С принятием новых «Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» наша страна существенно снизила порог перехода к применению ядерного оружия. Таким образом, РФ весьма оперативно и, на мой взгляд, вполне адекватно отреагировала в правовом поле на появившиеся новые угрозы национальной безопасности. Связанные с выходом США из Договоров по ПРО, РСД-РМД, Открытому небу и готовящимся выходом Вашингтона из СНВ-3.
Поводы к «судному дню» Указом президента РФ № 355 от 2 июня 2020 года введен в действие новый документ – «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» (далее «Основы»). Он определяет принципы и условия перехода РФ к применению своего ядерного потенциала.
Его открытый характер объясняется тем, что он адресован в первую очередь странам, которые формируют различного рода угрозы нашей стране и очерчивает систему «красных линий», переступив которые, противники нашей страны могут подвергнуться нашему ядерному удару.
Надо подчеркнуть, что принятие и опубликование такого документа имеет огромное военно-стратегическое значение. Наша страна четко определяет, какие виды вражеского оружия, способы и масштаб военных действий против нас и наших союзников могут вызвать применение с нашей стороны ядерного оружия.
Соответственно потенциальный агрессор должен себя ограничивать в выборе возможных форм ведения войны против РФ и союзных ей стран.
Анализ содержания «Основ» показывает, что он содержит ряд важных нововведений, которые, похоже, стали реакцией нашей страны на действия США по развертыванию новой гонки ядерных вооружений. Прежде всего обращает на себя внимание перечень угроз. Надо отметить, что они являются объектом российского ядерного сдерживания. То есть их реализация при определенных условиях может повлечь ядерно-ракетный ответ. Помимо тех, которые содержались в предыдущей версии такого документа (принятого в 2010 году сроком на 10 лет), в этой его редакции появилась формулировка, включающая в числе важнейших угроз «развертывание государствами, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии».
Из сего перечня следует, что территории стран, допустивших развертывание у себя перечисленных вооружений любого типа и национальной принадлежности, могут стать театром ядерной войны. Об этом элитам таких стран надо серьезно подумать, прежде чем принимать у себя подобные системы вооружения – первые ядерные удары пойдут не только по этим объектам, но и по центрам управления такими государствами, то есть по их элитам (привет Польше и Румынии!).
Весьма показательно, что в число систем вооружений, применение которых может вызвать ядерный удар России, включено оружие, способное нанести ущерб нашему ядерному потенциалу, пусть даже и с обычным снаряжением. В том числе и такое, которое весьма активно применяется в локальных войнах современности.
Например, ударные БЛА. Новым выступает и включение в число угроз ядерному сдерживанию создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем. Это стало следствием поползновений США в сторону милитаризации околоземного пространства.
Совершенно новое звучание в контексте пандемии коронавируса и массового развертывания США вирусологических лабораторий у границ РФ приобретает и появление в «Основах» в числе угроз наличие у государств не только ядерного, но и других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против Российской Федерации и (или) ее союзников, а также средств доставки этих видов оружия. Все это свидетельствует о том, что спектр оснований для применения ядерного оружия Москвой основательно расширен. Когда будет нажата роковая кнопка? Еще более интересным выглядит список условий перехода к применению ядерного оружия.
Первым из них стоит поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников.
Обращает на себя внимание, что речь идет о просто баллистических ракетах, без указания варианта их оснащения и характеристик дальности.
Под такую формулировку подходят все классы ракет в любом оснащении: от оперативно-тактических до межконтинентальных. Предупреждение о том, что ядерный ответ может последовать и на атаку таким оружием союзников России, фактически ставит крест на возможности применения американцами сверхмалых ядерных боеприпасов в локальных войнах. Ибо ответ на сверхмалый атомный удар может оказаться полновесным.
Стоит задуматься любителям поиграть с химическим и бактериологическим оружием и над таким условием, как «применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников». В части «других видов ОМП» речь идет, конечно же, о массированном применении такого оружия. Тем не менее в Сирии боевиками террористических организаций, поддерживаемых США и их союзниками, химическое оружие применялось неоднократно. Теперь им стоит задуматься о целесообразности подобных провокаций, особенно крупномасштабных. Есть основания подумать и организаторам мировых пандемий, прежде чем запускать в мир новые варианты инфекций.
