Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нужен совет!

Сообщений 121 страница 150 из 166

121

Россiянинъ написал(а):

Надо ли каждый раз перед кафизмой читать молитвы перед началом чтения Псалтири и каждый раз после читать молитвы после прочтения всей Псалтири (они ещё называются молитвы после прочтения нескольких кафизм)?

Тут нет каких-то очень жестких строгих правил.
Можно читать просто одни псалмы.

0

122

Хотелось бы подробный ответ по всем пунктам, которые я обозначил. Для меня это важно.

0

123

Братья и сестры! Да помогите вы уже хоть чем-то!!!

Какие есть благодарственные молитвы Господу и Богородице, подходящие для чтения в любой день и в любое время? Нужны именно с ударениями. Либо названия - я поищу в сети тексты...

0

124

Россiянинъ написал(а):

Какие есть благодарственные молитвы Господу и Богородице, подходящие для чтения в любой день и в любое время? Нужны именно с ударениями.

Акафист Слава Богу за всё

Акафист “Слава Богу за всё с ударениями”

См. также: Акафисты в аудиоформате

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-s … -vsyo.html

также
Православные молитвы
Благодарение за всякое благодеяние Божие
https://azbyka.ru/molitvoslov/blagodare … ozhie.html

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mi … osti-bogu/

благодарственные и хвалебные псалмы:
33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Псалмы, прославляющие Бога:
8, 17, 92, 102, 103

ну и также можно читать краткие молитвы
( напр. фрагменты псалмов )
по подобию молитвы Иисусовой
многократно, как советует свят.Феофан Затворник
http://www.li.ru/interface/pda/?jid=387 … t439830292
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/fe … txt10.html

+2

125

Спаси Бог за ответ!

Акафист-то у меня есть, просто я нашёл краткие благодарственные молитвы, но они без ударений...

https://zavedeno.com/molitvyi/blagodarstvennye.html?

http://mymolitva.ru/blagodarstvennye-molitvy/

0

126

Братья и сестры!

Решил я исповедоваться. Что-то вроде генеральной исповеди за все свои годы.

Из книг с воспоминаниями духовных чад о старцах нашего времени (сейчас не вспомню, конкретно в каких) я помню, что некоторы старцы говорили, что исповедовать грехи нужно подробно, т.к. бесы в свох хартиях всё записывают подробно: время, место, обстоятельства, вплоть до мелких деталей (цет одежды и т.п.).

И вот я, преисполненный надежды, прихожу на исповедь на наш приход. А настоятель мне и говорит: не нужно грехи говорить подробно, и показывает потрёпаную брошюрку, по-моему, святителя Игнатия Брянчанинова, где грехи перечислены формально: "нерадел о молитве" и всё в таком роде.

На мои увещевания, что "так мол и так" (см. выше), настоятель настоял на том, что, мол, в брошюрке сказано так - и нужно так. Что, мол, Господь и так знает мои грехи, и если я хочу подробно - то я вроде как не верю Богу...

Я впал в уныние, т.к. не ожидал от настоятеля такого...

Сошлись на том, что я подробно запишу на листах, он порвёт их - а дальше будем исповедоваться так, как он привык (в смысле на словах произносить так, как в брошюрке). Но я его предупредил, что вся ответственность будет на нём, в чём он и согласился.

Что думаете? Кто прав, и как у вас происходит исповедь: формально или подробно?

Дело ещё и в том, что исповедуясь подробно я хотел испытать покаянное чувтсво, которого у меня в отношении бОльшинства грехов нет...

Отредактировано Россiянинъ (2022-06-17 10:58:34)

0

127

Тоже была такая тема, что прям с подробностями исповедоваться и мне батюшка сказал что в общих чертах можно, главное внутри все вспомнить , но у меня другой вопрос как бы в тему, какбы уже возраст, всё исповедовал, во всем расскаялся и повторять не хочу по второму разу и спросил батюшку, а можно хоть раз причаститься из благодарности и он сказал что можно и допустил до причастия. Как эта процедура называется?

Отредактировано аспирин (2022-06-17 11:37:59)

0

128

Россiянинъ написал(а):

Что думаете? Кто прав, и как у вас происходит исповедь: формально или подробно?

священникам приходится помногу людей исповедовать…
и им тяжко, а подчас и просто физически невозможно
принимать такие длинные пространные исповеди

поэтому скажу так:  подробности нужны в тех случаях
где они существенно определяют тяжесть греха ,
особенно если это грех тяжкий, смертный
( или закоснелый, в который человек впадал часто )
и т.п., в прочих же случаях подробности
не так важны и ради немощи человеческой
( священники тоже люди ) их можно опустить

в отношении блудных грехов
святые отцы не советуют увлекаться
подробностями ещё и по другой причине

кто прав?
только Господь прав
а люди все немощны и грешны.

Господь от нас ждет не только исповеди как таковой
но и искреннего раскаяния и решимости
не повторять грех и избегать всякого к нему повода…
а к невозможности подробно исповедовать
каждый грех Господь имеет снисхождение

и ещё очень важно — не иметь непримиримой вражды
и ненависти ни на кого…

Три момента важных при причащении отмечал батюшка ( игумен Гурий ):

1. Перед исповедью простить всем врагам;

2. На исповеди сознательно не утаивать ни одного греха;

3. После причастия благодарить Бога за прощение всех грехов
от юности и даже до последнего часа».

+1

129

Это был тот случай, когда в храме было несколько человек (пятничная Литургия), и тот случай, когда грехи были блудные (смертные и закоснелые) и серьёзные. И не только блудные, но и некоторы другие серьёзные.

Там не настолько подробно, чтобы было "по другой причине", но важные обстоятельства (когда, с кем, что подтолкнуло).

Я теперь понимаю так: нужно до исповеди вспомнить во всех подробностях, а на исповеди только обще произнести (но при этом предварительно и тщательно записать на бумаге, которую священник разорвёт).

И пусть вся отвественность будет на священнике, если он не идёт навстречу.

Не совсем понятно слово "пространные"... Священнику тяжело, а грешнику, думаете, легко произносить то, что делалось втайне от других, постыдное, что скрывают, не произносят вслух? Но именно это и нужно, ведь грешник исповедуется перед Господом, а священник всего лишь свидетель... Иначе это формальность, а подробности - они именно те, которые и нужно произнести.

