Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » преп. Даниил Катунакский


преп. Даниил Катунакский

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

«Днесь вод освящается естество…»

Преподобный Даниил Катунакский

Преподобный Даниил рассказывал, что у старца каливы «Введения Богородицы»
иеромонаха Григория (скит монастыря Ксенофонт) был послушник
по имени Феофилакт — очень простой, добрый и незлобивый.

Во время праздника Богоявления, когда совершается Великое освящение воды,
монах Феофилакт услышал слова: «Днесь вод освящается естество», которые
показались ему непонятными. После окончания службы он спросил у старца
Григория: «Геронда, что означают слова «Днесь вод освящается естество»,
которые я слышал сегодня? Означает ли это, что освящается вся вода?
И что морская вода освящается тоже?».

На это старец Григорий ответил: «Брат Феофилакт, Всеблагой Бог по молитвам
человеческим, возносимым со смирением и с твердой, непоколебимой верой,
изливает благодать Святого Духа на людей и на неодушевленные предметы
и вещества, изменяя их свойства и освящая, чтобы через них очистить
и освятить верных рабов своих.

Так, например, во время Таинства Крещения Он освящает воду и елей
и освобождает, очищает человека от первородного греха и других грехов
всякого рода, и таким образом из купели выходит непорочный, чистый
и совершенный христианин.

А во время Таинства Божественной Евхаристии Он прелагает Духом Своим Святым
хлеб и вино и соделывает их Телом и Кровью Господа, Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа — Святыми Дарами, которыми причащаются верующие, и если они
достойны и чисты, и вкушают их с покаянием и после чистосердечной исповеди,
то Причастие способствует их освящению и обожению.

Точно так же, во время Таинства Елеосвящения (Соборования) изменяется масло
и становится целебным средством для тех, кто принимает помазание им
с благоговением и верой. Так, дорогой Феофилакт, благодатью Святого Духа
изменяется и естество вод.

Преподобный Феофилакт вторично спросил:

– Отец, а морская вода тоже освящается?

- Послушай, брат, и об этом. Когда Денница из-за гордыни пал с неба, как молния,
и очутился в мрачной бездне — в преисподней земли, в глубинах ада, то он увлек
своим падением третью часть ангелов, которые стали, подобно своему
предводителю, демонами.

Поскольку эти бывшие ангелы, падая с небес, увлекали за собой и других,
то великий Архангел Михаил стал у врат небесных с огненным мечом,
воззвал ко всем ангелам и сказал: «Станем добре, станем со страхом Божиим»,
и ангелы вняли этому гласу и перестали падать.

А те, кто уже ниспал, по сему повелению Архистратига Михаила остановились там,
где они были. Одни остановились в воздухе и устроили там воздушные мытарства,
другие — на земле, где они соделались искусителями и властителями земли,
а иные — в водах рек и морей, где они искушают, испытывают и топят проходящих,
потому что, согласно слову Господню, «он (диавол) человекоубийца бе искони» (Ин. 8, 44).

Но когда пришла полнота времени, как говорят святые Апостолы и святое Евангелие,
Сын и Слово Божие вочеловечился, по великой и неизъяснимой тайне божественного
домостроительства, и Своим сошествием с небес освятил воздух, землю, море, воды
и «вся иже в них», и освящением и благодатью Святого Духа упразднил силу
и власть сатаны, которые тот имел над людьми, животными и стихиями природы прежде,
чем воплотился Владыка Христос, и таким образом воздух, земля и вода были
освящены явлением Владыки Христа Бога нашего.

В этот день Богоявления, отец Феофилакт, во время Великого освящения воды
происходит воспоминание пришествия Христова и Богоявления триединого
и трисолнечного Бога христиан, Создателя и Творца всех, ибо в этот день
при крещении Христа на реке Иордан Небесный Отец явил Себя гласом
и нисхождением Святого Духа, ниспосланного Им в виде голубя на Христа,
и указал на Спасителя, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже
благоволих» (Мф. 17, 5), что означает: Он есть чадо Мое возлюбленное
и единородное, вместе с Которым и со Святым Духом мы сотворили весь мир.
Так и ныне Я благоволил, чтобы через Него мир спасся
и возродился обновленным через Святое Крещение.

Так вот, если ты хочешь испытать истинность всего того, что я тебе сказал,
пойди, отец Феофилакт, сегодня к морю, чтобы увидеть, что вода в этот день
пресная и пригодна для питья».

