«Дорога святителя Феодосия Черниговского»
ПЕРИОД ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ И ПОЧЕМУ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДНАЯ «ДОРОГА ЖИЗНИ» НАЗЫВАЕТСЯ ЕЩЁ И «ДОРОГОЙ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОСИЯ»
«…В 1919 году была закрыта Черниговская консистория. Началась кампания святотатства. Власть не только изымала, уничтожала, разрушала церковно-культурные памятники, но надругалась над религиозными чувствами верующих. Прокатилась волна «освидетельствования мощей», в том числе и по черниговской земле. В феврале 1921 года черниговцы были свидетелями отвратительных кощунств, совершаемых властью. Православные христиане в слезах молились, взывая, «прости им Господи, ибо не знают, что делают».
17 февраля 1921 года V губернский съезд советов Черниговщины постановил раскрыть мощи Феодосия Углицкого. На следующий день 18 февраля, в день празднования покровителя Чернигова (!), у Спасо-Преображенского собора (ПРИМ. в то время Кафедральный собор г. Чернигова; в нём почивали мощи свт. Феодосия. – В.) в 12 часов дня собрались делегаты съезда на осмотр мощей. В соборе и около него было людно. Делегатов съезда и представителей местной власти не пускали вовнутрь. Тогда председатель губисполкома стал угрожать епископу Пахомию (ПРИМ. архиепископ Пахомий (Кедров) – священномученик (+ 1937 г.); в то время и. о. правящего архиерея Черниговской епархии. – В.) расправой над людьми, не позволяющими исполнить решение губернского съезда. Владыка обратился к народу с просьбой, подчинится требованию властей и освободить собор.
Освидетельствование мощей проводили врачи Тартаковский, Дехан, Смирнов, Долгилевич. При этом присутствовали председатель губисполкома Любченко, секретарь губпарткома Одинцов, губвоенком Филатов, начальник губчека Биксон, председатель губинспекции Глодовский, секретарь губисполкома Птуха, представители от уездов: Черниговского - Мазур, Конотопского - Забеляк, Новгорода-Северского - Омельченко, Борзенского - Балаваенко, Городнянского - Бугай, Сосницкого - Сатуха, Остерского - Тимановский, Козелецкого - Головко, Кролевецкого - Супрун, Глуховского - Ничмени, Шосткинского - Кустов. Освидетельствование проводилось в присутствии епископа Пахомия, епископа Николая (Могилевского) и протоиерея собора Александра Короткевича. Перед осмотром и в ходе его епископ Пахомий уговаривал комиссию не совершать кощунственные действия. Напрасно! Процедура освидетельствования мощей была проведена. Но она ничего не дала. Мощи святителя Феодосия хорошо сохранились. Врачи не могли дать однозначное и выгодное для власти заключение. Антицерковная акция проваливалась... (Ход и результаты обследования излагались и комментировались в местной черниговской советской прессе. Но даже в этих, сплошь идеологизированных, пропагандистских публикациях, при внимательном прочтении, замечается неуверенность и растерянность организаторов кощунственной акции.)
Провал этой акции засвидетельствован в секретной переписке Черниговского губернского совещания. Чтобы развеять сомнения по поводу того, как представители власти оценили инициированную ею акцию, приведем документ полностью:
«Телеграмма военно-срочная.
Начальнику политсекции Правобережной Украины. Киев.
По постановлению Губернского съезда Советов 18/2 (1921 г.) были вскрыты в Чернигове мощи святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным. Тело было цело и затверделое. Настроение масс напряженное. Врачебная экспертная комиссия вынесла тенденциозное постановление. Губисполком запросил Харьков высылке профессоров археологов - последним надо установить почвенный состав Черниговщины. Если есть (в) Киеве требуемые люди сообщите и вышлите (в) Чернигов. Ведем успешную агитацию, объявлена антирелигиозная неделя. Подробности лично протокол вскрытия пришлю.
Секретарь Губсовещания (Соколов)».
Не смотря на протесты верующих и священства, мощи святителя Феодосия оставили не облаченными. Гроб опечатали и запретили к нему кому-либо приближаться…
…Не облаченные мощи святителя Феодосия поместили как экспонат в этнографическом музее. Находились ротозеи поглазеть на это кощунство. Но скоро выставочный зал опустел. Власть должна была что-то предпринимать. Решили отправить мощи Феодосия Углицкого в Москву. Там они также выставлялись на всеобщее обозрение. Но и в Москве интерес к таким выставкам был невелик. В конце 1920-х годов мощи святителя Феодосия перевезли в Ленинград.
