Наткнулся на некий аналитический материал о происходящем в россии и некоторых предпосылках. И читая вспомнил слова то том, что регионы перестанут выполнять распоряжения из центра, из москвы и захотят жить по своему. Будет это перед войной, или сменой власти, но факт таких прогнозов помню.
И вот:
Российские регионы ждёт генеральная уборка – если, конечно, отказаться от более точного определения «кадровая чистка», несущего негативный подтекст с отсылкой к Ежову и Берии. Недавняя репетиция на погрязшей в излишествах дагестанской элите прошла более чем удачно – такой опыт грешно не распространить и на другие провинции.
Начнут, по всей видимости, с Татарстана и Челябинской области – местных чиновников, по их же словам, загодя проинформировали о неизбежном. А расчищать регионы от всего нехорошего будет Сергей Кириенко.
Страна шушукается, за что Кириенко получил Героя России – то ли в ознаменование 20-летия его краткосрочного премьерства, окончившегося дефолтом, то ли за какие-то секретные успехи «Росатома», где он уже два года как не работает, то ли за проведение президентских выборов… Но знающие люди намекают: куратора внутренней политики в президентской администрации наградили за Дагестан.
Да, всю практическую работу там проделал «генерал-губернатор» Владимир Васильев, но «социальный заказ» и дальнейший процесс начался именно с подачи Кириенко. Причём в качестве пробного он выбрал, пожалуй, самый непростой регион – с несколькими национальными элитами, жёстко конкурирующими между собой. И зачистка прошла успешно. Кто бы мог подумать, что с неуправляемым Дагестаном сможет управиться федеральный политик, не имеющий местных корней, а парламентом будет руководить приглашённый из Татарстана управленец!
В итоге отвечающему за региональную политику первому заму главы президентской администрации доверили курировать четыре управления (вместо двух, как раньше) включая ключевое управление по Госсовету при президенте России.
Причина региональной изжоги Кириенко
Между тем регионы замерли в ожидании «грандиозного шухера» – всероссийской кадровой чистки. «Начальник УФСБ по Челябинской области Юрий Никитин в апреле летал в Москву, – стращало издание «Знак», – где ему сообщили, что регион попал в план первоочередных мер по борьбе с коррупцией. К 2019 году его надо почистить. Пока начнут с городов и районов». И в Казани тоже готовятся к большим переменам. Ведь Татарстан вызывает у Кириенко застарелую зубную боль – ещё со времён работы полпредом в Приволжском федеральном округе.
Мало кто из управленцев начинал свою карьеру с такого сокрушительного фиаско, как Сергей Кириенко. В апреле 1998-го Госдума утвердила его премьером, а через четыре месяца последовали дефолт и отставка. От бесповоротного краха карьеры Кириенко спас случай. Будучи главой правительства, он первым сообщил одному парню, что того назначили директором ФСБ. А чуткие люди добра не забывают, и отставной премьер однажды проснулся президентским полпредом в ПФО.
Из семи полпредов первого призыва только Кириенко не носил форменного кителя – пятеро его коллег щеголяли в генеральских погонах, а у одного имелся высокий дипломатический ранг. Но, как вспоминает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, «отношения с республиканскими элитами, Шаймиевым, Рахимовым у Кириенко были сложными…» «Доходило до того, что полпреда отказывались принимать на уровне президента Татарстана во время его визитов в Казань», – припоминает издание «Бизнес Онлайн».
На долю Кириенко пришёлся «болезненный период построения вертикали власти, сворачивания полномочий регионов и приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным». Вспомнить хотя бы скандальную историю с татарстанскими вкладышами в российские паспорта, против которых выступал полпред.
И сейчас фронда в Татарстане не затихает. Региональный глава по-прежнему не хочет отказываться от ярлыка «президент», хотя даже Рамзан Кадыров без колебаний уловил посланный сигнал и стал губернатором. Так стоит ли удивляться слухам, что в отношении Кириенко к региональным властям имеет место личная неприязнь?
В феврале 2003 года в России стартовал процесс «укрупнения регионов». Есть веские основания утверждать, что идея принадлежала Кириенко, почему и начать решили с подконтрольного Кириенко ПФО, с объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Всё прошло без сучка без задоринки: местные законодатели единогласно приняли обращения к президенту «о создании нового субъекта Федерации».
Госсовет – центр управления провинцией. И страной?
