… Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании.” [Свт. Игнатий].
Вот почему у истинного, подлинно-верующего христианина не может быть никакой “паники” при созерцании этой мрачной картины Отступления … Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа-Спасителя, что всему этому надлежит быть (Мк. 13,7; Лук. 21,9), и он не должен закрывать глаза на это, а обязан вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события, в которых проявляется Отступление, дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком Отступления, что может случиться незаметно для него самого, при его небрежении и недостаточном внимании.
И вот в руководство нам святитель Игнатий говорит: “Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею.”
… Разве это значит, что нужно примириться с Отступлением и самому “включиться” в него? Отнюдь нет, конечно! А вот что:
“Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его.”
… И хотя мы не в силах “остановить Отступлении немощною рукою своею”, долг христианской любви повелевает нам не только самим “устраниться”, “охраниться от него”, но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами не видят …»
(Архиепископ Аверкий. «Соль обуевает» — знамение приближения конца.)
1. Ни пометайте бисер ваших пред свиниями!
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7,6).
1.1. «Псы – неверные, а свиньи – хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую»
«Псы – неверные, а свиньи – хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия – нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы [или псевдобогословы]. Ибо, коль скоро услышат, что распялся Бог [или какую другую богословскую истину, которую они усвоить не могут], они начинают терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии взнося хулы на Всевышнего». (Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие. СКИТ. 1993. С. 81-82).
Богослов – это человек, через которого Бог воплотился в Слове. Таковыми Православная церковь почитает только трех святых: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Самочинные претензии каких-либо других людей на это высокое звание (тем более – “дипломированный богослов”) диагностирует тяжелейшее духовное повреждение таковых человеков. Таких самозванцев правильнее называть “боги ослов”.
Очевидно о них святитель Игнатий Брянчанинов, посетив Духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре еще в августе 1847 года, сетовал: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, Академии есть, есть Кандидаты, Магистры, доктора Богословия ( право - смех, да и только); эти степени даются людям. К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б..... . Случись с этим “Богословом” какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только Богословия. Я встречал таких: – доктор Богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка-ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!»[2]
За последние 150 лет ситуация с “богословами” только еще сильнее усугубилась! Поэтому неудивительно, что какую-либо богословскую истину они усвоить не могут, это и заставляет их терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии вознося хулы на Всевышнего..
Ученый монах Евфимий Зигабен в соответствии с толкованием древних святых отцов так поясняет слова Евангелия: «Не давайте святыни псам…»: «Псами и свиньями назвал одержимых неизлечимым нечестием: псами, как лающих на Христа, а свиньями, как покрытых грязью страстей. Итак, повелел не передавать таким таинство Догматов веры. Святым и бисером назвал таинство нашей веры, – святым, как божественное, а бисерами – по причине драгоценности заключенного в ней учения». (Толкование Евангелия от Матфея Евфимием Зигабеном. СПб. 2000. С. 86).
Крупицы бисера Евангельских истин, христианского учения Господь открывает каждому человеку, как образу Божию через откровение, в зависимости от его духовного уровня, его функциональных обязанностей, царственного служения и других, Богу ведомых причин. Отсюда видно, что одному человеку бывает открыто одно, а другому другое, т. к., как утверждают святые отцы: Православие – это не все ведение, а ведение только того, что полезно для моего спасения. А так как у каждого свое служение, то и открыто Господом каждому по-разному, у каждого человека свое количество жемчуга, дарованного Господом.
У духовного отца свое служение, поэтому у него свой жемчуг, а у духовного чада – свое, а значит и свой жемчуг познания христианских истин, особенно, если он живет в миру. Поэтому и неудивительно, если какие-то вопросы православного учения духовное чадо понимает лучше своего духовного отца. «Пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью»[3] призывает Благоверный Царь Иоанн IV Васильевич каждого человека, как образа Божия в царственной власти и владычестве над своим внутренним царством.