Осиротела черниговская земля без своего небесного покровителя. Антирелигиозная компания продолжалась. Репрессии постигли священнослужителей, монашествующих и простых верующих людей. Храмы и монастыри закрывались. Многие церкви были разрушены, особенно в сельской местности. К концу 1930-х годов в Чернигове не было ни одной действующей церкви...
…Приближалось огненное испытание. Наступил грозный 1941 год. Началась Великая Отечественная война, которая стала одним большим чудом. Пережив ее, победив в ней грозного врага, народ вышел из этого испытания как бы из огня.
Чернигов был захвачен фашистами 9 сентября 1941 года. Это стало грозным напоминанием о разгуле атеистического варварства в предыдущие годы (напомним, что 9 сентября по старому стилю праздновался день прославления святителя Феодосия). Во время оккупации в Чернигове открылись некоторые храмы и Черниговский Троицкий монастырь. Оккупационные власти не питали никакой симпатии ни к Церкви, ни к Православию. С их стороны это был всего лишь политический ход, рассчитанный на завоевание доверия к себе со стороны местного населения. Но для верующих это имело иное значение. Они получили возможность соборного отправления молитвы Господней, молиться за свое Отечество, за восстановление храмов Божиих. Безусловно, молитвы верующих черниговцев были обращены и к своему небесному покровителю, святителю Феодосию, мощи которого в этот грозный час находились в блокадном Ленинграде.
Освобождение Чернигова от оккупантов произошло 21 сентября 1943 года, в день Рождества Богородицы, накануне праздника прославления в лике святых Феодосия Углицкого. Это стало знаменательным событием и в жизни города, и в жизни черниговских православных христиан. Воскресла надежда на возвращение родной святыни, мощей Черниговского чудотворца, домой. И эта надежда полностью оправдалась. О том, какую роль сыграл святитель Феодосии Углицкий в жизни блокадного Ленинграда и как его мощи были возвращены в Чернигов, расскажут свидетели.
РАССКАЗ ИГУМЕНЬИ ЧЕРНИГОВСКОГО ЕЛЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ АМВРОСИИ (ИВАНЕНКО)
Интервью провела монахиня Вероника (Терехова).
М. Вероника. 15 августа, 2003 год. Происхождение честных древ животворящего Креста Господня, семи мучеников Маковеев. Матушка Игуменья, расскажите, пожалуйста, о святителе Феодосии Черниговском чудотворце, как Вы ездили на Валаам, и как Вам рассказывали о дороге жизни святителя Феодосия.
М. Амвросия. Это было в 1969 году, примерно, если не в 1968 году.
Пришлось нам побывать в Петрограде. Мы с матушкой Анимаисой во время отпуска всегда ездили по святым местам. И вот мы поехали на остров Валаам. В Петрограде мы узнали, как туда можно добраться. Мы берем билеты и едем на остров Валаам.
Отплывает пароход вечером, а на утро мы были на Валааме. Вечером, когда мы проплывали там разные места, диктор объявляет, что мы проплываем такое-то, такое-то место, достопримечательности всякие.
Потом он говорит, а вот сейчас мы проплываем Дорогу Жизни или Дорогу святителя Феодосия. И начал рассказывать, как на остров Валаам приплыли два монаха, как они там поселились на этих скалах, привезли с собою два-три мешка земли, раструсили на этой почве, и начали там жить.
Потом к ним стали приезжать люди, потому, что они как светильники под спудом не бывают, так и они начали привлекать к себе людей, и начали люди сюда приезжать. Самым лучшим подарком было - это мешок, два, три земли. Привозили землю. И начали они засыпать остров землей. Так началась там монастырская жизнь.
Была построена лавра, построены там три скита - Белый, Красный и Никольский. Мы всюду там побывали в этих скитах.
А я все думаю, почему Дорога Жизни или Дорога святителя Феодосия? Откуда взялся наш святитель Феодосий? Когда мы приехали уже домой, нам никто не ответил на этот вопрос. Мы и там не могли добиться тогда хорошо, чтобы узнать.