Одно дело - когда я вспомню это про себя, и другое - когда я скажу перед Господом. Перед Господом исповедоваться тяжелее, а формальность и обобщение лишают исповедь покаянного чувства...

Отредактировано Россiянинъ (2022-06-18 10:43:35)

0

130

Россiянинъ написал(а):

И пусть вся отвественность будет на священнике, если он не идёт навстречу.

сначала мы должны поработать головой
и сделать всё возможное с нашей стороны…

очень хорошенько поработать головой ( т.е. умом
и не только умом, но всеми душевными и телесными силами )
помолиться… и т.д.

а отнюдь не торопиться искать тех, на кого бы спихнуть всю вину
( это очень опасная привычка…  совсем не православная )
святые отцы учили вину искать в самом себе,
более того, они указывали на это
как на единственный верный путь ко спасению

изречение Великаго Пимена:
“Если всегда и во всем будем обвинять себя”, сказал он,
“то везде найдем покой”.

Другой Отец сказал:
“мы оставили легкое бремя, состоящее в обвинении себя
и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других”.

Такия изречения стоят целых книг!

Никто кажется, столько не вник в Евангелие,
сколько вникли в него святые пустынножители;
они старались осуществлять Евангелие самою жизнию,
самими помышлениями и чувствованиями своими.
Отличительною чертою их было глубочайшее смирение;…
падение человека было постоянным предметом их размышления,
постоянным их занятием был плач о грехах своих.

— свят.Игнатий Брянчанинов

если будем обвинять других, то дадим тогда
через это  в душе своей место для тангалашки
и он нас не оставит в покое…

без смирения нет спасения

«Главная причина всякого смущения, если основательно исследуем,
заключается в том, что мы не укоряем самих себя: отсюда проистекает
всякое расстройство! По этой причине мы никогда не можем прийти
в состояние спокойствия! После этого нечего удивляться, когда слышим
от всех святых, что нет другого пути, кроме пути самоукорения.
Но мы, видя, что ни один из святых не нашел покоя, идя другим путем,
надеемся получить спокойствие или идти правым путем, не желая
никогда укорять самих себя!

Поистине, если человек совершит тьмы добродетелей и не будет держаться
этого пути, то никогда не престанет оскорбляться и оскорблять других,
погубляя этим все труды свои. Напротив того, какую радость, какое спокойствие
ощущает тот, кто укоряет самою себя! Укоряющий себя, куда бы ни пошел,
как сказал авва Пимен, что бы ни случилось с укоряющим себя, утрата ли чего
или безчестие, или какая бы то ни было скорбь, он никогда не смутится,
постоянно предваряя смущение признанием себя достойным напасти.
Какое другое настроение может быть свободнее от печали!»

— из книги аввы Дорофея
( цитата приведена по книге свят.Игнатия
«Приношение современному монашеству»

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … nashestvu/
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … tvu/2_34_5

+1

131

Речь шла совсем об ином...

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что затворяете Царство Небесное человекам,
ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»

(Мф.гл. 23,ст.13)

Блаженная девица Пелагия Рязанская очень хорошо раскрыла эту тему в нашем клире.

+1

132

Моя исповедь прошла так.

Написал я много тетрадных листков с грехами.
Вроде генеральной исповеди за все прожитые годы.

Батюшка всё прочитал (не вслух) и разорвал листы, а потом отпустил грехи.

Хотел спросить... Можно ли так исповедовать?

0

133

Россiянинъ написал(а):

Можно ли так исповедовать?

думаю, что да.

0

134

togiya написал(а):

думаю, что да.

Ну слава Богу!

Теперь осталось прояснить один вопрос: принимает ли Господь покаяние, если на человеке висит российский паспорт (от ИНН, СНИЛС и медполиса с водительским отказался)...

0

135

Подскажите кто-нибудь, как мирянину надлежит здороваться с монахами?

В нашем храме чтецом несёт послушание монахиня. Сомневаюсь, что "здравствуйте" будет уместным...

0

136

Россiянинъ написал(а):

Сомневаюсь, что "здравствуйте" будет уместным...

желать доброго здравия монашествующим
по-моему не будет чем-то совсем уж крамольным,
но по-традиции раньше, конечно,  обычно раньше
приветствовали по-другому:
https://lavra.ua/spasi-gospodi-o-tradit … bshheniya/

на Афоне своя собственная традиция:

В качестве обычного приветствия на Афоне принято произносить «Эвлогите»
(εὐλογεῖτε - благословите), на что следует ответ «О Кириос» (т. е. Господь [благословит]);
в период между Пасхой и Вознесением приветствием служит возглас «Христос воскресе!»
с ответом «Воистину воскресе!». Желающие войти в закрытое помещение произносят,
стуча в дверь: «Δἰ εὐχῶν (τῶν ῾Αγίων Πατέρων ἡμῶν)» (Молитвами (святых отец наших…)),
ответное «Аминь!» служит приглашением войти.

0

137

Братия и сестры!

Встретил такое мнение, что если не можешь оставить и повторяешь грехи (насколько я понял - смертные!), то не должен причащаться, т.к. будешь причащаться в осуждение и во грех...

Так ли это?

Наверняка кто-то из вас, читая святых отцов, встречал мнение по этой проблеме...

Привожу мнение иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), который говорил, что нет, нельзя причащаться, если не можешь оставить грехи, в которых на исповеди каешься...

https://www.youtube.com/watch?v=_aYp8HlNClQ

0

138

Россiянинъ написал(а):

Привожу мнение иеросхимонаха Сампсона (Сиверса),
который говорил, что нет, нельзя причащаться, если не можешь оставить грехи,
в которых на исповеди каешься...

тоже неоднократно встречал подобное,
напр. если кто-то живет в «невенчанном граражданском браке сожительстве»
тот не должен приступать к Чаше пока
либо не повенчается как положено,
либо не прекратит совершенно такие отношения.

мне думается, что следует ориентироваться на каноны Церкви…
( Пидалион, и т.п. ):

священноисповедник Никодим (Милаш)
Правила Поместных Соборов с толкованиями
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Mila … ovanijami/

и на слова святого апостола Павла:

Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят?
Не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы,
ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы
царствия Божия не наследят


Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы,
ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют

http://bible.optina.ru/new:1kor:06:09

то есть такого рода тяжкие грехи
которые Церковь относит к смертным
являются серьезным препятствием
для участия в таинствах.

