Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » У последних времен » АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ.Митрополит Лимасольский Афанасий .


АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ.Митрополит Лимасольский Афанасий .

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

БЕСЕДА 1

Если Христос рядом – побеждается смерть
Откровение апостола Иоанна – это последняя книга Нового Завета.
Новый Завет – это не одна книга, а собрание из 27 книг.
Последняя книга, Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова,
была и последней по времени написания.
Это текст пророческий, который говорит о грядущих событиях, о происходящих событиях
и о том, что уже совершилось, своеобразно разъясняя их – через образы,
видения, внушения и с помощью символов.
Святой апостол Иоанн, находясь на Патмосе, увидел то, что показал ему Бог.
Если вы бывали на острове Патмос, то знаете, что там до сих пор сохранилась пещера,
где апостол Иоанн, пребывая в молитве, видел Откровение, которое описал в книге Апокалипсис.

Фото 1 (33).JPG
Пещера Апокалипсиса, о. Патмос (Греция)
Слово «Апокалипсис» («Откровение») означает «снимать покров с того,
что сокровенно, что находится во мраке, что покрыто чем-то».
Это явление вещей, событий, посланий, которые Бог хочет передать человеку.
И это Откровение было дано Богом апостолу Иоанну, потому что необходимо, чтобы мы знали об этом.
Почему нам нужно это знать? Путь этого мира – линейный, он ведет к концу.
Христос сказал нам о конце света, рассказал миру, что он когда-то завершится.
Перед концом произойдут определенные события, знамения,
и нам, христианам, важно быть очень внимательными:
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41).
Таково послание Христово. Почему Он говорит о соблазне?
Потому что чем больше мы приближаемся к концу, тем больше появится лжехристов и лжепророков.
Умножатся ереси, появится много людей, которые будут изображать из себя пророков,
людей Божиих, святых, тех, кто получают извещения от Бога.

Чего же будут искать все эти лжепророки?
Они будут увлекать за собой народ.
Это очень опасно, потому что это не просто телесный вред.
Например, кто-то может нас убить, может отрубить нам голову.
Это зло коснется только нашего тела. Рано или поздно мы все равно умрем.
Если нам отрубят голову на несколько лет раньше – мир не разрушится.
Но если мы потеряем свою душу – это вечная погибель.
Если мы соблазнимся – это на всю вечность.
Лучше человеку умереть, повредить своему телу, чем потерять свою душу.
А лжепророки, лжехристы, лжемессии ищут погубить наши души, сбить нас с истинного пути.

Это Откровение дано Богом, потому что необходимо, чтобы мы знали об этом
Стремление к истине – это не просто какая-то идеология, это Церковь.
Христос соделал Свою Церковь столпом и утверждением истины (Тим. 3: 15).
Тело Христово – это Церковь (все мы, а не только епископы, священники, диаконы),
такая, какой ее устроили и передали нам апостолы и святые.
И Церковь есть хранительница истины, хранительница книг Нового Завета.
Но книги Нового Завета не будут иметь никакой ценности, если их истинность не будет запечатлена Церковью.
Эти 27 книг выбрала Церковь и сказала, что в них содержится истина,
и они составляют боговдохновенные книги Священного Писания.

В письмах святителя Афанасия Великого мы читаем, что,
согласно решениям Соборов епископов Церкви, происходивших в ту пору,
многие книги Священного Писания (особенно некоторые из них, в том числе и Апокалипсис)
отдельными Поместными Церквями не принимались.
Некоторые Поместные Церкви считали, что Апокалипсис Иоанна Богослова
не относится к собранию книг Нового Завета, как и послание апостола Павла к Евреям.
Нигде не говорится, что Евангелие от Матфея написано апостолом Матфеем,
или что Евангелие от Марка написано апостолом Марком.
Это Церковь запечатлела, что этот текст принадлежит Марку,
этот – Иоанну, а этот – Павлу. Церковь так установила.

От первых лет после Вознесения Господа на небеса и начала апостольской проповеди существовали ереси.
Еретики пытались согласно со своим восприятием и образом мышления переделать апостольские предания.
Что они делали?
Они писали тексты и говорили, что этот текст написал, к примеру, апостол Павел.
А как в те времена могли разобраться, кто это написал?
Подписывали – от Павла, от Иоанна, от Фомы и предлагали христианам.
Так называемые апокрифические евангелия, которых все боятся.
А апокрифические евангелия – это, в основном, тексты, которые написали еретики,
по большей части гностики (была такая ересь в первые годы существования Церкви,
которая очень сильно смутила тогда людей).
Они писали тексты, подписывая их именами апостолов – Иакова, Фомы, Павла,
распространяли их среди христиан и вносили большую смуту.
Было множество текстов, о которых христиане точно не знали, кто их составил.
Они истинные? Они подлинные? Был беспорядок.
Церковь тогда сказала:
«Мы принимаем как истинные только те тексты, которые составили ученики Христовы,
опираясь на мнение учеников апостолов».
Тогда были живы ученики апостолов – святой Поликарп, святой Игнатий
и другие преемники апостолов, которые знали, о чем говорили их учителя.

Сейчас мы часто тоже слышим глупости и даже хулу, которые приписывают старцу Паисию.
Я 16 лет жил рядом с ним и не слышал от него таких вещей.
А тот, кто один раз к нему зашел, может быть, даже и не видел его, уже пишет всякое.
Но мы, те кто были рядом, слушали его и знаем, о чем он говорил, можем рассудить,
говорил ли старец Паисий все те несуразности, которые ему приписывают.
Даже при его жизни случалось, что приходили люди и говорили:
«Старец Паисий сказал, что через три дня начнется война!»
Он же ничего подобного не говорил, но эти слова из уст в уста передавались друг другу.

Фото 2 (33).JPG
Преподобный Паисий Святогорец
Один раз к нему пришел человек и сказал:

– Геронда, мы в Афинах слышали, что начинается война. Это правда?

– Хорошо, а что ты думаешь делать, если начнется война?

– Хорошо бы знать, что начинается война. Мы бы тогда пошли купить всего побольше.

– А что ты собираешься купить?

– Молока, соли.

– Хороший мой, если начнется война, то ты пойдешь молоко пить?
Пойдешь и начнешь готовить, чтобы покушать?
Если начнется война, что твой ум обратится к еде и ты будешь радоваться, что у тебя полны закрома?
А если ничего не запасешь, будешь чувствовать себя в опасности?
Что у тебя в голове?

Люди часто искажали смысл его слов.
Один раз пришел к нему человек и сказал, что в их епархии такой-то владыка.
Старец ответил, что знает его.
Потом этот человек пошел к владыке и стал рассказывать:
«Я ездил к старцу Паисию, и он сказал, что знает вас, какой вы прекрасный!»
А старец ничего подобного не говорил.

Еще к нему в каливу приходил один монах, немного бездельник,
из простых, навязчивый, грубоватый.Приходил и сидел у геронды часами.
Старец расстраивался и просил его:
«Раз у тебя нет никаких вопросов, дай мне десять минут побыть в тишине, помолиться».
Монах продолжал сидеть, расспрашивать про погоду,
пойдет ли дождь или не пойдет, вырастут ли помидоры, созреет ли виноград.
Было время у геронды на такие вещи?
Но он не хотел расстраивать монаха.
Один раз он предложил ему пойти вместе в храм почитать Псалтирь.
В храме монах сел, а старец пошел читать Псалтирь.
У него было только одно легкое, поэтому временами он останавливался, чтобы глубоко вздохнуть.
Пришел какой-то человек, подошел к окну храма, и старец сделал ему знак подождать немного.
Ушел этот монах-бездельник и потом прислал старцу письмо.
Послушайте, что он там написал:
«Тебе было мало, что ты продержал меня у себя столько часов,
я потерял столько своего времени, ты еще и счел меня за бесноватого,
отвел меня в храм, чтобы читать надо мной Псалтирь, а потом еще и пригрозил».

Сейчас можно легко сделать заявление, рассказать людям,
что ты не имеешь никакого отношения к этому человеку, к этой теории, к этим новостям.
Можно оповестить общество с помощью интернета, радио, телевидения, газет, отстоять истину.
А во времена апостолов в Церкви существовала серьезная проблема
в течение нескольких веков до эпохи Василия Великого:
еретики писали что-то, подписываясь именами святых, распространяли свои тексты среди верующих,
и это производило большое смущение.

Фото 3.jpg (3).PNG
Книга Левит, фрагменты рукописи II в.
Церковь сказала:
«Мы не принимаем ничего, кроме того, чему нас научили апостолы, их преемники и ученики преемников апостолов».
Таким образом появилось то, что Церковь называет апостольским преданием.
Кто был свидетелем-очевидцем Христа?
Апостолы. То, что говорили апостолы, – правильно.
Таким образом удалось собрать учение Церкви и определить каноны
истинности текстов Священного Писания. Люди могли сказать, что эти книги
– истинные, достоверные, богоносные, они составляют Новый и Ветхий Завет.