Мы побывали на острове Валаам, побывали на этих скитах. Очень такое благое впечатление у нас осталось. Конечно, остров был еще не ухоженный, потому, что там находились, в монастыре, в общежитиях тех, в кельях жили инвалиды и душевно больные люди.
Мы посетили эти больницы, конечно, и приют этих больных и вернулись из Валаама. И никто нам не мог ответить на этот вопрос: почему Дорога Жизни или Дорога святителя Феодосия?
Но однажды, после, уже год или два прошло после того, я выхожу на Троицкую горку, там, где находится могила неизвестного солдата. Девятого мая там всегда происходит празднование дня Победы. В этот день Победы, так как я жила под горой, я вышла на гору посмотреть на людей. Тогда монастырь был закрыт и я имела такую возможность.
И вдруг подходят военные, пять человек, отставники, все в погонах, очень такие нарядные офицеры.
Подходят до мороженицы (ПРИМ. продавщицы мороженого. – В.) и спрашивают: «Где ваш святитель Феодосий?». Она говорит: «А я не знаю, кто такой святитель Феодосии и где он, я ничего не знаю».
Один из отставников поворачивается к своим друзьям и говорит: «Я вам расскажу, кто такой святитель Феодосии».
И рассказывает... Святитель Феодосий - это черниговский чудотворец.
Мы, говорит, занимали... последнее у нас было собрание в Петрограде, в подвале...
М. Вероника. Заседание военного совета во время обороны Ленинграда.
М. Амвросия. Ну я ж не знаю... То потом мне стало понятно, что за заседание. Он говорит, что заседали, и никто ничего не мог придумать, что дальше делать, как быть с блокадой. И вот, говорит, мы сидели молча. И вдруг слышим голос:
«Просите святителя Феодосия, он вам поможет».
Мы, говорит, оцепенев, «оцепенев» - так он и говорит, мы несколько минут сидели молча, только смотрели друг на друга. Один из нас говорит: «Вы слышали этот голос?». Слышали.
«Так, а кто ж такой святитель Феодосий, кого просить?». Никто из нас не мог ответить.
Утром мы вышли из подвала. Спрашиваем людей, кто такой святитель Феодосий. Никто не знает.
Мы просим, дайте нам священника, который бы сказал, кто такой святитель Феодосий.
Приводят нам Алексия (Симанского). Алексий (Симанский) - это патриарх.
М. Вероника. Будущий патриарх.
М. Амвросия. Будущий патриарх. Да. Они спрашивают: «Кто такой святитель Феодосий?».
«А зачем вам?» - патриарх спрашивает.
А нам надо знать, потому что мы слышали такой голос: просите святителя Феодосия, он вам поможет. Мы хотим знать, кто такой святитель Феодосий. Алексий говорит, так это черниговский чудотворец, он у вас в музее.
Давайте, сейчас же забирайте святителя Феодосия с музея и везите в церковь, будем молиться. И мы, говорит, забрали святителя Феодосия с музея и перевезли его в Никольский собор, и начали службу, начали молиться. И только отслужили службу святителю Феодосию, молебен, и, говорит, прорвали блокаду.
И эта дорога так и называется: Дорога святителя Феодосия или Дорога Жизни.
Вот тут я только разобралась, почему называется Дорога Жизни или Дорога святителя Феодосия, когда я услышала этот рассказ.
Потом Алексия (Симанского) избирают патриархом.
Алексий (Симанский) вызывает нашего архиерея. Он его и поставил, прислал сюда владыку Бориса (Прим. митрополит Борис (Вик) возглавлял Черниговскую епархию с апреля 1945 года по январь 1947 года; + 1965 г. – В.)
Потом через год или... да, через год вызывает владыку Бориса в Москву и предлагает ему делать документы, приказывает делать документы на получение мощей святителя Феодосия, чтобы мощи привезти в Чернигов. Он приезжает сюда, готовит документы. Едет в Москву, подписывает эти документы Сталин. Подписал патриарх и Сталин.
И с этими документами владыка приехал сюда до дому и послал в Петроград трех человек - Красковский, Красновский, я уже не помню точно фамилий, и протодиакона Карсакова, отец Феодосий, был такой. Сильный у его был голос и очень такой знатный был Карсаков. Да.
Они едут в Петроград и там живут неделю или две, не помню сколько... Получают мощи и привозят поездом мощи в Чернигов.