Простой и добрый монах Феофилакт, несмотря на усталость после
Всенощного бдения, взял небольшой сосуд и тотчас пошел к морю,
которое находилось более чем в часе ходьбы от этого скита.
Со смирением и глубоким послушанием к старцу, он набрал морской воды,
выпил ее и с изумлением осознал, что вода пресная и пьется с удовольствием.
Он наполнил сосуд и возвратился к старцу. Поблагодарив его за наставление,
он и его напоил водою морскою. Старец тоже отведал воды, и они
прославили Бога, «дивного во святых Своих» (Пс. 67, 36).

Прошло более тридцати лет. Старец Григорий, находясь в почтенном возрасте,
немного приболел и уснул вечным сном. Его послушник Феофилакт продолжал
каждый год в день Богоявления брать воду из моря, и крещенское чудо
совершалось вновь — вода была пресной и питьевой.

Через три года после кончины старца, по окончании Всенощного бдения
на праздник Богоявления, отцы, выходящие из главного храма скита,
увидели брата Феофилакта, спускающегося вниз к морю. Они спросили его:
«Куда ты идешь, отец Феофилакт? Ты что, не собираешься отдохнуть дома?».

В ответ отец Феофилакт открыл им чудо, доселе неизвестное никому из скита,
а именно то, что в день Великого водоосвящения морская вода становится
пресной и пригодной для питья.

Отцы, зная простоту и наивность этого брата, не поверили его словам
и посмеялись над ним: «Иди-ка ты лучше отдыхать, а потом пойди
и принеси нам попить из моря!». Но отец Феофилакт не обратил внимания
на их слова, пошел к морю и выпил, как и всегда, пресной воды.
Затем он наполнил свой сосуд и принес попить и другим отцам.

Те с иронией и недоверием приняли эту воду, но вода, которая
до тех пор была пресной, из-за их неверия стала еще солонее
и намного горче обычной морской воды.

Тогда брат Феофилакт открыл им, что более тридцати лет в этот день
они со старцем пили сладчайшую и вкуснейшую морскую воду.
И вот с того дня, за неверие отцов, это чудо перестало происходить!

Источник: https://fdathanasiou.wordpress.com/2013 … 53;ς/

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

0

2

преподобный Даниил (Димитриадис) Катунакский
(  греч.  Δανιήλ ο Κατουνακιώτης    1846 - 1929 )

https://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunakskij/

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t20161.jpg

монах, основатель монашеского братства Данилеев на Афоне
Память 7 сентября (Конст.)

В миру Димитриос Димитриадис, родился в 1846 году в Смирне
(совр. Измир, Турция), в благочестивой семье оружейника,
был младшим ребенком в семье, имел двух братьев и трёх сестер.

С детства отличался незаурядными способностями, блестяще
окончил училище в Смирне, т. н. Евангелическую школу.
В юношеские годы под духовным руководством двух мирян Димитриадис
почти наизусть выучил Добротолюбие. Чтение аскетической литературы
пробудило в нем тягу к монашеству. Первым духовником Димитриадиса
стал некий святогорец, в то время подвизавшийся на подворье
Хиландарского монастыря в Смирне. Когда юноша открыл ему свое желание,
прозорливый пастырь предрек, что он будет афонским монахом.

Внезапная смерть отца вынудила юношу заняться торговлей,
чтобы помогать матери и сестрам. По прошествии некоторого времени
Димитриадис принял окончательное решение оставить мир.

В возрасте 19 лет вместе с другом он тайком покинул дом.
Они обошли много монастырей (Мега Спилеон, Кехровунион на острове Тинос и др.).
Много лет спустя Димитриадис стал духовником игум. монастыря Кехровунион Феодосии.
На острове Парос он встретил прп. Арсения Паросского, который благословил его
отправиться на Афон в монастырь вмч. Пантелеимона. Однако из-за неблагоприятного
ветра корабль, направлявшийся на Св. Гору, бросил якорь в гавани Смирны.
После 9-месячного отсутствия Димитриадис навестил родной дом и испросил
у матери благословение на монашество. Известно, что его благочестивая мать
скончалась в 1892 году, удостоившись заранее знать день своей кончины.

