Что такое духовное родство?

— Со всеми людьми мы братья по плоти.
Все мы братья, и все мы рабы Бога.
Мы же, верующие, кроме того и по Благодати дети Божии,
искупленные божественною Кровию нашего Христа.
В жизни духовной мы плотски являемся родственниками по Адаму
и духовно — родственниками по Христу. Люди, живущие духовно,
ощущают между собой это духовное родство. Они думают об одном,
они стремятся к одному, они преследуют единую цель.

А если бы, к примеру, у тебя была сестра по плоти, жившая,
как ей заблагорассудится, по-мирски, то никакого духовного родства с ней
ты бы не ощущала.

— А может ли распасться духовное родство?

— Когда один из людей прекращает жить духовно, то и его родство с другим,
духовно живущим, прекращается. Не другой, духовно живущий, удаляется,
а прекративший духовно жить отделяет себя от него; так же как насколько
живет человек по Богу, настолько он к Богу и приближается, насколько же
удаляется он от жизни по Богу, настолько дальше от Него уходит.
И как Божественная Благодать является силой, действующей на расстоянии
и передаваемой людям, так и лукавая энергия диавола есть действующая
на расстоянии и передаваемая сила. Если, к примеру, две души находятся
в состоянии духовном и одна из них думает о другой, то между ними есть
духовное соединение и одна душа передает божественную силу другой.
Также и две души, живущие греховно и имеющие между собой некое общение:
одна из них на расстоянии принимает от другой бесовское воздействие,
от одной идет телеграмма к другой.

— Геронда, а когда один из двух людей, имевших между собой
такую бесовскую связь, изменяется в добрую сторону,
то помогает ли это другому?

— Да. Он не получает ответа, потому что тот, кто изменился к лучшему,
как бы не поднимает “трубку” [своего духовного] “телефона”.
Обрывается линия, и связи уже нет.
Таким образом, есть вероятность, что человек, оставшийся без ответа, задумается,
и, если он захочет, это может ему помочь.

— Когда мы общаемся с человеком, имеющим страсти,
и эти страсти не имеют на нас вредного влияния,
то [значит ли это, что] мы влияем на его характер?

— Если мы имеем духовное состояние, святость, то мы оказываем на него
большое влияние, поскольку [тогда] на него влияет Благодать Божия,
и таким образом наш ближний получает пользу. Когда мы от любви терпим
нашего брата, то он это понимает. Так же и злоба: если она в нас есть, то он ее
тоже понимает, даже если она не проявляется внешне.
Что душа имеет, то она и передает [другой душе]. Страсть передает страсть,
раздражение передает раздражение, гнев передает гнев.
Благодатный же дар облагодатствованной души передаст ближнему благодатный дар.

— Помогает, стало быть, общение с людьми добродетельными?

— Конечно помогает. Если пойти в келью, где постоянно кадят ладаном,
то, выйдя из нее, ты и сам будешь пахнуть ладаном.
Пойдешь в хлев — пропахнешь запахом хлева.
После мирского дома будешь пахнуть мирскими ароматами.
[Помню], в оккупацию мы посадили пять гектаров дынь разных сортов:
американский сорт из сельскохозяйственной школы — белые дыни
во-от такие здоровые и очень сладкие, а также “аргские” дыни местного сорта
и другие. Если случалось, что рядом с американскими дынями росли кабачки,
то сладость из дыни уходила в кабачок. Кабачок становился слаще, а дыня безвкусней.
Такое происходит от опыления, от пчел, которые перелетают с цветка на цветок.
Если увидишь дыню с большим “пупком”, то знай, что она выросла рядом с кабачками.

Если “аргская” дыня будет расти рядом с хорошей дыней,
то она заберет у хорошей сладость. Хорошая дыня сладость потеряет,
но, по крайней мере, в этом случае она тоже пойдет в дыню.
Но если рядом с хорошей дыней окажется кабачок, то он станет слаще,
и потом при его готовке понадобится целая пригоршня соли.
И дыня теряет, и кабачку это не на пользу. Если же дыня рядом с дыней,
то хорошая теряет, но другая становится слаще. Я хочу сказать,
что если христианин, не очень преуспевший духовно, будет находиться
возле духовно преуспевшего человека, то последний может утомиться,
может немного повредиться, но зато первый получит пользу.
Если же близ человека духовного будет человек мирской, неверующий,
то и труд и время первого будут потрачены зря
.

Если человека мирского тронет что-то из сказанного другим, то это будет
самое большее из того, что возможно. Но истолкует он сказанное
в понятиях [своей] мирской философии, то есть воспримет это духом мирским,
и пользы не получит.
То есть останется он кабачком, хотя и станет
послаще на вкус.