в видении Страшного Суда, кстати,
и в некоторых других откровениях
об этом также говорится
весьма ясно…

любого рода блудные грехи, ( говорю тут
о деятельных грехах,  не о помыслах ) например,
являются препятствием для души
и никто творивший их и не раскаявшийся
( деятельно ) в Царство Небесное не войдет

что касается помыслов и мечтаний…  то и они
могут вмениться в тяжкий грех, если человек
не противится им, но коснит… 
( даже если они не были доведены до
   совершения греха на деле ):

( в вольном пересказе ):

Блудные грехи не всегда видны. Есть очень даже незаметные.
Кто-то позволяет себе читать нескромную литературу
или смотреть фильмы, где есть неблагочестивые сцены.
Это тоже грех против седьмой заповеди.
Кто-то грешит в мечтах.
В одном монастыре неожиданно умерла молодая девушка-монахиня,
племянница игуменьи. Все ее очень любили за добродетельную жизнь
и милый характер. И даже видели в ней в дальнейшем преемницу игуменьи.
И вот – девица умирает. Тетка-игуменья молилась о усопшей
и в молитве просила открыть ей участь ее любимицы.
Неожиданно пол кельи как бы пропал и на его месте явилась огненная пропасть.
Среди огня стояла девица. Потрясенной тетке она поведала, что часто во время
церковной службы с услаждением смотрела на красивого юношу, приходившего
в монастырский храм. Рассказать о том на исповеди девица стеснялась.
И вот, будучи телесно девственницей, она, тем не менее,
находится в огненной пропасти вместе с блудниками.

( в изложении свят.Игнатия Брянчанинова  из книги «Слово о смерти» ):

В некотором женском монастыре жила при игумении её племянница,
прекрасная собою по наружности и неукоризненного поведения.
Все сестры любовались и назидались её ангеловидностию
и необыкновенною скромностью. Она скончалась.
Её похоронили торжественно, в твёрдой уверенности,
что чистая душа её воспарила в райские обители.
Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве,
усиливая эту молитву постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей,
какой небесной славы удостоилась её племянница
в лике блаженствующих девственниц?

           Однажды, когда игуменья, в келейной тишине преполовляющейся ночи,
стояла на молитве, внезапно расступилась земля под её ногами
и клокочущая огненная лава потекла пред взорами молившейся.
Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть
– и видит среди адского пламени свою племянницу.

          "Боже мой! – отчаянно воскликнула она. – Тебя ли вижу я?"
          "Да", – со страшным стоном произнесла погибшая. 

         "За что же это? – с горестью и участием спросила старица.
    – Я надеялась видеть тебя в райской славе, в ликах ангельских,
        среди непорочных агниц Христовых, а ты... За что это?"

         "Горе мне окаянной! – простонала мучившаяся.
   – Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени,
       непрестанно пожирающем, но не уничтожающем меня.
       Ты хотела видеть меня – и Бог открыл тебе тайну моего положения".

         "За что же это?" – снова сквозь слезы спросила игумения.
         "За то, – отвечала мучившаяся, – что я в виду вашем казалась девственницею,
непорочным ангелом, а на самом деле была не то. Я не осквернила себя плотским грехом,
но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну.
При непорочности моего девического тела, я не умела сохранить в непорочности мою душу,
мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке
.

По неосторожности моей я питала в себе чувство сердечной привязанности
к одному юноше, услаждалась в моих мыслях и мечтах представлением
его прекрасного вида и соединением с ним, и, понимая, что это грех,
совестилась открыться в нем духовнику при исповеди.
Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями
было то, что по кончине моей святые Ангелы возгнушались мною
и оставили меня в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени,
вечно буду гореть и никогда, никогда не сгорю, нет конца мучению
для отверженных небом!"

          Сказав это, несчастная застонала – застонала, заскрежетала зубами
    и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении.

         "Должно хранить душу и всячески ее блюсти, – говорит святый Макарий,
– чтоб она не приобщалась скверным и злым помыслам.
Как тело, совокупляясь с другим телом, заражается нечистотою,
так и душа растлевается, сочетаясь с скверными и злыми помыслами
и согласуясь заодно с ними. Это надо разуметь не об одном или двух родах
помыслов, приводящих ко греху, но о всех вообще злых помыслах,
как то: о помыслах неверия, лести, тщеславия, гнева, зависти и рвения.
В отвержении всех этих помыслов и заключается
«очищение себя от всяким скверны плоти и духа» (2Кор.7:1).

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … slova/2_14

и вот такое свят.Игнатий дает ещё пояснение
по теме:

Смертный грех

Выше было сказано, что смертный грех православного христианина,
не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке;
также было сказано, что язычники, магометане и прочие лица, принадлежащие
ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены всякой надежды
спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко спасению.

Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, Богохульство,
отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние,
противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство,
человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием,
но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства,
доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Если человек
впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою:
«иже бо весь закон соблюдет, – сказал Богобрат, – согрешит же во единем,
бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть: и не убиеши:
аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона» (Иак. 2:10–11).

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние!
Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты
его жизни Спасителем, возвестившим во святом Евангелии:
«веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать
в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!
Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся
до разлучения своего с телом от смертного греха.

В царствование греческого императора Льва жил в Константинополе человек
очень славный и богатый, подававший обильную милостыню нищим.
К несчастию, он предавался греху прелюбодеяния, и пребыл в нем до старости,
потому что от времени укрепился в нем обычай злой. Непрестанно подавая
милостыню, он не отступал от прелюбодеяния – и внезапно умер.
Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий с другими епископами.
Одни говорили, что он спасен, по сказанному в Писании:
«избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. 13:8).
Другие утверждали против этого, что рабу Божию должно быть
непорочну и нескверну, потому что также сказано в Писании:
«аще и весь закон исполнит человек, согрешит оке во едином,
бысть всем повинен» (Иак. 2:10, 11), не помянется вся правда его (Иез. 33:13)
и Бог сказал: в чем тебя застану, в том и буду судить (Иез. 33:20).
Патриарх повелел всем монастырям и всем затворникам просить у Бога,
чтоб открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней некоторому затворнику.
Он пригласил патриарха к себе и поведал ему пред всеми:
«В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место,
имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ,
по левую же – огненное озеро, которого пламень восходил до облаков.
Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший
связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю
и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела,
приступившего к нему, и сказавшего «Человек! Что ты стонешь напрасно?
Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за то, что не оставил
скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая».
Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом и сказали:
истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк бо грех,
егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает» (1Кор. 6:18).
Где те, которые говорят: если и впадем в любодеяние, то спасемся милостынею?
Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя
и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога.
Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою
и душою нераскаянною.