Таким образом Церковь разрешила эту сложную проблему,
которая нашла окончательное завершение в письмах святителя Афанасия Великого.
Это один из ответов протестантам, свидетелям Иеговы и всем тем, кто сегодня говорит:
«Мы признаем только Священное Писание, но не Церковь и ее предание».
Но что такое они говорят?
Священное Писание определила Церковь и сказала, что оно богодухновенное.
Святой Афанасий это сказал, собрание епископов.
А как ты можешь принять только книги, которые выбрала Церковь,
а саму Церковь при этом отвергнуть? Это абсурдно.
Церковь утвердила авторитет и истинность Писания. Церковь – это печать истины.
Церковь ставит свою печать на том, что истинно, и не признает того, что ложно или сфальсифицировано.
Единственный надежный путь понять и отличить то,
что нам говорил Христос о лжепророках, лжемессиях, лжехристах, – это Церковь, кивот истины и спасения.

Христос сказал, что мы действительно идем к концу.
Когда это случится? Никто не знает.
Может, через тысячу лет, может, через десять тысяч лет, через пять миллионов – никто не знает.
Да это и не должно нас заботить. Почему это не должно нас занимать?
Во-первых, потому что Христос нам сказал, что о конце мира не знает никто.
Ни один святой не знает этого. Даже ангелы Господни не знают этого.
Только Бог знает, но не открыл этого никому.
И я могу вам точно сказать о том, что сейчас распространяется через интернет,
что в 2012 году должен прийти конец света, – что он не придет в 2012-м.
В другие годы может – в 2011-м, в 2013-м, в 2015-м,
но в 2012-м – нет, Господь не позволит исполниться лжепророчествам.
Можем спать спокойно в 2012-м, не настанет конец света.

Христос сказал, что мы действительно идем к концу.
Когда это случится? Нас не должно это заботить
Однако есть еще один конец, наш собственный.
Это случится наверняка и довольно скоро. Наши годы сочтены, и жизнь имеет предел.
Тебе сейчас пятьдесят, пройдет еще лет 20–30–40–50, и все.
Надо принять как данность, что есть конец нашей жизни и конец мира.
Они наступят. О чем же важно думать?
Не о сроках, а о том, как ты встретишь и воспримешь этот конец.
И о том, что этот конец на самом деле не завершение жизни, а твое вступление в вечность.
Хорошо бы нам размышлять о том, как мы пройдем этот путь
и каковы будут наши отношения со Христом в вечности.
Если мы будем задумываться об этом, то перестанем надеяться, что мы что-то из себя представляем.
Все это преходящее. И твой земной путь завершится.
Не останется на земле тех, кто тебя знает, кто тебя помнит. Только Бог помнит всех нас.
На похоронах мы говорим: «Вечная память».
Это не про нас, людей. Глупости говорят, сидя за столом:
«Ты столько сделал, и мы будем помнить тебя вечно!»
Завтра ты сам уйдешь, потом я вслед за тобой. И как ты будешь его вспоминать?
Не люблю я эти пустые слова.
Часто на похоронах я не выдерживаю слушать надгробные речи, тереблю свой жезл и молю Богородицу:
«Довольно уже, Пресвятая Богородица!»
Сколько глупостей говорится… Какой-то театр, игра с болью другого.
Можно просто сказать пару слов в утешение, а не устраивать весь этот хаос.
К сожалению, мы и это превратили в театр.
Бог помнит человека. Бог тебя будет всегда иметь в Своей памяти.
И когда мы поем: «Вечная ваша память, достоблаженные отцы и братия наша, приснопоминаемые»,
это значит, что у Бога ты всегда останешься в памяти.
Когда Бог тебя помнит, это значит, что ты существуешь, что ты живешь, что ты – подобие Божие, что твой дух и твоя душа упокоились в Боге. Когда же Бог не хочет о тебе вспоминать, не хочет видеть тебя (не потому, что Он не хочет,
а потому что твоя душа отреклась от Него, отвергла любовь Божию,
разорвала связь с Богом и отреклась от вечной памяти Божией),
это прискорбно для человека. Об этом говорит Господь в Евангелии.
Постарайся те немногие годы, которые отведены тебе на земле, достойно провести перед Богом,
чтобы ты смог пройти через врата вечности и предстать перед Богом чистым,
покаявшимся, соединенным с благодатью Божией, живущим в Боге и победившим смерть.
Чтобы ты победил тление, победил отчаяние, чтобы ты не жил вдали от Бога, а жил вечно рядом с Ним.
В этом победа Бога над смертью, победа над тлением. Это наш личный конец.

Фото 4 (27).JPG
Но Господь рассказал нам и о кончине мира, потому что в те времена будут жить христиане.
Господь рассказал нам о знамениях, которые будут предшествовать концу.
Через образы и символы рассказал в Евангелии и в Откровении Иоанна Богослова об этом конце.
Но Он нам открыл это не для того, чтобы мы начали паниковать
и ночью не могли уснуть, видя саранчу, грядущую на нас, и все те видения, которые были открыты апостолу Иоанну.
Он хотел нам оставить очень важное послание:
«Не бойтесь, Бог победит в конце».
Что бы ни происходило, что бы ни случилось, победа будет за Богом.
Моментами будет казаться, что побеждает антихрист, что побеждают лжепророки.
Это попустит Бог, чтобы они сделали то, что хотят, не ограничивая их свободы,
и насколько им это позволит наше бездействие и злоба. Но Господь положит всему конец.
Не для того, чтобы наказать нас, но чтобы дать новое рождение человеку,
чтобы привести человека в вечное Царствие, чтобы вернуть все на стези своя,
как было в начале, воссоздать человека по образу Божию.
Чтобы все, кто возлюбил Господа, жили вместе с Ним.
Чтобы было новое небо и новая земля, где царствует Бог, где нет боли, горестей,
человеческой мелочности, но везде и во всех Христос.
Господь оставил нам это послание, несущее в себе благую надежду.
Сказал нам не бояться ничего. Вы услышите о войнах, об опасностях – одно, другое, третье.
Не поддавайтесь помыслам и не бойтесь. Так должно быть и будет.
Но это пройдет. А вы не бойтесь.
Не смотрите на то, что происходит сейчас, но смотрите на Того, Кто грядет.
На Христа, Который есть Царь всего и всех людей, которые приняли и возлюбили Его.

Что бы ни происходило, что бы ни случилось, победа будет за Богом
Одним заметным знамением последних времен будет появление множества лжепророков.
Сегодня вы видите, что пророков множество.
Ими наполнилась земля, все стали пророками и пророчицами.
Но ведь пророчество – это дар Духа Святого.
А дары Духа Святого не даются скоро, они дорогого стоят, они очень ценные.
Они даются ради чего-то, а не случайно. Никто из пророков не пойдет и не станет говорить:
«Я пророк! Бог мне открыл такие-то вещи».
Не станет это распространять.
О всех тех пророках, которых вы будете видеть по телевизору и слышать по радио,
которые будут говорить, что им нечто открыл Бог, святые, Богородица,
что они разговаривают с Богом и получают ответы, – знайте, что это прельщенные.
Божии пророки имеют дарования Духа Святого, имеют в себе черты истинных пророков.
Первая отличительная черта – это Церковь.
Вне Церкви дары Духа Святого не действуют.
Не бывает пророка вне Церкви, среди других верований и еретиков.
Лжепророки, лжемессии и антихристы там бывают. Дары Духа Святого не действуют вне Церкви.
Господь устроил Церковь, и в теле крещеных людей действуют дары Духа Святого.
Это не значит, что все остальные люди пойдут в ад. Это разные вещи.
Одно – дарования Духа Святого, а другое – кто пойдет в рай.
В рай пойдут не только пророки и прозорливцы.

Я не пророк.
Наверное, я уже рассказывал вам историю о том, как мне в монастырь Махерас
позвонила одна женщина и спросила:
«Отец Афанасий, скажите мне честно, пожалуйста, у вас есть дар прозорливости?»
Я ответил ей:
«Скажу вам со всей откровенностью, что у меня, к сожалению, нет дара прозорливости».
«Может быть, вы говорите так по смирению?»
«Нет, у меня нет такого смирения. Мне понравилось бы иметь дар прозорливости, но не дано, что поделать».
«А где мне найти того, кто имеет дар прозорливости?»
«Открой телефонный справочник и поищи, там и пророки должны быть».
«Неужели пророки будут оставлять свои телефоны?»

Люди Божии не будут заниматься такими глупостями.
Пойди скажи старцу Паисию, старцу Порфирию, что они пророки, – они сочтут тебя безумным.
А они действительно были пророками.
Невозможно представить, чтобы они говорили:
«Мои слова – пророческие».
Они были очень стеснительными и смиренными, глубоко смиренными людьми. Никогда не хвалились.
Дарования даются для устроения и укрепления Церкви некоторым людям, подвижникам,
добродетельным, крайне смиренным, чистым сердцем во благо Церкви.
А не для того, чтобы мы писали книги, увлекались фантазиями, имели бы последователей и тому подобное.
Но наше спасения не зависит от того, пророчествовали мы или нет.
В Царствие Божие приглашены все. Дарования не имеют отношения ко спасению.
Спасение – для всего мира. Святой Иоанн Лествичник говорит:
«Возлюбленный! Знай, что удолия умножат пшеницу (Пс. 64: 14), и плод духовный в себе.
Сие удолие есть душа смиренная, которая посреди гор, трудов
и добродетелей всегда пребывает без возношения и неподвижною.
Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле,
но смирихся, и спасе мя Господь вскоре (Пс. 114: 5)»
(Лествица. Слово 25: 15).
У меня не было ничего другого, я не искал себе даров, не приходило на ум такое.
Но я смирился, покаялся, изменил образ мыслей и образ жизни и попросил у Господа спасения.
Нас спасает смирение. Не дарования.
Если и будешь иметь дарования, но не смиришься, они тебя погубят.
Впадешь в тщеславие, в гордость.