Ведь значительная часть мирового научного сообщества уверена в том, что коронавирус имеет искусственное происхождение. Повторение подобных биологических ударов вполне может быть классифицированно российским руководством как основание для применения мер ядерного сдерживания, в том числе и по заказчикам этих пандемий. Положение о том, что основанием для атомного контрудара теперь считается и «воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил», фактически лишает американцев возможности нанесения «обезоруживающих» и «обезглавливающих» ударов. Дело в том, что сам по себе подобный удар будет иметь достаточно большой временной размах.
То есть время от падения первой боеголовки удара до последней может составить более двух – четырех часов. Это означает, что несмотря на мизерное подлетное время американских баллистических ракет средней дальности до объектов СЯС России, у нашего государственного и военного руководства остается достаточно времени, чтобы дать полноценный ответный залп всем ядерным потенциалом.
Ведь сегодня российская система управления СЯС многократно дублирована и разнесена по различным пунктам управления, что не позволит ее уничтожить одномоментно. Нет оснований для потенциального агрессора и рассчитывать на уничтожение российского ядерного потенциала в период ведения боевых обычным оружием.
Москва предупреждает – после уничтожения противником любым видом оружия любой единицы ядерных сил РФ наша страна оставляет за собой право немедленно перейти к применению всего ядерного арсенала. То есть расчет на то, что в период первых операций американские ВМС смогут уничтожить наши ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами, находящимися в море, уже не имеет оснований. Ибо после гибели первой такой лодки Россия нанесет полноценный ядерный удар.
Таким же будет эффект и при попытке уничтожить наши ракетные подводные лодки в базах. Не стоит и вражеским диверсионно-разведывательным ДРГ покушаться на мобильные российские ракетные комплексы РВСН. Таким образом, Россия весьма оперативно и, на мой взгляд, вполне адекватно отреагировала в правовом поле на возникшие новые вызовы национальной безопасности. Эффективным можно считать и ответ нашей страны в правовом поле на развертывание американцами систем ПРО и быстрого глобального удара. Последний вообще становится бессмысленным – в ответ на удар баллистической ракетой в обычном снаряжении можно получить ядерный удар. Такой же ответ потенциально могут получить и организаторы биологической войны против человечества.
Особенно если в России у власти окажутся люди, обладающие соответствующей решимостью, независимые от иных государств ни в каком отношении и ставящие интересы страны и народа выше всех личных амбиций как своих, так и своего окружения.
Однако при этом следует признать, что порог перехода к применению ядерного оружия нашей страной существенно снижен.
И это вполне закономерный ответ на аналогичные действия руководства США, которое пошло куда дальше, предоставив право принимать решение на переход к применению тактического ядерного оружия командующим на ТВД.
В этом контексте весьма интересным стал шаг американского президента, который в своем твитте, буквально на следующий день после ввода в действие «Основ» высказал пожелание «заключить с Россией ядерный пакт». Какой-либо деталировки не последовало.
Однако сам этот шаг говорит о многом, учитывая всю предшествующую деятельность господина Трампа и его риторику в ядерной теме, в том числе и его претензии на достижение ядерного превосходства США над всем миром.
По всей видимости, президент США и его советники вполне оценили масштаб изменений ядерной политики России и их последствия для себя и своих амбиций.
Похоже, они поняли, что при таком подходе русских к вопросам ядерного сдерживания рассчитывать на достижение ядерного превосходства нет никаких оснований.
Не имеет перспективы и попытка упреждающим ядерным ударом разгромить ядерные силы РФ даже обычным оружием. Ибо есть риск немедленно получить полноценный ракетно-ядерный ответ. А он выйдет сокрушительным при любом варианте развития событий. Константин Сивков, заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук
Источник: https://e-news.su/mnenie-i-analitika/33 … ivkov.html
© E-News.su