Страсть

Лишены надежды спасения и те православные христиане,
которые стяжали греховные страсти и посредством их
вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом.
Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся
от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы
в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство,
сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога,
памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность,
лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное.
Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы
в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному
наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал
в смертный грех.

«Не льстите себе, – говорит святый апостол Павел, – ни блудницы,
ни идолослужителе, ни прелюбодее, ни сквернителе, ни малакии,
ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пьяницы, ни досадителе,
ни хищницы, царствия Божия не наследят» (1Кор. 6:9, 10).

«Явлена же суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,
студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости,
разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, безчинни кличи,
и подобная сим: яже предглаголю вам, якоже предрекох; яко таковая
творящии Царствия Божия не наследят. А иже Христовы суть,
плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:19–24).
Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного
искоренения противоположною ей добродетелию. Страсть не всегда
выражается делом; она может тайно жить в сердце человека, обладая
его чувствованиями и помышлениями. Страсть познается из того, когда
человек не престает воображать грех и услаждаться мечтанием его,
когда плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе
греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостию
поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не престает совершать грех
в мечтании и сердечном чувстве, чрез что поддерживает свое общение
с темными духами и свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель.

то есть не только смертный грех
но и  любая страсть завладевшая умом
до состояния пленения
не будучи очищенной покаянием
делает человека непотребным
для Царства Небесного и для богообщения…

схожее с этим говорит о страстях и авва Дорофей:

Если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык,
то он подлежит муке
, и случается, что иной совершает десять добрых дел
и имеет один злой навык, то и это одно, происходящее от злого навыка,
превозмогает десять добрых дел.
Орел — если весь будет вне сети,
но запутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся сила его;
ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ее, когда удерживается в ней
одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет?
Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык,
то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках,
по причине той страсти.

и потому сказано у апостола Павла:

( 1 Кор. 11:28 )

Да испытывает же себя человек,
и таким образом пусть ест от хлеба сего
и пьет из чаши сей

https://bible.optina.ru/new:1kor:11:28

то есть да испытывает совесть свою
на предмет смертных грехов и страстей…
как и свят.Иоанн Златоуст говорит:

Упомянув о таинствах, он нашел необходимым
изложить подробнее этот предмет, как не маловажный;
потому в беседе об нем внушает великий страх и доказывает,
что главное благо в том, чтобы приступать к ним с чистой совестью«.
Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее:
«да испытывает себя человек»; это же он говорит и во втором послании:
«испытывайте» (2Кор.13:5), а не так, как поступаем мы, сообразуясь более
с временем, нежели с душевным расположением.
Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись,
очистившись от всего злого и с полным благоговением,
но чтобы в праздники и тогда, когда приступают все.

Не так повелевает Павел; он знает одно только время для приступания
к тайнам и причащения, – когда чиста совесть.

Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкой
и приливом дурных соков, чтобы не подвергнуться смерти,
то тем более нам не должно касаться этой трапезы
с порочными пожеланиями, которые хуже горячки.
Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные,
так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности.
Приступающему должно очиститься от всего этого и тогда уже касаться
этой чистой жертвы
, а не с небрежением и леностью как бы по принуждению
приступать ради того, что случился праздник,
с другой же стороны, когда
есть сокрушение и готовность, не откладывать потому, что нет праздника.
Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни;
если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать.
Потому (апостол) и говорит: «да испытывает себя каждый, и таким образом … »;
повелевает испытывать не одному другого, но самому себя,
устраивая судилище без гласности и обличение без свидетелей.

Гомилия 28 на 1-е послание к Коринфянам.

и если имеем ненависть к кому-то
( непримиримую вражду )
то тоже не можем приступать к таинствам.

+1

139

togiya написал(а):

то есть не только смертный грех
но и  любая страсть завладевшая умом
до состояния пленения
не будучи очищенной покаянием
делает человека непотребным
для Царства Небесного и для богообщения…

Ну т.е. очищена покаянием - это когда ты полностью раскаиваешься в пленении страстью, и перестаёшь её испытывать?

А если ты каешься в ней на исповеди, но через небольшой промежуток времени совершаешь тот же грех - ты по сути от страсти ещё не избавился, а просто признаёшься на исповеди в факте совершённого греха?

И нужно не просто избавиться от страсти, но и понести ещё плоды покаяния?

Желательно точный и однозначный ответ, это очень важно!

Отредактировано Россiянинъ (2022-09-24 17:46:52)

0

140

togiya написал(а):

то есть не только смертный грех
но и  любая страсть завладевшая умом до состояния пленения
не будучи очищенной покаянием делает человека
непотребным для Царства Небесного и для богообщения…

Россiянинъ написал(а):

Ну т.е. очищена покаянием - это когда ты полностью раскаиваешься в пленении страстью, и перестаёшь её испытывать?
А если ты каешься в ней на исповеди, но через небольшой промежуток времени совершаешь тот же грех -
ты по сути от страсти ещё не избавился, а просто признаёшься на исповеди в факте совершённого греха?
И нужно не просто избавиться от страсти, но и понести ещё плоды покаяния?

Важный вопрос.
В таинстве исповеди человек исповедует свои грехи (делом ли, словом ли, помышлением ли).

Некоторые проступки (например, сочетание с греховными прилогами или даже иногда сосложение с ними)
прощаются Господом по милости Его - и без того, чтобы объявлять о них на исповеди.
Это - зависит от духовного устроения человека на данный момент.
И от каждой конкретной ситуации.

Но - одно дело когда страсть держит человека в своем плену (т.е. как бы насильно доводит до совершения греха на деле или мысленно),
и другое дело - когда страсть присутствует в человеке, но не одерживает победы (т.е. до собственно греха дело уже не доходит).

Когда человек на исповеди исповедует свой грех - страсть от этого не ликвидируется.
Но и - спасаются, как мы знаем, далеко не только те, кто достигли безстрастия.
Прощение греха в таинстве исповеди и очищение от страстей - это разные вещи.