Так как каждый человек грешен, т. е. не чист, то каждый, не смотря на свое царственное достоинство, может смело себя рассматривать и свиньей, т. е. понимать, что из-за его нечистой жизни Господь дает понять ему не все сокровища Православного учения. Если же человек посчитает, что он сам[4] «умнее» брата своего во Христе, т. е. не считая себя свиньей, превознесется над ним, то Господь может уменьшить количество «жемчуга» в его голове, и человек сразу перестает понимать то, что еще только что отчетливо понимал. Следует трезвомысленное суждение о своих талантах и о талантах своих ближних отчетливо отличать от превозношения над ближними своими за их меньшее количество талантов, которое мы видим в данный момент. Потому, как Господь Бог может позволить нам видеть не все таланты ближнего нашего, да и само количество и качество талантов у него может меняться в одну или другую сторону. Кроме того у нас самих наше количество талантов также может изменяться, в том числе из-за нашего превозношения над другими или потому, что часть своих талантов мы закапываем в землю.
Архимандрит Михаил в своем объемистом труде, составленном «на основании толкований Св. Отцов и Учителей Церкви», на этот кусочек Евангелия от Матфея пишет: «Смысл речи … таков: не предлагайте евангельских истин и всего святого людям, нравственно извращенным, нечестивым и злым, чтобы они, не поняв святого и драгоценнейшего, не осквернили его, не смешали с мудрованиями человеческими, не извратили, не насмеялись над ним, и чтобы вам самим избегнуть напрасной погибели от них». «Равным образом “Господь запретил здесь то бесчестие, какое святым словам Господним мы наносим преступлением оных. Следствием сего преступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большею смелостью восстают и на нас и преступающего как бы терзают своими укоризнами и обличениями” (Василий Великий, 5,334).» (Толкование на Евангелие от Матфея. Архимандрит Михаил. М. 1870. [ниже – Архимандрит Михаил]. С. 121).
Господь прямо запрещает предлагать Евангельские истины неверным, тем более сложнейшие богословские вопросы толкования Откровения Иоанна Богослова. А борьба с ИНН вынуждает ревнителей не по разуму давать святыни псам, и метать бисер божественных истин перед свиньями. И результат, плод, конечно же тот, о котором предупреждал Господь 2 тыс. лет назад и святые отцы, объясняющие сокровенный смысл слов Господних для верных: попирают, дискредитируют, опошляют, оскверняют, затаптывают в грязь борьбы «высокие предметы веры Христианской» и дискредитируют и самих борцов и всех христиан в целом. Возбуждаются наши ближние, которых Господь еще не посетил и не одарил верой Христианской, и на нас и на хуление самого Христа. Вот и думайте, Богу угодно ли это дело: бороться с напоминанием всем нам о приближающемся конце мира, о необходимости нам быть с Православной Церковью, прибегая к ее таинствам?
Икона Царя-искупителя Николая Второго
О искупительном подвиге Царя Николая Второго смотри материалы нашего сайта
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью
Особенно необходимы покаяние в измене Помазанникам Божьим (нарушение Соборной Клятвы 1613 года), прославление искупителя этого соборного греха клятвопреступления Русского Народа – прославление искупительного подвига этой измены Царем-искупителем Николаем Вторым, совершенного Им Христу в уподобление и Его славу ради спасения Русского Народа!
Могут ли настоящие старцы дать благословение не брать ИНН? да еще и всем мирянам? А тем более на борьбу с власть предержащими? Они ли благословили (или на них клевещут), а если благословили, то являются ли они старцами[5] или это «иудействующие лжеучители» (св. Феофан Затворник)?
1.2. Господь запрещает насиловать образ Божий ближних наших «бисером нашим» Божественных истин
И еще очень важную заповедь дает нам Господь в этом кусочке Евангелия: не давайте ближним своим ваших богооткровенных крупиц божественной истины, которые вам открыл Господь, если они эти «высокие материи» (их отношение к бисеру истины) пока усвоить не могут. Божествееные истины отвергаются, а за отвержение Истины должно следовать наказание отвергающего – глубины адовы. Поэтому тех, кто своим несвоевременным просветительством может ввергнуть в глубины адовы просвещаемых, Господь Бог, Который желает спасения всех, предупреждает: Я могу попустить, чтобы вас свиньи попрали ногами своими, а псы, обратившись, растерзали вас.
Очень печальная ситуация получается, когда наши родственники не в состоянии вместить Божественных истин, наше насилие над ними будет разрушать, а не созидать семейную соборность. Нам остается только прибегать к таинствам Церкви, может быть чаще, чем другим, и усердно молиться, чтобы Бог укрепил, умудрил и нас и наших близких. Просите, и дастся вам (Мф. 7,7).