Фото 5 (16).JPG
«Лествица» прп. Иоанна Лествичника, списанная митр. Киприаном
Один раз бесноватая женщина схватила за руку одного студента богословского факультета,
вложила его руку в свои уста и начали кричать:
«Ты меня сжег, ты меня сжег, ты меня сжег!»
Он под впечатлением приехал к старцу Паисию, рассказал эту историю.
А старец ему ответил:
«Да ты все неправильно понял! Это тебя он сжег.
Такие гордые помыслы вложил в твой ум, что ты из себя что-то представляешь,
что на тебя все смотрели и говорили: "Какой хороший парень, раз от прикосновения к нему демоны сгорают"»
. Диавол попалил его гордостью в конце концов.
Наше тщеславие и гордыня столь велики, что Господь по Своей любви
оставляет нас без Своих дарований, чтобы мы не погибли.
Неужели мы будем мечтать, что начнем творить чудеса и сделаем всех счастливыми?
Я благодарю Бога, что я полный. Не хочу худеть.
Представьте, если бы я был похожим на скелет, люди бы говорили:
«Какой святой человек! Кожа и кости. Исхудал совсем от поста, от подвига, от бдений».
А я бы начал думать, как меня почитают, как любят, понимают, что я святой человек.
А так все смотрят: «Какой толстый. Нашли святого! Хотел бы я посмотреть, сколько он сегодня съел за обедом».
По крайней мере, смиряемся. Я так говорю своим братьям полным:
«Слава Богу! Хотя бы от гордости это нас отвело!»
Я бы точно был очень гордым, если бы был худым, похожим на преподобного.

Пророков мы узнаем по их смирению, по их принадлежности к Церкви.
Божии люди – это крайнее смирение, они действительно считают себя хуже всех.
Таким людям Господь открывает Свои тайны, Свою волю.
Апостолу Иоанну было дано Откровение, чтобы напомнить нам, что Христос – Царь мира.
И в нашей повседневной жизни, и в жизни всего мира не совершится ни то, чего желает диавол,
ни то, чего ищет зло человеческое, но совершится то, чего хочет Бог.
В этой временной жизни иногда может побеждать зло.
Люди могут умереть, будучи неправедно оклеветаны, но грядет Господь,
Который все поставит на свои места.
Оправдает навеки каждого несправедливо осужденного человека.
А что имеет истинное достоинство?
Вечное Царствие Божие, а не праздник этого мира, отведенные нам 50–60–70 лет.
Последнее слово о каждом из нас скажет Бог. И оно имеет значение.
Остальные слова – пустые. Все проходит, как туман – и хорошее, и плохое.
Самое важное – это то, что скажет обо мне Бог, последнее и самое главное слово.
Мир и люди могут говорить разное, каждый судит по-своему.

Не совершится ни то, чего желает диавол, ни то, чего ищет зло человеческое, но совершится то, чего хочет Бог
Апокалипсис нас учит многому.
Особенно, когда мы внимательно начнем вникать в его слова, когда мы увидим,
как Христос держит мир в Своих руках и во всем действует премудростью.
Мы не забыты и не брошены на произвол. Но в то же время и диавол имеет свои права
и свою свободу, имеет простор действовать, исходя из того, чем обладает.
Премудростью промысла и любви Божией сохраняется свобода каждого человека.
Ни один человек не останется без праведного суда Божия.

К Апокалипсису всегда был особый интерес.
Но нам не нужно в ней пристально искать, что случится в будущем
– когда настанет конец мира, когда будет Второе Пришествие,
родился ли уже антихрист. Апокалипсис не говорит об этом.
Апокалипсис показывает, как тебе следует приготовиться к тому,
чтобы встретить и пережить эти события. Каким ты должен быть перед этими событиями.
Как ты должен искать Христа. Как остаться верным Христу.
Как тебе не обмануться, видя, что происходит. Как тебе иметь свой ум и очи прикованными ко Христу,
что бы вокруг тебя ни происходило. Этого нужно искать.
Остальное произойдет, мы не сможем этого остановить.
Видите, что сегодня происходит?
Я прочитал Апокалипсис во втором классе гимназии. И я был смущен, говорил себе:
«Неужели Бог попустит столько зла в мире? Сожжет мир? Придут акриды и так далее?»
Пошел к батюшке на нашем приходе. Он был очень хороший человек. Говорю ему:
«Отец, я прочитал Апокалипсис и смутился».
Он ответил: «Сынок, Бог есть любовь. Это не Бог так с нами поступит. Люди сделают все это».
Он ответил просто, но по-богословски правильно.
Человек в конечном счете разрушит мир. Бог не будет разрушать, не будет такой труд брать на Себя.
Мы сами все разрушим. С имеющимся сегодня оружием мир можно разрушить в два счета.
И все загрязнения природы, болезни – это ведь не ангел устроит нам, а мы сами это все делаем.
Видите, что происходит?
Мы сами создаем болезни, потом бежим делать прививки. Всё это симптомы.
Они говорят о том, что этот мир имеет свой срок.
Никто точно не знает какой, но разрушение происходит, и оно побеждает.
Мы видим, что происходит вокруг нас.
Читая то, что было написано две тысячи лет назад, в каждой главе мы будем замечать мир Божий
и видеть, насколько мирным остается человек, если рядом с ним Бог.

Апокалипсис показывает, как тебе следует приготовиться к тому, чтобы встретить и пережить эти события
Я помню одну монахиню из монастыря святого Ираклидия, сестру Христодули.
Очень благодатная старушка была. Полненькая, радостная, сильная.
На закате лет за ней ухаживали сестры. Она стала говорить:
«Я умру, пришел мой конец».
Позвала сестер, чтобы подарить им иконы из своей кельи.
Раздала, попросила поминать ее, когда умрет.
Сестры спрашивали ее, боится ли она умирать.
Она раздражалась: «Что это за слова вы мне говорите? Не стыдно вам такое говорить?
Монахини мы, что о таком говорим? Я пятьдесят лет монахиня, и буду бояться умереть?»
Приехал я ее проведать. Она рассказала, что ее искушают сестры,
что она начинает нервничать от таких вопросов.
«Не стыдно ли монахиням бояться умереть?
Я ведь ношу Христа в своем сердце, что это за разговоры? Я ведь причащаюсь».
Ей казалось это вызывающим.
«Единственное, чего бы мне хотелось, чтобы ты пришел на мои похороны, чтобы я тебя увидела».
Я сказал, что, может, и не получится, если я уеду куда-то, ведь я не могу сидеть и ждать, пока она умрет.
В это время мы собирались в Иерусалим.
«Я скажу Герондиссе, чтобы она меня положила в холодильник, пока ты не приедешь!
Я не хочу умереть и без тебя уйти».
Договорились, что ее положат в холодильник.
И действительно, Господь устроил по ее сердцу.
В тот день случилось, что я был в монастыре. Я зашел к ней.
Она уже была подключена к кислороду, тяжело дышала. Спросил ее:
«Как ты, сестра Христодули?».
Отвечает: «Геронда, благослови, чтобы уже умирать, хочу уходить».
Я благословил ее, она поцеловала мою руку, перекрестилась.
Я вышел, пошел в домик. Не успел дойти – через 5–6 минут позвали сестры, сказали, что она умерла. Вот так ушла.
Если Христос рядом – побеждается смерть. Мы видели десятки смертей людей Божиих.
Смерть – это страшная вещь, непросто ее победить. Смерть, тление, возраст, годы.
Но если Христос рядом с нами, то Он освещает все.
  Апокалипсис говорит о пути человечества через проблемы, сложности, испытания, опасности, борьбу.
Но Христос – это свет, это мир, это радость человека, поэтому и свой конец,
и конец этого мира человек может принять по благодати Божией в глубоком мире.
И такой мир – это не ощущение. Может быть и боль, и борение по-человечески.
Но в нашем сердце может царствовать мир от присутствия Божия.
Мы рядом с Богом, в Его руках. Бог ведет этот мир и мою жизнь, моих детей и семью.
Мы иногда переживаем о том, что станет с нашими детьми, когда мы умрем.
Конечно, это присуще человеку. Но отдай все Богу и оставь такие мысли.
Не заботься, передай все в руки Божии и увидишь, как Господь все управит.
Каждый день – в мире, во Христе. Будь спокойным, мирным и радостным.

Завершим нашу вводную беседу. А в следующий раз перейдем к тексту.
Начнем с первой главы Откровения апостола Иоанна.
Это непростая книга, будем разбирать, насколько будет сил.

(Продолжение следует.)

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net, 2010 год

Митрополит Лимасольский Афанасий
5 февраля 2024

0

2

АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 2

Зачем Господь оставил Откровение человеку?
Беседа 1.

В прошлый раз мы сказали, что с помощью Божией поговорим о книге Откровения
святого и славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Мы взялись за очень непростое дело.
Оно требует большого внимания и многих молитв, чтобы Господь сохранил нас и не позволил сказать ошибочные вещи.