Для первого -  нужны раскаяние в соделанном и решимость впредь оставить этот грех.
Для второго - тяжелая борьба, определенное время и, главное, смирение.
Как и сказано:

"Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем,
и обрящете покой душам вашим
."

От чего же покой? Конечно, от возмущения страстями, от их действия.

Но - очищения от страстей (безстрастия) достигают совсем, совсем немногие.

А святитель Игнатий - имел ввиду здесь не наличие страстей в человеке (как таковых), но пленение ими.
Когда человек раз за разом оказывается побежден страстью и влечен (как бы насильственно) ею на собственно осуществление греха.
Человек как бы "по необходимости" собственной слабости по отношению к страсти, уступает ей.
Другое же - когда человек уже не пленен собственной страстью, но
по безпечности, по невнимательности, или по каким-то другим причинам,
по свободной воле, короче говоря, вдруг снова уступает ей (страсти) и доводит дело до греха.

Об этом и говорит преподобный Ефрем Сирин:

"... одно из этого [из причин осуществления греха - мое примеч.] есть дело необходимости, другое – дело свободы;
зима есть дело необходимости, суббота – дело свободы..."

"Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу"
(Мф. 24:20)

О том же говорит и святитель Василий Великий:

"...мы в зиме, когда владычествуют в нас плотские страсти."

Отредактировано Виталий83 (2022-09-24 22:11:02)

+2

141

togiya написал(а):

если кто-то живет в «невенчанном граражданском браке сожительстве»
тот не должен приступать к Чаше пока
либо не повенчается как положено,
либо не прекратит совершенно такие отношения.

на М3Р опубликовали статью:

https://3rm.info/publications/81895-moz … lstve.html

У меня такой вопрос – «Можно ли причащаться, живя не в законном браке,
а просто в сожительстве?»

Дело в том, что у меня есть несколько знакомых, которые поступают именно так.

У моей приятельницы сейчас очень большие проблемы,
мы с ней пытались анализировать причину их.
Она рассказывала, что несколько лет жила с мужчиной в сожительстве
и причащалась при этом. Она оправдывает это тем, что он не хотел
на ней жениться.

Но перед причастием мы исповедуемся, значит она исповедовалась, …

далее по ссылке:
https://3rm.info/publications/81895-moz … lstve.html

Россiянинъ написал(а):

Ну т.е. очищена покаянием - это когда ты полностью раскаиваешься в пленении страстью, и перестаёшь её испытывать?

А если ты каешься в ней на исповеди, но через небольшой промежуток времени совершаешь тот же грех - ты по сути от страсти ещё не избавился, а просто признаёшься на исповеди в факте совершённого греха?

мне думается, что полезно будет
почитать книгу аввы Дорофея,
там есть про это и всё написано
хорошим простым языком

Россiянинъ написал(а):

А если ты каешься в ней на исповеди, но через небольшой промежуток времени совершаешь тот же грех - ты по сути от страсти ещё не избавился, а просто признаёшься на исповеди в факте совершённого греха?

И нужно не просто избавиться от страсти, но и понести ещё плоды покаяния?

опять-таки ответ есть  у аввы Дорофея

вкратце суть такая —  в человеке может действовать страсть
( возбуждаться в сердце ), но человек при этом может
быть в силах противиться ей ( этой страсти )
не соглашаться и творить противоположное
( т.е. напр. если помысл побуждает пораньше
поесть или поесть рыбу во время строгого поста
или напр. посмотреть телевизор и т.п.
но человек не делает этого )

в случае страсть действует, но не обладает человеком

т.е. человек находится в состоянии борьбы
со страстью…  и не сдается…

в таком состоянии человек не имеет большой вины
перед Богом ( хотя уже и сосложение с помыслом
может вменяться в грех…  )

и молитва, кстати, свидетельствует об этом
( качество молитвы )

как говорил преп.Силуан Афонский

В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России,
часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий,
в поезде он занял место напротив купца, который дружеским жестом
раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.
Отец Силуан поблагодарил за предложение, но отказался.
«Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом?
– спросил купец и добавил: – Но курение помогает часто в деятельной жизни;
хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут.
Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще
в ходе жизни. ..» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету,
он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан
решился сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету,
помолитесь, скажите одно «Отче наш». Но купец ответил:
«Молиться, перед тем как курить, как-то не идет».
Преподобный Силуан заметил:
«Итак, всякое дело, перед которым
не идет несмущенная молитва,
лучше не делать».

и вообще, молитва — это сердцевина духовной жизни,
матерь всех добродетелей
самое эффективное средство для стяжания благодати
и она же барометр и компас… ( т.е. дает возможность
ориентироваться и предвидеть изменения )

советую ещё раз почитать книгу аввы Дорофея
и писания святых отцов про то как помыслы
взаимодействуют с душой ( прилог, сосложение…
пленение, страсть )

напр. у Клеопы Илие это очень хорошо
и подробно описано
вот тут:

https://pravoslavie.ru/48915.html

https://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ … moego/1_12

+1

142

Виталий83 написал(а):

Для второго - тяжелая борьба, определенное время и, главное, смирение.

если быть честным, то безстрастие — это дар благодати Божией
то есть то, что дается по милости, а не по заслугам человеческим
и это  не то, чего человек может достигнуть своими собственными усилиями
( так пишет свят.Игнатий )

потому и смирение потребно, что без него
не может человек принять благодать…

да и смысл всей этой борьбы и подвига
опять таки в том, чтобы научиться смирению
познавая свою человеческую немощь
и величие Божие

по мере смирения подаются дары благодати
а не по мере трудов и подвигов.

Виталий83 написал(а):

Другое же - когда человек уже не пленен собственной страстью, но
по безпечности, по невнимательности, или по каким-то другим причинам,
по свободной воле, короче говоря, вдруг снова уступает ей (страсти)
и доводит дело до греха.