В Чернигов пришли мощи 15 сентября 1946 года. Привозят их машиной до ограды в нашу обитель (ПРИМ. Троицкий монастырь г. Чернигова. – В.) и мы все встречали мощи. Перед этим постоянно служились акафисты, потому, что преподобный Лаврентий (ПРИМ. прп. Лаврентий Черниговский. – В.) предсказывал возвращение мощей. И акафисты служились постоянно, можно сказать неусыпаемо, потому, что ждали мощей. И мы вышли на встречу. Преподобный Лаврентий шел со свечой, так как, и все монашествующие, и кто присутствовал из людей.
Людей не было багато, потому что это было... ну, як бы сказать, не оглашенно, не сказано, что будут мощи, без объявления.
Мощи принесли в церковь, и началась служба. Служба была пасхальная, пели Христос Воскрес. Отец Лаврентий управлял хором и всем парадом, владыка служил... Святитель Феодосий служил, а владыка был сослуживцем. Мощи выносили на амвон, мощи выносили на солию, мощи выносили на горнее место, ставили. Когда же владыка должен стоять, там ставили мощи. Мы все были с большими свечами. Это была необыкновенная служба, необыкновенное было торжество.
Мощи оставались в Троицком соборе. Потом через месяц или полтора месяца, я уже не помню, через сколько, владыка распорядился мощи поставить на свое место в кафедральный собор. Кафедральный собор тогда был Спасский собор. Всегда там мощи находились и их надо было туда перенести. Мощи переносили на руках. Священники несли, владыка помогал им. Отнесли мощи туда в собор. Перенесение мощей было, конечно, ночью. Не помню числа, не помню, какого месяца... Я тоже ходила туда. А потом мы ходили в собор, там ночевали и всегда спивали акафисты... Долгое время монашествующие ходили туда, и ночевали, и всегда ночами там служились акафисты святителю Феодосию.
Потом собор закрывают. При Хрущеве пошло гонение на Церковь. И собор закрыли. Только вот я не помню, в каком году, или в пятьдесят первом, пятьдесят другом, не помню я уже, в каком году закрыли собор, и мощи перенесены были опять в Троицу. И певчие перешли в Троицу и диаконы, и батюшки, все. Служили все вместе уже в Троице. А потом в шестьдесят первом году нас выписали сорок человек молодежь с монастыря, а остались старухи. Их в шестьдесят втором году тоже всех с монастыря вывезли, кто куда мог, административным порядком.
Мощи были вынесены в подвал, в усыпальницу где был похоронен преподобный Лаврентий.
Преподобный Лаврентий там был сорок два года, а святитель Феодосий двадцать два года, мощи стояли в усыпальнице. Доступа туда не было, было окошечко, приходили до окошечка, молились преподобному Лаврентию и святителю Феодосию. Но, потом окошечко было замуровано. Все равно люди не прекращали хождение, люди шли и молились у стены, там где стояли мощи преподобного и святителя.
Потом мощи были забраны из собора, люди сполошились и начали хлопотать о том, чтобы мощи возвратить, отдать Церкви. И женщины все время писали... одиннадцать год писали письма, очень много писем, целые стопки этих писем, очень такие трогательные письма. Я когда читала эти письма, я не могла не плакавши их перечитывать. Но на это никто, на эти письма, не обращал внимание.
А потом, когда началась перестройка, начали просить только мощи, хотя бы не церковь, а мощи. Начали молиться. И две женщины - Валентина Ивановна и Маргарита, не знаю, Михайловна чи Васильевна - они собрались ехать в Москву. Они сутки молились тут в Чернигове. Потом поехали в Москву. Мы, говорит Валентина Ивановна, целую ночь на квартире читали акафист святителю Феодосию, а на утро пошли в Кремль. И вот Маргарита остается у Кремля, у ворот на улице, а я, говорит, иду в Кремль.
Когда я проходила охрану, милиция стояла, меня никто ничего не спрашивал. Я прошла туда, во двор. Я ж не знаю, где это правительство находится, где шукать Михаила Сергеевича. Я, говорит, начала ходить по двору, плутаться. Милиция кругом стоит и меня никто ничего не спрашивает. Я захожу в дом правительства, там где Михаил Сергеевич, стоит охрана, с правого и левого боку стоят милиционеры и ничего мне не говорят. Я поворачиваюсь, иду на второй этаж по лестнице, (я не знаю, где там та лестница была, ну она так рассказывала), и захожу на второй этаж. Написано - секретарь. Я, говорит, открываю двери, там сидит женщина, молодая женщина и говорит:
- Заходите, бабушка, заходите.