Фото 1.jpg
Мы читаем Апокалипсис не для того, чтобы оценить обстоятельства нашего времени,
или узнать события будущего, или прояснить, сколько лет нам осталось.

Апокалипсис святого Иоанна Богослова имеет конкретную цель – помочь нам приблизиться к Богу
и дать нам блаженную надежду и убежденность в том, что Бог в конце победит,
а люди, которые имеют надежду и терпение, будут с Богом вечно.

Начнем с первой главы.
Откровение было написано примерно две тысячи лет назад.
Это последняя книга Нового Завета, хронологически она была написана последней.
Посмотрим, что говорит апостол Иоанн в первом стихе.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.
И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1: 1).

Фото 2.jpg
Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями», 1800 г.
Эта книга, как говорится в тексте, содержит в себе Откровение, которое дал Бог Иисусу Христу,
чтобы показать рабам Своим то, что явится скоро.
Слово «откровение» означает, что было нечто неизвестное, сокрытое, под покровом, а теперь оно открывается.
Итак, Бог дает нам Откровение Иисуса Христа.

В Евангелии Христос говорит, что никто не знает, когда наступит конец мира.
Никто, даже Сын. Ни ангелы, ни Сын.
А здесь говорится об Откровении, данном Богом Иисусу Христу.
Бог дал это Откровение Иисусу Христу не потому, что существует нечто,
о чем Ему неизвестно, или что Отец скрыл что-то от Сына.

В другом месте Священного Писания говорится, что все, что имеет Отец, то дал Сыну.
Сын знает все. Нет чего-то такого, что было бы неизвестно Ему.
Но мы должны знать, что часто в Священном Писании проявляются две природы Христа.
Христос часто действует как Бог, а иногда – как Человек.
По Своей человеческой природе Христос испытывал голод, жажду, уставал,
спал, умирал, потому что Он был и Человеком.
А как Бог – воскрес и воскресил других, совершал чудеса и проявлял Свою сверхъестественную силу.
Как Человек Он спрашивал:
«Где положили Лазаря?»
Не от того, что Он не знал, а просто Его человеческая природа проявляла свое естество.
Христос – совершенный Человек и совершенный Бог.

Христос – совершенный Человек и совершенный Бог
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» означает,
что Христос как Человек воспринял это знание, потому что в Нем две природы нераздельны.
Христос – Богочеловек.
Человеческая природа Христа восприняла от Божества это Откровение
и открывает Своим рабам все то, о чем мы дальше будем читать.
Откровение дается рабам Божиим.

В прошлый раз мы говорили, что в наши дни появилось очень много лжепророков.
Уже сейчас их много, а будет еще больше по мере приближения к концу.
А лжепророки – это одно из знамений последних времен. Не будучи пророками, они будут казаться таковыми.
Но пророком может быть только раб Божий, никто другой.
Раб – это не какой-то пленник, порабощенный, зависимый, подчиненный, которого лишили свободы.
Но это человек, святой человек, чистый, который освободил себя от страстей и грехов,
и в его теле и душе, в уме и сердце царит присутствие и благодать Духа Святого.
Христос открывает Свои тайны только Своим рабам. Никому другому.
Только люди Божии, святые могут воспринять откровения от Бога, и только они могут их растолковать.
Потому что откровение, слова Божии даны от Бога, от Духа Святого.
Они записаны и переданы словесно святыми, и только святые люди
могут правильно их разъяснить, поэтому существует множество ересей.

Фото 3.jpg.png
Страстные люди, движимые эгоизмом, своенравием, мятежным духом хотят толковать Священное Писание.
Не имея Духа Святого Божия, не имея чистоты ума и сердца,
не будучи смиренными людьми, они желают толковать по-своему.
И часто можно услышать вещи трагикомические. Задаешься вопросом:
«Откуда у человека такие мысли? Неужели он не понимает, что это глупости?»
Однако у него такой эгоизм, который ослепляет ум, и человек говорит подобные вещи, не осознавая того.
И в общественной жизни есть вполне серьезные люди, которые с интересом читают так называемые «пророческие книги».
В чем тут дело? Они просто того же духа, что и авторы этих книг и идей.
В них – дух эгоизма, гордости, тщеславия, поэтому Бог не может их просветить,
а они становятся жертвами похожих на них людей.
А человека смиренного, чистого сердцем, испытующего и ищущего воли Божией, Бог просвещает и ведет по жизни.
Такой человек понимает, чтó есть правда, а что – ложь.
И даже если он в чем-то запутается, Господь его не оставит, видя его доброе намерение.

Человека смиренного, чистого сердцем, испытующего и ищущего воли Божией, Бог просвещает и ведет по жизни
Я встречал таких людей, которые обладали и умом, и положением в обществе,
были образованы, однако они верили в вещи безрассудные, никчемные, и это меня поражало.
А когда начинаешь разбираться, то оказывается, что и они заражены духом гордости.

Я знал одного человека, который постоянно верил каким-то ложным пророчествам.
Сейчас распространяют много подобных книг.
Один раз он мне говорит:
«Знаешь, я мог бы стать выдающейся личностью в Церкви, как отец Паисий,
как старец Порфирий, если бы я оказался среди монахов, в церковной среде, среди священства».
Он стал верить всем ложным пророчествам, потому что внутри него жил дух гордости и высокомерия,
который сделал его наивным, что он стал верить подобным вещам.

Ложные пророчества зачастую распространяют душевнобольные люди,
которые сами начинают верить в то, что они пророки.
Как же ты доходишь до такого состояния, что начинаешь верить их пророчествам?
Это значит, что-то идет не так.

Фото 4.jpg
Зверь и лжепророк, иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями», 1800 г.
Помню, был один йог, учитель. Ребята верили, что он – бог.
Было у него хобби – коллекционировать «Роллс-Ройсы». В гараже стояло 40–50 разных автомобилей.
Я попросил одного из ребят показать мне фотографию этого гуру,
которого они, образованные, не какие-то простаки, считали богом.
Приносит. И что я вижу? Молодого человека, лет 42, успешного и благополучного.
Разве это Бог, создавший небо и землю? Бог всего мира?
Что тут скажешь? Господи, помилуй! Не знаешь, что ответить.
Это «бог» – на «Роллс-Ройсе», со счетами в банке и самолетами для путешествий?
А ему верили. За гордость, высокомерие и тщеславие Господь попустил их уму такое:
или распространять ложные пророчества, или верить в них.
Эпоха прелести и заблуждений – что тут скажешь!
Говоришь приходящим в Церковь людям, добродетельным, опытным, что это все нехорошие вещи.

Помните, здесь, в Лимасоле, историю в Трахони, когда Микки-Маус появился на стене?
Все пошли и посмотрели.
Я ничего не увидел. Приходили и более серьезные, более святые люди. Видели.
Все люди Божии в один голос говорили, что это несерьезные вещи, это не от Бога.
Собирался Синод, разбирались, сказали, что это не от Бога, не верьте, не занимайтесь этим.
Это обман и хитрость, возможно, и сатанинская.
Однако до сих пор есть люди, которые хотят быть в Церкви, как будто и причащаются, но верят этому.
Тебе сказали опытные люди, люди святой жизни, а ты продолжаешь верить тому, что на стене написано.

Если начнешь ближе узнавать таких людей, то поймешь, что они не просто допустили ошибку.
Мы все делаем ошибки. Но настойчиво оставаться в заблуждении – значит,
что ум твой находится в прелести, тебе нравится это заблуждение,
ты находишь утешение в этом духе, который, по слову нашего приснопамятного старца, – глухой и немой.
Сколько не говори с прельщенным – он не слышит. Что ему ни скажи, он не отступит от своего.
Чудеса сотворишь для него, воскресишь мертвых – он где был, там и останется.
Это и есть признак прельщенного человека, когда его ничем невозможно увести от его помысла.
Он не говорит:
«Знаешь, я могу и ошибаться. Верю, но как человек могу и заблуждаться».
Не задается вопросом, верны ли его убеждения.
Признаки прельщенного человека – тщеславие и упрямство:
«Я знаю, я так верю, я изучил и разобрался в этом, я так это понимаю» – все эти я.

Признаки прельщенного человека – тщеславие и упрямство
Недавно у нас в Лимасоле появился один человек, который проводит беседы,
интересно рассказывает, обладает красноречием, образованный, врач.
Пришел увидеться со мной, чтобы потом рассказывать другим.
Говорил, говорил, говорил – все о себе.
Я спросил, ходит ли он в Церковь, он ответил, что он адвентист седьмого дня.
Существует такая протестантская ересь.
Много всего рассказал, и я остановил его:
«Прости, ты говоришь уже почти целый час, и все время – только о себе:
что делаешь, что говоришь, во что веришь, пятьсот раз уже произнес слово "я"»
. Что тут еще объяснять? Так себя проявляют прельщенные люди.

Есть один замечательный пример из жизни преподобного Симеона Столпника.
Когда он забрался на столп и совершал неизвестный ранее подвиг, к нему пришли отцы и сказали:
«Что ты там делаешь? Мы впервые такое видим. Что это за подвиг – сидеть на столпе?»
Столп – это не подобие электрического столба, а что-то вроде минарета.