поэтому настоящее покаяние подразумевает
не только само оставление греха, но и
избегание всего, что приближает к
этому греху …  ( т.е. всякого повода ко греху,
всякой предпосылки…   )
и это может быть весьма
существенной переменой всего образа
и порядков жизни

( про это много и подробно любил
   писать свят.Феофан Затворник )

в идеале оно должно идти в таком русле,
чтобы обстановка и порядки жизни
кающегося поощряли к противоположной
греху добродетели и всему тому, что
её поддерживает…

ибо праздный человек с пресыщенным чревом
лежа на диване перед телевизором
среди дурной компании
пытаясь при этом перестать от грехов своих
будет похож больше на бегущего во сне
и едва ли преуспеет…

преп.Исаак Сирин по этому вопросу вообще категоричен:

Не так мы сильны, как думаешь ты, блаженный;
и, может быть, не знаешь ты немощи

…. Сколько лиц встречу, когда приду к тебе!
Сколько увижу людских нравов и мест, пока не возвращусь в свое место!
Сколько причин к помыслам приимет душа моя при встрече с людьми!
Сколько смущения потерпит от пробудившихся в ней страстей, от которых
успокоилась несколько! Это и тебе не неизвестно.
Что монаху вредно видеть мирское, сам ты это знаешь.
И смотри, какое изменение происходит в уме долгое время
безмолвствовавшего с самим собою, когда он вдруг снова впадает в это,
и видит, и слышит, что для него непривычно.

Если тому, кто в подвиге и ведет еще брань с сопротивником своим,
вредит и встреча с монахами, когда они не близки к его устроению,

то рассуди, в какой кладезь падем мы, особливо долгим опытом
приобретшие познание? О, если бы избавиться нам от жала врага нашего!
Поэтому не требуй от меня, чтобы я без нужды сделал это.
Да не обольщают нас утверждающие, будто бы никакого вреда нет для нас
от того, что слышим и видим нечто, ибо мы будто бы одинаковы по мыслям своим
и в пустыне, и в мире, и в келлии, и вне ее, и не изменяемся по кротости нашей,
и не принимаем худой перемены, и при встрече с лицами и вещами
не чувствуем тревоги страстей.
Утверждающие это, если и раны приемлют,
не знают этого; но мы не достигли еще сего душевного здравия;
ибо имеем на себе смердящие язвы, и они вскипят червями, если
и один день не будет о них попечения, и останутся они неперевязанными,
не будут обложены пластырем и стянуты повязками.

( слово 24 )

и много тому подобного он пишет… 
о важности хранения чувств
для кающегося

+1

143

В книге о Святом Паисие Святогорце (Том V - Страсти и добродетели) есть следующий вопрос:

Как избавиться от страстей

- Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?
- Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол нападает на заставу, что послабее, другие - хорошо защищенные - он не трогает. "Если мне удастся захватить эту заставу, - говорит он, - то потом одну за одной захвачу и другие". Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.
- Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.
- Не теряйся и не робей. Смело одну за другой побеждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать толстые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, искореняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше.
- Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?
- Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и добродетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добродетелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются противоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.
- Геронда, а страсти или дурные привычки лучше отсекать сразу или избавляться от них постепенно?
- Лучше, если можешь, отсечь их сразу - иначе они будут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на другой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении - обрывать узду надо резко.
- Геронда, авва Исаак Сирин говорит "Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя". Может бесстрастный человек смущаться страстями?
- Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать человека, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в "купину неопальную" (См. Исх. 3,2-3), и что бы потом ни попало в сердце - всё сгорает.

+2

144

Благодарю всех за ответы, спаси Бог!

Уточните, пожалуйста, название книги аввы Дорофея, а то у меня уже давным-давно ум рассеивается, очень трудно бывает запомнить...

togiya написал(а):

потому и смирение потребно, что без него
не может человек принять благодать…

да и смысл всей этой борьбы и подвига
опять таки в том, чтобы научиться смирению
познавая свою человеческую немощь
и величие Божие

по мере смирения подаются дары благодати
а не по мере трудов и подвигов.

О, брате! Не хотел бы якать, но стал это как никогда осознавать, видя свои падения!

Но вот молитва почти не идёт: то ли устал уже от жизни такой, то ли паспорт затворяет от меня благодать... И я заметил, что, идя к могилке подвижника или в храм, я могу молиться, даже горячо. А придя на место у меня ощущение, что душу вынули... и - пустота какая-то, безразличие...

Вот что это со мной???

-------------------------------------

togiya написал(а):

поэтому настоящее покаяние подразумевает
не только само оставление греха, но и
избегание всего, что приближает к
этому греху …  ( т.е. всякого повода ко греху,
всякой предпосылки…   )
и это может быть весьма
существенной переменой всего образа
и порядков жизни

( про это много и подробно любил
   писать свят.Феофан Затворник )

в идеале оно должно идти в таком русле,
чтобы обстановка и порядки жизни
кающегося поощряли к противоположной
греху добродетели и всему тому, что
её поддерживает…

ибо праздный человек с пресыщенным чревом
лежа на диване перед телевизором
среди дурной компании
пытаясь при этом перестать от грехов своих
будет похож больше на бегущего во сне
и едва ли преуспеет…

Не поэтому ли старцы некоторым советовали оставлять семьи и близких - т.е. удаляться в целях своего спасения от дурных людей? Мы ведь обязаны жизнь отдавать за други своя, но не спасение своё разменивать на попытки не дать духовно погибнуть близким... А стало быть, нужно удаляться в духовную пустыню, стараясь не замечать влияющее на нас извне, а если не получается - удаляться уже в пустыню настоящую, подобно Марии Египетской...

Я немного утрирую, но суть, думается, понятна.

Отредактировано Россiянинъ (2022-09-25 11:44:55)

0

145

Россiянинъ написал(а):

Уточните, пожалуйста, название книги аввы Дорофея

преподобный авва Дорофей
Душеполезные поучения и послания

https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dush … poslanija/

по ссылке есть и аудио- и PDF и просто текст для чтения онлайн.


книгу эту в свое время оптинские старцы
рекоменовали читать, в том числе и мирянам

у о.Виталия это была любимая книга…

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) любил повторять
слова аввы Дорофея: «Христос приходит к нам в образе человека;
что сделаешь для человека — сделаешь для Христа».

Он старался не пройти мимо нищего, не подав ему милостыню.
Это было его правилом, которое он завещал исполнять своим чадам.
Случалось, что когда у него не было денег, он давал нищим что-нибудь
из своей одежды, и не только нищим. Однажды в разговоре он узнал,
что у его собрата старые, порванные брюки. Он тут же, в метро,
быстро снял брюки и отдал ему, а так как он был одет в подрясник
и длинный плащ, то это обнаружилось не сразу.

Он говорил: «Если ты несешь деньги, чтобы отдать долг,
а по дороге встретится нищий и в твоей душе будут бороться помыслы:
вернуть долг или дать милостыню нищему,— то подай милостыню;
лучше остаться должником у человека, чем у Бога».