Я зашла. Она спрашивает:
- У вас пропуск есть?
- А какой пропуск, у меня нет пропуска.
- А как же вы зашли сюда?
- Так шла, мне никто ничего....
- Ну как, как вы зашли, ну как это без пропуска зашли? Там же милиция кругом стоит!
- Ну, говорит, меня не видели, я шла, а мне ничего не говорили и вот я к вам пришла.
- Так, а что вы хотите?
- Мне надо к Михаилу Сергеевичу.
- Как к Михаилу Сергеевичу? Я не могу вас пустить, у вас пропуска нема, так нельзя. Вы говорите, что вы хотите.
- Да вот я пришла с письмами... Мы хотим, чтобы нам отдали мощи святителя Феодосия. Пожалуйста, деточка, пропусти меня, пропусти к Михаилу Сергеевичу.
Она говорит:
- Да, нет, я вас уже туда не пропущу, но я даю вам слово, что мощи вам отдадут. Едьте домой и ожидайте, и вам мощи отдадут.
Это она мне лично рассказывала. И вот, говорит, мы приехали домой. А тогда через некоторое время нам приходит повестка о том, что документы высланы в обком, куда там надо, в облисполком. Идите, требуйте! Мы пошли, сказали, что вот нам пришло извещение, что вам пришли документы. Нам показали эти документы и начали заниматься этим делом, как отдать мощи. И вот, я не помню какого числа, в восемьдесят шестом году отдают мощи в Воскресенскую церковь. Отдали мощи и сразу после того, как отдали мощи, через несколько дней и взорвался Чернобыль. Мы все, все люди были поражены тем, что Чернигов остался, как бы кусочек края, на краю. Ничего не попало радиации. Мало совсем попало в Чернигов. Мы считаем, что это заступничество святителя Феодосия. Это, как бы чудо, потому, что у нас же тут на прямую сорок-пятьдесят километров. У нас же могло все покрыть попелом, а так оно все пошло по другим сторонам, а нам досталось мало. Спаси Господи!
М. Вероника. Это по молитвам святителя Феодосия.
М. Амвросия. Да. Я думаю, что по молитвам святителя Феодосия и потому, что отдали именно на поклонение мощи. Спаси Господи!
(Цитируется по книге: Тарасенко А. Ф., Святитель Феодосий Архиепископ Черниговский - Дубно: Мелисса, 2005 (ответственный редактор игумения Амвросия (Иваненко).
Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево- Братской школы (впоследствии ставшей Духовной академией), он принял постриг в Печерской лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы его иноческой жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь его невольно вторгалась мирская суета шумного города.
Более соответствовала его аскетической настроенности жизнь в пустынном Корсунском монастыре, куда его затем назначили настоятелем, но его вскоре перевели в Киево-Выдубицкий монастырь, совершенно разоренный войной. Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. Архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский; память его 21 сентября) с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их царю и Патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодо-сий - тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря - был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения.
Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская епархия стала сразу управляться двумя столпами Церкви. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через два года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерден и сострадателен.
Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе.
Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне. Начались они с исцеления преемника его по кафедре архиепископа Иоанна (память его 10 июня). В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра - и будешь здоров». К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро приготовить все для его служения в соборе, и на другой день, совершенно здоровый, служил Божественную литургию.
«Иди в собор, отправь молебен - и будешь здоров», - сказал святитель Феодосий во сне немому. На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал своего исцелителя. «Прощаю и разрешаю», - сказал он священнику, исповедовавшему ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына, и на другой же день младенец выздоровел. «Ты не говела, это нехорошо, - сказал во сне святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, - ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу». «Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет», - сказал он другой женщине. И муж ее выздоровел. Одним словом «успокойся» прекратил он нравственные страдания одной больной. Невозможно описать всех его чудес. Святые мощи его были обретены нетленными в 1776 г.; новый гроб соорудил ему в 1824 г. исцеленный им раскольник Горбунов, тут же обратившийся в Православие. Правильную запись его чудес начали в 1850 г.
Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 г., причем было обследовано под присягой 49 случаев исцелений. Черниговские торжества собрали более 150 тысяч человек народу и сопровождались многочисленными чудесами.
Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Отредактировано Синезия (2019-02-18 17:43:56)