Фото 5.jpg.PNG
Отцы, жившие неподалеку, не знали о таком подвижничестве и решили Симеона испытать, чтобы понять:
от Бога это или же заблуждение. Решили пойти и сказать ему:
«Отец, ты неправильно делаешь. По гордости, по эгоизму ты залез туда, на свой столп.
Спускайся и больше так не поступай».
Если послушается и спустится, то он смиренный человек, ради Бога так живет, пусть продолжает.
А если не будет спускаться и начнет объяснять:
«Я поступил так, потому что решил это для себя»,
то спустим его силой, он прельстился.

Пришли к столпу и стали кричать, что он нехорошо поступает.
Симеон им ответил:
«Простите, отцы. Спускаюсь, раз вы думаете, что это нехорошо и соблазняет других,
если вам это не нравится – с радостью».
И тут же спустился вниз.
Тогда отцы сказали ему: «Ступай обратно. Твои подвиги угодны Богу».

Божьего человека отличает смирение
Так отличается прельщенный человек от человека Божия. Божьего человека отличает смирение.
Он готов оставить свои мысли, свои решения и суждения и всегда задается вопросом о своем рассуждении:
«Я подумал, что так правильно. Но я человек и могу ошибаться, не знаю»
. Спрашивает другого и слушает другого.
Гордый, прельщенный, эгоист, тщеславный не слушает никого.
Он сказал – и точка, никогда не усомнится:
«Может быть, я ошибся?»
Это, конечно, крайности. Но не думайте, что прельщенный падает с неба или становится таковым за одну ночь.
Человек впадает в прелесть, потому что с детства постепенно
навыкает вести себя эгоистично, учится тщеславию, высокомерию.
Гордый человек, который слушает только себя и никого другого, становится животным.
Если кто-то дерзнет с ним поспорить или сказать ему:
«Знаешь, ты неправильно делаешь, ты совершил ошибку», он выходит из себя.
Постепенно он впадает в заблуждение.

В вопросах веры, которые нам переданы через слово Божие, через Священное Писание, мы можем быть абсолютно тверды.
Это говорит Бог, говорит Евангелие, говорит Христос – это мы не обсуждаем.
«Возлюби Господа Бога твоего» (Мк. 12: 30) – это не я говорю, Бог говорит.
Я могу ошибаться в словах, со мной можно поспорить.
Я человек, и вполне вероятно, что совершаю ошибки. Мы все должны принять то, что мы ошибаемся,
– и в самих себе, и в других людях. Не надо слишком удивляться, когда кто-то допускает ошибки.
В этом нет ничего удивительного. Человеческая природа несовершенна,
поэтому ей свойственно ошибаться, грешить и иметь недостатки.

Фото 6.jpeg
Истинных рабов Божиих можно узнать по смирению (печать истинности – смирение), по чистоте сердца.
Тогда человек принимает то, что говорит Бог, чистым и смиренным сердцем воспринимает Божественное Откровение.
Бог дал откровение Иисусу Христу, чтобы показать рабам Его, что будет вскоре.
Кто-нибудь скажет:
«Итак, все это произойдет. А зачем нам знать, что это произойдет? Как нам нужно противостоять этому?
Завтра может настать тот день, когда начнут ставит печать антихриста, число 666,
и тот, кто не будет иметь этой печати, не сможет ничего делать – ни покупать, ни продавать, ни передвигаться и т.д.
В любом случае это начнется. А нам что нужно делать? Бороться, противостоять?»

Все это произойдет, но мы не должны склонить головы и быть, как «овча на заколение ведеся» (Ис. 53: 7),
мы не должны беззаботно принять все это. Каждый из нас несет ответственность за себя.
Нам важно хранить свою совесть, не принимать того, что не есть хорошо,
по учению Святого Евангелия, Священного Писания.
То, что это неминуемо произойдет, не означает, что нам нужно все это принять.
И вовсе не значит, что те, кто будет вершить дела, – это орудия в руках Божиих.
Как, например, во времена гонений. Были гонения в первые века Церкви:
гнали христиан, были замучены миллионы людей в течение первых трех веков. Нерон убил тысячи христиан.
Но то, что он уничтожил столько христиан, а рай наполнился святыми,
совсем не значит, что Нерон был орудием Божия Промысла, и он тоже пойдет в рай. Нет.
Он смог наполнить рай мучениками, но сам пойдет в ад за то, что убил их.
Тот, кто творит дела сатаны, дела лукавые, дела не Божии, не оправдывается тем,
что он служит во спасение других людей, участвует в Промысле Божием.
Многие и про Иуду говорят:
«В чем виноват Иуда, раз это было предречено – предать Христа?
Он в точности послужил замыслу Божию. В чем он, бедный, виноват?»
Но это не так. Иуда так поступил не потому, что так было задумано.
Это не значит, что много лет назад записали такое пророчество, которое должно совершиться,
но потому, что он предал. Это было предсказано. Пророчества даны, потому что произойдут определенные события,
но не наоборот: если есть такое пророчество, то это и должно произойти.
А те, кто содействует и совершает предреченное, несут полную ответственность за свои поступки.
И те люди, которые завтра уничтожат вселенную и приведут этот мир к концу, будут ответственны за это.
Нельзя сказать, что они исполнили замысел Божий.
Ты несешь ответственность за преступления и зло, которое совершаешь.
А пророки просто это предвидели.

Пророчества даны, потому что произойдут определенные события, но не наоборот:
если есть такое пророчество, то это и должно произойти
Мне хочется, чтобы вы поняли эту тонкость относительно пророчеств Божиих.
Бог не определяет того, что произойдет, но в силу того, что это произойдет,
Бог об этом предсказывает, чтобы люди не следовали за этим и чтобы уберечь их.
Христос много раз пытался остановить Иуду, как мы знаем из Евангелия,
чтобы он не совершал этого зла, но Иуда хотел так поступить.
Он отвечает за это и за то, как окончил свою жизнь.

Итак, слова «что будет вскоре» (см.: Откр. 1: 1) означают, что так произойдет, поэтому об этом написано.
Но те, кто будет принимать участие и совершать это зло, будут нести полную ответственность.

«Вскоре» – что это значит? Через день все случится?
Нужно понимать, что Бог действует вне времени, и события Апокалипсиса относятся не только к последним временам.
В нем описаны события, которые уже произошли, когда их описал святой апостол Иоанн,
и те, которые произойдут позднее. Церковь всегда жила чаянием дня воскресения из мертвых, последнего дня.
Мы будем читать: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).
Церковь живет ожиданием Пришествия Христова, чаянием наступления Царствия Божия.
«Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11: 2), – говорим мы в молитвах.
Просим Царствия Божия и внутри наших сердец, и в целом.
Каждый человек в Церкви ожидает пришествия Царствия Божия. Когда это случится – неизвестно.
И сколько мы не будем трудиться, чтобы узнать сроки, ничего не получится, Бог никогда не скажет об этом.
Потому что Бог действует не по человеческому любопытству, а совсем другим образом.

Фото 7.JPG
Н. Гизис, «Се, Жених грядет» (фрагмент картины)
«Послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1: 1).
Бог показал все это через ангела рабу Божию Иоанну. Иоанн был верным рабом Божиим
– смиренным, чистым, непорочным, обладающим всем необходимым,
что нужно иметь человеку для восприятия Божественного Откровения.

«Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1: 2).


Апостол и евангелист Иоанн засвидетельствовал то, что видел, что ощутил, что пережил вместе со Христом и о слове Божием.

А далее говорит:

«блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко»
(Откр. 1: 3).

Значит, Апокалипсис написан для того, чтобы люди читали его.
«Блажен читающий». Блажен, благословен, счастлив и тот,
кто читает и изучает книгу Откровения и Священное Писание,
и те, кто слушает поучение, толкование слова этого пророчества.
Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы читать слова пророчества.
Достаточно, чтобы это делалось правильно: в духе смирения и учения,
согласно с толкованиями святых отцов нашей Церкви, с единственной целью – соблюсти то, что там написано.
Не нужно читать ради того, чтобы удовлетворить наше любопытство,
как люди любят читать гороскопы: понять, что делать сегодня, а что – завтра.
Некоторые, часто серьезные люди, не могут жить, если не прочитают гороскоп.
Интересно, что в разных газетах пишут разные гороскопы, и они не соответствуют друг другу,
поэтому надо выбирать, что читать. Глупости!

Фото 8.JPG
«Время близко».
Вы скажете: «Отче, уже две тысячи лет прошло, и не пришел конец».
Да, пока не пришел. Могут пройти еще две тысячи лет, и не придет.
Однако абсолютно точно, что конец наступит. Через 5, 10, 100 тысяч лет наступит. Сомнений нет.
Ты можешь не дожить до этого времени, но придет час, когда ты уйдешь из этого мира.
Поэтому важно читать и хранить то, что написано в Откровении не потому, что ты сам застанешь этот день.
Некоторые будут жить, встретятся с антихристом и увидят все, что там написано.
Но мы, кто, вероятно, не будет жить в те времена, должны каждый день переживать разные события,
распознавая те, которые антихристова духа, которые происходят
от нарушения заповедей и от грехов, при отречении от Бога.
Вокруг нас происходит множество событий, которые бросают нам вызов
и склоняют нарушить заповеди Божии.