Спросили у схиархимандрита Виталия (Сидоренко),
что он нашел лучшего для спасения.
Он ответил: «Молитву с покаянием».

Некий монах жаловался отцу Виталию, что брат, с которым он живет
в одной келии, сварлив. Отец Виталий сказал: «А мне везде и со всеми было хорошо».
Монах удивился и спросил: «Объясни мне, что значат твои слова».
Отец Виталий ответил: «С кем бы я ни был, я старался, чтобы не мне
с людьми, а со мной людям было хорошо, и положил на сердце
— отсекать перед каждым человеком свою волю».

https://pravoslavie.ru/36750.html

Россiянинъ написал(а):

Не поэтому ли старцы некоторым советовали оставлять семьи и близких - т.е. удаляться в целях своего спасения от дурных людей? Мы ведь обязаны жизнь отдавать за други своя, но не спасение своё разменивать на попытки не дать духовно погибнуть близким... А стало быть, нужно удаляться в духовную пустыню, стараясь не замечать влияющее на нас извне, а если не получается - удаляться уже в пустыню настоящую, подобно Марии Египетской...

святую Марию Египетскую вывела на подвиг в пустыню
Сама Пречистая Богородица
не по своей воле и не по своему разумению она пошла за Иордан,…

но…  для большинства из нас такой подвиг ( отшельничества )
боюсь, что окажется непосильным и неполезным…
свят.Игнатий и многие другие предостерегают
от самочинного затворничества и отшельничества
а преп.Серафим Саровский и вообще прямо говорит, что
на настоятельство, затвор и юродство не должно
человеку самостоятельно решаться без особого
на то божественного призвания…
и также он говорил, что борьба со страстями в затворе
или пустыни более лютая и жестокая…
чем в общежитии …

Многие являлись к о. Серафиму, — говорит игумен Георгий,
— просить благословение удалиться для спасения души на Афон,
но старец никому благословения не давал, говоря, что там очень трудно,
невыносимо скучно. Спасаться, по его мнению, всего удобнее
в Православной России. "Если мы здесь плачем, — говорил о. Серафим,
— то туда идти — для стократного плача, а если мы здесь не плачем,
то и думать нечего о св. обители".

Другие приходили к старцу просить благословения быть юродивыми,
на что не только он не давал совета, но и с негодованием говорил:
"Кто берет путь юродства на себя, без особого звания Божия,
все в прелесть впадают; из юродивых едва ли один отыщется,
чтобы не в прелести находился, и погибали или вспять возвращались.
Старцы наши никому юродствовать не позволяли; при мне только один
обнаружил юродство, запел в церкви кошачьим голосом, старец же Пахомий
в ту же минуту приказал юродивого вывести из церкви и проводить
за монастырские ворота. Три пути, на которые не должно выходить
без особого звания: путь затворничества, юродства и путь настоятельства"».

( из летописи )

Из своей продолжительной и разнообразной борьбы с диаволом
о. Серафим вынес основательный и верный взгляд на жизнь и труды
пустынножителя, которыми приносил большую пользу другим
во спасение души. Так, один инок, намереваясь поселиться
в совершенном уединении, пришел к о. Серафиму в пустынь и,
волнуемый разными мыслями насчет пустынножительства,
спросил его:

«Отче! Говорят некоторые, что удаление от общежительства в пустынь
есть фарисейство; что пременением оказывается пренебрежение братии
или, еще, бросается на нее осуждение. Как ты думаешь?»

Старец отвечал: «Не наше дело судить других. А удаляемся мы из общества
братства не из ненависти к нему, а более для ого, что мы приняли и носим на себе
чин ангельский, которому невместительно быть там, где словом и делом
прогневляется Господь Бог. И потому мы, отлучаясь от братства, удаляемся
только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим,
как это случается неизбежно при множестве братии. Мы избегаем не людей,
которые одного с нами естества и носят одно и то же имя Христово,
но пороков, ими творимых, как и великому Арсению сказано было:
бегай людей и спасешься. (Четьи-Минеи, 8 мая)  ».

Другому иноку, после тщательного испытания, было дано настоятелем
благословение начать пустынническую жизнь. Настоятель писал и письмо
к отцу Серафиму, прося его принять к себе этого инока и наставить на путь
пустынной жизни. Отец Серафим весьма ласково принял его и благословил
ему построить себе пустынную келью неподалеку от своей. Когда инок стал
еще прежде сего просить у него наставлений касательно пустынножительства,
то старец, по глубочайшему смирению, а еще скорее по великому благоразумию
и опытности в этом деле, ответствовал: «Я сам ничего не знаю». Потом, как бы
желая удовлетворить любознанию инока, присовокупил: «Спаситель сказал:
научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой
душам вашим(Мф. 11, 29). По разуму св. Иоанна Лествичника,
не от Ангела или человека, но от Самого Господа мы должны научаться».

Вообще, он неохотно советовал другим поселяться в пустыни
и в предостережение объяснял, что живущий в пустыни должен быть
как бы распятым на кресте; что в монастыре иноки борются
с противными силами, как с голубями, а в пустыни — точно как
со львами и леопардами. А потому если и склонялся в сторону
пустынножительства, то никому не благословлял уединяться одному,
а советовал отходить на пустынные подвиги двум или даже трем

единовременно. В доказательство он приводил всегда следующие
слова из Писания: блази два паче единого, им же есть мзда блага
в труде их: яко аще падется един от них, воздвигнет другий
причастника своего: и горе тому единому, егда падет, и не будет
второго воздвигнута его: и вервь переплетена не скоро расторгнется (Екк. 4, 9-12).
Брат от брата помогает, яко град тверд и высок, укрепляется же,
яко же основанное царство (Притч. 18,19).

0

146

Помогите, пожалуйста, разобраться!

Как выяснятеся, записки о здравии и о упокоении подавать можно на проскомидию, обедню или ектению

https://spassobor.ru/12-pravil-czerkovn … a853947675

Ну ещё на панихиду/литию (за усопших), которая служится после Литургии и молебна...

Так на что лучше подавать о здравии и о упокоении, чтобы была наибольшая польза усопшим и ныне живущим?

Если я подам на обедню, будут ли на проскомидии изыматься частички и омываться Кровью Христовой?