Когда Димитриадис прибыл в монастырь вмч. Пантелеимона, в обители было
около 250 монахов, русских и греков. Игуменом монастыря с 1832 года был
архим. Герасим из Драмы. Юношу приняли в обитель не сразу, а только убедившись
в его смирении. Первым его послушанием была забота о 85-летнем старце Савве
в исихастской каливе за пределами монастыря; кроме того, Димитриадис трудился
у двух монахов-болгар, изготавливавших мешки и корзины.
Выполняя хозяйственные работы, он терпеливо переносил вразумления старца и братии.
Удостоверившись в благочестии и безупречном поведении послушника, игумен вскоре
постриг его в монахи с именем Даниил.

В монастыре о. Даниил вычитывал престарелому архим. Герасиму вседневное
последование, вязал шерстяные чулки и носки для братии, а позже занимался
иконописью. Видя образованность о. Даниила, его вскоре сделали секретарем монастыря.
Когда в обители начались распри между греческим и русскими монахами
(т. н. греко-русский пантелеимоновский процесс), Даниил отстаивал интересы греков.
В 1875 году вместе с тремя монахами он был послан к Константинопольскому
патриарху Иоакиму II. Патриарх принял сторону русских, а мон. Даниил после
многочисленных протестов против позиции патриарха был наказан изгнанием
из монастыря вмч. Пантелеимона и запретом некоторое время жить на Св. Горе.

Он отправился в Фессалонику, где был радушно принят митр. Иоакимом (Деведзисом),
который направил его в монастырь вмц. Анастасии у с. Василика.
С прибытием о. Даниила началось духовное возрождение этой обители.
Под его влиянием братией монастыря был принят богослужебный Устав Св. Горы.

Через два месяца о. Даниил вернулся на Афон и решил найти себе для безмолвия
уединенную каливу. Придя в Ватопедский монастырь, он два месяца провел
в монастырской больнице после приступа нефрита, болезни, мучившей его
на протяжении десяти лет. В праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
(31 августа) он чудесным образом выздоровел. Он намеревался покинуть обитель,
но братия просила его остаться. Получив благословение духовника о. Нифонта,
мон. Даниил остался в Ватопеде, выполнял обязанности архондаря
(заботился о питании и размещении гостей обители).

Позже был направлен в Смирну для благоустройства подворья Ватопедского монастыря,
где провел девять месяцев. Все это время люди приходили к нему за духовной поддержкой
и советом. Митр. Смирнский Мелетий хотел возвести о. Даниила в сан викарного епископа,
но тот счел себя недостойным этого сана.

По возвращении о. Даниила в Ватопед ему была предложена должность эпитропа
(советника) Св. Горы, однако и от нее он решительно отказался, намереваясь
возобновить подвиг безмолвия. Прожив пять лет в Ватопеде (1875-1880),
он переселился в приобретенную им небольшую исихастскую каливу в Катунакиях.

Это место было пустынным и безводным. Первые 3,5 года он провел
в полном одиночестве, трудах и лишениях. Слава о нем как об опытном
духовном наставнике, преуспевшем в посте и молитве, постепенно
распространилась по Афону. К нему стали приезжать паломники со всей Греции.
С 1883 года вокруг подвижника начали собираться монахи, и постепенно
сложилось братство Данилеев. Старец обучал духовных чад иконописному
мастерству, создал Дом иконописи, где до сих пор хранятся иконы,
написанные его рукой. С умножением насельников возникла необходимость
в расширении и благоустройстве каливы. Однако из-за противодействия
Великой Лавры строительство затянулось. Наконец в 1904-1905 годах было
построено новое, двухэтажное крыло с кельями, архондариком (гостиницей),
иконописной мастерской и храмом в честь преподобных отцов, на Афоне просиявших.
Бо́льшую часть средств для строительства храма предоставил иером. Кодрат
из монастыря Каракал. Посильную помощь также оказывал свт. Нектарий Эгинский,
митр. Пентапольский, с которым о. Даниила связывала духовная дружба.
В 1928 году, незадолго до смерти старца, монахи провели воду
из Большого скита св. Анны, что значительно облегчило их сельскохозяйственные труды.

В сентябре 1929 года о. Даниил простудился. Предчувствуя скорую кончину,
он попросил причастить его и произнес пророчество о своей каливе:
"И распространится калива сия, и будет у вас два священника,
и множество монахов приидет…"

Скончался 8 сентября 1929 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы,
после Божественной литургии и таинства Соборования, на 83-м году жизни.