Когда мы подойдем к концу своей жизни, к биологическому концу,
тогда и мы окажемся перед лицом всего того, что мы сделали, что думали, что совершили.
Жизнь наша, хотим мы того или нет, к сожалению (а может быть, – и к счастью), имеет свой предел, конец.
И когда-то он наступит. Иногда он приходит рано, иногда позднее, но в любом случае он наступает.
«Время близко».
Можно рассуждать, что мы не доживем до антихриста, но ведь настанет час нашего ухода из этого мира,
когда мы предстанем перед Богом и увидим, что мы сделали и что не сделали.
Мы должны жить не в страхе и в угнетении. Откровение и Евангелие написаны не для того,
чтобы нас запугать или чтобы заставить нас из страха верить в Бога.
Это неправильно: верить в Бога, потому что ты боишься.
Но они написаны, чтобы мы полюбили Бога, веровали в Него по-настоящему, с любовью,
потому что там мы видим, как Бог любит мир, что Он уготовал нам жить с Ним в вечности.
Бог зовет нас в Вечное Царство и в вечное пришествие Его Любви.

(Продолжение следует.)

Сайт omilies.net, 2010 г.

Митрополит Лимасольский Афанасий
19 февраля 2024

Отредактировано Ярослава (2025-03-14 18:06:11)

0

3

АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 3

Блаженны читающие и слушающие слова пророчества
Беседа 2.

Мы остановились на 4-м стихе первой главы.
В прошлый раз мы говорили о том, что это «откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог,
чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1: 1).
Повторю, что это было написано, потому что так произойдет,
а не так произойдет, потому что об этом предречено.
Все это произойдет, поэтому было такое пророчество, которое записали.
Если скажем наоборот, то будет казаться, что Бог виноват во всем этом зле.
Было открыто, что произойдут все эти страшные события, которые устроят сами люди,
и они будут нести ответственность за происходящее. Богу известно об этом, поэтому было записано это пророчество.

1.jpg
М. Герунг. «Видение Иоанном семи светильников». XV в.
Христос послал откровение через Ангела Своему рабу апостолу и евангелисту Иоанну,
который передал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа о том, что он видел и о чем слышал.

«Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего
и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1: 3).

Мы говорили о том, что «время близко» – это не в нашем временном измерении,
потому Бог выходит за пределы нашего человеческого времени и движется в Своем божественном измерении.

Перейдем к четвертому стиху. Теперь, после вступления, начинает говорить апостол Иоанн.

«Иоанн – семи церквам, находящимся в Асии:

благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет,
и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1: 4).

Это церкви, которые находились в Малой Азии. Тогда были и другие церкви, расположенные в разных местах.
Эти семь церквей, семь духов, семь очей – мы постоянно будем встречаться с числом семь
– имеют символическое значение, означающее полноту, как семь дней творения.
Это означает, что слова этого пророчества обращены ко всей Церкви во все века.
Апостол Иоанн говорит, что он молится, чтобы Бог подал Свою благодать и мир, Бог, «Который есть и был и грядет».

Слова этого пророчества обращены ко всей Церкви во все века
А далее вы заметите, особенно филологи, что он изменяет порядок употребления слов:
вместо того чтобы сказать «существующий, бывший и грядущий», апостол меняет порядок,
хотя он и очень хорошо владел греческим, и говорит:
«Который есть и был и грядет», относя это к Богу.
Апостол молится, чтобы на христиан снизошли от Бога благодать и мир.
Благодать – это то избавление, которое Бог даровал миру.
Когда мы в Церкви говорим «благодать», мы понимаем под этим словом ту энергию,
нетварную энергию Бога, которая изливается на человека и спасает его.
Человек избавлен благодатью Божией – мы можем это растолковать и таким образом.
Человек даром освобожден. Наше спасение было дано нам даром, мы не привнесли ничего.
Христос спас нас даром. И эта благодать нашего избавления,
и энергия Святого Духа, и мир от Бога да будут со всеми нами.

Мир – это следствие пришествия благодати.
Когда благодать пребывает в человеке, тогда человек бывает мирным.
Не бывает мира без благодати.
Там, где видишь смущение, раздражение, крик, вопли, нервы, беспорядок, – там нет благодати.
Благодать не может пребывать там, где нет мира. Бог поселяется в мирном человеке.
В тревожном, беспокойном, гневливом, нервном, мрачном и запутанном человеке Бог не обитает.
Бог – Бог мира, и Он обитает в мире. Бог открывает Себя в мире и через людей, имеющих внутри себя мир.
Когда приходит благодать, первое ее проявление – это мир, поэтому Христос постоянно говорил:
«Мир вам».
Когда Его встречали ученики, Он говорил:
«Мир вам».
Когда Бог присутствует, мы ощущаем в первую очередь мир.
Когда Бог отсутствует и действует энергия сатаны, тогда мы ощущаем внутри себя смятение.
Душа мятется, в ней нет мира, мы ничем не утешаемся.
Там, где есть место смятению и путанице, там Бога не бывает.
Не буду больше задерживаться на этом, а постараюсь пройтись дальше по тексту, потому что он довольно длинный.
Думаю, и вам интересно посмотреть, что в нем описано далее.

«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет»,

– говорит апостол.
Тот, Который существует, Который существовал, и Тот, Который грядет.
Это напоминание о Троичности Бога.
«Который есть» – это напоминает нам о Боге в Ветхом Завете.

В книге Исход, в третьей главе, в 14-м стихе Бог говорит с Моисеем.
После того, как Он послал его вывести народ из Египта, Моисей спросил Бога о том,
что ему ответить сынам Израилевым, если те спросят о имени Его.
«Скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне:
как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх. 3: 13).
Бог ответил Моисею:

«Аз есмь Сущий» (Исх. 3: 14).


В еврейском языке это имя записано четырьмя символами: Γ Χ Β Χ (в греческом переводе).
Евреи никогда не произносили этого имени, поэтому мы точно не знаем,
как произносилось имя Божие. Вероятно, Яхве.
Сегодня есть свидетели Иеговы, хилиасты, еретики, которые постоянно произносят это имя,
которое является всего лишь одним из имен Бога.
В Ветхом Завете Бога называли разными именами – Адонаи, Элохим, Саваоф. Одно из этих имен – Γ Χ Β Χ (Яхве).
Однако евреи, когда видели это имя в Ветхом Завете, никогда не читали его,
потому что почитали и боялись произнести имя Божие.
Когда они видели эти четыре буквы, то произносили вместо них Саваоф,
Элохим – иное имя.
Когда это имя переводили на греческий (делали это евреи за 200 лет до пришествия Христова,
70 переводчиков Ветхого Завета, мудрые евреи; это не мы, христиане, перевели Ветхий Завет),
то перевели эти четыре буквы (тетраграмматон) Γ Χ Β Χ как Сущий (ο Ων, ο Υπάρχων).
Здесь апостол и евангелист Иоанн, используя этот перевод семидесяти, запечатлел имя Бога,
напоминая о том, что это Тот Самый Бог Ветхого Завета, Сущий.

2.jpg
Единородный Сын. Эскиз В. Васнецова к росписи Владимирского собора в Киеве
Далее, «Который существует».
Здесь используется тот же глагол, что и в Новом Завете, когда говорится:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

(в греческом тот же глагол ήν – было).
А «грядет» – это относится к Духу Святому.
Мы можем сказать, что все это относится к Троичности Бога.
Но можем сказать и то, что это все – «есть и был и грядет» – относится к Богу в целом,
потому что Троичные свойства общие для всех Лиц.

Итак, «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет (от Отца),
и от семи духов, находящихся перед престолом Его (от Духа Святого)».
До этого мы говорили о семи церквах, а здесь говорится о семи духах.
Это благодать Святого Духа. Это не семь святых духов, это свойства Святого Духа.

Пророк Исаия упоминает о семи свойства Святого Духа –
дух премудрости, дух разума, дух силы и остальные.
Он упоминает о семи свойствах Святого Духа,
чтобы показать полноту даров Духа Святого, находящихся перед престолом Его,
то есть мы имеем благодать и мир и от Духа Святого.
А далее говорит: «и от Иисуса Христа».
Видите, у нас есть ясное упоминание о Святой Троице. Бог Отец, Святой Дух и Иисус Христос.
Лжесвидетели Иеговы, хилиасты, говорят, что в Священном Писании нигде не упоминается о Святой Троице,
но мы видим множество мест, где ясно говорится о Святой Троицы во уверение Церкви.

В пятом стихе говорится:

«и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.
Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею»
(Откр. 1: 5).

Христос – свидетель верный, Он засвидетельствовал перед нами истину.
Он открыл нам истину о Боге, истину о Святой Троице, истину о спасении человека через Него Самого.
Христос свидетель верный, первенец из мертвых – Тот, Кто первым воскрес из мертвых
и через Кого воскреснут все остальные мертвецы.
В этом открывается вера Церкви в то, что воскреснут все мертвые,
не останется ни одного человека, который не воскреснет.
Когда Христос придет во Втором Пришествии, все мы воскреснем. Все.
Кем бы мы ни были, где бы мы ни жили, как бы мы ни умерли – все мы без исключения воскреснем.
Воскреснут не наши души, потому что души не умирают, воскреснут наши тела.
То тело, которое мы имеем сейчас, воскреснет.
Конечно, оно не воскреснет постаревшим или младенческим, больным или с недостатками.
Оно будет совершенным, невредимым, без болезней и увечий.
Как Христос воскрес целым и невредимым, так и мы все воскреснем во Христе Иисусе, в первенце из мертвых.
Поэтому мы, христиане, не верим в переселение душ.