Посмотрите, может быть, отвержение христианских истин вашими родными, особенно вашими детьми, является следствием ваших грехов. Например, если ваши дети не почитают вас, своих родителей, дерзят вам, не есть ли это ваш грех в молодости или ныне к своим родителям, к своему мужу, к своему начальнику? Ведь Господь, как в зеркале, обстоятельствами нашей жизни указывает на наши грехи, чтобы мы покаялись, исправились и с помощью Божией начали спасаться.
Господь запрещает (не советует, а запрещает!) насиловать образ Божий ближних наших* «бисером нашим» божественных истин**. Он не на них (за отвержение истины), а на нас (за преждевременное «просвещение») накладывает епитимью: расторгнут вы.
* Так как «Бог по отношению ко всем другим существам есть их Господь, Царь и Владыка», то «можем полагать образ Божий в дарованной человеку, при творении, царственной власти и владычестве над всеми земнородными». (Для внутреннего царства каждого человека – над своими помыслами). «Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в ее разуме, в ее свободе, которые одни дают нам полное преимущество пред всеми животными неразумными». (Мит. Макарий Московский. Православно-Догматическое Богословие. СПб. 1883. Изд. 4. [ниже – Православно-Догматическое Богословие]. Т1. §82. С. 456.)
** «Наперекор совести ничего не должно делать, хотя бы совесть и заблуждалась»[6]. «Да не хулится убо ваше благое (Рим. 14,16). Ты не только не помогаешь брату, говорит Апостол, но заставляешь хулить самый догмат, Божию благодать и дар. Когда ты споришь, упорствуешь, огорчаешь, раздираешь церковь, укоряешь брата, обходишься с ним неприязненно, тогда сторонние хулят церковь. И ты не только не исправляешь, но делаешь противное. Ваше доброе состоит в том, чтобы жить в любви, в братстве, в единении, в союзе, мирно и кротко». (Св. Феофан Затворник. Толкование послания к Римлянам. Паломник. 1996. С. 882.)
Они пока хотят хлеба (земного, душевного), а мы им предлагаем камень (горнее, духовное)*. «Прожорливые свиньи, которые вместо пищи получают то, чего съесть не могут, раздраженные, могут бросится на того, кто раздражил, но не удовлетворил их алчность, и растерзать его». (Архимандрит Михаил. С. 121).
* Святые отцы под хлебом понимают человеческую природу, а под камнем, водой, вином, кровью – Божественную природу Иисуса Христа.
2. Блажен человек, который переносит искушение
Первоверховный Апостол Павел
… Проповедуя Евангелие, благовествую о Христе … я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобресть чуждых закона (1 Кор. 9,18-22). Вот какое руководство дает нам Апостол Павел.
2.1. «Надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия»
Если мы, действуя по руководству Апостола Павла, бываем обличаемы (близкими, духовным отцом, случайными доброжелателями), то вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа: Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18,7). А вспомнив эти слова, нам необходимо понять: наша просветительская деятельность угодна Богу или мы и есть те, кому горе, ибо чрез нас приходит соблазн ближним нашим.
1. Мы пометаем бисер … , а через нас приходит соблазн ближним нашим, то выходит, что нашими действиями «под благочестивым покровом» руководят падшие ангелы, добиваясь разрушения мира между людьми. И горе нам, лучше бы мельничный жернов на шею … (Мф. 18,6). И наши обличители являются нашими благодетелями, которые пытаются удержать нас от служения нашими талантами сатане.
2. Мы выполняем то, что должны выполнять, ибо нас к этому побуждает наша совесть и наш долг пред Богом и ближними нашими. А значит наши обличители являются соблазнителями. Это через них под благочестивым покровом действуют падшие ангелы, пытаясь через «обличителя» соблазнить нас не выполнять то, что должно нам выполнять для Господа, внушая «помыслы ложного смиренномудрия». И если мы эти «обличения» претерпим с благодарением Господу, то получим благодать Духа Святого и за дело, за которое нас «обличают», и за претерпение хулы.
О ложном смиренномудрии Антоний Великий говорил так: «41. Настанет некогда время, – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: «ты по преимуществу находишься в недуге, потому что, не подобен нам». Святитель Игнатий поясняет: «Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками – орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: «неужели ты один – прав, а все или большая часть людей ошибаются!» Возражение – не имеющее никакого значения! всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира этот путь до крайности опустеет». (Отечник. Сост. Епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб. 1891. С. 10-11).