В Катунакийской пустыни прп. Даниил провел более 48 лет.
Он снискал дар духовного рассуждения, прекрасно знал святоотеческое наследие
и обладал огромной силой убеждения. Он отвратил братию Лонговардского монастыря
(на острове Парос) от распространившейся ереси богослова А. Макракиса, уберег
от прелести и различных заблуждений мн. мирян и монахов. Даниил Катунакский
имел дар утешения в скорбях. Его советов искали многие знаменитые современники.
Свт. Нектарий Эгинский поддерживал с ним переписку и просил наставлений
для насельниц женского монастыря на острове Эгина. Письменные советы
получали о. Филофей (Зервакос) и другие монахи Лонговардской обители.
Духовными чадами Даниила Катунакского были писатель А. Мораитидис,
архим. Георгий (Папагеоргиадис), будущий митр. Неврокопский.
По просьбе последнего прп. Даниил написал сочинение "О том, обитаемы ли звезды".

Даниил Катунакский был причислен к лику святых 8 марта 2020 года
решением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви.

День его памяти определен 7/20 сентября, накануне для его блаженной кончины,
совпавшего с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

Духовное наследие старца Даниила Катунакского

Кроме многочисленных писем, сохранилось более 70 сочинений
старца Даниила Катунакского (1846–1929) на богословские и общие
духовные темы, современные и проч.

Первый большой труд – «Об отвержении мира» – был написан им в 18 лет
и получил одобрение старца Каллиника Исихаста ("Где сейчас такие Отцы?").

При жизни старца Даниила были опубликованы:
– «Против хилиазма»,
– «Против Макракиса» (1898),
– «Голос со Святой Горы об угрозе Вселенского Собора»,
– «Историческое изучение собеседований в афонском монастыре св. Пантелеимона» (1927),
– «История Свято-Пантелеимонова монастыря, именуемого Руссик» (1927),
– «Против упрощения языка»,
– «Против спиритов» и др.

Обширное литературное наследие старца Даниила свидетельствует о нем
как о выдающемся православном богослове и аскете. Большая часть его сочинений,
включая письма, посвящена полемике с ересями и различными заблуждениями:
– «О спасении еретиков» (1910),
– «Беседа католического священника с православным» (1920) и мн. др.

Даниилу Катунакскому принадлежат также сочинения на вероучительные
и социальные темы:
– «Письмо о пощении и о том, надо ли соблюдать пост перед приобщением Святых Таин»,
– «Против социалистов» (1920) и мн. др.

На русский язык переведены:
– «Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой» (1910),
– «Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату» (1916),
– «Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию
Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефала)
инокиням его на Эгине»,

а также 3 письма о духовной прелести и борьбе с ней:
– «Об отвержении мечтаний. Ответ монаха Даниила Маркиану-монаху» (1918),
– «Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества» (1924),
– «Изъяснение великого ангельского образа» (1924).

Из множества неопубликованных работ Старца
(большей частью написаны они в форме писем)
выделяем следующие:
– «Об умной молитве»,
– «О несвоевременной скорби»,
– «О подозрительности»,
– «О связях, которые не слабеют с телесной смертью»,
– «О том, каким должно быть отцу духовному»,
– «О пощении перед святым причащением»,
– «Защита монашества»,
– «Объяснение великой ангельской схимы»,
– «Записная книжка монаха»,
– «О спасении еретиков и неправославных»,
– «Против евангелистов»,
– «Против армян (эта работа показывает, что автор ее
     был выдающимся историком экклесиологии и догматики)»,
– «Против Калапофакиститов».

Из-за настойчивых просьб одного из своих духовных чад, который учился в Халкисе,
а впоследствии стал митрополитом Георгием в Неврокопиосе, старец Даниил занялся
темой "О том, обитаемы ли звезды". Его подход к этой теме поразителен.
Он изумил даже ректора Иренайуса, ставшего позднее митрополитом Кассандры,
заметившего: "У нас есть ларец, но мы не знаем, как открыть его.
Этот монах нашел ключ, открыл и рассмотрел содержание".

0

3

некоторые письма прп.Даниила и сведения
о его житии   ( на греческом языке ):

http://agioritikesmnimes.blogspot.com/search/label/ 

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » преп. Даниил Катунакский