Если бы мы верили в переселение душ, то как могли бы воскреснуть мертвые?
Если я воскресну, то в каком теле?
В том, которое имею сейчас, или в том, в котором жил 50, 100 или 200 лет назад?
Тогда теряется единственность и неповторимость человеческой личности.
Человек дважды не повторяется, мы не придем дважды в этот мир,
но мы и не существовали ранее (не «предсуществовали»). Мы появились в момент нашего зачатия.
Когда мы были зачаты внутри утробы нашей матери, тогда была сотворена наша душа.
Раньше наша душа не существовала, и потом она не будет жить в чьем-то теле.
Все эти учения – еретические, Церковь отклонила их,
потому что мы веруем в воскресение из мертвых через Иисуса Христа, Который есть «владыка царей земных».

Христос – над всеми. Нет никого выше Христа. Не существует ничего, что опускает Христа вниз.
Христос превыше всех и вся. И тот, кто вместе со Христом, тоже обретается превыше всех и вся.

Если бы мы верили в переселение душ, то как могли бы воскреснуть мертвые?
Далее говорится, что Христос – владыка царей земных, Который нас любит
и Который омыл нас от грехов наших Кровию Своею.
Как мы омываем и очищаем грязного, запачканного ребенка, всего в нечистотах,
так и Христос омыл и очистил нас от наших грехов.
Каким образом? Своей Кровью.
Поэтому братья мои, когда мы идем на Божественную литургию,
мы идем главным образом для того, чтобы причаститься Тела
и Крови Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную.
Разумеется, подготовившись соответствующим образом, мы подходим к Чаше,
чтобы стать причастниками великого события – нашего очищения.
Христос распялся и Своею Всесвятой Кровью спас весь мир, спас всего человека.
А каждый из нас участвует в своем личном спасении, которое Христос принес на землю
и даровал нам Крестом Своим, участвуя в Таинстве и причащаясь Христу, Который очистил нас от грехов наших.

Что Христос сделал для нас?
Читаем в шестом стихе:

«и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь»
(Откр. 1: 6).


Он сделал всех нас причастными Его власти – сделал нас царями.
Как Он Царь, так и нас Он сделал царями по благодати, поскольку мы – чада Царя Царствующих.
Я хочу сказать, насколько это глубокие вещи, когда человек проживает их в Боге. Человек, близкий Богу,
дорогие мои, чувствует себя в самом деле царем – у него нет нужды ни в чем.
А он при этом может не иметь абсолютно ничего.

3.jpg
Помню, какое огромное впечатление на меня произвела одна встреча,
которая произошла, когда я во второй раз приехал на Святую Гору.
Я отправился в пустыньку Катунаки, где жил один отшельник с Кипра.
Он сейчас еще жив, старенький уже. Там была веранда посреди скал, возвышающихся над морем.
Он сказал мне: «Здесь я ощущаю себя царем».
А что это был за царь?
Он ничего не имел: его калива была настолько бедной!
Ничего в ней не было. Одежда вся рваная.
Он угощал меня какими-то фруктами, а я старался не смотреть, что я ем, – по 5–6 червяков было в каждом.
Нищета крайняя. А он говорит мне, что он царь!

А есть люди, которые имеют все, но при этом говорят, что у них ничего нет.
Есть дом, но они хотят два, три, четыре, пять, шесть.
Покупают еще, еще и еще. И говорят при этом: «Мы не можем остановиться. Не насыщаемся.
Внутри нас не хватает чего-то, чтобы мы чувствовали полноту».
Когда у тебя пустота в душе, то чего бы ты ни дал своей душе, ничто не поможет, если в ней не обитает Бог.
Дай ей денег, сколько пожелает, дай ей домов, сколько хочет, дворцы предложи
– все равно она будет ощущать пустоту. А когда внутри тебя Бог,
ты можешь пойти в самую убогую лачугу и будешь ощущать себя поистине царем.

Чего бы ты ни дал своей душе, ничто не поможет, если в ней не обитает Бог
А почему мы цари?
Подобно царю, который царствует и которому все подчиняются, человек,
отбросивший свои страсти, не порабощен своим страстям, он сам себе царь, самодержец
– держит самого себя, господствует над собой.
Страсти не ведут его, куда пожелают, не увлекают его направо-налево
– раздражение, сластолюбие, славолюбие, сребролюбие. Нет.
Он сам себе господин, царь, самодержец, который держит себя в руках.
Он еще и свободен. Кто такой свободный человек? Тот, кто делает, что он хочет?
Тот, кто живет в свободном отечестве?
Если ты раб, то и живя в свободном отечестве, ты останешься порабощенным.
А если ты свободный, то ты и порабощенное отечество сумеешь освободить.

Если ты духовно свободен, то даже среди рабства, среди тиранического режима,
даже если тебя отправят на каторгу, ты будешь свободным.
Когда свободна твоя душа, тогда и ты свободен.
А когда твоя душа подчинена страстям, ничего не получится.
Бог нас действительно делает царями. Я много раз видел, как все это случается.
Во что нас превращает грех? Он делает нас похожими на блудного сына, который пас свиней.
Мы становимся пастухами свиней и питаемся едой свиней.
Иногда видишь людей, которые оставили Бога, полюбили суету этого мира.
Что с ними происходит! Они на самом деле теряются, становятся рабами своих страстей,
своих грехов, рабами повседневных забот и попечений.
И в конечном итоге они отбрасывают это прекрасное царственное величие и становятся пастухами свиней.

4.jpg
П. С. Пюви де Шаванн. «Блудный сын». 1879 г.
Христос делает нас царями.
Где бы ты ни был, ты везде ощущаешь это царское достоинство
– свободу, непосредственность без всей этой мелочности и низости, которые свойственны рабам.
Бог делает нас царями и священниками.
Некоторые женщины жалуются, что им нельзя быть священниками.
Но нас, священников, немного. А там мы все станем священниками, и женщины тоже.

В каком смысле? Речь идет не о сане.
Мы станем «царским священством», совершающим великое таинство нашего спасения.
То священнодействие, которое совершил Христос как Великий Архиерей на Кресте
и спас человека, совершает каждый из нас, верующих во Христа, подвизающийся во Христе.
Каждый совершает таинство своего спасения, борется со страстями и грехом,
приносит самого себя и весь мир, все творение как благодарение Богу
и через это становится священником Бога.
Именно в этом значении здесь говорит о священстве апостол и евангелист Иоанн.

Каждый совершает таинство своего спасения и через это становится священником Бога
«Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 6).
Ему принадлежит слава и держава во все века.
Кому принадлежит? Богу Отцу или «Ему, возлюбившему нас», как сказано выше?
Значение от этого не изменится – это могло быть сказано и по отношению к Отцу, и по отношению ко Христу.
Ему, Богу, принадлежит слава и держава во веки веков, аминь, воистину это так.
Такое значение у слова «аминь» в греческом языке – истинно, да будет так.
Богу принадлежит слава, потому что только Он – вечен.
И только тот, кто соединен с Богом, прославляется истинно.
Иные славы, братья мои, – суетные, преходящие, все они кончаются.
Кем бы ты ни стал в этом мире, даже самым великим царем, – настанет час, когда все это прекратится.
Только слава Божия не прекращается. Доказательство – святые, которых прославил Бог.
Слава святых не угасает, а проходит через века.

Тот, кто хочет прославиться, должен возлюбить славу Божию.
А тот, кто желает славы человеческой, пусть знает, что она быстро закончится, а часто она завершается и бесславно.
Скольких царей мы видели, сколько самодержцев? Где все это?
Все прошло. Все затерялось. Суетно все человеческое.
Ничего не остается. Земля и пепел, земля и прах.
В нашем церковном требнике, в заупокойной службе есть указание для священника:
будь внимателен, иерей, эта служба служится неизменно для всех
– царей, правителей, воинов, бедных, маленьких, больших, богатых, убогих – для всех.
Служи по одному чину для всех без исключения.
Не нужно служить для важных людей особенную службу,
не нужно разные службы служить для богатых и бедных. Для всех – одни и те же слова.

Служи всю эту службу, которая столь прекрасна, столь оптимистична.
Почему она оптимистична? Потому что в ней говорится о бренности вещей,
но одновременно и о вечной славе Божией.
Все кончается, но и все начинается в присутствии Божием.
Когда Бог упокоевает человека, тогда человек упокоевается.
Когда Бог помнит человека, тогда человек существует.
Поэтому мы говорим: «Вечная память ему».
Бог тебя будет помнить вечно. Только Бог прославляет человека.
А если Бог прославит человека, то человек прославится вечно.
Это имеет ценность, дорогие мои, – что скажет Бог.
Не то, что говорят люди, газеты, телевидение или кто бы то ни было. Все это дымовая завеса.
Последнее слово о каждом человеке скажет Бог. И это будет вечное слово.

