Минобороны переходит к работе с военнослужащими через персональные электронные карты (ПЭК). Как рассказал «Известиям» гендиректор акционерного общества «НПО «Ангстрем» Алексей Бочаров, предприятием уже изготовлено 651 тыс. таких устройств, 89 тыс. из них персонализированы и проходят испытания в войсках.
С появлением электронных карт в военном ведомстве рассчитывают на улучшение кадровой и финансовой работы, а также на усиление мер безопасности в обращении с документами, оружием и допусками на секретные объекты. Фактически, как отмечают в «Ангстреме», это начало тестирования «электронных паспортов», в перспективе годных для всех граждан России.
— Опытно-конструкторская работа «Паспорт» завершена, — сообщил «Известиям» Алексей Бочаров. — Сейчас проводится опытная эксплуатация системы, а в сентябре мы будем готовы запустить ее в полном объеме. Переход на электронные карты позволит военным полностью взять под контроль доступ к защищаемым объектам и информационным ресурсам, производить учет и подтверждение прав на получение социальных, финансовых и иных услуг, а также контролировать их фактическое предоставление военнослужащим.
Как отметил Алексей Бочаров, ПЭК дает возможность хранить персональные данные человека, электронные ключи доступа, электронную подпись, а также биометрические данные. Карта будет выдаваться в военных комиссариатах, а применяться уже в воинских частях, в ведомственных медицинских и образовательных учреждениях. Среди основных полезных функций — система контроля доступа на объекты, учета питания, учета успеваемости и доступ к единой информационной среде.
Инфраструктура проекта охватывает всю страну. На первом этапе, в 2016 году, в нее будет включено почти 500 объектов. В течение 2017−2019 годов в систему войдет еще несколько тысяч объектов.
Редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил «Известиям», что появление персональных электронных карт военнослужащего знаменует переход на новый технологический уровень работы с персональной информацией.
— Существующие сегодня бумажное удостоверение личности или металлический жетон, носимый на шее, имеют единственную цель — идентифицировать личность военнослужащего, — сообщил «Известиям» Мураховский. — В то же время при внедрении автоматизированной системы управления войсками, начиная с уровня Центра управления обороной и до тактического звена, встает целый ряд сложных задач авторизации доступа и вообще прав военнослужащего на принятие решения и отдачу приказов при ведении боевых действий в условиях сетецентрической войны, когда всё управление армии завязано на цифровые системы передачи сигналов.
Описание электронного персонального жетона военнослужащего было зарегистрировано в банке патентов под № 133630 «Автоматизированная система контроля идентификации военнослужащих с использованием личного электронного жетона» еще в 2013 году. Патентообладатель — Федеральное государственное казенное учреждение «27-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны».
В описании сказано, что это персональное электронное устройство, имеющее модуль приема, синхронизации и передачи информации путем сканирования. По данным «Известий», внедрение электронных жетонов планировалось начать в весенний призыв 2014 года. Однако этого не случилось из-за неготовности отечественных микрочипов. В прототипе использовалась французская микросхема.
— Замена персонального металлического жетона смарт-картой позволит объединить целый ряд документов, необходимых военнослужащему, в одном чипе, — пояснил Илья Коробов, гендиректор компании INPAS — российского поставщика оборудования для банков и ритейла. — Например, удостоверение личности, пропуск на объект, соответствующий допуск к секретной информации, работе с соответствующим оборудованием. Это станет его автоматической классификацией, когда нужно подтверждать или быть уверенными, что данный военнослужащий прошел какое-либо обучение с тем или иным оборудованием, имеет допуск для работы с какой-то техникой. Современные технологии позволяют сделать эту карту многофункциональным инструментом: идентификатором личности, хранилищем сертификатов, допусков и прочей служебной информации.
По словам Ильи Коробова, на карту-жетон можно записать практически любой объем информации. Современные смарт-карты бывают 64-килобайтными.
— На самом деле больше и не нужно, — отметил эксперт. — Даже с точки зрения обеспечения защиты от взломов, создания алгоритмов криптозащиты, включающих защиту информации по требованию ГОСТа для силовых структур, этот объем памяти избыточен.
Российское оборонное ведомство в случае с внедрением ПЭК идет в ногу с самыми технологичными армиями мира. Не так давно информация по разработке электронных жетонов была обнародована командованием армии Израиля. В армии США система, аналогичная ПЭК, уже внедрена, она называется RAPIDS. Система поддерживает обширную базу данных с информацией о военнослужащих.
— Сейчас как минимум две российские компании заявляют о том, что полностью готовы к производству отечественных микрочипов, — рассказал Илья Коробов. — Это «Ангстрем» и «Микрон» — абсолютно российские компании, которые, кроме того, готовят чипы для национальной платежной системы «Мир».
Я уверен, что и в случае с индивидуальными картами-жетонами военнослужащих проблем возникнуть не должно. Они будут полностью базироваться на отечественных технологиях, микропроцессах и софте, что гарантирует необходимый уровень безопасности хранящейся на них информации. Судя по тому, что Минобороны разместило заказ на изготовление крупной партии, которая охватывает практически весь личный состав боевых частей, проблема с чипами решена.
https://news.mail.ru/society/26560277/