Протопресвитер Георгий Д. Металлинос
ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒΥΤΈΡΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ Δ. ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΥ

«Любовь — да. Но какая любовь?»

Неделя о Страшном Суде

( Мф. 25, 31-46 )

Любовь — да. Но какая любовь?

«Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

1. Сегодняшний отрывок из Евангелия призван напомнить нам о великой истине.
В минувшее воскресенье Святое Евангелие говорило о благости Бога-Отца,
ожидающего возвращения своего творения. Но это не должно заставить нас
забыть о Его справедливости. Бог — не только любящий Отец. Он также является
справедливым Судией. «Милость у Него не без суда, суд не без милости»,
— говорит св. Василий Великий. Он будет судить мир, — говорит нам Евангелие,
— и не произвольно, а по делам нашим. Сегодняшний отрывок подводит нас
к событию Суда. Мы говорим, что это «событие», потому что Всемирный суд
является для нашей веры эсхатологической неизбежностью и реальностью,
что исповедуется в нашем Символе как церковная вера:
«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым...».

Итак, сегодня мы призваны осознать три вещи. Во-первых, что нашим Судией
будет Иисус Христос как Бог. Христос — Спаситель, но также и Судия.
Если в первый раз Он смиренно пришел на землю, «чтобы спасти мир»,
то теперь Он придет «во славе Своей», чтобы судить людей. Тот, Кто сделался за нас
«проклятием» на Кресте, имеет полное право судить нас, если мы позволим Его Жертве
остаться невостребованной в нашем обществе. Во-вторых, Он будет судить не только
христиан, и не только язычников, как думали евреи о Божием суде. Он будет судить
всех людей, христиан и нехристиан, верующих и неверующих. И, в-третьих, основанием,
критерием для суда будет любовь. То есть наше отношение к ближним. Суд будет
всеобщим и всемирным, а значит всеобщим и всемирным будет критерий, по которому
мы будем судимы. Это всемирный закон человечества, перед которым предстанут все:
христиане и нехристиане. И те, кто знал Христа, и те, кто не мог знать Его и поэтому был
далеко от Его Евангелия. В этом законе нет места отговоркам и оправданиям.
Голод, жажда, нагота, болезни, тюрьма вопиют, они не могут остаться тайными,
чтобы кто-то имел право утверждать, что он их не заметил... Нельзя игнорировать их,
если ты прежде не перестал испытывать человеческие чувства и если ты не привел
в полную негодность, не загубил образ Божий внутри себя.

2. Потрясающее величие и ужас Страшного Суда красочно живописуют песнопения этого дня.
«О каковый час тогда…, егда сядет Судия на престоле страшном! Книги разгибаются, и деяния
обличаются, и тайная тьмы явлена бывают»! Ужасна даже простая мысль о судном часе,
потому что она не только напоминает нам о нашей неготовности предстать перед престолом
грозного Судии, но и потому, что она раскрывает трагичность нашей жизни, которую мы
тратим в суетных делах, которые не выдерживают света вечности. Мы не сможем оправдаться
перед нашим Судией при помощи того, что мир считает великим и важным: знания, положения,
звания, должности, богатство, слава. Можно, имея все это, все равно подпасть под осуждение.

Мы будем судимы по тому, насколько мы применяли любовь в своей жизни.
Судимы не как индивидуумы, а как члены человеческого общества. Бог не создавал людей
автономными и независимыми. Он создал нас, чтобы мы стали личностями и обществом личностей.
И если величайшие добродетели останутся просто личными, то это всего лишь деньги,
не обеспеченные ничем, перед Великим Судией. Потому что эти добродетели не нашли
своей реализации в человеческом обществе. Не были подтверждены служением ближнему.
Так, например, знание является Божиим благословением, но когда оно приобретается
ради блага ближнего, для служения ближнему. То же касается и воздержания, и благочестия,
и поста, и всего нашего подвига. Если же все это делается для личного оправдания, для себя,
а не как служение нашим братьям, нашим ближним, то голос Божий порицает нас:
«Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13)! Мне нужна любовь, а не набожность, которая ведет ​
к самопревозношению и самохвальству. Которая видит квинтэссенцию благочестия
в формальном соблюдении устава.