И если я хочу подать и на проскомидию, и на обедню - это, получается, дважды оплачивается, несмотря на то, что записки те же?

Как у вас в храмах?

Отредактировано Россiянинъ (2022-11-04 13:35:20)

0

147

Россiянинъ написал(а):

Помогите, пожалуйста, разобраться!

Как выяснятеся, записки о здравии и о упокоении подавать можно на проскомидию, обедню или ектению

Ну ещё на панихиду/литию (за усопших), которая служится после Литургии и молебна...

Так на что лучше подавать о здравии и о упокоении, чтобы была наибольшая польза усопшим и ныне живущим?

Если я подам на обедню, будут ли на проскомидии изыматься частички и омываться Кровью Христовой?

И если я хочу подать и на проскомидию, и на обедню - это, получается, дважды оплачивается, несмотря на то, что записки те же?

Как у вас в храмах?

словами «будут ли на проскомидии изыматься частички и омываться Кровью Христовой?»
вы сами ответили на свой вопрос

обычно частички вынимаются на проскомидии…
https://pravoslavie.ru/73659.html

8.7 Священнодействие с заздравной просфорой

Из 4‑й просфоры священник изымает частицы за живых.

Сначала он вынимает две частицы из верхней части просфоры,
внизу печати, за церковный клир и за страну, за всех православных, со словами:

«Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных…»;

«Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея».

Эти две частицы полагаются сразу под Агнцем.

После сего вынимаются и другие частицы за живых – из этой же просфоры
по стенке кругом справа налево, а также из просфор, поданных верующими
(так называемых «потребительских»), или (и) из «специально заготовленных
служебных просфор». Поминаются поименно со словами: «Помяни, Господи <имярек>».
По некоторой традиции священник сначала поминает рукоположившего (-их) его архиерея (-ев)
(если в живых), потом – настоятеля и весь клир храма, затем родителей и так далее.
Вынутые частицы полагаются ниже двух заздравных, вынутых вначале.

На время священнодействия с 5‑й просфорой священник откладывает
просфору заздравную, но затем снова возвращается к ней – чтобы вынуть
частицу за себя (со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство
и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное»). Эта частица
обычно вынимается, как и прочие частицы – из стенки просфоры,
– хотя редко, но встречается обычай вынимать эту частицу из верхней части просфоры.

8.8 Священнодействие с заупокойной просфорой

Из 5‑й, заупокойной, просфоры изымается одна частица из верхней части просфоры,
внизу печати, со словами: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов,
блаженных создателей святаго храма сего»; здесь же творится поминовение
архиерея (-ев), если уже среди почивших.

Затем производится изъятие других частиц за усопших – аналогичным образом,
что и из предыдущей просфоры за живых. (Что касается изъятия из одной и той же просфоры
– потребительской – частиц за здравие и об упокоении, Гаслов пишет, что оно
«нигде не запрещено и практикой допускается».)

В конце поминовения священник говорит: «Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения,
жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших,
Человеколюбче Господи», после чего полагает частицы об упокоении на Дискосе
ниже заздравных частиц. (По одной из традиций прежде этого священник
изымает частицу о заповедавших ему молиться, говоря:
«Помяни, Господи, и всех заповедавших мне недостойному молитися о них,
ихже не помянух забвением, неведением, или множеством имен,
Сам, Господи, помяни, ведый коего же возраст и наименование».)

8.9 Необходимые замечания о частицах за живых и умерших

«Не должно думать, чтоб частицы, приносимыя о живых и умерших,
были очистительною жертвою наших грехов; оне, как исповедует
и твердо содержит наша православная Церковь, не освящаются в Тело Господне;
при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий;
при возношении Святаго Агнца горе, во время возглашения Святая Святым,
оне не подъемлются для таинственнаго воздвижения на крест
с плотию Спасителевою; а потому и в преобщение давать их
Церковию запрещается».

проскомидия — это неотъемлемая часть Божественной Литургии ( обедни )
…поэтому мне не понятно, какая разница между
запиской поданной на проскомидию и запиской на обедню
надо это спросить в том храме, куда подаете записки,
пусть объяснят в чем разница…

ничто и никто не мешает подавая записки
уточнить у лица принимающего их…
о том, как их надо и куда подавать, чтобы
за поминаемых были взяты частички…

всё остальное — поминовение на ектеньях и молебнах ( панихидах, литиях… )
тоже неплохо…  но второстепенно…

у нас нет таких различий, есть только простые и заказные
( на литургию ) , в обоих случаях частицы изымаются

+1

148

Братья и сестры!

Назрели два вопроса...

1. Могут ли быть духовные чада у не-священномонахов? Из воспоминаний о таких подвижниках, могут, и они тоже могут благословлять или не благословлять. Как такое возможно, если монах не священник?

2. Правда, что сорокоуст - это именно поминание именно на 40-ка литургиях, причём литургии должны служится именно каждый день?

Т.е. если в обычном храме предлагают заказать в т.ч. и сорокоуст, является ли это на самом деле сорокоустом, т.к. в обычном храме литургия служится не каждый день денели?

0

149

Ну сорокоуст конечно желательно заказывать в монастырях. Благословлять может тот кому дана сия власть. Священнослужителям над паствой, родителям над детьми и прочее - иное присвоение себе власти и "благословение от себя" ни к чему хорошему не ведёт.

0

150

Россiянинъ написал(а):

Могут ли быть духовные чада у не-священномонахов? Из воспоминаний о таких подвижниках, могут, и они тоже могут благословлять или не благословлять. Как такое возможно, если монах не священник?

Были ди духовные чада у старца Паисия?
Как думаете?


Сорокоу́ст – церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней.

Первые  40 дней  после  преставления считаются особенно важными...

На 40 день после смерти определяется место пребывания души в вечности вплоть до Страшного суда. Это называется «частный суд», когда Бог определяет место, где душа будет находиться.

...


Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

...

https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz … erti/#0_47

Подробнее см. в житии преп. Василия Нового ( там где описаны мытарства блаженной Феодоры), у свят. Игнатия и Серафима Роуз ("Душа после с смерти").

Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых.

Как на Литургии совершается поминовение тех, о ком мы подали сорокоуст?

Сорок Литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных Литургий.

В больших соборах  и больших мужских монастырях  литургии  служатся  каждый день... поэтому лучше в них сорокаусты заказывать...

0