— преп.Паисий Святогорец


аналогично обстоит и с человеком впавшим
в ересь и упорно пребывающим в ней
— нет никакой пользы от общения с ним,
но один лишь вред…  :

2. Ересь – грех ума. Сущность этого греха – богохульство

Будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум,
но и сообщает особенное ожесточение сердца, убивает его вечной смертью.

Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам,
которых главный грех – противление Богу и хула на Бога.

Отличительное свойство падших духов – гордость;
отличительное свойство и еретиков – гордость,
которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех,
не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним.
Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том,
что они отвергши Богопознание и Богослужение, открытые и преподанные
Самим Богом, усиливаются заменить их Богопознанием и Богослужениями
самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью
и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами
очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при
посредстве смертного греха – ереси – и убит вечной смертью, и заживо уже
составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика
и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели,
чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных
личиной святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси, или,
по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее,
также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.

Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего,
того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом!
Враг усильно нападает на правоверного, старается представить его пред обществом
человеческим в состоянии побеждения, с такой же целью, с какой старается
представить еретика добродетельным и достойным уважения.
С такой неудобопостижимой хитростью действует лукавый дух в пользу ереси
и во вред истинного христианства. К несчастью, эта кознь его весьма удается ему!
Ею он уловляет в погибель тысячи человеков

Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси
или расколе; когда ж приняли православие, подверглись различным слабостям.
К какому это должно привести заключению? – К такому, что в первом состоянии
враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором – восстал против них
лютой войной, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя
противниками его. Священное Писание называет лукавого духа не только врагом,
но и мстителем (Пс.8:3). Он не только враждует против человека, но, будучи заражен
лютой завистью к человеку, не может равнодушно видеть, что человек совершает
добродетели и благоугождает Богу, и мстит человеку за его богоугодные дела,
наводя на него бесчисленные искушения и извне – от злых людей,
– и внутри, воздвигая в человеке различные страсти.

Странное влияние имеют раскол и ересь на самое тело человека!
Ожесточение духа сообщается телу. Не для всех заметно это при жизни человека,
но по смерти тело еретика и раскольника мгновенно каменеет, мгновенно начинает
издавать неприступное зловоние. И это совершается особенно над теми из них,
которые проводили самую строго подвижническую жизнь и были знаменитыми
учителями своей секты и заслужили всеобщее уважение слепотствующего мира;
они-то и издают по смерти своей самое ужасное зловоние; из иссохших тел их
открываются потоки смердящего гноя; затруднительно совершение погребения их
и присутствие при нем. Бесы соприсутствуют могилам их и являются при них
в разных видах или для устрашения, или для обольщения.

Еретику неудобоприступно покаяние и познание Истины.
Доступнее покаяние и истинное Богопознание для прелюбодеев и уголовных преступников,
нежели для еретика и раскольника, особливо если он ученый и подвижник. Доказали то
и другое явные грешники и ученые сектанты, современные Христу, упоминаемые в Евангелии:
грешники приняли и Господа и Предтечу Его, между тем как книжники, фарисеи и саддукеи
отвергли и Иисуса и Иоанна.

Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собой, а кругом себя видит
только соблазн и недостатки всех родов. Признающему себя разумным паче всех
несродны алкание и жажда беспредельной Божественной Истины, вполне насыщающей
питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду
благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает
это богохульство святой Истиной; несродно ему узреть Святую Истину, потому что
самый орган зрения, душевное око, ум его ослеплен ложью.

Обращение еретика и раскольника к правоверию
  – особенная милость Божия – устраивается
особенным Промыслом Божиим для избранников,
известных единому Богу.
Человеческие средства к обращению раскольников
и еретиков – бессильны.

Хотя на Первом Никейском Соборе против Ария и его единомышленников
стояли светильники Церкви: Афанасий Великий, Николай Чудотворец,
Иаков Низибийский,  Спиридон Тримифунтский, хотя действовали
не только силой слова, но и силой знамений, однако не смягчили
ожесточенного сонмища еретического и ересиарха Ария,
до конца жизни пребывшего упорным и верным своему заблуждению,
как повествует Церковная История.

Словопрение – самое слабое оружие против еретиков,
оружие более вредное, нежели полезное.
Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга – ереси.
Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побуждения.
От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство.
Это доказали бесчисленные опыты.

Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее – молчаливым приветствием,
смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвой прилежной,
исполненной соболезнованием о ближнем и милосердием к нему.
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское.
Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее
смирением человека пред Богом и любовью этого человека к ближнему.