3. Люди научились покупать все, даже совесть. Однако этот закон не действует в области веры.
Личное благочестие не может обеспечить место в Царствии Божием, если оно сначала
не станет церковным, то есть если оно не сопровождается делами любви.
Поприще христианина — это также и общество, а не только «внутренняя клеть».
В своей внутренней клети христианин затворяется для восполнения своих духовных сил.
Но его жительство никогда не ограничивается тесным пространством его индивидуальности.
Если наша духовность правильна, она приведет к бескорыстной любви. Давайте услышим
раз и навсегда: доводы христиан, подобных «обуявшей соли» (Мф. 5:13) о том, что
«мы ни за кого не в ответе» и «надо жить незаметно», не имеют силы.
«Внимай своей душе» означает не что иное, как малодушие и отступление,
если при этом мы не следуем пути: «Подвизайся, чтобы устроить свое христианское общество».
В противном случае мы находимся среди христиан по ошибке.
Наше место где-нибудь далеко на Востоке, в мертвости нирваны.

4. Но здесь я чувствую необходимость предупредить возникающее недоумение.
Если нас будут судить на основании деятельной любви, то куда уходит вопрос веры?
Каково значение борьбы за веру и чистоту догмата?
Если у нее нет непреходящего измерения, то зачем это делать?

В судный час вера — и как верность, и как учение — не исключается,
как ошибочно полагают многие. Она полагается в основу. Наш Судия — это ХРИСТОС.
Наше поведение и отношение к Нему спасает нас или осуждает. Потому как Он разъясняет нам,
что к Нему обращается любое наше действие по отношению к ближнему, хорошее или плохое.
Не бывает безнравственных поступков. Если Он подчеркивает любовь как критерий,
это не значит, что Он хочет исключить веру. Он хочет предотвратить понимание веры
с нашей стороны как совокупности теоретических истин без принятия и применения
в нашей жизни. Подобно тому, как провозгласивший себя атеистом и сознательный
отрицатель веры превращает свой атеизм и неверие в богопротивные дела, так и
верующий должен сделать свою веру движущей силой своей жизни.
Ибо вера без дел любви мертва (Иак. 2, 20). Любовь не исключает веры,
поскольку она является условием праведной жизни и спасения. Но это и нечто большее.
Не только «неверующий» (во Христа) не спасается, но и тот, кто не уверовал правильно.
Бог есть не только Любовь, но еще и Истина (Ин. 14, 6; 1 Ин 4, 8; 4, 16; 5, 6) и конечно же
Самоистина. Кто предает истину, тот предает и любовь. Любовь Христова «сорадуется истине»
(1 Кор. 13, 6), т. е. живет вместе с истиной и одобряет ее, без нее не существует.
Вот как оценивается борьба за чистоту догмата. Потому что это борьба за любовь
— это величайшее церковное служение. Это борьба прежде всего общественная,
потому что она ведется ради народа Божия, чтобы он не поддался влиянию заблуждения,
которое является настоящим самоубийством.

Братья мои!

Христос рассказал нам притчу о Суде, Его слова можно понимать как обращенные
не только к Его современникам, но и к тем, кто жил до Него. Те, кто не знали Христа,
могут быть судимы только за свою любовь, хотя любовь никогда не может существовать
без веры в Бога. Тот, кто искренне любит, «принимает» Бога, даже если не знает Его.
У неверующего может быть только кажущаяся любовь. И только там, где есть Крещение
и Святой Дух, возможна совершенная любовь, христианская любовь.

Но я думаю, что вопрос нужно ставить по-другому. Когда мы сегодня слышим эту притчу,
через две тысячи лет после воплощения Сына Божия, как можно отделить (правильную) веру
от нашей любви? В Евангелии четко говорится: «...неверующий уже осужден, потому что
не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18). То есть после воплощенного
домостроительства суд является следствием отношения каждого человека ко Христу.
Критерием остается любовь. Но любовь, которая предполагает веру во Христа.
Потому что она единственная истинна. Одна она оправдывает и спасает...

Протопресвитер Георгий Д. Металлинос

Источник: ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒΥΤΈΡΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ Δ. ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΥ. ΦΩΣ ΕΚ ΦΩΤΟΣ.
«Κηρύγματικές σκέψεις στα ευαγγελικά αναγνώσματα».
Εκδόσεις "Ορθόδοξος Κυψέλη". Θεσσαλονίκη.

// Протопресвитер Георгий Д. Металлинос. СВЕТ ОТ СВЕТА.
«Проповеднические мысли в евангельских чтениях»,
изд-во «Ортодоксос Кипсели», Салоники.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.