«У нас в стране не просто территориальное деление, а национально-территориальное, – говорил в2003 г. Кириенко, – а национальная тема – всегда болезненный вопрос. Территориальные споры – тем более… В России на сегодня существует более 2 тыс. территориальных споров. Одно неправильное движение – и тихие конфликты моментально станут громкими, найдётся какая-нибудь сволочь, которая займётся популизмом, разжигая национальный вопрос».
В середине июня внутриполитический блок президентской администрации проводил двухдневный семинар для вице-губернаторов – на Старой площади и в подмосковном корпоративном университете Сбербанка. Темой мероприятия значились запланированные на 9 сентября губернаторские выборы в 22 субъектах. Говорили не только о выборах, но и о том, что последует за ними, о неизбежных локальных «чистках». Проходить они будут не одновременно, а подобно замене губернаторов – «волнами».
Без малого два десятилетия назад институт полпредов создавался, чтобы, как отмечало издание «Газета», «жёстче контролировать губернаторскую вольницу, избежать региональной фронды по примеру группы Лужкова, Шаймиева и Яковлева на выборах 1999 года». А сегодня речь идёт о том, чтобы упразднить полпредства и ввести жёсткое управление из центра, задействовав механизм Госсовета.
«Управление президентской администрации по Госсовету по большей части решало внутриполитические задачи, – разъясняет политолог Андрей Колядин. – Основная их часть касалась развития регионов, а региональная политика находится в ведении управления внутренней политики. Передав управление Госсоветом в ведение Кириенко, президент довёл вопрос до логического завершения, когда за смежные вопросы отвечает один человек. И это несомненное усиление Кириенко».
При этом под контроль Кириенко переходят управления по развитию информационно-коммуникационных технологий и по управлению общественным проектам. По сути Кириенко становится самым влиятельным управленцем во всём президентском окружении.
При этом Госсовет ещё окончательно не оформлен, но его контуры уже проступают – и масштаб их ни у кого не вызывает иллюзий. Внезапная концентрация власти в руках замглавы президентской администрации, чьим потолком два года назад признавался «Росатом», согласитесь, не может не впечатлять.
На тропе войны с Киндернатором
«Готовится откровенный погром региональных элит, – делится своими наблюдениями оппозиционный политик Анатолий Несмиян, – с уголовными делами, кадровыми чистками и карательными экспедициями из центра. Операция в Дагестане удалась, и по её лекалам в трети российских регионов силовики готовят аналогичные мероприятия. Практически ни один губернатор не может считать себя в безопасности».
И процесс движется не спонтанно – его регулирует тот, кто в ответе за региональную политику – Сергей Кириенко. Не какой-то никчёмный Киндерсюрприз с молоком на губах, а матёрый Киндернатор. Кастинг-директор и утилизатор губернаторов, а также неформальный куратор перспективного плана развития страны. Слишком могущественный и почти что несокрушимый. Особенно на фоне стремительно теряющего перья премьера, из-под которого выдернули двух атлантов-сподвижников – Дворковича с Шуваловым и которому отключили тёпленький золотой дождь из персонального облачка братьев Магомедовых.
Впрочем у Кириенко, как и у всякого не обладающего бессмертием олимпийского небожителя, имеется своя ахиллесова пята. По слухам, это люди из его ближайшего окружения, которые очень долго с ним работали и пользуются практически безграничным его доверием. Реальность такова, что по стремительно набирающему политический вес Кириенко начинают палить со всех сторон – региональные элиты, которые могут лишиться кормушек, и федеральные рулевые, теряющие ощущение устойчивости. А вкупе с ними и либералы, для которых Кириенко всё равно чужак.
«С засекреченным указом как-то странно вышло, – говорит политолог Сергей Мошкин. Если он секретный, то почему все о нём узнали? Старший лейтенант милиции Попрядухин в 1973 году участвовал в задержании во Внукове банды угонщиков самолёта Як-40 – те хотели сбежать в Америку. Попрядухина секретно наградили звездой Героя СССР – и об этом никто не узнал до начала нулевых годов, пока приказ о награждении не рассекретили.
А о Кириенко сразу стало известно – дали Героя! И у всех на устах резонный вопрос: а за что? Но те, кто награждал, молчат – и думай что хочешь… В этом случае награждение могло быть связано с Дагестаном и с возможным повторением того, что там происходило, в других регионах страны».
По материалам Руслан Горевой
https://publizist.ru/blogs/108984/25860/-