…этот страшный грех (ереси), заключающий в себе хулу на Святого Духа,
совершенно отчуждает человека от Бога и, отчуждив от Бога,
предает во власть сатаны. В этом состоянии человек не способен
ни к какому помышлению, ощущению, деянию духовному, а следовательно,
не способен к состоянию духовному; напротив того, развиваются в нем
сильно состояния душевное и плотское. В нем обильно источается
премудрость земная, душевная, бесовская, исполненная зависти, рвения,
гордыни (Иак.3:11, 15). – Кротости, любви, назидательного смирения нет
в этой премудрости: она многоглаголива и велеречива, обильна знанием
человеческим и бесовским, преисполнена самообольщения, и обольщает
внимающих ей. Она не может быть иной, потому что помыслы – чуждого
благодати Божией – еретика находятся под постоянным насилием
и руководством падших духов. Это непонятно и невероятно для многих;
таковые пусть услышат определение духоносного мужа, который сказал:
«Благое не может быть веруемо или действуемо, точию о Христе Иисусе
и Святом Дусе». Помышление, слово, дело, чтоб быть достойными Господа,
должны быть помазаны благодатью Святого Духа; те же помышления, слова
и дела, которые не имеют сего помазания, принадлежат ветхому человеку
и мерзостны Богу, как бы ни казались по наружности своей, пред судом мира,
мудрыми и добрыми.

Состояние отчуждения от Бога, состояние самообольщения, омрачения ума,
движение сильнейших страстей было всегда состоянием еретиков, особливо ересиархов.
Обыкновенно они были преданы различным страстям. Евтихий был крайне корыстолюбив,
и, вопреки обету иноческого нестяжания, накопил значительные деньги.
Аполлинарий и в старости своей имел наложницу. Арий написал «Талию»
– сочинение в стихах, до нас не дошедшее, исполненное бесстыдного разврата.
Это сочинение начали было читать на Первом Никейском Соборе, но Отцы Собора
отказались слушать его, так оно было срамно, и предали огню экземпляр,
им представленный. Таковы произведения и новейших еретиков.
Они исполнены адского кощунства, дерзких, ложных умствований,
страшного бесстыдства и разврата. Понятие, которое дается о них здесь,
еще очень слабо пред понятием, которое получается о них от чтения их писаний.
Не может придти на ум обыкновенного человека то, что произнесли и написали
ересиархи. Впрочем, все сочинения еретиков составлены под влиянием духов
и заключают в себе нравственный яд, убивающий душу вечной смертью.
Догматические книги их непременно содержат ложные догматы и хулу на догматы,
преподанные Святой Церкви Святым Духом; их книги о подвижничестве, хотя
по наружности и представляются преподающими учение о высочайших добродетелях
и состояниях христианских, но в сущности суть плоды и выражение самообольщения
и бесовской прелести, непонятной для толпы; их нравственные писатели преподают
нравственность, свойственную ветхому Адаму, так как они о ней только имеют понятие,
а отнюдь не нравственность христианскую, вполне недоступную для их ума и сердца.
Романы, комедии и прочие сочинения, явно греховные, исполненные сладострастия,
также суть плоды ереси; некоторые из таковых сочинений написаны духовными лицами,
как, например, «Телемак» написан Фенелоном. Чтение всех этих книг крайне вредно,
хотя для неопытных глаз в одних из них яд приметен, а в других очень скрыт.
Неприметность яда не уменьшает его силы: напротив того, утонченные яды действуют
с особенной разрушительностью. Чтение догматической, особливо подвижнической
еретической книги возбуждает нередко блудные помыслы, а чтение романов возбуждает
помыслы неверия, разных недоумений и сомнения относительно веры.
– Нечистые духи и грехи имеют сродство между собой: добровольно подчиняющийся
одному греху невольно и по необходимости подчиняется влиянию другого, по причине
сродства лукавых духов и страстей. Опыт доказывает, что к ереси и безбожию люди
перешли наиболее из развратной жизни, и наоборот, ересь всегда влечет за собой
расстройство нравственности по причине сродства грехов между собой.
Первоначальное действие всех еретических книг состоит в возбуждении помыслов
сомнений о вере: «Охраняйся, – сказал святой Исаак Сирский, – не прочести догматов
еретических: сие бо есть вооружающее яко наимножайше на тя духа хулы».
Действуют ли в ком хульные помыслы? поколебался ли кто в доверенности
к Православной Церкви, которая одна есть истинная Христова Церковь?
Сделался ли кто "универсальным христианином", принадлежащим,
– по своему сердечному убеждению, или правильнее, по своему
совершенному неведению христианства, – одинаково ко всем исповеданиям,
и потому не принадлежащим ни к какому? – Знай, что он приведен к этому
состоянию чтением еретических книг или беседами с зараженными этим чтением.

— свят. Игнатий Брянчанинов

итак, что с осознанно упорно пребывающими в неверии,
что с отступившими от веры, что с упорно
пребывающими в ереси или расколе
нет смысла вести дискуссии, споры и прения,
но надо всячески удаляться от общения с ними…
от всякого контакта…  кто бы то ни был.