшим,
чем было до сих пор, до революции.
(Это он говорил в 1930-м, 1929-м году. Он часто возвращался к этому,
потому что у русских этот вопрос был всегда на устах.)Еще он говорил о Царе, что Он восстановит плодородие Сибири.
(Между прочим, Сибирь является прародиной индоевропейских народов.
В науке такая точка зрения. Потом произошел какой-то катаклизм
и природа погибла, ушла в землю. Там были деревья…
Большие массивы клена и березы. Сейчас этого нет.)
И вот Царь возвратит России плодородие Сибири».
Съезд писателей, как мы помним, проходил в армейском театре.
Отвечая на вопрос одного из своих собеседников (А.Н. Зелинского),
старец (опять-таки опираясь на мнение Владыки Феофана) несколько
слов сказал и о роли Армии в будущем России:
«По этому вопросу Феофан неоднократно повторял: события будут развиваться так,
что все человеческие усилия не дадут никакого плода, что Россия будет накануне полного краха
и в этот момент произойдет переворот, армия возьмет всё в свои руки и спасет.
После рассказа о Русском Царе последовал рассказ
(снова с упоминанием слов Владыки Феофана) о дальнейших событиях:
«В проповеди о конце мiра Феофан сказал так: но всё это произойдет на малое время,
а потом начнутся эсхатологические события, описанные в Апокалипсисе.
Следовательно, сейчас нужно готовиться к семилетию, как говорит Великий Варсонофий.
Ему задали вопрос…
Он обмолвился о том, что в семилетие будут трудные времена и нужно бежать в горы.
Что это значит? – ему задали вопрос. Он ответил: это имеет отношение к…
Горами названа Богородица.
Пресвятая Богородица – это и будут как раз те Горы, куда нужно бежать…
То есть другими словами – особое заступление Богородицы будет…
Нужно понимать, что после этих мрачных событий
произойдут радостные события для верующих, придет Христос.
И кто провел жизнь в борьбе со своей греховностью, тот возрадуется.
Но уж если человек был ленив на борьбу с грехом, то тут уж ничего нельзя сделать…
Печалься сейчас, жди антихриста, но не унывай,
потому что за антихристом последует Христос!
…Прошу Господа, чтобы Он благоволил помиловать Русский народ
и дать ему силы и возможность быть верным, и пусть каждый
будет подобен нашим отцам…
Сейчас остаются считанные годы до пришествия антихриста…
Будем надеяться, что Господь помилует, быть может, мiр из-за России
и других государств, которые пережили ужасы коммунистического владычества…
Но если Господь не помилует, то по всему видно,
что на сей раз действительно придет антихрист
и нужно быть готовым к этому и просить Господа
и молить, чтобы нам оказаться верными и не бояться смерти…
И еще (это из одной статьи Владыки Феофана)…
Он пишет (делая выписку из одного древнего сказания),
что, конечно, можно бежать от антихриста в горы, в пустыни
(это спасительно), но выше поступят те, лучше, чем убегающие,
которые останутся, будут бороться и примут смерть от антихриста.
Хороши те, что будут убегать, но лучше те, которые останутся и примут смерть…»