5.jpg
Если Бог нас прославит – мы прославимся, если Бог нас отвергнет,
то не помогут никакие слова человеческие – что бы люди ни говорили,
какие бы поминки по нам ни устраивали, какие бы памятники нам ни ставили.
Все это суетное. Богу принадлежит слава, держава и сила.
Где силы человеческие? Никто ничего не может сделать.
Только Богу все возможно, и дела Его простираются на века.

Завершается этот стих словами: Ему «слава и держава во веки веков, аминь».
Мы часто слышим их в храме, часто произносим: «во веки веков».
Знаете, сколь важное это выражение?
Сказать честно, я не обращал внимания на эти слова, не чувствовал их.
Один духовный брат рассказал мне о себе.
Когда его рукоположили во иерея на Святой Горе, он служил свою первую Литургию.
Произнеся возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь»,
после слов «ныне и присно и во веки веков», так попустил Бог,
открылись его душевные очи, и он увидел перед собой бескрайность вечности.
Если бы у нас был телескоп с огромным разрешением и мы могли бы в аудитории наблюдать глубину всего,
если бы смогли увидеть глубины миллионов световых лет, неуловимые измерения!
И задумайтесь, что Бог вне этого всего, для Него эти миллионы световых лет
– это ничто, нечто малейшее. Для нас это невообразимо, а для Бога это малейшее.
И насколько это важно человеку, сотворенному, преходящему, нищему человеку.
Кто мы такие? Иногда путешествуешь на самолете и объявляют, что мы на высоте три тысячи метров.
Или смотришь на самолет в небе и думаешь, что там внутри люди.
Мы на фоне вселенной – комарики, даже еще меньше.
Кто есть человек?
Однако же человеку дана благодать Божия, нетварная энергия благодати Божией,
и слово человека, благословляющего Бога, простирается на века, оно бесконечно.
Если у вас как-нибудь будет возможность побыть в тишине и покое, подумайте немного, что это значит.

Слово человека, благословляющего Бога, простирается на века
Как может одно слово простираться на целую вечность?
Но в то же время и наши плохие слова, наше пустословие, скверные слова,
которые мы произносим и слышим, несут в себе огромную тяжесть.
Поэтому Христос сказал нам не произносить праздных слов – ничто не проходит бесследно.
Сегодня ученые говорят, что можно создать прибор, который услышит голоса людей, живших тысячи лет назад.
Ничто не теряется. Каждый звук сможет уловить такой прибор.

Бог действительно делает человека царем, священником и чадом Божиим.
А диавол уводит нас пасти свиней и делает нас самих хуже свиней.
По крайней мере, бедные свиньи – животные, они не несут ответственности за свои поступки.
Это животные, созданные и рожденные, чтобы жить как свиньи.
А мы с вами – люди, а становимся хуже свиней, утопая в трясине своих грехов и страстей.
Все это прискорбно и достойно сожаления.

Перейдем к седьмому стиху:
«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его;
и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1: 7).

Апостол говорит «се», вот. Он одновременно видит это перед собой и пишет.
Говорят, что он даже не сам это записывал, а его ученик Прохор с его слов.
Апостол Иоанн видел, пересказывал, а Прохор записывал.
Он видит Христа, грядущего среди облаков.
Речь не о природных облаках, апостол здесь имеет в виду все небесные силы
– Господь грядет среди ангелов, среди святых, среди всех тех, кто сопровождает Его.
«И узрит Его всякое око» – каждый увидит Его, все мы увидим это пришествие Христа.
Все мы – и грешные, и праведные – увидим Христа.

6.jpg
В. Васнецов. «Страшный Суд». Владимирский собор в Киеве
Но что произойдет? Для тех, кто любил Христа, кто искал Его и очистил себя, это пришествие станет причиной невыразимой радости, великим благословением, созерцанием Бога в любви. И наоборот – те, кто не полюбил Христа, не возжелал и не взыскал Его, – они увидят Его. Но их это видение обожжет, обратит в боль, обратит в печаль, в противостояние, в ад и вечное мучение. Христа увидит каждый, все люди, и те, которые Его распяли, которые пригвоздил Его ко Кресту и пронзили Его ребра копием. «И возрыдают пред Ним все племена земные». Когда мы увидим Христа, грядущего с облаками, тогда все мы заплачем: одни – от любви и радости при виде возлюбленного Господа Иисуса Христа, Который грядет, чтобы мы жили с Ним вечно, а другие – от боли и печали, потому что поймем в тот момент, что мы совершили, но уже ничего нельзя будет изменить. «Ей, аминь». Во истину будет так, говорит апостол.

Стих восьмой: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1: 8). «Который есть и был и грядет», Пресвятая Троица – Отец, Сын и Дух Святой, Вседержитель Бог. Бог есть начало и конец всего. Все начинается и завершается в Боге – дела святые, дела благие, которые останутся. А то, что не начинается в Боге, и не завершается в Боге – теряется, проходит. Когда человек строит на суетном и бренном, то все утратится, ничего не останется. То, что ты строишь в Боге, – это останется. Милостыня, которую ты подавал, добрые дела, которые ты совершил, добрые слова, которые ты произнес, покаянная молитва, все труды твои ради Бога – это останется. То, что начинается и завершается во Христе – остается. Христос – начало и конец. И наша жизнь, братья и сестры мои, такой должна быть. День наш – от момента, когда мы открываем глаза, до момента, когда мы их закрываем, – должен начинаться и завершаться призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа.

Так наша жизнь обретает смысл, обретает содержание, обретает иное состояние. Когда человек пускает Христа в свою жизнь, тогда все изменяется, все приобретает вкус, все приобретает цвет, все освящается. Христос все это приносит в нашу жизнь. А убери Бога из своей жизни, и ты увидишь, что ты ни в чем не находишь покоя и радости, все для тебя безвкусно. Когда человек теряет вкусовые ощущения, можешь дать ему лучшую еду, лучший десерт – он ничего не поймет. Потерял вкус. «Христос есть Альфа и Омега».

Когда человек пускает Христа в свою жизнь, тогда все изменяется, все освящается
Нужно это помнить и с этой мыслью начинать свои дела. Не будем бояться добрых дел. Не будем бояться дел Божиих. Бог – богат, Он аристократ и властелин, а не бедняк, как мы с вами. Когда Бог видит тебя совершающим добро ради Него, то Он воздает тебе в тысячи крат и сейчас, и в будущем. Множество раз, всегда мы видим это. Бог может запоздать, но Он никогда не оставит без воздаяния. Бог приходит и воздает за благие дела, которые остаются в вечности. Где-то в Писании говорится: «и дела его с ним». Человек забирает добро с собой в вечность. Иногда мы видим, как человек уходит из этого мира, и думаем: что в итоге взял с собой этот человек? Осуждение, возмущение по отношению к ближнему? Боль, которую он причинил людям своей несправедливостью и жестокостью? Свою бестактность и нахальство? Свою самодовольство и хвастовство? Свою жадность и ненасытность?

Что берет с собой человек? Он забирает с собой благие и добрые дела, а если совершил – то и дела святые, дела любви – они будут его сопровождать его вместе с молитвами людей, которым он подарил добро. Остальное станет тяжелой цепью для души человека, это не сможет пойти с ним, а будет, напротив, тянуть его вниз.

Давайте здесь, на восьмом стихе, прервемся. Я постараюсь пойти побыстрее по тексту, не стану останавливаться так долго, как ранее, чтобы панорамно посмотреть на эту красивейшую икону, которую нам рисует Откровение апостола и евангелиста Иоанна. Это очень красивая книга, красивейшая! Блаженны читающие и слушающие слова пророчества. И будет замечательно увидеть перед собой то, что видел апостол Иоанн.

(Продолжение следует.)

Перевела с греческого Мария Орехова
Источник: wwwomilies.net 2010 г.

Поделиться:
Митрополит Лимасольский Афанасий
26 февраля 2024

Отредактировано Ярослава (2025-03-14 19:21:19)

0

4

Ярослава написал(а):

«Время близко».
Вы скажете: «Отче, уже две тысячи лет прошло, и не пришел конец».
Да, пока не пришел. Могут пройти еще две тысячи лет, и не придет.
Однако абсолютно точно, что конец наступит. Через 5, 10, 100 тысяч лет наступит. Сомнений нет.
Ты можешь не дожить до этого времени, но придет час, когда ты уйдешь из этого мира.
Поэтому важно читать и хранить то, что написано в Откровении не потому, что ты сам застанешь этот день.
Некоторые будут жить, встретятся с антихристом и увидят все, что там написано.
Но мы, кто, вероятно, не будет жить в те времена, должны каждый день переживать разные события,
распознавая те, которые антихристова духа, которые происходят
от нарушения заповедей и от грехов, при отречении от Бога.
Вокруг нас происходит множество событий, которые бросают нам вызов
и склоняют нарушить заповеди Божии.

Прочитав этот текст можно уже и не беспокоиться, и успокоиться...
И забыть о предупреждении святого Паисия Святогорца, святого Гавриила Ургебадзе,
других старцев. И все принимать, что предлагает система.
Правильно понимаю?

Отредактировано +++ (2025-03-14 20:52:35)

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » У последних времен » АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ.Митрополит Лимасольский Афанасий .